Священные таинства нашей Православной Церкви носят освящающий и преображающий характер в земной жизни человека. Так же и брак, будучи «тайной великой» (Эф. 5:32), является проявлением и осуществлением любви внутри Церкви. В Таинстве брака, через единение мужчины и женщины, «Церковь являет дар «вечной жизни» (1 Тим. 6:19). Отношения супругов становятся церковным событием, которое реализуется главным образом в Церкви. Можно сказать, что это опыт участия в общении Святых. Не случайно, сопоставление брачного союза с Церковью стало с самого начала общим учением в Священном предании нашей Церкви. По этой причине и сам брак, или семья, характеризуется как «домашняя церковь» (см. Рим. 16:5, 1 Кор. 16:19, Кол. 4:15). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не малая добродетель – созидать домашнюю церковь» (PG. 61:376). Принятие брака и осознание его святости относилось к духовенству с момента основания Церкви. Все мы знаем, что среди Св. Апостолов были и состоящие в браке (ср. Мф.8:14, Деян.21:9). Поэтому в нашей Православной Церкви не применяется принцип обязательного безбрачия для духовенства, который мы, к сожалению, наблюдаем у еретиков-папистов. Напротив, Первое правило Гангрского Собораанафематствует тех, кто гнушается брака (Свод правил, 3:100), а по Четвертому правилу этого же Собораанафеме подлежит тот, кто осуждает женатых священников и предпочитает безбрачных как более чистых (там же, 103. Также см. Гангр.10). Здесь необходимо подчеркнуть, что безбрачие в монашеской жизни – это особый дар, который дается от Бога по желанию стремящегося стать монахом. Сам Господь сказал нам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:11). Апостол Павел четко проясняет вопрос о браке духовенства. Он пишет в послании к Тимофею: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим.3:2). [Прим.: Когда епископов начали выбирать из числа монахов, для них было приостановлено действие предписания об однобрачии]. В продолжение Апостол говорит нам: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим.3:12). Подобным образом он наставляет Тита: «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6).

http://pravoslavie.ru/117942.html

– Я всегда думал, что непорочная дева – это… Но Лайза быстро оборвала меня и ушла, оставив в темноте. Я решил, что ей, возможно, неприятно говорить о детях, потому что у нее самой никогда их не было, да и слова «непорочная дева» явно озадачивали ее тоже. Тем не менее – из желания угодить Капитану – она каждое воскресенье заставляла меня читать вслух кусок из Библии, но я скоро изыскал возможность увильнуть от этой нудоты, два раза подряд выбрав для чтения такие места, которые она не могла мне объяснить. Для этой цели я нырнул в ту часть Библии, которая именуется Ветхим заветом, а если не считать истории про амаликитян. Ветхому завету уделялось очень мало внимания на уроках «Божественного». Для начала я спросил Лайзу, является ли Библия святой книгой, и она сказала: – Конечно. Тогда я прочел ей: – «А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города… третью часть возьми и изруби ножом… и третью часть развей по ветру… И возьми из этого небольшое число, и завяжи их у себя в полы» [Книга пророка Иезекииля, 5:1-3]. Я спросил: – Как ты думаешь, Капитан тоже так сделал со своими волосами, когда порезался? И потом – в какие полы?.. Но Лайза уже исчезла, прежде чем я закончил фразу. Во второй раз, читая вслух Библию, я напал на по-настоящему интересное место. Я сказал: – Мне это трудно. Здесь слова, которых я не понимаю. Ты не поможешь мне? – И стал читать: – «И пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе, и осквернили ее блудодейством своим, и она осквернила себя ими… Когда ж она явно предалась блудодеяниям своим и открыла наготу свою… И она умножила блудодеяния свои, вспоминая дни молодости своей, когда блудила в земле Египетской» [Книга пророка Иезекииля, 23;17-19]. Я наверняка неверно произнес «блудодеяния», но Лайза все равно сбежала, так и не объяснив мне непонятные слова, и уже никогда больше не просила меня читать вслух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

