ниже) и «Господи воззвах» (всегда); после Господи воззвах указывается тропарь или «3 антифона малые» (иногда они после прокимна) или сразу « εχ συναπτ μετà ατσεως», т.е. ектении, должно быть, великая или сугубая с просительною (иногда это после прокимна и антифонов), затем вход (иногда), прокимен и чтения (паремии), в заключение всегда – тропарь, иногда трижды со стихами псалма καì τν περισσν (т.е. тропарь в заключение; так накануне Пятидесятницы, и затем диакон «Премудрость», и начинается чтение апостола до панихиды) 1582 . – Еще менее указаний на (с. 375) состав утрени. На ней обычно называется « μωμος» (Непорочный), т.е., несомненно, 118 псалом, указываемый в 1-й части утрени песненного последования и Симеоном Солунским ; Непорочны делились на 3 антифона, и на третьем иногда полагался тропарь и бывал вход 1583 . По-видимому, в более торжественные воскресенья (неделю сыропустную, Ваий, Антипасхи, мироносиц) и сродные с ними дни (Лазареву и вел. суб., в Пасху до среды включительно, суб. 2 по Пасхе ради памяти Иакова брата Госп., на Вознесение и Пятидесятницу) 1584 по Непорочных полагалось какое-то « Ελογητòς» («Благословен», может быть стих 118 пс. «Благословен еси Господи» в особо торжественно исполнении или с каким-либо припевами в поде нынешних тропарей к нему). На неподвижные великие праздники нет упоминания на утрени ни о Непорочных, ни об ελογητòς, но на месте того и другого в Р.Х стоит 18 антифонов σν του μεγλου (с «Великого» – должно быть, начало какой-либо песни), одни из 2 тропарей, затем другой тропарь на «Бог Господь»; следовательно, во все неподвижные праздники (а может быть и в некоторые воскресенья, так как утреня некоторых из них тоже начинается с указания тропаря на 50-м псалме) «Непорочны» не пелись и должно быть, заменялись другим псалмом. В ркп. уставе Моск. Синод. библ. 333– 391 XIV в. (л. 150 об.) есть статься под заглавие: «а се кафизмы праздником по уставу соборной церкви», указывающая по одной кафизме на важнейшие праздники и ликами свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вечерня и утреня по Типиконам Великой Константинопольской церкви IX-XI в    Кроме литургии Великая Церковь IX-XI в. имела, по-видимому, из служб только еще вечерню и утреню, иногда (под праздники) после вечерни – παννυχς (всенощную — помимо утрени) и в великий пост служба тритекти. Часы не упоминаются. Из состава вечерни указывается, по кр. м. иногда, в качестве начала ее «Приклони Господи ухо твое», т.е. пс. 85, которым начиналась вечерня песненного последования по Симеону Солунскому, – за ним какое-то «το τελευται ον» (д.б. последний антифон из начальных антифонов вечерни: см. ниже) и «Господи воззвах» (всегда); после Господи воззвах указывается тропарь или «3 антифона малые» (иногда они после прокимна) или сразу «εχ συναπτ μετ ατσεως», т.е. ектении, д.б. великая или сугубая с просительною (иногда это после прокимна и антифонов), затем вход (иногда), прокимен и чтения (паремии), в заключение всегда – тропарь, иногда трижды со стихами псалма κα τν περισσν (т.е. тропарь в заключение; так накануне 50-цы, и затем диакон «Премудрость», и начинается чтение апостола до панихиды). – Еще менее указаний на (с. 375) состав утрени. На ней обычно называется «μωμος» (Непорочный), т.е., несомненно, 118 псалом, указываемый в 1-й части утрени песненного последования и Симеоном Солунским; Непорочны делились на 3 антифона, и на третьем иногда полагался тропарь и бывал вход. По-видимому, в более торжественные воскресенья (неделю сыропустную, Ваий, Антипасхи, мироносиц) и сродные с ними дни (Лазареву и вел. суб., в пасху до среды включительно, суб. 2 по пасхе ради памяти Иакова брата Госп., на Вознесение и 50-цу) по Непорочных полагалось какое-то «Ελογητς» («Благословен», м. б. стих 118 пс. «Благословен еси Господи» в особо торжественно исполнении или с каким-либо припевами в поде нынешних тропарей к нему). На неподвижные великие праздники нет упоминания на утрени ни о Непорочных, ни об ελογητς, но на месте того и другого в Р.Х стоит 18 антифонов σν του μεγαλου (с «Великого» – д.б.