От лица компании Н.К. Сторожук передал Его Святейшеству мощевик 1876 года, возвращенный из-за рубежа. Святейший Владыка благословил оставить этот мощевик в Свято-Троицком кафедральном соборе. Далее были награждены: В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Хочу поблагодарить всех тех, кто принимал не только материальное участие, но помогал своими молитвами, своей поддержкой, своим содействием.  И хотел бы поблагодарить губернатора Ханты-Мансийского округа Наталью Владимировну за неизменное доброе отношение к церковной жизни. Мы помним все то доброе, что Вы делали и делаете, и пусть Господь укрепляет Вас в Ваших дальнейших трудах... Строительство храма есть свидетельство о самом главном — о том, что вера наша — живая вера. И покуда будет так и будут созидаться Божии храмы — и Россия будет непобедимой! Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником! Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Аминь» Свято-Троицкий, Градо-Сургутский собор, как он именовался еще в XVII веке, в XXI веке возрожден в новом уникальном облике. Он был построен в 1594 году. В 1780-е годы был возведен каменный Троицкий собор. В начале XX века в Троицком соборе было три престола: в честь Святой Троицы, Введения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Место для строительства храма, в центре города, на пересечении улиц Мира и Островского, благословил во время визита в Югру в 2013 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 3 апреля 2016 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил освящение первой испытательной сваи на месте строительства собора. 16 ноября 2019 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил чин освящения куполов и крестов строящегося собора. Свято-Троицкий собор во многом уникален. Впервые в России своды купола для собора изготовили из панелей на заводе.  Центральный барабан диаметром 13 метров собирали из восьми таких панелей. Спецзаказ был выполнен исключительно для реализации сургутского проекта. Высота храма от пола до самой высокой точки составляет 40 метров.

http://patriarchia.ru/db/text/6031567.ht...

8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочис­ленная свита. По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и доба­вил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудес­ный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург». А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане встречали его дядю — главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда по­сле службы настоятель по­ дошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!». Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П. В 1917 г. проводился в соборе пос­ледний капитальный ремонт. В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский. Богослужение в соборе продолжа­лось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 году собор был закрыт под нажимом власти. В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разру­шению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей. Предполагалось закончить пол­ный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое при­менение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого ред­кого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановле­ние собора. Реставрация храма на­чалась городским отделом культу­ры в 1978 году. Троицкий собор ча­стично восстановили. Работы ве­лись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято–Троицкий...

