О Ф., помнится, говорил я вам, что не употребил бы его, если бы не вас послушался. Унимайте его. Более же поговорим о нем, если будет угодно Богу, дома. Мир вам о Господе и братии. Мая 11-го 1836. Письмо 138 Примите, о. наместник, посетителей, графиню Анну Алексеевну и о. архимандрита Фотия, со всяким вниманием. О. Архимандрита возьмите в мои келлии, или где покойнее отдохнуть ему. Исполните священное, чего пожелают. Между прочим о. архимандрит желает слушать панихиду по схимонахе Михаиле. Предложите им и угощение от нашего усердия. Мир вам и братии. Не пишу к вам потому, что скоро смотрю к вам. Июня 4-го 1836. Письмо 139 Благословение Божие вам, отец наместник, и братии. Простите, что замедлил писать, хотев тотчас по приезде. Обитель оставил я с благодарением Богу и Преподобному О. нашему Сергию. Благодарю и вас за труды для обители и за помощь моей немощи. Мысль о священных сосудах в Вифанию желаю исполнить. Только не знаю, как возьмусь за сие. Не назовете ли мастера, который бы не захотел обмануть меня? Неприятные отношения мои к художникам по Чудову монастырю делают то, что я боюсь входить в сношения с художниками, основанные на доверенности, а входить в разбирательства предостерегательные и не имею времени, и не умею. По приезде моем тотчас встретил меня случай, о котором и говорить не хотелось, и молчать не хочется. Служитель Михайло, пришел ко мне после всех, говорит: ходил с образчиками бархата. – С какими? – В лавру на облачение. – Взял что ли ты их? – Нет, возвратил те, которые присланы из лавры, как негодившиеся, и вместо которых пришлют из лавры рисунки. – Приехавший из лавры настоятель должен был признаться служителю, что ничего такого не знает. Простите меня, мне все кажется, что не должно ставить настоятеля в такое положение. Научите меня лучше видеть вещи. По прилагаемому при сем определению поспешите сделать в Соборе исполнение и доставить мне. Так хочется мне начать дело, чтобы перемещаемые не запутывали один другого. Благочинный, надеюсь, будет полезен в Петербурге. Между тем сведения, полученные о тамошних, продолжают быть сомнительны. Да дарует Бог, чтобы дело было лучше слуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О непутном послушнике я готов рассуждать согласно с вами. Но упрямый господин закон хочет по своему. Когда делаете в Соборе дела сего рода, прошу посматривать в синодские указы. Послушника определенного указом, признают утвержденным в духовном звании, а лишить прав звания дело важное и легко не делается. Строение на 32 сажнях не дорого ли будет? Будем ли иметь способы построить? Приключения с рабом Божиим Петром очень жаль. Видите, что для пустынножителей умножение вещей есть пища искушению. Котомка обратила на него внимание, дала побуждение к вопросам, и к подозрению, не бродяга ли он и не украл ли то, что в котомке. Не достигло бы беспокойство и до старца Серапиона и Василия? Хорошо, что вы дали мне о сем знать. А на полицейских чиновников зачем досадовать, когда они исполняют полицейские законы? У них есть законы для бродяг и нет для пустынножителей; притом если пустынножителей освободить от полицейских законов, бродяги и воры назовутся пустынножителями. Нельзя девятнадцатый век сделать четвертым или пятым, и Вологодскую губернию Фиваидою. Будем впредь осторожнее, а теперь помолимся, чтобы Господь укрыл рабов своих от мятежа человеческа, которому наше несовершенное рассуждение их подвергает. Когда вы жалуетесь, что время идет, a успех не сопутствует, мне кажется, вы жалуетесь на меня. Господь да поможет успеху вашему за полезное напоминание для моей лености. Марта 29-го 1839. Письмо 222 Воистину воскресе Христос! – Взаимно целую вас, о. наместник, и всю братию Святой обители целованием радости, любви и единения во Господе. Да призрит Он благодатию Своею на наше общение во Святом имени Его и в благодарном воспоминании того, что сотворил Он для нашего спасения; и да ниспослет всем нам Свое благословение, наставляющее и утверждающее в пути жизни и спасения. Мир всем вам. Марта 29-го 1839. Целуйте от меня преосвященнейшего Анастасия и скажите, что я писать к нему буду вскоре, переговоря о его письме. Целуйте о. Паисия также от меня, с благодарностию за его богословствующее писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Праздник разлуки... Какая разлука! Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Но тогда понятно, почему апостолы могли выйти на проповедь, радуясь и ликуя, не боясь ни гонений, ни преследований, ни мук, ни смерти, ни изгнания —ничего. Радостью они шли, потому что все у них было уже: было Небо на земле, была вечность в них самих, и они были в вечности. Вот куда нам надо врастать. Верой, устремленностью мы, может быть, с ними вместе, а на деле нам надо вырасти в их меру, стать такими, какие они на самом деле были: любящими всем сердцем, всем умом, находчивым, трезвым, творческим умом, всей волей — закаленной, крепкой, самозабвенной волей, всей жизнью нашей, а если нужно — и всей смертью, и не только по любви к Богу, но и по любви к ближнему, ко всякому человеку. Ближний — тот, кто в нас нуждается. Проявим же эту любовь к каждому отдельному человеку, кто рядом с нами, и сами вырастем в меру истинной церковной радости. Аминь!       ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Слово, произнесенное 30 мая 1968 г. в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры на торжествах по случаю 50-летия восстановления патриаршества   Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христовы слова:  Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе, относятся равно и к крестной смерти Спасителя, и к Вознесению Господню. И оба эти события равно — но разно — являют нам действие Божие о нашем спасении. Когда Христос умер на кресте, привлек Он к Себе сначала и видимо лишь малое стадо тех, которые оказались способны и в силе поверить в победу любви над ненавистью, победу жертвенной, крестной преданности друзьям над страхом. Он привлек тех, которые сумели прозреть новое откровение о Боге во Христе, воплотившемся Слове Божием. А откровение это было поистине ново и трудно к принятию. Древний мир часто создавал образы богов и героев: боги как бы воплощали в себе все то, что было дорого человечеству, все то, чего человек желал себе больше всего— покоя, мощи, торжества, величия; и даже те из божественных героев, которые в своем подвиге погибали, погибали в славе и восставали в чести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Этот город знал огромное количество мыслителей, слова которых будоражили сознание. Многие из этих слов затмевали слово Божие, и люди, полностью пораженные величием слов человеческих, к слову Божиему относились снисходительно. Это происходило не только в этом городе, но и в моей стране, когда миллионы людей полностью отдавали свое сознание, свое сердце, свою волю человеческим словам. Воодушевленные этими словами, люди отдавали свою жизнь за человеческие идеи, защищая их с оружием в руках. А теперь я задам главный вопрос: где сейчас эти великие человеческие слова? Кто из нас в Париже или в Москве отдаст за них жизнь? Большинство из этих слов никто уже не знает, кроме ученых, которые изучают историю человеческой мысли. Почему же тогда слово Божие нас собирает? Потому что в нем абсолютная истина и абсолютный критерий отличия добра от зла. И это очень важно. Ведь если человек перестанет отличать добро от зла, он перестанет быть человеком и человеческое общество будет разрушено. Это не просто слова, сказанные на определенный фрагмент Евангелия. Давайте вспомним историю: в Ветхом Завете народ Израиля, когда отказывался признать Бога абсолютной истиной, когда отвергал свой закон, то он разваливался как народ, терял свою интегральность. И только когда он вновь обращался к Богу — снова объединялся и воскресал. В России отказались от Бога в начале XX века. Наши отцы и деды решили построить справедливое, процветающее общество без Бога, следуя человеческой мудрости. И что же мы видим? Народ был разрушен гражданской войной и противоречиями. Многие оказались здесь, во Франции. И за это мы благодарим Францию. А в нашей стране все человеческие возможности были направлены на то, чтобы построить справедливое общество. Великая сверхдержава, где в руках одной власти концентрировалась все: и наука, и искусство, и ресурсы, и технологии, и армия — все было направлено на достижение только одной цели — справедливое, процветающее общество. Но не получилось. И возникает вопрос: сколько же еще нужно уроков человечеству, чтобы люди поняли, что без абсолютного критерия отличия добра от зла, который происходит от абсолютного Бога, человеческое общество не может быть благополучным, как не может быть благополучной человеческая личность?

