Можно сказать, что из всех членов академической корпорации на крестный путь защиты Церкви Христовой от поругания большевиками первым вступил именно архимандрит Варфоломей, когда он с кафедры академического храма весной 1919 г. призвал отстоять мощи Преподобного Сергия от вскрытия. В связи с этим в конце 1919 года вышло постановление " органов» об аресте Варфоломея (также И.В.Попова и др.). В обвинении, составленном Уполномоченным СОВЧК Шпицбергом, сыгравшим свою гнусную роль и в судьбе Н.Д.Кузнецова , говорилось, что " Ремов является видным и активным членом воинствующего черносотенного духовенства, им была в воскресенье на Крестопоклонной неделе перед вскрытием мощей произнесена явно погромная проповедь , имевшая своим результатом крайнее возбуждение темных масс, которые устремились к месту производства реставрационных работ в Лавре и принудили мастеров под угрозой избиения данные работы приостановить. Он являлся активным членом " Союза защиты Троицкой Лавры», имевшего своей конечной целью превращение Лавры в национальный центр, откуда (по мысли основателей) должен раздаться клич о спасении разбитой большевиками " единой, неделимой, православной Руси..» 16 Варфоломей был брошен в тюрьму, из которой был освобожден 21 февраля 1921 года (по ходатайству через Председателя Президиума ВЦИК Авеля Енукидзе).«Ввиду тяжкого состояния его здоровья», архимандрит был вынесен из тюрьмы на носилках. Второй раз он был арестован в 1928 году, но судя по некоторым документам и по тому, что его вскоре выпустили, в последнее время некоторые исследователи прокатолического направления, в частности, стали утверждать, что это произошло только потому, что попав в лапы ОГПУ, он был вынужден стать, видимо, его осведомителем в русских католических кругах. В 1932 г. он, якобы, по предложению Апостольского администратора в Москве, епископа Нёве, даже перешел в " тайное католичество», а в 1933 г. Рим учредил для него,»уже облаченного епископским саном восточного обряда», титулярную Сергиевскую кафедру под его юрисдикцией – как якобы он признавался на допросе после последнего ареста в 1935 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Епископ оставался внутри главного евхаристического собрания, а пресвитеры были только его делегатами. Хорошо известно, как болезненно пережило церковное сознание появление нескольких евхаристических собраний в пределах одной местной церкви. Сам Юнгманн упоминает о практике «ферментума» 3 в Римской церкви. Через ферментум утверждалось единство Евхаристии в пространстве, как «санкта» была свидетельством единства Евхаристии во времени. Несмотря на появление нескольких евхаристических собраний в Римской церкви (мы не знаем существовала ли эта практика в других местных церквах, где имелось несколько евхаристических собраний), церковное сознание утверждало единство евхаристического собрания, возглавляемого епископом. Если фактически в Римской церкви было несколько евхаристических собраний, то идеально в ней было только одно. В практике «ферментума» ударение стоит на единстве Евхаристии, которая предполагает единство епископа. Несколько позднее появляется практика «стацио Урбис», в которой ударение переносится на единство епископа в пределах местной церкви, которое предполагает идеальное единство евхаристического собрания. С усложнением церковного устройства и с утверждением в церковном сознании универсальной экклезиологии, богословская мысль отказывается от принципа единства евхаристического собрания местной церкви, но твердо держится за принцип единства епископа. Первая брешь в этом принципе была пробита появлением вспомогательных епископов, а также титулярных епископов. Церковная практика приняла факт совершения Евхаристии пресвитерами, а также факт существования вспомогательных епископов, но экклезиологически эти факты церковной жизни не нашли своего объяснения. В богословском сознании до настоящего времени продолжает сохраняться принцип, что епископ не может быть без евхаристического собрания, как и последнее не может быть без епископа. Канонически это выражается в том, что пресвитер, как и вспомогательный епископ, может совершать Евхаристию только в том случае, если он находится в юрисдикции правящего епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Печать совета состоит из трех частей, из которых одну хранят архиереи – члены совета, другую светские члены, третью – председатель совета – старший из архиереев. К смешанному совету патриарх собственно не принадлежит, но он может, по