И нельзя ведь сказать, что " врата ада " не стараются. С самых первых шагов к объединению от РПЦЗ, да и от РПЦ, стали отходить какие-то группки, какие-то отдельные священники и миряне, которые не признают, не благословляют, не согласны... Но ни одна из этих компаний не потянула на настоящую солидную схизму. " Они делятся и, знаете, куда-то исчезают... " - несколько сокрушенно высказался по этому поводу священник Анатолий Трепачко, принадлежащий к одной из таких групп, более или менее устойчивых. То же и в РПЦ. Пшиком закончился " раскол " чукотского епископа Диомида, а внутрицерковные диссидентствующие группки все больше напоминают то ли отмороженные секты, то ли элитарные тусовки по интересам. Никто их не отделяет, они сами себя с остервенением отрывают от Тела Христова. Не приживается в Церкви " оранжевый " стиль. Повторюсь: объединение не продолжится, ибо уже состоялось. И следующему предстоятелю РПЦЗ МП (он будет избран по прошествии 40 дней после кончины Лавра Архиерейским синодом РПЦЗ и утвержден Патриархом Московским), будет он зваться Иларион или Алипий, предстоит трудное и почетное служение - в лоне единой Церкви. Похороны митрополита Лавра состоятся 21 марта в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. досье " нв " Митрополит Лавр (Шкурла Василий Михайлович) родился 1 января 1928 года в городе Ладомирово (Словакия), по национальности - русин. В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомирово. В 1946 году эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. В 1947 году пострижен с наречением имени в честь св. мученика Лавра. 14 января 1950 года рукоположен в иеродиакона, 27 июня 1954 года - в иеромонаха. С 1954 года и до последнего времени преподавал в Свято-Троицкой семинарии догматическое богословие и каноническое право. 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита. 13 августа 1967 года хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского синода. С 18 июля 1976 года - настоятель Свято-Троицкого монастыря и управляющий Троицко-Сиракузской епархией; с 12 октября этого же года - правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии. В 1981 году возведен в сан архиепископа. 10 июля 2000 года архиерейским синодом назначен заместителем первоиерарха РПЦЗ. На соборе 17-27 октября 2001 года был избран первоиерархом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Его история изложена на обратной стороне. Некий монах Владимир, насельник Заиконоспасского монастыря в городе Москве, был пленен французами, тяжко заболел, почти ослеп; и когда возвращался в Москву, то здесь, рядом с обителью, нашел на камне этот образ. Это святыня, которая находилась в этих стенах, и великое счастье, что мы имеем возможность вернуть ее Свято-Троицкой Герасимо-Болдинской обители в день завершения первого, как я сказал, и самого важного этапа восстановления исторического облика некогда до руин разрушенной святой обители. Все, что касается возрождения Герасимо-Болдинского монастыря, связано с тремя чудесными событиями. Первое произошло, когда я освящал первый храм — небольшую Тихоновскую церковь на месте кельи святого преподобного Герасима Болдинского. Я приехал сюда и увидел, что на престоле — прекрасные старинные сосуды и крест. С удивлением спрашиваю отца Антония: «Батюшка, откуда у тебя все это?» А он сказал историю, которая меня потрясла: «Накануне освящения крестьяне копались в своем огороде и нашли зарытый клад — видимо, монахи, спасая святыни, закопали на этом месте. Вот крест и святые сосуды Герасимо-Болдинской обители». Второеэто чудесное обретение мощей святого преподобного Герасима. Как много было разных басен и сказок о том, что преподобный был перезахоронен — или на этом кладбище, или на том. Но Господь Сам указал место его гробницы. Благоговейно мощи были подняты из-под спуда и, действительно, с того времени началось очень скорое возрождение святой обители. А в завершение — явление этой болдинской святыни, чудотворного Казанского образа. Благословляю этим образом всех вас, мои дорогие. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Свято-Троицкой Герасимо-Болдинской обителью и над нашей древней православной Смоленской землей. А от себя я хотел бы преподнести обители изображение иконы Божией Матери «Знамение». Именно эта икона был выбрана в качестве образа того Поместного Собора, который избрал меня Патриархом. Отец Антоний, отец Иринарх участвовали в Соборе, поддерживали меня в то непростое время. Знаю, что и братия молилась. Я хотел бы, чтобы на память о Поместном Соборе здесь, в Герасимо-Болдинской обители, всегда сохранялся образ Божией Матери «Знамение».

http://patriarchia.ru/db/text/1176331.ht...

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга. Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями». В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку под этим первым и самым важным этапом в жизни возрожденного монастыря, под всей программой его восстановления. Конечно, еще очень многое предстоит сделать, и не только с точки зрения строительства и благоустройства, но и с точки зрения духовной жизни монастыря, воспитания монашествующих, роста числа братии. От всего сердца желаю всем: и тебе, отец Антоний, и братии монастыря — помощи Божией. Ни в коем случае не останавливайтесь. Эти роскошные стены не должны расслабить вас, никто не должен сказать: «ну вот, мы все сделали, теперь можем полежать и отдохнуть». Мы сделали только самый первый шаг. Вот когда сюда будут приезжать тысячи паломников, когда гробница святого преподобного Герасима станет общероссийской святыней не только понаслышке, но привлечет многие тысячи паломников, когда здесь будут десятки и десятки иноков с горячим призванием, с хорошим образованием, с высокой культурой, с чистой монашеской жизнью, вот тогда, может быть, кто-то — наверное, это будем уже не мы с тобой — скажет: второй этап восстановления обители завершен. А сколько еще таких этапов, никто не знает. Мы идем по историческому пути вместе со всей страной. Мы молимся о народе нашем. Церковь проповедует слово Божие, чтобы этот исторический путь многострадальной Руси привел нас в благодатную тихую гавань для того, чтобы народ, набравшись сил и духовных, и материальных, мог в конце концов принести тот плод Богу, который Он ждет от Отечества нашего. В память о сегодняшнем событии я бы хотел вернуть в Свято-Троицкую Герасимо-Болдинскую обитель чудотворный Казанский образ Божией Матери. Я знаю, что предпринимались усилия найти этот образ, но безуспешно. И он был обретен — и не где-то далеко, а в городе Смоленске; и не где-то в потайном месте, а в соборной ризнице. Стоял так, что на него никто и внимания не обращал, и никто не знал, что в этой ризнице среди старых, неиспользуемых уже для поклонения икон стоит этот чудотворный образ. Неслучайно Царица Небесная закрывала наш взор, и мы не видели эту святыню до сегодняшнего дня. Я возвращаю ее, отец Антоний, как благословение обители, и пусть все те, кто станет посещать сие святое место, молятся перед этим чудотворным образом.

