Научись этому из самого Писания, которое говорит: «Корнилий!.. Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» ( Деян.10:3–4 ). А слово пред Богом – значит вот что: хотя у тебя много грехов, но так как милостыня – твоя защитница, то не бойся; но одна из вышних сил не остановит ее; она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа: кто сотворил одном из сих… меньших, тот Мне сотворил ( Мф.25:40 ). Таким образом, сколько бы ни было у тебя грехов, твоя милостыня превышает все». Чтобы подтвердить эту мысль, Святитель Иоанн Златоуст вспоминает притчу Господню о десяти девах. Пять из них были мудрые, а пять неразумные. У мудрых был елей, у неразумных не было елея. Мудрые вошли в чертог вместе с Женихом Христом, неразумные были оставлены за дверями. Иоанн Златоуст толкует елей как милостыню, что особенно убедительно для греческих слушателей. На греческом языке слов «елей» значит и милость, и оливковое масло, необходимое для горения светильников. Святитель говорит: «Сколько благ от милостыни, а мы нерадим и не заботимся! Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным и получишь награду не за вынужденное, но за свободное дело». Еще один, пятый путь покаяния, предлагаемый Святителем Иоанном Златоустом, есть молитва. «Молись каждый час, – говорит он, – не изнемогай в молитве и неленостно умоляй человеколюбие Божие, а Бог не отвратится от постоянно молящегося, но простит тебе грехи твои и исполнит прошения твои». О том, что молитва принесет желаемый плод, Святитель Иоанн Златоуст убеждает слушателей примером из притчи Христовой о том, как настойчивый человек сумел ночью выпросить хлеб у соседа, который сначала отказывал ему, потому что уже со всей семье лег спать и не хотел вставать. Шестой путь покаяния – пост. Наиболее яркий пример этогоспасение целого города – Ниневии – проповедью Пророка Ионы, который ходил по городу и говорил, что еще три дня, и Ниневия погибнет. Иоанн Златоуст говорит: «Услышали это ниневитяне и не показали неверия и пренебрежения, но тотчас поспешили к посту все: мужи, жены, рабы, господа, начальники, подчиненные, дети, старцы; даже скоты не были изъяты из этого общественного подвига. Пьянство и объядение поколебали и грозили ниспровергнуть город, когда он стоял, а пост поддержал его и тогда, когда он колебался и готов был упасть!» Вот сколько различных путей, сколько возможностей для покаяния. Если внимательно читать Евангелие, мы сможем найти и другие пути. Например, вера. Расслабленный и те, которые положили своего больного друга к ногам Христа, имели веру. И больной прежде всего услышал: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Мне это очень нравится в Церкви. И, между нами говоря, я для этого и становился священником. То есть то, что я сделал, это не формальный шаг, а что-то такое, что мне нравится. Другой может посмотреть на это и сказать: – Ой, как же тебе не повезло в жизни! Как ты почернел, сочувствую тебе! Хотя, честно говоря, мне мало кто сочувствовал. Обычно мне завидуют и говорят: – Это замечательно – то, что ты сделал! Молодец, что стал монахом! Но кое-кто может и показать, что ему жаль тебя. Да что ты меня жалеешь, когда я радуюсь тому, что делаю! Мне это нравится! Ведь я тоже чем-то наслаждаюсь. Потому что жизнь не может идти вперед без наслаждения. Если ты не наслаждаешься хоть чем-нибудь малым, если не радуешься чему-то, если не ощущаешь сладости в себе хотя бы из-за чего-нибудь малого, ты не можешь продолжать жить и бороться за жизнь. И я тоже наслаждаюсь – когда говорю, говорю и говорю, не останавливаясь… Рейтинг: 9.9 Голосов: 1524 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир Степанов 26 января 2019, 21:59 Да, как здорово, что Господь пришел к нам, и примирил с Собою, дал возможность примириться с собой, с другими людьми. Слава в вышних Богу, на земле мир и в человеках благоволение! Наталия 23 января 2019, 00:07 Спаси Господи ! Кира 22 января 2019, 23:15 Спаси Вас, Господи, отец Андрей. Очень рада Вашей новой статье в новом году, как всегда, наполненной любовью и радостью. Дай Бог нам ещё много их прочитать, и прочитанное с пользой на практике применить. Доброго здравия Вам и Станке! Артемий 22 января 2019, 10:02 Спаси,Господи! Замечательная статья! Как будто второе дыхание открылось... Будем думать, стараться исполнять заповеди сколько возможно по немощи нашей Людмила Селенская 21 января 2019, 14:15 Удивительно!!! Марина, Киев 21 января 2019, 12:57 Господи! Благослови истинного пастыря овечек Твоих - отца Андрея! р.Б. Сергий 21 января 2019, 10:07 Дай Бог, не просто прочесть эти строки о.Андрея (Конаноса), не только понять их, но и пытаться,хотя бы немного, пожить по ним,т.е. чтобы,пусть на мгновение,прикоснуться с радостью к Христовым ногам.Удостой всех,желающих этого,Господи.

