Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ [греч. καθδρα; лат. cathedra - кресло, трон], церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа (для правящего архиерея) или на город, в котором епископ совершает служение (для викарного архиерея). Применительно к правящему архиерею понятие «кафедра епископская» соотносится с главным городом на подчиненной епископу территории, в к-ром епископ по преимуществу совершает архипастырское служение. Термин восходит к названию учительского места епископа в храме (возвышение, располагающееся обычно посреди храма). Название К. е. всегда входит в титул епископа. В Русской Православной Церкви титул правящего архиерея включает название главного епархиального города (кафедрального города) и одного из городов, возглавляющих к.-л. территориально-адм. единицу в пределах епархии (напр., «митрополит Екатеринбургский и Верхотурский», «епископ Тамбовский и Мичуринский»). В отдельных случаях в титул архиерея входит название главного епархиального города и региона (напр., «Ижевский и Удмуртский», «Екатеринодарский и Кубанский») или страны (напр., «Брюссельский и Бельгийский»). В титул викарных архиереев включается название одного города (напр., «Бронницкий», «Петергофский»). В католической Церкви, а также в нек-рых Поместных Православных Церквах существует практика назначения епископов на кафедры, в к-рых невозможно реальное церковное управление в силу исторических и политических обстоятельств. Епископ, возглавляющий такую кафедру, носит название титулярного архиерея (подробнее см. в ст. Титулярный епископ ). Не имея епархии, соответствующей своей кафедре, титулярный епископ, подобно викариям , выступает помощником правящего архиерея. В соответствии с канонами назначение епископа на К. е. совершается собором епископов: «Епископа да поставляют два или три епископа» (Ап. 1). Вселенский I Собор постановил: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам.

