Москва. Церковь Марии Магдалины на Сетуни (каменная). Карта и ближайшие объекты Наверное, мало кто из жителей микрорайона Потылихи знает, что в этом месте в конце 19 – начале 20 вв. существовал православный храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Причины такого незнания в том, что во-первых, храм был домовый – т.е. примыкал к комплексу других зданий, а во-вторых, существовал храм недолго, всего два-три десятилетия (храм был освящен в 1893 году, а после революции, видимо, скоро был закрыт). Еще одной причиной малой известности храма было, очевидно, и то что храм не был приходским, а был храмом для воспитанников и сотрудников дачи Московского Николаевского Сиротского Института. В конце 19 века на даче Николаевского Института была построена церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Феодоровны. Об этой церкви есть сведения в известном издании «Сорок Сороков» под редакцией Павла Паламарчука: «…в 19 веке здесь, за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института. Церковь при даче построена купцом Щербаковым, которому это обошлось 11000 рублей. Она была деревянной. Непосредственно примыкала к столовой, строил архитектор Прыжов. Освящена 11 июля 1893 года. Дожила до революции». Адрес храма звучал тогда так: Московский уезд, ур. Дача Николаевского института (у полустанка Потылиха Окружной ж/д). http://mariyamagdalina.cerkov.ru/ Церковь Марии Магдалины за Дорогомиловской заставой при даче Николаевского института на загородном дворе Воспитательного дома, 2 Сетуньский пр. Храм состоял при даче Николаевского института, главное здание которого стоит на Солянке и имело свою отдельную церковь. " На устье Сетуни в XV в. было сельцо Воишевское, в 1639 г. уничтоженное разбойниками. В XIX в. здесь за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института.

http://sobory.ru/article/?object=56362

Арзамас. Николаевский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Богоявления Господня Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Основан, неизвестно когда, священником Феофилактом Яковлевым. Существовал уже в XVI веке. В монастыре находится чудотворная икона святителя Николая, пожертвованная игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Сергием (+1585 год). При монастыре больница с аптекой, живописная мастерская и приют для девочек — сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский Николаевский женский монастырь основан в конце XVI века. В 1738 г. построена церковь Николая Чудотворца ( " Большой крест " ), в 1811 г. - церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь действующая, церковь Николая Чудотворца восстанавливается, но без колокольни. СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться НикольскойНикола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха). Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=04969

Москва. Николаевский Греческий монастырь. Упразднен /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Известно, что Николаевский (Никольский, Николо-греческий) монастырь в Москве на посаде существовал еще в конце 14 века, еще до строительства Китай-городской стены. Точное время основания обители неизвестно, а первые документальные свидетельства о Никольском монастыре относятся к 1390 году, но уже тогда он называется ″Старым″. Существующая летопись указывает на связь монастыря с греками, и, возможно, он служил им пристанищем в Москве. Кроме того, Никольский монастырь служил местом заключения для провинившихся священников. По результатам археологических раскопок было выяснено, что в старину Старый Николаевский монастырь стоял на правой стороне улицы, возле Богоявленского монастыря. Видимо, в то время, когда Иван Грозный даровал греческим монахам земли на левой стороне для устройства обители, они постепенно перебрались на новое место, а старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью. Когда – точно не установлено, но или в 1556, или в 1571 году Иван Грозный определил греческим афонским монахам Никольский монастырь. В то время в Москву прибыл Архимандрит Афонского Введенского Хиландарского монастыря Прохор, и царь к нему очень благоволил, пригласил приезжать и впредь, а также пожаловал земли на улице Никольской, находившиеся напротив монастырского подворья. На подаренных землях греки вскорости построили церковь Николая Чудотворца (Никола Большая Глава), а при царе Федоре Иоанновиче эта церковь и положила начало новому Никольскому монастырю. В 1603 году Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. Старый же Никольский монастырь, расположенный в Ветошном переулке, продолжал оставаться местом заключения опальных русских священнослужителей. Сюда прибыл митрополит Московский Филипп (Колычев), после того, как отказал царю в благословлении на служении в Успенском соборе. Также на территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к древней присяге – целованию креста) – один из трех в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=21187

