«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Поучения Поучения Порфирия Кавсокаливита подойдут как новоначальным верующим, так и тем, кто искушен в православном богословии. Это чтение для тех, кто хотел бы обрести надежду на Бога и и укрепиться в ней. Его наставления о молитве вдохновляют на то, чтобы молиться не из обязанности, а ради Встречи с Богом. Источником богословия старца Порфирия служит Священное Писание, жития, богослужение Церкви, пропущенные через личный опыт подвижника — и это придает его богословию характер поистине Вселенского Православия. Старец Порфирий Кавсокаливит не столько учит, сколько делится своим опытом жизни в Боге; он — человек, поистине возлюбивший Христа более всего на свете: «Христос — это все. Он — радость, Он — жизнь, Он — свет, свет истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все, видит всех, болеет за всех, хочет чтобы все были вместе с ним, и все — рядом со Христом…Далеко отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания жизненных травм, браней и страдания. Все это бывает в нашей жизни. Мы торопимся туда, бежим сюда, но все напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся, и боимся уйти, чтобы не потерять Его…» Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Поучения Часть I. Тайна любви к Богу Тайна любви к Богу Я вам скажу одну удивительную вещь! — однажды заявил старец Порфирий. — Осуждающий других не любит Христа! Когда кто — нибудь нас обесчестит (одикази), то есть нанесет нам какую — либо обиду: клеветой, оскорблением, то подумаем о том, что он — наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага! Поэтому правильно ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим. Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждающий других не любит Христа. Ведь виною осуждению эгоизм. Отсюда начинается осуждение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Риск развития нарушений сна в возрасте старше четырех месяцев выглядит приблизительно так: МИНИМАЛЬНЫЙ РИСК РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ СНА ПОСЛЕ ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ 39 % детей с нормальным уровнем нервозности, у которых формируется «легкий» темперамент. 3% детей с повышенным уровнем нервозности, у которых формируется «легкий» темперамент. 37 % детей с нормальным уровнем нервозности, у которых формируется «промежуточный» темперамент. 12 % детей с повышенным уровнем нервозности, у которых развивается «промежуточный» темперамент. 4% детей с нормальным уровнем нервозности, у которых формируется «трудный» темперамент 5% детей с повышенным уровнем нервозности, у которых формируется «трудный» темперамент. МАКСИМАЛЬНЫЙ РИСК РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ СНА ПОСЛЕ ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ Различные темпераменты и, возможно, различные пути их формирования приводят к разному режиму сна у детей. На мой взгляд, «трудный» темперамент в четыре месяца в первую очередь свидетельствует о сильном переутомлении ребенка, в то время как «легкий» говорит о хорошем отдыхе. Но не забывайте о том, что такие биологические факторы, как повышенный уровень серотонина или недоразвитие ритмов сна и бодрствования, могут влиять на поведение ребенка в первые четыре месяца жизни. Точно так же важно помнить, что существует очень большая вариабельность в ресурсах, которыми располагают родители для успокоения ребенка. Есть факторы, связанные с матерью (например, послеродовая депрессия), с отцом (принуждает к позднему укладыванию, не помогает успокаивать ребенка), с браком (несогласие по поводу общей постели или грудного вскармливания) и с семьей в целом (потребности других детей, карьера, маленькая жилплощадь, отсутствие возможности найма няни или домработницы и т. д.). Поэтому важно видеть полную картину: и вашего ребенка, и имеющуюся у вас структуру поддержки успокаивания, и все ресурсы, которыми вы для этого располагаете. То, что подходит для одной семьи, может не подходить для другой. Ваша цель – создать в своей семье общую обстановку заботы, а не бороться с повышенной нервозностью/коликами ребенка.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