http://patriarchia.ru/db/text/1176331.ht...

Приглашение столь известного мастера было огромным достижением Екатеринославской епархии того времени. В Троицком соборе кисти Ижакевича принадлежит ряд настенных росписей. Среди них особенно выделяются лики евангелистов на парусах центрального нефа и святые, написанные во весь рост на пилонах собора: славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр, Павел и другие. Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция собора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году. После революции 1917 года, когда Спасо-Преображенский собор был закрыт, Кафедра епархиального архиерея переместилась в Свято-Троицкий собор, напротив которого, на улице Красной,3, был архиерейский дом. Епархиальное управление находившееся на территории Свято-Троицкого кафедрального собора с 60-х годов ХХ столетия до сегодняшнего дня, переходит в новое здание. В 1934 году храм был закрыт «из-за отсутствия прихожан». Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады. Здание разделили на два этажа и приспособили под склад, а ангелы над его порталом все также славили Бога, глядя на разгрузку мешков с сахаром, как когда-то смотрели на солидных прихожан купеческой церкви. Уже приговоренный храм ожил во время немецкой оккупации. В ноябре 1941 года в нем возобновили архиепископскую кафедру и богослужения. Настоятелем собора в то время был митрофорный протоиерей Владимир Капустинский В 1943 году был расстрелян во дворе собора вместе с протодиаконом Илларионом. Похоронен у стен собора. С 1943 до 1956 года настоятелем был протоиерей Виталий Турбин. На долю этих двух настоятелей выпало нелегкое время служения и восстановления храма. На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги новый собор отремонтировали снаружи, хотя далеко не полностью из-за отсутствия средств. Повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золоченые кресты. Внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Едва прошло несколько месяцев со времени утверждения Иосифа на митрополитской кафедре, как он созвал Собор в Вильне «о церковных вещех и о исправлении дел духовных», который и состоялся в самый праздник Рождества Христова, 25 декабря 1509 г. Причины, вызвавшие созвание Собора, объяснил сам митрополит в начале «соборного деяния» воспользовавшись при этом словами митрополита Кирилла II, сказанными на Владимирском Соборе 1274 г. «С того дня,— говорит Иосиф,— как изволением Божиим я, недостойный, занял престол митрополии Киевской и всея Руси и принял обязанность пасти Церковь Божию, отсекать всякое преступление закона нашей православной веры и утверждать, по древнему обычаю, церковные уставы, я видел много нестроения и бесчиния в духовенстве и много о том слышал... Все это мы должны исправлять и очищать по правилам святым, о всем должны скорбеть и болеть. Ибо какой прибыток получили мы чрез умножение наших грехов? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? Не разведены ли сыны и дщери наши во многие страны поморские, плененные от поганых? Не взяты ли были грады наши; не пали ли сильные князья наши от острия меча; не запустели ли св. Божии церкви; не томимся ли всякий день от безбожных поганых агарян? Все это бывает нам за то, что мы ходим не по правилам св. апостолов и не по заповедям св. отцов наших. Посему мы, Иосиф, милостию Божиею архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси, и составили Собор с преподобными епископами, пречестными архимандритами и игуменами и богобоязненными священниками...» Епископов присутствовало на Соборе семь (а с митрополитом восемь), именно: Владимирский и Берестейский Вассиан, Смоленский Варсонофий, Луцкий и Острожский Кирилл, Полоцкий и Витебский Евфимий, Туровский и Пинский Арсений, Перемышльский Антоний и Холмский Филарет. Архимандритов (хотя в числе их упомянут один и игумен) также семь: Киево-Печерской великой лавры Иона, Благовещенской патриаршеской обители (так называли Супрасльский монастырь) игумен Пафнутий, троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний. Игуменов — шесть: троицкий (неизвестно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Гольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий. Протопопов — семь: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор. Кроме того, на Соборе находились и священники. Деяние Виленского Собора представляет нам верную картину тогдашних недостатков и злоупотреблений, существовавших в Западнорусской митрополии, так как одни из них ясно выражены Собором, а другие указаны самими определениями Собора. Всех определений, или правил, Собор постановил 15, которые, впрочем, могут быть разделены на три класса.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Свято-Троицкий собор был заложен в 1684 году по благословению Вятского епископа Ионы на средства соликамцев. По преданию, ввиду отсутствия средств строители обратились к царской семье с просьбой оказать денежное вспомоществование из казны. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов». По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла, на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти. Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный, во имя Святой Троицы, освящен 28 июня 1697 года, южный, во имя Иоанна Предтечи, освящен в 1689 году, и западный, во имя святителя Николая, —17 июля 1693 года. В храме находился образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в аренду. Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками. В конце XVIII — первой половине XIX века экономика Соликамска переживала глубокий упадок. Город потерял значение крупного торгового центра, Сибирский путь прошел южнее. Многие жители покинули Соликамск, приходы значительно сократились. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей.В 1916 году Троицкий собор получил статус кафедрального — в нем была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. В 1917 году на эту должность был назначен епископ Феофан, за призывы против советской власти принявший мученическую кончину и в настоящее время канонизированный.

