Аугсбургский религиозный мир не успокоил Германию. Вражда между католиками и протестантами не только не ослабевала здесь, напротив, с каждым годом увеличивалась. Ее поддерживали и искусно разжигали иезуиты. Орден иезуитов был учрежден в 1540 году. Вскоре после того иезуиты проникли в Германию. Здесь они захватили в свои руки воспитание юношества, заняв места при многих немецких университетах и других учебных заведениях; они сделались духовниками и руководителями при католических дворах и искусно направляли политику государей в пользу римской церкви. Благодаря иезуитам, католицизм в Германии, почти совершенно побежденный, восстал с новой силой. При императоре Рудольфе II (1576–1612 г.) иезуиты захватили управление государством в свои руки и действовали так услешно, что к концу царствования Рудольфа вся Германия разделена была на две враждебные партии: протестантскую унию и католическую лигу. Эти партии готовы были вступить в отчаянную борьбу между собой при первом поводе. Повод скоро представился. Рудольф, руководимый иезуитами, не обращал внимания на государственные дела. Между тем брат его Матфий отнял у него управление всеми родовыми землями габсбургского дома, за исключением Богемии. Чтобы не лишиться и Богемии, Рудольф дал чехам, исповедывавшим протестантизм, „грамоту величества», по которой их религия, духовенство, церковные постановления, должны были оставаться неприкосновенными. Но он скоро умер. На престол был избран Матфий, который явно стал нарушать права, данные чехам грамотой. Однажды католики уничтожили в Богемии две протестантские церкви. Чехи жаловались императору, но не получили удовлетворения. Выведенные из терпения, они подняли восстание, ворвались в залу совета и выбросили в окно двух императорских советников. Матфий послал войско для усмирения чехов. Так началась тридцатилетняя война (1618–1648 г.). В самом начале войны Матфий умер. На престол был избран Фердинанд II, стоявший во главе католической лиги. Он был воспитанник иезуитов; в порыве фанатизма, он часто говорил: „лучше пустыня, чем страна, населенная еретиками». Он дал обет восстановить католическую веру в Германии, хотя бы это стоило ему жизни. После целого ряда побед, одержанных над протестантскими князьями, Фердинанд II действительно взялся за восстановление католицизма в Германии. Он издал (в 1629 г.), так называемый восстановительный эдикт, которым уничтожались все права, данные протестантам аугсбургским религиозным миром. Кроме того протестанты должны были возвратить католикам все земли, приобретенные ими со времени аугсбургского мира. Тогда защитником протестантов явился шведский король Густав Адольф, и война возгорелась с новой силой. Конец этой войне был положен Вестфальским миром (в 1648 г.), по которому протестанты (лютеране и кальвинисты) получили полную религиозную свободу. Распространение протестантства в других странах Европы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо трезво оценивать вещи. От того, что мы себе расскажем, что все здорово, ничего не изменится, не станет от этого лучше, более того, мы упустим возможность улучшения: я прихожу к врачу, и мне, конечно, всегда хочется услышать, что все в порядке, но если врач мне соврет, станет ли мне легче? Есть другая опасность: плач Ярославны и переоценка степени катастрофы. У катастрофы есть свои степени. Если мы в первой стадии – это одна история, а если в последней, то другая, потому что это предполагает разные действия. Мне кажется, мы сейчас на переходе от первой управляемой ко второй стагнирующей. Мы же себе как представляем Столетнюю войну, Тридцатилетнюю войну? Мы думаем, что каждый день шли боевые действия. Ничего подобного! Были паузы по несколько лет, где-то шла война, а где-то, наоборот, затихала. Вот эти вялотекущие состояния между боями – это тоже война… И на втором этапе, во второй – стагнирующей, вялотекущей – фазе может наступить момент невозврата. В истории бывают моменты невозврата. Как с той же революцией 1917 года: там, грубо говоря, до предательства генералитета в 1916 году еще можно было – конечно, очень дорогой ценой – но победить в войне и выйти из уже идущего революционного «кариеса», а после предательства генералитета, уже, мне кажется, всё – нельзя было ничего поделать. Дальше – вопрос случая: когда начнется, когда выстрелит. …Из всего этого не следует, что я скептик – я не скептик. И, кстати, ненавижу два слова, которые у нас на все лады повторяют: «никогда» и «всегда». «В России никогда и ничего не было и поэтому никогда и ничего не будет»; «в России никогда ничего не было, поэтому так будет всегда»; «в России всегда так было, поэтому не будет ничего никогда» и далее – вариации однотипны. А в России было по-разному в разные периоды, так что и по-разному может быть дальше… Я допускаю, что все будет хорошо! Но предпочитаю видеть опасности, чтобы в них не угодить. История, на мой взгляд, больше похожа на болото, чем на прекрасный пейзаж. Мы идем по кочкам, у нас есть шест, этим шестом мы должны прощупывать топкую вязь, которая вокруг нас, все время чувствовать дно, и пока мы это делаем – велик шанс, что мы не провалимся в трясину.

