29 марта 1766 года дан был именной указ коллегии экономии, которым «всемилостивейше повелевалось отпускать ежегодно из экономической суммы на Киевское училище по 500 р.», а епархиальному архиерею внушалось, «чтобы оные деньги действительно на учащихся и обучающих, по архиерейскому рассмотрению, употребляемы всегда были» 209 . Таким образом, на содержание учащихся, жалованье учащим и на все другие нужды школы отпускалось 500 руб.; а между тем, Екатерина в инструкции, данной комиссии о церковных имениях, выражала надежду, что на ту сумму, которая будетъ отпускаться правительством на содержание училищ, можно будет пригласить «хотя немногих, но искусных учителей духовных и светских за довольнейшую заплату» 210 . Новые указы об отпуске сумм на содержание духовно-учебных заведений мы встречаем уже с 1779 года. В этом году велено было коллегии экономии на содержание Псковской семинарии к 800 р., отпускавшимся прежде, прибавить еще 1 200 р., а на заведение школ в Полоцкой губернии отпускать по 500 р. 211 На заведение и содержание семинарий в епархиях: Славянской, Иркутской, Тамбовской и Олонецкой велено отпускать по 2 000 р. 212 , на содержание семинарии Тобольской так же предписано было отпускать по 2 000 р. 213 С 1780 года та же 2-тысячная сумма определена была на содержание семинарий в епархиях: Ростовской, Рязанской, Смоленской, Нижегородской, Белгородской, Воронежской, Костромской, Владимирской 214 и Могилевской 215 . При этом, всегда прибавлялось: «включая в сие число (2 000 р.) и те деньги, кои до сего по соизволению Нашему на оную семинарию отпускаемы были»; следовательно, до 1779 и 1780 гг. на содержание их отпускалось еще меньше, вероятно 800 р., как и па Псковскую семинарию. В 1783 году сумма, отпускавшаяся на содержание Вятской семинарии, увеличена до 2 000 р. 216 и, наконец, в 1784 году до той же суммы увеличено было содержание семинарий в епархиях: Казанской, Крутицкой, Тверской, Суздальской, Вологодской, Коломенской, Архангелогородской, Устюжской и Переяславской 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Зачатейский – Спасо-Яковл.-Ростовский, I, 465. Зачатейский в Торгу или с Милца- Псковский, II, 805. Звадский-Спасский, Новг. г., II, 1191. Звенигородский-Саввин-Сторожевский, Моск. г., II, 1140. Зверин-Покров.-Новгород., II, 806. Звериный-Троиц., Новг. г., II, 1266. Зеленецкий-Троиц., С.-Петер. г., I, 194. Зеленогор.-Спасс., Нижег. г., II, 1192. Зилантов-Успен., Каз. г., I, 195. Зимитцкий-Николаев. или Рождество- Богород., Моск. г., II, 1002. Златоверхо-Михаил.-Киевский, I, 196. Златоуст.-Медведев-Псков., I, 293. Златоуст.-Московский, II, 808. Златоуст-Мутин., Черниг. г., II, 938. Златоуст.-Ройская или Райская, Яросл. г., II, 807. Змиевский-Спасо-Николаев., II, 1000. Знамен.-Богород.-Елецкий, I, 200. Знамен.-Богород.-Курский, I, 201. Знамен. на Варварском Крестце-Московский, II, 813. Знамен.-Городец.-Гороховец., II, 812. Знаменский на Государевом Старом Дворе-Московский, II, 813. Знамен.-Иркутский, I, 198. Знамен.-Капшин, Твер. г., I, 203. Знамен.-Красногрив.-Горохов. II, 812. Знамен.-Дежневский, Влад. г., II, 1126. Знамен.-Обоянский, II, 810. Знамен.-Осташковский, II, 811. Знамен.-Тобольский, II, 809. Знамен.-Филиппов.-Устюж., II, 1337. Знамен.-Хотмыжский, I, 205. Золотников.-Успен., Влад. г., II, 1293. Золотонош.-Успен., Влад. г., II, 1293. Золотонош.-Благовещ.-Зазулов., I, 39. Зоринская-Никонова-Слепушкина, Твер. г., II, 814. Зосимова-Сестринская-Клинская, Моск. г., II, 820. Зосимовская-Благов., Новг. г., II, 636. Зосимо-Савват.-Дружининская, Волог. г., II, 787. Зосимо – Савват.-Заозерская, Озерская или Езерская, Волог. г., II, 692. Зосимо-Савват.-Оханская, II, 815. Зосимо-Савват.-Соловецкая в Морчуках, Моск. г., II, 1150. Зосимо-Савват.-Соловецкий, Архан. г., II, 1151. Зубовская-Николаев., Волог. г., II, 954. И Иваницкий или Иванижский, Твер. г., II, 1314. Иванов.-Астраханский, II, 842. Иванов.-Вяземский, II, 1081. Иванов. на Кулижках-Моск., I, 208. Иванов.-Нижегородский, II, 817. Иванов.-Порецкая, Симб. г., II, 816. Иванов.-Псковский, II, 841. Иванов.-Росткин-Новгород., 1135.