История Нового года Как появились Дед Мороз и Снегурочка 19 декабря, 2012 Как появились Дед Мороз и Снегурочка Интересные факты о зимнем празднике. Древние традиции празднования нового года Традиция праздновать Новый год очень древняя. Ее зарождение относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Оно связано с Месопотамией, где в марте отмечали весеннее пробуждение природы. Праздник длился несколько дней, люди в это время не работали, гуляли и веселились. Позже греки, египтяне и римляне тоже начали отмечать наступление нового года. В Древнем Риме, примерно в V в. до н.э. появился праздник в честь бога Сатурна — покровителя земледелия, садоводства и обращения времен. Он также считался защитником страждущих. Во время Сатурналий (таково название этого праздника) римляне играли в азартные игры, дарили друг другу подарки, развлекались. На границы в эти дни объявлялось перемирие. Хозяева старались хорошо накормить своих слуг, исполнить их желания, чтобы угодить богу Сатурну. Считается, что Сатурналии положили начало современным новогодним традициям: особым угощениям, подаркам родным и близким, а также стремлению в эти дни помочь нуждающимся. Считается, что наступление Нового года стали отмечать 1 января только со 153 г. до н.э. Позже эта дата получила свое отражение в календаре, который утвердил Гай Юлий Цезарь. История Нового года в Китае Своеобразно отмечали Новый год в Древнем Китае. Этот день назывался Праздником весны и отмечался во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Каждый раз он выпадал на разные числа: между 21 января и 20 февраля. Китайский Новый год до сих пор ассоциируется с красными фонариками, которые развешивают на деревьях, оградах и фейерверками. Издавна считалось, что красный цвет и шум отпугивают чудовище по имени Нянь («Год»). В наши дни китайцы отмечают не только традиционный, но и обычный Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Китайский Новый год сейчас популярен во всем мире. Новый год на Руси На Руси наступление нового года в языческие времена связывалось с окончанием зимы. После Крещения Руси приход нового года отмечали 1 марта, что было связано с началом полевых работ, а позже — 1 сентября, когда начинался сбор урожая. Праздновать Новый год 1 января в России начали только в 1699 года. 20 декабря 1699 года царь Петр I издал указ, по которому наступление нового года начали отмечать 1 января по образу и подобию европейских государств. По этому указу полагалось в знак веселья палить из пушек и зажигать «огненные» потехи.