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

Сохранение природных уголков в городских районах еще не означает, что детям будет предоставлена возможность общения с природой. Так, например, в San Francisco Chronicle, о писапа настоящая тридцатилетняя война в Бэй-Эриа, длительный крестовый поход, помешавший превратить береговую линию Восточной бухты в прибрежный парк. «Война эта вспыхнула из-за различного представления противоборствующих сторон о том, каким этому парку следует быть». Самое изнурительное противостояние, по словам Chronicle, было между теми жителями, которые хотели, чтобы было больше игровых полей, и группами, «призывавшими посочувствовать оказавшимся на гране исчезновения ястребам, перелетным уткам и другим представителям животного мира». Артур Фейнштейн, содиректор Национального общества Одюбона «Золотые ворота», назвал этот парк «одной из последних надежд на то, что наши дети увидят мир живой природы». В тридцатилетней войне можно при желании увидеть и положительное начало: за большой парк сражаются, по крайней мере, такие стороны, одна из которых видит его большой игровой площадкой, а другая — местом непосредственного контакта с дикой природой. Вопрос доступности природы для детей был в центре разгоревшихся дебатов. Есть надежда, что этот и другие будущие парки предоставят детям больше мест, где они смогут промочить ноги и испачкать ладошки. Да, нам нужны игровые поля и парки для скейтбордистов, но оставим их там, где им место, на урбанизированной территории, на многофункциональных школьных площадках например. Цените больше всего уголки естественной природы, береговые линии, поскольку если уж они исчезают, то — за редким исключением — исчезают навсегда. У нас в крови тяга ко всему земному — мы очарованы очертаниями горных хребтов, запахом чапарели и смолистых сосен, мы рады возможности раствориться в природе. Нам необходима ее красота и сила для душевного равновесия. Будущие поколения — какие бы виды отдыха и спорта ни вошли в моду — будут ощущать потребность в природе все сильнее и сильнее. Сейчас уже есть небольшие, но впечатляющие примеры инноваций и приверженности идее зеленого дизайна.

http://azbyka.ru/deti/poslednij-rebenok-...

2. Краткая истории прогресса. Когда рынки упираются в границы национальных государств, обычно начинаются войны с целью захвата чужих рынков и/или передела зон влияния. Маркс предсказал крах капитализма, исходя именно из факта конечности населения на планете и грядущего конца расширения мировых рынков. Предсказание Маркса ненадолго опередило историю – первый кризис «конца капитализма» случился накануне Первой мировой войны. Войны, которая была неизбежной в силу геоэкономических законов капитализма, и в которой её акторы видели выход из длящегося почти 20 лет мирового ПЭК-кризиса (кризиса падения эффективности капитала). Кризис падения эффективности капитала – это кризис, связанный с тем, что риски производителя, которые растут по мере углубления разделения труда, достигают значений, при которых дальнейшие инвестиции становятся нерентабельными, возврат их становится невозможным. При этом, если экономика рыночная, то кризис затрагивает постепенно одни отрасли за другими, также обстоит ситуация с различными регионами, и по этой причине довольно долго создается впечатление о наличии разных «точек роста» и «тихих гаваней» – иллюзии, что кризис можно переждать или купировать. Первая мировая война, устранив ряд игроков – Германию, Россию, Турцию и Австро-Венгрию – на время дала странам-победительницам новые рынки и передышку. Между кризисами проходят этапы освоения рынков – этапы бурного экономического роста, своеобразная Belle Époque (по названию тридцатилетнего этапа европейской истории перед Первой мировой). Однако уже через 10 лет ситуация повторилась, и вновь разразился ПЭК-кризис (усугубленный Великой депрессией – схлопыванием финансовых пузырей, неизбежного спутника рефинансирования долговых обязательств). Вторая мировая война не заставили себя долго ждать. По итогам Второй мировой войны мир оказался поделен на две зоны – капиталистическую (фактически американскую через наднациональные финансовые инструменты Бреттон-Вудской системы) и социалистическую (советскую и китайскую).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/11/pr...

