В Москве, по Указу Синодскому, выданы были Преосвященному Иннокентию из ризницы Патриаршей Омофор, из Типографии книги всего церковного круга и несколько учебных книг, из казны Патриаршей церковные серебряные сосуды, весом в 2 фунта и 46,5 золотников. В дополнение к этому, от ризницы и от прочего к сану Архиерейскому нужного, велено ему взять у Суздальского Архиерея всё то, что прежде бывшему Преосвященному Ефрему, Митрополиту Суздальскому, из Тамбовской ризницы было выдано и в Суздале осталось. В числе прочих вещей получил он митру одного Армянского Архиерея, которую переделал по обыкновению Греческой церкви. В Тобольске взял он из Тобольской Архиерейской ризницы шапку, которая дана была бывшему в Пекине Архимандриту Илариону, и, после смерти его в 1711 году, Архимандритом Антонием Платковским обратно из Пекина в Тобольск вывезена. В Иркутск прибыл он в Марте 1732 года и того же года отправился в Селенгинск; но в Пекин оттуда пропущен не был по следующим обстоятельствам: Бывший в Пекине незадолго перед тем чрезвычайный Посланник Измайлов хотя весьма ласково был принят от Богдыхана, за исполнение всех Китайских приёмных обрядов угощён Богдыханским столом и получил даже в подарок собственную Богдыханову соболью шубу; но никакого трактата с ним не заключено потому, что дело о разграничении Империи и о Монгольских перебежчиках, перешедших в Россию, коих Богдыхан обратно требовал, не было ещё решено. Богдыхан отпустил его только с уверением о дружбе своей к Российскому Государю, и с обещанием дать место Российскому Агенту в Пекине и построить для приезжающих туда Русских купцов двор. Дальнейшее же соглашение предоставлено будущему съезду обоюдных на границе Послов. С сим одним Измайлов и выехал из Китая, а по выезде уже его, привезена в Пекин вышеупомянутая рекомендательная о Преосвященном Иннокентии грамота, которая в Пекине распечатана: но по прочтении обратно оттуда при письме Монгольского Тушетухана Очироя-Бату к Селенгинскому начальнику 24 Сентября 1722 года, возвращена с таким пояснением, что: «по Указу Богдыханскому, Господина Иннокентия Кульчицкого 137 в Пекин пропускать не велено для того, что от Сибирского Губернатора никакого о нём письма нет, и знака печати 138 , каковые даны, Измайлову, не приложено; а особливо же, что о Монгольских беглецах 139 и о делах против письма отповеди не имеют; а если об отдаче их беглецов будет именно розыск, тогда и о приёме помянутого Кульчицкого будет совет и договор».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преемник Линцевского, Архимандрит Амвросий Юматов, Иеромонах Софроний, Иеродиакон Сергий, также церковники Илья Иванов и Алексей Данилов в Пекине померли. Китайцы бывшему в 1757 году в Пекине Российскому посыльному, Братищеву, весьма хвалили добропорядочное поведение всей Миссии сей, и отзывались довольными оной. На место Архимандрита Амвросия в 1767 году, Сентября 8, определён Архимандрит Николай Цвет, с ним назначены Иеромонахи, Иуст и Иоанникий, Иеродиакон Никифор, и псаломщик Семён Цвет и Семён Килевский. Количество жалованья и время пребывания их в Пекине положено им такое же, как и их предместникам. А поскольку целью, для коей сии Миссии в Пекин были посылаемы, предполагаемо было не одно отправление священнослужения и треб церковных, для живущих в Пекине Христиан Греко-российского исповедания, но более всего проповедь слова Божия и распространения между Китайцами Греко-российского благочестия, то всем сим назначенным в Пекин духовным особам предписано было стараться особливо, по прибытию в Пекин, научиться тамошним языкам, дабы впредь возложенную на них должность проповеди могли они отправлять без препятствия и с желанным успехом. С ними для посылки в Пекин в 1769 году, Августа 22, назначен ученик Яков Коркин и три ученика из Тобольской Семинарии: Агафонов, Парышев и Бакшеев, Архимандрит Цвет прибыл в Иркутск в 1769 году. Но как находившийся при нём Иеромонах Иоанникий в 1771 году, Апреля 21, в Иркутске скончался; псаломщики же Семён Цвет и Семён Килевский оказались неспособными: то, по требованию Иркутского Губернатора, того же года Мая 27, на место их отправлены к Архимандриту Цвету из Иркутской Духовной Консистории вдовый Священник Иван Протопопов, церковники: Иван Гребешков и Пётр Родионов, которые того же года в Августе месяце с Архимандритом и прочими отправлены из Иркутска в Кяхту, из оной 3 Сентября в Пекин. В Пекин прибыли 8 Ноября того же года. Миссия сия, по прибытию в Пекин, застала в живых одного только Иеромонаха Сильвестра и церковника Зимина, кои из Пекина отправились 12 Мая 1772 года, и в Россию прибыли 13 Июня того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Словом, местные