Святая Дева Мария после этого поспешила к своей родственнице Елисавете. Когда Она пришла в ее дом и приветствовала ее, младенец взыграл, радуясь, во чреве Елисаветы, и Елисавета, исполнившись Духа Святого, воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда Твое приветствие достигло моего слуха, младенец радостно взыграл в моем чреве!» Мария отвечала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне блаженной назовут Меня все племена, потому что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его». Мария, пробыв около трех месяцев у своей родственницы, возвратилась к себе в Назарет. Святая Церковь вспоминает 25 марта Благовещение Пресвятой Богородицы и, радостно празднуя это событие, воспевает гимн. По-русски это будет так: Нынешний день – начало нашего спасения и явление тайны, от века хранимой. Сын Божий делается Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Рождество Иисуса Христа Около этого времени римский император Август повелел сделать перепись во всем своем государстве, вероятно, для того, чтобы легче было собирать подати. Так как Иудея была подвластна ему, то и в ней должны были исполнять это повеление. Всякий шел записываться в тот город, из которого был родом. Иосиф и Мария, которые были из рода царя Давида, пошли записаться в Вифлеем, город Давида. Но когда прибыли туда, они не могли найти места в гостинице, потому что город был наполнен народом по случаю переписи. Они приютились в пещере, куда на ночь загоняли стада. Между тем наступило время Марии родить. Она родила сына. Пресвятая Мария радовалась, ибо знала, что родившийся от нее Младенец, послан Богом для спасения всего мира. Сама Матерь Божия терпела нищету. Когда родился Божественный Сын Ее, Она положила Его в ясли, куда кладут корм для домашнего скота.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Святые Отцы учили нас тому, что прохождение христианского пути сопровождается искушениями, испытаниями, которые укрепляют в нас веру и развивают терпение, помогающее нам в борьбе с грехом за очищение души. Многие в наши дни думают, что все это не нужно, что это выдумка Отцов, монахов. «Зачем это нам, которые не думают уходить в обители, которые не принесли обета отречения от мира?» Но вот как начинает Апостол Иаков свое послание: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иаков 1, 2). Вы, наверное, помните что говорит Иоанн Лествичник о трех образах перенесения испытаний: 1) с печалью, 2) без печали и 3) с радостью. Вот оно, учение об испытании, а отсюда учение о терпении, которое вы знаете у Св. Отцов, которое восходит к Евангелию, ибо Господь говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши». А вот что мы находим у Апостола Иакова: «Итак, братие, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господа приближается (Иаков 5, 7, 8), «и испытание веры вашей, — говорит он в другом месте, — производит терпение». Это все говорит нам послание Иерусалимского епископа, относительно которого, даже отрицательная критика соглашается признать, что оно написано не позже начала второго века. Оно дает нам то же, что и Св. Отцы. Мы видели, что Св. Отцы говорят нам, что для совершенствования нам нужно не только трудиться и переносить испытания, но надо иметь и молитву; вот и Апостол Иаков пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится, весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иаков 5, 13), а псалмы — это также молитва великого псалмопевца. О чем нам еще постоянно говорят Св. Отцы? «Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может молитва праведного». Итак, молитва есть то основное делание, которое помогает нам в терпении, и в искушениях, и в злострадании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ст. 9–11. Восстань, восстань, облекись крепостию, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды вечные. Не ты ли сразила сильного, поразила дракона? Не ты ли иссушила море, воду великой бездны, проложив дорогу по глубине морской, чтобы прошли избавленные? И теперь возвратятся искупленные Господам и приидут на Сион с хвалами; и радость вечная над головами их; они будут иметь радость и веселие; печаль и вздохи удалятся. LXX : Восстань, восстань ÷ Иерусалим и облекись крепостию мышцы твоей. Восстань, как в начале дня, как род вечный. Не ты ли сразила широту, сокрушила дракона? Не ты ли соделала море пустым, многие воды в бездне, сделав глубину морскую дорогою для прохождения избавленным и искупленным? Ибо они будут возвращены Господом, и приидут на Сион с радостию и веселием вечным. Ибо на голове их хвала, и веселие овладеет ими; болезнь, печаль и вздохи удалятся. Имени Иерусалима , которое прибавлено здесь Семьюдесятью, нет в еврейском тексте, и оно не поставлено никем из трех переводчиков; поэтому оно должно быть спереди отмечено обелом, и следующий отдел так должен быть связан с предшествующею мыслью. Господь увещевал верующих в Него говоря: не боитесь поношения от людей и злословия их не страшитесь , и обещал в помощь им свое спасение