Сегодня мы сталкиваемся с такими вопросами, фактами, событиями, от которых подчас содрогаемся. Посмотрите, какие проблемы стоят перед нами в третьем тысячелетии. Получается, будто тот, кто сильнее, может делать все что угодно: и погубить любое государство, и разгромить любой народ. Не случайно В.Я. Пропп как-то сказал: «История человечества наполнена кровью». Но ведь человечество и каждый человек в отдельности стремится к счастью, комфорту, благополучию. Возникает интересный вопрос: так что же происходит? Откуда такой потрясающий парадокс? Мы все вместе хотим мира на земле, справедливости, счастья. Чтобы люди уважали друг друга, помогали, любили. Я хочу, чтобы ко мне хорошо относились, но не понимаю, что и я к другим должен относиться таким образом. Но что же мы видим? Чем наполнена история? Когда после эпохи Возрождения наступила эпоха гуманизма, когда провозглашали: человек человеку Бог есть, — конечно, не сомневались, что через сто лет, ну через двести, через триста и говорить нечего — на Земле наступит рай. А что говорит история? Боже мой! В мире властвуют войны: Тридцатилетняя война, Столетняя война, дальше войны, наконец, ХХ век, на который смотрели как на вершину человеческого благополучия, залит кровью — такого количества жертв история никогда не знала. Великое непонимание лежит где-то в «середине» человека. Он думает: могу сделать для себя благо за счет крови и страдания других людей. Помните, у Достоевского, Иван Карамазов рассказывает о мальчике, затравленном собаками? Автор спрашивает читателей: «Можно ли построить благополучие хотя бы на капле невинной детской крови?» — Нет. Духовное — это самое ценное, что есть в человеке, — утверждает религия. Что значит «духовное», «духовность»? Раньше думали, что богов много, что они подобны нам, наполнены всеми страстями, присущими людям. Наш мир — это Космос, это Красота. Это Он. Это разум. Это Бог. В богословии существует два подхода к описанию Бога. Одно из них говорит, что Бог — существо, о котором мы, к сожалению, сказать по существу ничего не можем, потому что все наши слова и понятия заимствованы из трех- или четырехмерного мира, в котором мы живем. Поэтому, что бы мы ни сказали о Боге, слова будут крайним ограничением, чуть ли не искажением Бога. Бог, в конечном счете, понятие, определяющее некий идеал, реально существующий — я подчеркиваю — идеал человеческого совершенства.

http://pravmir.ru/razmyshleniya-o-duxovn...

Своего рода квинтэссенцией этого процесса стали, во-первых, посещение " одной из стран Кавказского региона " Б.Березовским, который " в ходе секретных переговоров пообещал вывод войск (из Чечни. - В.М.) еще до конца этого года " (flb.ru), во-вторых, встреча Р.Хасбулатова и А.Закаева в Тбилиси, во время которой - за 5 дней до теракта 23 октября - первый сказал второму: " Мы приведем в действие все средства, чтобы Путин начал диалог " . 2 ноября ключевые идеи Р.Хасбулатова по чеченской проблеме были изложены парижской Le Monde: прогноз на " интенсификацию партизанской войны " в Чечне, призыв как можно скорее добиться урегулирования конфликта " под патронажем Запада и прежде всего европейцев " и рекомендация " мировому сообществу " предложить Кремлю " совместную акцию, как это было в Афганистане " . ТЕРРОР - ЧАСТЬ РЕГУЛИРУЕМОГО КРИМИНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В сентябре 2002 года выходящий в Ростове-на-Дону " Военный вестник Юга России " писал: " На территории Чеченской республики развернулась жестокая бескомпромиссная война, последствия которой определят будущее не только Северного Кавказа, но и всей России " . Это война " не только с отдельными бандформированиями, а с хорошо укомплектованными и обученными вооруженными силами, созданными мафиозными группировками Чечни и зарубежья, с хорошо обученными профессионалами-наемниками из стран дальнего и ближнего зарубежья " . Как отмечал в интервью " Известиям " 5 ноября Сергей Иванов, " в Чечне за последние три года… среди уничтоженных и захваченных в плен террористов были представители 30-40 различных государств " . Корни этой войны следует искать в тридцатилетнем и более давнем прошлом. Откровеннее других говорит сегодня об этом автор " доктрины Картера " Збигнев Бжезинский: 3 июля 1979 года, то есть за полгода до вступления советских войск в Афганистан, президент США Дж. Картер подписал секретную директиву о выделении полумиллиарда долларов на " создание международной террористической сети, которая должна распространять исламский фундаментализм в Средней Азии и дестабилизировать таким образом Советский Союз " (задача решалась в тесном сотрудничестве трех спецслужб - ЦРУ США, Межведомственной разведки Пакистана и Службы общей разведки Саудовской Аравии; впоследствии только в рамках разработанной ЦРУ операции " Циклон " на создание в Пакистане сети медресе ваххабитского направления было истрачено 4 миллиарда долларов).