http://pravmir.ru/istoriya-novogo-goda/

Исповедные вопросы, помещавшиеся в древних требниках, в значительной степени отражают быт и нравы древней Руси. Среди древнерусских женщин было немало волшебниц. То же было и в последующее время» с. 223–225]. Это было связано с тем, что язычеством долгое время был пропитан весь быт и уклад жизни многих русских людей. Это отразилось на женщине, религиозной от природы, которая хранила и таила свои родные святыни долго и после того, как официально и открыто стало исповедоваться христианство . Мы не так давно отметили тысячелетие Крещения Руси, а в народе, даже православном, можно слышать отголоски древней языческой поры: верят, например, в счастливые и несчастливые дни, сны и тому подобное. Чаще всего эти предрассудки исходят от женщин, у которых нет правильного понимания христианских истин, а присутствует суррогат, смесь веры и суеверия. В большой степени способствуют распространению лжеверы пресса и телевидение, которые публикуют и показывают хиромантов, «прорицателей», «исцелителей», а люди в свою очередь легко, не думая, поддаются на такого рода обольщения и идут на контакт с «необыкновенными знахарями». Отсюда последствия: язычество на Руси процветает. Что толкает женщину в дебри язычества, в чём причина этого явления? «У женщины сильнее и впечатлительнее воображение: издревле в них чтился внутренний священный дар предвидеть будущее. Женщины являлись жрицами и прорицательницами. Точно также сомнабулизм 3 встречается по большей части среди женщин. Можно понять и то, почему волшебное искусство являлось преимущественно уделом старых женщин: умерши для любви и для труда, они могли всецело погружаться в тайны чародейства» с. 153]. Священнику как никому другому на приходе придётся сталкиваться с подобными фактами. Что пастырю советовать таким женщинам? Если будут прямые улики на какую-либо из женщин, занимающуюся чародейством и волшебством, то священнику необходимо на первый раз сделать предупреждение: «Идолослужение, волшебство» правды Божией не творит – поступающие так Царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Пусть красуется некогда великий Новгород новым своим памятником тысячелетия Руси, который мысленно возводит нас ещё к языческим её временам, по слову летописца Нестора: «откуда пошла земля русская». Древняя матерь городов наших, стряхнув с себя прах своих развалин, утешительнее напомнит нам эпоху духовного возрождения нашего, и этот скромный крещальный памятник равноапостольного послужит свидетельством девятисотлетнего христианства Руси, которая с того только времени и получила свою самобытность. В Новгороде будут с изумлением смотреть на благолепные изваяния роскошного памятника, где вся наша история представлена в лицах, и великие её деятели обозначают собою различные грани сей тысячелетней славной летописи, которой начальный свиток в руках мудрого Нестора. Здесь же в смиренном Киеве, иной Нестор, глаголемый некнижный, почиющий также в пещерах, не словом летописи, но духом молитвы, повлечёт благоговейных чтителей священной старины, к бывшему устью Почайны, откуда действительно пошла земля русская, возрождённая в этом Иордане. Мимо всех событий минувшего, каждый чувствует тут духовное родство своё с просветителем Руси, по внутреннему сознанию своего христианства, – ибо это все духовные его дети, которых ему дал Бог , по слову псаломному, как и те двенадцать сыновей, которых он крестил в этой купели. Собственное его исцеление от слепоты не только духовной, но и телесной, в водах крещения, освятило давним преданием и сию купель, что здесь болящие глазами получают прозрение, если только умоются в водах источника до восхождения солнца. Благоговейное чувство к сему кладезю, переходящее безотчетно от отцов к детям, бесчисленными стопами богомольцев пробило девятисотлетнюю стезю в горах киевских на источник Владимиров: – сюда текут волны народные, не считая годов и столетий, мимо протекших со всеми их бурями и многое стерших с лица земли: – ибо у Господа день един как тысяча лет, и тысяча лет как единый день, символ же христианства – вечность, без различия времени. От источника поднялись все три крестные хода: Старокиевский, Печерский и Подольский на возвышенную террасу, где стоит иной гражданский памятник святому Владимиру – громадное бронзовое его изваяние на высоком пьедестале, господствующее над долиною Крещатика, бывшим устьем Почайны и привольным течением Днепра.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры восполнения духовно-нравственной составляющей общего среднего образования, православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях. Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью. Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, святым равноапостольным князем Владимиром. За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М. В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения. Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К. Д. Ушинским , полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России. В первые послереволюционные годы (1918–1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.). Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви. При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Новый закон «Об образовании» 1992 г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание дошкольных и общеобразовательных учреждений, что положило начало их формированию при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

