При описании замечательнейших церквей летописи довольно подробно перечисляют разные церковные вещи, и все ценные: сосуды золотые и серебряные, одежды или ризы, шитые золотом и жемчугом, иерусалимы, т. е. ковчеги для хранения запасных даров, золотые с драгоценными камнями, лампады, паникадила, рипиды — золотые и серебряные, раки, кивоты, пелены и проч. Нет сомнения, что, по крайней мере при некоторых храмах, как и прежде, у нас употреблялись колокола . Из церковных одежд доныне сохранились в новгородском Софийском соборе мантия служебная святого Иоанна, архиепископа Новгородского, и в Хутынском монастыре — фелонь, подризник, епитрахиль и поручи преподобного Варлаама Хутынского. Мантия святителя Иоанна шита из материи василькового цвета наподобие рытого бархата, источники на ней атласные двух цветов — красного и белого, а скрижали — из красного бархата и на них два креста из золотосеребряной парчи. Фелонь преподобного Варлаама — из кофейного мухояра, оплечье у ней вишневого атласа, а на задней стороне — крестик из полосатой материи. Подризник того же преподобного — из материи кофейного цвета на крашенинной подкладке. Епитрахиль его же — кофейного мухояра, шит золотом и украшен жемчугом. Поручи его шиты золотом и шелком по тафте и украшены мелким жемчугом. Примечания П. собр. р. лет. 1. 149; 2. 82; 4. 8 Степ. кн. 1. 251 Карамз. 2. 276. Изд. 2 П. собр. р. лет. 1. 149–150, 156; 2. 81, 88, 112 Построение Ризположенской церкви на Золотых воротах, равно как и многих других церквей, приписывается Андрею Боголюбскому в надписи, какая положена была на гроб его еще в начале XIII в. владимирским соборным духовенством (Доброхот. Древн. Боголюб. город. С. 88–89. М., 1852 П. собр. р. лет. 1. 165, 171, 184 Там же. 1. 183, 185, 186, 187, 191. Там же. 1. 189, 190, 193, 196, 260. Там же. 1. 193, 196. Там же. 1. 165, 172, 175, 184, 189, 191. Там же. 3. 13, 20. Там же. 3. 11–12, 18, 20, 22, 23 Третья Новгородская летопись говорит, будто в 1153 г. Нифонт заложил церковь святого Климента в Новгороде на Торговой стороне (3. 214 тогда как по первой, древнейшей, Новгородской летописи в этом году Нифонт заложил церковь святого Климента именно в Ладоге (3. 11–12 В рукописном житии святого Иоанна Новгородского читаем, что он вместе с братом своим Гавриилом «в великом Новеграде церкви созда: 1) Благовещение святыя Богородицы, и украсиста ю чюдно, и сотвориста монастырь во спасение иноком и всем християном; 2) святое Богоявление; 3) св. пророка Илии; 4) препод. Феодора, игумена студийскаго; 5) святых триех отрок, Анания, Азария, Мисаила, и св. пророка Даниила; 6) св. праведнаго Лазаря Четверодневнаго; 7) святаго архиерея Николы» (сборн. моей библ. 14. Л. 6 об. Откуда заимствованы эти показания — неизвестно.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

В допетровской Руси и в мирском обиходе редко употреблялся черный цвет. Тогда и мужчины носили по большей части цветное платье. Официально в России впервые духовенство облачилось в черные ризы в 1730 году при похоронах Петра II. И с тех пор облачения черного цвета вошли в обиход погребальных и великопостных служб. До этого Православная Церковь вообще не употребляла чёрные богослужебные облачения . По Уставу в Великий пост облачались в «багряны ризы» то есть в облачения тёмно-красного цвета. Этот цвет издревле воспринимается как цвет греха: «Аще грехи ваши будут яко багряное, яко снег убелю». Время Поста – время очищения от греха. А если учесть, что красный цвет есть знак пролития крови, то это вполне отвечает времени усиленной борьбы со страстями и духами злобы до пролития крови. И для обозначения цели Великого Поста вполне подходит подвижническая пословица: «Дай кровь и прими дух». И мне, честно говоря, непонятно на каком основании Пасхальное богослужение начинаясь в белом облачении (как и положено), потом неожиданно сменяется красным до самого отдания праздника! Слышал, что первый раз Пасха в красном служилась в 1913 году, но не в связи с богослужебной идеей, а в связи с юбилеем правящей династии. Красный цвет издревле обозначал царское достоинство. Помните, как Христа облачили в багряницу и насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! ( Мф. 27 ;29). И Матерь Божия на иконах, как правило, изображается в покрывале пурпурного (вишневого) цвета, по той причине, что является Царицей Небесной. Итак, в период от Пасхи до отдания Вознесения полагаются белые облачения. Вот почему я с Пасхи стал беседовать с вами в светлом подряснике, указывая тем самым на цвет богослужебного облачения домашних церквей. Помните, мы говорили о том, что для совершения домашнего богослужения у вас должна быть соответствующая одежда как один из способов настроить себя на молитву. Так вот добавьте теперь к этому еще и то, что она должна соответствовать не только по форме, но и по цвету.