http://patriarchia.ru/db/text/4705383.ht...

Погребение в лавре двум, помнится, монахам предоставил я отнюдь не по уважению вклада, а по уважению того, что они при добром поведении несли с пользою для лавры послушания, а священством по безграмотству не награждены, потому я и согласился оказать им благодарность, удовлетворя их желанию местом погребения. Вклад же монаха по смерти – дело не великое: монаху надобно не откладывая отдавать излишнее Богу или бедным. Августа 8-го 1831. Письмо 16 Не годится, о наместник, быть приделу в больнице. Место не видное. Притом двум назначенным приделам надобно быть или вместе, или одному против другого. Велите мне снять чертеж, с означением меры, того этажа под колокольнею, где можно быть церкви, и нижнего, чтобы видеть, каков может быть вход. Другая мысль: не сделать ли два придела в Успенском соборе следующим образом? Начертите мне и план Успенского собора, с измерениями. Если бы сие случилось двумя годами ранее, то при перестройке паперти Троицкого собора можно было бы устроить тут два малых придела. Или и теперь можно? – В таком случае проспект, который при Максимовской часовне поворачивает налево, надлежало бы поворотить правее, чтобы он вел мимо северо-восточного угла ко входу в северные или западные двери. Звания приделов назначены; Св. Пророчицы Анны и Св. Равноапостольного Князя Владимира 5 . Против проекта о моих келлиях имею много возражений. Не нравится мне темный чулан, в который прежде запирали сокровища, а теперь запирают воздух, чтоб он, повредясь там, повреждал воздух келлий. Но предлагаемая переделка представляет более труда, нежели пользы. В глубокой комнате, которая сообщается со внешним воздухом чрез другую комнату, всегда будет несвежий воздух. От топки печи из сеней то же действие; если бы печи не нужны были для тепла, я имел бы их и топил бы для очищения воздуха, а для сего надобно чело в комнату. Печь в углу к церкви не годится: жар от нее будет мешать мне стоять у церковной двери, чтобы слушать службу. Нет, сей угол, где теперь китайский сарай и придворная постель, годен для того, чтобы спать, только надобно выкинуть сей сарай и сию постелю и сделать комнату безопасною от окон, дверей и снизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так состоялась в древнем Пскове «экуменическая» встреча. Другого пастора я видел в Свято-Троицком соборе, с изумлением наблюдавшего общую исповедь двухсот-трехсот человек. Это были единственные встречи с немцами в Пскове, если не считать тех солдат, чуть ли не штыками поднявших нас в то нерадостное утро, о котором я уже упоминал. Мне выпал жребий ехать в К., небольшой городок в 50 км от Пскова. Наняв какого-то «извозчика» с полумузейным экипажем, я тронулся в путь с отцом С. Е. , престарелым священником, возвращавшимся домой. Это был почтенный протоиерей, чудом спасшийся с группой других наших священников от расстрела при отступлении большевиков из Латвии в 1941 г. Он мне рассказывал, как били арестованных священников на допросах. Лицом об стол. Особенно они так мучили моего друга юности о. Я. Л. Но почему же я, переживший год советской оккупации Прибалтики, не был арестован? Не дошла очередь. Фамилия моя, впрочем, уже называлась при допросах… На страницах советских газет меня уже именовали «мракобесом» за мои апологетические лекции, читанные в свое время. Круг суживался. По телефону все чаще спрашивали: «Отец Алексей дома?» – «Да, дома». – «Ну, слава Богу». – «Кто говорит?» – «А это не важно»… Сколько мы ловили на себе взглядов сожаления, сочувствия. Мы были обречены. Вспоминается, как однажды подходил я к нашему Рижскому кафедральному собору. Вижу знакомого священника. Он уже в штатском. По приятельски шутит, глядя на мою рясу: «А ты все еще проповедуешь?» В тон отвечаю ему: «На сие бо изыдох». Через несколько дней милый мой отец А. Н. пропал. Его арестовало НКВД. Но я отвлекся… С отцом С. Е. мы едем в К. Серенький будничный день в конце августа. Едем медленно. Лошадка у нас не ахти какая. Под стать нашему экипажу. Я лично еду в полную неизвестность. На руках пропуск на гильзовой бумаге. Несложный багаж в одном чемодане. Отдельно пакет с медикаментами. Среди них преобладают дезинфицирующие средства. Нам придется жить, спать в разных углах. Кто попал на север, тот отпевал умерших от голода тут же в избе, где на холодной печи плачут дети.

