Памятник святому Владимиру: 7 вопросов Как развивается и чем закончится ситуация с монументом крестителю Руси 14 июля, 2015 Как развивается и чем закончится ситуация с монументом крестителю Руси Чья идея? Впервые предложение установить памятник святому Владимиру прозвучало в начале 2014 года при обсуждении будущих мероприятий в честь тысячелетия преставления святого. Инициатива исходила от Российского военно-исторического общества. Потом в инициативную группу вошли другие общественные организации и известные персоны, в том числе архимандрит Тихон (Шевкунов) и лидер мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов. Установку памятнику поддержали власти: инициативу одобрил президент России Владимир Путин. Почему именно в Москве? Вопрос, вызвавший большие дискуссии, – почему местом для увековечивания памяти киевского князя была выбрана Москва, никак не связанная с его жизнью исторически? В своем комментарии Правмиру член-корреспондент РАН д.и.н. Андрей Сахаров заявил: «Как учёный скажу, что памятник в Киеве стоит закономерно. Но так же закономерно было бы, если бы такие памятники стояли и в Москве, и в Ростове, и в Нижнем Новгороде, и в Новгороде Великом. Потому что всё это было одним огромным государством Русь, которое возглавлял великий князь киевский». Ученый отметил, что согласно «Никоновской летописи» князь участвовал в крещении ростовской земли, расположенной в северо-восточной Руси, к которой позднее относилась и Москва. По мнению Сахарова, появление в Москве памятника крестителю всей огромной Руси закономерно. Где и когда планировали поставить памятник? В апреле 2014 года местом для установки будущего монумента назвали смотровую площадку на Воробьевых горах. Предполагалось, что проекты памятника торжественно представят на выставке в Манеже 4 ноября 2014 года, а сам памятник изготовят в первой половине 2015 года. В январе 2015 года представители Синодального информационного отдела РПЦ заявили, что монумент будет открыт в июле. Протесты К ноябрю 2014 года проекты монумента так и не представили, а вот выбор смотровой площадки МГУ вызвал активные протесты. Несмотря на то, что ректор университета Виктор Садовничий заявил, что территория смотровой к университету не относится, студенты МГУ начали собирать подписи против установки. Под петицией против строительства, созданной на сайте change.org людьми, называющими себя “Союзом жителей Гагаринского района”, подписались более 65 тысяч человек. Была проведена и независимая геодезическая экспертиза предполагаемого места установки.

http://pravmir.ru/pamyatnik-svyatomu-vla...

