Иерусалим клинический Каждый год десятки тысяч туристов и паломников отправляются в Иерусалим для того, чтобы пройти стопами апостолов. На некоторых это производит столь сильное впечатление, что они и сами становятся «апостолами». Местные психиатры даже ввели специальный термин для обозначения этого явления — «иерусалимский синдром». Впрочем, подобные расстройства отмечены и в других особо почитаемых городах, таких как Мекка и Рим. Врачи психиатрической клиники «Кфар Шауль», куда привозят всех самопровозглашенных апостолов, успели изучить процесс превращения паломника в «святого» достаточно детально. Он состоит из семи этапов: 1) тревожное возбуждение и нервозность; 2) отделение от группы или семьи под предлогом самостоятельного осмотра города; 3) возникновение потребности в чистоте и непорочности, которая приводит к навязчивому желанию принимать ванны и стричь ногти на руках и ногах; 4) изготовление длинного одеяния наподобие римской тоги, обязательно белого цвета. Чаще всего для этих целей употребляется гостиничная простыня; 5) возникновение потребности петь или выкрикивать религиозные гимны, псалмы или цитаты из Библии; 6) торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима; 7) чтение бессвязной и сбивчивой «проповеди», в основе которой содержится призыв к человечеству жить более нравственной, простой и благочестивой жизнью. При этом человек полностью осознает себя и просит не мешать ему в выполнении возложенной на него «миссии». В разное время врачи отмечали от 60 до 200 случаев «иерусалимского синдрома» в год. Одна из лампад над Камнем Помазания – тем самым, на который, по преданию, положили снятое с креста тело Спасителя для того, чтобы умастить Его благовониями. Лампады принадлежат Церквям разных конфессий Все вышеописанное касается исключительно людей, не имеющих в анамнезе проблем с психикой. Религиозная экзальтация длится у них, как правило, не больше недели, и когда человек наконец приходит в себя, ему бывает очень стыдно. Исраэль Шамир часто сталкивается с паломниками в подобном экстатическом состоянии и относится к ним с пониманием. «Не надо спешить с приведением человека в чувство, ведь через некоторое время это и так произойдет само собой. Если он несколько часов повоображает или на самом деле почувствует себя причастным Христу, то кто я такой, чтобы говорить ему, что это не так? Другое дело, если он решит, что может летать. Тут надо его успокоить: “Христос этого не делал, и тебе не стоит”. Главное — уберечь человека от физического вреда».

http://pravmir.ru/shest-lic-odnogo-gorod...

24. Слово в день Святыя Пасхи (Говорено в Успенском Соборе апреля 2-го дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1822 Христос воскресе! Сколь ни много уже раз повторяли мы ныне, но и еще не утомляемся повторять, уповаем же, что и вы не утомляетесь так часто слышать одно и тоже слово: «Христос воскресе!» Какое чудесное слово! Как изменяется от него вид всего, что существует! До сих пор многие из человеков знали только землю, на которой они являются на краткое время, и вскоре скрываются, неизвестно, куда; иные нечто еще слыхали об аде, как о пропасти, которая всех угрожает поглотить, и никого не отдает обратно; не многие помышляли о небе, как о таком горнем жилище, к которому лествицу только во сне видел некто, и только такую, по коей видны были восходящие 150 Ангелы Божии, а человеков не примечено. Теперь, когда «Христос воскресе», чем оказывается земля? – Она есть разсадник для неба; кратковременная и разрушением оканчивающаяся жизнь человека в теле, – скажем словами то, что наблюдаемый между нами при взаимном изъявлении радости воскресения обряд выражает вещию, – жизнь человека в теле есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца объят, проникнут и возбужден был теплотою крови матерней; то есть, надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке объят, проникнут и возбужден был животворящею силою крови Христовой. Теперь, когда «Христос воскресе», и когда Ему, яко Богочеловеку, «дадеся всяка власть на небеси и на земли» ( Mamф. XXVIII. 18 ), не только небо сделалось досязаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ими предел и различие; ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящих и нисходящих по лествице небесной, теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына человеческаго, Который владычествует на небеси. Что и ад после того, как, по сошествии во ад, «Христос воскресе»? