Переяслав. Вознесенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Ансамбль Вознесенского монастыря расположен в центре города. Архитектурный облик монастыря начал формироваться с момента строительства Вознесенского собора (1695-1700 г.г.). В 1738 г. на территории монастыря был открыт коллегиум – высшая школа, разместившийся в деревянном здании. Пожар 1748 г. уничтожил в монастыре все деревянные постройки. Новое кирпичное здание коллегиума построено в 1753-1757 г.г. Ансамбль окончательно оформился после строительства колокольни в 1770-1776 г.г. В 1782 г. к восточной части колокольни пристраивают Варваринскую церковь (разрушена в 1941-1945 г.г.). В конце XVIII-haчaлe XIX в.в. с восточной стороны монастырской территории был построен двухэтажный корпус. В его нижнем этаже располагались торговые ряды с подвалами-складами, в верхнем вначале – общежитие для бурсаков, а в конце XIX в. – монастырская школа. С юга, запада и севера монастырь был обнесен высокой кирпичной стеной. В 1916 г. торговые ряды со школой сгорели и остатки их были разобраны. Теперь ансамбль монастыря состоит из Вознесенского собора, колокольни и коллегиума. В зданиях монастыря разместился филиал Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея. Ансамбль Вознесенского монастыря является одним из лучших в истории украинской архитектуры и каждое его здание представляет большую историческую и художественную ценность. Вместе с другими памятниками Переяслава-Хмельницкого ансамбль играет большую роль в силуэте города. Здания ансамбля пострадали в годы Великой Отечественной войны. Восстановлены в 1954-1964 г.г. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: 1983 г. Монастырь расположен в центре древнего посада Переяслава, севернее территории цитадели. В 1695-1700 г.г. здесь был воздвигнут каменный собор Вознесения Господня. Оплачивал строительство гетман Иван Мазепа. Вместе с деревянными строениями, поставленными в те же годы вокруг собора, храм образовал архитектурный ансамбль нового мужского монастыря. Когда в 1700 г. в городе возродили существовавшую в эпоху Киевской Руси епископскую кафедру, Вознесенский монастырь стал резиденцией правящего архиерея (первую кафедру занял тогда епископ Захария Корнилович). Создание монастыря положило начало образованию нового центра города. До 1733 и с 1785 г.г. епископ Переяславский служил викарием при Митрополите Киевском, а в период между этими датами – архиереем самостоятельной епархии; его ведению подлежала опека не только Переяславщины, но – до 1790-х г.г. – и православного населения Правобережной Украины, которое, за исключением Киева с округой, до конца XVIII в. оставалась под властью католической Польши.

http://sobory.ru/article/?object=29717

Баба Мартоха переехала к детям в Киев на жительство. Перед отъездом из родного села плакала несколько дней, ходила на кладбище, где давно покоятся родители, любимый муж Микола, деды-прадеды… «Повернусь до вас скоро, мабуть ляжу тебе, голубе – опустилась на коленки у могилы мужа, утирая слезу. В старом сельском храме тоже плакала, прощалась с подругами детства, с батюшкой, исповедалась и приобщилась Святых Таин. Старый дом и старый сад, лужайка на взгорье, откуда открывается удивительный вид на «лани ставок и ручей в яру, куда она в молодости за водой ходила с коромыслом, а Микола ее, «мов И будто вся жизнь, яркая, многотрудная промелькнула красочным калейдоскопом. В Киеве дети жили на окраине, недалеко от рынка, в окружении тенистых парков и скверов. Был сентябрь, на парковых аллеях играли дети, молодые мамаши с сигаретами в руках группировались у скамеек. Баба Мартоха только диву давалась: на оголенных телах у молодых женщин красовались разноцветные татуировки, молодежь сновала туда-сюда с пивными бутылками в руках, орала музыка… «Шо ж вони себе так уродують? – удивлялась бабка. – Господи, помилуй…» В воскресенье Мартоха засобиралась в церковь. Дети рассказали, что небольшой деревянный храм расположен в двух кварталах, в парке им. Н. Крупской, только памятника Крупской там уже давно нет, и парка по сути тоже – его завоевали рыночные торговцы и оседлые бомжи. Нужно пробраться сквозь ряды палаток и лотков, и слева в углу парка она увидит церковь. И батюшка там молодой, приветливый, отец Димитрий. С утра Мартоха, добросовестно помолившись перед Причащением, помянула всех сродников почивших, нацарапала записочки «о здравии» и «за упокой», надела свое выходное платье, хусточку цветастую, с голубыми васильками, любимую, и отправилась. За перекрестком открывалось море припаркованных автомобилей. Толпы народа с продуктовыми тачками, сумками и кульками двигались в разных направлениях, складывали в багажники приобретенный съестной товар; торговые зазывалы на все голоса рекламировали продукцию: «Помидорки!.. Огурчики!.. Сливки медовые!..»; «Сальцэ, сальцэ!.. Почеревенка, токо с печечки!.. Ковбаска домашня!..