http://pravoslavie.ru/113648.html

— В чем отличие кафедрального собора в Сан-Франциско от других православных храмов Америки? — Самое главное, как мне кажется, что в нашем соборе уже 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия. Наш храм — единственный приходской храм в Северной Америке, причем среди всех юрисдикций, где богослужебный круг ежедневен. Второе: в нашем соборе находятся нетленные и чудодейственные мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Мы часто говорим, что главная причина того, что Сан-Франциско, известный не только своей красотой, но и своими пороками, всё еще стоит, — ежедневная Литургия и мощи владыки. — Есть ли в соборе другие реликвии? — В соборе немало святынь и реликвий: частицы Животворящего Креста Господня, около 200 частиц мощей, начиная с апостола Андрея Первозванного и святых Марии Магдалины, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского и великомученика Пантелеимона и кончая святыми Лукой Крымским, блаженной Матроной Московской и Николаем Жичским. Среди реликвий следует также отметить византийский запрестольный крест XVI века. Этот крест в разрубленном виде архимандрит Киприан (Пыжов) купил в антикварном магазине, лично его отреставрировал и поместил в алтаре главного храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Однако он был слишком велик для этого алтаря, и в 2006 году Митрополит Лавр, наш первоиерарх в то время, подарил крест нашему собору. В храме хранятся церковнославянское Евангелие, изданное при царе и великом князе Михаиле Феодоровиче b XVII beke, скуфья святого Митрофана Воронежского, пояс святого Иоанна Кронштадтского, спасенное от уничтожения коммунистами знамя Симбирского кадетского корпуса, башлыки святого царя-мученика Николая и царевича Алексия, семейная Библия царской семьи, час­тица окровавленной стены Ипатьевского дома, около которой были расстреляны царственные мученики и их верные слуги, пожертвованная великим князем Никитой Александровичем Романовым, а также икона Божией Матери «Благодатное Небо», прошедшая вместе с царской семьей ссылку в Екатеринбурге.

http://e-vestnik.ru/interviews/sobor_v_s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010