и правду вечную, которая есть не иная, как Христос, мышца Господня, которой выше Он сказал: и на мышцу Мою будут надеяться племена . Поэтому народ говорит к мышце Господней и молит ее о пришествии и испрашивает обещанной помощи говоря: восстань, восстань, облекись крепостию, мышца Господня . Восстань, как в дни древние, и яви всю силу Твою, чтобы ты, избавлявший Своих святых в течение многих веков от опасностей, также и нас защитил Своею силою. Ибо Ты сразил гордого, поразил дракона, то есть египетского царя фараона, который и у Иезекииля называется великим драконом ( Иез. 29 ). Ты иссушил Чермное море, чтобы чрез весьма сильные воды и глубину морскую прошел Твой народ и убежал от преследовавших египтян. Итак Ты, совершивший это, также искупленных и избавленных Твоею кровию возврати в Сион и в небесный Иерусалим или в Церковь , которую Ты уготовал Себе Своею кровию и находясь в которой они будут радоваться вечною радостию и скажут: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас ( Пс. 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Такой образ жизни вел святой апостол Павел. Апостол Павел был девственник, и он писал в своих Посланиях: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор.7:32–33 ). Также апостол Павел писал: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь… – и тут же добавлял: – Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» ( 1Кор.7:27–28 ). Семейная жизнь приносит не только радости, но и много проблем, особенно с воспитанием детей, содержат скорби во взаимоотношениях между мужем и женой. Но все, что я сказал, не в коей мере не противоречит честному браку, ибо первой заповедью, которую Господь дал людям в Раю, была заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.1:28 ). Поэтому ничего плохого в брачной жизни нет. Если вы вступили в брачный союз, старайтесь его блюсти, а молодые должны понять, что если было бы сказано: «плодитесь», то можно было бы иметь одного ребенка, но если сказано: «плодитесь и размножайтесь», то надо иметь больше двух, по возможности больше трех, больше четырех и так далее, сколько Господь пошлет. Но, вернемся к нашей теме. Мы видим: Агнец стоит на горе. Андрей Кесарийский поясняет: «Под Агнцем нужно без сомнения разуметь Христа, стоящего не на другой горе Сионе, а в новом граде Бога Живаго». Видение раскрывало особенности будущего мира Божия, где есть своя духовная гора Сион, где есть новый город Иерусалим, сходящий с Неба, где будет новая земля и где будет новое небо. Это особый Божий мир, который существует уже сейчас. Возможно, наш мир существует параллельно духовому миру и, являясь слабым, тусклым отображением небесного бытия, приносит нам, хотя и небольшие, но какие-то радости. Сказано, что у 144-х тысяч имя Отца небесного написано на челах. Есть такое истолкование: епископ Петр объясняет, что «это имя не есть буквальное название, и его начертание не есть вещественное. Имя означает отличительное качество духовное, или господствующий образ мыслей, желаний, чувствований, нравственный характер, образ жизни, из которого ясно видно, как будто из надписи на открытом челе, что избранные Божии всецело посвятили себя для почитания, служения и славы Иисуса Христа и Отца Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тогда Марфа сказала: " о, воевода, смерть за Христа не есть смерть, а есть жизнь вечная! " Мария сказала то же; то же еще сказал и бывший там молодой инок Карион. Воевода тут уже разгневался и приказал повесить их на трех крестах. Повеление было исполнено. Так как в то время у мучителей был обычай, через некоторое время страдание казнимых на крестах, отсекать им головы, то Мария, видя приближение этого последнего страдания, сказала исполнителю казни: " потерпи немного на нас и дай нам возслать последние песнопения наши к Богу " . Исполнитель казни согласился. Тогда с крестов послышался голос: к Тебе возвели мы очи свои, живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены ни руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее; так очи наши к Господу Богу нашему, доколе, Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас (Псал. 122, 1-4). По окончании пения, Марфа сказала: " если кто из братьев наших хочет проститься с нами, пусть придет и простится, а то скоро мы будем в Иерусалиме небесном. " Собравшиеся христиане простились со страдальцами, затем, исполнитель казни отсек им главы и они, сказано, " предаша в руце Господеви души своя с веселием. " Смотрите же: значит, смерть вышеупомянутым святым была нестрашна, когда они сами искали ее: значит, смерть для них была вожделенна, когда они называли ее не смертно, а жизнью вечною. Значит, смерть для них была радостна, когда, как сказано, после ужасных страданий от пригвождения ко кресту, они предали души свои Господу с веселием. Да, подлинно смерть была для них нестрашна, ибо они исполнены были святости и, так сказать, дышали ею. И этот пример спокойного, радостного отношения к смерти у Святых не единственный. Послушайте, что еще говорит про себя святый апостол Павел: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение... имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1, 21 и 23). Так вот как, братья, святые смотрели на смерть; так она для них была радостна! Будет и для нас она таковою же, если мы в жизни потецем вслед их. Будем подражать Святым, будем отставать от грехов, будем омывать их слезами покаяния, будем жить в Боге и для Бога и тогда и мы при смерти примем дерзновение и воскликнем вместе с Давидом: аще и пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