рестораторы приватизировали, как сейчас бы сказали, чужой " раскрученный бренд " и осовременили его на свой " утонченный вкус " . Это, по-моему, безобразие! По этому поводу я уже раньше высказала свое мнение Владыке Димитрию и просила его повлиять на хозяев, чтобы Царские имена не поминались всуе, а тем более в ресторанном окружении. Надеюсь, что и городские власти как-то отреагируют на мой протест. Лучше бы потраченные на подобное оформление ресторанного интерьера деньги вложили в восстановление мест, связанных с пребыванием в Тобольске Царской Семьи, того же Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря и расположенной рядом пристани, на которую высадились Августейшие узники. Таким образом, постепенно реконструировался бы Царский путь из Тюмени в Тобольск и далее на екатеринбургскую Голгофу. А.Х.: - Подытожим: за время работы выставки Вам удалось познакомить сибиряков с жизнью и деятельностью Великой Княгини Ольги Александровны; хотя бы отчасти развеять мифы вокруг Династии Романовых, что особенно важно в местах, связанных с заточением Царской Семьи, Их крестным путем на Голгофу; посетители живо откликнулись на художественную экспозицию, на Ваши лекции. Таким образом, цели и задачи, которые ставились, были достигнуты кропотливым трудом, вокруг выставки сгруппировались люди разных сословий и возрастов ... О.Н.: ...и политических взглядов - иногда люди прямо спрашивали: когда будет Царь? Конечно, мои ответы всегда были одни и те же - готовы ли мы к этому, потому что Царя нельзя просто назначить. Поднимались вопросы и о легитимности перезахоронения т.н. " екатеринбургских останков " под видом царских, и праха Государыни Императрицы Марии Феодоровны. Был один очень забавный случай: один из посетителей заявил, что он работает на восстановление " православной монархии " и будет там первым президентом. Я говорю, что если будет монархия, то не может быть президента. " Нет, - отвечает мужчина, - стану именно президентом, а не монархом " . Может быть, он имел в виду некий симбиоз властей по испанскому варианту? Точно не знаю. Сказала ему в шутку: " Хорошо, пригласите меня на свою инаугурацию " . Что еще ему могла ответить?

http://ruskline.ru/analitika/2007/04/02/...

По увольнении своем от управления епархией, преосвященный Гавриил спокойно занялся в Новгороде составлением духовного завещения и приготовлением к смерти. По его завещанию, на бедных учеников Алекс. Невской академии и Новгородской семинарии назначен оставшийся в орденском капитуле командорственный по ордену св. Андрея Первозванного доход его по день кончины. Он составлял сумму 2138 руб. 88 коп. Из них на академию отделено преемником Гавриила преосв. Амвросием 1056 рублей 239 . Кроме того, со времени увольнения митрополита на покой, им написано было два небольших завещания, кроме завещания в 1796 году о 10,000 руб. 240 и в 1798 году о 3,000 руб. на поминовение сродников 241 . Из этих двух одно писано 27 октября 1800 года. В нем преосвященный завещавал жалованные ему лично панагию бриллиантовую с красными яхонтами и бриллиантовый орден кавалерский св. апостола Андрея по смерти его продать; а вырученные за них деньги отдать брату его Варлааму, архиепископу Тобольскому, с тем, чтобы он, сколько ему угодно, из означенной суммы оставил у себя, а роздал бедным сродникам и кому рассудить, или на искупление (выкуп)». Второе завещание подписано было митрополитом 20 ноября 1800 года. В нем содержится опись имущества, из коего ряса объяринная подарена самим преосвященным протоиерею Знаменского собора, часы большие круглые тумпаковые – преосвященному Старорусскому Антонию, часы серебряные аглицкие преосвященному Виктору, часы золотые французские – ректору семинарии Флавиану, часы серебряные в шкафчике отцу эконому, сервиз фарфоровый архиерейскому дому, книги латинские в Новгородскую семинарию, книги, белье, посуда и 100 руб. иеромонаху Иакову; оставшиеся по расчете деньги велено раздать по церквам Новгородским, но стола при погребении отнюдь не приказано делать 242 . По расписании имущества, преосв. Гавриил приказал распорядиться оным и привести во исполнение преосвященному Антонию, и затем присоединил: «Сколько денег останется, все роздать в церкви Новгородские и так распределить, чтобы не меньше десяти рублей досталось каждой церкви, а из остальных отдать служителям по два рубли и лакеям» 243 . Сверх того, при жизни своей, он многократно приказывал преосвященному Антонию, чтобы наличные деньги, имеющие остаться по раздаче вследствие духовной, употреблены были на нищих, а платье роздано было настоятелям монастырей, кои будут при погребении 