http://azbyka.ru/video/20-cveta-bogosluz...

Стихарь обьяринной по серебряной земле, на нем полосы золотые и травы золотые с шелком; оплечье низано жемчугом и шито золотом с блестки по атласу вишневому, подольник атлас красной, подложен тафтою струйчатою осиновый цвет. 40 Большою четвертью здесь называется четверть сажени (12 вершк.), а малою четвертью четверть аршина, осмушки – вершки. 41 Под главою тои же великие церкви подпись учинена великими словами по ценинным образцам, о здании тоя церкви, и Благочестивых Царей имены, и та подпись писана впереди со иными церковными подписьми. Великие церкви под большою главою с наличную страну округ шеи 16 сажень с получетвертию сажени, а во главе вокруг железных дуг 22 сажени без трети, во вратех входных стена в толщину три аршина. 43 В последствии и до ныне освящены лишь два первые, то есть, настоящая церковь во имя Св. Царей Константина и Елены, и придел Св. Иакова Брата Господня, переименованный в прошлом столетии по Иерусалимски приделом благоразумного разбойника, а в начале текущего столетия приделом Божией Матери: «Утоли моя печали». 44 Все сие по украшение внутренности часовни мрамором изменилось. Ныне на самом Гробе, по образу Иерусалимскому, на северной стороне над Гробом образ Воскресения Господня, а у головы и у ног два Ангела, в белых ризах седяща. 45 Ныне сия икона стоит у столба, близ придела Марии Магдалины, где в Иерусалиме престол во имя ее: принадлежит Францисканам, прежде же принадлежал Маронитам. 47 Эти украшения с переделки часовни в прошлом столетии закрыты деревянным позолоченным иконостасом, но самые украшения сохраняются неврежденно. 48 В последствии перемещены: одна половина к двери, ведущей снизу в придел Марии Египетской, а другая с Голгофы на крестный путь. 50 В 1685 году, т.е., после освящения настоящей церкви Воскресения Христова, остались по-прежнему; освящены лишь три церкви: Голгофская, Св. Иоанна Предтечи и Успения. Были готовы к освящению, но не освящены, заалтарные приделы: Разделения риз, Лонгина Сотника, Тернового венца, Дванадесяти Апостолов, Архистратига Михаила, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Мае того 1722 года иеродиакон Серафиму пришит от Корнилия сундуку за печатьми Платковского, и отправился в Енисейск. А между тем, Корнилий еще получил от Платковского письмо без показания года, месяца и числа. В конце писано: буде караван придет из китая, и ты купи китайки разноцветной, за какие бы то ни было деньги, тюней десять вишневой да железной. Та будет Федор Степанович Истопников привезет из Китаю грамотки, или гостинцы, я к и та обери. Та священник Иван Егорьев буде из Китаю приехал, и ты напиши за море извещаючи о мне, чтобы он приехал в подобное время в Иркутск, бо на нем есть много долгу. Но вот Платковского радуют вести, что принятие в Пекин Епископа Иннокентия затруднено, и едва ли состоится, и мечта честолюбца – быть там начальником миссии оживает. Презрев поручениями Митрополита Антония, Платковский, получивший уже из Иркутского Вознесенского монастыря все для Себя нужное, бросается в Тюмень, где пребывал на покое Архиереосхимонах Феодор, и предлагает ему свои услуги, чтоб, согласно давней мысли сего святителя, в Иркутском Вознесенском монастыре, для лучшего распространения между соседними язычниками христианской веры, основать