Мы бываем омрачены своими страстями и не видим нелепости, безобразия их и своих поступков, но когда Господь просветит нас светом Своей благодати, тогда мы как от сна пробуждаемся, видим ясно безобразие, безумие своих помыслов, чувств, слов, поступков; сердце наше, до того времени загрубевшее, размягчается, злоба проходит, и на место ее является благость, ласковость, снисходительность. Потому, по слову Спаса нашего, надо любить и врагов, благословлять проклинающих и добро творить ненавидящим нас (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27–28), ибо и они братия наши слепотствующие, заблуждающиеся. Настоящая жизнь есть изгнанничество: изгна его, сказано, Господь Бог из рая сладости (Быт. 3, 23), и мы все должны усиленно стремиться чрез покаяние и дела, достойные покаяния, к своему отечеству. Владыко, вожделенное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя (троп., поемые на «Непорочн.» в суб.). Настоящая жизнь есть тесный путь, путь скорбей, лишений, болезней. Чем теснее этот путь, тем убедительнее, вернее, что мы стоим на истинном пути, чем шире – тем несомненнее, что мы близки к погибели. Настоящая жизнь есть ежедневная, жестокая, горчайшая война со врагами нашего спасения, особенно с невидимыми духами злобы поднебесными, не оставляющими нас ни на один день в покое, но непрестанно над нами коварствующими и возжигающими в нас разные страсти и жалами их наичувствительным образом нас уязвляющими. Потому помни, что против нас ведется непрерывная война; что не время покоиться, веселиться и развлекаться в этой жизни, данной для приготовления к будущей, ни тогда, когда мы искушаемся бедствиями, ни даже тогда, когда нам кажется, что мы совершенно покойны и счастливы, когда, например, предаемся удовольствиям в театре, на вечерах, когда рисуемся в нарядных одеждах и уборах, когда предаемся наслаждению чрева, кружимся в веселых танцах, разъезжаем в великолепных экипажах и проч. Среди всех твоих житейских удовольствий над тобою тяготеет величайшее несчастье, человек: ты грешник, ты враг Божий, ты в большой опасности потерять вечную жизнь, особенно если живешь нерадиво, не творишь дел, достойных покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Л. 342. Месяцеслов с тропарями и кондаками. Ему предшествуют замечания о знаках, показывающих великие, средние и малые праздники, также правило о поклонах и о пощении. В месяцеслове на полях против каждого числа означается одна из семи букв вруцелетия. Из числа Русских и позднейших Греческих и Славянских святых, кроме упомянутых в описании 406, здесь находятся: Сент. 19. князей Феодора и детей его Давида и Константина (с троп. и конд.), 20. князя Михаила Черниговского и Феодора боярина его (с троп. и конд.); Октября 16. успение преп. Андрея юродивого (после приписано), 19. преп. Иоанна Рыльского (троп. и конд.), 21. Илариона Мелетинскаго (с троп. и конд.), 24. св. Афанасия патр. Царяграда (с Троп.), 29. преп. Авраамия архимандрита, Ростовского чудотворца (с троп. и конд.); Ноября 6. преп. Варлаама Хутынского (с троп. и конд.), 14. Григория архиеп. Солунского (с троп. и конд.), 17. преп. Никона Радонежского (после приписано), 20. преп. Варлаама и Иоасафа Индийских (после припис.), 26. освящение церкви св. муч. Георгия, иже в Киеве у златых врат (после припис.), 28. Феодора еп. Ростовского (с троп. и конд.); Янв. 10. преп. Павла Обнорспкого (с троп. и конд.); Февраля 11 пр. Димитрия Прилуцкого (с троп. и конд.), 12. св. Алексия митрополита Московского (с троп. и конд.); Апреля 14. новоявленных муч. Антония, Иоанна и Евстафия (с своим конд.), 26. св. Стефана еписк. Пермского (с троп. и конд.); Мая 2. перенесение