258 Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 220, 226–227. 259 Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. Изд. 2-е. М., 1991. С. 106–107; Бибиков М. В . Byzantinorossica: Свод византийских источников о Руси. М., 2004. Т. 1. С. 87. 262 Там же. С. 56–57 и прим. Обзор точек зрения на хронологию вопроса см.: Сахаров А. Н. Указ. соч. С. 128–130. 263 Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. М., 1970. Т. 1. С. 38–41; Сотникова М. П. Древнейшие русские монеты вв. Каталог и исследование. СПб., 1995. С. 107–108, 192–198. 264 Добровольский И. Г., Дубов И. В., Кузьменок Ю. К. Граффити на восточных монетах. Л., 1991. С. 22, рис. 28 (стяг) и 33 (двузубец). 265 Белецкий С. В. Знаки Рюриковичей. Часть первая: вв. СПб., 2000. С. 11–19, 40–54. Там же библиография вопроса. 266 Интерпретацию речи князя как библейского заимствования см.: Данилевский И. Н. Повесть временных лет. М., 2004. С. 163–168. 270 Лев Диакон. Указ. соч. С. 71–72, 76. Обзор точек зрения на происхождение этого имени у Льва см.: Рыдзевская Е. А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи//Она же. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв./ДГ за 1978 г. М., 1978. С. 206. 272 Лев Диакон. Указ. соч. С. 82–83; Ioannis Scylitzae Synopsis Historiarum/Rec. Thurn I. Berolini; Novi Eboraci, 1973. P. 310. 274 Назаренко А. В. Русь и Германия в 70-е гг. X в.//Russia Medieaval is. 1987. Т. 6, Ч.1. С. 38–89; Он же. Русь и Германия в IX-X вв.//ДГ за 1991 г. М., 1994. С. 99–131; Он же. Древняя Русь... С. 356–371. 276 А. В. Назаренко полагает, что это успел сделать Ярополк в конце своего правления, но при всех обстоятельствах это не могло произойти раньше чешско-немецкой войны 977 г. 277 Флоря Б. Н. Христианство в Древнепольском и Древнечешском государствах//Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 190–198, 206– 207. 278 Thomson F. J. The Bulgarian Contribution to the Reception of Byzantine Culture in Kievan Rus’: the Myths and the Enigma//Proceedings of the International Congress Commemoratingthe Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P. 232–233, note 110. Там же библиография вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обзор оценок личности и творчества преподобного Иосифа Волоцкого, высказанных в научной и публицистической литературе прошлого и настоящего, предпринят в работе: Зуев А. «Оценка литературных трудов преподобного Иосифа Волоцкого в церковной и светской историографии»/Диссер. на соиск. уч. степ. кандидата богословия. Сергиев Посад: МПДА, 2004. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 3: Национализм и общественное мнение. Вып. 1. СПб., 1901. С. 51. Пыпин А. Н. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский//Вестник Европы. 1894. Кн. 6; Довнар- Запольский М. В. Московские гуманисты и обскуранты XVI в.//«Москва в ее прошлом и настоящем». Т. II. М., б. г. [отд. оттиск]. Denisoff E. Aux origins de l " eglise russe autocephall//Revue des etudes slaves. Paris. T. XXIII, f. 1-4, 1947. С. 83-87 (По изложению в кн.: Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель//Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 24); Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., Юрид. Лит., 1981. С. 81. Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущова «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1870. С. 25. Костомаров Н. И. Рецензия на соч. И. Хрущова//«Вестник Европы». 1868. Т. II. Кн. 4. С. 969-972 (стб. 958-976). Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л., 1970. С. 60. Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - первой половины XVI вв. Л., 1979. С. 50-51. Лурье Я. С. К вопросу об идеологии Нила Сорского//ТОДРЛ. Т. XIII. М.; Л., 1957. С. 209 - 213; Он же. Русские современники Возрождения. Л.: Наука, 1988. С. 116-118. Алексеев А. И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV - начала XVI вв. СПб.: Алетейя, 2002. С. 182. Питирим (Нечаев), митр. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий//Тысячелетие крещения Руси/Сб. материалов. М., 1989. С. 75-85. Кожинов В. В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 433-464. Комментарии ( 1): Иеродиакон Павел (Дудоров)., Нижний Новгород

