Плотно сомкнутые уста ярко-красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приемом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели неск. иные пропорции. Ярко-синий чепец низко закрывал лоб (сохр. фрагмент справа над бровью); края вишнево-красного мафория с темно-охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головой Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были темно-охристые, с золотым ассистом; на простертой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи - красные ( MR Q У и I С C С, от авторской живописи сохр. буква М и фрагменты др. букв; монограмма Христа поздняя). Оклад Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV - нач. XV в. (ГММК) Первые сведения о драгоценном уборе В. и., к-рый был создан по заказу кн. Андрея Боголюбского, относятся к 1155 г.: «...и вкова в ню боле триидесять гривен золота, кроме сребра и каменья драгаго и женчюга» (ПСРЛ. Т. 2. С. 78). Вероятно, поля иконы были увеличены именно для этого массивного оклада; на них могли помещаться образы святых, как на сохранившихся окладах древних новгородских икон XI-XII вв. ( Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв. М., 2000. С. 224-225). Богатое одеяние иконы соответствовало тому значению, к-рое она имела во Владимирском княжестве, став главной святыней нового Успенского собора. Видимо, икона помещалась в киоте и выносилась во время крестных ходов, подобно к-польской «Одигитрии». В сказании XII в. отмечается, что почитавшие икону знатные женщины в благодарность за чудесную помощь посылали к святыне свои украшения, прикреплявшиеся к окладу и составлявшие драгоценный приклад. Возможно, часть приклада хранилась отдельно от иконы в соборной ризнице или княжеской сокровищнице.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Перед нами поясной образ Спасителя. Лаконизм линий и цвета выражают мощь Его Духа. Христос строг. Он – призывает молящегося на путь единственно спасительный на путь преображения через исполнение Христовых Заповедей. И опять же – сочетание глубоких синих и красных тонов создают особый подъем духовного горения. Эти сочетания синего и красного входят как бы в основной тон палитры иконописца. Икона Тихвинской Божей Матери. Этот список был сделан с иконы Тихвинской Божией Матери, по преданию написанной св. апостолом и евангелистом Лукой. Икона пребывала в древние времена в Антиохии, в Иерусалиме и в Константинополе. В 1383 г. она является в Россию по волнам Ладожского озера к берегам реки Тихвинки. В истории России икона чудотворно оказывала свою помощь и в «Смутное время» XVII века, и в Отечественную войну 1812 года, и в Крымскую войну 1855–56 гг. Икона Тихвинской Божией Матери характерна своим контрастом – сочетанием темно-вишневого цвета одеяния Божией Матери с ярко-красным его обрамлением, которое ритмично окружает лик Богоматери. Черты лика тонко очерчены, выражают спокойствие и отрешенность от сиюминутного мира, Ее взор уходит в глубь внутренней Ее жизни. Образ Младенца Христа отображен как образ зрелый и умудренный нездешней премудростью. Образ Младенца Христа, как и образ Божией Матери, отрешен от мира, Они ведают спасительные надмирные пути Господа. В образе иконы св. Димитрия Солунского – теплый красный цвет подчеркивает силу духа и молодость Святого воина. Надбровные дуги распахнуты и очерчены контрастно-темными бровями. Тонкий очерк лика прост и выявляет спокойствие и непоколебимость в выбранном пути. В иконе отображен образ воина-мученика, его духовное горение, дающие молящемуся помощь и пример духовного стояния за Господа. Святитель Григорий Нисский в похвальном слове святому великомученику Феодору говорит, что живописец изобразил на иконе. доблестные подвиги мученика, начертание человеческого образа подвигоположника Христа, все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика, ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу (Творение, Москва 1871 г., часть 8, страница 202, pg. 46, 737).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Весенний праздник “Нечаянной радости” в этом году пришелся на Воскресение жен-мироносиц. Празднуя Пасху, все духовенство было облечено не в голубые, как это принято для дней Богородичных, ризы. Стихарь диакона и фелонь священника были из темно-красного, вишневого цвета, бархата. Вот и ублажали Пречистую не обычной, присущей Ее службе голубизной, а глубиной темных бордовых облачений. В этом было нечто новое, над этим сочетанием следовало задуматься… Впрочем, переводя глаза на икону “Нечаянной Радости”, вижу, что верхнее облачение Пречистой, Ее мафорий на этой иконе тоже глубокого темно-красного цвета. Нахожу в этом успокоение, приемлю то, что в храме, соединяю темно-виш­невые бархатные ризы духовенства с цветом одеяния Богоматери… И опять стою, опять думаю дальше, перевожу мир зримых, данных мне знаков, на язык незримых внутренних законов. Пытаюсь молиться, постигать жизнь, поучаться, по слову церковному, — во оправданиях Господних. В день жен-мироносиц на середину храма поставлена малая Плащаница, шитая на ярком красном шелке с изображением Иосифа и Никодима, несущих тело Господа, и за ними — ряд мироносиц с апостолом Иоанном Богословом. Плащаница эта помещена перед образом Воскресения Христова и образом “Не­чаянной Радости”, оказываясь средоточием, смыслом, центром празднуемого дня. В ряду жен-мироносиц, стоящих на Плащанице позади Тела Господня, наряду с Марией Магдалиной, всматриваясь, различаешь и Божию Матерь, взявшую на Себя в эту страшную и скорбную минуту — смерти Сына — чин единой от жен, принесших миро, чтобы помазать Божественного Мертвеца. Смиренно и тихо стоит Богоматерь в ряду мироносиц. Только всматриваясь в изображение в течение долгих минут, различаешь Ее облик в ряду других лиц, и — утешительно, что Его находишь. А на иконе “Нечаянной Радости” Божия Матерь — не смиренная мироносица, но с дерзновением и властью Матери, беседующая с Сыном. И Сын слушает Мать, снисходит к участи грешника, за которого умоляет Пречистая, не прекословит молитве и просьбе Матери. И участь грешника решена. Ему дано возникнуть от погибели и вечной смерти. Дальше уже начнется воскресение его души.