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены, и стражи разсеяны; вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сверженнаго с корабля Пророка; но, вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь покойным, кораблем, чтобы вынести его на брег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто чрез самый ад пройти безопасно: «аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» ( Ncaл. XXII, 4 ), – Ты, Который для нас сшел с неба 151 , подобно нам, ходил по земли, и, подобно нам, низшел в сень смертную, дабы и оттоле проложить Твоим последователям путь во свет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При обсуждении Съездом вопроса о злоупотреблениях, допускаемых в расколе и сектах при заключении браков относительно неисполнения требований закона о совершеннолетии, кровном родстве, а также непрочности брачных союзов, противо-сектантскими миссионерами возбужден быль вопрос простирается ли действие закона 1874 года о записи раскольнических браков в особые метрические полицейские книги и на новейших сектантов. Из сообщений миссионеров выяснилось, что в отношении новейших сектантов подобная запись не регламентирована правительственными распоряжениями и местные власти поступают не одинаково. По отзыву Екатеринославского миссионера г. Дородницына, штундисты записывают свои браки в посемейных списках при волостных правлениях. Делопроизводитель Съезда В.М. Скворцов сообщил, что в юго-западном крае штундисты своих браков нигде в правительственных актах не записывают. По сведениям Ставропольского миссионера о. Никольского, баптисты, как и штундисты, лишь изредка записывают свои браки в посемейных списках, чаще же не делают никаких записей; в Херсонской же губернии штундистские браки вносятся в книги, ведущиеся у самих наставников секты, и частью в посемейные списки. Вследствие отсутствия правительственных актов сектанты нередко оставляют своих жен и детей и, присоединяясь к православной Церкви, вступают в новые законные браки. При этом некоторыми членами возбужден был вопрос о том, следует ли признавать законными детей раскольников и сектантов по присоединении родителей их к православной Церкви. В одном из своих заседаний (13-м) Съезд имел суждение по вопросу об отношении православного населения к сектантству, причем выяснилось, что появление сектантства с его злохулениями на Церковь православное население встречает с живою скорбью и проникается на первых порах необычайною ревностью к охранению себя и детей от совращения, вследствие чего нередки случаи составления приговоров, со стороны сельских обществ, о выселения совратителей, как порочных членов общества. Такое воздействие на пресечение сектантства со стороны самого общества оказывает благотворное, отрезвляющее влияние на сектантскую массу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 385 году она потребовала, чтобы известная приворотная базилика, находившаяся вне стен города Милана, была уступлена арианам. Амвросий спокойно, но решительно отказал в этом требовании, и отклонил даже обсуждение этого дела в консистории. Между тем, молва о требовании императрицы подняла бурное движение в народе, для подавления которого требовался весь авторитет архиепископа, так как народ считал Церковь своей защитой против тирании гражданской власти. Разъяренная противодействием и полагая, что народ возбужден именно Амвросием, Юстина в пятницу пред Вербным воскресеньем послала нескольких сановников из своей консистории для предъявления дальнейшего требования, и притом уже не по отношению к приворотной базилике, но с требованием новой и обширной базилики, лежащей в стенах города. Амвросий отвечал, что «храм Бога не может быть оставлен Его священником». Требование было возобновлено на следующий день преторианским префектом Нестером. Оно было сделано в старой базилике, и Нестер поспешил назад с извещением ко двору о том народном гневе, который возбужден этим требованием. На следующее утро, когда Амвросий спокойно приготовлял оглашенных к приближающемуся пасхальному крещению, ему принесено было известие, что слуги императора занимались в это время развешиванием занавесей в новой базилике, с целью показать этим, что это императорская собственность. Он не обратил никакого внимания на это известие, спокойно продолжал свое объяснение символа оглашенным и затем начал совершать святую евхаристию. Второй вестник сообщил ему, что началось народное смятение и что народ схватил одного арианского пресвитера, по имени Кастул. Устрашенный мыслию, что могло произойти кровопролитие, Амвросий со слезами вознес молитву, что если будет погублена чья-либо жизнь, то пусть это будет его собственная, и послал некоторых из своих диаконов с целью позаботиться об освобождении Кастула. В этом они имели успех. Взглянув на все это событие как на мятеж, Юстина ввергла многих из граждан в тюрьму, приказала всем правительственным чиновникам разойтись по своим делам и наложила на гильдию купцов тяжелый штраф в 200 фунтов золота. Народ кричал, что он готов заплатить штраф, если только его оставят неприкосновенным в своей вере, и обнаруживал столь мятежное настроение, что Юстина еще раз отправила сановников и трибунов от имени императора с требованием от Амвросия сделать какую-нибудь уступку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сошествие во ад и Воскресение Христово имеют важное значение в деле спасения людей. Святитель Филарет, митрополит Московский писал: «Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскресить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая? – На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос Воскресе». «Что ад после того, как, по сошествии во ад, Христос Воскресе? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены и стражи рассеяны; вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сверженного с корабля пророка; но вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь покойным, кораблем, чтобы вывести его на брег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто через самый ад пройти безопасно: аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси ( Пс. 22, 4 ), – Ты, Который для нас сошел с неба, подобно нам, ходил по земле и, подобно нам, нисшел в сень смертную, дабы и оттоле проложить Твоим последователям путь во свет жизни». «Теперь, когда Христос Воскресе, чем оказывается земля? – Она есть рассадник для неба; кратковременная и разрушением оканчивающаяся жизнь человека в теле есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца объят, проникнут и возбужден был материнскою теплотою крова, то есть надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке объят, проникнут и возбужден был Животворящей силою Крови Христовой». «Теперь, когда Христос» Воскресе, и когда Ему, яко Богочеловеку, дадеся... всяка власть на небеси и на земли (ср.: Мф. 28, 18 ), не только небо сделалось досязаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ними предел и различие; яко и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видал восходящих и нисходящих по лестнице небесной, теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына Человеческого, который владычествует на Небеси» Что есть Воскресение мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

21) Миссионеры нижегородской епархии, о. Фиалковский и протоиерей Порфирьев, внесли в Съезд предложение, в котором указывали на необходимость прочной организации миссионерских собеседований во время Макарьевской ярмарки, куда съезжаются со всех концов России известные ракольничьи начетчики для пропаганды своих лжеучений среди ярмарочного населения. В противодействие этой пропаганде местная епархиальная миссия вынуждена вызывать на раскольничьи беседы, которые ведутся здесь ежедневно в течение целого месяца, наиболее опытных полемистов, что требует значительных расходов, между темь как нижегородская миссия не располагает для сего достаточными средствами, а потому миссионеры просили Съезд ходатайствовать пред Св. Синодом об отпуске в распоряжение Нижегородского Епархиального Начальства на миссионерские нужды ежегодной субсидии, в размере 1.000 руб. В виду действительно особо важного значения Нижегородских ярморочных собеседований с раскольниками начетчиками, Съезд признал изложенное заявление заслуживающим серьезного внимания и отнесся к нему сочувственно. 22) В заключение был возбужден вопрос о том, по какому чину надлежит принимать в Церковь последователей многочисленных сект и толков русского раскола и сектантства. В частности, миссионерами некоторых епархий возбужден был вопрос о том, не следует ли перекрещивать баптистов, так как, по решению некоторых духовных консисторий, крещение баптистов не истинно, как совершаемое в одно погружение и в смерть Христа. В разъяснение обсуждавшегося вопроса, товарищ председателя, профессор Н. И. Ивановск ий доложил Съезду, что по отношению к баптистам необходимо каждый раз расследовать, совершено ли над ними крещение и как, соответственно этому установить чиноприем их в Церковь , не повторяя крещения над теми из них, которые крещены, по Господню повелению, во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и крестить вторично тех, которые крещены неправильно. Все прочие, совратившиеся из православия в раскол и секты, принимаются в Церковь третьим чином. Указанным действиям должно предшествовать обстоятельное расследование относительно крещения и мiponoмaзahuя возвращающихся в Церковь. А так как в богослужебных книгах наших не имеется особого чиноприема в Церковь последователей того или другого толка или секты, то Съезд ходатайствовал пред Св. Синодом об издании таких богослужебных последований. X. Совещания и решения Съезда: а) Об условиях вчинания судебных дел по преступлениям отпавших против веры и церкви и об экспертизе; б) об усилении общецерковного молении о вразумлении отпадших; в) о будущем 4-м Миссионерском Съезде//Миссионерское Обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь, кн.1. С. 889–892