http://pravoslavie.ru/106765.html

Глава VIII. Иордан «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя». ( Мф 3:5–6 ) Настала Страстная неделя. В Иерусалиме с давнего времени первый день этой недели определен на путешествие к Иордану, для омытия себя водою Искупления, в приуготовление к принятию страшных таинств, – и уже после того заключаются в храм Гроба Господня, до Христова воскресения. Я отлагаю подробное описание храма до этого времени. Я последовал за несметною толпою христиан к священной реке. Еще на канун этого дня Иерусалим вышел из обычной тишины своей и представлял вид многолюдного торгового города. Движение толпы было необыкновенное. Ряды навьюченных верблюдов и лошадей тянулись со всех концов улиц, и шум отправляющихся не утихал во всю ночь. Мы выехали не рано, вместе с драгоманом греческого монастыря. Путь наш лежал по Страстной улице чрез Гефсиманские ворота. С стесненным сердцем ехал я на хорошо убранном коне, среди шумной толпы пеших и конных, беспечно попиравших путь глубоко трогательный, навеки освященный! И я дал себе внутренний обет не проходить по нем отныне иначе как пешему. На высотах, господствующих над Иосафатовою долиною, сидел под маслиною муселим Иерусалимский Абугош, некогда известный грабитель христиан. Окруженный своею свитою, он курил трубку, запивая кофеем, и глядел на несущуюся толпу мимо горы Элеонской, по дороге к Вифании. Путь этот от Иерусалима до Иордана, так много следимый священными стопами Спасителя, будет мною описан после, во всей подробности, когда я пройду его в уединении, среди пустынной тишины, приличной великим воспоминаниям. Несмотря на пестроту разноплеменной толпы, покрывавшей всю дорогу так далеко, как только мог следовать глаз, – я был поражен тою дикостью гор, которая начинается от высот Вифании до самой долины Иерихонской. Здесь раздавался глас вопиющего в пустыни. Под горным сводом, противу развалин той гостиницы, где, по преданию, происходила сцена Благого Самаритянина, мы во второй раз встретили муселима Абугоша, который также направлялся со своею свитою к Иордану, для охранения поклонников от бедуинов; он опять сидел на ковре за трубкою и кофеем и убедительно просил нас отдохнуть с ним; мы исполнили его желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В нем кровь текла Царя Давида…» Памяти Князя Георгия Грузинского 27.05.2020 828 Время на чтение 4 минуты 28 мая в праздник Вознесения Господня исполняется 168 лет со дня кончины Светлейшего Князя Георгия Александровича Грузинского, губернского Предводителя Нижегородского дворянства, организатора Нижегородского Ополчения 1812 года. Вот уже семь лет подряд Нижегородская общественность при поддержке Администрации города Лыскова и учреждений культуры Лысковского района Нижегородской области чествовала имя этого великого патриота Земли нашей Русской, потомка Грузинских Царей, ведущих свой род от Царя Пророка и псалмопевца Давида, на днях Его памяти в городе Лыскове Нижегородской области. К сожалению, в этом году торжества по известным причинам не состоятся, поэтому поминаем Светлейшего Князя