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Побает вдти, како должно е iepeю отпу творити на kiйжo днь всю нелю. и на праздникы всего лта Tponpi въскрны (всех восьми гласов) Тропари вскрсны Тропари и кокы. и свтилна дневныя всея седмици. Побаеть вдти, како должно iepeю отпуст творити на койжо днь, и вне, и на празкы Главы Марка iepмohaxa cnucahiю трудолюбезному, о невдомы уставу. Часословецъ имй слу нощную и дневную службу по уставу и въ iepлuм векыа лавры, и пр. (В пред. рукописи этого нет) Бгородичны и кртобо, пваемыя по тропарх на верни и на утрени. Тропри вскрны в суб въ великую по непорочнахъ и въ ндлю всего лта Побаеть вдти, яко должно есть и о сихъ послдовати npeдahiю великы общежительны начальникъ, внегда бываетъ bмшehie хлбо за общую трапезу Послесловие Определение собора, бывшего при митр. Макарии 7050 (1542) года о повсеместном праздновании отечественным святым. (Во всех прочих уставах этого нет) Молитва на кутьею См. выше на 15 месте Послесловие Послесловие См. выше на 17 месте Лунное meчehie (В прочих уставах этого нет) IV. Рук. анзерского скита 85 V. Печатн. Устав, издан при патр. Гермогене VI. Печатн. Устав, изд. при патр. Филарете Краткие извлечения из Патерика и из писаний св. отцов. Главизны сущим указание в настоящей сей книге. О еже со всяким тщанием хранити игуменом положения вся Предисловие. Noyчehie сты аплъ и сты оцъ о еже, како подобает хранити... игумену... въ устав положеная вся, и проч. Noyчehie сты аплъ и стыхъ... оцъ о типикох извстно, о еже како хранити совсякимъ mщahieмъ игумену или ekлeciapxy непрезирати имъ во устав положеная вся, и проч. Уставъ црковьный служб и въ iepлм стыя лавры прпбна и бгоноснаго оца ншего Савы, имя всю службу. И уставь црковный. Cieжe уставь и слуба бываеть въ прочи iepлuckы чтны монастырх Чин главам в настоящей книге сей: Краткие извлечения из Патерика Устав еже есть око црковное избран стыми оцы отъ многи типикъ... и отъ многи стыхъ оцъ, и отъ вселеньскихъ сты соборъ... и тако положися указъ главамъ. Иже суть въ бжтвеннй книз сей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Потому–то писатель книги, желая показать, что Иов далеко отстоял и от больших, и от малых грехов, — т. е. был свободен не только от обвинений, но и от упреков в чем бы то ни было, — говорит: был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла . Точно также и Бог, желая показать Аврааму, что в добродетели — прежде всего безупречность, говорит Ему: ходи предо Мною и будь непорочен (Быт. 17:1). Эта безупречность принимается в смысле высшего нравственного совершенства. Апостол Павел, так как он имел дело с язычниками, только что возвысившимися над многобожием, оставившими пороки, отрешившимися от блуда и прелюбодеяния, не требовал высшей добродетели, и когда ему нужно было поставить пастырей для вселенной, исполненной блуда и порока, между тем как благочестие тогда не процветало, то он так писал Титу о поставлении епископов: для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен (безвинен) (Тит. 1:5, 6). Безупречности тогда нельзя было требовать, потому что, как я уже сказал, благочестие тогда не процветало. Великое дело — безупречность, а безвинность занимает средину: сравнительно со злом она велика, а в смысле добродетели — мала. Поэтому и сказал (апостол): муж одной жены (ст. 6). Теперь в церкви это уже не соблюдается, потому что иерей должен быть увенчан совершенной безупречностью и святостью; но так как тогда и это уже имело большое значение среди преданного блуду мира, то апостол и говорит: поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены (ст. 6), не потому, что возводил это в закон, но потому, что снисходил к заблуждению. Он знал, конечно, что со временем, когда благочестие достигнет цветущего состояния, человеческая природа сама по себе, по своей воле будет стремиться к добру и изберет для себя путь, ведущий к высшему совершенству. Непорочен, праведен . Значит, нельзя быть праведным, не будучи прежде того безупречным.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