Самая маленькая группа по темпераменту – «трудные» дети. В эту категорию попадают лишь девять малышей из сотни. У четырех детей из группы В уровень нервозности нормальный, однако он может приближаться, хотя и не доходить до повышенного. Не забывайте, что мы определяем, к какой категории по уровню нервозности принадлежит ребенок, на основании расположения соответствующего показателя на шкале с произвольно заданными границами категорий. И наоборот, не исключено, что в случае с этими четырьмя детьми с нормальным уровнем нервозности существует проблема со способностью отца и матери их успокаивать. Почему возникают такие проблемы? Среди причин может быть депрессия матери, отсутствие поддержки со стороны мужа, слишком много детей, о которых нужно заботиться, болезнь, финансовые трудности, стресс от появления нового члена семьи, а также напряженность в отношениях между матерью и отцом. Родители пятерых детей из группы Е могут обладать массой ресурсов для их успокоения, но все они оказываются бесполезными. Это означает, что внутренние факторы, влияющие на поведение ребенка, настолько сильны, что независимо от любых действий родителей чрезмерный уровень его нервозности все равно к четырем месяцам приводит к формированию «трудного» темперамента. Также возможно, что такой характер развивается у ребенка из-за комбинации внутренних факторов и сложной ситуации в семье, которая приводит к переутомлению. Ранее существовавшие проблемы, например, в брачных отношениях родителей, только усугубляются, если им приходится взаимодействовать с ребенком, отличающимся повышенным уровнем нервозности. Неспособность родителей его успокоить может быть следствием переутомления, разочарования и отчаяния, наступающего после безуспешных попыток утихомирить ребенка, страдающего коликами. Я считаю, что на развитие темперамента малыша к четырем месяцам влияет то, как он спит. А то, как он спит в первые месяцы своей жизни, обусловлено сочетанием внутренних факторов с возможностями и навыками родителей, которые они используют для его успокоения.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

1) представить, что предстоит сделать как в первые несколько недель жизни ребенка (для успокоения), так и в последующие несколько месяцев (для предотвращения нарушений сна); 2) решить, будете ли вы кормить ребенка грудью или из бутылочки; 3) сделать выбор, будете ли вы спать в общей постели или укладывать ребенка отдельно. Из группы в 100 детей у 80 % (80 детей) уровень нервозности нормальный, а 20 % (20 детей) страдают повышенной нервозностью/коликами. Мое исследование показало, что в этих двух группах развитие темперамента детей идет по-разному. Рассмотрим 80 четырехмесячных детей со средним уровнем нервозности: А. 49 %, или 39 детей обладают «легким» темпераментом. Б. 46 %, или 37 детей обладают «промежуточным» темпераментом. В. 5 %, или четыре ребенка обладают «трудным» темпераментом. Рассмотрим 20 четырехмесячных детей с высоким уровнем нервозности/коликами: Г. 14 %, или три ребенка обладают «легким» темпераментом. Д. 59 %, или двенадцать детей обладают «промежуточным» темпераментом. Е. 27 %, или пятеро детей обладают «трудным» темпераментом. Из 100 детей самая крупная группа по темпераменту – «промежуточная». 49 % попадают в эту категорию. Показатели темперамента распределяются ступенчато, и граница между группами определяется произвольно. Поэтому вполне вероятно, что темперамент 37 детей из группы Б со средним уровнем нервозности стремится к более «легкому», а темперамент 12 детей из группы Д с повышенным уровнем нервозности – к более «трудному». Я предполагаю, что родителям 12 детей из группы Д, относящихся к «промежуточной» категории, приходится прилагать гораздо больше усилий для того, чтобы их успокоить, чем родителям 37 детей из группы Б. Из 100 детей следующая по размеру группа по темпераменту – «легкая». В эту категорию попадают 42 ребенка. Из них 39 детей из группы А от рождения более уравновешенны, способны успокаиваться самостоятельно, и/или их родители обладают обширными ресурсами для успокоения. Иначе обстоят дела с тремя детьми из группы Г. У этих детей с рождения отмечались повышенная нервозность/колики. У них совсем иной характер, их нельзя назвать уравновешенными, они не способны успокаиваться самостоятельно. Мне кажется, что родители этих троих «счастливчиков» – настоящие супергерои, которые прилагают неимоверные усилия для того, чтобы успокаивать своих чад, а также, возможно, обладают обширными ресурсами, с помощью которых им удается успешно справляться с этим на протяжении четырех месяцев.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

