И хвалю, говорит, и молюсь, потому что вы успели в добродетели; я не перестаю молиться, но постоянно молюсь о вас. « Благодарю », — говорит, — « Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою » (ст. 4). Всегда, а не только тогда, когда молюсь. Хорошо прибавил: « с радостью », потому что можно делать это и с печалью, как он в другом месте говорит: « От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, — чтобы не сказать много, — и всех вас » (2 Кор. 2:4, 5). 2. Здесь (апостол) говорит в похвалу их (Филиппийцев) много, даже весьма много, сколько иной сказал бы об апостолах и евангелистах. Вы, говорит, не об одном вверенном вам городе имеете попечение, но все делаете, чтобы разделять со мною мои труды, везде присутствуете и содействуете и соучаствуете в моей проповеди. И в течение не одного, или двух, или трех лет, но всегда с того времени, как вы приняли веру, даже доныне сохраняете ревность апостольскую. Посмотри, как римляне оставили его; послушай, что он говорит: « Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген » (2 Тим. 1:15)? И еще: « Димас оставил меня » (4:10). И опять: « При первом моем ответе никого не было со мною » (4:16). А они (Филиппийцы) и в отдалении от него участвовали в его скорбях, посылали к нему мужей, служили ему по силам, и вообще ни в чем не оставляли его. И делаете вы это, говорит, не только ныне, но и всегда, всяким способом помогая мне. Помогать же (апостолу) значит участвовать в благовествовании. Когда он проповедует, а ты служишь проповедующему, то участвуешь и в его венцах. И во внешних состязаниях венец принадлежит не одному борцу, но и его наставнику, и прислуживающему, и всем вообще заботящимся о борце, потому что те, которые укрепляют его и ободряют, по справедливости могут быть участниками и в победе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Изъяснение псалма 67-го. Пс.67:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь. «В конец, псалом Давиду.» Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное, как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущаго; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческаго рода, о погибели врагов, кратко сказать, о необычайном изменении дел. Пс.67:2 .  Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит Пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, разсеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес. Пс.67:3 .  Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. «Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия. Как дым разсевается приражением ветров, и воск тает, приближаясь к огню, так Твоим пришествием, Владыка, совершенно будут приведены в бездействие неприязненные человеку. Названных у седмидесяти грешниками все прочие переводчики наименовали нечестивыми. Так называет их и еврейский текст и сирский переводчик. Пс.67:4 .  А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. «А праведницы да возвеселятся». Когда же совершится сие, говорит Пророк, радости исполнится весь сонм праведных. «Да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии». Сим показал Пророк, что молитву сию принес он не против людей, но против демонов, враждующих на людей. Когда они будут разсеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы, и прославят спасшаго Бога. Ибо Пророк говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Исаак Ровно через год после явления Бога у дуба Мамврийского, в виде трех странников, у Авраама и Сарры родился обещанный сын. Ему дали имя Исаак, что значит радость. Аврааму в то время было 100 лет от роду, а Сарре – 90. Радость престарелых родителей была несказанна. Обетование Божие исполнилось, и вера Авраамова возросла еще более. Но, чтобы вера эта дошла до полного величия, Бог положил Аврааму необычайное испытание. Однажды старец услышал призыв Божий: – Авраам! Старец ответил: – Вот я, Господи! И сказал Господь: – Возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты так любишь. Возьми, и иди с ним в землю Мориа. Там есть гора: Я укажу ее тебе. И на той горе принеси Исаака в жертву, во всесожжение. Рано утром Авраам встал, оседлал осла, взял двух слуг и Исаака, сына своего, захватил дров для жертвы, и пошли в страну Мориа. На третий день Авраам поднял взор свой и увидел ту гору, о которой сказано было Богом. Тогда остановились... Авраам сказал слугам: – Вы останьтесь здесь. А мы с сыном пойдем туда, на гору: там поклонимся и скоро возвратимся назад. Взял Авраам дрова и возложил на Исаака, а сам взял в руки нож и огонь. И пошли вместе, отец и сын. И обратился Исаак к отцу, и сказал: – Отец мой! – Вот я, чадо мое, – ответил ему Авраам. Исаак спросил: – Отец мой! вот у нас есть и огонь, и дрова. А где же агнец для жертвы всесожжения? И ответил ему Авраам: – Бог сам усмотрит Себе агнца для всесожжения, чадо мое! Пошли далее, и вот, пришли на место. Авраам тотчас устроил жертвенник и положил на жертвенник дрова. Потом связал Исаака и положил связанного поверх дров. И уже протянул руку, и взял нож, чтобы заколоть сына. Но вдруг услышал голос Ангела Божия, который звал