Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: «Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им». Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил: Мф.7:12 .  Се бо есть закон и пророцы. ...ибо в этом закон и пророки. Так утверждает древний Закон и пророки. Закон говорит: «возлюбиши ближняго своего яко сам себе» ( Лев.19:18 ), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» ( Мф.22:36–40 ), т.е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание. Мф.7:13 .  Внидите узкими враты. Входите тесными вратами… Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих. Мф.7:13 .  Яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. ...потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава 6 . Тогда Левий и Иуда спустились с мачт, чтобы спасти свою жизнь, и мы, остальные братья, спаслись на берегу. 2. И вот пришел Иаков, отец наш, и нашел нас рассеянными, одного сюда и другого туда. 3. Он сказал нам: «Что это такое с вами, мои сыновья? Может быть, вы не правили кораблем, как нужно и как я вам приказал?» 4. И мы сказали ему: «Жизнью рабов твоих (клянемся): мы ни в чем не отступили от того, что ты повелел нам; но Иосиф преступил повеление, ибо он не направлял корабль согласно твоему повелению и как было указываемо Иудой и Левием, ибо он завидовал им». 5. И он сказал им: „Покажите мне, где место его (корабля)»; и он увидел, и вот (только) верхушки мачт были видны, и вот он носился на поверхности воды. 6. И мой отец свистнул, и мы все собрались вокруг него. 7. И он бросился в море, как прежде, и исправил корабль. 8. И он порицал Иосифа и сказал ему: «Сын мой! ты не должен опять вредить и завидовать твоим братьям, ибо они едва не погибли чрез тебя». Глава 7 И когда я рассказал это видение моему отцу, он сложил свои руки и вздохнул, и его глаза проливали слезы. 2. И я ждал, пока мне не стало стыдно, но он не сказал мне ни слова. 3. Тогда я взял руку отца моего, чтобы обнимать и целовать ее, и сказал ему: «О раб Иеговы! почему твои глаза проливают слезы?» 4. Он сказал мне: «Сын мой! по причине повторения твоего видения мое сердце смутилось во мне, и мое тело содрогнулось из-за Иосифа, сына моего, ибо я любил его более всех вас; и за беззаконие сына моего Иосифа вы будете отведены в плен и рассеяны между народами. 5. Ибо первое и второе твои видения суть оба одно и то же видение. 6. Посему я заповедаю вам, сыны мои, не соединяться с сынами Иосифа, но только с Левием и Иудой. Глава 8 Сверх сего, я возвещаю вам, что мне будет жребий в лучшей части средины земли, и вы будете есть и насыщаться ее прекрасными произведениями. 2. Я предостерегаю вас не быть упрямыми в вашей тучности и не совершать мятежа, и не противиться повелению Иеговы, который насыщает вас добрыми произведениями своей земли; 3. и не забывать Иегову, Бога вашего, Бога отцов ваших, которого избрал отец наш Авраам, когда народы разделились во дни Фалега. 4. Ибо тогда Святой сошел с своих высоких небес и низвел с Собою семьдесят служащих Ангелов и Михаила во главе их. 5. Он повелел им научить семьдесят родов, которые вышли из ковчега Ноя, семидесяти языкам. 6. Немедленно они спустились и сделали, как повелел Творец их; а священный язык, язык еврейский, остался только в доме Сима и Эбера, и в доме Авраама, отца нашего, который есть один из их потомков. Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И Исаак вострепетал великим трепетом и сказал: «Кто же тот, который мне добыл дичи, и наловил, и принес, чтобы я ел от всего, прежде чем ты пришел, и я благословил его? Да будет благословен он и все семя его вовек!» И когда Исав услышал речь отца своего Исаака, то поднял громкий вопль, горько сетуя, и сказал отцу своему: «Благослови и меня, отец!» И он сказал ему: «Твой брат пришел хитростью и восхитил благословения твои». И Исав сказал: «Теперь я знаю, почему он называется Иаковом; дважды он теперь запнул меня: в первый раз он взял мое первородство, а теперь он взял у меня мое благословение». И он сказал: «Разве ты не оставил для меня благословения, отец?» И Исаак отвечал и сказал Исаву: «Вот я сделал его господином над тобою и над всеми его братьями и дал их ему в рабы; изобилием хлеба и масла я сделал его сильным; что я теперь сделаю тебе, сын мой?» И Исав сказал отцу своему Исааку: «Разве у тебя только одно благословение, отец? Благослови и меня, отец!» И Исав возвысил голос свой и заплакал. И Исаак отвечал и сказал ему: «Вот от тучности земли