замечательными стихами поэта Марии Сухоруковой из её поэмы «Князь Грузинский». Князь Грузинский Князь о Себе был Царских Правил. И что о Нём ни говори, Отец – Царевич, дед и прадед, Тем паче – Грузии Цари. В Нём кровь текла Царя Давида, Он исполнял Христов Закон: О сиротах, об инвалидах Заботился сердечно Он. И часто облегчал их судьбы, И многих одевал, учил. И никогда Он словом грубым Несчастных тех не огорчил. В дни ярмарки во град Макарьев Двенадцать цугом лошадей Его везли в карете Царской Под крик восторженных людей. Раззолочённая карета Сверкала радугой лучей. Под звон привольный благовеста Князь приезжал в обитель в ней. Ему своё дарила злато У монастырских стен заря. Он не жалел казны богатой Для нужд и благ монастыря. Он сердцем чувствовал лукавых, Неправды нет в Его следах. За плутни Он чинил расправу В торговых суетных рядах. О, как тогда ряды гудели, Своё богатство не тая: Икрой краснели и чернели, И осетриной золотели, И розовели от форели, От яств ломилась, в самом деле, Живая ярмарка моя! И были здесь замки, уздечки И бубенцы из серебра. Гончарных, плотничных, кузнечных Изделий высилась гора. Манили блеском чистой кожи И сапоги, и башмаки.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святыню привезли в родную обитель Коневский Рождество-Богородицкий монастырь переживает радостное событие: в Санкт-Петербургской епархии пребывает чудотворный образ Коневской иконы Божией Матери 27.07.2006 269 Уроженцу Великого Новгорода преподобному Арсению на Святой горе Афон было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Благословили его образом Божией Матери, впоследствии получившим имя " Коневская " . Икона (XIV века) имеет с одной стороны изображение Божией Матери с Богомладенцем Иисусом, держащим в руке птенца голубя, а с оборотной стороны - Нерукотворный образ Спасителя. Судно отца Арсения, на котором он искал уединенное место для основания обители, чудесной силой дважды прибивало к острову Коневец, что в юго-западной части Ладожского озера. Там и был основан им в 1393 году монастырь. Икону вскоре стали почитать как чудотворную, она прославилась прежде всего исцелением немощных и больных. Однажды защитила монастырь от завоевателей - под шведами неожиданно проломился лед. В XIX столетии " Божия Матерь Коневская " спасла торговые ряды Апраксина Двора, где разбушевался нешуточный пожар. Священнослужители совершили крестный ход - ветер утих, огонь перестал распространяться дальше. В знак благодарности купцы вскладчину построили подворье Коневского монастыря на Загородном проспекте, 7. В 1917 году Финляндия получила независимость, и Коневец оказался на ее территории. По окончании советско-финской войны в 1940-м остров отошел к Советскому Союзу. Монахи ушли в Финляндию и с собой унесли главную монастырскую святыню. После 15 лет скитаний последние девять монахов Коневского монастыря воссоединились с монахами Валаамского монастыря, которые также бежали от советской власти и нашли прибежище на территории Финляндии. С тех пор образ Богоматери Коневской находится в Спасо-Преображенском Ново-Валаамском монастыре. В начале 90-х Коневский монастырь был возвращен Церкви, и древняя обитель переживала второе рождение. Экскурсоводы на Коневце рассказывают, что в 60-х годах икону чуть ли не тайно привозили в Советский Союз на реставрацию, но поклониться святому образу верующие тогда, естественно, не могли. Такая возможность представилась впервые.