http://pravenc.ru/text/1683937.html

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Живите полной, настоящей христианской жизнью... Епископ Феодор Епископ Феодор (в миру Димитрий Васильевич Текучёв) родился 14 мая 1908 года в слободе Маньково-Калитвенской, в Области войска Донского (ныне Ростовской). При крещении он был наречен в честь Угличского и Московского Царевича Димитрия (память 15/28 мая). Отец, Василий Иванович, – донской казак Верхне- Курмоярской станицы 2-го Донского округа, состоявший на государственной службе в чине титулярного советника. Мать – Феодосия Павловна, урожденная Болховитина. Учиться Димитрий начал в 1915 году в городе Александро-Грушевске, но из-за переезда родителей продолжил начальное образование в 4-й церковно-приходской школе Новочеркасска, а затем в 1918 году поступил на учебу в Донской Императора Александра III кадетский корпус. Однако поскольку в связи с захватом власти в России большевиками корпус был 20 декабря 1919 года эвакуирован из Новочеркасска, то дальнейшее кадетское обучение Димитрия проходило уже за границей, в эмиграции (Египет, г. Измаилия). В 1922 году корпус расформировали, и юноша завершил учёбу уже в Турции, в 1925 году, – в Британской школе для русских мальчиков в Эренкей близ Константинополя, помещавшейся в здании дачи Русского посольства в пригороде Буюк-Дэрэ. Как указал впоследствии владыка в своем биографическом «Формуляре», он «в том же году подал прошение на имя Высокопреосвященнейшего Евлогия, митрополита Западно-Европейских Православных Русских Церквей, и был зачислен на подготовительные курсы [при Сергиевском Богословском институте в Париже], но прибыл... в институт... только в 1926 году, ибо отбывал рабочий контракт во Франции в течение одного года. Богословский институт окончил по первому разряду в 1930 году» (Архив Псково-Печерского монастыря). Кандидатское сочинение будущий епископ писал по патрологии, под руководством профессора, известного богослова и историка (в последующем и уважаемого протоиерея) Г.В.Флоровского, на тему «Догматическое обоснование иконопочитания по святым отцам и учителям Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вступление Довольно ли обращает внимания Восточный православный мир на то, что совершается ныне в Римском и на Западе вообще? – Там совершенное разложение Церкви, долго похвалявшейся быть Единою Кафолическою, и что весьма замечательно – первый толчок к сему распадению дан ей из самого Ватикана: ни один из средневековых его перунов не имел столь разительного действия, как последний его мнимо Вселенский Собор. – Сбылось апостольское слово: «когда будут говорить мир и утверждение, тогда постигнет их конечная пагуба». ( 1Фес.5:3 ). Давно уже скоплялась гроза сия, теперь только разразившаяся над Западом. Сколько было, однако, благих надежд от сего, давно желаемого Собора, который должен был, по-видимому, умиротворить стихию светскую с духовною и Церковь с мирскими властями! – Все вдруг разорилось лестью иезуитскою! И какое необычайное явление в XIX веке! Внезапно, и в последний раз, ожили и вновь поднялись все давно забытые притязания римские, которые и сам Григорий VII во дни своей славы, и третий Иннокентий и даже Вонифатий VIII, при апогеи папства, не дерзали так явно провозглашать. То, что проявлялось только случайно, как личное мнение какого-либо из самых могущественных Пап, в запальчивой его булле, ныне уже делается догматом, волею или не волею для всей Западной церкви, ибо канонически утверждено на Соборе большинством епископов, отчасти титулярных, хотя действительные пастыри громко вопияли против сего нововведения, но несмотря на то, должны были покориться и жертвовать своими убеждениями ради единства. Никогда не бывало такого многолюдного Собора, более, нежели из 700 епископов, и никогда не было Вселенского в Риме, а только одни поместные, которые домогались усвоить себе вселенство; но вот, еще однажды, созывается великий Собор всего Запада, для того только, чтобы превознести Папу превыше всякого начала и власти, и провозгласить его единственным источником всякого священноначалия, одною своею личностью превозмогающим весь сонм епископов целого христианства, и наконец непогрешимым в своих догматических решениях, как бы образ Божий на земле. Не есть ли это отчасти исполнение апостольского слова о том, кто дерзновенно воссядет в Церкви Божией, выдавая себя за Бога? ( 2Фес.2:4 ). Тайна беззакония как будто уже в действии, посреди тяжкого оцепенения еще верных сынов Церкви, с ужасом на сие взирающих!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Католическую Церковь представляли Апостольский нунций в Швейцарии архиепископ Франческо Каналини, епископ Менгисте Аб Тесфа Мариам, временно управляющий Фрибургской епархией епископ Пьер Фарин, директор Института Восточных Церквей в Регенсбурге прелат Николай Вирволь. На церемонии также присутствовали председатель Федерации швейцарских протестантских церквей пастор Готфрид Лохер, министр образования кантона Фрибур Изабель Шассо, директор департамента культуры кантона Фрибур Жерар Берже, другие представители светской и церковной общественности. Акт открыл ректор Фрибурского университета прелат Гвидо Фергаувен, который в своем выступлении указал на важность продолжения академического сотрудничества между Православными Церквами и Фрибурским университетом. Со своей стороны министр образования кантона Фрибур Изабель Шассо подчеркнула, что впервые титулярным профессором богословского факультета Фрибурского университета становится епископ Русской Православной Церкви. По словам министра, Швейцарская Конфедерация призвана быть примером диалога традиций, местом свидетельства о христианских ценностях современному миру, в котором в трех четвертях случаев объектами преследований по религиозному признаку становятся христиане. Сегодня вся христианская цивилизация находится под угрозой, отметила И. Шассо. Она поддержала призыв к созданию альянса во имя сохранения традиционных нравственных ценностей, прозвучавший ранее в выступлениях митрополита Илариона. В заключение своего выступления министр выразила надежду, что студенты богословского факультета будут воспитываться в духе диалога. Важную роль в этом может сыграть подписанный в тот же день договор о сотрудничестве между Фрибурским университетом и Общецерковной аспирантурой, отметила Изабель Шассо. Затем слово взял декан богословского факультета Фрибурского университета профессор Мариано Дельгадо, отметивший, что труды митрополита Илариона особенно актуальны потому, что в них православный иерарх постоянно обращается к теме жизни во Христе в контексте современности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1438549...