будет благословение твое и от росы небесной свыше; своим мечом будешь питаться ты и будешь служить твоему брату. И будет, если ты сделаешься великим и свергнешь ярмо его с выи твоей, то совершишь смертный грех , и все твое семя будет истреблено под небом». И Исав разгневался на Иакова за благословение, которым отец его благословил его, и сказал в сердце своем: «Теперь придут дни плача по отце моем, и я убью брата моего Иакова». XXVII. Тогда было открыто во сне Ревекке слово Исава, старшего ее сына. И Ревекка послала и призвала Иакова, младшего сына своего, и сказала ему: «Вот брат твой Исав замышляет мщение, чтобы убить тебя. И ныне послушайся гласа моего, встань и беги к брату моему Лавану, и оставайся у него некоторое время, пока не переменится гнев брата твоего, и он не оставит гнева своего против тебя, и забудет все, что ты сделал ему, и тогда я пошлю и вызову тебя оттуда». И Иаков сказал: «Я не боюсь; если он хочет убить меня, то я сам убью его».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И он сделался славным мужем не от одних гонений: " порабощаю тело мое " , говорил он (1Кор.9:27); а это можно делать и без гонений. Также " попечения о плоти " , увещевал он, " не превращайте в похоти " (Рим.13:14); и еще: " имея пропитание и одежду, будем довольны тем " (1Тим.6:8); а для этого не нужно гонений. Богатых же он вразумляет так: " желающие обогащаться впадают в искушение " (1Тим.6:9). Потому если мы будем таким образом упражняться и подвизаться, то будем увенчаны и, хотя бы и не было гонения, получим за то великие награды; а если станем утучнять тело свое и проводить жизнь свойственную свиньям, то и во время мира впадем во многие грехи и подвергнемся стыду. Разве ты не знаешь, с кем у нас брань? С силами бестелесными (Еф.6:12). Как же мы одолеем их, будучи плотскими? Если сражающийся против людей имеет нужду в благоразумном воздержании, то тем более – против злых духов. Если же мы при своей тучности будем еще привязаны к богатству, то как одолеем этих противников? Богатство – это узы, тяжкие узы для неумеющих пользоваться им, это жестокий бесчеловечный тиран, направляющий все к погибели раболепствующих ему. Но, если мы захотим, то можем низвергнуть с престола тяжелую власть этого тирана и заставить его повиноваться нам, а не повелевать нами. Каким же образом? Если будем разделять свое богатство всем. Доколе оно находится наедине с нами, то, как бы какой разбойник в пустыне, причиняет всякого рода зло; а когда мы выводим его в общество людей, то оно уже не может повелевать нами, потому что тогда все со всех сторон обуздывают его. 5. Не то я говорю, чтобы иметь богатство было грешно, грех – не разделять его бедным и худо пользоваться им. Бог не сотворил ничего худого, но " все хорошо весьма " (Быт.1:31); следовательно и богатство – добро, но тогда, когда оно не завладевает имеющими его, когда оно избавляет ближних от бедности. Как свет не был бы добром, если бы не прогонял мрака, но еще увеличивал его, так и богатство я не назову добром, если оно не избавляет от бедности, но умножает бедность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий. И сказал Бог: “Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле”. И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. Быт 1:1–13 Числ чтение (глава 24): Бысть Дух Божий на Валааме и, восприем притчи своя, рече: коль добри доми твои, Иакове, и скиния твоя, Израилю? Яко страны осеняющия, яко садие при реках, и яко скиния, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. Изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится царство его, и возрастет. Бог наставит его из Египта, яко славу единорога его. Пояст языки враг своих, и толщу их измождит, и стрелами своими устрелит врага. Возлег, почи, яко лев и яко скимен, кто возставит его? Благословящии Тя благословени, и проклинающии Тя прокляти. 2. Чисел чтение Был Дух Божий на Валааме, и, начав притчу свою, он сказал: “Как прекрасны жилища твои, Иаков, шатры твои, Израиль: как долины тенистые, как сады при реках, как шатры, которые водрузил Господь, (и) как кедры у вод. Произойдет Человек от семени его, и овладеет племенами многими, и возвысится [более Гога] Царство Его и возрастет [Царство Его]. Бог привел его из Египта; как у единорога слава его: пожрет племена врагов своих, и тучность их истощит, и стрелами своими поразит врага.