его с неба: – Авраам, Авраам! Авраам сказал: – Вот я! И сказал ему Ангел: – Не подымай руки на отрока! Вижу, что велика вера твоя, что боишься ты Бога, если не пожалел ради Него твоего единственного сына! Авраам отнял руку свою от отрока. И, осмотревшись кругом, видит: вот, в густой заросли запутался рогами и стоит овен (баран). И взял Авраам овна, и его принес в жертву вместо Исаака, сына своего. И молились вместе, отец и сын, и поклонились Великому Богу. Так велика была вера праотца Авраама. Поднимая нож, чтоб заколоть единственного сына Исаака, он веровал, что Бог силен и из мертвых воскресить. За эту веру, опять воззвал к нему Господь, и повторил ему слова завета Своего и великое обетование, и сказал: – Мною Самим клянусь Я, что умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. И благословятся в Семени твоем все народы земные. Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака; когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его, когда полагал основание земли; тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч. 8:24–31 ). Эта радость есть и начало пути Господня ( Притч. 8:22 ) и тот конец и завершение, к которому приходит земной круг и весь мир в седьмой воскресный день всеобщего покоя. V. День Божий и явление Триединства Можно резюмировать вышесказанное в двух словах: день Божий есть явление Божества в Его другом. Так или иначе, Бог открывается во всем, а потому то или иное откровение Божьего дня можно найти в каждом явлении мира видимого и невидимого. Но высшая ступень этого откровения, высшее Богоявление есть пришествие Христа во плоти, ибо только в этом своем последнем заключительном обнаружении свет побеждает тьму до конца, озаряет и просветляет всю глубину существования духовного и телесного. Название «Богоявления» в широком смысле приложимо ко всей земной жизни Спасителя. Но есть в этой жизни одно событие, которое на церковном языке носит название «Богоявления» по преимуществу, ибо это – единственное в новозаветной истории явление не одного Лица, а всех трех Лиц св. Троицы. В качестве такового оно должно быть для нас предметом совершенно исключительного внимания. Почему это совершенное Богоявление связывается именно с Крещением Христа в Иордане? Очевидно, потому, что в крещении водою и духом получает наиболее наглядное образное выражение тайна взаимоотношения двух миров. – Слово, пришедшее во плоти, погружается в воды Иордана. Мы уже знаем, каково значение текучей влаги в символике откровения ветхозаветного и новозаветного. Некоторым образом весь мировой процесс есть «вода на истребление всякой плоти». Поэтому крещение водою здесь означает погружение в мир, сочетание вечного с временным, с непрерывно текущим потоком земного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Кто из вас этого не знает, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести после сердечного покаяния во грехах и после причащения святых животворящих тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатного? Ибо Духом Святым всякая тварь словесная обновляется. – Очищает от скверны греха и очищается. Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Святого Духа на Апостолов и на Церковь Христову, и старайтесь быть достойными ее членами. Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию (по достоинству) дхнет (вдохнет), скоро вземлет от земных, возращает, восперяет, устрояет горе (Антифон). Аминь. Слово на день преславного Преображения по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Прежде всех веков и бытия мира Сей Бог Слово, светом яко ризою одеваяйся, преобразующийся пред ученики своими, паче солнца, Слове просиял еси: Моисей же и Илия Тебе предсташа поведающе Тя Господа мертвым и живым, и Твое славяще неизреченное смотрение и милость и многое милосердие, имже спасл еси мир, грехом погибающий» (Стихира на хвалитех). Сыны и дщери Церкви православной и члены Тела Христова, которого Он, Христос, есть живая, животворящая и премудрая Глава, – какой пресветлый праздник мы ныне празднуем? Скажете: празднуем Преображение Христово. Как же и для чего преобразился Христос? Слушайте, как повествует об этом св. Евангелист Матфей: В один из дней Своего Божественного пребывания на земле, Господь взял отдельно трех избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними, и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. Присем Петр сказал Иисусу: хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну Тебе и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил; се, облако светлое осенило их и бысть глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых ( Мф. 17:2–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