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ни из самого послания, ни из обстоятельств, среди которых оно было написано, нельзя заключать ничего такого, что в поведении Коринфян могло бы быть сочтено за признание верховной власти Римского епископа или Римской церкви, ни в самом ответе Климента нельзя видеть акта авторитета. Коринфяне обращаются к церкви, где имели пребывание сотрудники св. Павла, их отца по вере; и эта церковь при посредстве Климента обязывает их к миру и согласию без малейшего притязания на какой-либо авторитет. Таким образом, в участии Климента в этих делах нельзя видеть никакого доказательства в пользу мнимой власти Римских епископов. Климент был уполномочен клиром Римским на это дело ради своих способностей, по своим связям с Коринфянами, по своим сношениям с апостолами и по влиянию, вытекавшему из всех этих различных обстоятельств. Но он решительно не действует, как епископ Римский, еще менее, как обладающий властью над церковью Коринфскою. Во втором веке был возбужден весьма оживленный вопрос о Пасхе. Многие восточные церкви хотели следовать иудейским преданиям, принятым многими апостолами при совершении этого праздника и приурочивали его к 14 дню лунного месяца Марта; другие же восточные церкви вместе с западными церквами и на основании предания равным образом апостольского, совершали праздник Пасхи в воскресение, которое следовало за 14 днем лунного месяца Марта. В сущности вопрос не был высокой важности; однако же вообще думали, что все церкви должны вместе праздновать великий христианский праздник и что одни не должны пребывать в радости о воскресении Спасителя, когда другие предаются размышлению о тайнах Его смерти. Как же был разрешен этот вопрос? Можно ли видеть в епископе Римском человека, налагающего свой авторитет и господствующего при разногласии, как это открылось бы в данном случае, если бы Римский епископ пользовался верховным авторитетом? Послушаем свидетельство истории. Когда вопрос был возбужден, «открылись (eurent lieu) синоды и собрания епископов, говорит Евсевий 9 , и все, по единодушному соглашению, в посланиях изложили пред всеми верующими церковное правило... Мы и теперь имеем послания собиравшихся в Палестине под председательством Феофила, епископа Кесарии Палестинской, и Наркиса, епископа Иерусалимского. Существует также послание синода Римского, под которым стоит имя епископа Виктора. Мы обладаем также посланием епископов Понта, среди которых председательствовал Пальм, из уважения к его наибольшей старости; обладаем посланием Гальских Церквей под председательством Иринея; посланием церквей, основанных в провинциях Осроэнских и в городах этой страны; посланием Бакхильским, епископа Коринфского, и многими другими посланиями. Все, исповедуя одну и ту же веру и одно и то же учение, высказали одинаковое мнение».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

(Что это означает... введение общежития, вопрос о котором возбужден Владыкою? – В Российской Империи монастыри по своему уставу делились на общежительные и необщежительные с существенными различиями во внутреннем строе монастырской жизни. В общежительных монастырях собственником всего монастырского имущества являлся монастырь как юридическое лицо; монашествующие получали все необходимое от монастыря и не могли иметь собственность. В необщежительных монастырях монашествующие имели общую трапезу, а одежду и прочие необходимые вещи приобретали сами, получая на руки жалованье. Личным трудом они могли приобретать движимое имущество в пожизненную личную собственность при условии ее отчуждения только монастырю, также могли вносить денежные капиталы в кредитные учреждения с условием, чтобы после смерти вкладчика они обращались на пользу монастыря. В соответствии с указом Св. Синода от 20.03.1862 г. за предоставлялось право заводить общежительные монастыри, хотя бы по одному в епархии; настоятели общежительных монастырей избирались братией и утверждались в должности Св. Синодом по представлению правящего архиерея. При представлении в Св. Синод избранного кандидата архиерей мог предложить и своего кандидата из братии того же монастыря. Окончательное решение принималось Св. Синодом. Настоятели необщежительных монастырей назначались Св. Синодом по представлении от епархиального архиерея двух кандидатов. В 1869 г. обер-прокурор Д.А. Толстой представил в Св. Синод записку о монастырской реформе, а именно о введении общежительного устава: во всех мужских монастырях с некоторыми отступлениями для архимандритов крупных монастырей и архиереев, которым разрешалось владеть собственным имуществом и пользоваться монастырским; в женских монастырях – там, где монастырские средства позволяли установить для монахинь запрет на выход из обители для продажи изделий своего рукоделия и сбора пожертвований. По отзывам епархиальных архиереев, записка о реформе получила неодобрение части епископата и настоятелей монастырей. Дальнейшего развития проект реформы не получил. Однако по инициативе обер-прокурора Св. Синода в некоторых монастырях все-таки был введен общежительный устав; также его вводили в новых монастырях, открывавшихся в центральных губерниях. Это введение происходило медленно. К 1896 г. насчитывалось всего 46 мужских (из них 11 на Кавказе) и 101 женский общежительный монастырь. Вероятно, в Дневнике идет речь о попытке митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) возбудить вопрос о введении общежительного устава в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. См.: Красножен М.