Гл. 5, 8 и принесéт я к жерцý, и приведéт жрéц éже за грех прéжде, и да оттóргнет жрéц главý егó созади, но да не отлучит пусть принесёт их к священнику, и [священник] представит прежде ту из сих птиц, которая за грех, и надломит голову её от шеи её, но не отделит «Что смерть Христа сделалась причиной не разделения, но единения между нами, на это, – по мнению того же св. Отца, – косвенно указывало то, что хотя жертвенная птица закалялась, но не совершенно отделяема была её голова от хребта» (тв. ч. 3, стр. 136). Гл. 5, 15 душá яже áще забýдет забвéнием, и согрешит не хотящи от святынь Госпóдних, и да принесéт о преступлéнии своéм Гóсподу овнá непорóчна от овéц, емýже ценá сребрá сиклев, по сиклю святых, о нéмже согреши если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвящённого Господу, пусть за вину свою принесёт Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности «Купленный овен – это образ Христа, – говорит тот же св. Отец, – Которого начальники иудейские некоторым образом купили за тридцать динариев, уплаченные ими ученику предателю» (ibid, стр. 139). Гл. 6, 9 заповеждь Аарóну и сынóм егó, глагóля: сéй закóн всесожжéния: сиé всесожжéние на горении егó на олтари всю нóщь до заýтра, и óгнь олтаря да горит на нéм, и не угасáет заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остаётся на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нём [и не угасает] «Божественный алтарь, – по толкованию того же св. Отца, – как бы в образе Еммануил. В виде огня на алтаре предызображён был как бы в тенях Дух Святый, сходящий на Христа и всегда пребывающий на Нём ( Ин.1, 32 ), ибо неусыпаем и совершенно непрекращаем огонь алтаря... Вообще же жертва всесожжения, – по его же мнению, – предызображала безгрешность Иисуса Христа ( 1Пет.2, 22 )» (тв. ч. 2, стр. 361–362, 371). Гл. 6, 25 сéй закóн согрешéния вот закон о жертве за грех «Жертва за грех, – по его же объяснению, – Еммануил, как „агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира” ( Ин.1, 29 )» (ibid, стр. 371).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 7, 15 телцá единаго от волóв, овнá единаго, áгнца единаго единолетна во всесожжéние один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение Гл. 7, 16 и козлá от кóз единаго грехá рáди один козел в жертву за грех «Изображается Христос в тельце, – говорит св. Кирилл Александрийский , – по причине его великой крепости и потому что преимуществующий между ручными и чистыми животными есть телец, превосходящий и величиною тела, – так и всё, относящееся ко Христу, имеет мысленное превосходство, и Сам Он превосходит и превышает всё ни с чем не сравнимым отличием; в овне – по причине его совершенства, в агнце – по причине его незлобия, в козле – по причине заклания его за согрешивших, так как козёл, по закону, есть жертва за грех ( Лев.16, 10 ), а Еммануил ради нас подвергся смерти, и мы искуплены от прежних грехов по причине заколения, которое претерпел Он за нас» (тв. ч. 2, стр. 247–248). Гл. 8, 8 и да вóзмут телцá единаго от волóв, и сегó жéртву муки пшеничны, спряжены с елéем, и телцá единолетна от волóв да вóзмеши грехá рáди и пусть возьмут тельца и хлебное приношение к нему, пшеничной муки, смешанной с елеем, и другого тельца возьми в жертву за грех Гл. 8, 12 левити же да возложáт рýки на главы телцéв: и да сотвориши единаго о гресе и единаго во всесожжéние Гóсподу, умилостивити о них а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов По объяснению св. Кирилла Александрийского , «в обоих тельцах указывается Христос: в тельце, приносимом во всесожжение, как всецело святой... На Него же указывает и телец, за грех истребляемый огнём (ибо Ис.53, 5 ). Первый всесожигается, а второй закалается, дабы в двух ты уразумел одного, как бы в совершенных добродетелях благоуханнейшего мысленно и как бы в простоте и незлобии закалаемого ( Иер.11, 9 )» (тв. ч. 2, стр. 317). Гл. 9, 8 И приидóша мýжие, иже бяху нечисти о души человечи, и не можáху сотворити пáсхи в тóй дéнь: и приидóша пред Моисéа и Аарóна в тóй дéнь

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