Феодосия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 45.026654; 35.383911 Россия, Республика Крым, Феодосия Феодосия, Республика Крым Россия Православие в Феодосии [ править править код ] Кафа, древняя Феодосия — центр генуэзских владений в Северном Причерноморье была епархиальным центром католической епархии. Католические епископы в Кафе известны с 1318 года. Немецкий путешественник Штильберг в 1421 году пишет, что в Кафе три епископа: католический, армянский и греческий, подразумевая под греческим скорее всего митрополита Сугдеи, случайно оказавшегося там. Город со смешанным населением, состоявшим преимущественно из греков и армян, и при господстве в нём католиков генуэзцев оказался благодатной почвой для унии. Поэтому появление здесь униатского епископа было делом вполне ожидаемым. Первое упоминание униатского епископа относится к 1464 году. После его смерти в 1468 году волей папы Римского и при содействии титулярного униатского патриарха Константинополя Виссариона на Кафскую кафедру был поставлен архиепископ Амасийский Пахомий, но по дороге в 1470 году был убит разбойниками. В 1472 епископом Кафы стал кафинский же священник Николай. Поставленный согласно папской булле для христиан Кафы и Солдайи (Сугдеи), он получил наименование Фулльского. Однако добраться до своей кафедры он смог только в конце 1474 года, а в 1475 году Кафа была захвачена османами. Кроме католиков и униатов в городе большое число армян, принадлежавших к Армянской Апостольской церкви, но многие армяне принимали католицизм. Католическая епархия вряд ли сохранилась после завоевания Кафы османами. Вероятно та же участь постигла и униатскую. Разгром города, который последовал за его захватом, не лишил значения этот важный пункт крымского побережья. Поэтому не удивительно, что в скором времени город был восстановлен уже под властью новых хозяев. Кафская митрополия До учреждения православной Кафской митрополии местное православное население окормлялось митрополитом Сугдеи. Православная епархия Константинопольской церкви возникла здесь уже при турецком владычестве, в 1485 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодосия

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА I Патриарх Александрийский (731 или 742/3 - после 763 (ок. 770?)). К. был 1-м после почти векового перерыва действующим правосл. (мелькитским) патриархом на Александрийской кафедре. Араб. завоевание Египта в 642 г. привело к распаду православных церковных структур. Многие жители провизант. ориентации покинули страну. Последний Александрийский патриарх Петр IV умер в изгнании ок. 654 г. Монофизиты овладели почти всеми храмами и архиерейскими кафедрами. Подавляющее большинство египетских христиан оказалось в юрисдикции Коптской Церкви . Однако постепенно началось восстановление православной церковной организации. По свидетельству хроники патриарха Евтихия Александрийского (X в.), епископов для православных Египта рукополагал епископ Тира (Антиохийский Патриархат). На VI Вселенском (680-681) и Трулльском (691) Соборах Александрийскую Православную Церковь представлял Петр, подписывавшийся соответственно как «местоблюститель апостольского престола Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(1). P. 778) и «епископ Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(4). P. 62). Т. о., Петр, возможно, стал титулярным Александрийским патриархом, однако, судя по всему, оставался в К-поле и не участвовал в церковной жизни Египта. Окончательное возрождение Александрийской Церкви ознаменовалось избранием на Патриаршество К. Датировки этого события противоречивы. Наиболее распространена версия Евтихия, согласно к-рой К. был избран на Патриаршество на 7-м году правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, т. е. в 731 г. В. В. Бартольд связывал восстановление Александрийского и Антиохийского Патриарших престолов при Хишаме с визант. иконоборчеством , встретившим резкое неприятие на правосл. Востоке: халиф более не имел оснований рассматривать своих подданных- мелькитов как сторонников Византии ( Бартольд В. В. Ислам и мелькиты// Он же. Избр. соч. М., 1966. Т. 6. С. 653). Однако в копт. «Истории Александрийских патриархов» избрание К. отмечено в период междупатриаршества в Коптской Церкви в 742-743 гг.: после соответствующего подношения от мелькитов египетский наместник аль-Касим дал разрешение на поставление патриарха. Описанная ситуация соответствует представлениям историков о том, что локальные церковные дела находились в большинстве случаев в юрисдикции наместников, а не халифов. Копт. летопись более заслуживает доверия и в плане датировок, ввиду того что она была написана современником и участником событий диак. Иоанном, в то время как Евтихий жил спустя 2 столетия после Патриаршества К.