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Антония, митрополита Тобольского, с приобщённою имеющимся в домовой его преосвященства школе во обучении азбуки, букварей, часослова и псалтири и скорописи ученикам ведомостию с представлением, что в доме его преосвященства учебных книг, букварей со истолкованием десятословия, часословов, псалтирей, грамматик не имеется, и что оных в Сибири за невывозом из Москвы нигде достать не можно, и хотя-де с разными ездоками на покупку оных и деньги посыланы были, только-де и чрез такой случай получить не достал. И о неимуществе в доме его архиерейском искусных учителей, паче же ведущих латинский и греческий диалект, а которые-де из Малороссии учители его преосвященством и были прошены, чтоб в Тобольск приехали, точию-де никто не пожелал, а латинских-де и греческих книг тамо и наипаче сыскать негде, да притом же Екатеринбургского ведомства священно и церковнослужителям от тамошней команды запрещено, чтоб они детей своих к нему, архиерею, во училище не отвозили – забирая-де их, тамо употребляют в разные училища и работы по своим определениям. А в монастырях-де епархии его, кроме Тобольского Знаменского и Успенского Долматова, за вышепоказанными ж нуждами, а паче за оскудением всего ко удовольствию училищ потребного содержать учеников не на чем, ибо в доме-де архиерейском обретающиеся ученики пропитание, обувь и одежду получают не от монастырей, но из того архиерейского дому, для того, что-де при тамошних монастырях крестьян самое малое число, и имеют-де токмо едино пропитание, и то с нуждою, а присылки-де хлебной от монастырей, кроме Далматова и Рафаилова, в дом архиерейский ниоткуда не бывает, а и от помянутых-де дву не по большему и не по равному числу и не по все годы, а ныне-де за разорением от воров башкирцев, и за отогнанием скота, и побиением людей на пашнях и из тех монастырей чрез трегодичное время присылки хлебной на школяров ничего не бывало, и впредь донеле же оные башкирцы не усмирятся, получать ненадёжно, а к тому ж де епархии его священно и церковнослужительских детей не токмо возрастных, но и самых малолетных по новым определениям положено в подушный оклад немалое число, и за такими-де вышепоказанными винами и учеников в школьном учении довольного числа нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решив вопрос в том же смысле, совет почел, однако, нужным представить свое решение на утверждение Государя, как новый закон империи. Это высочайше утвержденное решение впоследствии внесено и в Свод законов, где оно формулировано таким образом: «люди податных состояний, в том числе и вольноотпущенные, допускаются в белое духовенство не иначе, как по удостоверению епархиального начальства в недостатке по его ведомству лиц духовного звания к замещению должностей... Проситель сверх того должен иметь узаконенное увольнение от своего общества. Дела сего рода, по рассмотрении оных казенною палатою или палатою госуд. имуществ по принадлежности, восходят к начальнику губернии на окончательное разрешение». Дети духовного лица из податных, если родились до его вступления в духовное звание, должны оставаться в прежнем звании без причисления к духовному ведомству 147 . Кроме того, по случаю разбора духовенства в 1831 г., для замещения вакантных священно- и церковно-служительских мест приняты были в руководство определения XVIII в. о том, чтобы в случае недостатка духовных кандидатов на места в известной епархии епархиальный архиерей обращался за таковыми в другие соседние епархии, где окажется излишек духовенства; эти определения, имевшие целью ограничить поступление на церковные места людей, не принадлежавших к духовному ведомству, во время разбора были добавлены еще новым условием, чтобы священнослужительские места замещались преимущественно учениками семинарий, кончившими курс богословия, согласно именному указу 1826 г. 148 . На другой же год после указа о разборе вышло новое определение, еще более стеснившее вступление в духовное звание для лиц посторонних. Поводом к нему послужило донесение в св. Синод преосвященного Пермского о том, что в его епархии для замещения всех священнослужительских вакансий одних кончивших курс семинарии оказалось весьма недостаточно, что по этому случаю он относился с вызовом потребных кандидатов к преосвященным соседних епархий – Казанской, Тобольской, вятской, Вологодской и Оренбургской, но что и там оказался такой же недостаток в ученых людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

