Св. Ефрем Сирин в подробностях истории жертвоприношения Исаака видит предуказание подробностей крестной смерти Спасителя, когда говорит: «созерцая мысленно нож (т. е. подъятый Авраамом на Исаака), представляй себе копьё (т. е. которым прободены Христовы рёбра); представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя древо, представляй крест». (Тв. ч. 3, стр. 141; ср. св. Иоанн Златоуст тв. т. 6, стр. 872). Св. Иоанн Златоуст в истории жертвоприношения Исаака, показавшего совершенную покорность отцу своему, видит образ Иисуса Христа, Который в истории Своих страданий представляется беспредельно преданным воле Отца Своего ( Мф.26, 39 ), по апостолу, „быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” ( Филип.2, 8 ). «И тому, и другому Исааку должно удивляться, говорит Св. Отец. Смерть пред глазами; но как Сей – Богу, так и тот отцу повиновался. И как Сей не спрашивал о причине, почему Бог повелел Ему идти на заклание; так и тот, когда отец связал и возложил на жертвенник, не сказал: для чего это ты делаешь?» (у протоиерея С. К. Смирнова, стр. 75). Гл. 22, 13 И воззрев Авраáм очима своима виде, и сé, овéн един держимый рогáма в сáде Савéк: и иде Авраáм, и взя овнá, и вознесé егó во всесожжéние вместо Исаáка сына своегó И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего Св. Григорий Нисский : «Отец Исаака, не пощадивший сего возлюбленного сына своего, и единородный сын, сделавшийся приношением и жертвой, и агнец, вместо него закланный, – в этой истории можно видеть всю тайну благочестия ( 1Тим.3, 16 ). Агнец висел на древе, зацепившись рогами, и единородный нёс на себе дрова для всесожжения. Видишь ли, как здесь один и тот же и несёт бремя наших дров, и на древо возносится, нося как Бог и возносясь как агнец, потому что Св. Дух» прообразовательно так распределил великую тайну между тем и другим, между возлюбленным сыном и указанным вместе с ним агнцем, что в агнце показано таинство смерти, а в единородном – жизнь, непресекаемая смертью » («Слово на св. Пасху» стр. 5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Св. Иоанн Златоуст в жертвоприношении Исаака видит прообразование креста Христова. «Потому и Христос говорил Иудеям: „Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался” ( Ин.8, 56 ). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени, ибо истина должна была предызобразиться в тени. Там сын единородный, и здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный сын, и здесь возлюбленный и Единородный Сын ( Мф.3, 7 ). Исаак приносим был отцом во всесожжение, и Христа „предал Отец за всех нас” ( Рим.8, 32 ) (его тв. т. 4, стр. 523–524 и ещё ср. т. 6, стр. 893) 72 . Гл.22. 3 Востáв же Авраáм ýтро, оседлá осля своé: поят же с собóю двá óтрочища и Исаáка сына своегó: и растнив дровá во всесожжéние, востáв иде, и прииде на место, éже речé емý Бóг, в трéтий дéнь Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог Св. Ириней Лионский : «Авраам с готовностью предал в жертву Богу единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за всё семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления» («Против ересей» кн. IV, гл. V, 4; стр. 417). Св. Ефрем Сирин: «За Исааком, идущим на заклание, следовали осёл и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя, предзнаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его» (тв. ч. 3. стр. 140) 73 . Гл. 22, 5 И речé Авраáм отрокóм своим: сядите зде со ослятем: áз же и детищь пóйдем до óнде, и поклонившеся возвратимся к вáм И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам Он же: «Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучён был со своими отроками; разлучён был и Христос с учениками, когда шёл на заклание за нас» (ibid. стр. 111). Гл. 22, 6 Взя же Авраáм дровá всесожжéния и возложи на Исаáка сына своегó: взя же в рýки и óгнь, и нóж, и идóста óба вкýпе

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