…Мария стала подниматься по лестнице знакомого Ей дома. Услышав Ее голос, Елисавета вышла к Ней навстречу и ввела молодую Родственницу в свое жилище. Уже шестой месяц носила в себе Елисавета чудесного младенца, будущего Крестителя Христова Иоанна. Как бы увидев перед собой грядущего Мессию, младенец взыграл радостно во чреве матери. Вместе с тем и Елисавета была обрадована встречей и, исполнившись Святого Духа, воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк.1:42–45 ). Мария видела, что Ей не надо ничего говорить Елисавете, что она уже все знает, что произошло с Ней в Назарете. Тогда в ответ на приветствие Своей родственницы, Она воспела чудную пророческую песнь, которая начинается такими словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды [то есть все поколения людей]; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его…» ( Лк.1:46–49 ). Эта песня лилась из самого сердца Богородицы. В церкви она поется на утрени, за всенощной, и всегда наполняет душу радостным благоговением перед Пресвятой Девой. Она учит нас, что величайшее и святейшее свойство души человеческой есть смирение, благодаря которому человек достигает истинного величия. Бог увидел смирение Святой Девы и сотворил Ее Царицей Неба, поставив выше ангелов небесных. Мария провела в доме Захарии около трех месяцев и возвратилась в Назарет, в семью обручника Иосифа. 5. Рождество Христово ( Мф.1:18–25 ; Лк.2:1–20 ) Возвратившись в Назарет, Пресвятая Дева осталась жить в доме Иосифа. Она обручена была ему, как невеста. Иосиф заметил, что Мария готовится стать Матерью. Это смутило его, и он, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить от себя. Но когда он подумал об этом, ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус…» ( Мф.1:20–21 ). Тогда Иосиф понял, что в жизни обрученной ему Марии про изошло великое событие, тайну которого теперь открыл ему ангел. И он оставил у себя Пресвятую Деву как нареченную уже ангелом жену свою.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Но Господь сказал о новом, молодом вине, которое уже есть, и которое невозможно вливать в мехи ветхие, потому что «иначе прорвутся мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Господь напомнил и о том, что, кроме вина, есть еще и жених, от которого на пиру зависит все. Жених этот, и это молодое вино – Сам Господь Иисус Христос. Потому что только правдой Его одного – «всем человекам оправдание к жизни»; только послушанием Его «сделаются праведными многие», и только приемлющие от Него обилие благодати и дар праведности будут «ходить в обновленной жизни». И не может быть печали, когда Он приходит. Но на время Он нас покинет, и тогда снова наступит время печали, время стремления к Нему, уже обручившему нас Себе. И все наши посты – вокруг нашего Небесного Жениха. Пост перед Рождеством, это пост в ожидании Его пришествия на землю. Великий пост – это пост нашего сострадания Его страданиям за наши грехи. А когда Он дается и возвращается нам в Рождестве и в Воскресении, – поста нет. Пост святых Апостолов – это пост души, желающей достойно послужить Ему. А Успенский пост – это томление души, желающей скорее и навсегда соединиться с Ним. Кроме того, мы постимся каждую среду, потому что в этот день Господь был предан и продан Его врагам. Постимся мы и каждую пятницу, потому что в этот день Он был распят и отнят от нас. Всякое же воскресение, это – переживание великой радости, когда Он был нам возвращен. Так, в наших постах и праздниках, как в новых мехах, хранится молодое вино радости о Боге Спасителе Нашем. И мы готовимся к окончательной и великой встрече, чтобы вместе с Ним «пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк.14:25 ). Суббота. О трех сторонах правды Мф.7:1–8 Рим.3:19–26 Все мы много говорим о правде: требуем правды, ищем ее, боремся за нее, вздыхаем по ней. Но когда наши искания сталкиваются, оказывается, что у одного правда одна, у другого другая. Шли, казалось бы, к одной цели, и вдруг оказались непримиримыми врагами. Значит, или не искали правду, или нашли вовсе не ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Побежденный во всех трех искушениях, диавол на время оставил Иисуса Христа. Ангелы же Божии приступили к Спасителю и служили Ему. 15. Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Первые ученики Иисуса Христа ( Ин.1:29–51 ) После сорокадневного поста и пребывания в пустыне, Господь Иисус Христос пришел снова на берег Иордана к Иоанну. Иоанн сказал окружавшему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Он и есть Тот, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым. Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий». На другой день Иоанн снова стоял на берегу Иордана. С ним были двое из учеников его: Андрей и Иоанн. Увидя проходившего Иисуса, Иоанн опять воскликнул: «Вот Агнец Божий!» Ученики Иоанна тотчас же последовали за Иисусом, но никак не решались вступить с Ним в разговор. Заметя их нерешительность, Иисус обратился к ним и спросил: «Что вам надобно?» «Учитель», отвечали они, «мы хотим знать, где Ты живешь?» – «Пойдите и увидите», сказал им Иисус Христос. Они пошли и провели с Ним весь день. После беседы с Иисусом Христом, Андрей, увидя брата своего Симона, с радостью сказал ему: «Мы нашли Мессию». Симон тотчас же пожелал идти к Иисусу. Спаситель, взглянув на него, сказал: «Ты Симон, сын Ионин, будешь называться Кифа что значит: каменный – Петр». Господь предвидел всю жизнь Петра: вера его в