своему усмотрению, явиться в заседание совета и председательствовать. Мирской элемент принимает также участие в избрании патриарха, которое совершается особым избирательным собранием, состоящим из духовных и светских избирателей. Вопрос о низложении патриарха подлежит общему рассмотрению синода и смешанного совета, а вопрос этот возникает очень часто, так как пожизненных патриархов и до сих пор не бывает на константин. кафедре и может случиться, что низложенный патриарх через несколько времени снова делается патриархом. Синод и смешанный совет собираются для совместного обсуждения и других вопросов, кроме низложения патриарха, напр. для выбора, вместо выбывающего члена смешанного совета, нового члена, но, когда настает срок выхода половины членов-мирян, в соединенном заседании синода и смешанного совета участвуют еще представители от приходов. Из других восточных патриархов, александрийский живет в Каире, антиохийский в Дамаске и только иерусалимский живет в настоящее время в Иерусалиме. Правильного устройства в этих патриархатах нет. Напр. александр. патриарх долгое время был единственным епископом патриархата, так как других православных епископов в Египте не было. В настоящее время там имеется четыре титулярных (т. е. без епархий) епископов и две хозяйственные комиссии (епитронии), ограничивающие патриарха в управлении учебными и богоугодными заведениями и капиталами. На острове Кипр церковные дела, в течение многих уже лет, находятся в плачевном положении. Когда из четырех кипрских епископов умерли почти одновременно двое, в том числе архиепископ, оставшиеся двое разделились на партии, каждый желая сделаться архиепископом и имея за собой известное число приверженцев. При таких обстоятельствах, конечно, никакого архиерейского собора не может составиться, так что и другая вакантная архиерейская кафедра, кроме архиепископской, остается не замещенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Все дела всегда обсуждаются синодом совместно с патриархом; в случае равного разделения голосов, голос патриарха даёт перевес. Все члены синода между собой равны, а честь занимаемой кафедры, определяемая положением её в общем списке константинопольских епархий, даёт тому или иному иерарху право только на место во время заседаний и на богослужениях. Всякое оскорбление, нанесённое патриархом в синодальном заседании одному из членов синода, по поводу его мнения или голоса, признаётся оскорблением всего синода; со своей стороны, и синод обязан иметь уважение к патриарху. При синоде состоят первый и второй секретари, назначаемые патриархом и синодом из лиц духовных; они управляют канцелярией, но не имеют на заседаниях голоса, ни совещательного, ни решающего. Синод заседает три раза в неделю. Всякое дело, рассматриваемое в синоде, должно быть занесено в протокол, который и подписывается членами. Церковные документы, представляемые Высокой Порте, должны быть скреплены шестисоставной печатью; каждая часть её сохраняется у одного из шести членов, не выходящих в данном году из состава синода, а ключ всегда находится у патриарха. Патриарх, совместно с синодом, заботится о безбедном существовании лишённых кафедры патриархов, а равно митрополитов и епископов, как епархиальных, так и титулярных, печётся о просвещении клира и народа, церковном благочинии, филантропических народных учреждениях и т. д. Изложенный канонисм касательно священного синода действует в константинопольской церкви и в настоящее время без всяких изменений. Лишь некоторые новейшие патриархи делали попытку обойти его распоряжение об избрании членов синода по очереди, заменяя его избранием по достоинству или чести кафедры. Так было, например, при патриархах Анфиме VI, Иоакиме II, Иоакиме IV, Дионисии V и особенно Неофите VIII. Но так как это нововведение напоминало времена геронтизма, то против патриархов был поднят сильный протест, закончившийся обращением к Порте. Но турецкое правительство, сверх ожидания, признало за патриархами право на такое назначение членов синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

