На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен Триоди, глас 5: Боже во Имя Твое спаси мя: Паремия Триоди, пророчества Иоилева чтение. Прокимен Триоди, глас 6: Да уповает Израиль на Господа: И абие, чтец: Сподоби Господи: Ектения просительная, не постовым распевом. (Отсюда постовые распевы прекращаются до вечерни четвертка). На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 3: Возсия весна постная: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Твой Господи: Слава, и ныне, Богородичен: Первосвятая, Чистая: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш: тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Богородичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, посем молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец:Аминь. Всесвятая Троице: 3 и абие: Буди Имя Господне: (Трижды). Слава, и ныне, псалом 33: Благословлю Господа: Возглас: Премудрость. Лик: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Возглас: Пресвятая Богородице, спаси нас! Лик: Честнейшую Херувим: И бывает совершенный отпуст, и поем: Великаго господина: В четверток на утрени Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 13-ю и 14-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Осмог- ласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В канон добавляется трипеснец Триоди, песни 4-я, 8-я и 9-я: Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен 4 Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третьим аспектом значения поста является обретение человеком дарований, а в целом спасительной благодати Божией. Пост, как гостеприимец, изобильно изливает на постящихся дарования: «…Поста гостителя богатна, того дарований насытимся, и богатно насладимся». 371 Постная Триодь перечисляет, какие дары обретает во время поста христианин, если он постится усердно, истинно: на человека изливается Божие милосердие и сострадание: «Ныне предочистимся в посте и слезах, и в велиих исправлениях, да обрящем велию милость». 372 Господь укрепляет христианина в борьбе со грехом: «Божественное поприще сие пощения настоящее, тещи непреткновенно ны укрепит, и победоносцы соделает». 373 По мнению еп. Вениамина (Милова) «сила Божия нисходит на человеческое усилие войти в единение с Богом и встречает человека в момент борения со страстями. Недоступное человеку в преодолении греха – незримо довершает благодать своей непобедимой мощью». 374 Во время поста приводятся в лучший порядок молитва : «Темже пост почитается, воздержание сияет, молитва исправляется» 375 и благочестие : «Души нашея в посте тихое показуеши…яко просияша нам благочестия исправления». 376 Благодать Божия не только укрепляет христианина в борьбе со страстями, но и рождает в нем добродетели : «Добрый пост утучняющий сердце, класс зрелый добродетелей Божественно прозябает» 377 и помогает их развить, взойти на высоту добродетелей: «На колесницу божественных добродетелей, постом очистившеся взыдем». 378 Тексты Триоди помогают выявить эти добродетели: чистота; любовь; молитва; тихое, мирное душевное устроение и просвещение: «Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя и всякия иные добродетели насытившеся богатно» 379 ; «постов пресветлую благодать приимше, добродетельми облистаимся, тихая лица, тихия и обычаи показующе, душевнаго устроения» 380 ; «пощением очистившеся, на гору добродетелей взыдем, и услышим ясно, что возглаголет в нас Бог: возглаголет бо мир и просвещение, и исцеление душевных сокрушений». 381

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, душевный пост по мысли гимнографа – это воздержание от злых помыслов, дел и слов. Свт. Тихон Задонский пишет: «Изрядный постник есть, кто удерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто положил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть, кто руки своя удерживает от воровства, хищения, грабления, и сердце свое от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла». 127 Постная Триодь определяет задачу духовного поста не только как воздержание, но и как развитие духовных дарований : «Любезно людие пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: …возрастим душевная дарования, спостраждем яко раби Христовы, да и спрославимся яко чада Божия, Дух Святый в нас вселься, просветит души наша» 128 . За умножение духовных дарований и страдание вместе со Христом, Святой Дух входит в человека и просвещает его душу. Сущность духовного поста состоит в очищении души от нечистоты: «Постом бо душевныя скверны очистим» 129 ; в умерщвлении страстей и обращении души к Богу: «Воздержанием страсти умертвим, пощением дух вперим к небеси». 130 В разъяснении этой мысли гимнографа можно привести слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : «Плоть не ведет нас к добру, она источник большинства грехов и соблазнов. В угождении плоти – сущность большинства грехов. И если, осознав это, мы заставляем плоть нашу поститься, если лишаем ее вкусных и обильных яств, заставляем довольствоваться самым малым, то этим мы одерживаем победу над нею, устраняем то, что препятствует нам жить духовной жизнью, даем свободу духу, окрыляем его в его стремлении ко всему святому, небесному, возвышенному». 131 Сущность духовного поста состоит и в разрешении запутанных дел и грехов; в прощении ближнему его согрешений: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, отпустим и братии долги» 132 ; в очищении сердец и просвещении их светом добродетелей: «Сердца наша просвети светом добродетелей, и постом очисти, дая покаяние» 133 ; «очистим сердца, вперимся Божественными добродетельми». 134