мощей св. Бориса и Глеба (с троп. и конд.), 7. пр. Антония Печерского (с троп. и конд.), 14. Исидора юродивого Ростовского (с троп. и конд.), 15. Исаии еп. Ростовского (с троп. и конд.), 20. обретение мощей св. Алексия митрополита (с своим конд.), 24. пр. Никиты столпника Переяславского (с своим конд.), 28. преставление Игнатия еп. Ростовского (с троп. и конд.); Июня 1. пр. Дионисия Глушищкого, 9. пр. Кирилла Белоезерского (с троп. и конд.); Августа 24. пренесение мощей св. Петра митрополита (с троп. и конд.), 26. сретение иконы пресв. Богородицы, Владимирская (с троп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

748 De fide orth. I. II, с. 30. Μ. Ρ. t. 94, col. 977 CD. Русск. перев. стр. 118; ibid. I. III,, с. 18, col 1072 С. Русск. перев. стр. 179. 749 Канон в неделю Фомину; 3-й троп. 7-й песни; ср. канон Богородич. 8–го гласа: 3-й тропарь 4-й песни. О принадлежности Дамаскину первого из этих канонов, надписываемого именем Иоанна монаха, см. у Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев... стр. 249. 752 Канон Богородич. 5 гласа: 1-й троп. 8-й песни; канон Богородич. 7 гласа: 2-й троп. 3-й песни. 753 Канон Богородич. 1 гласа: 3-й троп. 6-й песни: канон воскреси. 5 гласа: 1-й троп. 6 песни; канон Богородич. 8 го гласа: 1-й троп. 5-й песни. 762 Канон крестовоскр. 2 гласа; 4-й троп. 7-й песни: канон воскресн. 8 гласа: 3-й троп. 3-й песни. 773 По свидетельству святителя Филарета, Дамаскину принадлежит не только канон пасхальный, но и часы пасхальные и утреня и служба на всю светлую седмицу – весь вообще чин службы пасхальной. Истории, обзор песнопевцев... стр. 257. 776 Канон на Пятидесяти 1-й троп. 5-й песни; ср. канон крестовоскр. 6 гласа: 1-й троп. 7-й песни. Пресветло омывшись, естество человеческое, по словам Дамаскина, «прегрешений прежних убеже». Канон на Богоявл.: 3-й троп. 8-й песни. 777 Канон на Богоявл.: 4-й троп. 7-й песни. В том же каноне находим такое выражение, что Христос омыл человека от темного и оскверненного яда врага, т. е. от греха. 1-й троп. 5-й песни. 779 2–я стихира 2 гласа на, Господи, воззвах и на стиховне; ср. канон крестовоскресный 7 гласа: 2-й троп. 8-й песни. Образный язык церковного поэта рисует нам смерть как бы лежащею без дыхания. Канон воскр. 6 гл.: 3-й троп. 3-й песни. 780 Тропарь: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий»... О принадлежности его Дамаскину см. Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев... стр. 253. 781 4–я стихира 4 гласа на стиховне: 2 я стихира 5 гласа на, Господи, воззвах; 2–я стихира 3 гласа на стиховне: канон воскресн. 8 гласа: 2-й тр. 1-й песни. 785 Канон воскресн. 8 гласа: 2-й троп. 6 песни: того же гласа канон крестовоскр.: 3-й троп. 8 песни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

121 De fide orth. I, II, c. 30. M. P. t. 94, col. 977 CD. Русск. перев. стр. 118; ibid. I. III, с.18, col. 1072 C. Русск. перев. стр. 179. 122 Канон в неделю Фомину: 3-й троп. 7-й песни; ср. канон Богородич. 8-го гласа: 3-й тропарь 4-й песни. О принадлежности Дамаскину первого из этих канонов, надписываемого именем Иоанна монаха, см. у Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев… стр. 249. 125 Канон Богородич. 5 гласа: 1-й троп. 8-й песни; канон Богородич. 7 гласа: 2-й троп. 3-й песни. 126 Канон Богородич. 1 гласа: 3-й троп. 6-й песни: канон воскресн. 5 гласа: 1– й троп. 6 песни; канон Богородич. 8-го гласа: 1-й троп. 5-й песни. 135 Канон крестовоскр. 2 гласа: 4-й троп. 7-й песни: канон воскресн. 8 гласа: 3-й троп.: 3-й песни. 146 По свидетельству святителя Филарета, Дамаскину принадлежит не только канон пасхальный, но и часы пасхальные и утреня и служба на всю светлую седмицу – весь вообще чин службы пасхальной. Историч. обзор песнопевцев … стр. 257. 