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретенский монастырь после большого московского пожара 29 мая 1737 года 12.11.2009 414 Время на чтение 4 минуты 29 мая утром в 11-м часу начался в Москве " великий пожар " . Граф Семен Андреевич Салтыков, который с 1732 года был оставлен главнокомандующим в Москве (после переезда царского двора в Петербург), писал императрице Анне Иоанновне, что " сначала загорелось за Боровицким мостом, на Знаменке, в приходе церкви Антипы Чудотворца, что у Колымажных ворот, на дворе князя Феодора Голицына или у Александра Милославского " . От великого и сильного ветра метало " жестоким полымем и искрами " на другие дворы, и сразу же пожар перекинулся в Кремль. Начали гореть потешные конюшни и потешный двор, весь императорский дворец, также соборы, монастыри, подворья и все коллегии, и канцелярии, и цейхгаузы. В Китай-городе выгорели гостиные дворы, торговые ряды, дома и монастыри. В Белом городе горело через Знаменку, Арбатскую, Тверскую и по Петровке, и то только те места, которые стояли против Кремля, а потом перекинуло через Неглинку. Горело по Рождественке, по Сретенке и по Яузской, кроме одного пушечного двора, а по Мясницкой и по Покровке, как в Белом городе, так и в Земляном, горело все. Выгорели новая и старая Басманные улицы, вся Немецкая слобода, слободской дом императрицы Анны Иоанновны, а также госпиталь и Лефортовская слобода. Пожар продолжался " до 4-го часа по полуночи " на 30 Всего в Москве пострадало 102 церкви, 11 монастырей, 4 дворца, 17 богаделен, 2527 дворов, 9145 покоев и прочего, в пожаре погибло 94 В ведомости московской синодальной канцелярии описаны последствия пожара в Сретенском монастыре: " Соборная церковь в целости, в церквях Николая Чудотворца, Марии Египетской утварь в целости, а кровли обгорели; игуменская келья, пятнадцать братских келий, конюшня каменная и теплая трапезная выгорели " С мая по сентябрь 1737 года монастырь не восстанавливался. Иеромонах Иаков, один из старейших насельников обители, который был принят еще игуменом с братиею Сретенского монастыря подал 26 сентября 1737 года в контору Правительствующего Сената доношение. Он обращал внимание, что игумена в монастыре нет, а во время большого пожара в Москве 29 мая в обители погорели кровли на церквах Божиих, игуменских и братских кельях и в теплой церкви Николая Чудотворца святые иконы и утварь выгорели. Писал, что без кровель от дождевых ливней размыло каменные своды у тех святых церквей и келий " наших убогих старцев " и что внутри церквей и в кельях имеется немалая течь. " Наш монастырь, - писал он, - весьма скуден, крестьян, земель и никаких заводов нет, также и игумена в монастыре нет "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

