18. Пифагор: Этот заметил, что пьянство есть упражнение в безумии. 19. Клеострат: Клеострат сказавшему ему: «Тебе не стыдно, что ты пьян?» – ответил: «А тебе не стыдно поучать пьяного?» 20. Эпиктет: Кузнечики музыкальны, улитки безгласны, но радуются эти – когда сыро, а те – когда тепло. Поэтому одни призывают росу и к ней выползают, а вторых восстанавливает в полном цвете сил солнце, и под ним они поют. Итак, если желаешь быть мужем музыкальным и благогармоничным, то когда на застольях от вина увлажняется душа, не позволяй ей оскверниться, но когда на собраниях от слова воспламеняется, тогда вели ей провозглашать и воспевать справедливость. 21. Эсхин: Медь – зеркало для лика, а вино – для ума. 22. Анахарсис: Наполняющему дома чашу вином первая – на здоровье, вторая – на радость, третья – к дерзости, четвертая – к безумию. 23. Платон: Пьяный рулевой и всякий начальствующий разрушает всё: корабль ли, колесницу ли, войско ли, одним словом – всё, чем он когда-либо будет руководить. 24. Софокл: Софокл бранил Эсхила за то, что тот писал пьяный, говоря: «Даже если он и делает то, что надо, но сам не зная как». 25. Эпиктет: Виноградная лоза несет три грозди: первая – удовольствия, вторая – пьянства, третья – дерзости. 26. За вином не многоглаголь, выказывая образованность, ибо наговоришь бреда. Пьян тот, кто более трех чаш пьет, И если и не опьянеешь, меру перейдешь. Слово 31-е. Об откровенности и обличении 1. Ин. 7, 4 : Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. 2. 1Ин. 3, 20 : Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 3. Притч. 17, 14 : Власть дает словесем начало правды. 4. Сир. 8, 10 : Не разжигай углей грешников, чтобы не сгореть от пламени огня их грехов. 5. Свт. Василий Великий : По-видимому, ясно, что результатом обличения будет исправление согрешившего, а результатом поношения – бесстыдство последнего. 6. Немилосерден тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерден тот, кто в ране, нанесенной ядовитым животным, оставляет яд, а не тот, кто извлекает его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

19, 1–10), и слепорожденного (Лк. 18, 35–43; Мк. 10, 46–52; Мф. 20, 29–34). В первом случае чудо заключалось в исцелении от душевой слепоты. Погрязший в грехах Закхей познал Бога. Он принял Господа с радостью, покаялся, высказал готовность не только вернуть присвоенное, но и возместить обиженным в четырехкратном размере. “Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама” (Лк. 19, 9). Какой контраст слепому упорству книжников и фарисеев, на суд которых Спаситель мира добровольно Себя отдавал! Исцеление слепца совершилось благодаря покаянию: “Иисус, Сыне Давидов! помилуй меня” (Лк. 18, 38) и его настойчивой молитве: “Шедшие впереди заставляли его молчать, но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня” (Лк. 18, 39). Здесь также назидание: опасна не слепота тела, а души. Чтобы исцелиться, надо желать этого. Духовно слепой не осознает своей слепоты. Исцеляет Христос. Гордость сделала фарисеев и книжников не только душевно слепыми, но и не способными к исцелению. О прибытии Иисуса в Вифанию евангелист Иоанн рассказывает кратко: “Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе” (Ин. 11, 17). Из всего множества чудес, совершенных Господом во дни Его земной жизни, особую значимость имеет воскрешение Лазаря. Лазарь, выходящий из гроба, по голосу Спасителя, изображает будущее наше восстание из мертвых: “Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут” (Ин. 5, 25). Лазарь не только умер, но прошел «путь всей земли” (3 Цар. 2, 2). Он был положен во гроб, испытал тление. Мы пройдем этот путь, но будем воздвигнуты Тем, Кто имеет власть над жизнью и смертью. Чудо, совершенное в Вифании, обозначило последний этап той великой борьбы, которая началась более трех лет назад, когда Иисус Христос вышел проповедовать Благую весть о Царстве Небесном. О воскрешении Лазаря первосвященники и книжники узнали от очевидцев (Ин. 11, 46). «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб С этого дня положили убить Его» (Ин.