После того как у ребенка в возрасте примерно четырех месяцев или раньше закончится период повышенной нервозности, он может быть переутомлен, плохо спать, и вам будет сложно с ним справиться. Но не все «трудные» четырехмесячные дети – это те, у кого ранее были колики. Я предполагаю, что существует две группы четырехмесячных детей с «трудным» темпераментом. Первая выделяется из большой группы (80 %) детей с нормальным уровнем нервозности и плача. Только около 4,5 % этих детей, или четыре ребенка из ста, попадают в эту категорию. Я считаю, что уровень переутомления у них ниже, чем у детей из второй группы. Если родители прилагают большие усилия для того, чтобы помочь им спать лучше, наступает относительно быстрое улучшение. Такие дети более адаптивны и с большей легкостью меняют привычки, связанные со сном. Как правило, для них хорошо подходят стратегии укладывания «без плача». Дети с «трудным» темпераментом из второй группы (они составляют 20 % от общего числа) отличаются повышенным уровнем нервозности/коликами. В эту категорию попадают около 27 % этих детей, или пять из ста. Я считаю, что они переутомлены больше, чем дети из первой группы. Если родители прилагают большие усилия к тому, чтобы помочь им спать лучше, улучшение наступает довольно медленно. Они менее адаптивны, и изменить их режим сна оказывается труднее. Стратегии «без плача» здесь обычно не работают, и родителям приходится прибегать к другим методам, допускающим плач. Вот пример из практики, свидетельствующий о том, насколько эти дети разные. Прочтите следующий совет о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке. Если вы еще до его рождения решили, что у вас будет общая семейная постель, то можете придерживаться этой тактики на протяжении долгого времени, а когда все-таки переместите малыша в собственную кроватку, то, если уровень нервозности и плача у него был нормальным и сформировался «легкий» темперамент, это будет легко. Но если вы решили спать в общей постели из-за того, что ваш ребенок страдал коликами, а теперь у него сформировался «трудный» темперамент, такие изменения могут быть очень тяжелыми для всей семьи.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

Некоторые родители детей с повышенным или нормальным уровнем нервозности оказываются в растерянности, потому что им не хватает ресурсов для успокаивания. Развитие нарушений сна более вероятно у тех детей, родители которых изначально не хотели спать с ними в общей постели, но потом изменили свое решение из-за ее успокаивающего воздействия. Вероятность возникновения нарушений сна повышается не из-за сна в общей постели, а из-за сохраняющегося недостатка ресурсов для успокаивания. Примерно у 80 % детей (с нормальным уровнем нервозности и плача) матери отдыхают лучше, и ребенок сосет грудь преимущественно ради получения питания. Кормление обычно оказывается легким. Те четверо детей, у которых уровень нервозности и плача нормальный, возможно, слишком поздно ложатся спать, пропускают дневной сон или получают слишком много внимания ночью. Также возможно, что их матери и отцы обладают ограниченными возможностями для успокаивания и/или на них слишком сильно давят родительские обязанности. Задумайтесь над тем, как был организован сон ребенка в первые четыре месяца и как вы можете заручиться большей поддержкой для заботы о нем. Примерно у 20 % детей (с повышенным уровнем нервозности/коликами) матери испытывают утомление из-за нехватки сна. Возникающее из-за этого стрессовое состояние может отрицательно влиять на выработку молока. Кормление может быть затруднено из-за того, что служит не только для питания, но и для успокоения. Более частые и длительные кормления могут вызывать у женщин неприятные и болезненные ощущения при возникновении сухости и трещин на коже груди. Многие матери переживают, что сильное беспокойство и плач детей могут быть вызваны нехваткой у них молока или тем, что в него попали вредные для него вещества из их рациона. Возможно, стоит раз в сутки сцеживать молоко, чтобы кто-то другой мог кормить ребенка из бутылочки. Период после коликов: предотвращение нарушений сна в возрасте старше четырех месяцев У родителей таких детей ниже вероятность стресса. Ребенок, скорее всего, хорошо отдыхает.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

