древлехранилище. Тобольск, 1902. Вып. 1. С. 7). По свидетельству «Черепановской» летописи, К. Т. и. прославилась «во чудесех во всех Сибирских городах и в прочих селениях Российских» (Летопись Сибирская. С. 247). Крестные ходы с К. Т. и. совершались в Тобольске в дни празднования Казанской иконе - 8 июля, 22 окт. и во вторник Светлой седмицы (традиция шествий в этот день с иконой Божией Матери «Одигитрия» существовала в К-поле), но позже - лишь 8 июля. К этому дню в Знаменский мон-рь доставляли Абалакскую икону, которую приносили из Абалака в Тобольск и ставили для поклонения в кафедральном Софийском соборе. Многотысячные толпы богомольцев стекались в Тобольск помолиться 2 чудотворным иконам (Принесение в Тобольск Абалакской иконы Божией Матери//Тобольские ЕВ. Ч. неофиц. 1883. 13, 14. С. 290-292). Крестный ход во вторник Светлой седмицы совершался впосл. лишь братией Знаменского мон-ря вокруг обители (Архипастырское богослужение в Знаменском мон-ре 10 апр. с. г.//Там же. 1884. 8. Ч. неофиц. С. 189). В XVII в. К. Т. и. широко почиталась в Сибири. Известно о строительстве здесь деревянных Казанских храмов: в 1650 г.- в Исетском остроге, в 1679 г.- при вратах Илимского острога (находится в Иркутском архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»). Сохранилась пядничного размера Казанская икона, происходящая из древлехранилища кафедрального тобольского Софийского собора (1-я пол. XVIII в., ТГИАМЗ; воспроизв. фрагмента: Велижанина Н. Г. К истории иконописания в Зап. Сибири//Традиц. обряды и искусство рус. и коренных народов Сибири/Отв. ред.: Л. М. Русакова, Н. А. Миненко. Новосиб., 1987. С. 136. Рис. 5). Судя по особенностям стиля, в к-ром опосредованно прослеживается влияние мастеров Оружейной палаты, она могла быть написана в Тобольске, где традиции местного иконописания формируются в XVII в. под влиянием Москвы и др. важных художественных центров (Соль Вычегодская, Вел. Устюг). В 1675 г. в Тобольске лучшим считался «живописец» Знаменского монастыря Мирон Кириллов ( Сулоцкий А., прот.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Вся её территория в епархиально-административном отношении разделялась на шесть заказов, Иркутский, находившийся в непосредственном ведении Консистории, и пять провинциальных: Якутский, Олекминский с заказчиком в Олекминском остроге, Илимский, Селенгинский и Нерчинский. При 100 храмах в 1737–1746 гг. в ней стояло семь монастырей: мужские – Вознесенский Иркутский, Преображенский Посольский, Троицкий Селенгинский, Успенский Нерчинский, Троицкий на устье Киренги, Спасский Якутский и женский Знаменский в Иркутске. Православных жителей в Иркутский епархии при 7 379 двор, насчитывалось 29 875 муж. п. и 28 991 ж. п., кроме Якутского дистрикта и острогов. В Тобольской епархии за это время в 13 городах с уездами и в 12 казачьих местах насчитывалось 361 ц. при 56 336 дворах; в них православных 174 396 душ. м. пола и 180 624 жен. пола и раскольников 2633 м. п. 493 Форпосты и заказы, составлявшие Тобольскую епархию в конце 30-х и в 40-х годах XVIII века, оставались прежними. 494 12 казачьих мест несомненно находились на южной и юго-восточной границе Тобольской епархии, где, как мы знаем, шла военная колонизация и строились укрепленные линии острогов и форпостов. Число монастырей Тобольской епархии как раньше, так и после отписки от нее трех монастырей к Иркутской епархии, было очень значительно – 15 мужских и 6 женских, а именно: мужские – Знаменский Тобольский, Николаевский в Верхотурье, Богоявленский Невьянский, Успенский Далматов (самый богатый), Троицкий Рафаилов, Троицкий Кодский, Туруханский-Троицкий, Спасский Енисейский, убогие – Троицкий в Тюмени, Николаевский в Туринске, Алексеевский Томский и присовокупленная к ней Рождественская Кузнецкая пустынь, Введенский в Красноярске, Спасский Кашиношиверский и Лосиноборский Преображенский, женские: Рождественский Тобольский, Введенский в Далматове, Успенский в Тюмени, Знаменский Томский, Рождественский Енисейский и Покровский в Верхотурье. 