Борок. Борковская Троице-Николаевская пустынь. Храмы монастыря: Другие постройки монастыря: План составлен А.В.Богдановым Карта и ближайшие объекты БОРОК, ПУСТЫНЬ БОРКОВСКАЯ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКАЯ, 2-я пол. 18 2-я пол. 19 в. Расположенная в 1 км от Холуя на левом низком берегу р. Теза пустынь основана ок. 1650 г. по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном И.Д. Пожарским. Первоначально все постройки были деревянными, и по главному храму пустынь именовалась Борковской Николаевской. После пожара в сер. 18 в. пустынь в 1764 г. упразднили. Однако уже в следующем году она была возобновлена " тщанием " астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя, который тогда же (1765) на свои средства выстроил теплый каменный храм Троицы. В 1774 г. сооружен летний каменный соборный храм, получивший название Троицкого, а теплый был переименован в Казанский (в связи с этим с 1787 г. пустынь стали называть Борковской Троицкой). В 60-70-е гг. 18 в. из кирпича построены одноэтажный настоятельский корпус и ограда с тремя воротами и башнями на углах. В 1853 г. пустынь сделали общежительной и в ней возвели (до 1868) братский корпус и ряд хозяйственных построек, над настоятельским корпусом надстроили второй деревянный этаж, а к собору пристроили новую трапезную. На рубеже 19-20 вв. соорудили новую монастырскую ограду, а в северной части территории, неподалеку от ворот, поставили еще один жилой корпус, возможно использовавшийся как гостиница. В настоящее время разобраны барабаны с главами храмов, верхний ярус шатровой колокольни Казанской церкви; утрачен ряд хозяйственных построек. Территория сравнительно небольшого монастырского комплекса образует в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг, с невысокой оградой по периметру (на северной стороне разобрана). Юго-восточный угол участка фиксирует большое Г-образное здание братских келий, а в противоположном углу его композиционно уравновешивают расположенные там хозяйственные строения (конюшня, баня и жилой корпус) кон. 19 - нач. 20 в. В комплексе господствует наиболее крупное здание Троицкого собора, которое возвышается в южной части территории, вытянувшись параллельно ограде. В некотором отдалении, к северу от собора, находится Казанская церковь с колокольней - вертикальной доминантой. Небольшая прямоугольная площадь между храмами, ограниченная с запада настоятельским корпусом, является композиционным центром. На площадь ориентированы их главные, более нарядно украшенные фасады. Северные и главные западные въездные ворота утрачены. Комплекс интересен как образец монастырского строительства 18 в., сохраняющего формы предшествующего столетия.

