Юрий Никифоров Заведующий научным сектором Российского Военно-исторического общества кандидат исторических наук Юрий Александрович Никифоров: Установка памятника святому равноапостольному князю в Москве не просто необходима. Она поможет нам до конца сформировать принципиальные основы исторической политики России. Существует дискуссионный вопрос: началась ли российская государственность недавно? мы – просто осколок Советского Союза? или у нас есть основания считать себя наследниками тысячелетней истории Руси-Российской империи-Советского Союза? Позиционируем ли мы себя как наследники всех этих периодов через идею преемственности? как те, кто собирается продолжать соответствовать неким базовым ценностям русской православной цивилизации, которая появилась, конечно же, не двадцать лет назад? Что касается проблемы «украинского наследства», то здесь всё просто: мы – граждане России – считаем, что никакой проблемы здесь нет. Крещение Руси – это событие, которое должны праздновать и в Киеве, и в Москве, и в Минске. Это проблема скорее той украиноцентричной версии истории, которая, конечно же, не соответствует адекватным описаниям нашего общего исторического прошлого. Превратить эту историю в поле некоей борьбы хотят именно в Киеве – путём «приватизации» тех или иных героев нашей общей истории, называя их «украинцами» и, тем самым, модернизируя исторический процесс. С точки зрения профессионального историка это – либо фальсификация истории, либо нечто на её грани. При этом любая фальсификация, конечно же, несёт в себе конфликтный потенциал. Но позиция российских историков иной быть не может. Мы не можем объявить себя и князя Владимира «москалями» и кричать: «Мы москали и это звучит гордо!» «Мы русские, и с нами Бог», — как говорил Суворов. И князь Владимир – это одна из базовых фигур общей исторической памяти, которая, хотят или не хотят того наши оппоненты, сегодня объединяет не только россиян, но то, что мы называем «русским миром» в широком смысле». Почему ничего не делается: причуды общественных инициатив в России

http://pravmir.ru/prizrak-svyatogo-vladi...

обязанностей. Это порождало осложнения с епархиальными архиереями, не всегда находившими у Предстоятеля ту действенную поддержку, на к-рую они надеялись, обращаясь в Патриархию, способствовало усилению влияния Совета по делам религий, зачастую вызывало к жизни такие негативные явления, как интриги и фаворитизм. И все же А. был убежден, что в каждый период Господь посылает необходимых деятелей, в период «застоя» необходим был именно такой Предстоятель, как Святейший Патриарх Пимен. «Ведь если бы на его месте оказался кто-нибудь другой, сколько бы дров он мог наломать. А Святейший Патриарх Пимен с присущей ему осторожностью, консервативностью и даже опасением перед какими-либо новациями многое сумел сохранить в нашей Церкви» (Беседы с Патриархом Алексием II). К основной нагрузке управляющего делами у А. с 7 мая 1965 г. добавились обязанности председателя Учебного комитета, а с 10 марта 1970 г.- руководство Пенсионным комитетом при Свящ. Синоде. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении А. участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском мон-ре. Лучшей оценкой трудов А. на посту управляющего делами и исполнения иных послушаний стало избрание его Патриархом в 1990 г., когда членам Поместного Собора - архиереям, священнослужителям и мирянам - вспомнились преданность А. Церкви, талант организатора, отзывчивость и ответственность. В сер. 80-х гг., с приходом к власти в стране М. С. Горбачёва, обозначились перемены в политике руководства, в общественном мнении, изменялось и отношение к Церкви. Процесс этот шел очень медленно, власть Совета по делам религий хотя и ослабела, но все еще составляла основу государственно-церковных отношений. А. как управляющий делами Московской Патриархии, м.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