(Христиане должны молиться, чтобы им воссиял свет божественный, присносущный) I. Npeoбpaжehue Господне празднуется в память того, как Господь, преобразившись на горе Фавор пред учениками Своими, явил им Свою божественную славу. Это явление славы Божией было для учеников утверждением учения о кресте, побуждало их к терпению за веру и к ревности в проповеди. Так как беседа Иисуса Христа о кресте глубоко опечалила учеников, то, чтобы укрепить их в вере и познать им необходимость Его добровольных за мир страданий, Господь показал им Свою божественную славу. Он взял ближайших трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и повел их на высокую гору Фавор, находившуюся у юго-западного берега Генисаретского озера. Здесь Он предался молитве, и во время Его молитвы совершилось чудо преображения: лице Его просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как снег, и явились, по сторонам Господа, два великие ветхозаветные пророка – Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о кончине Его в Иерусалиме. Видение славы Божией так усладило Петра, что он, в чувстве небесной радости, воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь. Если хочешь, сотворим здесь три сени (палатки), одну Тебе, другую Моисею, и третью – Илии». Пока он еще говорил, вдруг светлое облако осенило их, и из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте». Ученики в страхе пали ниц, но Господь коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». И встав, они увидели одного Иисуса Христа, в обыкновенном Его виде. Когда они сходили с горы, Господь запретил им говорить об этом видении, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. II. В службе на этот праздник мы молим Бога, да воссияет и нам грешным тот присносущный свет славы Божией, который зрели и которым осенены были апостолы на Фаворе . а)  Да воссияет он нам на небе . И о чем нам вместе с Церковью должно больше и чаще молиться, как не об этом? Будущее блаженство на небе – цель всей нашей здешней жизни, и будет именно состоять в лицезрении Божием, когда праведницы просветятся светом божественной славы, яко солнце (Мф. 13, 43), и не только духовными, но и телесными очами узрят славу Божию лицом к лицу (1 Кор. 13, 12). Но не забудем, что только чистии сердцем, только чуждые порочных привычек, желаний и помышлений узрят славу Божию на небе (Мф. 5, 8). Сердце наше, приковавши себя к земле, приучивши себя находить удовольствие только в удовлетворении своим порочным желаниям, неспособно будет чувствовать святой радости на небе в единении с Богом, ангелами и святыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11) (πνον) «Сном уснул Я в малом грбе, и после трех (дней) ожил. Для тебя, и тебе подобных, Я лежал во гробе; а ты, вместо благодарности, принес Мне неверие. Ибо Я слышал, что сказал ты братиям своим». От сиз слов Фома пришел в ужас, и возопил: Не порицай меня, Спаситель! Ибо я всегда верую Тебе; но мне не радостно веровать Петру и прочим: ибо я знал их хотя нелгущими, но, в час опасности, боящимися сказать: Ты Господь и Бог наш. 12) (Ρψαι) Тогда Всесозерцающий, видя, что Фома хочет снять с себя вину неверия, отвечал к нему: «И ты был вместе с ними в то время, о котором сделал намек Мне. Ибо все оставили страдать Меня одного. Время тогда было трудное, близнец, – не обвиняй (никого). О сем и Писание говорит: Поражу пастыря, и разыдутся овцы стада ( Зах.13:7 ; Мф.26:31 ; Втор.18:20 ). Ты пойми, о чем Я говорю (и о чем предсказывал Я). Ты хочешь осязать Меня? Осяжи, говоря: Ты Господь и Бог наш». 13) ( το ταματος) О, чудо! О, снисхождение! О, безмерная кротость! Не прикосновенный осязается; Владыка (дозволяет) держать Себя рабу, и показывает служителю (Своему) раны, от которых в то время поколебалась вся тварь! И Фома, сподобившийся столь великих даров, простирает моление к Сподобившему, говоря: «Прости мне, Владыко, мое дерзновение; пощади былие (травное); освободи меня от тяжести; да облегчусь от неверия, да с верою возопию к Тебе: Ты Господь и Бог наш». 14) (Μενον) «Пребуди, Господи, сегодня до тех пор, пока я наслаждусь (лицезрением) Тебя; преисполни меня (верою), чтобы я был Твой. Ты подъял чуждого (разбойника), – подыми Своего, и покажи мне язвы Твои, дабы как из источника, черпал я (из них), и пил. Не сожги меня, Спаситель; ибо Ты Огнь по естеству (Своему), а по воле Своей Ты – то Тело, Которым соделался. Открой (мне) Себя, молюся; приими, Спаситель, меня, смиренного (οσον δσον), как кровоточивую; не край одежды (Твоей) я держу (теперь), – я прикасаюсь к Тебе (Самому), говоря: Ты Господь и Бог наш». 15) (παξ) – «Я сказал тебе, добрый ученик, однажды: будь верен, а не неверен; не бойся: ибо Я не сожигаю тебя, Я сохраняю (сущих) во Мне (жизнью во Христе). Я показал (тебе), что через сие Я изображаю (πρττειν) Вавилонскую пещь, (которая не сжигала отроков); посему, тем более, научая тебя, Я это не сделаю. Не слабее ли ты блудницы грешницы, помазавшей некогда главу Мою миром, и (своими) власами отершей святые ноги Мои? Итак, поди сюда, возлюбленный; не помазывай Меня миром, но облагоухай сам себя, с верою вопия ко Мне: Ты Господь и Бог наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