495 Территория открытой самостоятельной Иркутской епархии сосредоточивалась вокруг озера Байкал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Абалак. Абалакский Знаменский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1748 и 1750. Ссылки:   Адрес: Россия, Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Советская, 32 Координаты: 58.129653, 68.589685 Проезд:из Тобольска по шоссе Р-404 на Тюмень, не доезжая 1 км до моста через Иртыш на перекрёстке повернуть налево (указатель на Преображенку), далее по указателям. От Тобольска примерно 40 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1749-50 гг. по указанию митрополита Сильвестра, справа от Знаменской церкви был построен храм Святителя Николая Чудотворца. В 1854 году к церкви пристроили два симметричных придела, что придало ей ей крестообразную форму. В 1855 году Никольская церковь была освящена во имя Святой Троицы, южный придел – в честь Святителя Николая Чудотворца, а северный придел – во имя Вознесения Господня. Источник: Тобольско-Тюменская епархия   Кирпичная теплая церковь с декором в формах барокко, построенная в 1748-1750 г.г. Постройка, вытянутая с востока на запад, в прошлом завершавшаяся восьмериком с грушевидным куполом. В 1850-х г.г. пристроены боковые приделы, причем главный престол освящен как Троицкий, а приделы как Никольский и Вознесенский. В 1885 г. главный престол переосвящен в Знаменский, а Вознесенский придел - во имя Марии Египетской. Закрыта не позже 1920-х г.г., венчания сломаны. Отреставрирована в 2000-х г.г., освящена в 2013 г. как Никольская. Комментарии и обсуждение Великое освящение древнего восстановленного храма святителя Николая Чудотворца совершил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Храм входит в архитектурный комплекс Свято-Абалакского мужского монастыря. В настоящее время храм полностью расписан, на фресках - история храма и сибирских святынь. Украшением Дома Божия стал басменный иконостас в древнерусском стиле. (Видеосюжет об это событии на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at36773 ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05535

В 1924 году монастырь был закрыт. В советский период на территории монастыря располагался сначала пересылочный лагерь НКВД, где с января по август 1927 года содержался местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Коломенский и Крутицкий Пётр (Полянский). В советское время на территории монастыря располагались различные хозяйственные службы, клуб, интернат для детей. С 1989 года начался процесс возвращения монастыря Церкви. В 1992 – 94 гг. Ансамбль монастыря был полностью передан Тобольско-Тюменской епархии. Юридически Свято-Знаменский Абалакский монастырь был зарегистрирован 22 ноября 1996 года. Устав монастыря был зарегистрирован в 1999 г. Современное состояние [ править править код ] Обителью ведется монашеский образ жизни в его традиционных формах – общежитие, скит. Ежедневно в Знаменском храме совершаются богослужения. По традиции в день престольного праздника обители 2 августа в монастыре проводится ежегодное собрание монашествующих Тобольско-Тюменской епархии под председательством Правящего архиерея. 17 мая 2007 года было совершено торжественное освящение колокола подаренного монастырю православными журналистами Тюменской области. После освящения в монастыре прошел семинар «Православие и средства массовой информации», который традиционно проводится здесь на праздник Вознесения Господня. 13 мая 2010 года в праздник Вознесения Господня колокол был поднят на колокольню монастыря. Значимым событием в жизни монастыря явился Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Абалакская по приходам благочиний Ноябрьского (г. Новый Уренгой, п. Коротчаево, г. Губкинский, г. Ноябрьск), Нижневартовского (г. Нижневартовск) и Ханты-Мансийского (г. Сургут, г. Нефтеюганск, пгт. Пойковский, г. Ханты-Мансийск, г. Пыть-Ях) благочиниям в период с 21 сентября по 17 октября 2009 г. и Югорского (г. Нягань, г. Советский, п. Малиновский, г. Югорск, г. Урай) в период с 27 апреля по 12 мая 2010 г. Тобольско-Тюменской епархии. За это время вознести свои молитвы перед чудотворным образом пришли около 100 тысяч человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор иконы Божией Матери " Знамение " в городе Семипалатинске, фото нач. XX века Собор в честь Абалакской иконы Божией Матери " Знамение " в городе Семипалатинске , взорван в 1932 году Знаменский собор в городе Семипалатинске является одним из первых каменных православных храмов Иртышской линии укреплений. Построенный как крепостной храм, он, после потери крепостью военного значения, определял дальнейшую планировку улиц и площадей города. В 1776 году Семипалатинская крепость, основанная в 1718 году, была перенесена на место, где и теперь расположен город. 