http://bogoslov.ru/article/362342

Тем, кто слышит от врагов Православия, что Русь будто бы крещена насильно, следует вдуматься, как вся тысячелетняя история христианства на Руси показала, что народ русский ни разу не захотел отказаться от Православной веры, даже под игом Орды, когда были условия для сулившего выгоды перехода в иную религию. Это очевидное доказательство добровольного принятия православной веры всей народной душой. Именно православная вера помогла сохранить единство русского народа под долгим и жестоким ордынским игом и укрепить народ для возрождения. После принятия Православия на Руси начался подъем культуры, Русь сделалась сильным государством, распространилась грамотность в народе. На Русской земле появилась небывалая храмовая архитектура, которой мы гордимся и сегодня. Со всего мира приезжают к нам люди посмотреть на древние каменные храмы, украшенные удивительными фресками и прекрасными иконами. В монастырях процветала учёность, писались летописи, там умели лечить больных, грамотно вести сельское хозяйство. Во времена неурожая и народных бедствий монахи делились с народом зерном, накопленным в монастырских закромах. Православное священство играло особую роль на Руси и быстро заслужило уважение, как у народа, так и у знати. Священство стало учителем нравственности, спасающей жизнь народа. Епископы мирили ссорящихся князей. Священник сделался главным советником и воспитателем русского народа, и народ благодарно назвал его «батюшкой». Священник принимал участие в жизни и судьбе каждого верующего от его рождения, когда крестили новорожденного; в течение его жизни, приобщая к евангельским знаниям, наставляя на путь спасения вечной души, давал христианские советы для решения жизненных проблем, молился за своих духовных чад, призывая Божию помощь своей пастве. Очень важную роль играл священник в семейном воспитании, уча родителей правильно воспитывать детей, примиряя ссорящихся, наставляя всех евангельской проповедью. Укрепляя в людях веру в Бога. (А кто сегодня научит молодую, неопытную семью спасительному воспитанию детей?)

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/04/...

К началу второго тысячелетия нашей эры у исконно христианского населения Византийской империи дети принимали крещение в младенческом возрасте по вере родителей и восприемников. Исключение составляли дети-сироты, по тем или иным причинам в младенчестве лишившиеся родителей и не имевшие восприемников, которые могли бы подтвердить факт крещения этих младенцев. По линии церковной благотворительности эти дети определялись в сировоспитательные дома и по достижении отроческого возраста принимали крещение. Кроме того, в условиях многоэтнического состава населения империи, где некоторую прослойку его составляли нехристиане, а также существования наемного войска из варваров (так называли византийцы иноземцев-язычников), всегда оказывались лица, желающие принять христианство . То же явление наблюдалось и в соседних с Византией странах, принявших христианство, – в Болгарии, Моравии, Чехии и в Киевской Руси. После крещения Руси равноапостольным Владимиром собственно христианское население составляли жители Киева, Новгорода, Ладоги, Пскова; периферии этих городов оставались языческими 188 . Что же касается земель с прослойкой инородческого населения – Белозерья, Ростовской, Суздальской, Муромской, Рязанской, то они вместе с их городами-центрами оставались языческими до второй половины XI века 189 . Таким образом, моления об оглашаемых и просвещаемых в то время еще не утратили своей актуальности. Сохранились византийские и славянские литургические памятники, непосредственно касающиеся подготовки к принятию крещения, причем в некоторых еще сохранились следы более раннего времени, например, указание оглашаемым снять свои одежды, а затем одеться и обуться, что в действительности имело смысл в тех случаях, когда завершение оглашения происходило непосредственно перед совершением таинства крещения. В так называемом Дрезденском списке устава Великой константинопольской церкви, датируемом первой половиной XI века 190 , приводится обращение катехизатора к присутствующим в храме в Неделю Православия относительно желающих пройти катехизацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В период государственного атеизма лишь в «Журнале Московской Патриархии» публиковалось то, что в ту пору нигде не могло быть опубликовано, – и во многом благодаря стараниям Владыки Питирима. В условиях богоборческого режима порой это казалось каким-то чудом. Уже в те годы, заблаговременно, Владыка Питирим стал говорить во всеуслышание о предстоящем тысячелетнем юбилее Крещения Руси. В преддверии юбилея стало возможным заметно активизировать работу Издательского отдела. По инициативе митрополита Питирима отдел выпустил несколько изданий Библии и Нового Завета. Издать Библию было его давней, как он сам говорил, «детской мечтой». Ведь нескольких десятков лет Священное Писание было запрещенной книгой. Был издан ряд богослужебных книг (в том числе Минея праздничная, Триодь постная и Триодь цветная, Служебник и Требник, многотомная «Настольная книга священнослужителя»), обеспечивших нужды Церкви на несколько десятилетий вперед. «Подготовка к 1000-летию Крещения Руси была для нас временем подведения итогов исторического пути Русской Церкви, – вспоминал Владыка Питирим. – Очень важной считали мы тему служения Церкви и отечеству низшего церковного слоя: священников, диаконов, причетников, за 1000 лет своим неослабным трудом накопивших тот неизмеримый духовный опыт, которым мы живем сейчас». Надо подчеркнуть, что Владыка был незаурядным, очень вдумчивым и взыскательным редактором. Он умел заметить и исправить то, что на первый взгляд выглядело вполне приемлемым, «проходным». Или обозначить пунктиром, в ремарках, что надо исправить, как доработать тот или иной текст. Почерк у него был весьма неразборчив – ремарки и резолюции приходилось просто «расшифровывать». Владыка был строг, но отнюдь не суров с подчиненными. Он смотрел глубоко в душу человека. Не раз удивляла его проницательно-настороженнная «снисходительность» к приходящим со стороны льстецам и хитроумным (мягко выражаясь) кураторам. Все это объяснялось текущей конъюнктурой и искусной дипломатией, без которой в то время обойтись было нельзя. А на похвалу по отношению к своим сподвижникам и помощникам он был скуповат. Но если такая похвала звучала из его уст – это была воистину похвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