т. 4, стр. 474) 76 . Бл. Феодорит говорит, что «в обетовании об Исааке заключалось обетование и о рождении по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, почему с обетованием об Исааке соединено и благословение языческих народов» (тв. т. 6, стр. 376), ибо «концом обетования, данного патриарху, был Христос» (тв. т. 7, стр. 48 и 61). Из канона Благовещения: Ангел – Деве: «обещася Бог Аврааму праотцу благословитися в семени его языком, Чистая, Тобою же конец обещанье приемлет днесь» (п. 6, т. 4), т. е. «Бог обетовал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы; через Тебя это обетованье ныне получает исполнение». Патриарх Иаков 77 Гл. 25, 26 и посéм изыде брáт егó, рукá же егó придержáся пяте Исáвове: и наречé имя емý Иáков. Исаáку же бе шестьдесят лет, егдá роди их Ревéкка Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки] По словам св. Иринея Лионского , «если кто вникнет в действия Иакова, то найдёт, что они не праздны, но исполнены значения относительно распоряжений Божьих. И, во-первых, в рождении то, что он схватил за пяту брата и получил имя Иаков, т. е. запинатель, который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, т. е. победу. Ибо для того родился Христос, рождение Которого он прообразовал и о Котором Иоанн в Откровении говорит: „и вышел Он побеждающий, чтобы победить” ( Откр.6, 2 )» («Против ересей» кн. IV, гл. XXI, 3; стр. 487). Гл. 25, 33 И речé Иáков емý: кленися ми днéсь. И кляся емý, и отдадé Исáв Иáкову пéрвенство своé Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство своё Иакову Он же говорит: «Иаков получил первородство, когда пренебрёг им брат; так и народ младший принял перворожденного Христа, когда Его отверг старший народ» ( Ин.19, 15 ) (ibid). Гл. 26, 3 и обитáй в земли тóй, и бýду с тобóю, и благословлю тя: тебе бо и семени твоемý дáм всю зéмлю сию, и постáвлю клятву мою, éюже кляхся Авраáму отцý твоемý странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Такой мессиански-прообразовательный смысл сему знамению с руном придаётся и в церковных песнопениях: а) «Преднаписует Гедеон зачатие Твое, Богородице: сниде бо яко дождь на руно Слово во чрево Твое...» «Гедеон предвозвещает о зачатии Твоём, Богородица: ибо Слово низошло в Твою утробу, как дождь на руно...» (Октоих гл. 6, Нед. утр. Воскр. сед. 3 по 1 стихосл.). б) «Якоже на руно сниде без шума с небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный» «В Твою утробу, Дева, как на руно, тихо сошёл с небес Божественный дождь (воплотившийся Христос)» (гл. 5, Нед. полун. п. 1, т. 4). в) «Удивися Иосиф, еже паче естества зря, и внимание мыслью иже на руно дождь в безсеменном зачатии Твоём, Богородице» «Удивился Иосиф, видя сверхъестественное, и уразумел в Твоём бессеменном зачатии, Богородица, упавший на руно дождь» (гл. 4, Над. утр. Воскр. сед. 3 по 1-м стихосл.). [Из «Примечаний и дополнений»: Вместо б) и в) следует читать: «Пречистое Твое чрево Гедеон виде Дево чистая, в неже яко дождь Слово сошед, воплотися Божественным Духом, Отча сый неразлучен Божества» (Октоих гл. 8, Суб. повеч. кан. п. 5, троп. 2).] Гл. 16, 30 И речé Сампсóн: да ýмрет душá моя со иноплемéнники. И преклонися крепостию, и падé хрáмина на князи и на вся люди иже в нéй: и бысть мéртвых, ихже умертви Сампсóн при смéрти своéй, мнóжае нéже ихже умертви в животе своéмъ И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И упёрся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей По замечанию бл. Иеронима, «Самсон во образ Христа гораздо более умертвил иноплеменников при смерти, нежели при жизни» (тв. m. XI, стр. 277). 1 Книга Царств Гл. 2, 5 испóлненнии хлеба лишишася, и áлчущии пришéлствоваша зéмлю: яко неплóды роди сéдмь, и мнóгая в чáдех изнемóже сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает По толкованию бл. Феодорита, «сказанное Анною „неплоды роди седмь” предвозвещает многоплодие Церкви, потому что число семь означает множество» (тв. т. 1, стр. 324)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Такой скот будет наградою мне [и будет мой] А то, что «Иаков служил Лавану за пёстрый и многовидный скот», по мнению св. Иустина Мученика , прообразовало собою то, что «и Христос потерпел рабство далее до креста за разнообразных людей из всякого народа, приобретши их Своею кровью и таинством крестным» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 134, стр. 370). Гл. 32, 1 И Иáков иде в пýть свóй. И воззрев