15 августа 1777 года в ней был заложен Знаменский собор. Архитектором был назначен Иван Черепанов, строительство контролировалось комендантом крепости Ильей Титовым и капитаном Иваном Андреевым. В соборе планировалось освятить три престола: центральный, во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (в их честь был освящен первый деревянный храм в старой крепости), второй во имя апостола Андрея Первозванного и, третий - в честь великомученика Георгия Победоносца . По просьбам жителей крепости епископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров) утвердил за главным престолом наименование в честь Семипалатинско-Абалацкой иконы Знамения Божией Матери . Андреевский придел был переименован во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (с установлением в нем иконостаса первой церкви), за третьим сохранилось имя великомученика Георгия Победоносца. В 1782 году строительство храма было завершено. 10 октября 1782 года был освящен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 24 сентября 1788 года был освящен придел Знамения Пресвятой Богородицы, а придел великомученика Георгия Победоносца был освящен 25 сентября 1788 года. 14 сентября 1790 года в Семипалатинске был сильный пожар, пострадала и церковь, особенно приделы во имя Знамения и Антония и Феодосия Печерских.

http://drevo-info.ru/articles/13679308.h...

Протоиерей Стефан Иаковлевич Знаменский – природный сибиряк: сын священника Барнаульского округа, Томской губернии. Родился он в 1804 г. и богословское образование получил в Тобольской духовной семинарии, где кончил курс в 1824 г., с званием студента. В семинарии молодой Знаменский отличался добрым поведением, значительными успехами в науках, и, в особенности, в изучении древних языков, преимущественно же, еврейского, которым впоследствии владел в совершенстве, читая на нем свободно Библию без помощи словаря. О. Стефан Иаковлевич Знаменский был во всех отношениях красою своего курса, такого курса, подобного которому по общему отзыву ни прежде, ни после никогда не было в Тобольской семинарии. Тотчас по окончании курса и по вступлении в брак, Стефан Иаковлевич, 20 лет от роду, 15-го сентября 1824 года, архиепископом Тобольским Амвросием II рукоположен во священника в городе Барнаул. После Барнаула о. Стефан служил в городах: Кургане, Тобольске, Ялуторовске и, наконец, Омске. Заметим здесь, что только с первого на второе место служения о. Стефан перемещен по собственному желанию, а с прочих мест на другие был перемещен по воле Тобольских архипастырей, и перемещаем с одной стороны для возвышения по достоинству самого перемещаемого, а с другой – для пользы тому месту или той должности, на которые его перемещали. Кроме обязанностей приходского пастыря, о. Стефан, в продолжение пятидесятилетней службы в священном сане, проходил должности: члена консистории и духовных правлений, эконома семинарии, благочинного, миссионера среди раскольников, законоучителя в уездном училище и губернской гимназии, наконец, в последние годы своей жизни, экзаменатора по закону Божию во всех учебных заведениях г. Омска. Не говорим уже о более мелких побочных должностях. За усердное и полезное служение свое Церкви и обществу о. Стефан имел следующие награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, палицу, орден св. Анны 2-й степени с короною и орден св. Владимира 4-й степени. В 1839 году, тридцати пяти лет от роду, о. Стефан архиепископом Афанасием возведен с сан протоиерея. Кроме того, в память его пятидесятилетнего служения в священническом сане, поднесен был ему в 1873 году Омским городским обществом золотой наперсный крест с украшениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1848 году архиепископом Тобольским и Сибирским Георгием Александр Сулоцкий был рукоположен в сан диакона, затем священника и направлен в город Омск на должность законоучителя