http://sobory.ru/article/?object=07744

(Зноско-Боровский Митрофан Константинович; 4.08. 1909, г. Брест-Литовск Гродненской губ. (ныне Брест, Белоруссия) - 15.02.2002, Си-Клифф, шт. Нью-Йорк, США), еп. Бостонский РПЦЗ, духовный писатель. Сын прот. Константина Иоанновича Зноско (1865-1943), настоятеля Николаевского Братского храма в Бресте, гимнографа и церковного историка. В 1915 г., во время первой мировой войны, был эвакуирован с семьей в г. Елец Орловской губ., где прот. Константин получил должность законоучителя жен. гимназии, но вскоре ушел на фронт военным священником, имел боевые награды. В годы гражданской войны семья, спасаясь от голода, переехала в с. Телегино Елецкого у. Там 9-летний Митрофан лишился матери, умершей от тифа, воспитывался старшей сестрой Ольгой. В 1922 г. прот. Константин вернулся с детьми в Брест-над-Бугом (ныне Брест), принадлежавший тогда Польше, и был вновь назначен настоятелем Николаевского Братского храма. В том же году Митрофан поступил в 1-й класс брестской рус. гимназии. В 1928 г., окончив 6 классов гимназии, поступил в Волынскую ДС в Кременце, но вскоре вернулся доучиваться в гимназию в Бресте. В 1930 г., по окончании гимназии, поступил на православный богословский фак-т Варшавского ун-та. В нач. 1932 г. из-за конфликта с воспитателем, сторонником полонизации православной Церкви в Польше, при содействии декана фак-та, первоиерарха неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше Варшавского митр. Дионисия (Валединского) , перевелся на богословский фак-т Белградского ун-та. Во время учебы регулярно посещал первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого) ; был знаком с иером. свт. Иоанном (Максимовичем ; впосл. архиепископ), с которым и в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. В 1935 г. окончил богословский фак-т Белградского ун-та и вернулся в Польшу. 1 сент. того же года рукоположен Полесским и Пинским архиеп. Александром (Иноземцевым) во диакона. Был назначен законоучителем брестской русской гимназии. 25 июня 1936 г. рукоположен архиеп. Александром во иерея и назначен настоятелем храма в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Омельянец (ныне Каменецкого р-на Брестской обл., Белоруссия). Был удостоен ученого звания магистра богословия на богословском фак-те Варшавского ун-та. В 1938 г. переведен настоятелем брестского Николаевского Братского храма на место отца, ушедшего на покой. Одновременно был законоучителем в русской гимназии и начальной школе. После присоединения Зап. Белоруссии к СССР осенью 1939 г. перешел в юрисдикцию РПЦ. Был уволен из брестской русской гимназии, ставшей советской школой, но по инициативе учителей продолжал получать от них денежное содержание. Вызывался на допросы в НКВД, где его склоняли к сотрудничеству, от чего он решительно отказался, несмотря на угрозы. Указом Гродненского и Вилейского архиеп. Пантелеимона (Рожновского) от 23 июня 1941 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/2563436.html