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли. 19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. «После того, как Христос Спаситель открыл ученикам тайну Своих будущих страданий, Он взял троих из них: Петра, Иакова и Иоанна, – и взошел вместе с ними на гору Фавор помолиться. Во время молитвы Христос преобразился перед ними, и ученики увидели беседующих с Ним ветхозаветных праведников – Моисея и Илию, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Лицо Спасителя и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 1-8) Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании «Неофит» о Преображении Господнем и местах Святой земли. Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что говорил» (Лк. 9. 33). Эти слова Петр произнес, будучи озарен нетленным светом Божества. В них – стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах – пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи, значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной; чтобы вся земная действительность стала белой, как снег, просияла, как просияли на горе ризы Спасителя. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников». Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году.

http://pravmir.ru/prazdnik-preobrazheniy...

1]. Мы забыли, что Христос проявлял снисхождение к блуднице, но не к богатому. Не случайно именно в притче о богатом и Лазаре Христос дает наиболее детальное описание ада. Разве случайно то, что Христос сказал о богатых ужасные слова: " Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное.; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие " (Мф. 19, 23-24)? Сребролюбец имеет единственную надежду - на деньги, это не позволяет ему замечать рядом ближнего. Он настолько опьянен этой страстью, что готов на все - лишь бы обогатиться. Никто не безгрешен на пути обогащения. Иуда - сам ученик Христов - предал Его за тридцать сребреников. Человек, верящий в деньги, не верит в Истинного Бога. Помимо того, что мы уже здесь отметили, считаем необходимым привести замечательные тексты, которые могут помочь в стремлении исследовать наш внутренний мир. Первый взят из книги " Откровенные рассказы странника " [ 2]. " В конце недели, когда я хорошо подготовился к Святому Причастию, решил, что это удобный случай, чтобы исповедаться как можно подробнее. Итак, я предпринял попытку вспомнить все свои грехи от юности и, чтобы не забыть случайно какой-нибудь даже самый незначительный грех, написал все с наиболее возможной полнотой. Так я исписал большой лист бумаги. Но тут я услышал, что в Китаевой пустыни, на расстоянии трех километров отсюда, живет один священник-аскет, мудрый наставник, исполненный понимания. Кто бы ни приходил к нему, чтобы исповедаться, оказывался в атмосфере, исполненной теплоты и симпатии, и, насытившись учением о спасении, покидал старца со спокойной душой. С чувством большой радости я узнал об этом и немедленно отправился на встречу с этим святым старцем. Когда я пришел к нему, то сначала испросил несколько советов, а затем в ходе беседы прочитал те грехи, которые написал. Когда я закончил чтение, он сказал мне: " Чадо мое, многое из того, что ты мне прочитал, не имеет никакого значения, а мои советы в отношении исповеди, в общем, следующие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2361...

21Наконец Иаков сказал Лавану: «Пришло время: отдай мне жену мою, чтобы я мог жить с ней!» 22 Созвал тогда Лаван всех, кто жил с ним по соседству, и устроил пир. 23В тот вечер, когда стемнело, Лаван привел свою дочь Лию к Иакову, и тот стал ее мужем. 24(Лаван дал Лии в прислуги свою рабыню Зелфу.) 25Наступило утро: оказалось, что на брачном ложе была Лия! «Что ты сделал со мной?! – высказывал Иаков свое недовольство Лавану. – Разве не за Рахиль я работал на тебя? Зачем ты обманул меня?» 26«В наших местах не принято младшую дочь выдавать замуж прежде старшей, – ответил Лаван. – 27Заверши брачную неделю со старшей, потом дадим тебе и младшую, при условии, что ты будешь работать на меня еще семь лет». 