Выбор христианской веры для наших предков не был случаен, ибо Православие наиболее близко отвечало их духовным и моральным потребностям. Если бы тысячелетие назад князь Владимир решил загнать русский народ в некую чужеродную, по сути, веру, потребовалось бы, как минимум, по одному воину с копьем на каждого, кого желал князь видеть вошедшим в воду для крещения. Владимир знал, что для признания христианства господствующей верой все было уже подготовлено и в сознании и в настроении народа. Крещение Руси породило сплоченность и подъем духа именно потому, что было справедливо воспринято людьми как новая ступень посвящения в единую и Высшую мудрость, от века ведомую лучшим из их отцов. Настало время сделать эту Мудрость доступной не только одним князьям и лучшим боярам. Более того, после обнаружения археологами «Велесовой книги», содержащей предания древнерусской старины, можно утверждать, что сам термин «Православие» был известен русичам за несколько веков до принятия Русью христианства. После Крещения Руси христианскую веру стали именовать православной, подчеркивая ее Божественную истинность. Христианство пришло на русскую землю как родная, кровная вера русских людей. Можно свидетельствовать о врожденной приверженности Руси к Православию и органическом неприятии всего, что чуждо ему. Историческим фактом является то, что православно-христианские религиозно-философские основы были усвоены русским сознанием на своем, русском языке через кирилло-мефодиевское наследие без латыни и греческого. Святой Августин Блаженный высказал такую проницательную мысль: «То, что теперь называется христианской религией, существовало у древних и было присуще некоторым человеческим родам от самого начала веков до пришествия Христа, с которого времени истинная вера, уже существовавшая, стала называться христианство» 457 . Введение христианской веры не сломало в корне, а усовершенствовало духовную жизнь на Руси, не изменило некоторых базовых самоощущений русского народа. Традиция при этом не прерывалась. Русь внутренне, духовно, всей своей сутью, была готова к принятию христианства, и семя христианства упало на благодатную почву и принесло обильные плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Доказывает Игорь Ростиславович свое утверждение очень просто. Он говорит, что все народы земли от диких до цивилизованных, если их отрывают от привычных вековых традиций быта, представлений, верований, даже если при этом улучшается экономический и бытовой уровень их жизни, приходят к одряхлению и апатии. Утрата исконного смысла жизни вызывает апатию, преждевременную старость, ведет к росту алкоголизма, снижению рождаемости и выводит на прямую дорогу к вымиранию. Если академик Шафаревич и ему подобные умы правы, то правы и мы, ставящие вопрос верности нашему прошлому, корням и истокам, т.е. вопрос об осмыслении верности идеалам Православной Руси. В чем же заключается идеал Св. Руси? Вряд ли было бы правильно ответить на этот вопрос односложно. Мы постараемся заглянуть в те истоки, откуда вытекает ответ на поставленный вопрос. В сознании нашего народа всегда жила тяга к пониманию жизни как того, чего от нас хочет Бог , и самой жизни как выполнения Его Божественной воли. Это нечто изначально в нас заложенное. Это дар, полученный нами при св. Крещении 1000 лет тому назад. Первые пять веков этого тысячелетия мы жили под благотворным воздействием идеи т.н. симфонии, т.е. такого соотношения церковных и гражданских начал, когда одно и другое не к подчинению себе другой стремилось, но оба стремились быть покорными Богу. Когда это было? Было это во время великокняжеского и царского государственного строя. Однако, думаю, это был не совсем тот монархический строй, который мы знали после его 500-летнего развития. да конечно, идея Государя самодержца возникла не в конце этих пятисот лет, а в их начале. Но понимание этого термина и его приложения к жизни, мне кажется, претерпело значительное изменение. Что я хочу показать моим экскурсом в область политического строя нашего прошлого? Этим я хочу подчеркнуть, что изначальное понимание себя как Святой Руси означало не столько силу власти, сколько ее благодать, богоданность, теократичность или боговластие. Не самоутверждение власти церковной или гражданской, а понимание себя как слуг Божиих, делающих одно дело Божие, хотя