" А вас Господь да исполнит и преисполнит " . Видишь ли неудержи­мый порыв любви, выражающийся в этих словах? " А вас Господь да исполнит " , – говорит он, – " и преисполнит " – вместо: да возра­стит. Как бы с преизбытком, так можно сказать, он желает быть любимым от них. " Какою " , – говорит, – " мы исполнены к вам " , т. е. с нашей стороны уже есть (любовь к вам); желаем, чтобы была и с вашей. Видишь, куда хочет распространить эту любовь? Не только друг к другу, но и ко всем. В том поистине обнаруживается любовь по Богу, что (она стремится) обнять собою всех . Если же ты одного любишь, а другого нет , то твоя любовь – человеческая. Но наша не такова. " Какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его " (ст.13). Показывает, что эта лю­бовь приносит пользу им самим, а не тем, которых любят. Хочу, говорит, чтобы эта любовь преизбыточествовала настолько, чтобы не было никакого порока. Не сказал: утвер­дить вас, но: " сердца ваши " , – " из сердца исходят злые помыслы " ( Мф.15:19). Можно быть злым, не делая никакого зла, как-то: иметь ненависть, неверие, быть коварным, радоваться несчастьям, быть недружелюбным, держаться превратного учения: все это – дело сердца. Быть чистым от всего этого составляет святость. Правда, святостью главным образом и по пре­имуществу называется целомудрие, так же как и нечистотою блуд и прелюбодеяние; но, вообще, всякий грех есть нечистота, и всякая добродетель чистота: " Блаженны " , – говорит (Спаситель), – " чистые сердцем " ( Мф.5:8), разумея под чистыми чистых по всему. 4. Знаю, что и другие пороки не менее оскверняют душу. Что (вообще) порок оскверняет душу, послушай, что говорит пророк: " Смой злое с сердца твоего, Иерусалим " (И ep.4:14), и еще: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши " (Ис.1:16). Не сказал – (перестаньте) блудодеяния, потому что не один блуд, но и прочие пороки оскверняют душу, " чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

А вот Ваше рассуждение: Ап. Павел «говорит, что Господь принес Себя непорочного Богу и его Кровь очищает нашу совесть от мертвых дел ( Евр.9:14 ); тоже говорит и ап. Иоанн в первом послании (1:7). Но ведь эти возражения, как и слова тех же свв. апостолов о спасающей силе Креста Господня, обозначают в этих образах (кровь, крест) ту же общую идею, которая выяснена нами выше (идею возрождения нравственного), ибо сейчас же следуют указания на чисто нравственные последствия этих понятий: очистить совесть от мертвых дел, я распять миру крестом Христа и проч.) Именно, наоборот, когда Апостолы говорят сперва о спасительности Креста Господня, Крови Христовой, а потом сейчас же переходят к нравственным указаниям или когда указывают на чистоту жизни, как на условие спасительного действия их, то они различают искупительное дело в собственном смысле (крест, кровь), в котором почивает вся полнота спасительной благодати, и принятие усвоение ее людьми. На первую они смотрят, как на единственную вечную основу морально святой жизни. Без нее спасение человека невозможно: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу Живому и Истинному» ( Евр.9:12–14 ). «Если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг ко другу, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ). ………………………………………………………………………………………………………………. Простите меня, Ваше Высокопреосвященство, если я позволю себе здесь высказать свой взгляд по интересующему меня вопросу – каким образом произошло у Вас отождествление Искупления с возрождением? Я и раньше догадывался, а при чтении Вашей статьи об Искуплении почти убедился в том, что в выяснении сущности догмата Вы исходили не из Божественного Откровения и Свято-Отеческих писаний о том, а из опыта и наблюдения над реальною и человеческою жизнью. Лично я Вас мало знаю; знаю только по рассказам, отзывам о Вас и по Вашим печатным трудам. Мне кажется, что Вы натура более эмоциональная.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