виде пóлк Бóжий воополчившийся: и сретóша егó áнгели Бóжии А Иаков пошёл путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его ангелы Божии Гл. 32, 2 Речé же Иáков, егдá виде их: пóлк Бóжий сéй. И прозвá имя месту томý полки Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарёк имя месту тому: Маханаим По мнению св. Кирилла Александрийского , из этого «всякий может узнать то, что спасающему своих Христу Спасителю всех и выводящему их из злобы, сущей в мире, будет предстоять в служении множество ангелов ( Мф.4, 11 ; Мк.1, 13 ), очевидно, также исполняющих и назначенную им работу» (тв. ч. 4, стр. 270). Гл. 32, 24 Остáся же Иáков един. И боряшеся с ним человек дáже до ýтра И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари По мнению того же св. Отца, «боровшийся св. ангел был образом Христа, соделавшегося подобным нам но человечеству» (ibid, стр. 290), «пророческое слово Которого наименовало „великого совета ангелом” ( Ис.9, 6 ); а борьбой Иакова с ангелом предуказывалось то, что потомки Иакова будут упорно противиться Христу» (тв. ч. 2, стр. 285). Первая мысль разделяется и в богослужебных книгах: а) «Зряше в нощи убо Иаков яко в гадании Бога воплощенна, из Тебе же светлостью явися» («Октоих» 2-го гл. Нед. Утр. кан. Богор. п. 7, троп. 1) 79 . б) «Знамения яже в Тебе неизреченного проявляя снятия со Иаковом борется; им же волею соединися человеком, Чистая, пребожественный отцев Бог и препрославлен» (ibid. троп. 2) 80 . Гл. 32, 25 Виде же, яко не мóжет противу емý: и прикоснýся широте стегнá егó: и отерпé широтá стегнá Иáковля, егдá боряшеся с Ним и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним По мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, обо всём, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым «Место превыше херувимов в св. скинии едва не показывает нам, – говорит он же, – и чувственно естество Божественное» (ibid, стр. 154). Св. Ефрем Сирин по этому поводу рассуждает так: «Иудеи говорят: не верим, что Бог жил с человеками как человек. Но верят они, что Бог заключался в Божественном кивоте. А что больше: кивот или человек? Если веришь, что Бог был в кивоте, то почему не веришь, что Бог пребывал на земле среди человеков?» (тв. ч. 3, стр. 82). Гл. 25, 30 И возлагáти бýдеши на трапéзу хлебы предложéния предо Мнóю присно и полагай на стол хлебы предложения пред лицом Моим постоянно «Не очевидно ли, – говорит св. Кирилл Александрийский , – указываем здесь был нам „хлеб с небесе, даяй живот миру” ( Ин.6, 33 )» (тв. ч. 2, стр. 137). Гл. 25, 31 И да сотвориши светилник от злáта чиста, извáян да сотвориши светилник: стéбль егó и ветви, и чáшы и крýзи и крины от негó да бýдут И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него Гл. 25, 32 шéсть же ветвий исходящих от стрáн, три ветви светилника от страны егó единыя и три ветви светилника от страны вторыя шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его «Золотой светильник, – по мнению того же св. Отца, – представляет образ Христа, ибо Сын естеством и истиною есть Бог, между тем золоту должна быть уподобляема Божественная светлость и превосходство... И то, что светильник был изваян, очень хорошо указывало на отличный, т. е. богоданный, вид Еммануила» (ibid, стр. 139–140). А стебли на светильнике, – по его же объяснению, – означают то, что Иисус Христос, «будучи един по естеству и прост по существу как Бог, по различию действий кажется множественными как свет, и жизнь, и сила, и нетление» (ibid, стр. 140).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