По богословию нравственному имели особенное значение: Деятельное богословие (1821 г. в Собр. сочинений) Иннокентия Смирнова , читанное им в петербургской академии, и Черты деятельного учения веры И. Кочетова (Спб. 1824), получившего за это сочинение степень доктора. Каноническое право не получило самостоятельного положения в богословском курсе, как предполагалось при реформе дух. училищ, и преподавалось лишь в общих чертах вместе с богословием. В 1814 г. инспектору петербургской академии Афанасию Протопопову (после архиепископ тобольский) поручено было составить систему этой науки, но за скорым своим выездом из Петербурга в ректоры старой казанской академии он не успел выполнить этого поручения; некоторая часть этой работы осталась после него в рукописи. В рукописи остались так же записки по канонике преподавателя московской академии (после епископа нижегородского) Моисея Близнецова-Платонова и Систематический свод законов грекороссийской церкви в 6 частях епископа оренбургского Августина Сахарова. Церковная археология в преподавании по дух. школам соединялась с церковной историей и вошла по частям в упомянутые классические руководства по этой истории Филарета и Иннокентия. В литературе по этой отрасли богословских наук более всего являлось трудов литургического содержания, более интересных для публики и для самого духовенства. Сюда относятся: Новая Скрижаль Венианима Руновского (М. 1803); Изъяснение литургии И. Дмитревского (М. 1804. 1805. 1807. 1812), сочинение для своего времени весьма ученое; два руководства к пасхалии архиепископа Мефодия Смирнова и профессора московской академии А. Тяжелова (М. 1820); Опыт краткого повествования о древностях церковных протоиерея И. Кутепова (М. 1814), представляющее краткое изложение сведений о священных лицах, временах и местах, о священных действиях, церковном правлении, свящ. одеждах и богослужебных книгах; сочинения законоучителя петербургского Екатерининского института Иак. Воскресенскаго – Краткое толкование на литургию (Спб. 1815) и О церкви, утварях, службах и св. облачениях в 2 ч. (1821).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

д. доцента Е. А. Воронцова, следующие издания: —47— 1) Журнал «Восход» за 1882 год тома 1–5 и за 1883 год тома 1, 2, 4 и 5 (том 3 не может быть выслан, так как находится в пользовании читателя Библиотеки), и 2) Приложение к Гаркамелю за 1862 год, причем уведомляет, что издания «Молитвы евреев (Ашкеназар Ри Сефорад) изд. Тифора в Вильне 1904–1905 г. в Библиотеку не поступало». б) Г. Председателя Оренбургского Окружного Суда от 1 февраля за 188: «Вследствие отношения от 21-го минувшего Января за 99, препровождая при сем в Совет уголовное дело Оренбургского Окружного Суда за 1897 год под 49, о С.-Петербургской мещанке Марии Строгоновой и казаках Иване и Семене Утицких и других, обвиняемых по 203 и 1 ч. 196 ст. Улож. о Наказ. на 253 полулистах с тремя следственными производствами за 5, том 1-ый на 159 полулистах, том 2-й на 214 полулистах и том 3-й на 124 полулистах, прошу по миновании в деле надобности возвратить таковое ко мне». в) Тобольской Духовной Консистории от 14 февраля за 1920: «Вследствие отношения, от 21 января с. г. за 104, Духовная Консистория, препровождая при сем в Совет Духовной Академии дело о квакерах за 131–1760 г. на 314 листах, имеет честь просить о получении оного Консисторию уведомить, а по миновании надобности возвратить таковое». Определили: Книги и «дела» сдать (и сданы), для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. VI. Отношение Г. Директора Императорской Публичной Библиотеки от 2 марта за 436: «Занимающаяся в Рукописном отделении Императорской Публичной Библиотеки г-жа Боровкова обратилась ко мне с просьбой о выписке из Московской Духовной Академии трех рукописных сборников, содержащих в себе сочинения преп. Нила Сорского : 185, 492 и 497 (Волоколам). Желая оказать содействие в занятиях г-жи Боровковой, имею честь покорнейше просить Московскую Духовную —48— Академию выслать вышеупомянутые рукописи во вверенную мне Библиотеку, сроком на три месяца». Определили: Выслать в Управление Императорской Публичной Библиотеки, для научных занятий г-жи Боровковой, рукопись Волоколамской библиотеки за 497 на трехмесячный срок, пояснив при этом, что остальные две рукописи (за 185 и 492), согласно постановлению Совета Академии от 4 февраля сего 1906 года, высланы на неопределенный срок Г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В промемориях своих Тобольской губернской канцелярии он резко протестовал против насилий и продерзостей воевод и управителей, которые незаконно захватывали под арест и подвергали суду священников, действовавших на миссионерском поприще, по самым неосновательным изветам со стороны инородцев и без всякого сношения с епархиальным начальством. Настаивая