149 Канон на Пятидесят.: 1-й троп. 5-й песни; ср. канон крестовоскр. 6 гласа: 1-й троп. 7-й песни. Пресветло омывшись, естество человеческое, по словам Дамаскина, «прегрешений прежних рубеже». Канон на Богоявл.: 3-й троп. 8-й песни. 150 Канон на Богоявл.: 4-й троп. 7-й песни. В том же каноне находим такое выражение, что Христос омыл человека от темного и оскверненного яда врага, т.е. от греха. 1-й троп. 5-й песни. 152 2-я стихира 2 гласа на, Господи, воззвах и на стиховие; ср. канон крестовоскресный 7 гласа: 2-й троп. 8-й песни. Образный язык церковного поэта рисует нам смерть как бы лежащею без дыхания. Канон воскр. 6 гл.: 3-й троп. 3-й песни. 153 Тропарь: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий " … О принадлежности его Дамаскину см. Архиеп. Филарета: историч. Обзор песнопевцев… стр. 253. 154 4-й стихира 4 гласа на стиховне: 2-я стихира 5 гласа на, Господи, воззвах; 2-я стихира 3 гласа на стиховне: канон воскресн. 8 гласа; 2-й тр. 1-й песни. 158 Канон воскресн. 8 гласа: 2-й троп. 6 песни: того же гласа канон крестовоскр.: 3-й троп. 8 песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

23 .   Предпразднество рождения св. Иоанна Предтечи (προερτια τν γενεθλων το Προδρμου). В Афонском Прологе 769 на самый праздник, т.е. 24 указывается κανν ωσ· χο δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Св. Песнописцем, как известно, писано в честь св. прор. Иоанна Предтечи восемь канонов, которые и вошли в его Октоих. Но ни один из этих канонов не надписан на ирмос: Τρισττα κραταιο. Следовательно, в указываемом нами по Афонскому Прологу 769 каноне надо видеть особый от канонов Октоиха. В греческой рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря под 23 июня в день предпразднества рождения Иоанна Предтечи мы нашли канон с такой надписью: κανν το Προδρμου το Στουδτου χρι τ δ, т. е. до IV песни канон Студита; в IX акростиховано: ωσ· χο δ. Но ирмос: ρματηλτην. Вероятно, ρματα Φαρα. Начало: Σμερον ων. В Греческой Печатной Минее Венецианского издания 1862 г. под 25 числом мая есть канон третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи; канон надписан – ποημα Ταρασου глас 8-й. Ирмос: ρματηλτην. В нашей Славянской Печатной Минее тот же канон без надписания. При ближайшем знакомстве с каноном по рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря оказалось, что он сборный; некоторые тропари взяты целиком из помещаемых в Славянской Печатной Минее – один из канона св. Иоанна Мосха , а другие из канона прп. Андрея Критского . Так: III, 1 троп.=I, 1 троп. из канона Андрея Критского . III, 2 троп.=III, 1 троп. III, 3 троп.=III, 3 троп. III, 4 троп.=III, 4 троп. IX, 1 троп.=IX, 1 троп. из канона Иоанна Дамаскина . IX, 2 троп.=напоминает IX, 2 того же канона Иоанна. Рукопись очень безграмотна; возможно, что переписчик перепутал каноны и вписал вместо одних тропарей другие. Но, вероятно, прп. Иосиф писал особый канон на этот день, почему он и отмечается Афонским Прологом 769. 26 .   Прп. Давида Солунского два канона: а) с акростихом: μν μκαρ σου τν βον θεοι λγοι, ωσ· χο πλ. α. Ирмос: ππον κα ναβτην. Начало: μνοι τν ωτορον κα θεαν μνμην σου. Евергетидский Типик 535 и Афонский Пролог 769 знают этот канон χο πλ. α. ππον κα ναβτην· ωσ. Его же указывает и A. Rocchi. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1292 A. Mai, Patrum nova bibl., II, 555. Другие места из соч. Кирилла Алекс., Киприана Карф., И. Златоуста, Феодорита и Феодора Керамея приведены у Гарруччи: Storia, vol. I, Teorica, p. 369–370. Niceph. Callisti Hist. eccl. 1., I, с. XVIII. Migne, s. gr., t. CXLV, col. 688. Ср. рукоп. Вахрамеева 51, л. 69: «едино точию таинство подобает ми совершити, еже во Иордан снити, еже от твоея десницы крещение прияти». 