ТВ: соблазн или порядок? «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской», – говорит Господь (Мф. 18: 6). Недавно на российском телевидении появилась маркировка программ, фильмов и передач соответственно возрасту гипотетического зрителя. Все это похоже на робкую попытку навести хоть какой-то порядок в эфире. Мы попросили пастырей оценить в свете приведенных выше слов Спасителя состояние российского ТВ и ответить на вопрос: если бы конкретно от них зависело что-то изменить в этой сфере, что бы они сделали в первую очередь? Протоиерей Александр Лаврин , клирик храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (г. Москва): – Безусловно, вопрос о телевидении приложим к этим словам Христа. Другое дело, что мы видим в них обещание некоей Божией кары соблазнителям. Но речь-то о другом. О неизбежной омраченности души, ее обезбоженности и гибели. Вспомним иные слова Христовы: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Поэтому даже такой насильственный уход из жизни – по словам Спасителя – для соблазнителя был бы лучшим, нежели та «тюрьма» души, в которую внутренне человек себя заключает. Вот самая главная беда, которая постигает того, кто соблазняет обдуманно и принципиально. Маркировка же программ значком ограничений по возрасту – это не робкая попытка, а как раз, по-моему, очень правильный путь. Во всяком случае, доброе начало. Ничего не запрещается, но дается понять, что будет в следующий момент. То есть каждому человеку решать, стоит ли смотреть самому и давать ли это делать ребенку. На мой взгляд, это очень христианский подход – свободный и совестливый. Надо помнить, что, когда мы что-то запрещаем, это должно быть на пользу. Например, бывает, что человека «несет» и он сам уже думает: «Кто бы меня остановил?», – в таких случаях запрет будет помощью. И хотя он, казалось бы, вопреки желаниям и чувствам, но по воле и убеждению. Однако часто запреты (даже будучи по существу очень правильными) порождают только протест и попытки их лукаво обойти. В таких случаях, как показывает практика современной жизни, все запрещенное быстро переходит из открытых источников на «черный рынок» и точно так же расползается по потребителям.

http://pravoslavie.ru/56129.html

Ты не можешь изъяснить этого события, но говоришь: так угодно было Богу; таким же образом рассуждай и о Деве» (его тв. т. 2, стр. 790) 70 . Св. Ефрем Сирин придаёт такой же смысл этому событию, когда говорит: «не делом было естества, чтобы мёртвая утроба зачала и сухие сосцы Сарры снабжали младенца Исаака ( Быт.18, 11 : ср. Быт.21, 7 ); не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа, и без растления родила Спасителя вселенной. Господь Сарру в старости соделал матерью, a Марию по рождению показал девою» (тв. ч. 3, стр. 135–136). Гл. 18, 12 Разсмеяся же Сáрра в себе, глагóлющи: не ý было ми ýбо досéле, господин же мóй стáр Сарра внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар Гл. 18, 13 И речé Госпóдь ко Авраáму: чтó яко разсмеяся Сáрра в себе, глагóлющи: едá истинно рождý? áз же состарехся И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась» Гл. 18, 14 Едá изнемóжет у Бóга слóво? в сиé врéмя возвращýся к тебе в часы, и бýдет Сáрре сын Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын Тот же св. Отец здесь видит предуказание на отдельные черты благовещения Деве Марии: «Ангел говорил, патриарху в сени его: в сие время будет Сарре сын (ст. 14). Ангел в Вифлееме (вм. в Назарете) сказал Марии: се родит Сына благодатная ( Лк.1:28, 31 ). Рассмеялась Сарра, видя своё неплодство, смотря на омертвение, не поверив слову. Как этому быть, – говорит она, – когда я и Авраам не способны уже к плодоношению (ст. 12). Недоумевала и Мария, видя своё девство, и печати его храня нерушимыми: „како будет сие мне, которая мужа не знаю” ( Лк.1, 34 ), ибо обетование было странно для естества» (ibid. стр. 136) 71 . Гл. 21, 3 и наречé Авраáм имя сыну своемý рóждшемуся емý, егóже роди емý Сáрра, Исаáк и нарёк Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак По толкованию св. Амвросия Медиоланского «Исаак самым именем изображает благодать; ибо Исаак означает смех, а смех есть знак радования. Кто же не знает, что радость всем нам даровал Тот, Который уничтожил страх смерти и для всех соделался очищением грехов». Так же рассуждают святые Климент и Кирилл Александрийский (у протоиерея Смирнова, стр. 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