монголо-китайскую школу, для чего признает необходимым побывать в Москве. Ho здесь в Тюменском монастыре встречает Платковского неприятное предписание от Тобольского Митрополита, чтоб отобрать у него бывшую при нем ризницу, которую составляли богатая митра, по красному бархату, обнизанная китайским жемчугом, несколько риз, подризников, епитрахилей, поручей; стихарей, поясов и красного бархата набедреннику, шитый золотом и серебром, и обнизанный жемчугом, – также и другие вещи, в числе коих было серебренное кадило, и церковным книги, и денежную казну. 12 Июля, иеродиякон Иона, при архимандрите Геннадие, да при наместнике иеромонахе Дорофее, отобрал у Платковского, как ризничные вещи, так и казну, принадлежавшую Иркутскому Вознесенскому монастырю, состоявшую в разных товарах, как-то: холсте, сукнах, воске, олове, в медных поделках, о высылке с тем же Серафимом собранных с церквей и часовень окладных денег, и в заключение дает наставление Корнилию, чтоб до его приезда в Иркутску, по посланным указам, к переписи имущества Вознесенского монастыря не приступать, так как у сей переписи должен, до, быть и митрополичий келейник Андрей, который к тому времени должен возвратиться, из Якутска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

схожими напитками (напр., польск. католич. автор кон. XV - нач. XVI в. Ян Сакран обвинял правосл. священников в замене евхаристического В. яблочным «квасом», а митр. Московский св. Макарий (1542-1563) дважды издавал грамоты о допустимости совершения литургии на вишневой наливке по причине непозволительно низкого качества привозного В.). Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. вновь разрешил в связи с начавшимся после революции голодом и перебоями с продовольствием заменять красное В. белым или др. сортами (изюмным) и в крайнем случае соками. При этом доброкачественность В. оставалась основным требованием (И. А. Карабинов). Дозволение употреблять ягодные соки для Евхаристии дало российским новомученикам и исповедникам XX в. возможность совершать Божественную литургию в условиях лагерей и тюрем. В наст. время ввиду доступности полноценного В. совершение Евхаристии не на чистом виноградном В. не допускается. Помимо Евхаристии В. используется в др. таинствах и священнодействиях (см. статьи Благословение хлебов , Брак , Венчание брака , Елеосвящение , Мироварение ). В повседневном обиходе Св. отцы защищали возможность умеренного употребления В. в обыденной жизни против совр. им ригористических и еретических движений (эбионитов, энкратитов, манихеев и проч.), считавших сам напиток злом ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 47. 1). Согласно каноническим правилам, епископов, пресвитеров и диаконов следует извергать из сана, а мирян отлучать от Церкви, если они отказываются от В. не ради подвига воздержания, а по причине гнушения (Ап. 51, 53). Климент Александрийский, специально рассматривавший вопрос о том, как следует вести себя христианам на пирах, рекомендовал только молодым людям совсем воздерживаться от В., прочим же советовал употреблять его умеренно по вечерам, при наступлении холодов и для улучшения пищеварения ( Clem. Alex. Paed. 2. 3). Пожилым же людям, по мнению Климента, В. можно пить в больших количествах, но не доводить себя до помутнения рассудка и падений.

