Все эти заветы легко исполнимы даже в самых трудных условиях жизни и во все времена истории, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки веков тот же» (13:8). Страдать за Христа – это неизбежный и радостный удел каждого христианина. Христос был распят на Голгофе «вне врат», т. е. принес себя в жертву вне храма и вне Иерусалима. Он был отвергнут духовными наставниками и светскими властями еврейского народа. К Голгофе влекутся сердца всех верующих во Христа, любящих Его и готовых разделить с Ним Его страдания. «Итак, выйдем к Нему за стан (к Голгофе), нося Его поругание, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (13:13–14). Этим последним призывом ап. Павел как бы окончательно подготовил и духовно укрепил евреев-христиан к мужественной встрече грозных событий падения Иерусалима и гибели храма. Это указание относится и к последующим поколениям, как предупреждение о грозных событиях и страшном суде. В заключение послания св. ап. Павел просит молиться о нем, чтобы он сам мог вернуться в Иерусалим, а также передает приветствие иерусалимским евреям-христианам от христианской Церкви Рима. «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас италийские. Благодать со всеми вами. Аминь» (13:24–25). Часть 3. Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) Откровение св. Иоанна является последней священной книгой в ряду канонических книг Нового Завета. В течение первых трех веков христианской эры, Апокалипсис не был открыто обнародован Церковью. Некоторые святые отцы объясняют это тем, что во время гонений на Церковь христиане скрывали эту книгу от римлян, владычеству которых в Апокалипсисе предсказывался скорый и ужасный конец. Может быть скрывали ее также и потому, чтобы сохранить в целости и неповрежденности от еретиков: манихеев, гностиков и других лжеучителей, искажавших в то время священные книги. Однако, из литературных памятников, оставленных великими духовными писателями первых трех веков христианства, видно, что Апокалипсис действительно написан св. апостолом Иоанном Богословом. Так, об Апокалипсисе и его авторе упоминают, или ссылаются на него, как на священную книгу, такие ранние писатели, как Иустин Философ , Ириней, Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Киприан и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Духом, как выше замечено было, именуется тот же Св. Дух, но рассматриваемый в Его действиях, какие совершает Он в Христовой Церкви, каковы все дары благодатные, подаваемые в таинствах и сообщаемые душам верующих по их вере и молитве, каковы, по учению Апостола: любовь, радость, мир, долготерпение и др. ( Гал.5:22 ); также чрезвычайные или чудесные действия в распространении евангелия, в обращении неверующих и под. Вода и кровь, таинство крещения и искупительная смерть Господа Спасителя, являют великую силу ко спасению мира также действием Святого Духа. И сии три об одном, т. е. свидетельствуют – об одном, именно о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, согласно древним обетованиям и пророчествам пришедший в мир, Спаситель рода человеческого. 9 . Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Если мы принимаем свидетельство человеческое; свидетельство Божие больше: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовала о Сыне Своем. В Моисееве законе есть правило, говорящее: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело ( Втор.19:15 ; сл. Мф.18:16 ; 2Кор.13:1 ; Евр.10:28 ). По-видимому, слова: три свидетельствуют, дважды сказанные, имеют отношение к этому закону. Апостол чрез это показывает полное соответствие приведенного свидетельства требованию закона Моисеева. Но затем св. Иоанн раскрывает и несравненное превосходство показанного им свидетельства: если мы принимаем свидетельство человеческое, т. е. верим свидетельству двух или трех свидетелей; то тем более должны мы верить свидетельству Божию: потому что свидетельство Божие больше, т. е. то свидетельство, которое выше предложено (6, 7 и 8 стих пятой главы его послания); и далее сам Богослов показывает, о каком свидетельстве говорит он, присовокупляя: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем, – свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, обетованный Спаситель мира, есть свидетельство Божеское, преподанное свидетелями небесными и земными. Это свидетельство, как Божеское, говорит Богослов, больше свидетельства человеческого, т. е., как свидетельство Божеское, несравненно больше, несравненно превосходно того человеческого свидетельства, которому, по закону Моисееву, надобно верить: потому что человек ограниченное существо, подверженное греху, а Бог есть существо беспредельное, Бог беспредельно истинен, свят и всесовершен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospoda-...