ч. 1, стр. 236). Гл. 15, 10 Взя же óн вся сия и раздели я на пóлы, и положи я противолична едина ко другóму: птиц же не раздели Он взял всех их, рассёк их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассёк Он же: «Пара птиц остаётся не рассечённою... Так и Иисус Христос, хотя речь о Нем и стала как бы двоякою (разумеются природы Божественная и человеческая), однако Сам Он есть один и тот же во всяком случае, неразделяемый надвое, после соединения с плотью. Христос не рассекается на двоицу сынов: Христос един и неразделим. Ясным образом сего служить то, что птицы не рассекались, ибо птиц, сказано, не раздели» (тв. ч. 4, стр. 133–134). Гл. 17, 1 Бысть же Аврáму лет дéвятьдесят дéвять: и явися Госпóдь Аврáму и речé емý: Аз éсмь Бóг твóй, благоугождáй предо Мнóю и бýди непорóчен Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен По мнению св. Климента Александрийского , именно Иисус Христос, именуемый у него то «Логосом», то «Педагогом», являлся патриарху Аврааму («Педагог» кн. 1, гл. 7, стр. 56–61). Бл. Иероним также говорит, что «имеющий родиться от Девы тот, кто являлся Аврааму» (тв. ч. 7, стр. 135). Св. Ириней Лионский говорит: То, что Бог «в образе человеческом говорит с Авраамом, – это изначала предустроил Сын, Который есть Слово Божье... Господь наш Иисус Христос» («Против ересей» кн. IV, гл. VII, 4, стр. 425; гл. IX, 1, стр. 430; гл. XII, 4, стр. 441; гл. XX, 9, стр. 480). Гл. 17, 14 Необрезаный же мýжеский пóл, иже не обрежет плóти крáйния своея в дéнь осмый, погубится душá тá от рóда своегó: яко завет Мóй разори Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой По мнению св. Иустина Мученика , заповедью об обрезании младенцев именно в восьмой день предвещается день воскресения Иисуса Христа, так как «первый день недели, в который воскрес Христос, будучи первым из всех дней, однако в счислении всех дней по их кругообороту называется восьмым, хотя и остаётся первым» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

11-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Обличение фарисеев и законников и враждебные их замыслы на Иисуса Христа ( Лк. 11:37–41, 43, 45–46, 52–54, 12:1 ) Когда Иисус Христос учил народ, попросил Его один фарисей к себе отобедать. Он пришел и возлег. Фарисей с удивлением заметил, что Он не умыл сперва рук пред обедом. Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а что у вас в них, то приобретено хищением и нечистыми средствами. Безрассудные! Не должен ли тот, кто вычистил внешнее, позаботиться сделать чистым и внутреннее? Впрочем, обратите, что у вас есть, в милостыню, тогда все у вас чисто будет. Но горе вам, фарисеям, что любите первые места в синагогах и приветствия в народных собраниях!» На это кто-то из законников сказал Ему: «Учитель! Говоря таким образом, Ты и нас обижаешь». Но Он сказал: «И вам, законникам, горе, что обременяете людей тяжестями неудобоносимыми, а сами и одним пальцем своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения; сами не вошли и помешали тем, кто хотел войти». Когда Он это говорил им, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, в чем бы обвинить Его. Между тем, когда собрались многие тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить прежде ученикам Своим: «Берегитесь закваски фарисейской – именно лицемерия». Толкование св. Василия Великого на 41 стих 11-й гл. Евангелия от Луки Творения свв. отцов. Тв. св. Василия Великого Поскольку Господь сказал: обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам; то ужели, сколько кто ни грешил, чрез милостыню находит очищение всего? Самая связь предыдущего объясняет сказанное. Ибо, прежде сказав: очищаете внешняя сткляницы и блюда, внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства (ст. 39), потом присовокупил: обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам вся; то есть все то, в чем грешим и лукавствуем, грабя и лихоимствуя. Сие же выражает и Закхей, говоря: се пол-имения моего дам нищим: и аще кого чем обидех, возвращу четверицею ( Лк. 19:8 ). Посему все подобные грехи, которые могут быть заглажены и за которые можно воздать чем-либо в несколько крат большим, очищаются сим способом. И сей, говорю, способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет в Божием милосердии и в Крови Христовой, которою имамы избавление и от всех других грехов ( Еф. 1:7 ), творя за всякий грех плоды достойны покаяния ( Лк. 3:8 ). Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с./Третья Пасха. 3-377 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010