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

Весенний праздник «Нечаянной радости» в этом году пришелся на Воскресение жен-мироносиц. Празднуя Пасху, все духовенство было облечено не в голубые, как это принято для дней Богородичных, ризы. Стихарь диакона и фелонь священника были из темно-красного, вишневого цвета, бархата. Вот и ублажали Пречистую не обычной, присущей Ее службе голубизной, а глубиной темных бордовых облачений. В этом было нечто новое, над этим сочетанием следовало задуматься… Впрочем, переводя глаза на икону «Нечаянной Радости», вижу, что верхнее облачение Пречистой, Ее мафорий на этой иконе тоже глубокого темно-красного цвета. Нахожу в этом успокоение, приемлю то, что в храме, соединяю темно-виш­невые бархатные ризы духовенства с цветом одеяния Богоматери… И опять стою, опять думаю дальше, перевожу мир зримых, данных мне знаков, на язык незримых внутренних законов. Пытаюсь молиться, постигать жизнь, поучаться, по слову церковному, – во оправданиях Господних. В день жен-мироносиц на середину храма поставлена малая Плащаница, шитая на ярком красном шелке с изображением Иосифа и Никодима, несущих тело Господа, и за ними – ряд мироносиц с апостолом Иоанном Богословом. Плащаница эта помещена перед образом Воскресения Христова и образом «Не­чаянной Радости», оказываясь средоточием, смыслом, центром празднуемого дня. В ряду жен-мироносиц, стоящих на Плащанице позади Тела Господня, наряду с Марией Магдалиной, всматриваясь, различаешь и Божию Матерь, взявшую на Себя в эту страшную и скорбную минуту – смерти Сына – чин единой от жен, принесших миро, чтобы помазать Божественного Мертвеца. Смиренно и тихо стоит Богоматерь в ряду мироносиц. Только всматриваясь в изображение в течение долгих минут, различаешь Ее облик в ряду других лиц, и – утешительно, что Его находишь. А на иконе «Нечаянной Радости» Божия Матерь – не смиренная мироносица, но с дерзновением и властью Матери, беседующая с Сыном. И Сын слушает Мать, снисходит к участи грешника, за которого умоляет Пречистая, не прекословит молитве и просьбе Матери. И участь грешника решена. Ему дано возникнуть от погибели и вечной смерти. Дальше уже начнется воскресение его души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной. Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

http://pravmir.ru/svyashhennye-oblacheni...

Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.

http://pravenc.ru/text/389625.html

При первой соборной церкви Введения Богородицы колокольня каменная, а в ней больших и малых 7 колоколов, в первом весу 40 пудов, а в прочих весу не написано. Во оных церквах и часовне церковной утвари: В 1 соборной церкви Введения Богоматери престол на нем одеяние внове спереди голь полосатая а около голь травчатая, напереди нашит крест, позумента золотного с сиянием сетки серебряной под тем старое одеяние спереди изарбатом темно вишневым травчатым, около камкою темно вишневою травчатою, напреди вышит крест вышитый на атласе красном золотом и серебром, в нем 5 запанов нашивных серебряные и вызолочены с камешками простыми кругом креста, обнизано китайскими зерны и камешками простыми. На престоле антиминс подписан 729 году генваря 21 дня вновь сделан антиминс на белом атласе, обложен позументом золотным подписан 1759 года апреля 7 дня. Литон (?) ладану белого обшит кружевом золотым и серебряным. (Описи монастырям по Колл. Экономии 267 / 6 . Полная ведомость 1763–64 гг.) Владенные грамоты Казанского Спасо-преображенского монастыря 190 . I. Грамоты на городские земельные владения. Разнообразная и благотворная деятельность основателя Спасопреображенского монастыря, св. Варсонофия, его святительское ходатайство за него, наипаче же славное обретение нетленных мощей св. Гурия и Варсонофия, Чудотворцев Казанских, почивавших в ограде монастырской, привлекали общее боголюбивое попечение о содержании Спасопреображенского монастыря с первых лет существование его. Посему, как цари и воеводы, так и простые люди всякого звания и пола издавна спешили наделить Спасопреображенский монастырь разнообразными владениями, начиная от разных мелочных лавок, убогих домишек и оканчивая обширными угодьями и цельными вотчинами. Древние дарственные грамоты и владенные записи указывают, можно сказать, бесчисленное множество имущественных прав Спасского монастыря. В одних грамотах эти права монастыря указываются непосредственно, а в других предполагаются как передаточные. Особых актов на усадебное владение Спасопреображенского монастыря не сохранилось, но о нем ясно говорится в грамоте Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, данной по челобитью архимандрита Варсонофия в Казани князю Юрию Ивановичу Темнику Ростовскому в 7070 (1562) году сентября 22 дня, в которой говорится о прибавке места к монастырю на служный двор и о сенных покосах, что против Казачьего острова 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ад в иконе изображается обычно в виде черной зияющей пропасти, бездны. Но этот ад всегда побежден ( " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " , Ос. 13.14; 1 Кор. 15.55). Бездна разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах адовых (композиция " Воскресение "/" Сошествие во ад " ). Из ада Христос выводит Адама и Еву, прародителей, чей грех вверг человечество во власть смерти и рабство греху. В композиции " Распятие " под Голгофским Крестом обнажается черная дыра, в которой видна голова Адама - первый человек, Адам, согрешил и умер, второй Адам - Христос, " смертью смерть поправ " , безгрешный, воскрес, открывая всем выход из " тьмы в чудный свет " (1 Петр. 2.9). Черным цветом рисуется пещера, из которой выползает змий, поражаемый св. Георгием ( " Чудо Георгия о змие " ). В остальных случаях употребление черного цвета исключено. Например, контур фигур, на расстоянии кажущийся черным, на самом деле пишется обычно темно-красным, коричневым, но не черным. В преображенном мире нет места тьме, ибо " Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы " (1 Ин. 1.5). Красный и синий цвет составляют антиномическое единство. Как правило, они выступают вместе. Красный и синий символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют (Пс. 84.11). Красным и синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного (вишневого) цвета и синий гиматий. Через эти цвета выражена тайна Боговоплощения: красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур); синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются, как соединены в Нем две природы, божественная и человеческая, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Цвета одежд Богоматери те же - красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета, поверх которого красный (вишневый) плат, мафорий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