http://pravoslavie.ru/38196.html

Татьяна тоже часто советует мамам не опускать руки. Нужно постараться адаптировать детей к жизни, научить их быть самостоятельными: — К сожалению, у нас такое государство, что нам для наших детей приходится все с боем выбивать. Пенсии мизерные, льготных лекарств нет, путевок в санаторий не добьешься. Вот и давняя мечта Татьяны — отвезти детей на юг, чтобы они увидели море,— пока остается только мечтой. И это вовсе не жертва… Кстати, возвращаясь к прогнозам о безрадостном и бесперспективном будущем: у Жени есть свои задания по дому, которые мальчик замечательно выполняет. Например, он очень качественно пылесосит квартиру, аккуратно и педантично вытирает пыль, так что ни соринки не найдете! Любит мыть полы, посуду, помогает маме и бабушке готовить. И неизменно дарит родным море хороших эмоций. Так, перед сном он несколько раз целует Татьяну и признается ей в любви. Многие ли мамы могут похвастаться таким отношением к себе своих избалованных чад? Тем, кто любит «пожалеть» Татьяну, она неизменно говорит: Обычные дети. Чуть-чуть не такие, как все — Посмотрите, сколько детей спивается, сколько становятся наркоманами. С чего вы взяли, что я — самая несчастная? И действительно. С чего? Женя учится в пятом классе коррекционной школы. Он — единственный «дауненок» в классе. На уроках труда с удовольствием что-то пилит и заколачивает. Получает золотые медали в спортивных соревнованиях, хорошо бегает, прыгает, кидает мяч и дротики. В школе его очень любят. Благодаря своему чудесному характеру он был всеобщим любимчиком и в детском саду. — В садике Женя участвовал в сценках и даже танцевал,— рассказывает Татьяна.— Какие спектакли там ставили! Когда она с сыном лежит в больнице, Женя становится лучшей нянькой для всех малышей из отделения. Всех качает, утешает. Воспитывает хулиганов — заставляет отжиматься. Татьяна объясняет это просто: — Детки-«даунята» очень отзывчивые. Они, как «лакмусовые бумажки», чувствуют чужую боль. Да и вообще любые эмоции. Например, Женя не может пройти мимо человека, который плачет. Ему надо обязательно подойти, обнять, успокоить. Если мы можем натянуть на себя маску безразличия, то они не могут. Они тянутся к добрым, хорошим, светлым людям. У Жени в нашем Свято-Троицком соборе много друзей, и когда мы приходим на службу, ему обязательно нужно каждого обнять, расцеловать.

http://pravoslavie.ru/37357.html

Новости 14 февраля, 2012 Количество самоубийств в России почти в четыре раза выше критического уровня В России на 100 000 населения приходится 38-40 самоубийств, тогда как критическим уровнем считается 11 суицидов на то же количество человек. 14 февраля, 2012 Днепропетровский митрополит Ириней госпитализирован в тяжелом состоянии Днем в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепропетровска викарий Днепропетровской епархии епископ Новомосковский Евлогий совершил молебен о болящих, во время которого сугубо помолился о здравии владыки Иринея. 14 февраля, 2012 Сергей Чапнин: необходима продуманная концепция мемориала на месте обнаружения останков Царской семьи В ряде СМИ появилось сообщение, что Зураб Церетели предлагает установить свою скульптуру «Ипатьевская ночь» на месте обнаружения останков Царской семьи в Поросенковом Логе под Екатеринбургом. 14 февраля, 2012 Социальным показанием для бесплатного аборта теперь является лишь изнасилование Теперь сделать аборт бесплатно смогут лишь изнасилованные, говорится в постановлении правительства РФ, опубликованном сегодня. 14 февраля, 2012 В Москве отслужили Литургию с прошениями об умножении любви Молились на богослужении самому Богу, добавляя особые молитвы о примирении враждующих, а не о поиске «своей половинки». 14 февраля, 2012 Неделя «В поддержку прав жертв преступлений» начнется с молебна и заупокойной службы Организаторами данной акции является правозащитное движение «Сопротивление» совместно с Общественной палатой РФ, некоммерческими организациями и государственными структурами. 14 февраля, 2012 В день 175-летия со смерти Пушкина в родовом селе Болдино совершили панихиду На территории музея-усадьбы Пушкина перед памятником поэту была совершена лития. Совместное поминовение А.С. Пушкина в день его гибели стало ежегодной традицией в селе. 13 февраля, 2012 Центр подготовки епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров начал работу Занятия включают в себя теоретические лекции и практические семинары. На семинарах председатели епархиальных комиссий и отделов и миссионеры Белгородской епархии обмениваются опытом. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/513...