Из корня страсти самолюбия на почве человеческого сердца вырастают, как три ствола, три основные страсти – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, или, если привести эти понятия к единому корню, – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. На них, как на трех китах, основываются все существующие страсти, которые, словно темные тучи, заслоняют от человека солнце правды – Христа – и уже в этой земной жизни лишают человека радости. Именно эти три страсти завладели сердцем праматери человечества Евы, прежде чем она решилась преступить Божественную заповедь: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3: 6). Самолюбивое стремление к автономному существованию сделали первозданных людей беззащитными перед чревоугодием («дерево хорошо для пищи»), сребролюбием («приятно для глаз») и тщеславием («вожделенно, потому что дает знание»). В этих страстях, как в трех соснах, доныне блуждает человечество. Почему и апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16), то есть всё те же три основные страсти, завладевшие падшим человеком со времен грехопадения Адама. По этой причине Христос, пришедший освободить нас от греха и смерти, вынужден, прежде всего, победить искушение именно этими страстями, предваряющими любой грех. По окончании сорокадневного поста Спасителя сатана приступает к Нему, ища во Христе действие страсти чревоугодия: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4: 3). Затем падший херувим предлагает Господу власть над всеми земными царствами, надеясь увлечь воплощенного Сына Божия страстью сребролюбия: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4: 6). И как к последней надежде, диавол приступает ко Христу с предложением поступить по влечению к суетной славе, то есть по тщеславию, славолюбию: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11). В лице Господа нашего Иисуса Христа человечество впервые полностью побеждает те искушения, которые не смогли преодолеть наши прародители. Христос становится не только примером победы над страстями, но и Путем, по которому следует идти человеку, желающему освободиться от греха и страстей, и Путь этот открывается нам в Церкви, которая есть Тело Христово. Но пока человек не закончил свою земную жизнь, до тех пор как среди добродетелей главными «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13: 13), так и среди страстей нас обуревают, прежде всего, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