В декоре храмов, воспроизводящих традиц. визант. систему росписи, образы св. диаконов помещаются непосредственно в алтаре или в пространстве вимы, где они фланкируют изображения святителей. В контексте литургической композиции диаконам отведена роль сослужащих во время богослужения. Такая иконографическая схема предполагает парное размещение фигур диаконов, представленных в одеждах, соответствующих их служению. В подобного рода композициях Л. в правой руке держит кадило, в покровенной левой - дарохранительницу. Примеры: фреска на вост. стене нефа храма Успения Пресв. Богородицы в Атени Сиони, Грузия (XI в.) - юный, безбородый, узкая полоска темно-вишневого ораря резко контрастирует с белым далматиком, дарохранительница в непокрытой руке; в росписи пещерного храма свт. Николая (Кьеза-Рупестре-ди-Сан-Николо) в Моттоле, Апулия, Италия (XI в.?) - на участке сев. стены, примыкающей к алтарю, Л. со святителями Василием Великим и Николаем Чудотворцем предстоит Божией Матери, в красном далматике с мелким крещатым узором; на мозаике сев. предалтарной стены собора в Чефалу, Сицилия (1148) - в ряду св. диаконов, молод, различимы наметившиеся бородка и усы, в правой руке держит крест, левой прижимает к себе кодекс; на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (1183-1189) Л. представлен в 1-м ярусе центральной апсиды, справа от алтарного окна, в паре с архидиак. первомч. Стефаном (слева), в рост, фланкирующим центральные фигуры святителей - без бороды, с тонзурой, в белом далматике, в левой руке держит кадило, в покровенной правой - кодекс; в юж. приделе Вознесенского собора Жичского мон-ря, Сербия (фрески ок. 1220, обновлены в 1309-1316) - в паре с диак. сщмч. Авивом; на зап. гранях вост. предалтарной стены- в рост, в 3/4-ном развороте, ориентирован в центр алтаря, правой рукой совершает каждение, он молодой, с едва показавшейся бородой, в белом стихаре, фиолетовом подризнике, в золотисто-охристых поручах, больших размеров плат, на котором в покровенной левой руке стоит дарохранительница, перекинут через плечо, как плащ, его красный цвет напоминает о том, что святой претерпел мученическую кончину; в росписи кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис Критянин) - средовек, с ярко выраженной короткой бородой, волосы вьются, «пониже ушей», с тонзурой; в росписи ц. свт. Николая монастыря Ставроникита на Афоне (1546, мастера Феофан Критский и Симеон) - в рост, безбородый, в откосе окна в паре с диаконом св. Евплом.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

В келье же кадило медное старое да шандан железной о четырех ручках веслак. В келье же в болших в дву окнах две окончины в ставнях. Да летних тех же окон две окончины болшие. (Л. 6 об.) Да в малых в трех окнах три окончины. В передних архиепископлих сенях деисус на девяти цках в киотех, писан на золоте. В сенях же в шести окнах шесть окончин слудяных болших. Фонарь слудяной болшой, зделан з белым железом. Другой фонарь шатровой же менши того.   В архиепископлих же середних сенех Божия милосердия образов Образ Всемилостиваго Спаса (Л. 7) Вседержителя да образ Пречистой Богородицы Одигитрия. Оба образа писаны на золоте, цки пядницы. Да образ Николы Чюдотворца, писан на краске. В тех же сенех в чюлане архиепископль образ Происхожения Честнаго Креста Господня, писан на золоте. В чюланех же в двух окнах две окончины болшие косясчатые. Да в сенях три окончины такие же.   В середней архиепископле келье образ Пречистой Богородицы моление Корнилия чюдотворца, писан на золоте. (Л. 7 об.) Образ Николы Чюдотворца, писан на краске. Да четыре окончины малых окон. Рукомой медной с покрышкой. Лохань медная же гладкая.   В задних архиепископлих малых сенях Божия милосердия образов Образ Пречистыя Троицы. Образ Происхожение Честнаго Креста Господня. Образ Пречистой Богородицы Одигитрия. Образ Дионисия Глушитцкого. В сенех же окончина в окне болшая.   В задней малой келье образ Преображения Господня да образ Моление Корнилия Комелского, писан на золоте. (Л. 8) В келье же в красном окне вставень зимней с окончиной. Да в малом окне зимней же вставень с окончиной. Да летняя окончина красново же окна. Да три окончины малых окон летние же. В келье же тюфяк, обшит войлок кожей боранью. Рукомой медной. Два заслона печных, железные.   В кельях же архиепископлих платья иво, архиепископля, кое делано на домовые казенные денги (Л. 8 об.) Шуба песцовая черевья соборная под вишневой камкой. Шуба песцовая же хребтовая под лазоревой камкой. Шуба песцовая же, испод черевей ветх, покрыта отласом темно-синим.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010