Лаврентий; а рукополагал Иоакима сам статс-секретарь папы Григория, кардинал Ламбрускини, причём его ассистентами были: секретарь конгрегации епископов и монахов, монс. Асквини, титулярный архиепископ Тарсский, и папский ризничий (sacrista), монс. Кастеллани, титулярный епископ Порфирский. Бельгийское посольство в полном составе своём присутствовало при торжественной церемонии, после которой всем участникам и приглашённым лицам предложено было от нового епископа установленное обычаем приличное случаю угощение. Пробыв в Риме ещё месяц после хиротонии, Печчи, 19-го марта, сел в Чивита-Веккии на французский пароход „Сезострис“, чтобы отправиться к месту своего нового служения и через два дня был в Марсели. На дорогу он взял с собой французскую грамматику и прилежно изучал её во всё продолжение своего путешествия, причём случай оказал ему в этом деле неожиданную помощь. Нездоровье задержало его дней на десять, и даже более, в Ниме и этой остановкой он поспешил воспользоваться, чтобы взять здесь несколько уроков французского языка. В результате этих настойчивых, хотя и торопливых, усилий оказалось, что по приезде в Бельгию Печчи мог настолько удовлетворительно объясняться по-французски, что не имел необходимости прибегать к услугам переводчика. Оправившись от болезни, он без задержки продолжал свой путь и, не заезжая в Париж, через Реймс и Мезьер 7-го апреля прибыл в Бельгию. Вступление нового нунция в столицу королевства совершилось по совсем необычному церемониалу. Когда Печчи приближался к Брюсселю по дороге, идущей около Вильвордского канала, взбесившиеся лошади понесли его экипаж и едва не опрокинули вместе с седоком в воду, если бы не предотвратило угрожавшую катастрофу самоотверженное вмешательство проходившего здесь патера из ближайшего сельского прихода. Спасшись таким образом от почти неминуемой гибели, Пребывание в чужой стране для любознательного, но никогда ещё доселе не выезжавшего из Италии, прелата было, конечно, полно новых впечатлений, которыми он в письмах охотно делился с близкими ему людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Представители нидерланд. епископата предложили свои варианты поправок. Итоги дебатов были отражены в документе, составленном на лат. языке. Осенью того же года папа Павел VI распорядился создать кардинальскую комиссию, которая бы занялась дальнейшим рассмотрением вопроса о «Новом катехизисе». В комиссию вошли: кард. Йозеф Фрингс, архиеп. Кёльна; кард. Жозеф Шарль Лефевр, архиеп. Буржа; кард. Лоренц Йегер, архиеп. Падерборна; кард. Эрменеджильдо Флорит, архиеп. Флоренции; кард. Майкл Браун, титулярный архиеп. Идебесский, и кард. Шарль Журне, титулярный архиеп. Фурноса Малого. Результатом первых заседаний комиссии, состоявшихся с участием теологов, знакомых с голл. языком, 27 и 28 июня 1967 г., стало решение о необходимости предварить новые издания и переводы К. тщательной ревизией его текста, а также избрание группы теологов для разработки проекта поправок к К. на основе требований, выдвинутых представителями Ватикана на первых консультациях. Результаты работы группы, учитывающие и пожелания авторов К., были рассмотрены на 2-й сессии кардинальской комиссии с 12 по 14 дек. 1967 г. Ее итогом стал документ, датированный 24 дек. 1967 г., состоящий из 3 частей и приложения: первоначального списка поправок к К. из 14 пунктов; значительно сокращенного перечня второстепенных поправок; списка исправлений, предложенных авторами К. Приложение состояло из предложенных комиссией дополнений, содержащих тексты о таинствах и о благодати. Затем были назначены 4 редактора, по 2 от каждой из сторон, которые должны были внести исправления и дополнения в текст, прежде чем он будет вновь издан/Paragraph или переведен. Однако еще до вынесения этого решения, без исправлений и без офиц. согласия нидерланд. епископов были сделаны и опубликованы англ., нем. и франц. переводы «Нового катехизиса» (A New Catechism: Catholic Faith for Adults/Transl. K. Smith. L.; N. Y., 1967; Glaubensverkündigung für Erwachsene. 1968. 2 Bde.). Кроме того, в прессе появились некоторые конфиденциальные документы о переговорах Ватикана с нидерланд. епископами по поводу К. (см.: Commissio cardinalitia de «Novo Catechismo» (De Nieuwe katechismus) declaratio//AAS. 1968. Vol. 60. P. 685-691).