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Зная, к преосвященному на преосвященного писать что значит, Алексеев крепко держался за благорасположение к нему протопресвитера-духовника. В откровенных письмах его нельзя не заметить, что из-за личного недовольства его митрополитом постоянно сквозит оппозиция белого священника к монашествующим властям, в которой, как видно по всему, участвовал и Памфилов. Встречаем примеры, что некоторые священники вовсе оставляли епархиальную службу и переходили под начальство обер-священника в число духовенства армейского; так наприм. поступил в начале нынешнего столетия известный протоиерей Гр. Ив. Мансветов, автор благочестивого сочинения «Часы благоговения», на которых воспитывалось несколько поколений учеников семинарии. В бытность свою священником и учителем семинарии в Тобольске он имел неосторожность столкнуться с тамошним преосв. Антонием Знаменским. Это был один из образованнейших и добродушнейших архипастырей того времени, ревнитель образования, защитник и отец всех вдов и сирот, но человек горячий, неспособный сдерживаться в своем поведении от замашек старого властелинского типа, тяжелый не только для духовных, но и мирян, приходивший в ярость, как рассказывает его биограф, даже от того, если кто бывало кашлянет невольно, когда он говорит или совершает богослужение. Мансветов подвергся гонению с его стороны, как еретик и презритель власти, за то, что на одном из семинарских диспутов в качестве оппугнатора совсем заспорил дефенсора – ректора семинарии, а потом, когда за дефенсора стал говорить сам преосвященный, осмелился отстаивать свои возражения и перед ним. Не стерпев гонения, о. Мансветов обратился к обер-священнику Озерецковскому, был принят им на службу, вышел потом в придворные протоиереи, наконец сделался сам обер-священником армии и флота 953 . Люди, не имевшие возможности сыскать себе сильной протекции между духовной или светской знатью, жаловались на свои обиды в св. Синод. Жалобы подавались и на м. Платона; так в конце XVIII в. на него жаловался московский дьякон Пылаев, что ни ему Пылаеву, ни отцу его житья нет от преосв-го, что сам преосв-ный говорил в гневе: «весь род Пылаевых терпеть не могу и истреблю» 954 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

„Взяли было меня, писал он, вместе с другими дьячками для заточения в Вертегу, в Чернигов; и услыхал я там от отпущенных уже из Вертега дьячков, что в том дворце дьячки терпят великое мученье от рубки дров на винокурню и от делания езов по Днепру, страдая в то же время от голода и холода; и ушел я из Чернигова, услыхав все это, и тогда же отказался от дьяковства; но наместник прислал архиерейский указ, чтобы забить меня в колодки и выслать в Чернигов; а я уже не дьякую больше, отказавшись от этого места, как и другие, которым нечем было откупиться; а которые откупились, так и теперь дьякуют: дьяк с. Машева, попов зять, дал 7 рублей, так ему и письмо дали на дьяковство» 902 . Священнослужители в архиерейском доме несли те же работы, как и дьячки или ставленники. Кроме работ по хозяйству и домовому порядку, рубки дров, всякого рода чистки и т. д., бывали иногда работы весьма оригинальные. Есть одно любопытное преданье об устюжском епископе Варлааме Скамницком (1748–1761), который известен в устюжской истории страстью к постройкам и крутым обращением с духовенством. При нем построено было архиерейское село Богородское с архиерейской дачей и прудами, которые своими излучинами изображали буквы Е В (епископ Варлаам); предание говорит, что эти затейливые пруды были вырыты не руками наемников и архиерейских крестьян, а руками провинившихся духовных лиц, и что от этой работы, которую духовенство называло египетскою, не освобождались ни молодые, ни старики. В одно время с ним на Вологодской кафедре был Серапион Лятушевич, о котором то же почти самое рассказывает Вологодское предание 903 . В Тобольске тяжелым работам по архиерейскому дому духовенство подвергалось по резолюциям известного Тобольского митрополита Павла Конюскевича 904 . В Тамбове при епископе Пахомии, известном своею страстью к колоколам, на долю провинившихся духовных лиц выпадало множество работ по колоколитному заводу. Из исторических описаний разных семинарий можно также видеть, как некоторые ревнители духовного просвещения из русских архипастырей посылали виновных священно- и церковнослужителей на работы в семинариях, где эти подначальные лица должны были исправлять все обязанности семинарских служителей 905 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Ровно за неделю до смерти, не имея уже возможности встать с постели, прекратил