http://pravoslavie.ru/analit/warpeaceche...

Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны»тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией — очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты — такие как в Северной Ирландии или в Югославии — являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная религия, является, максимум, одним из маркеров, который отделяет «своих» от «врагов». Более того, в ХХ век — это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн — явно не религия. Но разве войны не велись — и не ведутся сейчас — под религиозными лозунгами? Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» — это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн — доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам — то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно. В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям — и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно — то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн. Но, например, бомбисты-самоубийцы — разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?

http://foma.ru/razve-ne-religiya-prichin...

16 Имеется в виду сын Аркадия и племянник Гонория – византийский император Феодосий II (402 – 450). 19 Прокопий, видимо, использует здесь предания вандалов. Однако насколько это явствует из других источников, вандалы никогда у Меотиды не были. Путь их пролегал из Скандинавии к Балтийскому морю, верхнему Одеру и затем к Паннонии, где в 335 г. император Константин разрешил им поселиться в качестве федератов. 20 Аланы – ираноязычные племена сарматского происхождения. Обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии, Предкавказье и южных районах Северного Причерноморья. Об их местопребывании в Предкавказье Прокопий упоминает в «Войне с персами». См.: В.Р. II. 29. 15. Часть аланов участвовала в великом переселении народов, в ходе которого они в IV в. действительно присоединились к вандалам и в начале V в. вместе с ними двинулись на Запад, прошли через Галлию и расселились в Испании. 21 Король Годигискл (Годигизел) предводительствовал вандалами в их походе из Паннонии к Рейну и погиб в битве с франками у Рейна 31 декабря 406 г. незадолго до того, как вандалы вторглись в Галлию. См.: Schmidt L. Geschichte der Wandalen. München, 1942. S. 12 – 16, Утверждение Прокопия о том, что Годигискл перевел вандалов через Рейн и поселил в Испании, надо полагать, основано на бытовавшей у вандалов устной традиции, приписывающей одно из наиболее значительных событий их жизни их великому королю. Действительное переселение вандалов в Испанию произошло в сентябре – октябре 409 г. при сыне Годигискла – Гундерихе. 22 О договоре Гонория с вандалами упоминают и западные источники. См.: Hydat. Chron, XLIX; Orosias. VII. 4. 10; 41. 7 etc. Однако закон о тридцатилетней давности, видимо, принадлежит не Гонорию, а Валентиниану III, издавшему его в 452 г. См.: Schmidt L. Op. cit. P. 23. 23 Флавий Констанций – римский император (8 февраля – 2 сентября 421 г.); римлянин, родом из Иллирии. Поступил на службу к Феодосию I и участвовал во многих военных кампаниях. В 416 г. он освободил дочь Феодосия I от второго брака и сестру (по отцу) Аркадия и Гонория – Галлу Плацидию, которую пленил и сделал своей женой (414 г.) король вестготов Атаульф. В 417 г. Констанций в награду за освобождение Галлы получил ее в жены. Это случилось как раз в год его второго консульства. В 421 г. он был провозглашен августом вместе с Гонорием. В том же году Гонорий и Констанций провозгласили августой Галлу Плацидию, обладавшую этим титулом и властью, которую он предоставлял, до своей смерти, случившейся 27 ноября 450 г. В римскую историю Галла Плацидия вошла как одна из самых замечательных и известных женщин. См.: PLRE. II. Р. 321 – 322; 888 – 889.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Мысль о защите римско-католической церкви и шляхетской свободы породила редкое между поляками единодушие. 24 декабря, в последнее заседание сейма, война была объявлена всеми голосами. Сейм положил созвать посполитое рушенье и собирать временные подати для платы регулярному войску. Так как это было против обыкновения, то некоторые сначала стали представлять несообразность двух повинностей разом, приводя обыкновенную пословицу: «С одного быка драть две кожи». Но король в пример прочим пожертвовал значительную сумму на содержание войска из собственных доходов, вслед за ним сенаторы дали обещание принести пожертвования со своей стороны. Эти примеры подействовали на послов. Из любви к отечеству и для спасения его (как говорили они) прекратились споры и недоумения. Установили меры собирания податей посредством провинциальных сеймиков, определили строгое наказание всем, кто стал бы противиться или медлить взносом, а равным образом и неисправным сборщикам. Король и сенаторы предложили от себя еще, кроме дарованных пожертвований, плату иностранным отрядам, которых предположили пригласить из Германии. После тридцатилетней войны скитались по Европе толпы наемных войск, готовых пристать к тому, кто дает им жалованье, и служить со всею честностью, как бы и за собственное отечество. Это были остатки тех войск, которыми предводительствовали в кровавую эпоху Германии то католические, то протестантские полководцы. Этих-то храбрых, закаленных в боях рубак вызывали теперь король и паны против казаков. Наконец, положили отправить посольство в Рим и просить у папы денежного вспоможения для такого дела, которое касалось, по мнению поляков, не только спасения христианской державы, но вообще целости и чести римско-католической церкви. Другое такое же посольство с просьбою о денежном пособии было послано к императору Фердинанду III. Поляки рассуждали. что новонабранное войско требует некоторого времени для обучения; вообще надобно было помедлить, пока финансовые и военно-административные дела их придут в надлежащий порядок; а потому, по предложению короля, сейм решился еще раз попробовать, нельзя ли посредством мирных сношений заставить Хмельницкого отказаться от своих требований или, по крайней мере, задержать военные действия казаков. Казацким послам вручили такой ответ на присланное прошение:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

