Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Loris Silvio Zecchinato Суздаль 12 мин., 08.12.2016 Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России». На поверхности — милый городок с десятью тысячами жителей: всюду храмы старомосковской поры, всюду колокольни особенной суздальской формы — дудочкой, центр «держат» торговые ряды времен блаженной памяти государя императора Александра Павловича. Здесь можно купить баранки, валенки, глиняную посуду. Время от времени власти объявляют тут День огурца, День лаптя, День старинных ремесел, устраивают какие-нибудь народные гуляния. Словом, что-нибудь приятное и безобидное. Петляет по Суздалю речушка Каменка с топкими берегами. Десятки золоченых крестов воздеты к небу… Суздаль до такой степени богат старыми храмами, что его впору называть столицей церковного благолепия. На поверхности — милый городок с десятью тысячами жителей: всюду храмы старомосковской поры, всюду колокольни особенной суздальской формы — дудочкой, центр «держат» торговые ряды времен блаженной памяти государя императора Александра Павловича. Здесь можно купить баранки, валенки, глиняную посуду. Время от времени власти объявляют тут День огурца, День лаптя, День старинных ремесел, устраивают какие-нибудь народные гуляния. Словом, что-нибудь приятное и безобидное. Петляет по Суздалю речушка Каменка с топкими берегами. Десятки золоченых крестов воздеты к небу… Суздаль до такой степени богат старыми храмами, что его впору называть столицей церковного благолепия. Фото Эдуарда Гордеева

http://foma.ru/suzdal.html

Когда раздался набат, я был в доме своих знакомых, прихожан нашего храма. Вскоре туда пришел знакомый монах и успокоил нас, сказав, что пожар пустяковый и его скоро потушат. Действительно, через некоторое время набат прекратился, но затем в него ударили сразу несколько церквей. Сын хозяйки вышел узнать, в чем дело, и вскоре вернулся перепуганный: горели Пятницкая башня и весь верх лаврской стены от башни к Святым воротам. Тотчас же я побежал на площадь. Над Пятницкой башней и над стеной поднимались огромные языки пламени и клубы черного дыма. Пересохшие за лето деревянные стропила, перегородки и j полы переходов полыхали с чудовищной силой. Пожарные команды были бессильны справиться с огнем. С позолоченного купола Святых ворот уже капал расплавленный металл, купол кренился, оплывал, затем рухнул, и пламя взметнулось еще сильнее. В толпе тревожно говорили, что если огонь доберется до академических зданий, то на воздух взлетит вся Лавра: в Электроакадемии хранились взрывчатые вещества... Через Успенские ворота мне удалось пробиться внутрь. Там, возле академической библиотеки, я встретил бледного К.М. Попова. – Константин Михайлович, что делать? Как спасать библиотеку? – обратился я к нему, думая не только об академической, но и о «своей» библиотеке. – Если пожар пойдет дальше по стенам, то огонь перекинется и к нам! – He знаю, не знаю... – растерянно ответил он мне. – Я закрыл глухие металлические ставни в центральной части библиотеки, где рукописный отдел и самые ценные книги. Может быть, так удастся их спасти. Об остальных залах даже подумать страшно! Ведь большинство окон глядит на стену, а их нечем закрыть. Теперь вся надежда на милость Господню... И он истово, с верой перекрестился. Вместе с другими сергиевскими жителями я встал качать воду. Через два часа пожар удалось остановить, a потом и потушить. Пламя уже не бушевало. Шел только густой дым, и тлели залитые водой стропила. На следующий день пожар возобновился. На этот раз орели Красные торговые ряды перед Лаврой и чуть подальше – Белые торговые ряды, стоявшие на том месте, где теперь находятся Институт игрушки и кинотеатр «Мир».Они сильно обгорели. Пожар был страшен настолько, что приезжали пожарные команды из Мытищ и Александрова. Если бы не эта помощь, из-за сильного ветра могла выгореть вся северная часть Сергиева.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