занятия и изъявил желание об освидетельствовании его для исходатайствования пенсии. Накануне смерти исповедался и приобщился Святых Таин. Скончался 14 октября 1897 года. Отпевание было совершено 17 октября в домовой церкви Тобольской духовной семинарии . По отзывам учеников, Леонида Васильевич отличали справедливость, светлый, здравый ум, необыкновенно простой и бесхитростный склад мысли, особенная ясность, естественность и общедоступность изложения мыслей. " С особенным рвением " оберегал своих учеников от различных теорий и учений того времени, идущих вразрез с христианским миросозерцанием; основательно излагая такие теории, доказывал всю их несостоятельность и лживость. Неоднократно повторял, что обязанность преподавателя неотделима от обязанности воспитателя, что призвание его не только преподавать ученикам церковную историю, но и воспитывать их волю, стараясь направить ее в хорошую сторону. Наставлял воспитанников, будущих пастырей Церкви, работать в свете Христовом, зарабатывать хлеб честным служением страждущим, нуждающимся, непросвещенным; хранить чистоту сердца, " потому что на сердечной чистоте ярче и благотворнее отражается свет ума " . По воспоминаниям, " в его речах было что-то мощное, что-то глубокое; речи его действовали на учеников неотразимо, оставляя сильное впечатление и редко проходили бесследно " . Призванный быть апологетом христианской веры, он словно " вливал " эту веру в юное сердце слушателя . " Смотря пренебрежительно на условную нравственность, с философской иронией осмеивая модные обычаи света, он требовал простоты и естественности в отношениях людей. Поэтому всегда с особенною любовию останавливался на простой, братской жизни членов первенствующей церкви. Добрые нравы " золотого века " [христианства], видимо, его глубоко трогали " - вспоминал семинарист Иван Панаев . Награды Литература Использованные материалы    " Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг. " , страница генеалогического сайта А.А. Бовкало: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

http://drevo-info.ru/articles/25133.html

Более полный курс, на манер киевского, начал вводиться в архиерейские школы только с 1730 годов, и то не вдруг. Школы, успевшия завести такой курс, получили название семинарий. Оставшияся с одним славянским обучением стали считаться низшими. В царствование имп. Екатерины II всех семинарий в 1764 г. было 26 и в них 6000 учеников; в 1784 г. – 12 000. Но полные курсы до богословия включительно, кроме двух академий, существовали только в 8 семинариях. Таковыми были: Харьковская, называвшаяся коллегиумом, заведшая у себя богословский класс в 1731 г., раньше всех семинарий, Петербургская в Александро-Невской лавре, Троицкая в Сергиевой лавре, Казанская, Новгородская, Псковская, Тверская и Смоленская. Семинарии Тобольская, Рязанская и Нижегородская доходили только до философии. В остальных учение останавливалось риторикой, а то не доходило даже до нея. Из таких семинарий для приготовления к учительству или к высшим епархиальным должностям посылали по несколько лучших учеников доучиваться в полные семинарии или академии. Архиеп. Филарет поясняет: «Если вспомнить, что в патриаршем периоде, исключая Киева и Москвы, только в трех епархиях, и то уже в конце периода, открыты были духовные училища: то в 40 лет снодального правления сделано очень много для училищ, тем более, что до 1764 г. существовал только один светский университет в Москве и одна гимназия в Казани.» «Характер образования духовных школ, не исключая академий, был чисто формальный», пишет Знаменский, «в низших классах изучались формы языка, в риторике – формы речи, в философии – формы диалектики; только в богословии все эти формы находили себе искусственное применение в схоластическом развитии богословских истин. География, история и математика, предуказанные Регламентом, вовсе не преподавались. Из языков изучался только латинский. Школьная дисциплина отличалась большой суровостью, в которой особенно винили начальников и учителей из Черкас. От телесных наказаний не были свободны не только ученики, но даже и сами учители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Выбор патриарший пал на знаменитого своими страданиями, архимандрита Хутынского Киприана и он первый посетил сию отдаленную паству, в четырехлетнее свое правление, положив прочное основание для