http://pravoslavie.ru/118727.html

Дай Бог , вам, братия и сестры, быть трудолюбивыми, истинными иноками, монахами и схимниками». Вечернее богослужение, правило – по установленному чину. За обедом был и батюшка. После трапезы поздравили с Днем Ангела схимонахиню Фомаиду. Батюшка благословил ей и новопостриженным «Правильники». 14 апреля/27 апреля 2002 г. Лазарева суббота. С утра – правило, акафист Лазаревой субботе, литургия. Служили о. Иона, о. Никон, иеродиакон Феодосий. В 15 часов начался крестный ход. Братия и сестры в полном облачении с вайями (священство с пальмовыми ветвями) вышли из храма свт. Василия Великого под праздничный трезвон. Далее двигались через Святые Врата к храму Всех русских святых. Зашли в храм через главный вход, в храме пропели тропарь праздника. Так же вышли и шли вдоль сестринского, больничного корпусов, пекарни, гаражей, усыпальницы, обогнули алтарную апсиду храма свт. Василия Великого , прошли мимо монастырского кладбища и снова вернулись в Васильевский храм. Во все время крестного хода певчие пели тропарь Недели Ваий («Общее воскресение»). Батюшка в крестном ходе не участвовал. (Расстроился, что шли не чинно, не было дисциплины, строй временами распадался). Праздничную службу служили соборно. На полиелее батюшка произнес краткую проповедь о сути праздника. «Народ встречал Христа, как Царя, как пророка. Женщины снимали покрывала и устилали ими дорогу, дети резали ветви с деревьев, все радовались и восклицали: «Благословен Грядый во Имя Господне!» А Христос плакал... Он проезжал мимо Голгофы, мимо людей, которые сейчас Его приветствуют, а спустя несколько дней будут кричать: «Распни Его!» Мы тоже часто малодушничаем, ропщем, клевещем на Господа, не хотим нести свой крест. Дай Бог, чтобы мы, как Матерь Божия и Иоанн Богослов, прошли до самой Голгофы, все вытерпели и в самую минуту кончины воскликнули: «Осанна в вышних!» (Кто-то в храме стал шуметь, падать на колени со стуком во время проповеди, усаживаться на пол). Встаньте! Не благословляю сидеть на полу во время проповеди. Не умеете себя вести – стойте. Не искушайте, соблюдайте дисциплину! К сожалению, на приходах никто вас не воспитывает. Вы духовно не воспитанные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подумал я об этом и пришел в трепет, великий страх напал на меня. Я глубоко почувствовал всю необъятную силу, всемогущество и величие Божие и все свое крайнее ничтожество. Я сам себе показался каким-то малым, убогим, жалким, безпомощным существом и невольно взмолился Творцу мира: «Господь, Всемогущий и Дивный, дай мне всегда Тебя помнить, дай мне в меру моих сил всегда иметь Тебя пред собою, уничтожь во мне всякую гордость и высокомерие, ибо я глубоко понял, как всякая гордость человеческая пуста и безсмысленна!» Христос – мир наш! – Приидите земнороднии со ангелы и мы составим лик: слава в вышних Богу и на земли мир! (Праздничные стихиры Рождества Христова). – Была ночь. Древний языческий мир, погрязший в грехах, пороках и преступлениях, спал. Он спал и, казалось, что лучше было бы ему заснуть и никогда уже не пробуждаться, ибо земля стонала от злодеяний и непотребств людских. В самом деле, что только ни творил древний, живший до Христа человек?! Тогда царствовала грубая физическая сила, тогда ничуть не уважалась человеческая жизнь, тогда родители убивали детей, а дети родителей, тогда людьми, заключенными в темнице, кормили цирковых животных, на борьбу с этими последними выводили узников, при этом публика восторгалась, как зверь одолевал изнемогшего борца и растерзывал его на куски. Тогда из трупов казненных делали факелы для освещения царских садов (Нерон) 169 . Тогда разврат, чревоугодие и другие пороки доходили до крайних пределов. Стоит только вспомнить обеды римских богачей, чтобы представить себе всю бездну нравственного падения общества того времени. Эти обеды состояли из безчисленного множества самых изысканных блюд, вроде блюда из соловьиных язычков, причем во время обеда пирующие гости принимали рвотное, дабы высвободить свои желудки от пищи и затем снова есть... Тогда люди как бы соперничали и состязались в пороках и преступлениях. Казалось после этого, что древний мир нравственно совершенно погиб, потерял всякую надежду на спасение и его ожидало одно вечное наказание от правосудного Господа. Но безконечно милосердие Божие! Это милосердие Божие в предвечном