4 . Но главное внимание Миссии должно быть обращено на убогое духовенство арабское, которое в совершенной нищете, как наемники, служит греческому в городах и мало поддерживается в селениях, хотя до 40000 арабов принадлежат к пастве Патриарха Иерусалимского. Весьма малыми пособиями можно многое сделать, ибо церкви арабские помещаются в хижинах и почти не имеют утвари. Немного более благолепия привязало бы и самих арабов к своему богослужению, особенно ныне, когда мы дали возможность образовать священников арабских в России. Если бы из шести епископов титулярных, проживающих в Иерусалиме, хотя бы один избирался из арабов, и можно было бы склонить к тому Патриарха, то уже это было бы важный шаг к восстановлению достоинства сего племени и обновлению в нем православия. 5 . Миссия наша должна и сама подавать пример ревности церковной и благолепия в богослужении. Недостаточно совершать оное, как бывало прежде, только по субботам и воскресеньям у себя в церкви. Надобно, чтобы служба была ежедневная, как бы в обители, и можно приглашать к себе на помощь священников славянских и греческих, приучая их к нашим обрядам. Сверх того, начальник Миссии, со всеми ее членами, должен стараться как можно чаще совершать литургию на Голгофе, у Св Гроба и в Гефсимании, назначив для сего даже особые дни, но с наблюдением, однако, всех правил, издавна существующих в отношении времени и порядка службы, чтобы не было состязания с латинами и армянами. 6 . Наблюдение нравственное за поклонниками должно преимущественно лежать на начальнике Миссии, чтобы они не возбуждали соблазнов своим поведением, а в случае их непокорности следует относиться к вице-консулу и генеральному консулу. 7 . Отношения Миссии к генеральному консулу должны оставаться совершенно те же, какие были поныне. Начальник Миссии должен принимать с уважением его внушения по вопросам политическим, а иногда и церковным, сообщая ему свои замечания, если что-либо найдет не соответствующим общей цели. 8 . Деньги и приношения, какие будут присылаться из России Св Гробу и прочим св местам, должны, при посредстве генерального консула, преимущественно идти через руки начальника Миссии, для того чтобы тем поддерживать добрые сношения с греческим духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Общий подход к осмыслению литургии в католическом богословии можно определить словами французского литургиста иезуита о. Мориса de ла Тайля (1872–1933), преподававшего в Анжере и в Папском Грегорианском университете; его труды оказали существенное воздействие на литургическое движение. Утверждая в своем главном труде Mysterium fidei единство Христовой жертвы, начатой в Тайной Вечере, реализовавшейся на кресте и продолжающейся в таинстве Евхаристии, он указывает, что res tantum, т.е. конечный смысл Евхаристии и всех таинств, заключается в нашем соединении с крестной жертвой Христа 1029 . Голгофская жертва – единственна, и Тайная Вечеря видит ее впереди, а месса взирает на нее «назад», из исторического времени. Своим критикам о. де ла Тайль ответил в монографии «Тайна веры и людское мнение: контрасты и определенности» 1030 . § 3. Литургическая реформа II Ватиканского собора и развитие литургических исследований Литургическая реформа, проведенная в результате II Ватиканского собора на основе базовых постулатов литургического движения и, как отмечается в литературе, «под влиянием протестантизма» (результатом чего стало, помимо прочего, отвержение символизма богослужения и «образности как в украшении храмов, так и в представлениях о священстве и священнослужителях» 1031 ), своим осуществлением во многом обязана активности Аннибáле Буньúни (1912–1982) 1032 – священника Конгрегации миссии (орден лазаристов), титулярного епископа Диоклетианы (1972), который начал свои литургические исследования с 1946 г., став шеф-редактором специализированного журнала Ephemerides liturgicae. Β 1948 г. ο. Буньини был назначен папой Пием XII секретарем Комиссии по литургической реформе (в структуре Конгрегации обрядов), задачей которой было подготовить предложения по возможному совершенствованию литургических порядков Католической церкви в духе энциклики Mediator Dei; на этом посту о. Буньини находился до 1960 г. Став в 1956 г. консультантом Конгрегации обрядов, о. Буньини занимает кафедру литургики в Папском Латеранском университете (1957), а в 1959–1962 гг., в преддверии II Ватиканского собора, трудится в должности секретаря подготовительной Комиссии по литургии и берет в свои руки подготовку «предварительной схемы» – документа, который должен быть представлен на соборе для обсуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. Балдуин II стал ее 1-м титулярным императором, лишенным своих владений. Титул императоров Л. и. в изгнании сохранялся за потомками рода Куртене и князей Ахайи до 1383 г. Основание ц. св. Франциска в Гларенце, Греция. XIII в. Основание ц. св. Франциска в Гларенце, Греция. XIII в. В 