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Исав в несчастии своём возбуждает чувство сожаления, но не следует забывать, что настоящая минута не была случайностию: она (как обыкновенно в жизни нашей) была результатом всей жизни Исава – его небрежения к обетованию, его родства с языческими племенами, его исключительно плотских стремлений. Он не мог быть родоначальником племени завета. Надо обратить внимание в этом стихе на поставленное в скобках прибавление перевода семидесяти: и «как Исаак молчал», то… и пр. Это прибавление, вероятно, основанное на предании или на неизвестной нам рукописи, очень характеристично и правдоподобно дополняет нам эту патетитческую сцену. Это молчание очень верно рисует характер Исаака и есть лучший ответ его. Быт. 27:39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; М. Филарет переводит: «Будет в местах обитания твоего тучность земли, и роса небесная свыше». Но некоторые, прибавляет он, переводят это место в смысле отрицательном: «Места обитания твоего будут чужды тучности земли и рос небесныя свыше». М. Филарет не высказывается ни в пользу, ни против этого перевода, замечая только, что, во всяком случае, и по первому переводу благословение Исава менее благословения Иакова. Но Англ. Комм. Библия, указывая также на перевод, принятый в Англ. Библии (совершенно согласный с нашим), и на отрицательное значение, даваемое приведённой фразе Касталио, Леклерком, Кнобелем, Кейлем и, по-видимому, Гезениусом, ещё указывает на то, что в Быт. 27:28 при благословении Иакова употреблены те же выражения, так что нет причины полагать, что в одном случае они употреблены в положительном, а в другом – в отрицательном смысле. Быт. 27:40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей. Пророчество Исаака ( Быт. 27:39–40 ) исполняется буквально: сначала Исав «от тука земли и от росы небесной свыше» богатеет и становится гораздо важнейшим и именитейшим человеком, чем брат его Иаков ( Быт. 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, о сем можно слышать ясные слова Спасителя всех нас Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1—2). Ибо как бы корнем неким и стеблем лозы виноградной, изобилующей таковым множеством виноградных ягод, приводящих к обновлению жизни, является Господь наш Иисус Христос. А наподобие розог являемся мы, которые как бы сращены с Ним по единству в Духе в привешены к Нему мысленно, связуемые любовью к Нему, изобилуя получаемою от Него тучностию, и питаемые Божественною благодатью к плодоношению в добродетели. Имеет попечение о том, что касается до нас, вместе с Сыном, и Сам Отец. Но очевидно, что если Христос представляется виноградною лозою, а Отец — делателем, то во Христе Он, конечно, отсекает непотребное и удостоивает Своего попечения то, что может быть наилучшим и плодоносить будет в Нем. Итак, когда матери иудеев следовало бы казаться лучшею, «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами» , как говорит пророк (Иер. 11:16), тогда-то она и погибла и «воспламенил огонь вокруг нее» (Иер. 11:16). Посему и премудрый Иоанн говорит: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10). А что славный град сей имел подвергнуться крайним бедствиям, об этом предсказал пророк Захария, говоря: и будет «В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской» (Зах. 12:11). И еще как бы ей же говорит: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес» (Зах. 11:1—2). Ливан есть гора, усеянная кедрами. А это дерево благовонное и принадлежит к числу удивительнейших по красоте. Таким образом Ливану пророк уподобляет Иерусалим, имевший удивительное множество иереев, разумею то, что касается до почестей по закону.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

К тому же и тело мое вселится в землю в надежде, Что Ты не оставишь души моей в аде, и не дашь преподобному Твоему увидеть тление. Показал Ты мне пути жизни. Наполнишь меня веселием пред лицем Твоим. Сладость в деснице у Тебя на веки. Стихов 23. Псалом 16 Услышь, Господи, правду. Внемли мольбе моей. Выслушай молитву мою не из лживых уст. От лица Твоего да изыдет суд мне. Очи мои да видят все правое. Испытал Ты сердце мое; посетил ночью; Расплавил меня: и не нашлась во мне неправда, Как будто и не говорили уста мои о делах человеческих. Ради слов из уст Твоих я удержал себе пути жесткие. Утверди стопы мои на стезях Твоих, Да не колеблются стопы мои. Я возопил, потому что внимал Ты мне, Боже. Склони ко мне ухо Твое и услышь слова мои. Яви дивно милости Твои, спасая надеющихся