123 . Итак, Дух приходит туда, куда приходит Отец. Ибо сказано Сыном: «Я и Отец придем, и обитель у него сотворим». Но неужели Отец приходит физически? Следовательно, приход Духа являет полноту присутствия и Отца с Сыном. 124 . Кто же может отделять Святого Духа от Отца и Сына, если мы не можем даже назвать Отца и Сына без Святого Духа? Ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор 12:3 ). А если мы не можем назвать Иисуса Господом без Духа, то уж тем более не можем восхвалять Его без Духа. Если же и ангелы восхваляют Господа Иисуса, что невозможно без Духа, следовательно, и в них действуют дары Святого Духа. 125 . Итак, мы доказали, что едина благодать Отца, и Сына, и Святого Духа, которая столь небесна и божественна, что о ней Сын, благодаря Отца, так говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф 11:25 ). Глава 12 Благодать и мир Отца, Сына и Святого Духа едины. Едина и любовь, явившаяся во всей полноте в искуплении людей. Наконец, едина и общность Трех. 126 . Поскольку едино призывание, едина и благодать. Наконец, написано: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( Рим 1:7 ). Итак, мы видим, что едины благодать и мир Отца и Сына. Но эти благодать и мир являются плодами Духа, о чем учит сам апостол: «Плод же Духа любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал 5:22 ). Мир же этот благ и необходим, дабы никого не волновали сомнительные споры, и не сотрясали бури телесных страстей, но чтобы в простоте веры и спокойствии разума жизнь упокоилась бы вокруг исповедания Бога. 127 . Касательно мира мы уже провели доказательство, о благодати же пророк Захария сказал, что Бог пообещал излить на Иерусалим Дух благодати и умиления ( Зах 12:10 ). И апостол Петр сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян 2:38 ). Следовательно, как Отцу и Сыну, так и Святому Духу принадлежит благодать. Да и может ли благодать, обожествляющая всех в Святом Духе, быть без Духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

13 . И Моисей посчитал убытком для себя сокровища египетские и предпочел поношение креста Господня 356 . Он не был богатым тогда, когда у него было много денег, и потом, когда стал нуждаться в пище, не посчитал себя бедным. Разве только кому-нибудь может показаться, что он не был блаженным в пустыне, поскольку ни у него, ни у народа его не было пищи, однако никто не осмелился бы сказать, что посылаемая с небес манна, то есть ангельский хлеб, не была для него величайшим благом и блаженством. И в изобилии каждый день сыпались дожди мяса для пира всего народа 357 . 14 . Если бы святой Илия заботился о хлебе для себя, ему не хватало бы хлеба на пропитание, но он не искал, поэтому ему хватало: вороны служили ему и ежедневно приносили поутру хлеб, а вечером – мясо 358 . Неужели он был менее блаженным, потому что был беден? Отнюдь! Он был более богат, поскольку был богат перед Богом. Ведь лучше быть богатым для других, чем для себя: он просил у вдовы во время голода кусок хлеба – и обещал ей щедрый дар, что сосуд муки в течение трех с половиной лет 359 не оскудеет и ежедневно в кувшине будет достаточно масла для всех нужд бедной вдовы 360 . Вот почему Петр хотел быть там, где увидел Моисея и Илию, вот почему они появились на горе вместе со Христом во славе 361 , потому что и Сам Он, будучи богатым, стал бедным 362 . 15 . Итак, богатства ничем не могут помочь в обретении блаженной жизни. Это ясно показал Господь в Евангелии: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие и жаждущие, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь ( Лк.6:20–21 ). Совершенно ясно сказано, что бедность, голод, страдания – все, что считается злом, – не только не служат препятствием для достижения блаженной жизни, но даже помогают. 5. 16. Но то, что представляется благом: богатства, достаток, радость, отсутствие страдания, – является препятствием для достижения блаженства. Это явствует из следующих слов Господа: Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение! Горе вам, пресыщенные, ибо взалчете! ( Лк.6:24–25 ). И тем, кто смеется, сказано, что они восплачут. Стало быть, телесные и внешние блага не только не способствуют, но даже мешают достижению блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010