В молитве святому князю Владимиру, написанной после 1000-летия Крещения Руси, её автор, обращаясь к святому, писал: «Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? ...Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како поклоняются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее». Край Смоленский, имевший в первые десятилетия крещения Руси лишь десятки небольших деревянных храмов, за прошедшее тысячелетие украсился сотнями каменных храмов и десятками монастырей. И хотя десятилетия «безбожной смуты» принесли непоправимый ущерб, на Смоленской земле, как и по всему Отечеству, вновь возрождается Православие. (14) Примечания Иеромонах Даниил (Сычёв) http://www.voskres.ru/history/daniil.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

И далее, сопоставляя, значение рассудка и разума, архиеп. Никанор пишет о засии рассудочности в современном мире: «Много ли пользы принесло человечеству открытие, что луна изрыта потухшими вулканами, а у полюсов на Марсе громоздятся льды, как и на земле? Или что масса солнца весит столько-то пудов, а плотность земли у центра земного шара достигает такой-то величины? Но усилие, хотя и бесплодное, современной философской ученой и дилетантской интеллигенции отрешить умы всего человечества от внушений внутреннего чувства и идеального разума, – оно не только превратно, но и гибельно… Оно изгонит, как и изгоняет из мира всякую возвышенную любовь и самоотвержение, всякую надежду, всякую поэзию, всякие идеалы жизни. Оно понизит не только общий душевный, но и умственный уровень. Оно принизит род людской до одичания…» И проблема тут не в том, что внешнее, рассудочное познание порочно, но порочно увлечение им при забвении внутреннего чувства истины, совести. И вот именно таким подвижником верующего целостного разума, дающего истинное видение порядка вещей архиеп. Никанор считает кн. Владимира, который и перешел от увлеченности «внешней», языческой стороной жизни к истине, «наметившей на века и тысячелетия развитие судеб русского народа, а с ним развитие судеб и многих других народов мира как в Европе, так и в Азии». И тут прежде чем перейти к изложению третьей идеи, лежащей в основе оценки св. князя Владимира архиереем-философом, надо сказать, что архиепископ Никанор изменил бы своему стилю проповедования, если бы он не связал события крещения Руси не только с историей России, но и с современными для его слушателей событиями, а именно событиями памятной для Севастополя Крымской войны 1853–1856 гг. Именно с этим связана третья идея поучения – историософская. Ведь то будущее Руси-России, которое прозревает без рассуждения князь Владимир, это – история утверждения в выбранной вере через многовековые конфликты и примирения с народами, исповедующими те веры, которые отвергает князь Владимир. При этом один из важнейших конфликтов, который наблюдает и сам архиеп. Никанор, и его современники, да и мы с вами, – это конфликт с Западом, с западноевропейской цивилизацией:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

С давних времен в русском языке сложилась своя иерархия, как сложилась она в государстве, церкви, семье, армии. Высшим уровнем языка в этой иерархии с конца X века, со времени Крещения Руси, стал церковнославянский язык, до наших дней остающийся богослужебным языком Русской Православной Церкви. Славянская азбука – кириллица – стала на Руси основой для возникновения книжности. М.В. Ломоносов со всей убежденностью утверждал, что русский язык не будет подвержен упадку, «коль долго Церьковь Российская славословием Божиим на славенском языке украшатися будет». Церковнославянский язык для русского человека является родным языком. Примечательно, что когда я задала второклассникам, начинающим изучать кириллицу, вопрос: «Иностранный или родной язык – церковнославянский?» – они уверенно ответили: «Родной». А на вопрос: «Почему?» объяснили: «Потому что на нем служат в церкви, потому что мы читаем Евангелие на этом языке, молимся на нем». На протяжении целого тысячелетия этот язык формировал русскую языковую личность, русскую культуру и литературный язык. По мнению исследователей, русский литературный язык является прямым преемником староцерковного славянского языка, созданного святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в качестве богослужебного языка для всех славян. Церковнославянский язык был, как отмечал академик В. В. Виноградов , «национализирован русской культурой и, будучи священным языком… постоянно обогащает, развивает народную речь». Посредством церковнославянского языка наш русский литературный язык примыкает к греческой византийской и античной языковой традиции. Н.С. Трубецкой отмечал: «Сопряжение церковнославянской и великорусской стихии, будучи основной особенностью русского литературного языка, ставит этот язык в совершенно исключительное положение. Трудно указать нечто подобное в каком-нибудь другом литературном языке». Языковое различие между бытовым, земным, материальным – с одной стороны, и возвышенно-духовным, небесным – с другой, складывалось постепенно, естественно и закономерно. И это самым прямым образом связано с тем, что небесное и земное строго разделяются в русском самосознании. Языку бытовому, разговорному, а тем более просторечному всегда соответствовала и бытовая, обыденная, сниженная сфера применения. Образно говоря, если церковнославянский был горним языком, то русский разговорный, просторечный – дольним. Эта иерархия отразилась и на всем укладе русской жизни и на самом смысле ее.

