Они смеются: — Ну ты, Агафонов, заливать мастер! После сдачи экзаменов сидим в семинарской столовой, а у самих от волнения аппетит пропал, знаем, что после обеда списки поступивших вывесят. Мне ребята два пальца показывают. Я думаю, что это может значить? Неужто двойку получил? Вроде бы, не должно, все же экзамены сдал неплохо. Бежим наверх списки смотреть. Прочитал весь список, но своей фамилии не нашел. Потом другой список просмотрел, где кандидатов отмечают, которых могут в течение года вызвать на место отчисленных семинаристов, и там меня нет. Отошел огорченный. Мне друзья кричат: «Агафонов, ну куда ты смотришь? Вот твоя фамилия. Тебя сразу во второй класс зачислили». Точно, подхожу и вижу небольшой списочек зачисленных во второй класс. Моя фамилия — там. Дивны дела Твоя, Господи. Историческое событие Наступил 1988 год, тысячелетний юбилей крещения Руси. В воздухе носилось чувство перемены в отношении к Церкви в нашем безбожном государстве. Во всяком случае, пресса стала активно муссировать тему: отмечать или не отмечать эту дату? Большинство выступлений было за то, чтобы не отмечать: мол, это дело церковников, а государству до таких событий, как крещение Руси, по барабану. Вдруг, как гром с ясного неба для наших властей, международная организация ЮНЕСКО принимает решение праздновать крещение Руси как событие всемирного значения в ста странах мира. Тут сразу в Кремле зачесались, и чаша весов стала склоняться в пользу участия государства в праздновании юбилея. То ли в феврале месяце, то ли в другое время — сейчас точно не помню — выхожу я под вечер из регистратуры Казанского собора во двор, подходят ко мне трое молодых людей и спрашивают: где можно увидеть отца настоятеля? В это время вышел настоятель протоиерей Алексей Машенцев, и я его подвел к ним. — Какие проблемы, молодые люди? — спрашивает он. — Мы хотим пригласить Вас в научно-исследовательский институт сельского хозяйства, — отвечают они, — чтобы Вы выступили в нашем молодежно-дискуссионном клубе. А надо оговориться, что публичное выступление священника вне стен храма было запрещено законом. За это можно было лишиться регистрации уполномоченного, тогда уж ни в какой епархии Советского Союза не устроишься. Отец Алексий это прекрасно знал, поэтому он, дипломатично сославшись на нехватку времени, отказал молодым людям. Те отошли явно огорченные. Не меньше их расстроился и я — такая возможность, о которой мы и мечтать не могли. И я решился — была не была. Дождавшись, когда отойдет отец Алексий, я догнал молодых людей и говорю:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Существенный сдвиг в государственной вероисповедной политике произошел только в 1988 г. Вплоть до 1988 г., когда должно было отмечаться 1000-летие Крещения Руси, оставалось неизвестным, в какой мере РПЦ и другим христианским религиозным организациям будет дозволено осуществить празднование. Пропагандистские структуры КПСС готовились к усилению атеистической пропаганды, к «разоблачению фальсификаций истории церковниками». Встреча президента СССР М. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода состоялась 29 апреля 1988 г. Высшим руководством страны было принято решение о проведении празднования тысячелетия Крещения Руси как крупнейшего историко-культурного события. Именно в этом году происходит существенная перемена модели государственной вероисповедной политики. Несмотря на то, что вплоть до 1990 г. не происходит перемен в законодательстве и остаются неизменными структуры Совета по делам религий, перемена идеологической позиции власти (ценностно-целевой компонент модели) находит выражение в практической деятельности органов государства (функциональный компонент). Наиболее убедительно это доказывается статистическими данными, показывающими, что с 1988 г. число ежегодно регистрируемых религиозных организаций возрастает на порядок, т. е. в 10 раз. Советское законодательство фактически предоставляло органам государственной власти по своему усмотрению решать вопрос, удовлетворять ли прошение о регистрации религиозной организации или отказывать в нем. Если ранее доминировала «установка на отказ», то теперь курс политики изменился. Можно сделать вывод о том, что изменение двух компонентов структурной модели означало качественное изменение государственной вероисповедной политики в целом. Диаграмма 1 Динамика регистрации религиозных организаций в СССР и РСФСР (указано число вновь зарегистрированных организаций в данном году) Всего за 1985–1989 годы в СССР было зарегистрировано 4 720 религиозных организаций, а в РСФСР — 1 012. В то же время, несмотря на радикально активизировавшийся процесс регистрации, даже к 1990 г. число религиозных объединений, которым по разным причинам отказывали в регистрации, продолжало оставаться весьма значительным.