Эпоха V-я, по кончине государя император Павла I, по восшествии на престол Александра I, при коем Екатеринославу возвращено прежнее имя, а архиерейская кафедра из Новомиргорода перенесена в Екатеринослав, с наименованием архиереев Екатеринославскими, Херсонскими и Таврическими 1800 год Села Ильинского, Александровская, кам. Одесск. у. Села Остановки, Николаевская, кам. Херс. у. Села Петрова, Вознесенская, кам. Бобр. у. Села Щербаковки, Гаврииловская, кам. Бобр. у. 1801 год Села Березнеговатого, Николаевская, кам. Херс. у. 1803 год Села Бокового, Покровская, кам. Бобр у. Села Терновки, Успенская, кам. Херс. у. Обращена в церковь из Турецкой мечети. Здесь в 1802г. поселились Болгаре, выходцы из Турции, исповедания Православного. 1804 год Города Тирасполя, соборная Николаевская, кам. По верным устным преданиям известно, что на том месте, где ныне город Тирасполь стоит, еще при Турецком владении находилось Молдаванское селение «Суклея», в котором была церковь во имя Святителя Христова Николая, деревянная, крытая камышом, неизвестно кем и когда построенная ; но в 1787 году, пред начатием войны России с Турцией, турецкое правительство выслало часть Буджацких Татар в Очаковскую область для опустошения ее и истребления всего народонаселения, особенно Днестровских прибрежных мест; о чем узнав жители сих мест, разбежались в разные стороны, иные в бывшую Польшу, другие за Буг в Россию, а остальную часть Татары забрали в Турцию, жилища же их истребили огнем, в это время сожжено и селение Суклея вместе с церковью. Когда же в 1791 г. заключен был мир между Россией и Турцией, и в следствие оного Очаковская область уступлена Россия на вечные времена, и когда разбежавшиеся жители начали возвращаться на прежние свои места и заводить вновь селения: тогда и Суклейские возвратились на прежние свои пепелища и составили небольшое селение под тем же названием, и как привыкшие к церковному богослужению, не могли долго оставаться без оного, то по ходатайству Черноморского войска Кошевого , так как войско сие с 1790 по 1794 год занимало все прибрежные места , начиная от Бендер до самого Очакова, и с разрешения Амвросия архиепископа Екатеринославского в 1792 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Брест. Церковь Николая Чудотворца. Надпись на плите: Морякам-участникам русско-японской войны 1904-1905 г. их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения Движение Поддержки Флота 27 мая 2005 г. Брестское представительство Дионисий 18 января 2006 Карта и ближайшие объекты В сердце Бреста – на улице Советской – расположилась церковь, издали привлекающая к себе внимание. Это красавица Свято-Николаевская церковь, или церковь Святого Николая Чудотворца. История этой церкви начинается в далеком 1885 году: тогда православное братство Брест-Литовска построило деревянную церковь, которую называли Николаевской или Братской. Недолго радовала она глаза брестчан, один из многочисленных пожаров XIX века уничтожил строение. Тогда и было принято решение о строительстве новой – каменной – церкви. На ее строительство давали деньги не только обычные прихожане, братства в честь св. Николая и в честь Афанасия Брестского тоже щедро помогали деньгами. Правда, вскоре выяснилось, что денег все равно не хватает. Тогда император Николай II внес недостающую сумму, а также передал список имен погибших моряков, чтобы их постоянно поминали в церкви. Внес свою лепту в строительство и Петр Столыпин. Строительство было начато в 1903 году, а через три года храм уже стал действующим. Торжественное освящение церкви прошло 6 декабря 1906 года. Свято-Николаевская церковь напоминает пятимачтовый корабль. Построена в русско-византийском архитектурном стиле, просматриваются элементы московского церковного зодчества XVII века. Алтарь от храма отделяет трехъярусный деревянный иконостас. Церковь пережила войны и революции, польскую и немецкую оккупацию. Богослужения не прекращались. Но в 1961 году храм закрыли. В следующем году с него спилили все кресты над куполами и сбили все кресты н фасаде. Практически тридцать лет здесь было хранилище Государственного Архива Брестской области. Только в 1989 году кресты вернулись на положенное место. Верующие настояли, чтобы храм был возвращен Православной церкви. 7 января 1990 года – в Рождество Христово – здесь прошло первое богослужение. Правда, восстановление храм завершилось только в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=07839

В Николаевском храме в Шанхае совершена Божественная литургия впервые за полвека 11 мая, 2010. Редакция " Правмира " 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. В небольшом храме, под сводами которого впервые за долгие годы вновь зазвучали церковные и песнопения, собрались десятки православных верующих из стран СНГ и дальнего зарубежья, проживающих в мегаполисе. Многие из них пришли в праздничный день с детьми. По окончании Божественной литургии протоиерей Алексий Киселевич, духовно окормляющий православную паству в Шанхае, совершил благодарственный молебен по случаю Дня Победы, а затем — заупокойную литию о почивших воинах. Возобновление богослужений в храме, закрытом в годы «культурной революции», стало возможным благодаря усердию многих людей — членов православной общины, сотрудников Генерального консульства России и членов Русского клуба в Шанхае, много лет добивавшихся сначала выселения из храма увеселительных заведений, а потом возможности возобновления служб. Поддержку этим усилиям на протяжении многих лет оказывал Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, председателем которого был тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом (ныне — митрополитом) Волоколамским Иларионом 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/v-nikolaevskom-xrame-v...