и в разных областях жизни. Вот то, из чего исходило наше исконное жизнеустройство. То, из чего слагалось понимание идеала Святой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проведение параллелей с традиционными обрядами, верованиями и представлениями финно-угорских народов не всегда уместно, особенно настолько подробно, как это сделано в работе. Кроме того, имеют место такие пассажи, которые " широкому кругу " неискушенных читателей могут показаться странными. Я имею в виду абзац, в котором А. В. Карпов доказывает, что медведи питаются падалью, для чего привлечена даже литература по биологии (С. 117). Тем самым опровергается точка зрения И. Я. Фроянова о безразличии медведей к падали, также не имеющая никакой принципиальной исторической важности. Данный пассаж представляется совершенно излишним, так как на выводы и концептуальные заключения никак не влияет, хотя по контексту он относится к летописному рассказу о восстании волхвов. Ранее упоминавшаяся третья глава посвящена достаточно узкому вопросу - представлениям населения Древней Руси о загробной жизни. Тем не менее, она содержит выводы, полезные для изучающих историю Русской Церкви. Так, например, автор, проанализировав по существующим трудам предшественников и коллег богатый лингвистический и археологический материал, выделил три этапа распространения христианской эсхатологии на Руси: 1) IX в. - стихийное проникновение эсхатологических идей; 2) эпоха Владимира Святого и Ярослава Мудрого, когда к стихийным процессам добавились церковно-государственные акции и " воздействие... мировоззренческих конструкций " ; 3) с рубежа XI - XII вв., когда увеличились возможности " собственно церковного воздействия на массовую религиозность " (С. 171 - 173). Завершая, скажем, что книга А. В. Карпова, несмотря на высказанные бросающиеся в глаза несоответствия, противоречия и чрезмерности, - это весьма полезный труд, не только для специалистов по раннему русскому Средневековью и ранней церковной истории, но и для каждого, кому небезынтересны эпохальные процессы трансформации жизни и мировоззрения наших предков, которые происходили на рубеже тысячелетий. Надо отметить, что книга появилась своевременно: в преддверии празднования 1020-летия Крещения Руси, когда ожидается повышение активности исследователей всех специальностей, имеющих прямое или косвенное отношение к изучению этих событий. А. В. Карпов внес свою лепту в этот вполне логичный процесс, упомянув некоторые из следующих этапов своей исследовательской работы (С. 99).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. Надо ли оттягивать юбилейные даты в глубь времен? Нужна ли нам дата двухтысячелетняя или полуторатысячелетняя? С нашими мировыми достижениями в области всех видов искусств вряд ли такая дата чем-либо возвысит русскую культуру. Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие. Остальное — лишь предполагаемые ценности. Русь появилась со своим Киевом, соперником Константинополя, на мировой арене именно тысячу лет назад. Тысячу лет назад появились у нас и высокая живопись и высокое прикладное искусство — как раз те области, в которых никакого отставания у восточнославянской культуры и не было. Знаем мы и то, что Русь была высокограмотной страной, иначе откуда у нее образовалась бы уже на заре XI века столь высокая литература? Первым и изумительнейшим по форме и мысли произведением было произведение “русьского” автора митрополита Илариона “Слово о Законе и Благодати” — сочинение, подобия которому не имела в его время ни одна страна,— церковное по форме и историко-политическое по содержанию. Попытки обосновать ту мысль, что Ольга и Владимир приняли христианство по латинскому обычаю, лишены сколько-нибудь научной документальности и носят явно тенденциозный характер. Неясно только одно: какое это могло иметь значение, если вся христианская культура была принята нами из Византии и в результате сношений Руси именно с Византией. Из самого факта, что крещение было принято на Руси до формального разделения христианских церквей на византийско-восточную и католическо-западную в 1054 году, вывести ничего нельзя. Как нельзя вывести ничего решительно и из того факта, что Владимир до этого разделения принимал в Киеве латинских миссионеров “с любовью и честью” (какие были у него основания принимать иначе?).