Сибирского кадетского корпуса и настоятеля храма при этом учебном заведении. За усердное пастырское служение в 1863 году священник Александр Сулоцкий был возведен в сан протоиерея. Тридцать лет прослужил отец Александр в Омске. Он уделял очень много внимания своей преподавательской работе, состоял председателем правления Омского Духовного училища. Главным предметом трудов А. И. Сулоцкого была церковная история Сибири. В рукописи «О составлении церковно-исторического и статистического описания епархий» отец Александр изложил свой взгляд на важность церковно-исторических исследований. Он писал: «История Российской Церкви – один из главных предметов духовного образования и как наука служит весьма важным пособием к основательному изучению истории Отечества». Отец Александр является одним из основоположников церковного краеведения, он во многом предвосхитил современные требования к описанию памятников прошлого, показал важность церковно-исторических описаний. За монографию «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский» А.И. Сулоцкий был удостоен звания магистра богословия. Архив протоиерея Александра Сулоцкого хранится в Государственном архиве Тюменской области, фонд 144. Александр Иванович Сулоцкий скончался 3 мая 1884 года от туберкулеза. Печатные труды 794 . Авторская исповедь//Тобол, епарх. ведомости. – 1884. – 10. 795 . Антоний (Знаменский), архиепископ Тобольский: [Биогр. очерк). – СПб.: Тип. Духов. журн. «Странник», Ценз. 1863. – 49 с. – Отт. из: Странник. – 1868. – Окт. 796 . Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский//Странник. – 1872. -Апр. 797 . Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет). – [СПб. : Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1874. – 83 с. – Отт. из: Странник. – 1874. 798 . Архиереи из сибирских уроженцев: Иоанникий Павлуцкий, епископ Воронежский. – [СПб.]: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1868. – 12 с. – Из.: Странник. – 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Знаменский собор в Тюмени 21 июня 2014 г. 12:57 21 июня 2014 года, по прибытии в Тюмень, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Знаменский кафедральный собор. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали духовенство и многочисленные верующие. В храме присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , епископ Ишимский и Аромашевский Тихон , епископ Евтихий (Курочкин) , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , а также полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских, временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области В.В. Якушев, вице-губернатор Тюменской области С.М. Сарычев. Святейший Патриарх Кирилл поклонился чтимой иконе Божией матери «Знамение». Предстоятеля приветствовал митрополит Тобольский Димитрий, преподнесший в дар Его Святейшеству серебряную лампаду. Святейший Владыка обратился к собравшимся: «Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, дорогие отцы, братия и сестры. Давно имел желание посетить Тюменскую землю, и вот Господь дал мне сегодня такую возможность. Владыка митрополит много сил и времени отдал тому, чтобы эта епархия стала процветающей. Конечно, он много рассказывал мне о Тюменской земле, о церковной жизни, и я радуюсь тому, что сейчас вижу. Я вижу в храме много детей и молодежи. Глубоко убежден в том, что наша забота о подрастающем поколении должна быть приоритетной, потому что именно молодому поколению надлежит взять из наших рук эстафету и понести ее дальше пока по неведомым историческим путям. И для того чтобы исторический путь России был светлым, чтобы, идя по нему, народ восходил от силы к силе, нужно иметь не меньшую силу духа и силу веры, чем была у сибирских землепроходцев, которые без карты и компаса, без автомобильных и железных дорог шли на восток, навстречу восходящему солнцу, великой силой духа укрепляясь на это историческое действие — освоение безграничных просторов Сибири и Дальнего Востока. И мы знаем: всякий раз, когда наши благочестивые предки приходили на место, где считали необходимым заложить крепость, а затем и город, всё начиналось с возведения храма. Потому что там, где православный храм, там вера нашего народа, там его духовная сила.