—331— 70-х годов XIX века включительно изучается в 3-м классе. – Против такого деления можно также сказать очень многое, но постараемся быть краткими, отмечая лишь самые выдающиеся факты. Курс 3-го класса обнимает историю Западной Европы приблизительно с XVII века, а между тем вся жизнь Западной Европы XVII в. есть лишь развитие того реформационного движения с одной стороны и борьбы с ним с другой, которые начались в XVI в. Великая английская революция, борьба с гугенотами во Франции при Людовике XIV, борьба католичества и протестантства в Германии при Рудольфе II – всё это стоит в неразрывной связи с предшествовавшими событиями, отнесёнными программой к курсу второго класса, т. е. с историей и первоначальным развитием реформационного движения в Англии, с историей Варфоломеевской ночи и Генриха IV, с Аугсбургским религиозным миром. Тридцатилетняя война, изучаемая в 3-м классе, есть ближайшее следствие того положения дел, которое было создано Аугсбургским религиозным миром, знакомство с которым относится ко 2-му классу. История возникновения иезуитского ордена и характеристика его строя рассматриваются во втором классе, тогда как о самой деятельности иезуитов курс этого класса не даёт почти никаких поводов говорить. Вообще, изучение истории реформации, благодаря распределению её между курсами двух классов по необходимости носит нежелательный характер: во 2-м классе ученики изучают начало без конца, а в 3-м – конец без начала; цельного представления реформационной эпохи таким образом получиться не может. – Изучение русской истории во 2-м классе заканчивается царствованием Феодора Иоанновича; курс 3-го класса начинается с Бориса Годунова. Такое деление также нельзя признать удобным и потому именно, что царствование Бориса Годунова, как справедливо сказано в учебнике Иловайского, „характером своим почти не отличалось от времён Феодора, потому что правитель был тот же самый“. По программе о Борисе, как правителе при царе Феодоре, проходится во 2-м классе, а о Борисе-царе – в 3-м. История прикрепления крестьян и убиения царевича Димитрия рассказывается в курсе 2-го класса, а смутное время, ко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010