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

XVII век для синаксарей стал переходным столетием. В первую очередь в этом столетии синаксари были переведены на разговорный язык украинского народа, и это стало первым переводом синаксарей на небогослужебный язык. Благодаря деятельности киевской типографии Триодь Постная второй половины XVII века получила новое качество. Количество синаксарей увеличилось. Появились синаксари святым Григорию Паламе, Иоанну Лествичнику и Марии Египетской. Впервые названо имя того, кого можно считать автором и редактором собрания чтений, — Никифора Каллиста Ксанфопула. В XVII столетии окончательно установилось местоположение синаксарей после шестой песни канона; введены стихи перед текстом синаксарей, лаконично подчеркивающие его основную мысль. Усилиями киевских, а позднее московских типографов и справщиков XVII века триодные синаксари приобрели новый внешний вид и состав. Их деятельность стала основой для синаксарей Триодей следующих столетий. И, к великому разочарованию, то, что смогли достичь в XVII столетии, осталось в замороженном состоянии. От издания к изданию синаксари просто копировались. Литургическая практика О том, кто раньше читал синаксари, упоминается в «Путешествии Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанном его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским»: «Перед пением седьмой песни канона протопоп прочел синаксарь». Хотя это свидетельство не стоит расценивать как всеобщее, скорее это частное явление, так как в этом же описании путешествия Патриарха Антиохийского говорится следующее: «При третьей песне другой священник прочел еще шесть похвал, затем чтец третье чтение. Так же при седьмой песне прочли еще шесть похвал в докончание акафиста и сели. Прочли синаксарь этого дня». Источником, проливающим свет на поставленный вопрос, является Триодь постная, которая находится в архиве библиотеки Минских духовных академии и семинарии. Она была напечатана в 1875 году с издания 1648 года в типографии единоверцев в Москве. Перед каждым синаксарем данной Триоди звучит такая форма части богослужебного диалога: «Синаксарь… — благослови отче».

http://azbyka.ru/missiya-sinaksarej

Прислушаемся же теперь с должным вниманием к тому, какими глубоко трогательными, умилительными и поэтически возвышенными песнопениями святых братьев Феодора и Иосифа Студитов, прославившихся между прочим и подвигами высокого христианского аскетизма, располагает к подвигам покаяния и молитвы наша Постная Триодь верующих сынов церкви православной: «Се время покаяния – предпразднственный сей постов вход: восстани, душе моя, благодетелю и Богу тепло примирись, яко да суда избегнеши оного праведного и страшного воистину» 10 . «Покаяния наста время, воздержания покажи плоды, о душе моя, воззри к прежде покаявшимся, воззови Христу: согреших, спаси мя, яко же спас ест, Владыко, мытаря, воздохнувша от сердца, Благий, един сый многомилостивый» 11 . Для истинного покаяния, по учению Постной Триоди, прежде всего от кающихся требуется христианское глубокое смирение, приводящее их к всепрощению по отношению к своим ближним и к полному самоосуждению и подавлению всякой мысли о превозношении. «Жития поприще мытарь вкуп и фарисей течаста: но ов убо высокоумием содержим срамне утону, ов же смирением спасеся» 12 . «Смирения яки лествицей употребився образом мытарь, к небесной высоте возвысися: гордыней же гнилой и безумием окаянный вознесся фарисей, сниде до ада преисподнего» 13 . «Возносливый и злобный, горделивый же и дерзый далече отринем, разумные, фарисеев нрав, лютый велехвальный, яко да не обнажимся божественные благодати» 14 . «Отринем, вернии, высокохвальную гордыню, возношение же лютое и дмение (надмение) мерзкое, и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство» 15 . «От возношения испражняется всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое: если облобызаем, вернии, гнушающеся яве образа тщеславного» 16 . «К ревности приидем, вернии, исправляюще кроткое, смирению соживуще в стенании сердца, плаче же и молитве, яко да имамы от Бога прощение» 17 . Только после подавления в себе гордости, превозношения и достижения истинного христианского смирения, доступно и возможно для грешника искреннее раскаяние, которое должно сопровождаться горячей молитвой ко Господу о прощении содеянных прегрешений, с целью снова заслужить утраченные любовь, милость и благоволение Его. Молитвенный порыв души, объятой сознанием глубины своего нравственного падения, с одной стороны и безмерного милосердия Божия, покрывающего всякий содеянный грех, с другой, действительно не может не вызывать горячих слез раскаяния. Слезная молитва пред Богом – это первый спутник сердечного искреннего покаяния, открывающего грешнику врата неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