http://pravoslavie.ru/60168.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В чем истинное призвание России? «Слайдовый фильм митр. Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» Митрополит Вениамин (Пушкарь)   15:11 27.07.2022 4485 Время на чтение 3 минуты В чем истинное призвание России? Слайдовый фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» В нынешнее время мы как-то незаметно забываем об истинном призвании нашего государства, забываем о тех, кто созидал Россию. Мы отвыкаем от своей родной истории, а если и вспоминаем её, то лишь как набор каких-то фрагментов, событий, исторических дат, в которых не видим духовной связи, не осознаем великий смысл тысячелетнего пути России. Фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» раскрывает перед нами суть исторического призвания нашего Отечества. Показывает, на какой духовной почве и ради чего зарождалась Русь.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2022/02/09/v_c...

– 4 Правоохранители наведались с обысками в квартиры участников летнего погрома в парке «Торфянка». Тогда хулиганы-неоязычники пыталась сломать православный крест, который рабочие установили на месте строительства храма, и помешать возведению церкви./В Москве задержаны 15 противников строительства храма в парке «Торфянка». – URL:http://www.ntv.ru/novosti/1702178 6 Базлов Г. Н. Мокош. – 7 Алексеев С. В. Миф о насильственном Крещении Руси. – 14 «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё». Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым (ВИДЕО) – URL:http://www.pravoslavie.ru/79270.html 18 Почему родноверие – это не вера наших предков. – URL:http://www.youtube.com/watch?v=ymYSTdYlyDM, Вся правда о кровавом крещении Руси. – URL:http://www.youtube.com/watch?v=jGb54GAPKcA, О зверствах церковников в Древней Руси. – URL:http://www.youtube.com/watch?v=vdAOXkwfSdc 20 Интересно, что спустя много тысячелетий после этого события, в век небывалого развития технологий и кардинального изменения цивилизации человечество не только не может вернуться к единому языку, но, напротив, количество диалектов неуклонно увеличивается. Потерпели неудачу и попытки создания искусственного единого языка. 22 Характерным примером городов с преобладающим финно-угорским населением являются Муром и Ростов, их крещение произошло гораздо позднее основных городов Руси. 25 Воронцов В. А. Генезис языка, сказки и мифа в контексте антропо-социо-культурогеза. – Казань: Издательство «Яз», 2012. 26 Беднарчик Т Р. Неоязыческая религиозность в армии украинской народной республики В 1917–1923 годах. – 30 Прибыловский. В. Неоязыческое крыло в русском национализме. – URL:http://www.panorama.ru/gazeta/p49yaz.html 31 Киселев А., прот., Облик генерала А. А. Власова (записки военного священника). – М.: Книга по требованию, 2012. 33 В Белоруссии американские фонды напрямую финансируют организации неоязычников. – 34 Арена: Атлас религий и национальностей. 2013. – 35 Законы физики и Закон Божий. Интервью с протоиреем Сергием Рыбаковым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): священник Игорь Палкин/ foto.patriarchia.ru Скорее всего, без выбора князя Владимира, России не существовало бы, – Владимир Легойда 1 мин., 28.07.2022 Именно христианизация языческой Руси святым князем Владимиром , скорее всего, сохранила Россию как государство, так как на сегодня языческих стран в Европе не осталось, об этом сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Для того чтобы судить о важности этого выбора [принятие князем Владимиром христианской веры – ред. ], достаточно представить, что было бы, если Русь осталась некрещеной. Скорее всего, нашего государства не существовало бы вообще, ведь на карте Европы не осталось ни одного языческого государства, – сказал Владимир Легойда в интервью РИА Новости. Представитель Церкви добавил, что на сегодня «не сохранилось самой преемственности в языческой религиозной традиции», а современные неоязычники – «это абсолютно искусственная мировоззренческая система». При этом, продолжил глава Синодального отдела, отрицание выбора князя Владимира как исторически важного, является для наследников исторической Руси отрицанием собственной идентичности. – Даже в советской, атеистической историографии выбор христианства князем Владимиром оценивался положительно. Национальный консенсус о значении этого выбора так силен, что его не поколебали войны и революции, – добавил Владимир Легойда. Что касается непосредственно православных, то, как подчеркнул представитель Церкви, для верующих Русской Православной Церкви, равно как и для верующих других Православных Церквей, князь Владимир «не просто исторический деятель, это святой, равный апостолам человек, который принес на нашу Землю веру, которой мы спасаемся спустя тысячелетие после его блаженной кончины. Которому мы молимся и получаем ответ». Читайте также: Мифы о Крещении Руси Крещение Руси как поворот истории, или Рождение цивилизации Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/skoree-vsego-bez-vybora-k...