И.П. Ювачев XXXIX. Отъезд из Иерусалима У иерусалимского патриарха. – Обокраденный диакон. – Торговые ряды. – Отъезд из Иерусалима. – Афонские монахи. – Еврейские колонии. – Условия выкупа Палестины.– Всемирное царство евреев. – Яффа – ,,уста Святой земли». – Общее впечатление от Палестины. – Прощание с Иерусалимом. Утром, на второй день праздника, идя из Храма Гроба Господня, я встречаю кавасов, а за ними русского консула, начальника нашей духовной миссии архимандрита Александра и множество других лиц, служащих на русском подворье, а также приезжих из России на Пасху. – Куда вы? – спрашиваю. – Христосоваться с патриархом. Пойдемте с нами. – Я присоединился к ним и таким образом был случайным свидетелем официального пасхального визита представителей России «блаженнейшему и святейшему отцу и патриарху святого града Иерусалима и всей Палестины, Сирии и Аравии за Иорданом, Каны Галилейской и святого Сиона». Таков полный титул иерусалимского владыки Дамиана. Патриарх имеет помещение в западной части города, недалеко от храма Гроба Господня. Здесь нас ожидали монахи и препроводили в большой приемный зал. После первых приветствий владыке все уселись вдоль стен. Сначала обнесли гостей водою с вареньем, а потом розовым ликером. Патриарх хорошо объясняется по-русски и почти все время говорил только с консулом. Визит продолжался недолго, минут десять, пятнадцать – не больше. На прощание патриарх каждого благословлял и одарял крашеными яйцами с художественно выскобленными на них словами и виньетками. На «неизменном» Востоке поразительно часто меняются патриархи. Стоит лишь пробежать список константинопольских владык за последнее столетие. Да и иерусалимская кафедра в последние годы не может выдержать патриарха более пяти-шести лет. Такая частая смена архиереев, конечно, говорит не в пользу здешних церковных порядков. Но я не буду теперь касаться этого вопроса. Это завело бы меня слишком далеко в сторону от главного предмета настоящих очерков. Весь этот день я употребил на сборы в дорогу и на прощальные визиты. Между прочим посетил и добродушнейшего диакона, одного из моих спутников по Галилее. С ним произошло неприятное приключение, о котором я нахожу нужным рассказать для характеристики наших наивных простецов-паломников, забывающих, что они не в своей Калужской или Московской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К концу 16 ст. общий состав разнаго рода строений, находящихся при архиерейском доме, по выписи Рязанских писцов, данной в 1598 году архиеп. Митрофану, был следующий: «в городе Переславле Рязанском двор Архиепископа Митрофана, а на дворе церковь каменна благовернаго князя Владимира, да Ивана Предтечи Усекновение честныя его главы каменная ж с трапезою, да двор конюшенной, да житничный; да против оных сад». Но в пожар, случивший 3 сентября 1647 г., когда, по записи, сохранившейся на синодике Спасскаго монастыря, «город Переславль сгорел и монастыри и все церкви и мирския все церкви и торговые ряды, все лавки и дворы все сгорели, в то же время сгорел и двор Архиепископа Моисея». Ныне существующий Архиерейский дом начат постройкою Архиепископом Мисаилом, вступившем на Рязанскую кафедру в 1651 г. Из расходных книг и других бумаг видно, что в 1653, 54 и 55 гг. «Архиепископ Мисаил в Архиерей рязанском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажен с половиною 3-харшинных; на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (что ныне старая крестовая), с трапезою. Подрятчиком был с Москвы каменных дел подмастерье Юрья Карнильев сын Яршов, Заягужской слободы теглец; на основании ж, где быть каменный новой Предтечинской церкви и кельям и службам, 160 (1652) года июля с 7 числа до 20 сентября 161 (1653) года за прошлые недели, как архиепископ поехал к Москве в другой раз, Архангельской священник Иван с дьяконом, по указу архиепископию, пели молебны, и по стенам, по всему основанию кропили святою водою, а от молебна давано им по 8 денег из домовой казны. А как за прошлые все недели молебны выпели, велено петь оные и впредь по воскресным по всем дням и водою святою также кропить; апреля ж 26 161 (1653) года на основании Предтечинской церкви пели молебен с соборными и приходские попы и дьяконы». Из описи церквам соборным 7160 (1652) г. видно, что преемником Мисаила, первым митрополитом Рязанским, Иларионом в 1658 г. «среди архиерейскаго» дома построены каменные покои (что ныне называются, по замечанию составителей Достопамятностей Рязанских, экономскими) в длину 12, поперек 6 саж.; да от Архангельския церкви каменные палаты, где были духовный и казенный приказы, с сеньми и чуланами наверху.