http://pravenc.ru/text/158698.html

Алам, олам, олом. 1) Серебряная, вызолоченная бляха, кованая или чеканная. На бархатную накладную шубку царевне Ирине Михайловне (1636 г.) были «нашиты аламы кованы серебряны, золочены, обнизано около аламов жемчюгом» 13 . У царицы Агафеи Семеновны была бархатная распашная шубка «с аламами серебряными, золочеными чеканными; жемчюг, которой около тех аламов был обнизан, вес снят и пугвицы отняты в хоромех у государыни царицы, и от ожерелья нижний алам отнят в хоромех же… С сей шубки аламы все, щетом сорок шесть мест, весу в них 12 фунтов 83 золотника, сняты и отданы в Серебряную палату, на оклад образа Богородицы, что в церкви на потешном дворе» 14 . 2) Вырезок ткани, низанный жемчугом с каменьями. В 1675 г. ноября 20, по царскому указу, велено послать князю К. М. Черкасскому «шапку бархат золотной с петли да ферезею бархатную золотную на соболях с аламы, низаными жемчюгом; и указано те петли и аламы делать великой государыни царицы в хоромех верховым мастерицам»; на это дело куплены в серебряном ряду две кисти жемчугу, ценою на 658 руб. 28 алт. 2 деньги; и декабря 5 «от великого государя с верху снесены четыре алама низаны по таусиному шолку по бели с канителью; а сколко на те аламы из того числа пошло жемчюгу, того неведомо» 15 . В одной рядной записи XVI или нач. XVII столетия записаны: «четыре алама ферезейные, низаные, прорезные, на красном бархате болшой жемчюг; – десять оламов низаных по вишневому отласу» 16 . Для украшения одежд аламы обнизывались жемчугом и пришивались к ним на переде, на плечах и назади, вместе с круживом. Великий князь Иоанн Данилович Калита в своей духовной (1328 г.) писал: «что есмь нынче нарядил 2 кожуха с аламы с жемчугом, а то есмь дал меншим детем своим Марьи же Федосьи ожерельем» 17 . На бархатную шубку царицы Марьи Ильиничны (1648 г.) было «нашивано круживо с оламами, около оломов низано жемчюгом» 18 . В описи казны царевича Алексея Михайловича «четыре аламы низаны жемчугом с каменьем и с завязки тканы в столбец золото с серебром, варворки низаны жемчугом» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В Цареграде турки и везде платья носят зеленое да красное, а грекам и жидам не велят. Жиды все носят платье чорное да вишневое, а греки такъже. Ныне и греки красное носят, толъко зеленова не дадут турки ни грекам, ни жидам носить. Московская люди, когда прилучатся в Цареграде, носят зеленое платье. В Цареграде и по всей Турецкой державе со всех христиан: з грек, и со армян, и с жидов – кои в его области живут, то горачь на всякой год берут по 5 талерей с человека, по 6. Кто не приедит в его землю и иноземец – со всех берут, толко с московских людей не берут: в перемирном договоре так положено, чтоб с наших не брать. А с ково возмут, так значек дадут, печатку. Так всякой л. 26.//человек с собою печатку носит, а горачники-турки везде по улицам ходят, досматривают печаток. А у ково нет печатки, так горачь и возмут; и с патриарха, и с митрополитов, и с старцов – со всех берут, нет никому спуску. Описание греческаго устава и поступок внешних и духовных, и како они с турками в соединении пребывают, и каких они поступок турецких держатся. Праздник Благовещениява дни игумен того монастыря, где я стоял, звал мене в келью к себе обедать и нарочно многих звал грек для мене и для разговоров со мною: о московских ведомостях и про государя спрашивали. И когда я пришол в келью, тогда игумен посадил мене подле себе; и греки все сели, и старцы греческия, кои тут прилучились. И стали на стол ставить ествы, что ни приспели, были рыбныя и нерыбныя – все въдруг на стол ставили. И игумен стал «Отче наш» говорить сидя, и греки все сидят. А