1293 Ср. 3 Янв., 5-я песнь: «раба рукой крестится»; троп. на богоявл. часах и на водоосв.: «како возложит руку раб на владыку…». 5 Янв. 6-й песни троп. 2; 4 Янв. седален по 1-й стихологии и 1-й троп. 5-й песни; 6 Янв. седален на утрене глас 4: «приидите увидим вернии… дланию рабскою рукополагаема…». Троп. водоосв.: «яко человек на реку пришел еси… и рабское крещение прияти тщишися блаже от Предтечеву руку» и др. 1294 De Rossi, R. S., t. II, tav. XIV, XVI. Garrucci, V, 3; VII, 2. Martigny, p. 83. Kraus. R. E., II, 837. Roller, I, pl. XXIV. V. Schultze, Archäol. Stud., S. 26, Fig 3; S. 38, Fig. 14. Strzygowski, I, 2–3. 1295 Пис. отцов и учит. церкви относ. к истолков. богослужения, т. I, стр. 36. О руковозложении после крещения: Tertull. De bapt., с. VIII. Migne, s. l., t. I, col. 1207. 1298 Седальны 3 Янв. на утрени по 1-й и 2-й стихологии, 1-й тропарь 4-й песни; 2-й троп. 7-й песни; 3-й троп. 9-й песни; 4 Янв. на утр. 3-й троп. 6-й песни; 5 Янв. 2-й троп. 6-й песни; на богоявл. часах троп. 9-го ч. гл. 7; 6 Янв. стихира на Госп. воззв. и на литии глас 8-й; седал. на утр. гл. 4-й; 7 Янв. 2-я стихира празд.; 10 Янв. 1-й троп. 7-й песни 1-го канона; 11 Янв. стих, на стиховне и ныне гл. 8 и др. 1299 Piper, Mythol., II, 507 (Речь о покрове на руках Иордана в мозаиках арианского ваптистерия в Равенне). 1308 Постановл. апост., кн. III, гл. 16. О восприемниках: Augusti, Denkwürdigkeiten aus der christl. Arcnäol, Bd. 7, S. 322 ff. Corblet, Hist. de baptême, II, 497 sq. Алмазов, История чинопослед. крещ. и миропомаз., стр. 605–641, Казань, 1884. 1309 В композиции крещения народа от Иоанна мы встретили в одном памятнике (Ев. нац. библ. 64, л. 63 об.) изображение женщины, стоящей на берегу со светильником: ясный след влияния литургической практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

157 ) Служба церковная на день Успения имеет авторитет глубокой древности молитвословий, входящих в состав ее. В числе авторов отдельных молитвословий в надписаниях над ними встречаются имена: Анатолия (V в.), Иоанна Дамаскина (VIII в.), Германа (VIII в.), Феофана Никейского (IX в.) (см. напр., на Литии стихиры Самогласы). Два канона на этот праздник принадлежит церковным песнописцам VIII века – Иоанну Дамаскину и Косьме Маюмскому. Во всей службе на день Успения раскрываются лишь основные черты этого события, а именно: торжественное и чудесное собрание у одра Божией Матери Апостолов и их участие в событии Успения (4-ая стих. на Господи воззвах: слава и ныне, 1-я, 4-я и 5-я стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне; светилен; в канн. Косьмы Маюмского 1-м троп. 1-й песни, 1-ом троп. 5-ой песни и 2-ом троп. 9-ой песни), – присутствие при Ее Успении и прославление его в песнопениях Ангельскими Силами (4-я стихира на Господи воззвах; 3, 4 и 5 стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне: в кан. Косьмы Маюм. 1-м троп. 1-й песни и 1-й троп. 9-й песни; в каноне Иоанна Дам., во 2-м троп. 3-й песни и в 3-м троп. 4-ой песни), предание Божией Матерью Своего духа в руки Сына, Господа Иисуса Христа 2, 4 и 6 стихиры на Литии; 1-й троп. 4-ой песни и 1-й троп. 9-й песни канона Косьмы Маюмского), нетление по смерти Ее (Кан. Косьмы Маюмского 1-м троп. 6 песни). Все остальные легендарные подробности об Успении, заключающиеся в апокрифах и между прочим в «Слове Ап. Иоанна», не нашли себе места в торжественных песнопениях Церкви в честь Успения Божией Матери. Единственное исключение