Как я уже сказал, мне часто приходилось говорить на эту тему, и по мере того как я убеждался, что конец света — одна из важнейших, может быть, тем, которые волнуют людей, пришла мне вот такая мысль. Конечно, не может быть разумным человек, если он не задумывается о конце, о всеобщем конце. Но ведь куда ближе к нам не тот космический конец Вселенной, а наш собственный конец света! Иногда, слишком переживая о том, как же это произойдет с родом человеческим, мы забываем, что раньше всего этого, намного раньше, мы будем иметь свой собственный конец света. Поэтому для православного человека, при всем интересе к отдаленной космической перспективе бытия вселенной, должен быть более осознанным и более злободневным вопрос о своем собственном конце света. Когда для нас все закончится здесь, на земле? Что тогда с нами будет? Ведь тоже предстоит встреча! И возникает вопрос: с кем будет эта встреча? С Господом, грядущим на облацех с ангелами Своими, или с темной и страшной силой, которая также реально присутствует в человеческой истории, в роде человеческом, да и просто в нашей жизни? Каждый ведь знает, как легко он поддается на искушения, на соблазны; как, идя порой против своей совести, против своей природы, совершает грех и беззаконие. С этим багажом мы и предстанем — не тогда, когда космос завершит свое физическое бытие, а когда просто перестанет биться один из органов нашего физического тела, именуемый сердцем. Никакой космической трагедии, никакого космического измерения, но для нас эта кончина окажется больше всякого космического катаклизма. Мы перестанем быть здесь, в этом мире, с его радостями и скорбями, с его взлетами и падениями, с нашими взлетами и падения, и то, что сегодня кажется нам архиважным, приоритетным, в тот момент улетучится из нашего взора, вообще из нашего сознания. Может быть, взирая с новой позиции на нашу земную жизнь, мы скажем: Боже мой, чем же мы занимались! На что мы тратили время! Зачем же мы так боролись, зачем вступали в конфликты с людьми, зачем разрушали свои собственные семьи, зачем обманывали родных и близких, не говоря уже о чужих и далеких? Ну, зачем все это?! Но эти вопросы повиснут — на них больше ни мы, ни кто-либо другой дать ответа не сможет.

http://patriarchia.ru/db/text/5680122.ht...

Поверзите мое недостоинство к стопам Преподобного Сергия. Августа 10-го 1854. Список с предписания по ведомству, данного мною по случаю болезни, должен быть послан к вам ныне же. 997 Мир вам, отец наместник, и братии. Благодарю за благословение от праздника. Слава Богу, что у вас довольно молящихся. И здесь по разным местам прихожане сами просят разрешения совершать молебствия и крестные ходы по приходам. Тем лучше, что сие делается по их благому изволению, а не по приказу. Для сих молебствий берут чудотворные иконы, и как по местам назначаются для сего разные времена, то желающие часто могут быть на сих молебствиях. Но, к сожалению, и гуляний мы не забываем, хотя сильно напоминается нам, чтобы не суетою заниматься. 17 дня число заболевших было 382, до чего, сколько помню, в прежние эпидемии не доходило. По 200 в день занемогало не раз. Согрешихом, беззаконновахом: но не предаждь нас до конца Отцев Боже. Генерал Михайло Иванович Чеодаев вновь благодарит Преподобного Сергия за воинов, которые получили от него кресты. В сражении под начальством князя Бебутова сей отряд дважды был отбит многочисленнейшим неприятелем, но не потерял духа, напал вновь, и разбил врагов, и отнял пушки, потеряв только около 50 человек убитыми, но не мало имев раненых. Нифонта определить экономом соглашусь, если представят. Недоумеваю о позолоте главы на Троицком соборе. Она через огонь золочена, и, хотя неблистательна, но, кажется, позолоты не потеряла, лучше ли будет позолота на мардан? Пристанет ли к прежней позолоте? Хорошо ли золотить главу, которая худа в спаях? Хорошо ли золотить что-нибудь в это незолотое время. Желаю ответа на сии вопросы. У нас умер от холеры певчий. Это первый случай с 1830 года. Молитесь о нас, якоже и о себе. Августа 21-го 1854. Вифанский ректор не изволил исполнить свою завтрашнюю чреду проповеди ; а я также не могу говорить. 998 Мир вам, отец наместник, и братии. Иконы хороши. Отправить еще не успел я: надеюсь завтра. Господь да сохранит Евмения. Авдия можете представить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010