я встал да глежю: то еще первоначалная их игрушка, так у мене голова-та стала крутится от их игрушек. А игумен мене сажает: «У нас-де не вставают». А когда мы стали есть, так греки не как русаки: кто что захотел, тот тую еству и ест. А я глежу, так игумен перед меня подкладывает хлеб и рыбу; так и стал есть – нечто петь делать. И помале начал у меня игумен чрез толмоча спрашивать: «Есть ли де на Москве такая рыба?» Да подложит кусок да другой: «Есть ли де етакая?» А я сидя (да толко что нелъзя смеятся) да думаю: «Куды, мал, греки-та величавы! Мнят, что на Москве-та и рыбы нет. А бывает бы и рыба-та какая зависная, а то наши пескори, окуни, головли, язи да коропатицы с товарищи, раки с раковинными мясами и всякая движющаяся в водах». Так я, сидя, стал про свои московския рыбы фастать, так толмачь ему сказал, так он нос-ат повесил. А сам говорить: «Лжет-де, я-де вось призову грека, кой-де на Москве был, брюхо-то у него заболело». Похвалился, да не в час, не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Цареграде турки и всюду носять платья зеленое и красное, a греком и жидом не велять. Жиды все носять платье черное да вишневое, a греки также иные красное носять, толко зеленого л. 85.//не дадуть носить турки ни жидом, ни греком. Московския люди, когда прилучатся в Цареграде, носять невозбранно зеленое пълатье. В Цареграде и по всей Турецкой области живуть иностраные люди, то горач на всякой год беруть по 5 тарелей с человека. Кто не приедеть в ево землю, со всех береть, толко с московских людей не беруть: в перемирном договоре так положено. А с ково возъмуть горач, так значик дадут, печатку. Так всякой человек с собою печатку и носить, а горачники-турки въвезде по улицам ходять да досматривають печаток. А у ково л. 85 об.//нет печатки, так горачь и возмут; и с потриарха, и с митрополита, и со старъцов со всех беруть – нет никому спуску. ОПИСАНИЕ ГРеЧЕСКАГО УСТАВА И ПОСТУПАК ВеНеШНИХ И ДУХОВНЫХ, И КАКО ОНИ С ТУРКАМИ В СОЕДИНЕНИИ ПРЕБЫВАЮТ, И КАКИХ ОНИ ПОСТУПАК ТУРЕЦКИХ ДЕРЖАТСЯ В праздник Благовешениева дъни игумен того монастыря, где я стоял, звал меня в келью к себе обедать и нарочно многих звал грек для меня и для разговор со мною: о московских ведомастях и про государя спрашивали. И когда я пришол в келью, тогда л. 86.//игумен посадил меня подле себя; и греки все сели, и старцы греческия, кои тут прилучилися. И сътали на стол ставить ествы; что ествы не приспеты были разныя – все несуть въдруг, на стол поставили. И игумен стал «Отче наш» говорить сидя, и греки все сидят. А я встал да гляжу: та еще первоначалная их игрушка! Так у меня голову стала крутить от их игрушак. А игумен меня сажает: «У нас-де не встають». А когда мы стали есть, так греки не как русъкия: хто что захотел, тот тую еству и есть. А я глежу, так игумен перед меня подкладываеть хлеб л. 86 об.//и рыбу; так и я стал есть. И помале начал игумен у меня чрез толмача спрашивать: «Есть ли де на Москве етакая рыба? – да подложит кус да другой. – Есть ли де етакая?» А я сидя да думаю: «Куда, мол, греки-та величавы! Мнять-то, что на Москве-та и рыбы нет. А когда бы рыба-та какая завистная, а то что наши пискари, акуни, головли и язи, да коракатицы с товарищи, и раки с раковинами мясами, и всякая движущаяся в водах». Так я, сидя, стал про свои московския рыбы хвастать, так толмачь ему стал сказовать, так он нос-от повесил. А сам л. 87.