будущего. Возбуждаемый грамотами Первосвятителя к исправлению нравственности казаков, он с помощью воевод, начал мало-помалу распространять на них свое благодетельное влияние и, чтобы укрепить их в законе Божием, основал новые между ними обители, в Невьянске, Тагиле, Таре, Томске и Туруханске: украсил Знаменскую обитель в самом Тобольске и привел в должный порядок основанные прежде мужеские и женские монастыри в Верхотуре и Туринске; он испросил также угодья новому архиерейскому дому, чтобы обеспечить его в краю диком для своих преемников; сам же скоро переведен был в Москву на митрополию Крутицкую, а оттоле в родственный ему Новгород. Киприан оставил по себе вечную память в Сибири, где собрал, еще из уст сподвижников Ермака, предания о его удалых походах, и написал летопись, которая сохранила потомству подвиги отважного завоевателя. Заботы патриаршие равно простирались на дальний Тобольск и на близкий Новгород. Скорбя и радея о православных чадах Церкви, отторгнутых Столобовским договором в подданство Швеции, он писал к Митрополиту Новгородскому Макарию, чтобы продолжали заведовать ими, как своею духовною паствою, и Шведы, со своей стороны, не препятствовали им сноситься с бывшим их архипастырем. Таким образом, союз церковный поддерживался при разрыве гражданского, до нового присоединения. Преемнику Макария поручал также Патриарх истребить уставы церковные, рассеянные в пределах севера, которые без ведома святейшего Гермогена, с грубыми ошибками, напечатаны были уставщиком Троицкой лавры Логином, злым еретиком, наносившим много личных оскорблений святому архимандриту Дионисию, за его рачение о книгах. Сии самые уставы несколько позже были причиною мятежа Соловецкого. Филарет сам занялся более правильным изданием нового требника и прочих священных и служебных книг, предохраняя паству от творений Униатского запада, каковы были, евангельские поучения архимандрита Транквиллиона, опасные для православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Для сего рекомендовать инспектору семинарии вручать смотреть за классическими журналами, которые с настоящего учебного года ведутся за скрепой ректора и печатью правления, надежнейшим старшим ученикам, дабы они содержались в надлежащей чистоте и записи в оных чрез классических цензоров ведены были правильно и исправно. Семинарское правление, начальники, наставники и ученики Вместо архимандрита Афанасия ректором Пермской семинарии определен был архимандрит Иоанникий. Он обучался в Тверской семинарии с 1803 по 1813 год; в этом году поступил в С.-Петербургскую духовную академию; по окончании в ней курса в 1817 году возведен на степень кандидата и в том же году в июле назначен учителем еврейского и греческого языков в Черниговскую семинарию; в августе того же года определен секретарем Черниговского семинарского правления; в 1819 году пострижен в монашество и в августе этого года рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В декабре 1819 г. за исправное прохождение должностей и добродетельную жизнь награжден набедренником от Черниговского преосвященного Симеона; в том же декабре определен членом правления по учебной части; в июле 1820 г. сделан членом Черниговской духовной консистории; в августе 1821 г. по назначению Комиссии духовных училищ определен Минской семинарии ректором и богословских наук профессором. В феврале 1824 г. указом Минской духовной консистории определен настоятелем заштатного Грязовского Иоанно-Богословского монастыря; в начале августа того же года, по назначению Комиссии духовных училищ, переведен к тем же училищным должностям из Минской семинарии в Могилевскую; в сентябре 1825 года, по определению Комиссии духовных училищ, переведен на теже должности в Тобольскую духовную семинарию и вследствие указа Св. Синода в октябре произведен в сан архимандрита Тобольского второклассного Знаменского монастыря; в январе 1826 г. определен присутствующим Тобольской духовной консистории и цензором проповедей; в декабре того же года определен благочинным монастырей. В январе 1829 г. по представлению Комиссии дух. училищ, за отлично-ревностную службу Высочайше пожалован орденом св. Анны 2-й степени и того же года и месяца переведен в Пермскую семинарию; в марте того же года определен членом Пермской духовной консистории. В Пермской семинарии архимандрит Иоанникий пробыл всего полгода; в июне того же 