на Тебя От противоставших деснице Твоей. Сохрани меня, Господи, как зеницу ока. Под кровом крыльев Твоих укрой меня От лица нечестивых, угнетавших меня. Враги мои утеснили душу мою. Тучность свою нарядили пышно; уста их говорят высокомерно. Изгнав меня, опять окружили меня. Глаза свои устремили, чтобы ринуть меня на землю. Подстерегли меня, подобно льву, готовому на лов, и подобно львенку, живущему в скрытых местах. Возстань, Господи, предупреди их и запни их. Душу мою освободи от нечестиваго, Меч же Твой – от врагов руки Твоей. Господи! Не многими благами земли надели их при жизни их. Ибо наполнилось чрево их из хранилищ Твоих. Наелись они свиней [[ χορτ σθησαν ν. Так читается в лучших рукописях, какия я разсматривал на Афоне.]], и оставили остаток детям своим. Я же с правдою явлюсь пред лице Твое. Насыщусь явлением мне славы Твоей. Стихов 31. Псалом 17 Возлюблю Тебя, Господи, крепосте моя. Господь – опора моя, и прибежище мое и избавитель мой. Бог мой помощник мой, на Которого понадеюсь, защитник мой и рог спасения моего, заступник мой. Хвалебно призову Господа, и от врагов моих спасен буду. Объяли меня болезни смертныя. И потоки беззакония смяли меня. Болезни адовы окружили меня. Застигли меня сети смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мф.7:12. Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им.Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,…    Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: «Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им». Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил: Мф.7:12. Се бо есть закон и пророцы ибо в этом закон и пророки.    Так утверждает древний Закон и пророки. Закон говорит: «возлюбиши ближняго своего яко сам себе» (Лев. 19:18), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22:36-40), т. е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание. Мф.7:13. Внидите узкими враты.Входите тесными вратами,…    Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих. Мф.7:13. Яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им.потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;    Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Напротив праведники, хотя бы здесь терпели бесчисленные бедствия, питаются добрыми надеждами, вкушая удовольствие чистое, постоянное, непоколебимое; а после получат бесчисленные блага, как и этот Лазарь. Не говори мне, что он был в ранах, но обрати внимание на то, что он имел душу драгоценнее всякого золота, или лучше сказать, имел не только душу такую, но и тело; потому что доблесть тела состоит не в тучности и дородности, но в перенесении многих и столь тяжких страданий. Не тот достоин отвращения, кто имеет на теле такие раны, но тот, кто, имея на душе бесчисленные язвы, нисколько не заботится о них, каков был и тот богач, внутренне весь изъязвленный. Как у Лазаря псы лизали раны его, так у богатого демоны — грехи его; и как первый жил в алчбе пищи, так последний — в алчбе добродетели. 12. Зная все это, будем любомудрствовать и не станем говорить, что, если бы такого–то Бог любил, то не попустил бы ему быть бедным. Это самое и служит величайшим доказательством любви Его: « Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает » (Евр. 12:6). И еще: « Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд» (Сир. II, 3:1–2). Отвергнем же, возлюбленные, те негодные мысли и те простонародные слова: « сквернословие », говорит апостол, «пустословие и смехотворство, никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших » (см. Еф. 5: 34; 4:29). Не будем и сами произносить их, а если увидим, что другие произносят их, заградим и им уста, сильно восстанем против них, удержим их бесстыдный язык. Если бы ты увидел, что какой–нибудь предводитель разбойников бегает по дорогам, нападает на проходящих, похищает находящееся на полях, зарывает золото и серебро в пещерах и подземельях, и запирает там много стад, одежд и рабов, приобретая их своими набегами; то скажи мне, стал ли бы ты называть его блаженным за это богатство, и не назвал ли бы несчастным по имеющему постигнуть его наказанию? Хотя он еще не схвачен и не предан в руки судии, и не попал в темницу, и не обвинялся, и не осужден приговором, но веселится, пьянствует, наслаждается великим достатком; однако мы не считаем блаженным за настоящее и видимое, но называем несчастным по ожидающему его будущему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010