http://pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosu...

протестантов к рус. Православию; воспитала не одно поколение немецкоязычных богословов - специалистов по Православию. Соч. (избр.): Die ältesten russischen Heiligenlegenden: Studien zu den Anfängen der russischen Hagiographie und ihr Verhältnis zum byzantinischen Beispiel//Aus der byzantinischen Arbeit der DDR/Hrsg. J. Irmscher. B., 1957. Bd. 1. S. 237-271. (BBA; 5); Der athonitische Hesychasmus des 14. und 15. Jh. im Lichte der zeitgenössischen russischen Quellen//JGO. 1958. Bd. 6. S. 436-448; Josif Volockij und Nil Sorskij, ihre sogenannten «Schulen» und ihre Stellung im gesellschaftlichen und geistigen Geschehen ihrer Zeit: Ein Sammelbericht zur Forschung nach 1945//ZfS. 1958. Bd. 3. S. 786-801; О литературном жанре нек-рых сочинений Нила Сорского//ТОДРЛ. 1961. Т. 18. С. 80-98; Nil Sorskij und seine Schriften: die Krise der Tradition im Russland Ivans III. B., 1963; Das Typikon des Neilos Damilas - ein Zeugnis des gemässigten «sinaitischen» Hesychasmus//Byzantinische Beiträge/Hrsg. J. Irmscher. B., 1964. S. 359-372; Russland und Byzanz im 14. und 15. Jh.//Proc. of the XIIIth Intern. Congr. of Byzantine Studies, Oxf. 5-10 Sept. 1966/Ed. J. M. Hussey, D. Obolensky, S. Runciman. L. etc., 1966. Р. 105-115; Иоанн Тритемий и Федор Курицын (о некоторых чертах раннего Ренессанса на Руси и в Германии)//Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 116-123; Das «Laodikijskoe poslanie» des grossfürstlichen D " jaken Fedor Kuricyn: G. Stoekl zum 60. Geburtstag//JGO. 1976. Bd. 24. S. 1-22; Das Bild des «Heiligen Herrschers» in der ältesten Redaktion der Vita des Aleksandr Nevskij//Eikon und Logos: Beiträge zur Erforschung byzant. Kulturtraditionen: FS K. Onasch. Halle, 1981. S. 141-158; Psalmgebet und Dichtung in der kirchlichen und monastischen Praxis des Ostens//Liturgie und Dichtung/Hrsg. H. Becker, R. Kaszynski. St. Ottilien, 1983. Bd. 1. S. 465-507; Von der Taufe der Kiewer Rus zur Oktoberrevolution: Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche (988 bis 1917)//Tausend Jahre Heiliges Russland/Hrsg. G. Adler. Freiburg, 1987. S. 35-56; Раннецерковные традиции миссионерства и крещение св. Владимира//Тысячелетие Крещения Руси: Конф. К., 1986. М., 1988. С. 110-114; Die ersten heiligen Frauen der Kiewer Rus: Drei Frauengestalten aus der Frühzeit des russischen Christentums//StdO. 1988. Bd. 28. S. 24-28; The Spirituality of the Kievan Caves Monastery//Slavic Culture in the Middle Ages/Ed. B. Gasparov. Berkeley, 1993/1994. S. 63-76. (Christianity and the Eastern Slavs; 1); О нек-рых причинах приостановки исследований о Ниле Сорском и его роли в истории: Докл. на конф. «Нил Сорский и исихазм в духовной истории и культуре России» (Италия, Бозе, 22-24 сент. 1994)//Православная община: ж. Преображенского братства. 1995. 26. С. 54-60; Starets Siluan und das Russland seiner Zeit//OS. 1999. Bd. 4. S. 273-298.

http://pravenc.ru/text/2110503.html

В течение последних десятилетий в наших духовных школах произошли большие перемены: совершенствовались те формы богословского образования, которые были вызваны потребностями послевоенного времени и связаны с определенными историческими обстоятельствами. Значительным стимулом для развития отечественной богословской мысли стали экуменические и миротворческие усилия нашей Церкви. Вырос уровень преподавательской и исследовательской работы в духовных академиях, ставших равноправными партнерами богословских школ во многих странах мира. Но для того, чтобы поставить окончательную точку и завершить процесс, название которого составляет тему настоящего доклада, необходимы дальнейшие творческие усилия. Период становления русского богословия не закончен, поиск путей продолжается. Важно, чтобы на этих путях не повторялись ошибки прошлого, чтобы движение вперед не подменялось очередными «возвратами» и «откатами», но чтобы в этом движении постоянно выявлялись непрерывная преемственность и историческая органичность подлинного церковного богословия. И да послужит это богословское развитие благу нашей церковной жизни. Примечания: 1 Тысячелетие Крещения Руси: Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 г. М., 1989. С. 97–115. 2 Rahner  К . Theology//Encyclopedia of theology: The concise Sacramemum Mundi. London, 1981. P. 1694. 3 Методологически подход к исследованию богословской мысли Древней Руси может быть схож с подходом, примененным С. С. Аверинцевым к поэтике и эстетике ранневизантийской литературы  ( Аверинцев С. С.  Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977). Ни поэтики, ни эстетики не было в ранней Византии в качестве обособленных отраслей знания, поэтому исследованию могут подвергаться лишь имманентно присущие литературе эстетические установки византийских писателей. Впрочем, следует иметь в виду, что сравнение это условно и отражает оно только формально-методологические принципы исследования. К великому сожалению, серьезных исследований, обобщающих и систематизирующих опыт богословской мысли Древней Руси, мы не имеем. Примечательно, что отец Георгий Флоровский в своих «Путях русского богословия» оказался недостаточно внимателен к допетровскому богословию: ему посвящена всего лишь одна первая, очень небольшая глава (29 страниц из пятисот с лишним), да еще под характерным заглавием «Кризис русского византинизма». (Получается, что богословие началось сразу с кризиса.)