28Иаков согласился; и когда кончилась его брачная неделя с Лией, Лаван отдал ему в жены и свою дочь Рахиль. 29(В прислуги Рахили он дал свою рабыню Валлу.) 30Иаков стал мужем Рахили и любил Рахиль больше, чем Лию. И работал он на Лавана еще семь лет. Семья Иакова 31Увидел Господь, что Лия нелюбима, и одарил ее радостью материнства, в то время как Рахиль оставалась бесплодной. 32Лия зачала и родила сына. Она назвала его Рувимом, сказав при этом: «Господь увидел, как я страдаю. Вот теперь будет любить меня мой муж ». 33Вскоре она опять зачала и, когда родила еще одного сына, сказала: «Верно, Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и этого сына», поэтому и назвала она его Симеоном . 34А когда она зачала еще и снова родила сына, то сказала: «Уж теперь–то точно муж будет привязан ко мне, ибо я родила ему трех сыновей». Вот почему этому младенцу дали имя Левий . 35Снова зачала она и родила сына, после чего сказала: «Теперь–то я восхвалю Господа», поэтому она и назвала сына Иудой . А потом она какое–то время не рожала. 30 Рахиль, видя, что не может родить Иакову ребенка, стала завидовать сестре своей и донимать Иакова: «Дай мне детей, а не дашь – я умру!» 2 Сердился Иаков за это на Рахиль и говорил ей: «Могу ли я сделать что–нибудь вместо Бога, Который не дал тебе детей?» 3 Тогда она сказала: «Вот Валла, моя рабыня, – живи с ней, чтобы она родила мне на колени, через нее и у меня будут дети ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2Мак.4:22–23 Великолепно принятый Иасоном и городом, он вошел при светильниках и восклицаниях и оттуда отправился с войском в Финикию. По прошествии трех лет Иасон послал Менелая, брата вышеозначенного Симона, чтобы он доставил царю деньги и сделал представление о некоторых нужных делах. «По прошествии 3 лет…» – не от упоминаемого в 21 ст. посещения царем Иерусалима, а от начала Иасонова первосвященства (10 ст.). – «Менелая, брата вышеозначенного Симона…» ( III: 4 и д.; IV: 1). Иосиф Флавий (Арх XII, 5, 1; ср. XX: 10) считает его братом отставленного Онии и при этом замечает, что его Иудейское имя было также Ония. Этому противоречит как будто показание III: 4, откуда следует, что Менелай, как Вениамитянин, не мог быть облечен в первосвященническое достоинство, хотя нет ничего удивительного и в том, что у Антиоха легко могли взять перевес деньги, а не Моисеевы установления. Показание Иосифа о личности и имени Менелая, впрочем, весьма подозрительно – ввиду невероятности, что Симон имел двух сыновей с одним и тем же именем; с другой стороны, и радость ревнителей Иудейства (Chasidim) о том, что Алким явился достойным первосвященником из рода Аарона ( 1Mak VII: 14 ), только тогда будет понятна, когда предшественник его Менелай был бы не из этого рода и не первосвященнического происхождения. – Деньги ( τα χρματα), которые Менелай должен был доставить царю, были или обещанные (8 ст.) за первосвященство, или за разрешение Иерусалимской гимназии (9 ст.), или, наконец, могли быть определенною ежегодною данью храма. – «Представление о некоторых нужных делах…», περ πραγμτων αναγκαων υπομνηματισμο – собств. напоминание о приведении в исполнение того, что еще до сих пор оставалось без последствий. 2Мак.4:24 Он же, представившись царю и польстив его власти, восхитил себе священноначалие, надбавив триста талантов серебра против Иасона. «И польстив его власти…» Греч.: και δοξασας αυτν τ προσπω τς εξουσας, – слав. точнее: «и возвеличив его в лице власти ради…» 2Мак.4:25 Получив от царя приказания, он возвратился, не принеся с собою ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33 Он будет царствовать над потомками и Царству Его не будет конца». 34 «Как же это возможно, если я еще не замужем?» — спросила Мария у ангела. 35 «Дух Святой снизойдет на тебя, — ответил ей ангел, — и сила Всевышнего тебя а потому и Святое Дитя, рожденноетобою, будет названо Сыном Божьим. 36 Знай, что и Елизавета, родственница твоя, несмотря на свою старость, также ждет сына: она уже на шестом месяце, хотя ее и называли бесплодной. 