Славяне и Прибалтийский край Историки и археологи считают, что древние эстонские племена «находились, в общем, на одной ступени развития» со славянскими племенами, которые обитали в Верхнем Поволжье и Приднепровье и с которыми у них существовали постоянные связи. В середине I тысячелетия после Рождества Христова славяне из верховьев Днепра стали продвигаться к северу в район реки Великой и Псковского озера. Кривичи заселили территорию, которая вклинивалась на юго-востоке современной территории Эстонии в районы, населенные племенами эстов, что способствовало более тесному их сближению со славянами. На территории между современными городами Тарту, Выру и Валга найдены каменные захоронения эстонского типа и славянские курганы, распространенные в Псковской области. Эти курганные насыпи встречаются рядом с древнеэстонскими каменными могильниками и в районе Пыльвы, Урвасте, Выру, Рыуге, в них найдены предметы обихода и искусства как славянских, так и эстонских образцов — свидетельства того, что «на этих территориях мирно жило бок о бок славянское и эстонское население» , по крайней мере, с середины I тысячелетия после Рождества Христова, то есть с момента, когда в юго-восточной Эстонии появились смешанные поселения . Укрепление и развитие феодальных государственных начал, материальной и духовной культуры у славян шло значительно быстрее, чем у эстов. Одним из основных и решающих факторов, способствовавших этому процессу, было крещение Руси в 988 г. великим князем Владимиром. Вслед за этим событием на Русь пришли священники и монахи из Византии, имевшей высокий уровень развития материальной и христианской духовной культуры. Монахи, помимо проповеди Слова Божиего, несли грамотность, искусство землепашества и огородничества, строительства и ремесел. Православие быстро распространялось на Руси и способствовало укреплению страны. Духовенство, как правило, было грамотнее и выше по уровню развития, чем мирские правители, поэтому играло весьма важную роль советников князей в делах не только веры, но и политики, и торговли. Все это в какой-то мере способствовало усилению влияния славян на Прибалтийский край.