http://sobory.ru/article/?object=20392

Кашира. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Генеральным планом города Каширы 1779 года предусматривалось создание торговой площади, которая получила название Хлебная. На ней были построены торговые ряды (большая часть их разобрана на кирпич в 1930-х годах). В 1802-1817 годах в центре площади возведена ныне существующая каменная церковь Введения во храм Божией Матери с приделами Воздвижения Креста Господня и святых мучеников и бессеребренников Косьмы и Дамиана. Колокольня до 1860-х годов была 5-ярусной, на средства купца Перцева надстроен 6-й ярус, в котором были установлены часы с боем. Храм был расписан в технике гризайль. В советское время закрыт, погибло внутренне убранство и роспись. В помещении устроили склад, потом мастерские. В 1991 году храм возвращён общине верующих. Источник: О. Пэнэжко " Г. Кашира. Храмы Каширского района " . 2001 Город Кашира, Введенская церковь. В состав прихода этой церкви, кроме городской части, входит подгородняя Стрелецкая слобода. Всего в приходе 162 муж. пола и 174 жен. пола. Время возникновения прихода неизвестно. Приходский храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с правым приделом во имя Воздвижения Креста Господня и левым во имя бессребреников Космы и Дамиана построен в 1802 -17 гг.; в пользу храма получаются проценты с 2118 руб. 12 коп. и доходы в размере 553 руб. за отдачу каменных лавок, принадлежавших церкви. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, причт получает проценты с капитала в 6883 руб. Полевой земли 15 десятин, луговой 29 десятин, из них неудобной 9 десятин. С 1892 года в приходе существует церковно-приходская школа. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Каширский уезд, стр. 395. Строительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кашире было начато в самом начале 19 века. Закладной камень был помещен в ее основание в 1801 году, по благословению первого Тульского епископа Мефодия. О другой Введенской церкви было известно еще с середины 18 века. В частности, сохранились данные о том, что церковь была каменной, стояла в Стрелецкой слободе, была приходской и находилась за линией городских укреплений. Всего же в Кашире того времени имелось три храма внутри городских стен и четыре, включая Введенский, за их пределами.

http://sobory.ru/article/?object=01458

Крестовское. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты Село Крестовское (Кресты) возникла в 1857 году. Известно и знаменито тем, что в нем ежегодно с 29 августа целый месяц проходила Крестовско-Ивановская ярмарка с миллионными оборотами. Вторая по величине в Южном Зауралье после Ирбитской. Вот как пишет Д.Н.Мамин-Сибиряк об этом месте в рассказе 1891 года " Крупичатая " : " Торговище появилось всего лет сорок, когда в степи, на берегу Мурмолки, была найдена явленная икона Парасковеи-Пятницы. Для иконы поставили деревянную часовенку, а около часовенки вырос степной сибирский торжок. Стали наезжать по осени, когда убирался хлеб, краснорядцы из ближайшего степного городка и торговали всяким товаром прямо с возов, потом выросли ярмарочные балаганы, лари и деревянные " ряды " , и в результате получилось Торговище. Сейчас это было настоящее село в несколько улиц и с каменной церковью. " По факту (и легенде) по реке Мостовке приплыла богоявленная икона Иоанна-Крестителя. А дальше как в рассказе... Торговцы, видя, что 29 августа каждого года в день Усекновения главы Иоанна Крестителя к кресту и часовне собираются паломники со всех окрестных сел, решили в это время в этом месте устраивать торжок, который превратился во всероссийскую ярмарку. И имя селу первоначально дала именно икона. Ярмарка просуществовала до Первой мировой войны, а потом в 1918 многочисленные здания и вовсе были приспособлены под лагерь военнопленных. Более подробно об истории села можно почитать тут: Кресты Крестовское село (1 благочиние) находится от епархиальнаго города в 240 вер., от уезднаго в 27 вер. на восток по Ялуторовскому тракту, расположено по берегам незначительной речки Мостовки в четырех верстах от впадения ея в р. Исеть. Время основания селения относится к 1857 – 59 г.г., когда жители с. Маслянскаго начали селиться на этом месте. Крестовское село замечательно по своей ярмарке, известной под именем Крестовской или Ивановской, обороты которой, даже и при настоящем ея упадке вследствие проведения Сибирской жел. дороги, достигают нескольких миллионов руб., так что и до сих пор там не прекращает своих операций отделение Государственнаго Банка.

http://sobory.ru/article/?object=10949

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010