http://azbyka.ru/process-preodolenija-sh...

" Поцелуй Иуды " Худ.о.Владислав Провоторов Эти заметки не претендуют на культурологические или геополитические обобщения. В них лишь сделана попытка увидеть идеал, каким он предстает для большей части человечества конца второго тысячелетия по Рождестве Христовом. ВОПЛОТИВШИЙСЯ ИДЕАЛ Иуда - неожиданный герой конца второго тысячелетия Время подводить итоги. Собирать их, как камни, рассматривать, как картины, исследовать, как явления. Подошло к концу второе тысячелетие. Всем понятно, что отсчет времени - всего лишь условность, пусть и немаловажная. Любая дата или юбилей значимы как символ и как индикатор состояния человеческого общества. Впрочем, есть в них и мистическая сила: вспомним празднование тысячелетия Крещения Руси - какой импульс оно дало дремавшим религиозным чувствам русского народа. Несомненно, что и двухтысячелетие христинства не пройдет незамеченным в духовной и культурной жизни разных народов, в первую очередь нашей страны. Во второе тысячелетие Русь вошла новокрещеной христианской державой, отрясшей прах былого язычества со своих ног. Весь христианский мир вошел еще неразделенным, хотя и носящим в себе начатки скорого раскола. Религия тогда была определяющим фактором в общественной и культурной жизни. Идеалом для огромной части человечества все еще оставался Христос. К какому же результату пришло человечество в конце второго тысячелетия? Какой образ, идеал начертало оно теперь на своих знаменах? ПРАВИТЕЛЬ МИРА Ни для кого не секрет, что миром сегодня правят деньги. В основе подавляющего большинства конфликтов лежит золото (черное или других цветов - не так важно). Так, по мнению многих наблюдателей, агрессия против Югославии, инспирированная Америкой, призвана была ослабить евро, который угрожал доллару. Говорят также об индексе Доу-Джонса и прочих чисто экономических причинах развязывания войны. Достоевский больше века назад писал: " Буржуазный долгий мир... всегда почти сам зарождает потребность войны, выносит ее сам из себя как жалкое следствие... из-за каких-нибудь жалких биржевых интересов, из-за новых рынков... из-за приобретения новых рабов, необходимых обладателям золотых мешков, словом, из-за причин, не оправдываемых даже потребностью самосохранения, а, напротив, свидетельствующих о капризном, болезненном состоянии национального организма " .

http://pravoslavie.ru/analit/global/itog...