Существует нечастное меньшинство (9 %) семей, которые, как мне кажется, бывают очень расстроены или подавлены появлением ребенка, так как им не хватает ресурсов для его успокаивания и/или у малыша чрезмерный уровень нервозности/колики, так что к четырем месяцам у него развивается переутомление и «трудный» темперамент. Эти родители могут вначале укладывать ребенка в кроватку, потом передумать и использовать для успокаивания и сна родительскую постель, и все равно испытать разочарование, потому что после четырех месяцев он так и не научится спать нормально. Здесь главное – быть гибкими и чувствительными к ребенку и общей ситуации в вашей семье. Обычный уровень нервозности: пониженный риск развития нарушений сна после четырех месяцев Кормить грудью детей с обычным уровнем нервозности становится гораздо проще, когда они достигают возраста около четырех месяцев или даже раньше, так как теперь все члены семьи лучше отдыхают и жизнь становится более предсказуемой. В три-четыре месяца признаки сонливости у ребенка начинают проявляться в более раннее время. Он становится сонным не в 20:00–22:00, а в 18:00–20:00. Вы должны уважать его потребность в сне и раньше начинать процесс успокаивания. Если ваш малыш спит в собственной кроватке, просто укладывайте его пораньше; но если у вас общая постель, придется как-то приспосабливаться. Первый вариант – самим ложиться спать намного раньше, но, как правило, это неудобно. Второй – ложиться в постель вместе с ребенком и создать там для него уютное гнездышко, или использовать приставное спальное место, где он заснет, и оставить его там. Опасность состоит в том, что ребенок может скатиться с кровати и получить травму. Третий вариант – перекладывать малыша в кроватку, когда он заснет, и оставлять его там, пока он не проснется для первого ночного кормления, а после этого брать в свою постель на всю оставшуюся ночь. Поскольку дети с обычным уровнем нервозности к четырем месяцам уже вполне хорошо отдыхают, они лучше адаптируются, и их достаточно легко перекладывать в кроватку. Одна из возможных стратегий – покормить ребенка, затем передать его отцу для успокаивания на руках, а потом положить в кроватку. Это разрушает существовавшую ранее привычку к кормлению и сну в родительской постели. Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Но если у вас не получается, возьмите малыша на руки, а потом, успокоив, попробуйте уложить снова.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

Ребенок обычно умеет самостоятельно успокаиваться. Рано развивается непрерывный (долговременный) ночной сон. В течение дня происходит раннее естественное развитие регулярных и длительных периодов сна, без графика, искусственно вводимого родителями. Если возникают нарушения сна, обычно срабатывают методы «без плача». У родителей таких детей высока вероятность стресса. Ребенок, скорее всего, переутомляется. Ребенка обычно могут успокоить только родители. Ночью сохраняется фрагментированный сон. Днем преобладают нерегулярные и короткие периоды сна. Если существуют проблемы со сном, может быть, необходимо дать ребенку поплакать. Для детей разных темпераментов подходят разные стили сна. То, что срабатывает в других семьях, может не подойти вам и вашему ребенку. Сосредоточьтесь на заботе о вашем малыше, а не старайтесь найти лекарство от повышенной нервозности/коликов. а) если вы спите в общей кровати, ложитесь и используйте надежное гнездышко в вашей постели, присоединенном спальном месте для ребенка или кроватке только для засыпания в более раннее время; б) если ребенок спит в кроватке, укладывать его может помогать отец ; после первого ночного кормления верните ребенка в кроватку или оставьте в своей постели на остаток ночи. а) если вы спите вместе, кормите ребенка грудью так часто, как вам хочется. а) детей с повышенным уровнем нервозности нужно укладывать для первого дневного сна всего лишь через час бодрствования . а) детей с повышенным уровнем нервозности нужно укладывать спать после одного-двух часов бодрствования , следующих за утренним сном; б) для детей с нормальным уровнем нервозности и очень ровным темпераментом в три-четыре месяца можно начинать определять время сна не по признакам сонливости, а по часам. а) в четыре месяца можно попробовать применить «процедуру постепенного отучения», описанную в главе 6 и 8; б) в четыре месяца попробуйте «сосредоточиться на утреннем сне», как описано в главе 6; в) планировать переход от укладывания по признакам сонливости к укладыванию по часам можно только тогда, когда ребенок будет значительно старше.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