http://azbyka.ru/sam-neobyknovennyj-yazy...

«У меня нет никаких сомнений в том, что единство православия должно стать надежной основой единства украинской нации, гармонии во взаимоотношениях всех религиозных общин нашей страны. Я убежден, что общими усилиями мы преодолеем непонимание и неурядицы, укрепим согласие в наших делах и веру в наших сердцах», - сказал Ющенко, добавив, что, по его мнению, дни празднования будут использованы для поиска межцерковного согласия, «достижения большей толерантности в тех вопросах, где еще такой толерантности мы не наблюдаем». По его словам, всеми цивилизационными успехами и достижениями национальной и европейской идентичностью украинцы обязаны «судьбоносному выбору», который в 988 году был сделан в результате крещения Киевской Руси князем Владимиром. «Это общий праздник всех христианских конфессий, каждая из которых на Украине является наследником крещения 988 года. Этот праздник объединяет нас всех. Это праздник всех граждан нашей страны, независимо от их религиозных взглядов. Ведь все мы - единый и соборный украинский народ. Мы вместе строим нашу общую Украину, демократическую, развитую, богатую и материально, и духовно», - отметил Ющенко. Глава государства убежден, что празднование годовщины крещения станет прекрасной возможностью «осмыслить пройденный нами тысячелетний путь, нашу роль в истории Европы и мира». «Мы с гордостью осознаем, что именно из стольного Киева свет православия распространился на безграничные территории, заселенные восточными славянами, выведя их на историческую сцену и определив их дальнейшую судьбу на сотни лет вперед», - отметил он. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Александр 17 августа 2021, 08:25 Вячеслав, Апостол говорит - " Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными " . Вы же именно тем и занимаетесь и оправдываете это тем, что дескать неверные, которые насаживали научный атеизм, взрывали храмы, гнали и убивали верующих, дали какое то там бесплатное образование, медицину, мифическое равенство. Но Апостол не говорит - ищите равенства и расцвета культуры. Он говорит - " выйдите из среды их и отделитесь " .Вы же пишете не как христианин, а как иудеи, которые хотели мирского величия и земных благ Израилю, за что и были рассеяны. Так же рассеяны и советские. другой Андрей 16 августа 2021, 22:06 Ненависть народов всех сторон света к России несомненно имеет духовные истоки, но " копать " следует всё же глубже наследия Византии. Пожалуй, даже до эпохи от праведного Ноя до разделения языков. Понятное дело, что сведений мало и потому можно поспорить о Мадае или Дадае, да больно уж много общего просматривается в войне Троянской и нашествиях Германариха, Наполеона, Гитлера, а и ныне только ядерное оружие тормозит процесс. Впрочем, монголы тоже едва ли удумали что либо более оригинальное чем гунны, угры, авары, сарматы (?) и прочие. В веках и тысячелетиях менялись технологии, но не суть происходящего. Древний спор славян между собою - особая статья. Галина _ Вячеславу 16 августа 2021, 14:47 Окончила школу в 79-м с огромной благодарностью учителям. Училась в начальной, потом в восьмилетке, в средней в городе, ближе добираться. И на бричке в школу ездила, и на грузовике, и даже на танке, но больше пешком. Наши учителя в самых никудыщних школяров вложили главное – любознательность. Вы не уловили иронии в коментах, попытки сказать, что и в наше время много перекосов. Конечно, каждый автор привносит свое, но история Руси не с Крещения начиналась. Если с Крещения, то кого крестили? Откуда эти люди¸ которых крестили, взялись и почему их так не любят европейцы? Вот так раз – и русофобия? Исторические процессы глубоки. Романовы, хоть на русском троне, а немцы, они в Европу устремлялись.