совете Своем положило спасти погибшее создание – человека через Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Скачать epub pdf 3. Праздник Рождества Христова. Вифлеемские ясли (Лк. 2:1–20) «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» ( Лк. 2:7 ). Более месяца, братия и сестры, святая церковь готовила нас к празднику Рождества Христова. Она приглашала нас прославлять Христа ещё не рождённого, как уже рождающегося и встречать Его, ещё не пришедшего с небес, как уже пришедшего. Христос рождается – славьте. Христос с небес, встречайте. Так звала нас святая Церковь славословить Христа со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. И вот настал и самый день праздника Рождества Христова. «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». Так поём мы вместе со святой Церковью сегодня. «Приидите, – приглашает святая Церковь , – внидем внутрь вертепа». Представим себе, братия и сестры, что мы вошли в вертеп и стоим у яслей, где лежит повитый Богомладенец. Какие чувства наполнили бы нашу душу, какие слова мы сказали бы Младенцу Христу. Прислушаемся к словам того, кто действительно стоял у яслей вифлеемских и беседовал когда-то с возлежащим здесь Богомладенцем. Это был блаженный Иероним , церковный писатель четвёртого века. Одно время он жил в Вифлееме рядом с пещерой Господней и неоднократно стоял у того места, где были ясли Господни. И всякий раз он переживал особые чувства в мысленной беседе с Младенцем Христом. «Куда бы я ни посмотрел, – говорит блаженный Иероним , – на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с ним сладкий в душе разговор. „Господи Иисусе! – говорю я, – как твёрдо было Тебе лежать в яслях Твоих ради моего спасения! Что должен я создать Тебе за это?” – И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: „Ничего Я не желаю, пой только: «Слава в вышних Богу»... Ещё хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на Кресте. А я говорю: „Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе, всё, что имею”. Но он отвечал: „И небо моё, и земля моя. Не нуждаюсь ни в чём. Отдай лучше это всё бедным людям, и Я приму как бы это было сделано для Меня”. Я продолжал: „Охотно я это сделаю, но что я дал бы Тебе Самому”? Тогда Младенец отвечал: „Если ты такой щедрый, то дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твоё осуждение (людей)... и Я возьму их на Свои рамена, как говорил и Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: „Божественный Младенец! Возьми, что есть моего и дай мне Твоё! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Как увидел я тебя. Вид мой вдруг переменился, И не знаю, что начать. Ручей слез из глаз полился, – Уже полно помышлять. Стеню, плачу и рыдаю, И прошу тебя я, смерть! На колени припадаю – Моей жизни не пресечь. Дай на малое ты время На сем свете мне пожить, И несносно, тяжко бремя Покаянием омыть! Но уж вижу, что не зриши На мое прошенье ты, Свое дело лишь твориши И лишаешь красоты. Вы простите, вы простите! Род и ближний человек, Меня, грешного, помяните, Как пойду от вас навек. Покаянная молитва Господи, помилуй, Господи, прости. Помоги мне, Боже, Крест свой донести. Ты прошёл с любовью Свой тернистый путь, Ты нес Крест безмолвно, Надрывая грудь. И за нас распятый Много Ты терпел, За врагов молился, За врагов скорбел. Я же слаб душою, Телом также слаб, И страстей греховных Я – преступный раб. Я – великий грешник На земном пути, Я ропщу, я плачусь… Господи, прости! Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил, Чтоб свои я страсти В сердце погасил… Помоги мне, Боже! Щедрою рукой Ниспошли терпенье, Радость и покой. Грешник я великий На земном пути… Господи, помилуй, Господи, прости! Ко Господу Сердце мое ищет Тебя, Благо свое алчно любя. Совесть во мне днем и во сне Шепчет, гласит: Бог тебя зрит. Хвалит вся тварь, Вечный мой Царь, Славу Твою, радость мою. Благослови в Вышних, мой Бог, Кто быть блажен вне Тебя мог? Всюду Твои светлы струи К сердцу текут, мир всем несут. В снедь Свою плоть дал нам Господь, Кровь в питие: страшно сие! Свет Твоя тьма оку ума В вере святой, Господи мой. Благодарим даром Твоим, Свят, Свят, Пресвят, призри на чад! Все еще мы с самостью тьмы: Ты нас, Любовь, просвети вновь. О, исцели, чтобы мы шли Правой стезей воли Твоей. О, Егова! Церкви Глава, Бог-Человек, царствуй в нас век. Научи Научи меня, Боже, скорбеть О моих пред Тобой согрешеньях, И в молитвах святых, песнопеньях, О несчастных душою болеть. Научи меня, Сильный, идти Лишь стезею святого ученья; Одного лишь искать мне спасенья, Правды вечной, заветы блюсти. Научи Ты меня соблюдать Лишь Твою милосердную волю,