на том, чтобы духовных лиц никто не подвергал суду в светской команде, за исключением случаев только самых тяжких вин, и то в присутствии духовных депутатов, митрополит представлял, что иначе «священники, видя над собой от светской команды происки и обиды, а новокрещеным в твердом содержании христианской веры от подчиненных светской команде управителей послабление, не только к требованию от них помощи надежды иметь не будут, но и быть в волостях за тем не пожелают». Приходится «им для того только одного там быть, чтоб неповинно всегда претерпевать нападки от происков управителей, которые сами, большую имея к получению мягкой рухляди склонность, порицают священников; а хотя б кто из священников, видя крайнюю нужду которого новокрещеного, и одолжил хлебом по их прошению взаим небольшим числом, с которых за тот хлеб деньгами за неимуществом взять нечего, и то не для торгу, а разве мало что на его священническую собственную потребу, а не в торговлю, понеже по их бедности священнической никакого излишества в имении их не видно, которые едва пропитание себе имеют; а о ясачных сборщиках, которые за сбором ясаку от светской команды посылаются, известно сибирской губернской канцелярии, что явилось по следствию в Сургуте... И сие представляется не для какого на воевод нарекания, которые не белками, но целыми мехами отбирают, и не для защищения попов, которые берут на пропитание себе белочками, но токмо о истине изъявляется, что, вместо помощи, како ныне бедное священство гонят и турбуют и изневажат, куют и бьют, яко злодеев, и инстигуют без меры над ними, не яко о правде пекущеся, но яко сами, любоимения страстию одержими суще, ищут себе всякими неправедными вымыслы приобретения...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Понедельник 2 июля . — Мы узнаем, что в районе Тернополя началось наступление, которое развертывается с успехом. Вторник 3 июля . — Молебен по случаю военных событий, предвещающих, как кажется, большую победу. Государь, сияющий, приносит Алексею Николаевичу вечерние газеты и читает ему официальные сообщения. Четверг 12 июля . — Новости с фронта не хороши. Столь счастливо начавшееся наступление обращается в неуспех для русских. Воскресенье 15 июля . — Ничего нового в нашем заключении. Единственное развлечение составляют прогулки. Очень жарко, Алексей Николаевич уже несколько дней купается в пруду, среди которого находится детский островок. Это большая радость для него. Среда 20 июля . — Неуспех на фронте принимает все более и более значительные размеры. Выясняется отступление. Государь очень этим огорчен. Четверг 9 августа . — Я узнал, что Временное правительство решило перевезти Царскую Семью. Место назначения держится в тайне. Мы все надеемся, что это будет Крым. Суббота 11 августа . — Нам дали знать, что мы должны захватить теплую одежду. Значит, нас направляют не на юг. Крупное разочарование. Воскресенье 12 августа (30 июля ст. ст.) — День рождения Алексея Николаевича (тринадцать лет). По просьбе Государыни приносили к обедне из Знаменской церкви чудотворную икону Божией Матери. Наш отъезд назначен на завтра. Полковник Кобылинский под большим секретом передал мне, что нас переселяют в Тобольск. Понедельник 13 августа . — Нам пришли сказать, что мы должны быть готовы к полуночи; поезд заказан в час ночи. Последние приготовления. Прощальное посещение детского острова, огорода и т. д. К часу ночи все собираются в полукруглой зале, заваленной багажом. Великий Князь Михаил Александрович приезжал с Керенским и имел свидание с Государем, который был счастлив увидать брата перед отъездом. Поезд, который должен нас увезти, еще не подошел. Оказывается, есть какие-то трения с петроградскими железнодорожниками, которые подозревают, что он предназначается для Царской Семьи. Часы проходят в ожидании, которое становится все более утомительным. Сможем ли мы уехать? Начинают в этом сомневаться (этот случай показывает бессилие правительства). Наконец около пяти часов утра нам объявляют, что все готово. Мы прощаемся с теми из сотоварищей по заключению, которые не могут ехать с нами . Сердце сжимается при мысли покинуть Царское Село, с которым связано столько воспоминаний, и этот отъезд в неизвестность полон тяжелой грусти. При выезде из парка наши автомобили окружает отряд кавалерии, сопровождающий нас до маленькой станции Александровки. Мы размещаемся в вагонах, которые очень удобно обставлены. Через полчаса поезд медленно двигается в путь. Было без десяти шесть утра. Глaba XIX. Наше заключение в Тобольске (август-декабрь 1917 г.)

http://azbyka.ru/fiction/imperator-nikol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010