http://pravoslavie.ru/141074.html

Я пришел в кабинет. Врач задавал какие-то ничего не значащие вопросы, а потом вдруг спрашивает: «Вот вы крест носите, это что значит? В Бога веруете?» Это было осенью 1986 года. Перестройка ещё только брезжила и страхов было море. Я струсил: «Ну знаете, – начал юлить, – да это так, не серьёзно». Врач пристально посмотрел на меня и стер карандашный крестик ластиком. Я вышел из кабинета охваченный одновременно облегчением и стыдом. Меня не пытали, не унижали, но я так смутился простым вопросом, так легко отступил от того, что на самом деле дорого мне, что понял тогда впервые: христианином даже называться не совсем легко. Когда моя срочная служба закончилась, а тогда шел уже 1988 год, страна торжественно и широкого отмечала Тысячелетие Крещения Руси. И сразу после увольнения из армии меня повлекло в храм. Понятно, что общий религиозный подъем, массовые крещения по всей стране, сыграли свою роль. Но именно тогда я ясно осознал, что воспитываясь на христианских основах, сути не разумел. Вроде верующий, но по вере не живу, нет в моей жизни сообразованности с Богом. Этот вопрос встал передо мной со всей очевидностью и требовал решения. Я метался, переживал, пока не понял, что есть два пути. Либо остаюсь на прежних позициях и имею вид верующего человека, который эпизодически заходит в храм, иногда исповедуется и причащается. Либо берусь и принципиально что-то в жизни меняю, чтобы соответствовать имени христианина. Начал активно читать Евангелие, которое раньше слышал в пересказе мамы. Находил богословскую литературу, искал общения со сверстниками, с людьми в религиозном отношении продвинутыми. Во мне стала постепенно происходить не только внешняя перемена, но я пробовал в мыслях и поступках попытаться соответствовать призыву Господа и быть христианином по-настоящему. И чем больше старался, тем очевиднее становилось, что быть христианином «от и до»  невероятно трудно, если не сказать, что почти невозможно. Прошло много лет. Учился в Свято-Тихоновском Богословском Институте, Коломенской семинарии, стал священником, но в жизни вновь возникают ситуации, которые могут показаться малозначительными, бытовыми, на первый взгляд мало имеющими отношения к духовной жизни. Однако все они – о евангельском выборе, о «да» или «нет».

http://pravmir.ru/hristianinom-byit-nepr...