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Иосифа Боцяна в титулярного греко-католич. епископа Луцкого. Тогда же в титулярного греко-католич. епископа Острожского был рукоположен бывш. вице-ректор Львовской ДС греко-католич. свящ. Димитрий Яремко (ум. 3 окт. 1916 в ссылке в России, не приступив к своим обязанностям). Назначения титулярных епископов и проведенные рукоположения были связаны с масштабными прозелитическими планами униат. митрополита: надеясь на возрождение униат. церковных структур на Волыни и в др. регионах Российской империи, Шептицкий намеревался использовать находившихся на территории России греко-католич. иерархов в целях пропаганды унии. Боцяну предписывалось возрождать униатство на территории всех греко-католич. епархий, упраздненных в XIX в.: Луцко-Острожской, Туровско-Пинской, Владимирско-Брестской, Полоцко-Витебской и Холмско-Белзской. Однако миссионерские планы на Волыни униаты так и не смогли реализовать. О епископских рукоположениях, совершенных Шептицким, стало известно российским властям. Эти действия были восприняты как провокационные, после чего Шептицкого и его соратников выслали во внутренние области России; Боцян в течение 3 лет отбывал ссылку в Сибири. В кон. мая 1917 г. в Петрограде под председательством Шептицкого состоялось заседание синода греко-католич. Церкви в России. Решения этого синода (68 параграфов) заложили основы организации экзархата Русской католической Церкви ; экзархом был назначен свящ. Леонид Фёдоров (1879-1935), возведенный тогда же в сан протопресвитера. Экзархат получил признание Временного правительства. В офиц. документах Папского престола это новое униат. течение обозначалось как «ritus graeco-russianus» (греко-руссинский обряд) в противовес галицкому униат. течению, известному как «ritus graeco-rumhenicus» (греко-рутенский обряд). В сент. 1917 г. Боцян вернулся во Львов; тогда же было объявлено о его хиротонии. В окт. того же года он предпринял «миссионерскую» поездку- визитацию по Волыни и Холмщине; зимой 1917/18 г. посетил западнобелорус. земли. К 29 авг.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

9). В заседаниях синода участвует, но лишь с совещательным голосом, министр церковных дел. В случае если министром церковных дел будет иноверец, его в синоде заменяет какой-либо другой из православных министров (ст. 11). Председательство в синоде принадлежит митрополиту – примату, в случае же его отсутствия – митрополиту молдавскому; а в случае отсутствия и последнего председательствует старейший по хиротонии епископ. Пред другими членами председатель имеет то преимущество, что при равенстве голосов предпочтение отдаётся тому мнению, к которому присоединился председатель (ст. 10). Созывается синод два раза в год – весной и осенью (ст. 13). К ведению синода относятся все церковные дела «духовного, дисциплинарного и судебного свойства». Решает он их согласно с канонами православной церкви (ст. 12). Решения синода приводятся в исполнение не иначе, как по утверждении господарем, по представлению министра церковных дел. Исключение составляют лишь религиозно-судебные решения синода, определяющие наказания «духовного и чисто-религиозного свойства». Последние приводятся в исполнение непосредственно синодом (ст. 15). Митрополиты и епархиальные епископы избираются особой избирательной коллегией. Она состоит из всех наличных румынских архиереев и из всех депутатов палаты и сената, за исключением иноверцев (ст. 1). Председательствует в этой коллегии митрополит – примас, а в его отсутствие – митрополит молдавский; в случае же отсутствия и последнего – старейший по хиротонии архиерей (ст. 5). Избрание совершается по большинству голосов (ст. 3). Акт избрания представляется министром церковных дел на утверждение князя (ст. 4). Митрополиты и епархиальные епископы избираются из румынских титулярных архиереев (ст. 2). Титулярных же архиереев избирает священный синод по соглашению с правительством, причём для избранных через министра просвещения и церковных дел испрашивается благословение у константинопольского патриарха (ст. 25). Суд над каждым из румынских архиереев по церковным преступлениям принадлежит синоду, а по всем другим – верховному кассационному суду (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Г. Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священные утварь и облачение и т. д.). III. Управление и церковный строй А. Кодификация священных канонов и канонических порядков, подлежащих утверждению Вселенским Собором. Б. Церковное правосудие и Церковное судопроизводство: а) Организация духовных судов по возможности единого образца для всей Православной Церкви; б) Установление в меру возможности единообразного церковного судопроизводства; в) Апелляция. В. Епископат: а) Изучение согласного со священными канонами способа избрания архиереев; б) Административные и другие различия епископов; 1) Патриархи; 2) Главы автокефальных церквей; 3) Митрополиты; 4) Архиепископы; 5) Титулярные митрополиты; 6) Епархиальные епископы; 7) Титулярные и викарные епископы; 8) Областные епископы; в) Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к ее древнему благочестию и благолепию путем твердости в исполнении обычаев и монастырских уставов и возрождение прежнего образа монастырской жизни. Г. Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности. Д. Образование церковного клира: а) Форма, цели и содержание образования православного клира; б) Подчинение образования клириков непосредственному церковному контролю; в) Богословские учебные заведения и иные институты, способствующие подготовке православного клира; г) Учебные сессии для церковной иерархии. Е. Препятствия к браку. Изучение современной практики поместных церквей и их церковного судопроизводства и выработка по возможности единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви. Ж. Одежды клириков. Внешний вид и одежда. 3 . Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между церквами в этом вопросе. И. Миряне в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Это назначение», писал он кардиналу Бусси, архиеп. Беневентскому, „хотя очень почетное и для других весьма желательное, причиняет мне беспокойство, так как я сознаю свое несовершенство в виду тех многочисленных обязанностей, какие это назначение на меня возлагает. Я еду не с чувством гордости, но лишь из сыновнего послушания верховному пастырю и преклоняясь пред таинственными предначертаниями неба» 32 . Очень может быть, что эти слова Иоакима не были одними лишь обычными в подобных случаях фразами, но выражали его действительное настроение, так как некоторое беспокойство и смущение с его стороны вполне понятны. Выпадавшая на его долю перемена была слишком серьезна, чтобы можно было относиться к ней с полным спокойствием. Его ставили теперь совсем на новый путь и при том путь скользкий и опасный. Человеку, никогда доселе не выезжавшему из пределов родной страны и имевшему дело только с соотечественниками, приходилось теперь жить и действовать на далекой чужбине, среди неведомых людей и совершенно новых для него условий жизни. Администратору, шедшему до сих пор по испытанной общественной дороге, знакомой всякому итальянцу и под данному папского государства, приходилось теперь становиться дипломатом и считаться с тонкими, нередко щекотливыми, вопросами международных и междуцерковных отношений. Задача, очевидно, предстояла нелегкая, а потому и было от чего почувствовать некоторое беспокойство. Девятнадцатого февраля 1843 г. совершено было рукоположение нового нунция в епископский сан. Священнодействие происходило в древнем храме S. Lorenzo in Panisperna, построенном на вершине виминальского холма, на том самом месте, где, по преданию, претерпел мученическую кончину Св. Лаврентий; а рукополагал Иоакима сам статс-секретарь папы Григория, кардинал Ламбрускини, при чем его ассистентами были: секретарь конгрегации епископов и монахов, монс. Асквини, титулярный архиепископ Тарсский, и папский ризничий (sacrista), монс. Кастеллани, титулярный епископ Порфирский. Бельгийское посольство в полном составе своем присутствовало при торжественной церемонии, после которой всем участникам и приглашенным лицам предложено было от нового епископа установленное обычаем приличное случаю угощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Чем же можно это объяснить? По общему правилу на востоке, начиная со времен никейского собора, существовало соответствие между гражданскими и церковными провинциями и их метрополями. Гражданская провинция – церковная провинция, гражданский метрополь – церковная митрополия. С точки зрения этого правила в каждой гражданской и вместе церковной провинции может быть только один митрополит. Правда, из этого правила бывали исключения, обуславливаемые существованием титулярных митрополитов. Но