составляет 2-ой тропарь 3-й песни в каноне Косьмы Маюмского, где упоминается, впрочем, вскользь об отсечении рук дерзновенного Иудея (взято из «Слова Иоаннова» глл. 46, 47). Во всем остальном событие Успения Божией Матери передается таким образом в тех умеренных и кратких чертах, в каких поведал IV Вселенскому Собору «древнейшее и вернейшее» предание Церкви о нем патриарх Ювеналий. Церковь , таким образом, верно оценила сомнительное достоинство всех легендарных сказаний апокрифов, коими преследовалась цель возвеличения Божией Матери и Успения Ее, а достигались скорее обратные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

е. равно трем. Кафизма 17-я, поемая непременно в субботы всего года сверх рядовых кафизм, так же как и но ’Υποτπωσις-y, чтения не имеет. Правда, когда эта кафизма поется без аллилуариев, то сливаясь с предшествующей кафизмой, заключается чтением, согласно следующему характерному замечанию Устава: не всхъ стхъ, до вздвижени: къ соуты. к. ка. пота. а. рекше ре гь гвн. и блин непоро. а. ка. пота съ аллую а блнн непорон безъ алун. бывають оударени. (на сбор рабочих, приходивших в храм позже других) въ начти. г. аллур а. ка. а на блин непорон. чьтин бывают. нъ въньгда коньчти моу. конь нрннмет. пвьц. поюма ка. и б. абн въставъше вси поють. и. жлм. а въздвижени до соув сыропоуны. поють ка. рекъ. пр. блни непоро. на дво. оударени же быват. въ начтти трети аллур. к. ка. выниоуже блин непорочь. за мьрт. поють. югда к. или на. г. сла. поть чьтс. на блин непоро не быват коже речено 308 ; но это – собственно чтение, принадлежащее не 17-ой кафизме, а предшествующей и сливающейся с нею кафизмы; лишь в одну субботу, великую 309 , а равно в праздник Успения Божией Матери, 17-я кафизма имеет собственное чтение, но в этих случаях 17-я кафизма является единственной и потому заменяющей и рядовую 310 . Утрени, совершенно согласно ’Υποτπωσις-y не имеющие кафизм, именно – великого пятка, всей пасхальной седмицы, недели Антипасхи 311 и попразднеств великих (которых по Алексеевскому Уставу больше, чем по ’Υποτπωσις-y) праздников 312 , не имеют и связанных с кафизмами чтений, сохраняя лишь два чтения на каноне. – Таким образом, указанный выше четий материал всех трех параллельных кругов распределяется между отмеченными уже в ’Υποτπωσις-е, тремя – четырьмя, а иногда только двумя моментами ежедневного утреннего последования. Распределение четьяго материала происходит таким образом, что каждое отдельное произведение, в зависимости от своей величины, может быть прочитываемо или сразу, в один только момент богослужебного последования, например только после одной какой-либо из кафизм или песней канона 313, или же – в несколько приемов – от двух 314 до четырех 315 – именуемых «чтениями», так что одна часть произведения прочитывается по 1 кафизме, другая по 2-й, третья – по 3 песне канона, четвертая – по 6-ой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

57 «Осквернишя церковь Твою беззаконными рукоположении стяжании ради и правильно тии изметаются и божественныя славы отпадоша, Симон волхв с сим Иоанн и лютый Антоний» (песнь 4, троп. 6). «Зверей и богоборников Антония сквернаго и преступника Иоанна сатаномысленнаго и церковнаго борителя, яко волков тяжких сошедшеся проклятых, вернии возопиим» (песнь 4, троп. 7). 