Е. Церковное право. Юрьев, 1906. С. 147–148; Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Вып. 2. Казань, 1913. С. 19–20, 163–164; Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002.С. 49–51.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В апреле, мае и июне месяцах настоящего года внимание всей вообще России и особенно жителей Петербурга было привлечено чрезвычайным обстоятельством в нашей церкви: обращением из католичества в недро православной церкви о. Николая Биерринга, бывшего профессора католической академии (St. Alphonsus Academia) в Балтиморе. Жители Петербурга с участием следили за новым сочленом нашей церкви, спешили помолиться за него в тех церквах, в которых происходило его обращение к православию, его посвящение во диакона и священника, и наконец помолиться вместе с ним в академической церкви, в которой он уже сам совершал общественную литургию. Религиозный интерес всего Петербурга всем этим торжеством православия возбужден был до последней степени. Все молились за нового пастыря и напутствовали его на новое поприще его деятельности своими благословениями и благожеланиями... Всем читателям русских газет было известно, что Свят. Синод, до приискания средств к построению православной церкви в Нью-Йорке, решился устроить там пока домовую церковь , и что эту временную церковь он поручает о. Биеррингу. Затем, в первых числах августа, в наших газетах, на основании американских известий, было напечатано, что о. Биерринг благополучно прибыл в Балтимор. Этим последним известием и оканчивались все сведения о нем. Думаем, что русским читателям, которые со вниманием следили за новым своим собратом, которые молились с ним и напутствовали его благословением и благожеланиями, не безынтересно будет узнать дальнейшую его судьбу, а равно и судьбу той церкви, которая поручена ему; думаем, что России не безынтересно знать, как смотрят здесь, в Нью-Йорке, на временно учреждаемую нами домовую церковь и на всю православную церковь вообще. Все это побуждает нас сообщать сведения о нашей церкви в Америке но возможности подробные и последовательные, в Форме писем из Нью-Йорка. Письмо первое Преосвященный Иоанн, епископ алеутский и аляскинский, которому Св. Синод между прочим поручил перевести церковные вещи для нашей церкви, и я, прибыли в Нью-Йорк 21-го сентября (3-го октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

При таком взгляде на дело сама собою разрешается и та соблазнительная двойственность библейского текста в определении природы искусителя, которую мы отмечали выше. Она происходит, очевидно, от двойственности самих деятелей искушения, какими были, с одной стороны естественный змий, в качестве низшего служебного орудия искушения, с другой сознательно-разумный дух, ведший всю искусительную борьбу 476 . Так именно смотрели на дело большинство отцов Церкви и лучших комментаторов текста. Св. Иоанн Златоуст говорит, например, следующее: «воспользовавшись змием, как орудием, диавол чрез него вступает в беседу с женой, и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд» 477 . И далее он предупреждает даже самую возможность одностороннего понимания текста, говоря: «но может быть, здесь кто-нибудь придет в недоумение и захочет знать, не имело ли это животное и дара слова? Нет, не должно так думать, но всегда, следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкой, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а чрез нее и первозданного» 478 . Итак, библейский змий-искуситель был подлинным змием, но активным агентом, действовавшим чрез него, был диавол, существо духовно-разумное, которому принадлежит и вся беседа с Евой 479 . «Что, действительно, под искусителем Евы нужно разуметь диавола, в этом убеждает нас Св. Писание, которое со всей очевидностью приписывает искушение первого человека этому злому духу 480 . Это следует из тех мест Св. Писания, где виновником грехопадения наших прародителей определенно называется диавол. Так, писатель кн. Премудрости Соломона говорит: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.Сол.2:24). Здесь дано, более или менее, ясное указание на падение первых людей, на последующее за сим наказание (смерть) и на природу искусителя (завистливый диавол). Та же мысль, но еще определеннее и сильнее выражена в следующих словах самого Господа Иисуса Христа, обращенных к неверующим и злобствующим на него иудеям: «ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010