37 Ибо для Бога нет ничего 38 «Ты видишь, — сказала Мария, — я готова служить пусть будет так, как ты сказал». И ангел оставил ее. Мария навещает Елизавету 39 Вскоре после этого Мария собралась и спешно отправилась в город, расположенный в нагорье Иудеи. 40 Она вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету. 41 И как только Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок во чреве ее встрепенулся. Исполнилась тогда Елизавета Духом Святым 42 и громко воскликнула: «Благословенна ты более всех женщин, и благословен плод чрева твоего! 43 И откуда мне такое счастье? Ко мне пришла мать Господа моего! 44 Знай же, в тот миг, когда я услыхала твое приветствие, встрепенулся от радости ребенок во чреве моем. 45 Как поверившая, исполнится сказанное ей Господом!» Песнь Марии 46 Тогда Мария сказала: «Превозносит Господа, 47 и дух мой ликует и радуется Богу, Спасителю моему, 48 ибо Он удостоил вниманием рабу Свою, такую ничтожную. И отныне все поколения людей будут называть меня блаженной, 49 ибо великое совершил для меня Сильный. Свято имя Его, 50 и милость Его — из рода в род к 51 Явил Он мощь руки Своей, рассеял возомнивших о себе 52 свергнул сильных с престолов их и возвысил униженных. 53 Голодающих Он насытил благами, а богатых отослал ни с чем. 54 Он пришел на помощь Израилю, слуге Своему, не забыв о 55 как и обещал праотцам нашим, о вечной милости к потомкам его». 56 Мария пробыла у Елизаветы около трех месяцев, а затем вернулась домой. 2 В те дни император Август издал указ о переписи по всей его 2Это была первая перепись такого рода, и проводилась она в то время, когда Квириний правил Сирией. 3 И на перепись каждый пошел в город свой.

http://predanie.ru/tema/rozhdestvo/

36. Вот и Елисавета, родственница твоя, в старости своей зачала сына, и тому уже шестой месяц — а ее называли бесплодной. 37. Ибо нет для Бога ничего невозможного». 38. Тогда Мариам сказала: «Пред тобою раба Господня; да будет со мною, как ты сказал». И удалился от нее ангел.   39. По прошествии нескольких дней Мариам, выйдя в путь, с поспешностью направилась в нагорный край, в иудейский город, 40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. И вот, когда услышала Елисавета слова, которыми приветствовала ее Мария, взыграл младенец в ее чреве. 41. И исполнилась Елисавета Духом Святым, 42. и громко вскричала такие слова: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43. И откуда мне такая честь, что Матерь Господа Моего пришла ко мне? 44. Ибо когда звук приветствия Твоего достиг ушей моих, взыграл от радости младенец во чреве моем; 45. и блаженна Уверовавшая, что исполнится предреченное Ей от Господа». 46. И сказала Мариам: «Величает душа моя Господа, 47. и ликует дух мой о Боге, Спасителе моем, 48. ибо призрел Он на убожество рабы Своей: вот, блаженною назовут меня из рода в род! 49. Ибо великое свершил для меня Сильный, и свято Имя Его, 50. и милость Его в род и род для чтущих Его. 51. Явил Он силу длани Своей, посрамил замыслы горделивых сердец; 52. со престолов низверг властителей, а смиренных возвысил, 53. алчущих утолил обилием, а богатых отослал ни с чем; 54. пришел на помощь Израилю, рабу Своему, вспомнив о милости, 55. обетованной праотцам нашим, Аврааму и потомству его, вовеки». 56. И оставалась Мария с нею около трех месяцев, а после возвратилась в дом свой.   57. Елисавете же настало время родов, и родила она сына; 58. и услышали ее соседи и родичи, что Господь явил к ней столь великую милость, и радовались вместе с ней. 59. И вот в день восьмой пришли совершить над младенцем обрезание, и хотели назвать его по имени отца его Захарией. 60. И мать его возразила: «Нет, имя ему будет Иоанн». 61. И сказали ей, что, мол, в родне твоей нет никого, кто звался бы так; и 62. стали знаками спрашивать отца, как бы он хотел назвать младенца. 63. И он, потребовав дощечку для письма, написал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3 . Авия, Сын Ровоама –Иеровоам I , Царь Израильский 3Цар. 15:1–2 ; 2Пар. 13:1– 2 В восемнадцатый год царствования Иеровоамова над Израилем в земле Иудейской, по смерти Ровоама, воцарился сын его Авия, и около трех лет царствовал в Иерусалиме. 