http://sedmitza.ru/lib/text/430061/

Еще в 1960-х гг. в связи с решением задачи стыковки космических кораблей Борис Викторович заинтересовался проблемами теории перспективы, в частности, обратной перспективой, традиционно используемой иконописцами. В результате был создан математический аппарат, описывающий как обратную перспективу, так и другие варианты отображения пространства на плоскость. А сам математик основательно погрузился в мир иконописи, открыв для себя его неизмеримую духовную глубину. Изданная им в 1975 г. монография «Пространственные построения в древнерусской живописи» котировалась на книжном черном рынке где-то между сборниками Ахматовой и Цветаевой, в магазинах этих книг было не достать. Слово «древнерусский» в те времена обычно означало что-то близкое к Церкви. Потому что нельзя было, например, выпустить грампластинку с церковной музыкой, а с древнерусской можно, хотя и со скрипом. Книги, альбомы, пластинки с чем-то «древнерусским» тут же раскупались. Стремясь поделиться своими открытиями с другими, прежде всего с сотрудниками и студентами Физтеха, где он преподавал, гугенот Раушенбах читал цикл лекций «Иконы», попутно просвещая аудиторию относительно истории и сущности христианства. Забавно, что в райкоме эти лекции числились по линии «научного атеизма». Наступил 1987 год, приближалось 1000-летие Крещения Руси. Несмотря на объявленные партией перестройку и гласность повсюду царило молчание, никто не осмеливался или не мог вслух напомнить об этом событии. Настоящей сенсацией стала статья Б.В. Раушенбаха о 1000-летии Крещения Руси , вышедшая в августовском номере журнала «Коммунист». Академик подробно и всесторонне осветил значение Крещения Руси для истории нашего государства, однако суть сказанного можно выразить кратко: «Как хорошо, что нас в свое время крестили!». Эта публикация словно пробила брешь в стене молчания, тысячелетний юбилей стал общепризнанным фактом и отмечался летом 1988 г. всей страной, включая ее правительство. Но автору с великим трудом удалось получить журнал со своей статьей: весь тираж был раскуплен молниеносно, даже в книжном киоске ЦК все разобрали. Выручил сотрудник редакции, пожертвовавший свой личный экземпляр.

http://pravmir.ru/dolgiy-put-k-pravoslav...

- Василий Семенович, для Православной Церкви на Украине прошедший год был драматичным. Не так ли? - «Качели» оказались, действительно, захватывающими – от юбилейных торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси до скандальной евроинтеграции и Майдана. То засвидетельствовали городу и миру - а были девять патриархов, четыре президента православных стран - тысячелетнюю верность и горячую преданность одному цивилизационному выбору, то вдруг патетически объявили о другом, «судьбоносном», разрушающем саму сущность православной Святой Руси. Его, впрочем, «приостановили», за что получили антиправительственный оранжевый майдан и политический кризис. Это реалии общественно-политической жизни нашей державы, которые непосредственно касаются Церкви. - И «евроразворот» произошел после юбилейных празднований? - После киевских, поскольку в регионах они еще продолжались. Сам же европейский выбор у нас закреплен законом о внешней политике еще со времен Кучмы. Но в сентябре 2013 года правительство единогласно приняло решение о форсировании подписания соглашения об ассоциации с ЕС, и началась гонка по принятию «евроинтеграционных» законов, выполнению всех экономических и политических требований Евросоюза, что сопровождалось оголтелой европропагандой и, соответственно, русофобией. Отсталость, бесперспективность, тяжкое прошлое и пр. связаны с Россией, а светлое будущее – с Западной Европой, ее непреходящими ценностями, к которым мы должны адаптироваться. То, что провозглашалось тысячу раз во время православных юбилейных торжеств, отвергалось и властью, и оппозицией – практически всей правящей элитой - один махом и даже с уничижительной издевкой. - А как политики и чиновники сами это объясняют? Ведь они и организовывали, и участвовали в юбилее Крещения Руси. - Знаешь, когда один из лидеров Партии регионов – спикер парламента, ее председатель – премьер-министр, а почетный председатель – президент страны, что для Украины в диковинку, публичная политика становится малозначимой. Мне вот, как руководителю пресс-службы, управделами УПЦ ежегодно подписывает документы для аккредитации, скажем, в парламенте, и всегда была возможность неформально обсудить любые вопросы с лидерами фракций, депутатами, выяснить, почему принимаются те или иные решения. Теперь же по всем вопросам депутаты тебя отправляют на Банковую, в администрацию Президента, где, собственно, и принимаются решения. Люди они дисциплинированные, какая там будет «отмашка», так и поступают. Сегодня ратуют за Святую Русь, завтра – за евроинтеграцию.