//говорить: «Лжет-де, я-де вось призову грека, кой-де на Москве был, брюхо-то у него заболело». Похвалился, да не у час, да не удолось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Цареграде часто бунты бывают, а все от янычар; и при нас был. В Цареграде, когда бывает пожарно, болно 9 силно горит: много у них внутри поставы, кое-что деревянное; так и отнимать нелзя – толко унеси Бог самого! В Цареграде и везде турки носят платья 10 зеленое и красное, а греком и жидом не велять 11 Жиды все носят платье вишневое да черное, а греки также. Ныне греки и красное носят, толко зеленого носить не дадут. л. 60 об.//Московския 1 люди, когда прилучатся в Цареграде, носят зеленое платье 2 . В Цареграде и по всей Турецкой 3 державе 4 со всяких людей: со грек, с армян и жидов – кои в ево области живут, то горачь на всякой год по 5 и 5 6 талерей берут. Кто не приедет в ево землю иностранной, со всех, опричь московских людей, берут. А с ково возмут, так значик дадут, печатку. Так всякой человек с собою печатку носит, а горачьники 6 -турки везде по улицам ходят, досматривают печаток. А у кого 7 нет печатки, так горачь и возмуть; и с патриарха, с митрополитов и со всех старцев 8 беруть – и нет никому 9 спуску. ОПИСАНИЕ ГРЕЧЕСКОГО 10 УСТАВА И ПОСТУПОК ВНЕШНИХ И ДУХОВНЫХ, И КАКО ОНИ С ТУРКАМИ В СОЕДИНЕНИИ ПРЕБЫВАЮТЬ, И КАКИХ ОНИ л. 61.//ПОСТУПОК ТУРЕЦКИХ ДЕРЖАТСЯ В праздник Благовещениева игумен того монастыря, где я стоял, звал меня в келью к себе обедать и нарочно многих звал грек для меня и для разговоров со мною: о московских ведомостях и про государя спрашивали. И когда я пришел в келью, тогда игумен посадил меня подле себя; и греки все сели, и старцы греческия, кои тут прилучилися. И стали на стол ставить ествы; что не 1 изготовлены были, рыбныя и нерыбныя 2 , – все вдруг на стол поставили. И игумен стал «Отче наш " говорить сидя, и греки все сидять. А я встал да гляжу: то еще первоначалная их 3 игрушка! А игумен меня сажает: «У нас-де не встают». А когда мы стали есть 4 , так 5 греки, не как русаки, 6 помногу за щоку мечут 7 , и, кто что захочет, тот то и есть. л. 61 об.//А я гляжу, так игумен пред меня подкладывает хлеб и рыбу; так и я стал есть – нечто веть делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многолетник. Относится к семейству астровых, распространился по всему миру из Северной Америки. Как декоративный цветок выращивается в южных регионах России. Отличается крупным корневищем со множеством небольших отростков-корешков. Цветки симпатичные, выглядящие, как ромашка с выпуклой серединкой, тёмно-вишневого или ярко-малинового цвета. Ветви красивые, тёмно-красного цвета. Высота растения редко превышает один метр. Выращивают эхинацею из семян или делением куста в начале весны либо в конце осени, причём отделять нужную часть следует аккуратно. Растение зацветает либо в первый, либо, если питательных веществ не хватает, на следующий сезон после посадки. Заморозки эхинацея переносит плохо, зато отлично справляется с летним зноем, а недостаток воды сказывается на её состоянии далеко не сразу. Таким образом, наилучшим для неё станет самое солнечное место на дачном участке. Цветы эхинацеи отлично смотрятся не только на клумбах, но и в букетах. Виды: самый распространенный вид этого растения — эхинацея пурпурная (многолетник). Применение в лекарственных целях: водный настой цветков эхинацеи обладает поистине чудодейственными свойствами: ускоряет заживление ран, дезинфицирует, рубцует язвы. Примочками из эхинацеи лечат ожоги и гнойники. Настой также пьют для профилактики различных инфекционных заболеваний. Внимание! Эхинацея ядовита, хотя её настой безвреден. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830). исп. Николая Постникова, пресвитера (1931). сщмч. Василия Малинина, пресвитера (1938). мч. Иоанна Чернова (1939). Популярное Сейчас в разделе 85  чел. Всего просмотров 513 тыс.

http://azbyka.ru/garden/lechebnye-czvety...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010