http://patriarchia.ru/db/text/3676730.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Абалакский Знаменский монастырь 22 июня 2014 г. 19:46 22 июня 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Абалакский Знаменский мужской монастырь, расположенный в 20 км от Тобольска. Вместе с Его Святейшеством в монастырь прибыли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий , а также представители государственной власти: временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области В.В. Якушев, вице-губернатор Тюменской области С.М. Сарычев, председатель Тюменской областной Думы С.Е. Корепанов и глава администрации г. Тобольска В.В. Мазур. У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал и.о. наместника монастыря иеромонах Михей (Селяков). Святейший Патриарх Кирилл посетил храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», где находится один из списков Абалакской иконы Божией Матери. В храме собрались насельники монастыря, участники фестиваля «Православие и СМИ», паломники. Святейшего Владыку приветствовал священноархимандрит монастыря митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, который преподнес Его Святейшеству список Абалакской иконы Божией Матери и картину с изображением монастыря, написанную одним из насельников. Предстоятель обратился к собравшимся в храме: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Димитрий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Михей, дорогие братья, многоуважаемый Владимир Владимирович, губернатор Тюменской области! Хотел бы выразить чувство глубокого удовлетворения в связи с тем, что, несмотря на краткость своего посещения Тюменской земли, могу вступить на землю древней и прославленной Абалакской обители. Происхождение этой обители связано с явлением образа " Знамение " . В моей жизни этот образ всегда занимал особое место. В келье моей главной иконой Богоматери является образ " Знамение " , потому что в течение десяти лет я был ректором Санкт-Петербургской, в то время Ленинградской духовной академии и семинарии, в храме которой хранился царскосельский чудотворный образ " Знамение " , перед которым молился еще Пушкин. Будучи студентом и преподавателем, а потом ректором я постоянно молился перед этим образом.

http://patriarchia.ru/db/text/3678225.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Чудотворный образ Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери История чудесного явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы ведет свое начало от чтимого всей Сибирью Знаменско-Абалацкого образа Пресвятой Богородицы, который явился в селении Абалак в 25 верстах от Тобольска в 1636 г. Сей чудотворный образ, сразу стал главной святыней Православной Сибири, на поклонение к нему стекались люди не только из окрестных сел, но и паломники из более отдаленных местностей обширного сибирского края. Очень часто и саму святую икону носили в различные сибирские города: Тюмень, Тару, Верхотурье и др. Поэтому случалось, что паломники, совершив немалый путь, не обретали икону в Абалаке, и были вынуждены с великим огорчением возвращаться назад. Чтобы прекратить эти неурядицы известному иконописцы протодиакону Матфию, написавшему в свое время чудотворный образ Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери, было поручено снять с чудотворной иконы копию, меньшей величины, но совершенно одинаковую по письму и краскам. Именно этот список стали носить по окрестным городам и весям Тобольского края. Чудотворная же икона постоянно находилась в Абалаке, где в 1783г. был устроен мужской монастырь. Очень скоро, однако, чудесными исцелениями и прочими чудотворениями прославился и носимый список с чудотворной иконы. Благодатная сила Божия и благоволение Царицы Небесной почила и на этой, вновь написанной, иконе. Почти сто лет список находился в Сибири, и лишь в начале XVIII в. он, благоволением Божиим, был перемещен в пределы нынешнего Казахстана. И среди всех списков с чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы наиболее известным стал этот Семипалатинский список иконы Божией Матери. А случилось это таким образом. В 1720г. для основания Усть-Каменогорской крепости из Тобольска на судах вышел воинский отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайлвича Лихарева. Будучи человеком верующим и сознавая, какие опасности могут его подстерегать в дальнейшем пути, Лихарев, добравшись до Абалацкого монастыря, под Тобольском, просил местное духовенство отслужить на его кораблях напутственный молебен пред чтимым образом Абалацкой Божией Матери. Для этого на его суда внесли список с чудотворного образа, который обычно носили по окрестным селениям. Благочестивое желание офицера было исполнено.

http://pravicon.com/info-3847

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010