если таковые на востоке вообще были сравнительно большой редкостью (Никея, Берит, пожалуй, Никополь в Армении I), то в Египте их вовсе но существовало. По крайней мере церковная история не представляет нам ни одного примера такого титулярного метрополя в провинциях Египта, а вместе с тем и титулярного митрополита. Это нас приводит к предположению о возможном несоответствии церковного и гражданского деления в Египте. За себя эта гипотеза имеет то обстоятельство, что как гражданское, так и церковное деление, особенно последнее, всегда, как мы знаем, в Египте были слабо развиты. Вместо административного деления здесь выступало близкое народу деление на номы. Если это так, если действительно церковное деление основывалось в Египте не на гражданском, а на историко-этнографическом делении страны, то установить как церковное деление, так и церковные провинции в Египте, при полном отсутствии фактов – является для нас невозможным. Но дело в том, что красноречивым свидетельством против существования в Египте особого отличного от гражданского, церковного деления являются те же самые подписи египетских епископов, бывших на разбойничьем соборе. Став на точку зрения императорской сакры, предписывавшей представить, по-видимому, от каждого египетского церковного округа по одному епископу-митрополиту и по одному епископу, из рассмотрения расположенных по гражданским провинциям подписей мы должны констатировать, что таких церковных округов всего больше было в близлежащих к Александрии гражданских провинциях, именно: в Египте (3 округа) 2038 , Пентаполе (2 округа) 2039 и Августамнике (2 округа), тогда как в далеких и весьма многолюдных провинциях, например, в Аркадии, Нижней Ливии и особенно Фиваиде, было всего по одному церковному округу. Другими словами церковное деление в Египте шло в разрез со здравым смыслом. Там, где надзор мог быть легко осуществлен лично самим александрийским епископом (Египет) 2040 , или даже народонаселение было сравнительно малочисленно (Пентаполь), там являлась надобность в нескольких епископах-митрополитах, осуществлявших прежде всего функцию надзора, напротив, там, где последний в виду многочисленности народонаселения и отдаленности стран был особенно нужен (Аркадия и Фиваида) 2041 , там как раз этот институт и не был введен. Получается таким образом абсурд. Это соображение заставляет нас отказаться от предположения особого независимого от гражданского церковного деления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Исключительным правом на учреждение конференции Епископов (а также на реформы в ней и на её упразднение) обладает Святой Престол. Учреждение конференции автоматически влечёт за собой приобретение ею прав канонического юридического лица (кан. 449). Ipso iure членами конференции являются все диоцезальные Епископы данной территории, а также лица, приравненные к ним законодательством (Аббаты, Прелаты, Апостольские администраторы и т.д.), как и Епископы-коадъюторы, Епископы-помощники и титулярные Епископы, исполняющие особые должности на данной территории (кан. 450). Каждая конференция Епископов должна выработать свой устав, подлежащий утверждению Святого Престола (кан. 451). Каждая конференция Епископов должна избрать: – председателя (praeses). Он председательствует на общих собраниях (conventus generalis) конференции и в постоянном совете Епископов (кан. 452). При наличии препятствий к осуществлению должности председателя его заменяет заместитель в решении определённых вопросов; – постоянный совет Епископов (consilium permanens), избираемый самой конференцией. В его задачу входит подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на пленарных заседаниях конференции, и забота о должном исполнении принятых на ней решений (кан. 457); – генерального секретаря (Secretarius generalis), назначаемого конференцией (кан. 452, § 1). Кроме всего прочего, в его задачу входит также поддерживать контакты с соседними конференциями Епископов (кан. 458). – Могут быть учреждены также особые службы и комиссии (по вероучению, катехизации, католическому образованию, социальным проблемам и проч.) если, по мнению конференции, они будут способствовать более успешному выполнению её целей (кан. 451). Перед конференцией Епископов стоят самые различные задачи. Можно сказать, что всякий вопрос в масштабе страны, касающийся жизни и деятельности Церкви, по самой природе своей входит в сферу