А что отвечает Богу жена? То же самое: «Это не я, это змей». В общем, виноватых не найти. И сегодня люди так говорят. Вот постоянные вопросы: почему Бог допускает зло? почему в этом мире существует зло? почему Бог не наведет порядок? Но люди не хотят видеть в самих себе той расстроенности, которая произошла в результате их отпадения от Бога. Но, несмотря на то, что человек разрывает жизненно важную связь с Богом преступлением заповеди, Бог не оставляет человека. И далее мы читаем слова Господа к змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). Здесь звучит первое Евангелие. И это действительно Евангелие, это благая весть о том, что Бог не оставляет человека, о том, что придет Сын Божий и поразит диавола в голову; здесь весть и о Богородице, о непорочном зачатии, о чем впоследствии скажет и пророк Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14), а имя Еммануил значит: «С нами Бог». Это пророчество возвещено за 700 лет до Рождества Христова. И тут в Библии употреблено слово «Дева» – алма . Когда мы будем изучать другие тексты книг Священного Писания, мы увидим, что слово «алма» никогда не относится, как некоторые мудрствуют, просто к женщине или к молодой женщине, но всегда – к девственнице. Мы знаем историю этого текста. Она повествует, что праведный Симеон Богоприимец, когда был перевод книг Ветхого Завета с иврита на греческий язык, решил стереть это слово, рассудив по человеческому размышлению так: «Если дева, то как же она родит? Рождают только женщины». Но ангел Господень остановил его. И мы знаем, что этот праведный муж жил до тех пор, пока не увидел Христа, Которого принесли к нему. И тогда он воскликнул слова, нам всем очень хорошо известные: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Пророчество о Спасителе есть уже в книге Бытия Но впервые это пророчество звучит уже в книге Бытия, когда Господь говорит змею: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…», но жена не может иметь семени, так что здесь говорится о непорочном зачатии; «будет поражать тебя в голову…» – и действительно, Христос поразил диавола в голову на кресте; «…а ты будешь жалить его в пяту» – тут говорится о том, что до Второго пришествия Христа в человеке остается удобопреклонность ко греху, то есть человеческая природа исцелена, но еще не пришел Страшный суд, и от веры человека, от его дел, которые он творит в этой временной жизни, зависит его вечная участь.