http://azbyka.ru/fiction/slovo-zhizni/

Насколько и пророчество обо всем этом сильно потрясти всякую, не совсем загрубевшую и погрязшую во зле, душу, можно видеть из приведенных мною слов пророка Исаии: она вся потрясается при изображении великого страдальца за грехи всего мира, мученика человеческого озлобления. Такое же потрясающее действие должна иметь и проскомидия, воспроизводящая в действие слова пророка. К несчастью, от лени ли, от небрежности ли, от непонимания ли дела, она проходит почти не замечаемою никем до того, что даже быть при совершении ее считается лишним и даже совсем не нужным. Божественная служба во святых отца нашего Иоанна Златоустого Прежде чем начинать божественную литургию, священник и диакон пред святым престолом, с поклонением, читают молитву: «Царю Небесный, Утешителю» и пр. Так, прежде всего, они призывают Духа святого, силой и действием которого совершается всякое моление, без благодатного внушения которого и помолиться, о чем и как, мы не умеем. Потом священник возглашает дважды ангельское славословие родившемуся Спасителю: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» – выражая тем, что самое начало божественного служения есть воспоминание о рождении богочеловека. И заключает это новым молением ко Господу о помощи: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» – «Господи! дай свободу моему языку, и мои уста прославят Тебя!» И после того дьякон, «подклонив свою голову, держа и орарь тремя персты десныя руки», говорит: «Время сотворити Господеви (пора начинать служение Господу), владыко, благослови». Священник, благословляя его, говорит: «Благословен Бог наш» и пр.; дьякон: «Помолися о мне, владыко»; священник: «да исправит Господь стопы твоя», дьякон: «помяни меня, владыко святый»; священник: «Господь Бог да помянет тебя во царствии Своем всегда» и пр.; дьякон: «аминь», идет затем из алтаря и начинает божественную службу. «Благословено царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», – возглашает священник в алтаре. Так, благословением царства пресвятыя Троицы начинается божественное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

На следующий день молебствие было совершено в Исаакиевском соборе. Несмотря на свои огромные размеры, собор не смог вместить всех молящихся. С таким же числом верующих была вознесена благодарственная молитва и в Москве святителем Иннокентием. «Ликуй же и веселись, Святая Русь! – призывала Св. Церковь . – Отри слезы печали и украсься победным лавровым венцом, который тебе и твоему святому делу сплели твои дорогие сыны!.. Дай Бог, чтобы скорее завершилось великое освободительное дело России, после чего наступил бы желанный мир, и Россия встретила бы своих сынов, торжественно воспевая хвалебную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! " » 391 . Но война продолжалась, и пока Русская Православная Церковь вместе с народами России встречала лишь тех, кого пуля врага выводила из боевого строя. В христианском служении раненым отличилось иночество. Св. обители земли Русской с первых дней своего бытия не переставали быть охранителями и проводниками тех начал св. Православия, которые воспитывали народ в любви и преданности Церкви и Отечеству. В их стенах не только облегчалась совесть и подавались добрые, сердечные советы к правильному восприятию радостей жизни и печалей, а и обновлялся гражданский дух народа. Они не оставались безучастными в делах общественных, относящихся к народной жизни. Даже те иноки, которые уходили от мира в затворы, в критические моменты оставляли свои уединения и возвращались на время снова в мир, чтобы помочь утверждению согласия и любви между враждующими сторонами или своим христианским словом ослабить, обезвредить зло. Внесли свой посильный вклад иноки и во время Освободительной войны. В отношении раненых воинов этот вклад проявился в том, что монастыри открыли в своих стенах помещения для них и приняли на себя уход за ними 392 . Встречали в монастырях раненых трезвоном, подносили им для прикладывания святыни, окропляли св. водой, совершали в их присутствии молебны о победе русского оружия, пели и Вечную память всем на брани убиенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Какие чувства наполняли бы тогда вашу душу? Мы передадим вам одну прекрасную беседу, которую вел в душе своей с Младенцем Иисусом блаженный Иероним , когда он жил в Вифлееме и стоял у яслей Господних. «Когда бы я ни посмотрел, – говорит Иероним, – на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с Ним сладкий в душе разговор. “Господи Иисусе! – говорю я. – Как твердо было Тебе лежать там, в яслях Твоих, ради моего спасения! Что должен я воздать Тебе за это?” И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: “Ничего Я не желаю; пой только: слава в вышних Богу... Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на кресте”. А я говорю: “Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе все, что имею”... Но Он отвечал: “И небо Мое, и земля Моя: Я не нуждаюсь ни в чем: отдай лучше все это бедным людям, и Я приму, как бы это было сделано для Меня”. Я продолжал: “Охотно сделаю я это; но что я дал бы Тебе собственно?” Тогда Младенец отвечал мне: “Если ты такой щедрый, то Я скажу тебе, что ты должен дать Мне: дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение”. “Что же хочешь Ты с ними сделать” – спросил я. “Я возьму их на Свои рамена: это будет Моим достоянием и тем великим делом, о котором предсказывал Исаия: Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: “Божественный Младенец! Возьми, что есть моего, и дай мне Твое! Тобой я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную!”» (Извлеч. из «Воскресное чтение» за 1867 г.). Беседа 2. О богослужении в праздник Рождества Христова I. Торжественный звон колоколов ныне ранее обыкновенного пробуждает тебя, христианин, и призывает во храм Божий на утреннее славословие. Не обленись восстать и идти туда вместе с твоим семейством. Событие, которое мы ныне торжественно воспоминаем, случилось очень рано – в глубокой тишине ночной; Господь наш родился в то время, когда вифлеемские пастыри были на страже ночной при стаде своем ( Лк.2:8 ). Пастыри удостоились слышать благовестие ангела и славословие небесное: иди и ты к стаду Христову – и из уст Церкви услышишь то же благовестие и то же славословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ноты идут. Только мне не под силу. Из моего играния еще ничего не выходит. – «Тебе Бога хвалим» партесное, но я перелагаю ее на гуделку. Выходит хорошо. Но это не то, что, помнится, пели в Тамбове или во Владимире. Продать гуделку?!.. Нет уж, теперь надо довесть до конца. Выучусь играть, тогда эту продадим, а купим такую, – чтоб и у Царя такой не было. – Вон куда идет. – Только учение мое идет тупо. Верно, проучусь лет пять. Настеньку-невесту – с приездом, – ту студентку – с усердным учением поздравляю. А Екат. Дмит. – с добрым уединением. Слышали новость. – Саровские власти раскассировали игумена – долой с должности, и в Трегуляй на покаяние; казначея тоже прочь от должности, но оставили в Сарове же. – Жаль! Оба лица были очень исправны и по жизни, и по управлению. – Но, пожалуйста, преосв[ященному] Иакову не говорите, что пишу к Вам об этом. Поклонитесь и ему, и набольшему Владыке. – Не бранят ли меня за книгу? – Да ведь все равно ей лежать-то. Что там, что у меня. – Я же занялся посланиями. Кончу их, тогда и псалмы. Всех Вам благ от Господа желаю. Будьте здоровеньки и веселеньки. Ваш богомолец Е. Феофан. 26. О переложении партесных нот для игры на фисгармонии О переложении партесных нот для игры на фисгармонии. Общие благословения. 6 дек. 1872 г. Милость Божия буди с Вами! Получил ноты и чеботы. Благодарю за все. «Из-за облак...» – уже переложил. Выходит хорошо. – А «Слава в вышних...» – двухорное... что-то суковато выходит. Но присмотрюсь. – У меня откровение за откровением. – Давеча от обедни пришедши, пока-то обед... взглянул на ноты Турчанинова... и говорю: да дай-ка я посмотрю, как его ноты относятся к нашим церковным нотам. Его пиесы все оттуда... нота за нотою... И всю нашу нотную азбуку оттуда вызнал, – так что теперь без переложений прямо на гуделке играю наши церковные ноты. Но пока это только для одной руки. Буду присматриваться, как у него подделана вторая... Да как это выходит просто и приятно. Дух радуется. Поздравляю с праздником и вместе с морозцем... В первый раз и снежок порошит. Вы все гуляете. Дай Бог на здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010