Мессию впоследствии была тверда, как камень: ее не могли поколебать ни гонения, ни страдания и даже самая смерть. Потому и назвал Симона Петр –каменный. Андрей и брат его Симон сделались первыми учениками Иисуса Христа. На другой день, после призвания Андрея и Петра, Иисус Христос пожелал идти в Галилею. С Ним пошли и два ученика Его. На пути они встретили Филиппа, который жил в Вифсаиде, в том городе, где жили и первые ученики Христовы. Иисус Христос сказал Филиппу: «Иди за Мной!» Филипп немедленно последовал за Спасителем. Филипп встретил своего знакомого, Нафанаила (иначе Варфоломея), и с радостью сказал ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки: это Иисус, сын Иосифа из Назарета». Нафанаил знал из пророчеств, что Мессия должен был произойти из Вифлеема. О рождении Иисуса Христа в Вифлеем Нафанаил не знал, и потому он с недоверием сказал Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?» «Пойди и посмотри», сказал ему на это Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Помня об этом и святые отцы установили и предали на помощь нам как великое благодеяние для наших душам завет более высокий — чтобы мы отделяли десятину от самих дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трех сот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Помня это и при помощи Божией, вступая на путь Святой Четыредесятницы для того, чтобы и в радости духовной стремясь встретить празднование главного таинства нашей веры — Воскресения Христа Спасителя, будем помнить что и вся временная и многоскорбная наша жизнь уподобляется некоторыми святыми отцами Святой Четыредесятнице. Хотя велик и ни с какими праздниками не сравним торжественный день Воскресения Христова, но он есть только образ иного, торжественного и нескончаемого дня духовной радости, предтеча Пасхи Вечной Нынешняя же наша жизнь многобедственна, — писал святой Григорий Богослов на склоне жизни (Григорий Богослов. «О малоценности внешнего человека и о суете настоящего»), и хотя в ней много путей, на каждом из них скорби; нет добра, к которому бы не примешивалось зло. Богатство — неверно; быть в подчинении — тягостно; бедность – узы; красота – кратковременный блеск молнии; молодость – временное воскипение; седина – скорбный закат жизни; слава – воздух; супружество – иго; многочадие – необходимая забота; бесчадие – болезнь… Смертным все трудно; все здешнее – тень, призрак, круг, вечно кружащийся, возобновляющий все, подобное прежнему, и разрушающийся – во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, болезнях, падениях, успехах. И это дело Божией премудрости, что все непостоянно, чтобы мы сохраняли в себе любовь к Постоянному, к Богу. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают, и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают, и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6,19–21)

http://pravoslavie.ru/51797.html

(Посещение Марией Елисаветы) В те дни поднялась Мария и пошла с поспешностью в горную область, в город Иуды, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И как только услышала Елисавета приветствие Марии, младенец взыграл в утробе ее. И исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты среди жен и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне такое, что пришла ко мне Мать Господа моего? Вот, как услышала я звук приветствия Твоего, от радости заиграло дитя в утробе моей. И блаженна Та, что поверила! Ибо исполнится сказанное Ей от Господа». И сказала Мария: Величит душа моя Господа И радости исполнился дух мой о Боге, Спасителе моем, Что помянул Он смиренную рабу Свою И вот, отныне прославят Меня все роды Ибо великое сотворил Мне Сильный, и свято имя Его И милость Его из рода в род на тех, в ком страх Его Явил Он всесилие мышцы Своей, рассеял Он гордых в замыслах сердец их Низверг Он сильных с престолов их и вознес смиренных Голодающих насытил Он благами и богатеющих отослал ни с чем Вступился Он за Израиля, отрока Своего, в память о милости, Как говорил отцам нашим, Аврааму и потомству его во век века. И оставалась Мария с Елисаветою около трех месяцев, и после того вернулась в дом Свой. (Рождение Иоанна Крестителя) И пришло Елисавете время родить; и родила она сына. И соседи их, и кровные, услышав, какую великую милость явил ей Бог, радовались с нею. И вот, на восьмой день пришли обрезать младенца; и хотели дать ему имя по отцу: Захария. Но мать его отвечала и сказала: «Нет; пусть он зовется Иоанном». И ей сказали: «Но ведь у вас в родстве нет никого, кто звался бы этим именем!» И тогда знаками спросили отца его, как он бы хотел назвать дитя. И тот потребовал дощечку и написал: «Имя ему Иоанн». И все изумились. И тотчас у него разомкнулись уста и развязался язык, и заговорил он, и восславил Бога. И страх нашел на всех, кто жил по соседству; и по всей нагорной Иудее рассказывали обо всем этом. И все, кто слышали, принимали это в сердце и говорили: «Что же это за дитя, что будет с ним?» И рука Господня была на нем.

http://predanie.ru/tema/rozhdestvo/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010