• от плотских страстей: «Погасим плотские страсти пламенеющие» 105 . Страсти телесные лучше всего смиряются «брашен отложением и сластей отвращением» 106 ; • и в частности от блуда: «Чистоту возлюбим, блуда отбежим, чресла целомудрием препояшем: яко да чистше явимся честному и единому от всех, Спасу душ наших» 107 , и чревоугодия: «Не ревнуем врагом Владыч- наго креста боготворяще чрево; но последуим постом, на диавола побе- ду нам показавшему, Спасу душ наших» 108 . Пищу во время поста необходимо употреблять умеренно, чтобы победить власть демона чревоугодия. «Чревного беса можно поразить только постом укрепльшеся, и тогда уже не посмеется Далида страстей, прельщающая нас (понедельник 3-й седмицы, 1-я песнь 2-го канона)» 109 . О том, что чревоугодие рождает страсти, предупреждали отцы древности. Преп. Исаак Сирин о связи чревоугодия и воспламенения страстей пишет: «Что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве» 110 ; • а также от телесного сладострастия: «Оставим телесное сладострастие» 111 ; • от плотских желаний, помышлений, чувствований: «И мы постящеся, плотская мудрования умертвити вернии потщимся». 112 Триодь Постная сводит пост телесный к очищению тела, отступлению от определенного рода пищи, воздержанию в питании и к отвержению страстей. Все это творится в послушание Христу, который призывает человечество в Царствие Небесное: «Приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще всех Царю, яко послушницы Христа, призвавшего мир в Царствие Небесное». 113 Таким образом, «телесный пост – это временный отказ от пищи мясной, молочной и от вина; умеренное принятие растительной пищи». Телесный пост погашает «блудную и чревоугодную страстность» и восстанавливает «способность чувствовать и носить Божию благодатную силу». 114 Так как человеческое естество состоит из тела и души, то кроме поста телесного христианин обязан подчиниться режиму душевного поста. Если телесным постом обессиливаются только две душевные страсти – блуд и чревоугодие, то с помощью душевного поста обессиливаются более глубокие страсти, лежащие в глубине души – корысть и гордость. 115 В песнопениях Постной Триоди находим разновидности этих страстей: злоба, ярость, зависть, сварливость, гнев, коварство, хитрость, презрение к ближним, лесть, брань, скупость, соблазн на грех . Гимнографы указывают не только на страсти души, с которыми необходимо вести борьбу во время поста, но и средства этой борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изд.: Zaimov J. The Kievo Triodium (Cod. Sofia. BAN. N 38): Also Known as the Bitola Triodium an Old Bulgarian Manuscript from the XI-XII Century: Text in Transl. Nijmegen, 1984. T. 6. P. 202. (Полата кънигописная; 10/11); Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985. С. 460-613. (Кирило-Методиевски студии; Кн. 2) [цикл трипеснцев и четверопеснцев Константина Преславского]. Лит.: Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1908. С. 87-104; То же. 19312, 1970р. С. 452-467; Карабинов И. Постная триодь. СПб., 1910. С. 147, 178; Цонев Б. История на българския език. София, 19402. Т. 1. С. 175-176; Мирчев К. История на българския език. София, 1958. С. 15-16; Кодов Х. Опис на славянските ръкописи в Библиотеката на Българската Акад. на науките. София, 1969. С. 62-75. табл. XVIII-XX; Петров С. , Кодов Х. Старобългарски музикални паметници. София, 1973. С. 121-127; Момина М. А. Постная и цветная Триоди//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 389-419; Попов Г. Новооткрита оригинална старобългарската част в текста на Триода//Български език. 1978. 6. С. 497-507; он же. Някои текстологични наблюдения върху Битолския триод и други триодни ръкописи//Старобългарска литература. 1978. Кн. 4. С. 3-21; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюри. София, 1981. С. 22. табл. 64-68; Русек Й. За езика на Битолския триод//Palaeobulgarica. 1981. N 2. С. 72-78; Десподова В. , Славева Л. Македонски средновековни ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 86-88, 17. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря

http://pravenc.ru/text/149241.html

 Егда предстал еси Каиафе, Боже, и предался еси Пилату, Судие, Небесныя Силы от страха поколебашася. Егда же вознеслся еси на древо, посреде двою разбойнику, вменился еси с беззаконными, Безгрешне, за еже спасти человека: Незлобиве Господи, слава Тебе.  Когда Ты, Боже, предстал перед Каиафой и был предан Пилату, о Судия, Небесные Силы от страха поколебались. Когда же Ты вознесся на крест между двумя разбойниками, Ты был причислен к беззаконникам, о Безгрешный, ради спасения человека. Незлобивый Господи, слава Тебе. По окончании антифонов исполняется седален, в котором говорится об искупительном значении крестной смерти Спасителя (этот же текст вновь прозвучит в самом конце службы): Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Седален после 15-го антифона. Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.  Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи пригвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе. За антифонами следуют 6-е Евангелие (см.: Мк. 15:16–32 ), посвященное распятию Христа, и Блаженства, перемежающиеся со стихами на тему распятия. Далее диакон произносит прокимен «Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий» со стихом «Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси». Эти стихи из 21-го псалма подводят к 7-му и 8-му Евангелиям ( Мф. 27:33–54 и Лк. 23:32–49 ), повествующим о смерти Спасителя и отделенным одно от другого 50-м псалмом. Сразу же за 8-м Евангелием следует трипеснец, в котором упоминаются все основные события последних двух дней жизни Христа, начиная с умовения ног. По окончании трипеснца трижды исполняется экзапостиларий: Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Утреня. Экзапостиларий по 9-й песни трипеснца.  Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил сей, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.  Благоразумного разбойника Ты, Господи, за один час сподобил рая. И меня просвети древом креста и спаси меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лит. по греч. А.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцыр; Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице.../Вступ. заметка и пер. митр. Филарета (Дроздова)//ПрТСО. 1855. Ч. 14. С. 139-152; De Meester P. Officio dell " inno Acathisto. R., 1903; Дапонте К. Кондаки и икосы Честному Кресту Христову. М., 1907; Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы - Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви: Крит.-библиогр. исслед. [Отт. из ТКДА]. К., 1907; Добронравов М. Опыт исправления церковнославянского текста в Акафисте Пресвятой Богородице//ВиР. 1907. 9. С. 185-295; Krypiakiewicz P. De hymni Acathisti auctore//BZ. 1909. Bd. 18. S. 357-382; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакции и слав. переводов. СПб., 1910. С. 35-50; Leclercq H. Acathistus//DACL. T. 1. P. 213-216. Suppl.; Peters C. Eine arabische Übersetzung des Akathistos Hymnus//Le Muséon. 1940. Vol. 53. P. 89-90; Grande C. del. L " inno Acatisto in onore della Madre di Dio. Firenze, 1948; Huglo M. L " ancienne version latine de l " acathiste//Le Muséon. 1961. Vol. 64. P. 27-61; Rehork J. Der hymnus ΑΚΑΘΙΣΤΟΣ// Altheim F. Geschichte der Hymnen. B., 1962. Bd. 5. S. 378-389; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography; Τωμαδκης Ν. Β. Μικρν Αγιορειτικν Θεοτοκριον τς Ακαθστου Εορτς//ΕΕΒΣ. Τ. 32. 1963. Σ. 1-14; idem. Ο Ρωμανς Μελδς δν εναι συγγραφες το Ακαθστου. Αθναι, 1971; idem. Η Βυζαντιν μνογραφα κα ποησις. Θεσσαλονκη, 19934. Σ. 153-172; Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. Θεσσαλονκη, 1971. Σ. 483-509 [библиогр.: Σ. 533-536]; Момина М. А. Постная и Цветная Триодь//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 389-419; она же. Вопросы классификации славянской Триоди//ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 25-38; она же. Греческие разночтения в славянских гимнографических текстах//ВВ. 1983. Т. 44. С. 126-134; она же. Проблема правки славянских богослужебных гимнографических книг на Руси в XI столетии//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/63814.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010