http://pravenc.ru/text/2458809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Переславское, Переяславское, Переславльское) 1. Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), существовало в 1902-1930 гг.; 2. Ярославской и Ростовской епархии , действовало в 1998 г. Названо по г. Переславль-Залесский (ныне в Ярославской области ). 1. В ходе восстания ихэтуаней в Китае (1899-1900) была разгромлена Пекинская духовная миссия , после чего российские власти приняли решение ее упразднить. В июле 1901 г. начальник миссии архим. Иннокентий (Фигуровский ; впосл. митрополит) был вызван в С.-Петербург для назначения его начальником Урмийской духовной миссии . Однако в столице архим. Иннокентий сумел доказать необходимость сохранения Пекинской миссии, был оставлен во главе ее и 6 апр. 1902 г. назначен титулярным епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии. Архиерею, к-рый должен был пребывать в Пекине, поручалось духовное окормление православных Китая, Монголии и Тибета. 3 июня 1902 г. в Свято-Духовом соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония архим. Иннокентия. Титул для него был выбран в память о др. начальнике миссии в Китае - свт. Иннокентии (Кульчицком) , хиротонисанном 5 марта 1721 г. во епископа Переславского (Переяславского) в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. В апр. 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод постановили изменить титул еп. Иннокентия (Фигуровского) на «Пекинский», а епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии, назначить ректора Смоленской ДС архим. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 119). Архиерейская хиротония архим. сщмч. Дамиана состоялась 12 мая 1918 г. Викарий должен был пребывать в переславль-залесском Даниловом во имя Святой Троицы мужском монастыре и быть настоятелем этой обители; ему вверялось управление приходами и монастырями Переславского и Александровского уездов. Служивший в Переславле-Залесском прот. сщмч. Евгений Елховский вспоминал: «Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, умение служить и проповедовать слово - и станом своим он был представительный - его скоро здесь полюбили» (Страницы истории России в летописи одного рода. М., 2004. С. 361).

http://pravenc.ru/text/2580006.html

Новоселенгинск. Собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты Собор заложен в память чудесного избавления в Бозе почившего Императора Александра II от покушения в 1867 г. Посреди прямоугольной сетки жилых кварталов была отведена квадратная площадь для постройки собора нового Селенгинска. План предусматривал постройку каменного храма. Но город из - за отсутствия экономических предпосылок строился очень медленно и в основном застраивался одноэтажными строениями. Таким же деревянным был первый собор Новоселенгинска. По местной легенде, иконостас к новому собору был расписан декабристом Н. А. Бестужевым. Две иконы из этого иконостаса, приписываемые Бестужеву, хранятся в мемориальном музее декабристов в Новоселенгинске. Деревянный храм сгорел в один из многочисленных пожаров, постигших город в 60 – х гг. XIX столетия. Новый город остался без храма. Приходилось пользоваться храмами, находящимися за рекой, в старом Селенгинске, что было крайне неудобно, так как старый город находился в пяти километрах от нового. Возникла насущная необходимость в строительстве нового каменного храма на месте сгоревшего В 1869 году от архиепископа Иркутского приходит разрешение на сбор денег по епархии, а епископ Мелентий назначил ктиторами (попечителями) строительства нового каменного храма отставного титулярного советника Алексея Седова, селенгинского купца Петра Малягина, кяхтинского купца Александра Лушникова и мещанина Михаила Протопопова. Им было поручено руководить сбором денег и контролировать суммы, идущие на строительство храма. Активное участие в постройке храма принимал епископ Мелентий, бывший ранее архимандритом Троице – Селенгинского монастыря. Сбор денег длился более десяти лет, начался в 1869 году, а кончился к 80 годам XIX столетия. За это время были закуплены строительные материалы, заключены договора с мастерами – строителями, иконописцами, позолотчиками, кровельщиками, малярами, а главное – найден образец, по подобию которого будет строиться новый храм.