с греч. еп. Порфирия). Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену. Пс.17:31 Бог мой, непорочен путь Его: словеса Господня разжжена. Защититель есть всех уповающих на Него.    Потому, говорит, я так крепко надеюсь на милость и помощь Божию, что Он — Праведен, непорочен путь Его, т.е. все дела Его праведны; и не только дела, но и слова Его так верны и святы, так чисты от примеси неправды, как чисто золото, огнем разжженное и очищенное. Он Защитник всех, защитит от искушений, от всех бед и напастей не только меня, но и всех уповающих на Него. Пс.17:32 Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего?    И не тщетна, как бы так говорит пророк, не напрасна вера и надежда на Господа Бога нашего всех уповающих на Него; потому что Он один есть истинный Бог, Бог вечный, всемогущий и праведный, един Творец мира и Вседержитель. И все надеющиеся на Него, как на твердую и непоколебимую скалу, будут безопасны, как и напротив, надеющиеся на какую-либо тварь, каковы были все языческие боги, бывают постыжены и посрамлены. Пс.17:33 Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой.    Так как Бог наш есть Бог сильный и всемогущий, то и верных и уповающих на Него рабов Его Он наделяет силою для поражения врагов и побеждения искушения, и так как Он праведен и непорочен путь Его, то и верным рабам Своим Он устрояет путь чистый, непорочный и праведный. То и другое получил от Бога и Давид пророк, что и выразил словами: Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Дарованною от Бога силою он был непобедим в борьбе с врагами, а праведность и непорочность пути явил во всей своей жизни. Пс.17:34-35 Совершали нозе мои яко елени, и на высоких поставляли мя: научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя.    Как бы не довольствуясь тем, что высказал прежде о дарованиях Божиих к нему, Давид продолжает исчислять все другие оборонительные и наступательные воинские средства, какие он получил от Бога для успешной борьбы с врагами и искушениями. Ему приходилось в неравной борьбе с врагами или поспешно отступать от внезапных их нападений, или быстро наступать на них там, где они и не ожидали его, или же удаляться от врагов на высокие горы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

В нем мы и сделались наследниками, будучи предопределены к тому по определению Совершающего все по намерению воли Своей, дабы нам послужить к похвале славы Его». 38. Но те, о ком вы печетесь, может быть, скажут, что пелагиане возражают на свидетельство апостола, где он говорит, что мы потому избраны во Христе и предопределены до создания мира, чтобы нам быть святыми и непорочными перед Ним в любви. Ибо они считают, что, «получив заповеди, мы уже сами по свободной воле становимся святыми и непорочными перед Ним в любви: что Бог, поскольку предузнал будущее, постольку и избрал и предопределил нас во Христе прежде создания мира». Но апостол говорит: Не потому, что предузнал нас такими, но чтобы такими были через само избрание благодати Его, которой облагодетельствовал нас в возлюбленном Сыне Своем. Итак, предопределив нас, Он предузнал Свое дело, посредством которого Он делает нас святыми и непорочными. Поэтому правильно изобличается заблуждение пелагиан этим свидетельством. «Мы говорим, – утверждают они, – что Бог не предузнал ничего, кроме нашей веры, которой начали верить, и потому избрал нас прежде создания мира и предопределил, чтобы мы были также святыми и непорочными по Его делу и благодати». Но пусть послушают и то свидетельство, где апостол говорит: «Мы сделались наследниками, будучи предопределенными к тому по намерению Совершающего все». Следовательно, Тот, Кто совершает все, совершает и то, чтобы мы начали веровать. Ибо это призвание – то, о котором сказано: «Непреложны дары и призвание Божие» ( Рим. 11, 29 ); и в другом месте: «Не от дел, но от Призывающего» ( Рим. 9:12 ), – хотя Апостол мог бы сказать: Но от верующего, -и есть призвание, которое имел в виду Господь, сказав: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» ( Ин. 15, 16 ), – призвание, которое не опережает даже вера. Ибо Он избрал нас не потому, что мы уверовали, но чтобы мы уверовали; дабы не назывались мы первыми в избрании Его. Ведь тогда ложным будет сказанное: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», чего да не будет. Призываемся мы не потому, что уверовали, но чтобы уверовали; и тем самым призванием, которое непреложно, производится наша вера. Однако не следует здесь повторять всего, что мы сказали о столь пространном вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если, например, у кого характер по природе добрый, но он сам по своей воле искажает его пороками, тот слышит от пророка: «Сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» ( Пс.48:13 ) 1 . «И был человек этот непорочен», (безупречен). Не малая похвала! Вникни в смысл этих слов, и ты удивишься их значению. Одно дело обвинение, другое упрек. Обвинение касается тягчайших грехов, упрек же высказывается по поводу легких ошибок. Итак, писатель книги хотел здесь показать, что праведник был свободен не только от обвинений, но даже и от упрека. Не только никто не мог обвинить его в каком-нибудь важном грехе, но даже и ни в чем маловажном он не заслужил упрека. И то уже великое одобрение человеку, если его жизнь свободна от обвинений. Между тем свободным от обвинения является всякий, кого ты не можешь обвинить в прелюбодеянии или убийстве. Однако, будучи свободным от обвинения в чем-либо подобном, такой человек может подвергаться упрекам, например, за гордость, за клевету, злословие или пьянство. Потому-то писатель книги, желая показать, что Иов далеко отстоял и от больших, и от малых грехов, – т.е. был свободен не только от обвинений, но и от упреков в чем бы то ни было, – говорит: «Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Точно так же и Бог , желая показать Аврааму, что в добродетели – прежде всего безупречность, говорит Ему: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). Эта безупречность принимается в смысле высшего нравственного совершенства. Апостол Павел, так как он имел дело с язычниками, только что возвысившимися над многобожием, оставившими пороки, отрешившимися от блуда и прелюбодеяния, не требовал высшей добродетели; и когда ему нужно было поставить пастырей для вселенной, исполненной блуда и порока, между тем как благочестие тогда не процветало, то он так писал Титу о поставлении епископов: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен» (безвинен) ( Тит.1:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пс. 17 , ст.5. Потоцы беззакония смятоша мя. Останови их, Господь мой и Бог мой! 24 ст. И буду непорочен с Ним и сохранюся от беззакония моего. Будь со мною – и я буду непорочен и сохранюсь от беззакония. Если не будешь – я пал. Пс. 18 , ст.13 [-15]. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных [церк.-слав.: от чуждих] удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою... Мы грешим постоянно, и часто тяжко. От множества грехов своих мы даже не считаем их, не постигаем их тяжести. За нами есть множество всяких грехов: и явных и тайных, и чужих и своих. Тайные грехи и чужие грехи – тоже опасные грехи: тайные – потому, что мы не примечаем их и не исправляемся в них; чужие – потому, что они погубляют не только нас, но и ближних наших. Пощади же и меня, Господи, от чужих грехов, не взыщи их на мне, да и от тайных моих согрешений очисти меня. И они отнимают у меня Тебя, всеблагого и праведного Отца моего, удаляют от Тебя, подвигают на меня праведный гнев, так что Ты не внемлешь с благоволением моим словам, моей молитве, да и я не имею в сердце дерзновения пред Тобою. ...Чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! Пс. 19 , [ст.4]. Помянет (Бог) всяку жертву твою... Не ослабевай же в добром деле. Бог вспомнит каждую жертву твою и воздаст тебе за все. Пс. 20 . О царе. Пс. 21, 10 [-12] ст. Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Я весь Твой: Ты извлек меня из чрева матери моей. Ты – Творец мой и Бог мой. Я не знаю другого прибежища, кроме Тебя, на Тебя одного я надеюсь. Не оставляй меня – дела рук Своих: ибо скорбь близка, а помощника нет. 15 ст. Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Это часто случается со мною. 16. Сила моя иссохла, как черепок. Как глина, когда она влажна, бывает гладка, ровна и пухла, а когда высохнет – делается шероховатою и опадает, так и тело человеческое, когда ублажается питьями и яствами, бывает гладко и пухло, а когда удручается постом, то делается морщинистым, сухим, малосильным: иссохла, как черепок крепость тела моего. 