http://pravoslavie.ru/67701.html

Своим авторитетным мнением в фильме делятся священнослужители, историки, богословы  – люди, чье мнение является экспертным в данной области: глава Синодального информационного отела РПЦ Владимир Легойда, украинский историк Петр Толочко, богослов Павел Великанов, настоятель Петропавловского храма на Нивках архимандрит Алипий Светличный, кандидат богословия Николай Державин и др. Большую поддержку в производстве фильма оказала редакция православного журнала «Фома в Украине». В процессе подготовки сценария группа исследовала множество документов, и благодаря этому получилось реконструировать исторические события тысячелетней давности. Мы постарались показать, как происходило Крещение самого князя Владимира и Крещение киевского народа. — Где можно увидеть фильм? — Фильм был в эфире. В рамках мероприятий по празднованию 1025-летия Крещения Руси телеканал «ИНТЕР» организовал открытый бесплатный показ фильма в киноконцертном зале «Украинского дома» и встречу с творческой группой картины. После просмотра состоялась оживленная беседа зрителей со съемочной группой, было много вопросов, звучали слова благодарности – это свидетельствует о неподдельном интересе зрителей к подобным ТВ-проектам, о готовности аудитории к серьезным темам и размышлениям. Сейчас все желающие могут посмотреть фильм в Интернете на официальной странице телеканала «ИНТЕР» в Youtube . Поможет ли документальный фильм «Крещение» кому-то измениться? Юрий МОЛЧАНОВ, автор фильма: – Каждый человек может кардинально изменить себя. Мы проводим параллель между князем Владимиром, обычным человеком, и Крещением народа Руси и анализируем, к каким последствиям привели данные события. Человек способен развернуть свою жизнь на 180 градусов! Превратиться из язычника, кровожадного правителя, человека, наслаждающегося всеми возможными плотскими утехами, в совершенно иного человека. В современном мире, в котором ценности меняются очень стремительно, когда они сходят с орбиты духовно-нравственных иерархий, когда вокруг царит идеология потребления и главный слоган жизни «Бери от жизни все!», такая глобальная перемена доступна каждому из нас. Это мы и хотели сказать в нашем фильме.

http://pravoslavie.ru/65197.html

Крещение завершило предысторию русского народа, включающую также ряд впечатляющих событий, которые дошли до нас скорее как легендарные. Как и надлежит быть предыстории, Русь языческая - это Русь легендарная. О ней мы знаем очень мало, и от этого возникает множество соблазнов, связанных с идеализацией легендарных образов и додумывания истории через ненаучные и недобросовестные реконструкции. Всё это - ползучая русофобия, отрицающая самоопределение русского народа, которое не просто отмечено в 988 году символическим актом массового крещения русских людей, но и верностью Христу в течение тысячелетия. Попытка коммунистических и либеральных историографов представить Крещение как разовый насильственный акт лишь в незначительной степени повлияла на народную оценку Крещения. Православному человеку не было дела, стали его предки православными все сразу или постепенно. А историография надёжно установила: Крещение было следствием двухвекового распространения христианства на Руси - прежде всего в воинском сословии. Что касается легенды о том, как киевский люд дружинники князя Владимира загнали в Днепр и крестили, тот этот акт мог быть только локальным: приведением к покорности городской черни. Русь пришла ко Христу без религиозной войны, без принуждения. И лишь медлившая подчиниться примеру военной аристократии чернь должна была получить побуждающий импульс. Она его получила и приняла. С тех пор Православие - стержень русского самосознания во всех слоях общества. Отступление от православного образца русской праведности - это измена выбору предков, множеству поколений, отстоявших Россию в тяжких войнах и трудах, вознесших её к государственному величию и высшей культуре. Крещение Руси обросло легендами, но не утратило своего значения ни в оценках историков (причём не только русских), ни в народной памяти: при всех своих грехах и отступничестве ХХ века русский народ остаётся в своих нравственных основах православным. Русские продолжают следовать православной традиции, иногда даже не подозревая об этом. Нравственное и одобряемое обществом поведение - это поведение, утверждённое веками Православия. Оно передано современным людям как народная традиция. Иногда - вопреки церковной бюрократии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010