http://pravoslavie.ru/75087.html

Не хотели бы вы узнать, что смертью наказываются не только игроки и устроители игр, о чем уже упоминалось ранее, но и те, кто приходит просто посмотреть на них? Следуйте за мной. Мы отправляемся в Палестину. Там в одном большом доме собралось около трех тысяч иноплеменников, мужчин и женщин. Они пировали и прославляли своего бога Дагона 76 за то, что тот предал в их руки злейшего врага – Самсона. Там же в темнице томился этот храбрый и несчастный, презираемый всеми ослепленный Самсон, которому они выкололи глаза. После того как иноплеменники поели, попили, повеселились, им захотелось поглумиться над ослепленным пленником. Они велели привести его из темницы. Когда узника привели, они приказали ему позабавить и рассмешить их какой-нибудь игрой. И Самсон стал играть, а они били слепого по лицу: «И тогда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона из дома темничного, пусть он играет пред нами. И призвали Самсона из дома узников и играл пред ними, и заушали его» ( Суд.16:25 ). Все зрители, мужчины и женщины, столпились на крыше огромного дома и смотрели сверху вниз на презренного пленника, который стоял между колоннами и играл для них. «Дом же был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона» ( Суд.16:27 ). Теперь смотрите, какой жалкий конец постиг зрителей, следивших сверху за игрой Самсона. Несчастный богатырь, пока играл и подвергался издевательствам врагов, вспомнил свою былую храбрость. Он не стерпел издевательств и насмешек тех, кого раньше много раз побеждал и истреблял. Он зарыдал и взмолился Богу, прося вдохновить его и вернуть ему прежнюю силу только на один последний раз и ответить иноплеменникам на издевательства. Самсон обхватил руками две колонны, на которых держался дом, и со всей силой рванул их – и огромное здание разрушилось до основания. А вместе с ним погибли все иноплеменники, все зрители, с радостью следившие за игрой Самсона: «И обхватил Самсон два средних столпа, на которых стоял дом... и сказал Самсон: «да умрет душа моя с иноплеменниками!» И уперся с силой и обрушился дом на начальников и весь народ, бывший в нем» ( Суд.16:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Но не только этот, и другие укажем примеры того, что чудеса гораздо больше убеждали, чем явление воскресшего. Вот, когда народ услышал Петра, говорящего хромому: " Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи " , сразу пять тысяч мужей обратились к вере во Христа (Деян. 4, 4); а ученик, видевший Самого Воскресшего, оставался в неверии. Видишь ли, как это чудо гораздо скорее пробудило веру в воскресение? Явление Воскресшего Христа не вывело из неверия даже ближайшего ученика Его, а свидетели чуда, сотворенного Петром, из врагов Христовых сделались верующими... Но что я говорю о Фоме? Если хочешь знать, и прочие ученики, увидев Господа по Воскресении, не сразу поверили. Выслушай разумно, только не осуждай их, возлюбленный. Если Христос их не осудил, то и ты не осуждай; ибо ученики видели необыкновенное и чудное явление Самого Первородного воскресших из мертвых. А столь великие чудеса сначала, обыкновенно, поражают ужасом, пока, спустя некоторое время, в сердцах верующих не водворится спокойствие. Это самое и случилось тогда с учениками. Ибо после того как Христос, воскресший из мертвых, приветствовал их словами " мир вам " , они, как сказано, " смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь? " Потом " показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? " (Лк. 24, 36-41). Вот каким способом желал Он уверить учеников Своих в Воскресении! Если, говорит, не убеждают вас прободенные копьем ребра Мои, не убеждают и прочие раны, пусть убедит трапеза... Итак, когда Он " явил Себя живым... в продолжение сорока дней являясь им " (Деян. 1, 3) и с ними ел, это не потому, что Он Сам нуждался в пище, но потому, что желал утвердить в вере учеников. А отсюда ясно, что знамения и чудеса самих апостолов служили самым непререкаемым доказательством Христова Воскресения... Мог бы Он и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и явиться живым. Но предусмотрительно не сделал этого, потому что сказали бы, что тело вовсе не умирало или что коснулась его несовершенная смерть. И если бы смерть и Воскресение последовали в краткий промежуток времени, то, может быть, неявной стала бы слава нетления. Чтобы показать смерть в теле, Слово воскресило его в третий день. Но чтобы, воскреснув после долгого пребывания и совершенного истления во гробе, не подать случая к сомнению, будто бы имеет на Себе уже не то, а иное тело, то по этой причине терпит не более трех дней. И не длит ожидания слышавших, что сказано Им было о воскресении, но пока слово еще звучало в памяти их, пока не отводили еще очей и не отрывались мыслью, пока живы еще были на земле и находились на том же месте и умертвившие и свидетельствующие о смерти тела Господня, Сам Божий Сын показал, что тело, в продолжение трех дней бывшее мертвым, бессмертно и нетленно. Святитель Афанасий Александрийский (113, 340).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Однажды, когда Иисус Христос проповедовал на берегу озера Галилейского, к нему подошел начальник синагоги, по имени Иаир. (Напишу имя на доске). Синагогами назывались дома, куда Иудеи сходились для молитвы, для чтения священного писания и объяснения его. У Иаира была единственная дочь 12 лет, которая сильно заболела. Он боялся, что она умрет, и был в большом горе. И вот он пришел к Иисусу Христу, упал к Его ногам и умолял: «Дочь моя умирает, но Ты приди, возложи руку на нее, и она будет жива». Иисус Христос тотчас же пошел за ним вместе со своими учениками, за ними следовала громадная толпа народа. Но не успели они дойти до дома Иаира, как пришли слуги навстречу Иаиру с печальной вестью, говоря: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя», т. е. не беспокой Его напрасно: теперь уж ничем не поможешь. Но Иисус Христос сказал: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Дойдя до дома, Спаситель позволил войти в него только трем своим ученикам: Петру, Иакову и Иоанну. Услышав сильный плач над покойницей, он сказал: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Но все смеялись над Ним, потому что ясно видели, что она умерла. Тогда Он вошел в комнату, где лежала умершая, и повелел всем выйти оттуда, кроме родителей девицы и трех своих учеников. Иисус Христос взял умершую за руку и сказал: «Девица, тебе говорю встань». Девица тотчас же поднялась и пошла по комнате. Родители её от радости не верили глазам своим. Чтобы их совсем уверить, что она действительно жива, Иисус Христос сказал: «Дайте ей есть». Все дивились, когда услышали о чуде и прославили за него Бога. Вопросы: Где проповедовал Иисус Христос? Кто к Нему подошел? Что называлось синагогой? О чем просил Иаир? Что сделал Иисус Христос? Какое известие принесли Иаиру из его дома? Что ответил на это Иисус Христос? Что услышал Христос, когда пошел в дом? Как он их успокаивал? Как отнеслись к Его словам окружающие? Кого Иисус Христос оставил в комнате умершей? Как Он воскресил дочь Иаира? После этих вопросов предложу детям сжатый конспект в трех вопросах, исчерпывающий содержание рассказа: О чем просил Иаир Иисуса Христа? Какую весть принесли из дома Иаира? Как Иисус Христос воскресил дочь Иаира.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Предложив сию притчу, Иисус Христос спросил законника: – Кто из сих трех, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? – Оказавший ему милость, – отвечал тот. Тогда Господь отвечал ему: – Иди и ты поступай так же. § 60. Посещение Марфы и Марии Господом Лк. Х:38–42 . По окончании праздника кущей Иисус Христос недолго находился в Иерусалиме. Теснимый на каждом шагу фарисеями, всегда готовыми при первом удобном случае побить Его каменьями, Он должен был оставить столицу Иудейскую. Оставляя ее, Он вошел в одно селение, называвшееся Вифаниею, в верстах трех от Иерусалима. Здесь жили две сестры, по имени Марфа и Мария, с братом своим Лазарем. Они были очень преданы Господу и теперь с большой радостью приняли Его в свой дом. Марфа начала суетиться о приличном угощении высокого гостя, Мария же села у ног Иисусовых и стала внимательно слушать Его слово. Первая, утомясь от работы, скоро вознегодовала на сестру свою, не хотевшую с нею разделить трудов в угощении Господа. В большом огорчении подошла она к Иисусу Христу и сказала: – Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. – Марфа, Марфа! – кротко заметил ей Господь, – ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у ней 21 . Когда же Он говорил, одна из присутствующих женщин воскликнула: – Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы Тебя питавшие! Но Он сказал: – Блаженны слушающие слово Божие и соблюдающие его. § 61. Притча о любостяжательном богаче и рабах, ожидающих господина Лk. XII:13–21 . Однажды, когда Иисус Христос предлагал поучение народу, некто обратился к нему с такой просьбою: – Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство. Но Он отвечал просителю: – Кто поставил Меня судить вас? Уклонясь от распоряжения, подлежавшего мирской власти, Господь однако не упустил случая сделать назидание против страсти, порождавшей споры при разделе имений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

«Прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения». 2 Благодарение, покаяние, просьба – такова нормальная последовательность видов молитвы. Не следует начинать с исповедания грехов. Перед тем как посмотреть вниз, на собственное уродство, взглянем с благодарностью вверх и за пределы самих себя – на славу Божию. Вот почему суточный богослужебный круг Православной Церкви начинается ежедневно вечером с чтения или пения 103-го псалма, который представляет собой хвалебный гимн Богу за творение: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славой и величием (…) Как многочисленны дела, Твои, Господи! Все соделал Ты премудро. И Божественная Литургия начинается не с покаяния, а с провозглашения Божией славы: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Как царственное священство, мы начинаем с благословения Бога за радость Его Царства. Общение Кроме того, что человек является свободным и евхаристическим животным, он еще – общественное животное. Это третья отличительная его черта. По словам Аристотеля, человек есть «политическое животное», так как он становится самим собой – истинным человеком – только когда живет в «полисе», в организованной социальной общине. Даже отшельник должен подготовить себя к отшельничеству общинной жизнью среди монашеской братии. Человек диалогичен; по словам Джона Макмюррея, «не может быть человека, пока не будет в наличии по крайней мере двоих людей, находящихся в общении». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). «Сотворим» – по учению восточных Отцов, это означает, что три Лица Троицы как бы держат совет друг с другом. 3 Человек создан по образу Троицы – по образу Бога, Который, так сказать, не Один, но Един в Трех. Поэтому человек призван выразить себя, как и Бог , в общении и общине. Подобно Богу, Который является не изолированной монадой, но единством Трех Личностей, живущих друг в друге в вечной взаимной любви, человек становится полностью человеком – в соответствии с образом Божиим – только когда он живет в других и ради других. Мы становимся людьми через участие (sharing).

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ta...

Сегодня Церковь вводит нас в сокровенность отношений Христа со Своим Небесным Отцом. Неслучайно за литургией читается Евангелие о том, как после праздника Пасхи Христос остается в Иерусалиме в храме с учителями закона, которые дивятся Его разуму и ответам. Самое главное здесь – это тайна Его любви по отношению к Богу Отцу. После трех дней поиска Его находят, и Матерь Его говорит Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 48) Это говорит Христос. Он – во всем человек, Отрок, и Он – со Своим Отцом. «Но они не поняли, – говорится в Евангелии, – сказанных Им слов» (Лк. 2, 50). Они еще не могут это вместить. У Христа богочеловеческое сознание, благодаря которому Он живет в постоянном общении со Своим Отцом. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Христу 12 лет, Он свидетельствует о Своей независимости от Матери и праведного Иосифа и о Своем послушании им. Потому что далее мы слышим: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк. 2, 51). Но чтобы сокрыть Свое совершенно особое служение, Он отсутствует в течение трех дней, и Матерь Его с праведным Иосифом не могут этого понять. Мы приглашаемся проникнуть в эти отношения сокровенности, бесконечной взаимной любви между Отцом Небесным и Христом. «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», – вот откровение Христово, которое мы должны услышать. Это чрезвычайное свидетельство проходит через все Евангелие. Христос всегда со Своим Отцом, Он не может не быть с Ним. Мы должны узнать, что тайна нашей жизни в том, чтобы быть со Христом в тайне Бога Отца, содержащей всю любовь, которая есть в Нем. В течение всех этих событий «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2,19). Радость переполняет Евангелие: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52). Это не мешает Ему оставаться независимым, в некотором роде сокрытым от Своих самых близких, которым Он начинает открывать Свою тайну. И нас Он зовет также быть в тайне Пасхи, в тайне Своего Отца, и творить Его волю.

http://pravoslavie.ru/143888.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010