http://sobory.ru/article/?object=14365

Алексин. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Ново-Успенский собор Карта и ближайшие объекты Образует единый ансамбль со Старо-Успенским собором. Колокольня утрачена. Соборный храм в честь Успения Божией Матери (новый) построен в 1806-1813 гг. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящен в 1815 году Тульским епископом Амвросием (Протасовым). Колокольня построена в 1829 году на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 году храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 году на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны - в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению. Возвращен верующим в 1945 году. В настоящее время в храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери. С 2002 года ведутся реставрационные работы. На данный момент выполнен первый этап реставрационных работ и произведена частичная консервация строения. Работы проводятся за счет средств, выделенных Министерством культуры РФ. Запланировано выделение дополнительных средств на продолжение начатых работ. 31 октября 2003 года состоялось захоронение останков на прежнем месте в старом Успенском соборе. Архивных данных по этому захоронению нет. С сайта Тульской и Белевской епархии www.tula.eparhia.ru Наживая капиталы, алексинские купцы нередко обращали свой взор и на благоустройство города и возведение храмов, делая крупные пожертвования. Вот, на средства алексинского купца, фабриканта и лесоторговца Ивана Афанасьевича Маслова в городе было построено два каменных здания: богадельня в 1802 году и в 1806 году был заложен новый Успенский собор, который вместе со старым Успенским должен был украсить уездный город. Деньги на возведение собора выделили титулярный советник Илья Петрович Соколов и алексинский купец Лаврентий Золотарёв. Собор строился долго, и заказчику так и не довелось увидеть его завершение.

http://sobory.ru/article/?object=09284

Астрахань. Церковь Иоанна Златоуста. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1763 году. Композиция его – «восьмерик на четверике» - была хорошо известна в средней России. Позднее церковь несколько раз перестраивали, и план ее в конце концов получил форму креста, а фасады приобрели декор времени позднего классицизма. Фасады церкви во второй половине XIX века переделывались еще раз. Вот тогда и появились на них интересные лепные барельефы с изображениями святых, напоминающими евангельский цикл картин Н.Н. Ге. Неизбежность страданий, необходимость терпения, всепобеждающая сила подвижничества - так во второй половине XIX века воспринимала русская художественная интеллигенция образ Христа и его учение. Это восприятие доносят барельефные композиции Златоустовской церкви. У входа в церковь помещена фигура Христа. Скорбь запечатлена в склоненных фигурах ангелов на западном фасаде звонницы. http://www.ruschudo.ru/miracles/3523/ Автор проекта: архитекторы Шимановский А.Ф., Дмитриевский, Фольрат Э.И. Архитектурный стиль: Классицизм. В середине 18 века в юго-западной части Земляного города, на так называемом Киселевском бугре, возникла слобода из новопоселенцев. Слобода получила название Безродной, так как большую часть её жителей составляли беглые крестьяне. Они были прихожанами Петропавловской церкви, находившейся у Адмиралтейства. В 1744 году началось создание канала, который отделил Безродную слободу от приходского храма. В 1763 году жители Безродной слободы, в которой в то время находилось почти триста дворов, попросили у астраханского епископа Мефодия разрешения перенести к ним находившуюся при Крестовоздвиженском храме бесхозную деревянную церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста. Получив благословение, в 1763 году церковь была перенесена в слободу и поставлена в центре Киселёвского бугра, с учреждением здесь прихода. Деревянная церковь Иоанна Златоуста была очень мала и ветха. И по этой причине её священнослужители, вместе с церковным старостою Даниилом Ивановичем Плотниковым, испросили в Духовной Консистории сборную книгу на постройку нового храма, по которой было собрано пожертвований почти на 10 тыс. рублей. Церковный причт договорился с титулярным советником Николаем Михайловичем Ладыженским о выделке на его кирпичном заводе до ста тысяч штук кирпича. Строительство храма продолжалось с 1823 по 1826 год. Внутренняя отделка храма была готова к октябрю 1826 года, и 10 октября храм был освящён Астраханским архиепископом Павлом (Суботовским). Большой вклад в строительство храма внес благотворитель Иван Петрович Шарыгин. Новая каменная церковь была выстроена в одной связи с высокой двухъярусной колокольней и каменной трапезой. Интересен тот факт, что колокола Иоанно-Златоустовской церкви были настроены по камертону.

http://sobory.ru/article/?object=03238

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010