  Торговые ряды в Орле. Середина XIX в.   От Торговых рядов можно выйти к мосту через Оку. Слева видна отсюда обрывающаяся к реке круча «Тургеневского бережка». Справа в отдалении — главы и колокольня Ахтырской церкви, памятника архитектуры XVIII века. За мостом — Сквер танкистов, и дальше ансамбли городской застройки советского времени, в основном послевоенных лет. Здесь открывается один из самых привлекательных видов города. Разбегаются глаза: куда идти дальше? Всё интересно, везде нужно побывать, всё хочется увидеть.   Торговые ряды в Орле . Фрагмент   Но лучше всего спуститься на берег реки и пройти к виднеющемуся совсем рядом монументу в честь 400-летия Орла. Он поставлен на том самом месте, где возникла в середине XVI века древняя Орловская крепость. Она была заложена здесь, при слиянии рек Орла (с 1784 года её стали называть Орликом) и Оки. Легенда утверждает, что, когда при начале строительства крепости был срублен могучий столетний дуб, с его вершины взлетел в небо большой орёл и это якобы определило название города. Однако проще связать имя города с названием протекающей здесь реки. Деревянная Орловская крепость была выстроена одновременно с другими крепостями этой земли на границах Русского государства для защиты его с юга. Датой основания Орла принято считать 1566 год.   Монумент 400-летия Орла. 1966. Архитектор Р.К.Топуридзе, скульптор А.Н.Бурганов   Судьба Орла в XVI—XVII веках была типичной судьбой русской крепости, не раз подвергавшейся нападению врагов. Их многочисленные набеги порою приносили городу большие беды и разорения. Так, в 1571 году, уже через пять лет после возникновения крепости, её почти полностью разрушил Девлет-Гирей. Но на следующий год указом Ивана Грозного Орёл был укреплен вновь «более прежнего». Постепенно рос и примыкавший к крепости посад. О его существовании напоминают современные Посадские улицы Орла. XVII век начался на Руси страшным бедствием: неурожай и повальный голод охватили почти всю страну. Повсюду возникали и росли народные волнения. Пошли тёмные слухи о таинственном и чудесном спасении царевича Димитрия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

29:21. Метафорический язык: рог. Рога животного считались символом его силы и стали знамением, образом силы в целом. Многие месопотамские божества изображались с рогами. Тем самым, возвращение рога дому Израилеву означает возвращение ему силы. Царские венцы также украшались рогами, символизируя величие царя (см. коммент. к Дан. 7:7 ). 30:4. Египет и Эфиопия. Эфиопия – страна, фаничащая с Египтом на юге, известная как Нубия, поддерживала контакты со своим северным соседом с самого начала документированной истории. Египет в течение многих столетий ифал ведущую роль в торговле с Эфиопией и в конце концов завоевал ее территорию. В середине VIII в. до н. э., однако, Эфиопия завоевала Египет, и в течение почти столетия он находился под ее владычеством. 30:5. География. Первые три названия (Эфиопия, Ливия и Лидия) упоминаются также и Иез. 27:10 . Эфиопия (Куш, или Нубия) фаничила с Египтом на юге, а Ливия (Пут) – на западе. Лидия находилась на севере, за Средиземным морем, и часто вступала в коалицию с египтянами против общих врагов на востоке. Выражение «весь смешанный народ», вероятно, относится к наемникам в египетской армии, представлявшим народы Западной Азии и Восточного Средиземноморья. Хуб (в NIV – «Ливия»), возможно, находился на территории современной Ливии. «Сынами земли завета», вероятно, названы воины Иудеи, которая поддерживала военные контакты с Египтом в это время и, возможно, пополняла ряды его армии своими воинами, как это было принято во всех других странах. Иеремия знал о еврейских поселениях в Египте (см. коммент. к Иер. 44:1 ). 30:6. Мигдол и Сиена. См. коммент. к 29:10. 30:9. Вестники на кораблях в Эфиопию. Под «кораблями» (заимствованное египетское слово) понимаются военные суда, а не тростниковые лодки или торговые суда. Нубия понимала, что буферная зона Египта может обеспечить ей определенную защиту от любых врагов, которые могут появиться с востока. Хотя египетский фараон Псамметих II организовал военную кампанию против Нубии в 593 г. до н. э., в данном отрывке говорится об опасности, которая исходила не от Египта. Персидский царь Камбиз вторгся в Нубию в 525 г. до н. э., и с этого времени она вошла в состав его империи. Нубийцы пополняли ряды персидской армии в качестве наемной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