В самом деле, трудно, но возможно дознаться, как говорили наши предки тысячу лет тому назад. От этого времени остались кое-какие письменные документы. Сохранились записи, сделанные людьми из других стран – византийцами, арабами; они описывали в те самые времена чуждый им, но интересовавший их язык «руссов». Наконец, вполне возможно, что и сам наш народ мог сберечь с того времени – даже не в записи, а в своей памяти – отдельные древние слова, пословицы, прибаутки, сказки, песни… Мы увидим вскоре, что это и на самом деле случается, – ведь между предками нашими и нами тянется вековая, никогда не прерывавшаяся связь. А вот подумайте: как вы будете восстанавливать язык людей, живших за сотни тысячелетий до нашего времени? Они не умели писать; ни единой буквы после себя они нам не оставили. У них не было никаких грамотных современников, которые могли бы рассказать что-нибудь про их язык: все их ровесники были такими же, как они, лохматыми, низколобыми варварами. На таких плоха надежда! Трудно представить себе, чтобы что-то существенное могло дойти от их времени до нас и в самой памяти народов: слишком уж долог, бесконечно долог пройденный с тех пор человечеством путь. Так неужели мы обречены навсегда остаться в неведении относительно всего, что лежит за пределами эпохи письменной речи? Это было бы крайне печально: самые древние, самые несовершенные письменные знаки, какие известны нам и могут быть прочитаны нами, не древнее пяти – шести тысячелетий. А ведь человек существует на земле как человек уже сотни тысяч лет. Значит, мы можем изучать только ничтожную долю истории языка, жалкие проценты всего этого отрезка времени? По счастью, положение оказывается не таким уж безнадежным, если к нему приглядеться внимательнее. Прежде всего, о многом мы имеем право заключать по аналогии. Что это значит? Если я могу наблюдать, как растут и развиваются деревья сегодняшнего леса, как из желудя выбивается росток, как из ростка возникает могучее дерево, как постепенно оно начинает приносить плоды, стареет и, наконец, умирает, я могу положительно утверждать, что так же росли и развивались деревья и в лесах Ивана IV или Владимира Киевского. Вряд ли я сделаю при этом значительную ошибку. Найдя в каких-либо руинах чурбан, срубленный в год крещения Руси, и подсчитав на нем пятьсот годичных колец, я смело буду настаивать: этому дереву тогда было полтысячи лет. И придется признать мою уверенность обоснованной.

http://azbyka.ru/deti/slovo-o-slovah-och...

21 июля на Официальном интернет-сайте Президента Украины была обнародована историческая справка " К 1020-летию Крещения Украины-Руси " , подготовленная Константинопольским Патриархатом. В этой справке, в частности, говорится: " В этот год некогда наибольшая по территории наша Митрополия - Киевская - отмечает 1020-летие со времени своего официального крещения. Это праздник не только Киева, но и Вселенской Константинопольской Патриархии. Долгой и довольно сложной и неоднозначной с исторической точки зрения является история украинского Христианства, нередко все шло не так, как хотели Константинополь и Киев. Были моменты недоразумений, но никогда за всю более чем тысячелетнюю историю наша духовная дочь - Киевская Митрополия - не отрекалась от своей связи со своей Матерью - Константинопольской Патриархией " . Таким образом, в этом тексте Киевская Митрополия рассматривается как часть Константинопольской Церкви. Факт современной принадлежности Украинской Православной Церкви к канонической юрисдикции Московского Патриархата в цитированной справке не упомянут. 24 июля Виктор Ющенко сделал несколько заявлений, касающихся юбилейных торжеств. Утром, выступая на конференции " Региональный диалог между Православными Церквами и фракцией " Европейская народная партия (христианские демократы) - Европейские демократы " , он выразил надежду, что грядущее празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси придаст импульс объединительным процессам в Украинском Православии. В этом контексте особое звучание приобрело еще одно заявление Президента. Он сообщил участникам конференции, что Украина выполнит свои обязательства перед Советом Европы о реституции церковной собственности: " Религиозным организациям должны быть возвращены предметы культа и все культовые сооружения, отнятые коммунистическим режимом " . Затем на пресс-конференции, посвященной, начинающимся уже завтра торжествам, Виктор Ющенко еще раз заявил, что визит в Украину Вселенского Патриарха Варфоломея начинает те фундаментальные процессы консолидации украинского православия, которые должны нас привести к Единой Поместной Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010