1829 г. он переведен был ректором в Пензенскую семинарию. Из доступных нам документов известно, что архимандрит Иоанникий в тридцатых годах был уже епископом, – о дальнейшей же судьбе его более ничего не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревня Подрезова Тобольского округа получила статус села в 1851 году, когда в ней усердием вдовы коллежского секретаря Т. Ф. Землянициной был построен Знаменский храм . В 1885 году в селе была открыта школа грамоты с безмездным обучением крестьянских детей, заведующим и законоучителем которой был местный священник. За первый год своего существования школа " немного принесла плода, так как церковная сторожка не была приспособлена должным образом для школьных занятий, да и учащихся было мало по той причине, что многие из подрезовцев не имели даже белья для своих детей, в коем могли бы привести их в школу " , - писал в редакцию Тобольских епархиальных ведомостей священник Евгений Ландышев . Проблема с нижним платьем для подрезовских детей была решена благодаря личным пожертвованиям епископа Тобольского Авраамия (Летницкого) и тобольского купца Ильи Гавриловича Тарунина. В начале XX века школа располагалась уже в собственном доме с квартирой для учительницы и общежитием для учеников. В 1897 году в ней обучалось 13 мальчиков и 2 девочки , в 1901 - 12 мальчиков , в 1903 - 22 мальчика и 2 девочки . По сведениям 1912 года в селе Подрезовском Карачинской волости Тобольского уезда имелись также торговая лавка и кузница. В ноябре 1923 года Карачинская волость была упразднена и из части ее был образован Подрезовский сельсовет с центром в селе Подрезово. В середине 1920-х годов здесь действовали сельско-хозяйственное кустарно-промысловое товарищество и школа 1 ступени. 22 декабря 1954 года деревня Подрезова была включена в Ермаковский сельсовет Тобольского района Тюменской области. В рамках реализации " Генерального плана МО Ермаковское сельское поселение " до 2027 года в Подрезовой планируется строительство школы на 40 мест, клуба-библиотеки на 130 мест и 2000 экземпляров, спортивной площадки, комплекса бытового обслуживания, пожарного депо и часовни в районе кладбища .

http://drevo-info.ru/articles/22361.html

Хороша и колоритна фотография «Улица д. Никольск Знаменского района Омской области». Знаменский район - одно из мест поселения белорусов. Фото автора Анны Крих сделано по время этнографической экспедиции ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в 2015 г. В кадре старинный деревянный дом в шесть окон на фасаде, высокие раскидистые сосны, а под ними немудрёные качели, на которых качаются деревенские мальчишки и девчонки. Таким уютом, внутренним светом озарена эта фотография, что всматриваешься в неё, и уходить из этого живого кадра совсем не хочется. Недавняя эпоха освоения нефтяных богатств Сибири смотрит на нас с фотографии Дмитрия Бальтерманца «Нефтяник», из серии путешествие по сибирской реке Обь, 1971 год. На фото крепкий советский паренёк в рабочей форме, в бушлате - стоит по-хозяйски на трубах нефтепровода, а сзади - силуэты подъёмных кранов. Это очень точный образ советского времени великих надежд и свершений под лозунгом «Даёшь БАМ!» Всё это свидетельства исторического пути, на котором всегда было главным сотрудничество белорусов и сибиряков. В разделе «Наследие» в материалах Ларисы Аболиной, Елены Фурсовой, Лилии Дёминой речь идёт о культурных традициях, обычаях, обрядах, о крестьянском мироощущении в фольклоре белорусов, живущих в Сибири. Особенно наполнена многими красочными подробностями и обрядовыми деталями статья Татьяны Тяпковой «Свадьба белорусских переселенцев»: «Свадебный обряд объединяет в своей структуре явления, различные по своей природе: ритуальные действия, эле­менты материальной культуры, вербальный и музыкальный фольклор (песни, танцы, причитания, приговоры, пожелания и др.). [...] За несколько дней до свадьбы приезжал женихов отец с водкой, со своей закуской «невесту закармливать». Это толь­ко своя семья собиралась, никого не приглашали. Посидели, обговорили там, сколько чего на свадьбу надо, кого за гармо­ниста брать, сколько гостей будет от одних и от других, свадь­бу ж и у молодой и у молодого гуляют. А в субботу крёстная мать с кем-нибудь из близких родственниц пекли каравай. На каравай раньше разные песни пели».

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010