деятельности конференции. В одном только ККП перечислено около сотни разнообразных вопросов, подлежащих рассмотрению конференции Епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Управлять епархией в это время становилось все более непросто. Годы расцвета ее миновали. Начинался процесс необратимого упадка, противостоять которому было невозможно. И не удивительно. На рубеже сороковых-пятидесятых годов харбинцы – беженцы (духовенство и миряне) оказались во власти тех сил, от которых спасались в начале двадцатых. Теперь же силы эти действовали сообща с “верными учениками” – китайским руководством. Создавая видимость юридической неразберихи, власти годами затягивали вопрос о правовом статусе Экзархата . В результате, все религиозные объединения в Китае “сформировали союзы и имели представителей в Государственном управлении – кроме Православной церкви” . Во второй половине сороковых годов русские школы на территории Маньчжурии стали работать по советским программам. Восторжествовало “отделение школы от церкви”. Законоучительская деятельность была запрещена. Тогда же удар был нанесен по Богословскому факультету и Духовной семинарии. Видя это, епископ Никандр сфокусировал усилия на сохранении церковных традиций, которые пока еще оставались нетронутыми. К сожалению, в столь опасный для Церкви период, в личных взаимоотношениях Экзарха с Заместителем совершенно некстати возникли трения. Епископ Никандр всегда считал, что “Экзархат – только номинальное представительство Патриархии, а реальное – это епархии Экзархата” . Так он писал в Патриархию. Так же он думал и в тот период, когда сам исполнял должность Экзарха. Поэтому, не колеблясь, он дал указание за богослужениями в харбинских храмах поминать Экзарха только как “Господина”, не прибавляя излишнее, с его точки зрения, местоимение “нашего”. Владыка Виктор (Святин) известил Патриархию, что епископ Харбинский смотрит на Экзарха “как на лицо чисто титулярное, держась изолированно, как чисто русский архиерей, и не принимая никаких мер к китаизации церковной жизни в своей епархии” . Упрекался епископ Никандр и в том, что он “противится пополнению клира своей епархии священнослужителями из числа китайцев, сохраняя приходы для остающихся русских священников” .

http://drevo-info.ru/articles/3102.html

Если его брать в той форме, в какой он был проголосован, то как будто его цель заключается в том, чтобы признать титулярного епископа полноправным членом коллегии, а тем самым - полноправным членом вселенского собора. В течение истории появляются епископы, не имеющие местных церквей в своем управлении. Число такого рода епископов увеличивается, несмотря на некоторое сопротивление. Епископ, по 1-му пункту резолюции, является носителем высшей степени священства. Он может не иметь в своем управлении никакой церкви, но тем не менее, он обладатель высшей власти в Церкви, будучи, согласно 3-му пункту резолюции, членом коллегии епископов. Следовательно, в универсальной церкви возможно существование епископов, которые не имеют непосредственной юрисдикционной власти, но обладают через коллегию епископов высшей юрисдикционной властью.   Однако возможно другое толкование 2-го и 3-го пунктов резолюции, принятой Собором. В момент посвящения епископ облекается не только высшей властью священства, но и сразу юрисдикционной властью в той церкви, для которой он посвящается. Это объяснение маловероятно, так как оно неизбежно приводило бы к отрицанию существования титулярных епископов. В самом деле, мы не можем считать «титулус», получаемый ими, как указание на место их действительного служения. Это есть фикция, а фикции вообще недопустимы в церковной жизни. Никакого покушения на существование титулярных епископов мы не находим на Соборе, а наоборот, они являются членами собора, хотя это до некоторой степени противоречит Codex Juris Canonici (C.I.C VIII, I, 329, §3)    Эта неопределенность в учении о епископе является слабым местом учения о коллегиальности епископов. Возможно, что в схеме «О Церкви», которая мне полностью не известна, имеется точное определение понятия епископа того, что такое епископ. Между тем, нельзя полностью понять учение о коллегиальности без точного определения епископа. Если епископ является первосвященником своей церкви, то это не означает, что он имеет священство, отличное от священства пресвитеров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010