«Всех вас люблю» (+ВИДЕО) Памяти Валентины Ивановны Бурмистровой 18 января 2022 года отошла ко Господу Валентина Ивановна Бурмистрова, старейшая прихожанка храма в честь Преображения Господня города Покровска (Энгельса). Всю свою жизнь бабушка Валя посвятила служению на приходах. 6 сентября 2021 года епископ Покровский и Николаевский Пахомий наградил Валентину Ивановну Юбилейным знаком «10 лет Покровской епархии Саратовской митрополии Русской Православной Церкви». Валентина Ивановна Бурмистрова : – Ой, такая радость, Господи! Епископ Покровский и Николаевский Пахомий : – Приветствую, бабулька! – Вы мне такое счастье сделали. Дай Бог вам всем здоровья. – А мы задумали кино снимать про Преображенский храм, думаем, бабу Валю надо привлечь к съемкам, потому что главная прихожанка, с нее все началось... – Да, началось. – А мне говорят, что баба Валя дома залегла и не хочет выходить. И я думаю, придется тогда штурмом брать. – Мои вы дорогие, как же я рада! – Мы тут гостинчик принесли и иконочку Воскресения Христова. – О Господи, мне радость! Господи! – И там что-то вкусненькое. – Зачем мне, владыка дорогой, зачем? Да все прямо здесь, да всех же я знаю! Всех-всех знаю. – Решили немножко пообщаться, навестить. Давно не виделись уже. – Да. – Я планировал службу на Преображение в храме. – Да, мне говорили. – Они готовились, но разболелся я. – Но я молилась о вас тоже, мне сказали. Говорят, владыка заболел. – Сейчас уж слава Богу. – Да, слава Богу. Благодарю Тебя, Господи. Все мои ходят ножками. Это мне вот – Тамара тогда умерла, в церкви работала, хотели ее выбросить, их родня, вон, Иверская икона Божией Матери, – я говорю: «Вы чего? Я возьму – как же можно такое делать?!» Мы с ней работали в храме. – Ну как, баба Валя, как молитва-то? – Как молитва… Потихоньку. Молюсь лежа. То присяду, устану – ложусь, повыше подушки поставлю и читаю. Вот только Псалтирь я в эти дни не читала, а то я его каждый день, владыка, читаю. И всех поминаю, у меня список… – Всех наших поминаете. – Да. У меня, вон, список: как же мне не поминать-то?

http://pravoslavie.ru/144893.html

В конце XIX века купеческая вдова Анна Семидетнова пожертвовала 100 000 рублей на сооружение храма в Крестовоздвиженском женском монастыре. Обитель эта появилась ещё в левобережном Саратове в XVII веке. При переносе города на правый берег Волги (при планировке города), монастырь занял тогда довольно внушительное место на улице Покровской (ныне - Лермонтова). Главным храмом монастырского комплекса в последние годы его существования стала Николаевская церковь. Юрий Терликов разработал проект церкви в 1898 году. Заложена она была на месте бывшей церкви Параскевы Пятницы в мае 1899-го, а в мае 1903 года года открыта и освящена. После строительства Николаевская церковь стала архитектурной доминантой, хорошо обозреваемой с Волги. Она поражала своим размахом и высотой. В основе композиционного построения храма лежала традиционная схема - пятиглавие, с выделением центральной главы. Над главным входом располагалась колокольня. Нижний этаж колокольни был открытым и оформлен в виде сквозного прохода. Стены декорировались " полосатой " кладкой, имитирующей средневековую византийскую. Внутри храм был высокий, светлый, с двухъярусными хорами. Позолоченный иконостас включал иконы выполненные в московской мастерской. Он вмещал тысячу человек одновременно. Стоимость церкви с иконостасом обошлось в 150 тыс. рублей. После революции храмы монастыря были закрыты. Единственной действующей церковью оставалась Никольская, вплоть до её разрушения в 1936-м году. С восточной стороны между храмами и монастырским зданием Терликов спроектировал въездные ворота во двор обители. Они - единственное, что сохранилось до наших дней от обители и храма, выстроенных по проектам этого зодчего. В 1990-м году (к 400-летнему юбилею Саратова) Святые ворота были отреставрированы, а в начале 2008 года в центальной арке появилась мозаика с изображением святителя Николая Чудотворца. Сегодня эти ворота являются неотъемлемым украшением улицы Лермонтова. Параллельно с проектированием и строительством храма в Крестовоздвиженском монастыре Юрий Николаевич работал над проектами ещё двух церквей - в горной части Саратова и кафедральным собором Александра Невского в Царицыне.

http://sobory.ru/article/?object=47901

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010