58 «Упразднися дивовища (в киевском издании – привидения) и волхвоваиия христоборца, равен бо еллинам явися возносливый, сих списании, яже неправедно изотроша гласы преподобных». «Тайная и всескверная и душегубительная учения твоя, кий язык исповесть, или проречения волшебства твоего, Иоанне лжеименне, и предтече антихриста сатаны». «Не подобаше тебе, о беззаконие, именоватися таковем нарицанием, но паче Пифагором и Кроном, Аполлоном или некоим иных богов, их же житию поревновал еси, наслаждался нечистот их» (песнь 7, троп. 57). «Языци плещите, лицы отец потщитеея, постницы же и сущии в горах снидитеся, приидите изгнанниц древле от льстиваго и злочестиваго Иоанна, обличити волхвоваиия и чарования» (песнь 9, троп. 1). 59 «Воинственно ополчишася на Христов зрак единодушно Лизик и Иоанн, супруг Велиаров, секирою злобы секуще церковь » (песнь 8, троп. 2). «Кто не восплачет великаго дерзновения Лизикова и Иоаннова, зря божественный зрак, иже на медных вратех палатных, от мужей беззаконных каменьями биемый, учением Иоанновым» (песнь 8) (Постн. Триодь. Киев, 16461648 гг.). 60 «Дух многоглагольный и хульный Лизиков преста, глаголющий всегда день от дне на Божественный зрак Христов и святых» (песнь 5, троп. 3). 61 «Векую, треокаянне, ненавидел еси изображение пречистое воплощения Христова и всех Святых, не бо идолом глухим вернии покланяемся» (песнь 5, троп. 4). 62 «Священным мощам святых и иконам их Лизик лютый вкупе с Иоанном всячески непокланятися рекоста беззаконно, отмечника благочестия» (песнь 8, троп. 6). 63 -«Анафема Лизику и Иоанну с Антонием, Феодору же безбожному и хулышку, вкупе Феодоту безумному» (песнь 3, троп. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45 Догадываемся, что протоиерей Петр Соловьев (в Описании Новгородского Софийского собора. СПб., 1858 г., стр. 154155), выписывая из Новгородского синодика 1632 года указанное возглашение святителя, опустил начало по трудности уразумения его. 46 «Плащаницу (ризу) Христову, растерзанную от прелестного и от отравотворного Иоанна прежде, Божественнии отцы сшивше яве церкви даша (песнь 1, троп. 3). Доброту мою приях и одеждою моею одеяхся, да вопиет пренепорочная церковь , юже Иоанн совлече (песнь 3, троп. 2). Изгна Господь колесницу (супружество) чуждых и отдаде своя своим. Слава Его благости (песнь 3, троп. 7). Радуйся церкве и всякий граде и страно во веселии, да отверзутся ныне пустынный жилища и девственныя да украсятся мощи и изображения мученик достойно покланяемы да будут (песнь 4, троп. 1). Христос победи, да играет земля, преста молва, преста и плачь Христовых рабов, вера же всюду в мире распространися (песнь5,троп. 1). Дух многоглагольный и хульный Лизиков преста, глаголющий всегда день от дне, на Божественный зрак Христов и святых (песнь 5, троп. 3). Возопиша бодрии хранителие церкви Христовы к нему молящеся дата мир, и услыша и внят молитве (песнь 6, троп. 1). Празднуйте, торжествуйте христоплеменные людие Господни, видяще церковь , паки возсиявшую добротою Божественнаго зрака, Его же Бог Сый понесе, якочеловек, за еже спасти нас (песнь 7, троп. 3). Веселися, пустыне и вселенная вся, горы вся сладость ископите (ископайте), холми возрадуйтеся, яко Христос Слово мир даде сущим на земли и Божественным церквам соединение веры» (песнь 9, троп. 2). 47 Указанная мысль о 28-летнем иконоборстве находится и в следующей части чина Православия – в синодике. Там сказано сперва о гонении на иконы, бывшем до VII Вселенского Собора, затем о продолжении гонения после Собора: «Первое убо по многодетном некоем времени уничижения и бесчестия святых икон возврати во благочестие свое; ныне же еже есть второе мало по тридесяти лет (т.е. несколько менее тридцати лет) озлобления содеяся недостойным нам злодейств пременение, и печалующим избавление, и благочестия проповедание, иконнаго поклонения извещения, и вся спасительная нам носящия праздник» (Триодь Постная 1640 г. и др.; Предисловие синодика).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010