За ними следовали низшие боги – духи или гении лесов, моря, рек и гор. Эти последние служили выражением силы высших богов, точно так же, как и сами Кабиры были отобразом силы первоначальной, скрытой, неприступной 1548 . У Санхониатона упоминаются духи – Офионы, т. е. змеи или драконы, которые признавались откровением божественного разума и мудрости. Неизвестно, что именно в природе олицетворяли собой эти духи драконы 1549 . Была, по-видимому, и своя систематизация божеств в Финикии, подобная вавилонской, в которой ряды богов и богинь следовали в порядке их происхождения (из более основных и первоначальных существ) и их мирового значения. Основания для такого заключения дают теогонические отрывки из Санхониатона, приводимые Евсевием. Правда, вся космогония финикийская, в том виде, как она изложена у Евсевия, спутана и, по-видимому, представляет соединение различных космогонических рассказов, принадлежащих различным местностям (Сидону, Геболу), не отделенных один от другого и смешанных или самим Евсевием, или Филоном 1550 . Но в конце этой хаотической космогонии следует, по-видимому, теогония, т. е. сказание о происхождении самих богов, которые представлены под формой преемственно следовавших героев благодетелей народа, изобретавших различные искусства и водворявших на земле цивилизацию. Эта история богов, рождавшихся один от другого и живших на земле, состоит большей частью из одного сухого перечня имен, переданных греческими, а не финикийскими названиями, но замечательно, что ряды богов всегда определяются круглыми, знаменательными числами: 7, 12 1551 . Еще яснее выступают пары богов, напоминающие подобный же египетский дуализм в теогонии. Пары эти иногда переходят в триады, как и в Вавилоне. (Сидонская, или великая Астарта, Зевс-Димару и Адад; или Астарта, Геракл и Иолай (Ioláos); из богов земных: Понт, Тифон и Нерей. Между главными богинями триаду составляют Астарта, Рея и Диана). Но какой частнейший теософический смысл соединялся с этими триадами в религии практического, торгового народа, – об этом бесполезно рассуждать на основании таких сухих и спутанных рассказов, каковы сохраненные Евсевием отрывки из Санхониатона 1552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

В I в. форум переместился к югу от храмового холма; участок был разделен надвое. Весь форум лежит между юж. и сев. стоей, но верхний форум, в основном административный,- на террасе, севернее юж. стои, где до 146 г. до Р. Х. стояли статуи. С него можно было спуститься на нижний, торговый форум, окруженный с востока торговым районом базилики Юлия и с запада - храмами. В сев. оконечности высился храмовый холм, с южной - располагался центральный торговый ряд. Нижний форум до 146 г. до Р. Х. использовали для скачек, во время строительства камни высекали из скалы прямо на его вост. конце. Лехейская дорога в Коринфе. Фотография. 2012 г. Лехейская дорога в Коринфе. Фотография. 2012 г. Много места вокруг нижнего форума и центра К. занимали торговые кварталы. Продуктами питания торговали на сев. рынке, ниже сев. склона храмовой горы (1-я пол. I в. по Р. Х.). Ок. 40 г. были построены 2 одинаковые базилики (южная и Юлия). Перибол Аполлона - большой открытый двор с колоннадой, в юго-восточном углу которого помещался источник Пирена, неоднократно перестраивался: в греч. и рим. периоды, при имп. Августе; с востока была возведена террасная стена, с 3 сторон были устроены торговые ряды. Они шли вдоль обеих сторон дороги в Лехей. Ниже вост. части огромной «придорожной» базилики (Лехейон) было 16 сводчатых помещений для торговли. Длинный центральный ряд лавок стоял на спуске от верхнего к нижнему форуму. В эпоху Августа на западной террасе холма за римскими храмами появились западные торговые ряды и сев.-зап. стоя (2 группы по 6 построек). Еще одна торговая линия шла вдоль сев.-зап. стои до конца форума, но она появилась только после разрушения стои, приблизительно в III в. (сохр. один из компартиментов линии). Источники с водоразборами - важный элемент средиземноморской жизни - были в К. довольно многочисленны. Большой нижний фонтан Пирена (на востоке от входа на форум) - главный древний источник воды в городе; римляне в 146 г. его не разрушили. При имп. Августе его бассейн отремонтировали, а на южном краю фасада соорудили 6 камер с арками. За ними помещались 4 резервуара, наполнявшиеся водой по туннелям со склонов Акрокоринфа и соединенные друг с другом. Воду разбирали в 15 точках вдоль канала, а вокруг источника стояли 2-этажные стены (нижняя с дорическими и верхняя с ионическими колоннами).