http://pravoslavie.ru/96070.html

« Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий 138 ; ходи предо Мною и будь непорочен » ( Быт. 17:1 ). Вот эти слова «будь непорочен» можно перевести как «будь цельным». Или: «будь простым»! Простым – в каком смысле? Если ты цельный, у тебя нет многих мнений. Если тебе Бог что-то говорит, ты просто это принимаешь, и не спрашиваешь, например: «Зачем нужно обрезание?» Древние считали, что те заповеди, смысл которых нам неясен, надо исполнять с большим усердием, чем те, смысл которых до нас дошел. Возможно, что такими заповедями Бог и испытывает, и проверяет нас на послушание, чтобы нам самим было бы яснее, где и что мы должны исправить в самих себе! И Господь говорит: « и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов » ( Быт. 17:2–5 ). До этого момента он был отцом Измаила, и, казалось бы, Аврам и этим был доволен: уже не Елиезер наследует ему, а сын. Пусть даже рожденный от служанки, но все-таки сын! Но здесь Господь расширяет жизненный статус Авра-а-ма: должно произойти что-то невероятное, и Господь повторяет, объясняя необходимость перемены его имени: « И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя » ( Быт. 17:6 ). «Воистину, данный случай нельзя обойти вниманием, поскольку сам по себе некоторых из вас он в состоянии озадачить. К чему бы имя Аврам, имя деда Иакова, сменили на Авраам? …Посмотрите в Писании, и вы увидите, что раньше его звали только Аврамом, в то время как после того, как он получил новое имя, его звали только Авраамом. Так и Иаков услышал те же слова, когда получил новое имя: отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. Когда Аврам получил другое имя, его никогда уже не звали иначе как Авраамом, когда же Иаков получил другое имя, то его звали как Иаковом, так и Израилем. Имя Авраам должно было раскрыться в нынешнем веке, ибо он здесь стал отцом множества народов, отчего и принял такое имя. С другой стороны, имя Израиль относится к веку иному, когда мы увидим Бога. Следовательно, народ Божий, народ христианский в этом времени и Иаков есть, и Израиль: Иаков – в деле, Израиль – в надежде» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Агнец у вас должен быть без порока» (Исх. 12:5), потому что во Христе соединены все признаки боголепного достоинства. Но да будет и «мужеск пол», присовокупил законодатель, ибо Он был и есть тот, Который во всех нас посевает семена богопознания и вводит как бы в некую вожделенную землю, как и пророческое слово говорит, принося в жертву Богу и Отцу человечество чрез евангельскую проповедь. Кроме того, и «однолетний» да «будет», или по времени, дабы не было несовершенное, если бы ему еще не исполнился год от рождения, или же потому, что боголепнейший праздник страдания Христова каждый год имели совершать те, которые получают блага от сего страдания (Исх. 12:5). «Возьмите его от овец, или от коз», — сказано (Исх. 12:5). Агнец по закону почитается как чистая и непорочная жертва, а козлы всегда приносятся на жертвенник за грехи. Это же ты найдешь и во Христе; потому что Он был Сам и как непорочная жертва, принесши «Себе... в воню благоухания Богу и» Отцу (Еф.5:2), и, как козел, за грехи наши закалаемый. После же заклания агнца повелевает помазать кровию его косяки (подвои) дверей жилищ и порог, не иное что желая обозначить этим, как мне кажется, как только то, что славною и честною кровию мы утверждаем земной дом свой, то есть тело, изгоняя из него происшедшую от преступления мертвость чрез причастие жизни. Ибо причастие Христа доставляет нам жизнь и освящение. И устрашая губителя, чрез помазание как можно далее отстраняя строящего козни демона, мы умерщвляем страсти, происходящие от плотских движений. Под «дверями» же упомянутого нами дома можно разуметь чувства наши, чрез которые в сердца всех воспринимаются качества вещей и вливается безмерное множество похотений. Двери эти и пророк Иоиль именует, говоря: некие «входят в окна (наши), как вор» (Иоил. 2:9), потому что они не были помазаны Кровию Христа. А вкушать мяса повелевает в ту же самую ночь, то есть в век настоящий. Так называл его и Павел, говоря: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12), днем в сих словах ясно обозначив век будущий, который освещает Сам Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Адом называется духовная темница, место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства, где царствует сатана. Слово «ад» в отношении к душам умерших людей означает состояние сильной скорби и мучений, отчуждения от лицезрения Бога. Туда, в преисподние места земли (Еф. 4:9), сошел Христос и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:19), так что и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотню, жили по Богу духом (1 Пет. 4:6). Ни во время страданий и смерти на Кресте, ни после них человеческое естество Спасителя не отделялось от Божественного естества. Даже при разлучении души Спасителя с телом Божество Его было соединено и с душой, и с телом: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом вся исполняли, Неописанный» (из пасхальной службы). Христос одновременно и в аду, и в раю, и на земле, и на небе, и с людьми, и с Отцом и Духом — всё наполняет Собою, не будучи «описуем», то есть ограничен чем-либо. Слова Символа веры «страдавша и погребена» сказаны против еретиков, ложно учивших о том, что Господь не мучился на Кресте и что страдания Его были только видимостью страданий. Предав Себя вольной смерти, Сын Божий навсегда сокрушил ее власть, поскольку смерть не смогла победить Богочеловека. Страдал Спаситель не Божеством, Которое не страдает, а по Своему человеческому естеству; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Человек без греха, Первенец нового человечества, освобожденного от рабства диаволу, Христос предстал Отцу как чистая жертва, как непорочный Агнец: Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин. 1:29). Жертва Иисуса Христа стала совершением и завершением всех ветхозаветных жертвоприношений, целью которых было снискание Божественного умилостивления для прощения грехов (см. раздел «Священная история Ветхого Завета»), Ветхозаветные жертвоприношения были предвестниками и прообразами совершенной Жертвы Христа— последней, единственной истинной Жертвы, о чём говорит апостол Павел: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Апостол Павел сказал: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фесс. 2:15), то есть будьте верны учению Церкви. Действительно, вот это столь же необходимо доказывать в наше дикое время, как и в далеком прошлом! Церковь высоко ставит семейный подвиг. «Брак честен», говорится в чине Венчания, то есть жениху и невесте, вступающим в брак, воздается честь. Более того, «Ложе непорочно». Слава Богу, что люди не бесчувственные деревяшки, а наделены эмоциональной сферой, очень даже яркой. Нет никакого порока в сокровенных отношениях мужа и жены, которые Господь даровал любящим супругам в награду за их любовь и верность. Сокровенных – сокрытых от посторонних глаз, это тайна любящих супругов. Но, раз сокровенных, стыдно выносить их на всеобщее обозрение, или «лезть в постель и давать какие-либо рекомендации», как правило, грязные, чем собственно, насколько я понимаю, и занимается сексология. Церковь никогда до этого не опускалась. Напротив, Церковь всегда старалась оградить супружескую жизнь от грязи, которая легко ней может прилипнуть и отравить чистоту семейной жизни. «Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:13,14). Никогда Церковь не занимала ханжеской позиции. «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Отметим, как бережно заботится апостол Павел о целомудрии супругов, которое вовсе не сводится к какой-то системе запретов. Конечно, апостол Павел глубоко ведал человеческую природу, знал он, как сильно может сатана искушать столь ранимую и доступную его коварству сферу супружеских отношений. Апостол призывает супругов быть вместе, потому что избежать и преодолеть сильное искушение важнее, чем исполнять предписания, носящие дисциплинарный характер. Еще раз подчеркнем, «Брак честен и ложе непорочно». Апостол стремится оградить супругов от искушения, которое может возникнуть при неразумном воздержании, взятом на себя без учета сил и желаний супруга(ги), или своих собственных сил.