Так было ли возрождение? Мы догоняли США по выплавке чугуна на душу населения – а надо было, как оказалось, следить за производительностью микропроцессоров. И сегодня естественно задать вопрос: вот этот «план по валу» крещений-венчаний-отпеваний не следовал ли той же самой модели? 5 октября, 2011 Мы догоняли США по выплавке чугуна на душу населения – а надо было, как оказалось, следить за производительностью микропроцессоров. И сегодня естественно задать вопрос: вот этот «план по валу» крещений-венчаний-отпеваний не следовал ли той же самой модели? Андрей Десницкий 20 лет свободы Церкви С чего началась свобода вероисповедания в СССР, я помню хорошо. Шел 1988 год, шумно отмечалось тысячелетие крещения Руси… Я служил тогда в армии, и однажды старшина конфисковал у меня карманный Новый Завет. Грозил всяческими карами, передал его замполиту батальона, тот – замполиту полка… А замполит полка запросто вернул его мне, сказал только два слова: «Теперь можно». Старшина был очень удивлен! Никогда не забуду и это удивительное ощущение от первых литургий в нашем храме в середине девяностых, еще в подвале, из которого и сам выносил вчера носилки с мусором… Всё было временным, зыбким, неустроенным – но Царство Небесное сияло сквозь эту разруху и нищету в каждом жесте и слове, в каждой улыбке. А потом всё постепенно наладилось… но и это ощущение невозможного чуда куда-то отошло, его место занял привычный распорядок. Это тоже естественно, как на смену первым свиданиям приходит проза семейной жизни. Рассуждать о глобальных общественных сдвигах очень сложно. Во-первых, каждый свидетель видит лишь свою часть картины. Во-вторых, тут неизбежны оценочные суждения: что одному покажется стабилизаций, другой назовет застоем, что для одного революция, для другого – смута. Ну, и слишком уж легко тут давать рецепты: а вот если бы тогда послушали, что я говорю теперь, и сделали всё наоборот… И так разговор уходит от реальности к каким-то резонерским конструкциям, которых никогда не было на свете, а может, и вовсе не могло быть.

http://pravmir.ru/tak-bylo-li-vozrozhden...

Парадоксально, но денежные поступления церквей в отличие от треб, напротив, стабильно росли. В начале 70-х среднегодовой суммарный доход церквей составлял 600 тыс. руб., в начале 80-х – 830 тыс. руб. (больше на 40%). Динамика денежных расходов церквей Иркутской области (в тыс. руб.) 1975 г. 1980 г. 1985 г. На содержание духовенства – исполн. органов – хоров – обслуж. персонала На ремонт зданий На приобретение «предметов культа и религиозной литературы» нет данных Отчисления в Епархиальное управление Отчисления в Фонд мира Всего: Как видно из таблицы, на 25% возросли расходы на содержание хоров и обслуживающего персонала, существенно увеличились расходы на ремонт зданий (на 65%), взносы в епархиальное управление (на 70%). В то же время несколько уменьшились (на 7%) расходы на содержание духовенства. Порядка 5-7,5% расходов составляли отчисления в Фонд мира. Согласно данным иркутского уполномоченного из отчета за 1985 г., в Иркутской области в это время служили 18 священников, 5 дьяконов, 4 псаломщика. Из них клириков до 40 лет – 17 человек, 41-60 лет – 8 человек, старше 60 лет – 2 чел. По образованию священно– и церковнослужители распределялись так: высшее светское – 3, среднее – 18, н/среднее – 4, начальное – 2. Духовное высшее – 2, среднее – 7, начальное – 18. Заочно проходили учебу: в МДА – 2 человека, в МДС – 2 человека. За 1984 г. был рукоположен 1 человек. Вакантными было 5 мест. Более половины клириков – западные украинцы. В церковных двадцатках, согласно этому же отчету, насчитывалось 284 человека, 90% – пенсионного возраста. Все члены церковных советов, 13 из 14 старост, 77% хористов (110 человек) являлись пенсионерами . Отмечался острый дефицит религиозной литературы, единственным доступным изданием в храме являлся приходской экземпляр Журнала Московской Патриархии. До празднования тысячелетия Крещения Руси оставалось уже 2-3 года, но ситуация практически не менялась, за исключением того, что удавалось зарегистрировать отдельные новые храмы (в Петропавловске-Камчатском и Дальнереченске Приморского края в 1985 г., в г. Кяхта БАССР – в 1987 г.). По–прежнему крещения с записью фамилий родителей регистрировались в журналах, которые время от времени проверялись. Колоссальные церковные средства продолжали уходить в Фонд мира. В прессе встречались враждебные статьи о церкви.

http://pravoslavie.ru/44165.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010