29 ст. Господне есть царство, и Он – Владыка над народами. Един Бог в собственном смысле есть Царь: цари земные – только слабое подобие Царя Небесного. Как единый Царь всего мира, Он Один обладает всеми народами, тогда как цари земные, поколику их много, обладают только известными народами: Господне есть царство, и Он – Владыка над народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тем не менее Иов не горделив. Его слова свидетельствуют о его смирении и даже духе покаяния. Он, судя по всему, вполне готов признать себя грешником: Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил? ( Иов. 6:24 ). Он знает, что, без сомнения, он не совсем чист: Но кто свободен от нечистоты? Никто ( Иов. 14:4 ). Однако его возможная виновность и беды, которые ему приходится претерпеть, настолько несоразмерны, что между ними нельзя не только увидеть причинно-следственной зависимости, но даже какой-либо связи одного с другим. Напротив, Иов к тому же отказывается устанавливать зависимость между тем, что он праведен, и благосостоянием, которым он пользовался ранее, признавая его как беспричинный дар Бога, а не как воздаяние за его добрые дела (ср. Иов. 2–10 ) 165 . Рассматривая себя как праведника, Иов не обманывает себя. Его праведность подтверждается автором книги, который так начинает свой рассказ: Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, богобоязнен и удалялся от зла ( Иов. 1:1 ). В своем толковании свт. Иоанн Златоуст останавливается, в частности, на слове непорочен: «Почему не сказано “невинный”, но непорочен? Потому что… он не делал, говорится, не только тяжких проступков, но старался не поддаваться и самым легким, которые скорее составляют недостаток, чем вину, и заслуживают порицания, а не наказания» 166 . Эта характеристика Иова подтверждается Самим Богом, Который дважды говорит сатане, когда тот предстает перед Ним: Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова, ибо нет такого, как он, на Земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов. 1:8; 2:3 ). Свт. Иоанн Златоуст отмечает: «Бог свидетельствует, что Иов непорочен» 167 . В глазах Бога Иов – самый святой человек своего времени. Бог считает ни за что нечистоту, которую Иов готов признать за собой (ср. Иов. 14:4 ). Иов не принимает мысль об «имманентной справедливости» Бога, которую высказывают его друзья. Реальность опровергает представление, будто бы беды, которые человек должен претерпеть, посланы в наказание за его ошибки, потому что можно видеть, как много невинных претерпевают такие беды. Иов, в частности, вспоминает множество людей, которых, хотя они и верны Богу, несправедливо угнетают, эксплуатируют и вынуждают претерпевать все формы бед ( Иов. 24:1–12 ; см. также 9:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

15:11), — итак в послании к Титу, показывая, каков должен быть епископ, Павел говорит: « Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не себе угождающ   , не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать » (Тит. 1:7–9). И опять к Тимофею, пиша о том же предмете, он говорит так: « если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, честен, страннолюбив, учителен, не бийца, не пьяница, но тих, не завистлив, не сребролюбив » (1 Тим. 3:1–3). Видишь ли, какого совершенства добродетели требует он от епископа? Как отличный какой живописец, составив различные краски, чтобы сделать первоначальный портрет с царского лица, выполняет это дело со всей тщательностью, чтобы все, которые будут подражать ему и писать с него, имели верный портрет, так точно и блаженный Павел, как бы изображая царский портрет и приготовляя первообраз его, соединил различные краски добродетелей и в совершенстве изобразил нам отличительные черты епископства, чтобы каждый, восходящий на эту степень власти, взирая на него, столь же тщательно сообразовался с ним во всем. Итак, я смело могу сказать, что блаженный Игнатий напечатлел в душе своей весь этот образец с точностью, и был и непорочен, и безукоризнен, и не самолюбив, и не гневлив, и не пьяница, и не бийца, и не сварлив, и не сребролюбив, но справедлив, преподобен, воздержен, держался верного слова, согласно с учением, трезв, целомудрен, благочинен, к все прочие имел качества, каких требовал Павел. А какое, скажешь, доказательство на это? (То, что) сами, сказавшие это, рукоположили его с такой тщательностью; убеждая других производить испытание тем, которые имели восходить на этот престол власти, они сами не могли делать этого небрежно и если бы не видели всех этих добродетелей насажденными в душе этого мученика, то и не вручили бы ему этой власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010