– А со студентами эти вопросы обсуждали? Или с однокурсниками, когда сами были студентом?  – Нет. Понимаете, учеба в медицинском институте требует столько времени и сил, что на что-то другое времени почти не остается. Во всяком случае, у меня не оставалось. Может, конечно, это только я такой ненормальный, но я с четырнадцати лет рос с бабушкой и дедушкой, потому что умерла моя мама, они уже были пенсионерами, и я понимал, что мне некогда расслабляться, искать себя, а надо как можно скорее вставать на ноги. Поэтому после восьмого класса я пошел в медицинское училище, чтобы получить специальность. Быть медиком я уже хотел, но решил, что неизвестно, поступлю ли в институт (конкурс тогда во все мединституты был большой), а учатся там шесть лет, потом еще ординатура. Правда, училище закончил с красным дипломом, который тогда приравнивался к золотой медали, поэтому для поступления в институт мне достаточно было сдать на пятерку первый экзамен – биологию. Сдал, поступил, но тогда с дневного отделения брали в армию, и меня призвали той же осенью, а через два года я вернулся на первый курс. В армии среднее медицинское образование пригодилось – был санинструктором отряда, – но знания большинства общеобразовательных предметов за два года из головы выветрились, а вернулся я домой в начале ноября, когда уже два месяца шли занятия в институте. Большинство ребят после армии взяли академку, но я решил не терять еще год, а срочно наверстывать то, что пропустил. Это я к тому рассказываю, что учеба отнимала почти всё время. Интересно было учиться, и жизненные обстоятельства мобилизовали меня. И с однокурсниками в основном обсуждал то, что касалось учебы. Не помню, чтобы мы обсуждали мировоззренческие вопросы. – Вы когда вернулись из армии?  – В 1986 году. – Уже началась перестройка, через два года официально отпраздновали Тысячелетие Крещения Руси. Наверное, так называемого научного атеизма у вас в институте уже не было?  – По-моему, какой-то рудимент научного атеизма оставался: экзамен мы уже не сдавали, но несколько занятий было, и на одно из них, представьте, преподавательница пригласила священника – надеялась, что будет дискуссия. Это уже после Тысячелетия Крещения Руси происходило, кажется, в 1990 году, но всё равно было в новинку. Пришел к нам отец Валентин Асмус . Встретили мы его заинтересованно, а провожали чуть ли не стоя, аплодисментами. На следующем занятии преподавательница нам выговорила: «Что же вы не дискутировали?» А с чем дискутировать? Он рассказывал интересно, убедительно, на все наши вопросы ответил. Вот такой момент вы мне напомнили.

http://azbyka.ru/way/kirill-rodionov-sta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010