1204 г. капитул каноников Св. Софии, состоявший из венецианцев, избрал патриархом К-польским представителя знатного венецианского рода Томмазо Морозини . Римский папа Иннокентий III , несмотря на неканонический характер выборов, к-рый вызвал его недовольство, в марте 1205 г. утвердил их, признал возникший т. о. лат. К-польский Патриархат. Тем не менее впосл. папа настойчиво стремился расширить прерогативы Римской курии в его управлении и в избрании последующих патриархов. К-польский патриархат в годы существования Л. и. был полностью подчинен папам и находился в юрисдикции Римско-католической Церкви. Т. о., в Л. и. возникла ситуация фактической церковной унии. Уния не провозглашалась к.-л. офиц. соглашениями Западной и Восточной Церквей, но навязывалась на практике правосл. местному населению со стороны католич. правящего меньшинства, к-рое считало необходимым насаждать свои церковные порядки по праву завоевателей. Герб Флориса де Эно, кн. Ахейского и его жены Изабеллы де Виллардуэн, на капители собора Св. Софии в Андровиде, Элея, Греция. Кон. XIII в. Герб Флориса де Эно, кн. Ахейского и его жены Изабеллы де Виллардуэн, на капители собора Св. Софии в Андровиде, Элея, Греция. Кон. XIII в. Иерархическая структура кафедр Патриархата по сравнению с прежними традициями визант. Константинопольской Православной Церкви не претерпела существенных изменений. Папа разрешал назначать епископов в Л. и. из греков и сохранять нек-рые греч. обряды в Церкви, но при условии признания духовенством и паствой папского примата. Греч. духовенство Л. и. обратилось к Иннокентию III с просьбой создать параллельно с лат. Патриархатом и греч. Патриархат в К-поле под эгидой папы, но получило отказ. Епископы из латинян вошли в состав высшей иерархии Л. и. и при распределении земель получали от 4 до 8 рыцарских феодов, а затем еще более расширили свои владения. Положение осложнялось тем, что часть бывш. земель византийской К-польской Православной Церкви была присвоена светскими сеньорами. За эти земли шла борьба, и, чтобы сгладить конфликт, имп. Генрих I уступил духовенству 1/15 земель и доходов Л. и. вне К-поля. Нередко конфликты происходили между венецианскими и франц. клириками, между греками и латинянами. Греч. духовенство настаивало на сохранении правосл. обрядов, отрицало целибат и отказывалось платить десятину, акростих, исполнять ангарии (барщинные повинности в пользу лат. сеньоров), выставлять со своих владений воинов для охраны границ и т. д.

http://pravenc.ru/text/2463171.html

§ 2. В силу самого епископского посвящения Епископы вместе со служением освящения принимают также служение учительства и управления, которые, однако же, по самой своей природе могут осуществляться Епископами только в иерархическом общении с главой и членами Коллегии. В этом каноне подтверждается божественное установление Епископата и три вида пастырского служения Епископа, в котором он выступает как вероучитель, как священник и как служитель управления. Епископы выполняют свои задачи не в качестве «наместников» Папы, а в иерархическом общении: их полномочия проистекают из таинства посвящения в Епископы и, по слову Папы Иоанна XXIII-ro (Конституция Humanae salutis [«Человеческого спасения»]), основаны на «харизме, явленной в этом таинстве». По тому же божественному праву Епископы являются автономными лицами, но они живут и действуют в общении друг с другом и с Папой, претворяя любовь, объединяющую их в членов одной Коллегии, в конкретную деятельность. По божественному праву они обязаны объединять свои усилия для совместного пастырского попечения. Епископы делятся на: – диоцезальных (dioecesanus), которым вверено попечение о диоцезе (кан. 376). Они бывают: – суффраганами (suffraganeus), если они подчинены Митрополиту, а их диоцезы входят в состав одной церковной провинции; – изъятыми (exemptus): если их диоцез не входит в состав одной церковной провинции, а подчиняется непосредственно Святому Престолу (ср. кан. 431, § 2). – титулярных (titularis) – лишь номинально возглавляющих один из диоцезов, которые фактически уже не существуют, поскольку исчезли в ходе веков (ср. кан. 376). Они могут быть: – коадъюторами (coadiutor), помогающими диоцезальному Епископу и обладающими правом преемства; –помощниками (auxiliaris), помогающими диоцезальному Епископу, обладающими или не обладающими специальными полномочиями (см. кан. 403–411). – почётными (emeritus), вышедшими на пенсию по достижении установленного законом возраста, а также подавшими заявление об отречении от должности, принятое Святым Отцом (см. кан. 185).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