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Деревня стала зажиточной, середняцкой. Но в промышленности ничего не изменилось. По-прежнему, все крупные заводы и фабрики оставались государственными. Разрешили открывать только мелкие мастерские по ремонту обуви, пошивке одежды. Получились «ножницы» - хлеба много, промышленных товаров мало. Государство продавало промышленные товары – сельхозинвентарь, обувь, одежду, стройматериалы, керосин и прочее по завышенным ценам. Крестьянам это не выгодно, они не в состоянии покупать удобрения, сельхозинвентарь, племенной скот. Полного оздоровления экономики не произошло. Ввели золотой рубль, отказались от прямого продуктообмена – хлеб на мыло, или картошку на горох. Была проведена финансовая реформа, Сталин чеканил золотые червонцы. Причём, эти червонцы свободно обменивались на бумажные деньги. Это тоже способствовало временному оживлению промышленности и торговли. Даже иностранные капиталисты получили заинтересованность брать в концессию заводы, прииски. Начался приток иностранных инвестиций. Создавались акционерные общества с участием государственного и иностранного капитала. Но, тут в партии разгорелись споры, как идти дальше: давать всё большую свободу рыночным отношениям, или держать всё под жёстким контролем. Споры буквально раскалывали ряды коммунистов. Ленин колебался. То он говорил, что НЭП надолго, то он утверждал прямо противоположное: «Из России нэповской вырастет Россия социалистическая. НЭП – это временное отступление для того, чтобы перестроить ряды, пойти в новую атаку». Свободного обсуждения вопросов, по каким путям развиваться дальше стране, не было. Относительная свобода рыночных отношений, внешняя торговля, банки – всё оставалось под контролем государства. Даже эта относительная экономическая свобода не сопровождалась свободой политической. По-прежнему вся власть была в руках одной партии, в руках вождя партии. Все остальные партии были запрещены, в том числе и так называемые советские партии – меньшевики и эсеры. Эсеры до лета 1918 г. входили в состав Совнаркома.

http://pravoslavie.ru/5880.html

Но сейчас эта жизнь базара текла сама по себе — помимо него. Он старался как можно быстрее миновать все торговые ряды, купить то, что можно было купить на его единственную драхму, и снова оказаться дома — подальше от этой суеты, а главное — от знакомых, которых на базаре было великое множество. Больше всего на свете Фраде сейчас не хотелось отвечать на вопрос: — А правда ли то, что ты все деньги потратил на нищих?.. Он благополучно миновал ряды седельников, медников, боязливо оглядываясь, обошел стороной ряд горшечников, где его знакомыми были все — до единого, и наконец оказался в ряду торгующих всякой снедью. Сладостный запах спелых дынь приятно щекотал его обоняние, зеленые полосатые арбузы — огромные, какие растут только в верховьях Тигра — будто просились в руки, и Фраде даже почудилось, как они шепчут ему: «Купи нас, Фра-да! Купи…» Финики, персики и прочие фрукты — сочные, сладкие до приторности зазывали его к себе гнусавыми и назойливыми голосами продавцов. Но у Фрады была только одна драхма. И он мужественно прошел мимо фруктовых лавок, купил у пекаря несколько кукурузных лепешек, у зеленщика — немного зелени, и от его драхмы осталась ровно половина. Он приостановился, недоумевая — что же еще купить? И тут словно скала навалилась ему на плечи и придавила своей тяжестью. Невеселые мысли зашевелились в его голове. «А так ли уж права была Ариана? Не простое ли совпадение — эта одна, всего лишь одна! драхма. И нет этого таинственного христианского Бога. Ведь я так и не увидел Его. И никто, никто никогда не вернет мне обратно денег!..» Словно Кто-то невидимый подтолкнул Фраду под локоть. Он сделал невольно пару неверных шагов в сторону и оказался прямо напротив торговца Гурама, у которого всегда покупал рыбу, и про которого вспоминал тогда — в храме, когда разглядывал мозаичное изображение рыбы. Гурам был человеком огромного роста. У него было большое и широкое добродушное лицо с большими глазами, большой бородой и очень большими усами. Большими и сильными руками Гурам с легкостью передвигал такие же большие, как и он сам, тростниковые корзины с рыбой. Увидев Фраду, он сразу загудел низким голосом на весь ряд:

http://azbyka.ru/fiction/kamen-v-rybe/

На самом деле этому торговому месту уже тогда, и только по летописным воспоминаниям, насчитывалось почти семь с половиной веков. Основатель Москвы князь ростово-суздальский и Великий князь киевский Юрий Долгорукий, ставя на Боровицком холме свой первый деревянный Кремль, несомненно наблюдал с его вершины, как внизу, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, кипит оживлённый торг. Место было древнее, «насиженное» (археологи отмечают здесь поселения ещё бронзового века, а это 3300-300 года до нашей эры), для торговли удобное, поскольку находилось на пересечении сухопутных и водных путей. Торговля не терпит хаоса. Путешественники, посещавшие Россию в самые ранние её времена, отмечали высокую упорядоченность московской торговли. Выражение «не лезь со свиным (вариант – суконным) рылом в калашный ряд» родом оттуда, и подразумевает ситуацию, когда торговец свининой пристраивается торговать своим товаром там, где реализуются хлебобулочные, самые важные для народа изделия, и продавцы калачей делают ему замечание, что он пришел не туда, куда надо, и занимается тем, что делать здесь не положено. То же и с сукном. Хотя это был товар дорогой и ценимый, но его полагалось продавать в ветошном (иначе суконном) ряду, где и пушнину, которая в целом была дешевле тканей. Дичь продавалась в Охотном ряду, названия прочих тоже сложились «говорящие»: Рыбный, Медовый, Игольный и т.д. Некоторые из названий нашему современнику будут, вероятно, не вполне понятны: ряды «Щепетильный» (женские товары), «Москательный» (мыло, клеи, краски), «Вандышный» (подраздел Рыбного, где отоваривались любители мелкой, но удивительно вкусной рыбы корюшки), и другие. Помимо специализации по мере развития ряды «поползли» вверх по склону Боровицкого холма, разделившись на Нижние, Средние и Верхние, последние из которых расположились напротив Кремля, уже каменного, построенного в 1366–1368 годах при князе Дмитрии Донском. Образовалась огромная торговая площадь, на которой возникли, говоря по-современному, киоски, ларьки, торговые палатки, между которыми бойко шныряли разносчики пирожков, сбитеня, полезной мелочёвки. Эти «малые архитектурные формы» пытались прилепиться поближе к стенам крепости, то есть Кремля, отчего на Москву навлекалась беда: самодельные печи, устраиваемые в торговых самостроях, вызывали пожары, по всему городу распространявшиеся, отчего столица часто выгорала едва ли не дотла.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/14/glavny...

Всего, как известно из исторических источников, в К. имелось около 500 церквей различного назначения и около 345 различных монастырей, 18 из которых еще действовали в 1453 г. Главная улица, раздваивавшаяся в центре столицы, носила название Меси. Она проходила через несколько основных площадей – форосов города (Константина – она же Фора или Агора, где находился продовольственный и вещевой рынок; Тавра – скотный рынок со второй трети VIII в., агору Вола – продовольственный рынок, агору Аркадия – Ксеролоф, Феодосия, Амастриана – конный рынок) и соседствовала с продуктовыми рядами Артополия, рыбными рядами – Большими комарами, рядами торговцев импортными тканными изделиями в Большом Эмволе, Гунарией – кварталом торговцев пушным товаром, рядами скорняжных эргастириев, торговцев драгоценностями – Аргиропратией, медников – Халкопратией, рядами авак мирэпсов, рядами кирулариев – Кирополией, Кируларией и др. В Кинегии – «Собачьем рынке» находился квартал гвоздарей. С VI в. действовал ячменный рынок – Крифополия. Отдельно существовал рынок топлива – Карвунария. В центральной части города, в квартале Нарса, действовали красильни – вафионы. Со времен василевса Феофила (829–842 гг.) в Ставрионе, недалеко от Золотого Рога, стал действовать рынок рабов. Торговля в городе зависела от четырех главных портов: Просфорий и Неорий (морская верфь) на Золотом Роге и две искусственные гавани на берегу Пропонтиды, построенные императорами Юлианом и Феодосием I. Свою роль играли гавани Контоскалия, Эптаскалия (Кесарийская) и Вуколеон на Пропонтиде. Продовольствие, поставляемое государством, доставлялось из гаваней на товарные склады (аннона) (хлеб, вино и оливковое масло раздавали в городе до VII в.), а пища, продаваемая частным образом, поставлялась из гаваней на товарные склады (horrea), а потом в эргастирии, лавки, торговые ряды, которые обычно располагались около форумов и рынка Стратигия, где торговали убойным скотом. Недалеко от Пропонтиды находились мясные ряды – Леомакеллон или Димакеллон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010