http://pravmir.ru/otklik-na-prezentaciyu...

Архиепископ Сильвестр был казнен большевиками 26 февраля 1920 года. Сначала 2 месяца его мучили в тюрьме. Затем подвергли мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, большевики раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце… Эту историю я привел как пример того, как много может быть человеку дано. От рождения – выдающиеся дарования и способности. Такому человеку естественно быть священнослужителем. Итак, в своем очерке я упомянул о трех типах людей, могущих принять священническое служение: 1. Призвание – как голос Божий, призывающий человека к этому служению. Это совершенно уникальное явление. 2. Большое личное желание человека и одаренность теми душевными свойствами, которые помогут хорошо это служение исполнять. 3. Это мы встречаем чаще всего. Если человек не слышит в своей душе голоса Божьего и не имеет никаких дарований, ни харизмы лидера, ни дара учительства, ни сильного волевого характера… но все же горячо желает стать священником, он должен поставить перед собой вопрос: готов ли я, все оставив, идти по пути святости? И если готов и живет так, и испытал себя в стремлении к святости на протяжении ряда лет – может становиться священником. И помоги ему Бог быть святым священником.   Примечания. [ 1 ] Эта небольшая статья-размышление была написана по просьбе редакции молодежного католического журнала «Радуга» в 2006 году. Опубликована не была. [ 2 ] Другой текст ап. Павла, его письмо к ап. Титу, просветителю Крита, свидетельствует о том, какие качества должны быть у поставленного на священническое служение: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит. 1, 5 ). Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-prizvanii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010