При дворе императоров монгольских очень часто сходились учители разных религий: христианские, еврейские, магометанские и буддийские – и спорили о превосходстве одной религии пред другою. В частности, ничего странного в приходе ко Владимиру послов болгарских: с волжскими болгарами Владимир только что в прошлом 985 г. окончил войну и заключил мир. Значит, всего легче могло случиться, что болгаре вздумали тогда прислать к нам своих послов, может быть, для окончательного утверждения условий договора или для возобновления условий по торговле, которую издавна вели жители по Волге с обитателями России. Всего легче при этом случае могло последовать и то, что послы, ведя политические переговоры с нашим князем, по тайному данному им наказу, как бы стороною вздумали хвалить пред ним свою веру и склонять Владимира к ее принятию. А со стороны болгар подобный поступок в то время был как нельзя более естествен. Они еще незадолго пред тем сами приняли магометанство и, следовательно, сохраняли весь жар религиозного энтузиазма к распространению своей веры, которым в первые лета по своем обращении всегда и в высшей степени отличались последователи лжепророка. С другой стороны, болгаре могли рассчитывать чрез сообщение своей веры нашему князю войти в теснейшее содружество с таким могущественным государем, каким был Владимир, а вместе обольститься и тою мыслию, что Владимир, как, без сомнения, слышали они, будучи очень предан чувственности, легко примет чувственное учение Магометово. Еще менее странного в приходе ко Владимиру миссионеров папских. Папа рассылал тогда своих проповедников по всем странам Европы, где только не был еще распространен и утвержден католицизм, они действовали разом в Польше, Швеции, Норвегии, Венгрии и прочих государствах. Особенно же старался тогда папа привлечь на свою сторону государства славянские, которые, по смежности своей с Грециею, уже принимали оттуда мало-помалу вероисповедание православное. С этою целью на границах Руси и Польши учреждено было даже нарочитое общество миссионеров – in partibus infidelium 2 , – из числа которых один – Альберт – в качестве титулярного Русского епископа приходил к великой княгине Ольге, а другой точно так же мог прийти ко Владимиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Статья 15. Считается, что Святейший Синод собрался в кворуме, если на заседании присутствует на одного члена больше половины всех его членов. Решения принимаются большинством голосов. В случае равенства голосов двух противоположных сторон, перевешивает та сторона, за решение которой подал голос Председатель. Статья 16. Кандидаты в епископы, кроме качеств, предусмотренных церковными правилами, должны быть выпускниками Православной богословской школы. За неимением кандидатов в епископы, имеющих дипломы об окончании Богословской школы, можно избирать епископами и кандидатов, не имеющих такового образования, а способных самоучек, отличившихся своей церковной и патриотической деятельностью. Статья 17. Архиепископ и епископы, определенные действующие члены Святейшего Синода, приносят ему нижеследующую присягу: " Клянусь своей совестью перед Богом, что буду хранить веру в догматы, каноны и Предание Православной Церкви, верность народу Албанской Народной Республики и ее демократическим принципам, предписанным Уставом " . Статья 18. Титулярных действующих епископов, не имеющих епархии, не может быть больше одного. Статья 19. Святейший Синод имеет одного Генерального Секретаря, избираемого Святейшим же Синодом по предложению его Председателя и им же утверждаемого. Статья 20. Ни один труд религиозно-церковного содержания не может быть использован Православной Автокефальной Албанской Церковью без согласия и одобрения Святейшего Синода. Статья 21. Святейший Синод заботится об образовании клира и всех верующих, дабы изжить всяческие суеверия. Статья 22. Ни один мирянин или монах не может быть рукоположен в сан священника или дьякона без ведома и одобрения Святейшего Синода. Статья 23. Ни одна почетная награда не может быть присуждена священнику или кому-либо другому без предложения местного епископа и одобрения Святейшего Синода, согласно соответствующему Указу Главного Административного Уложения. АРХИЕПИСКОП Статья 24. Архиепископ всея Албании является Председателем Православной Автокефальной Албанской церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010