2Пар.13:2–20 ; 3Цар. 15:7 Авия должен был продолжать войну, которую вел отец его. Он собрал войско в 400,000 человек: но Иеровоам выставил против него вдвое больше. Когда войска сблизились, Авия взошел на одну гору и стал говорить Иеровоаму и всем Израильтянам, которые были с ним, что Господь дал царство над Израилем Давиду и потомству его навсегда, а Иеровоам, раб Соломонов, воспользовавшись слабодушием Ровоама, вместе с людьми беззаконными возмутился противу своего государя. «И вы», продолжал он, «полагаясь на свою многочисленность и на золотых тельцов, которых Иеровоам дал вам вместо богов, посягаете на царство Господне, которое в руках сынов Давидовых? Не вы ли отвергли священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и допустили всякого, кто ни захочет, приносить жертвы мнимым божествам? А мы не оставили Господа Бога нашего, у нас служат Ему сыны Аароновы и левиты; и мы храним все, что заповедал хранить Господь Бог наш. Израильтяне! не ратуйте противу Господа Бога отцев ваших: вам не будет успеха». Между тем Иеровоам послал часть войска обойти Иудеев с тыла, так что они должны были отражать Израильтян и спереди, и сзади. Находясь в этих затруднительных обстоятельствах, они возопили ко Господу о помощи, и священники затрубили в трубы. С радостными кликами бросились они на неприятелей, и Господь поразил перед ними Израильтян; 500,000 из них пало от смертельных ран. Авия преследовал Иеровоама и овладел некоторыми его городами, в том числе и Вефилем. 3Цар. 15:3–4 Эту помощь явил Господь Иудеям из любви к Давиду, которому Он обещал сохранить потомков его на престоле его, и по благоволению к Иерусалиму; а сам Авия не лучше был отца своего Ровоама; он предан был тем же языческим суевериям, что и отец. 3. Аса, сын Авии– цари Израильские:1. Иеровоам, 2.Надав, 3. Вааса, 4. Ила, 5. Замврий, 6. Фамвний, 7. Амврий и 8. Ахав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

3. И Соломон в «Притчах» говорит: Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада (Притч. 14:12). Он говорит это о тех, которые не внимают воле Божией, но следуют собственным хотениям. Ведь они, не понимая воли Божией, получают сначала от диавола теплоту, подобную дости, но не являющуюся радостью; затем они ввергаются в печаль и наказываются. Наоборот, следующий юле Божией в начале претерпевает многую муку, а затем обретает отдохновение и радость. Не делайте ничего до того, как я встречусь с вами. 4. Есть три воли, непрерывно сопутствующие человеку; многие из монахов не ведают о них, за исключением тех, которые стали совершенными и о которых Апостол говорит: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14). Каковы же эти три [воли]? Первая та, которая внушается врагом [рода человеческого]; вторая — та, которая рождается из сердца [человека], а третья — та, которая сеется в человека Богом. Но из них Богом принимается только та воля, которая принадлежит Ему Самому. 5. Поэтому испытайте самих себя [чтобы знать], какая из трех [воль] побуждает вас оставить место ваше. И не уходите, пока я не встречусь с вами, как говорится в Евангелии: Вы же оставайтесь в [городе] Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49). Ибо я знаю волю Божию лучше вас. Человеку трудно постичь волю Божию на всякий час. Ведь он " не сможет этого сделать, если не отречется от всех хотений своих и не будет в [полном] послушании у духовных родителей своих. А когда он постигает эту волю, тогда взыскует и Силу от Бога, чтобы Она укрепила его в исполнении воли Божией. 6. Так что великое дело постигнуть волю Божию, но еще более великое исполнить ее. Этими [обеими] силами обладал Иаков, поскольку был послушен родителям. Ведь когда ему сказали, чтобы он пошел в Месопотамию к Лавану, то он охотно послушался, хотя и не желал расставаться с родителями [своими]; послушавшись же, унаследовал благословение. И я, отец ваш, если бы прежде не слушался родителей своих по Богу, то Бог не открыл бы мне волю Свою. Поэтому и вы ныне внимайте [словам] отца вашего, говорящего это, чтобы достичь вам отдохновения и преуспеяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010