Что служит причиной формирования «трудного» темперамента? Приобретаются ли соответствующие черты в процессе обучения? Предопределены ли они генетически или возникают вследствие переутомления? Вот как описывает ребенка, ранее страдавшего коликами, специалист по детскому развитию Лайя Фишер. Джейн в четыре месяца Джейн – трудная и непредсказуемая девочка, она спит и обнимается меньше, чем среднестатистический ребенок, а плачет чаще. Наблюдения в течение более пяти недель выявили у нее повышенную чувствительность. В какой-то период Джейн вообще не выносила прикосновений к своему животику. Пеленание помогает мало, и только ритмические покачивания немного успокаивают ее. Если и это не помогает, родители носят ее на руках. Иногда все эти усилия помогают Джейн успокоиться, но иногда они только усиливают ее панический плач. По-видимому, у Джейн совершенно отсутствует способность самостоятельно успокаиваться, а обычные методы успокоения прикосновением действуют на нее очень слабо. Иногда помогала пустышка, но тоже не всегда. У Джейн плохая регуляция функций организма. Она может находиться в состоянии панического плача, когда вроде бы спит. Девочка за считаные секунды переходит от сна к нервозному бодрствованию. Она переутомляется и не может спать, что еще больше повышает ее раздражительность. Джейн с трудом привыкает к таким обычным сенсорным стимулам, как свет и прикосновение. Ей требуется среда с высокой степенью защиты, что вызывает сильный стресс у ее родителей, особенно у матери. Плач Джейн очень трудно расшифровать; родителям девочка кажется непредсказуемой и часто – не склонной к общению. Связь между сном, повышенной нервозностью/коликами и темпераментом Разные подходы для разных детей Вы уже узнали о том, что из каждых 100 детей примерно у 80 обычный уровень нервозности, при этом 49 % из этих 80 (39 детей) обладают «легким» темпераментом, 46 % (37 детей) – промежуточным и только 5 % (четыре ребенка) – «трудным». Однако среди тех 20 % детей, у которых уровень нервозности повышен, распределение оказывается совсем другим. В этой группе «легкий» темперамент всего у 14 % (трех детей), «промежуточный» – у 59 % (12 детей) и «трудный» – у 27 % (пяти детей). Важно осознать, что самая большая группа – это дети с «промежуточным» темпераментом, которых 49 из 100. Одни могут быть ближе к детям с «трудным» темпераментом, а другие – с «легким», однако не совсем на них похожи. Поэтому для почти половины детей советы, касающиеся нормального уровня нервозности и, соответственно, «легкого» темперамента, и советы, касающиеся повышенного уровня нервозности, и, соответственно, «трудного» темперамента, подходят лишь отчасти. В связи с этим, пожалуйста, прочтите раздел целиком и возьмите на вооружение только то, что подходит для вашего ребенка.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

Журнал учета сна Журнал учета сна – это инструмент, который поможет вам увидеть, как спит – или не спит – ваш ребенок. Такой дневник, какой вели родители Эллисон и в котором перечисляются события дня, трудно просматривать; а вам нужно видеть лес, а не деревья. Вот как нужно составлять журнал учета сна. Каждые сутки отражаются отдельным столбиком диаграммы, где по горизонтальной оси откладываются дни недели, а по вертикальной – время суток. Таким образом у вас получится столбчатая диаграмма. Каждый столбик нужно разделить разными цветами на время сна и бодрствования. Можно включить и другие периоды, например, время плача, кормления, бодрствования в кроватке, сна в кроватке и сна на руках у родителей. Составляя такой график, вы начинаете уделять более пристальное внимание распределению этих событий во времени. У вас будут определенные начальные данные, которые вы затем сможете сравнить с результатами какого-либо вмешательства, например, введения более раннего времени укладывания на ночь. Часто с помощью такого журнала оказывается легко проследить такие тенденции, как уменьшение времени плача или увеличение продолжительности периодов дневного сна. Если вы замечаете успех, у вас появляется больший стимул для того, чтобы продолжать, несмотря на детский плач или какие-то неудобства для вас. Если у вас близнецы, то вместо того, чтобы рисовать для них отдельные диаграммы, помещайте столбики, соответствующие поведению каждого из детей за один и тот же день, рядом друг с другом, так, чтобы вы могли видеть, можно ли попробовать слегка изменить режим одного из близнецов, чтобы синхронизировать его с другим (другими). Дети с повышенным уровнем нервозности/коликами В отличие от детей с обычным уровнем нервозности, или «легких», существуют дети с повышенным уровнем нервозности/коликами. С такими детьми сложно справляться до трех – пяти месяцев, потому что они часто бывают перевозбуждены, спят мало и нерегулярно, к тому же очень чувствительны к стимулам. «Трудные» дети подолгу беспокоятся и плачут. В отличие от Эллисон их не всегда можно успокоить. Из-за отсутствия регулярных внутренних ритмов и преобладания возбужденного состояния в этот период не имеет смысла пытаться установить для такого ребенка определенный режим сна. «Прочитать» его бывает очень сложно. Большинство родителей с трудом понимают, что нужно ребенку, – голоден ли он, нервничает или просто устал, поэтому оставлять его успокаиваться одного для всех очень трудно. Нижеприведенные подсказки и информация из главы 4 помогут вам пережить эти сложные первые месяцы.

http://azbyka.ru/deti/zdorovyj-son-schas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010