д) имеют концом славу и блаженство: «Сеявщие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» ( Пс.125:5–6 ). – «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). – «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» ( 1Пет.1:7 ). Верные за участие в страданиях Христа примут участие в Его славе: «страдаем с Христом, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:17 ). – «Верно слово: если с Христом терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:11–12 ). 9. Христианский взгляд на земные страдания и несчастья Все несчастья или посылаются от Бога с известными добрыми целями, или же происходят по попущению Божию от дьявола и злых людей. Но, различаясь по своей ближайшей причине, земные несчастья всецело совершаются под ведением Промысла Божия, который направляет их к благим целям; поэтому всякое несчастье следует встречать с верою, что оно есть посещение Божие и направлено к нашему же улучшению и благу. «Все, встречающееся с тобою, – говорит св. Ефрем Сирин , – принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога... И лукавый не в такой мере искушает душу, подавляет скорбью, в какой хочет; но в какой попущено ему Богом» («Тв. св. отц.» в рус. пер. 1849, т. XIV, стр. 151, 153). Если же земные несчастья суть посещение Божие, то для чего они посылаются? I. Учители Церкви отвечают, что эти несчастья посылаются Богом для наказания грешного человека: это есть воздаяние карающей правды Божией, оскорбляемой человеческими беззакониями. «Отчего такие удары и бичи, и где их основание? – спрашивает св. Григорий Богослов , и сам далее отвечает: «согрешихом, беззаконновахом, нечествовахом» ( Дан.9:5 ); потому что забыли заповеди Твои и ходили во след лукавого сердца своего; потому что жили недостойно звания и благовествования Христа Твоего и святых Его страданий и истощания» («Тв. св. отц.» в рус. пер., 1843 г., т. II, стр. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четырёхугольный; а вышина ему два локтя; из него должны выходить роги его Гл. 30, 3 И позлатиши злáтом чистым огнище егó, и стены егó около, и рóги егó: и да сотвориши емý витый венéц злáт около обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг «Кадильный алтарь сделан был из дерев не гниющих и весь покрыт был золотом», по мысли св. Кирилла Александрийского , в прообраз Иисуса Христа, «ибо нетленно тело Христово и в себе самом избыточествует Божественным естеством, потому что „Слово плоть бысть и вселися в ны” ( Ин.1, 14 ). Роги алтаря, распростёртые, как руки, предызображают вид честного креста. Присоединяется к художественному произведению относящееся до украшения – витой венец, ибо и Еммануил истинно „красен добротою паче всех сынов человеческих” ( Пс.44, 3 )» (тв. ч. 2, стр. 151–152, 161). Гл. 30, 6 и да положиши егó прямо завесы, сýщия у кивóта свидения, в нихже познáн бýду тебе оттýду И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе Поставление алтаря кадильного на землю, по его же объяснению, знаменовало собою то, что и «Единородный был в смирении и уничижении, ибо принял на Себя раболепный образ ( Флп.2, 7 )». «Повелел же поставить его против Того, Который превыше Херувимов, и давал Откровения, указывая этим наше приведение во Христе к лицезрению Бога и очам Отца, ибо бывшего в отдалении и оскорбившего Бога через преступление и многие грехи человека Христос в Себе Самом и одном опять поставил перед Лицом Отца ( Евр.6, 20; 9, 24 ; Еф.2, 14 )» (тв. ч. 2, стр. 153–154). Гл. 30, 7 И да кадит над ним Аарóн фимиáмом сложéным благовóнным рáно рáно: егдá устрояет светила, да кадит над ним На нём Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им Что фимиам благовонный – Иисус Христос, – об этом свидетельствует ап. Павел ( 2Кор.2, 14–16 ; Еф.5, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока «Христос есть овча единолетнее, т. е. совершенное, ибо Он всесовершен и свободен от недостатков по самому естеству Своему» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 5, стр. 266). Гл. 23, 13 и жéртву егó две десятины муки пшеничны спряжены в елéи: жéртва Гóсподу, в воню благовóния Гóсподу: и возлияние егó винá четвéртую чáсть ина и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина «Принесение хлеба в святую скинию и предложение Богу во Святом Святых, – по объяснению того же св. Отца, – может означать, и весьма естественно, восхождение Еммануила на небеса ( Евр.9, 24 )» (ibid, стр. 263). Гл. 23, 29 всяка бо душá, яже не покорится в дéнь тóй, потребится от людий своих а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего Заповедь о посте в день очищения, – по мнению ап. Варнавы, – указывала на смерть Христа (или, по его выражению, на то, что «Сам Он за наши грехи имел принести в жертву сосуд Своего духа», т. е. тело Своё) и именно на то обстоятельство её, что Он, «будучи распят, был напоен желчью и уксусом» (послание гл. VII, стр. 47). Гл. 23, 39 И в пятыйнáдесять дéнь мéсяца седмáго сегó, егдá скончáете жита земли, прáзднуйте Гóсподу сéдмь дний: в дéнь пéрвый покóй, и в дéнь осмый покóй А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой «Из этого можно понять, – замечает св. Кирилл Александрийский , – как и само дело как бы громко вопиет, что во Христе Бог даёт нам снова райские сладости» ( Лк.23, 43 )» (тв. ч. 3, стр. 284). Гл. 24, 1 И речé Госпóдь к Моисéю, глагóля: И сказал Господь Моисею, говоря: Гл. 24, 2 заповеждь сынóм Изрáилевым, да вóзмут ти елéй от мáсличия чист исцежéн в светение, да горит светило всегдá прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И св. Иоанн Златоуст по этому случаю замечает: «Хотя это было сказано об агнце иудейском, но в прообразе так было наперёд ради истины, и совершеннее это исполнилось в настоящем случае. Поэтому-то евангелист и представил на вид слова пророка. Так как, непрестанно указывая на собственное своё свидетельство, он мог показаться недостойным веры, то он представляет во свидетельство Моисея, говоря, что и это совершилось не случайно, но уже издревле было преднаписано. С другой стороны, своим свидетельством он подтверждает слова пророка: „Я, – говорит, – сказал об этом для того, чтобы вы узнали, что между прообразом и истиной находится большое сходство» (тв. т. 2, стр. 503). Гл. 12, 13 и бýдет крóвь вáм в знáмение на домех, в нихже вы бýдете тáмо, и узрю крóвь и покрыю вы, и не бýдет в вáс язвы, éже погибнути, егдá поражý зéмлю Египетскую И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую «Там кровь агнца отвратила губителя, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – здесь кровь Агнца пречистого ( 1Пет.1, 19 ) Иисуса Христа соделалась прогнанием бесов» («Тайноводственные поучения» 1. 3; стр. 438). «Спасён Израиль, помазанный кровью агнца, что было прообразом Христа, Который ради нас был в мёртвых, дабы упразднить смерть, потому что, – рассуждает св. Кирилл Александрийский , – скажи мне, каким образом смерть могла бы убояться заклания овцы? Но это дело было прообразом таинства, того, что Иисус Христос Своей кровью избавляет освящённых в вере и являет победителями тления смерти» (тв. ч. 5, стр. 62. 72). В этом смысле, и по объяснению св. Иустина Мученика , «таинство агнца, которого Бог повелел закалать как Пасху, было прообразом Христа, кровью Которого верующие по мере своей веры в Него помазывают дома свои, т. е. самих себя» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 40, стр. 207: ср. св. Ириней Лионский IV, 23). Гл. 12, 21 Созвá же Моисéй вся стáрцы сынóв Изрáилевых и речé им: шéдше поимите себе овчá по сродствóм вáшим и пожрите пáсху

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел Господь Моисею «Моисей и Елеазар, – по мысли того же св. Отца, – могут быть образом Единого Первосвященника и Законодателя Христа» (ibid, стр. 212, 214). Гл. 31, 50 и принесóхом дáр Гóсподу, мýж éже обрете, сосýд злáт и обрýчие, и гривну и пéрстень, и усерязи и чéпь златýю, умолити о нáс пред Гóсподем и вот, мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом Гл. 31, 54 И взяша Моисéй и Елеазáр жрéц злáто от тысященачáлников и от стоначáлников и внесóша é в скинию свидения в пáмять сынóв Изрáилевых пред Гóсподем И взял Моисей и Елеазар священник золото от тысяченачальников и стоначальников, и принесли его в скинию собрания в память сынов Израилевых пред Господом По мысли св. Ефрема Сирина , „сосуды златы, гривны и перстни” и прочая – это суть сами апостолы. Как Моисей и Елеазар сосуды сии „внесоша в скинию свидения”, так Еммануил, научив апостолов и святых, ввёл их в сокровенную славу небесной скинии» (тв. ч. 6, стр. 568). Книга Второзакония Гл. 1, 1 Сия словесá, яже глагóла Моисéй всемý Изрáилю об онý странý Иордáна, в пустыни на зáпады, близ Чермнáго мóря, междý Фарáном и Тофóлом, и Ловóном и Авлóном и Златыми Рудáми: Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, Гл. 1, 2 единонáдесяти дний от Хорива пýть чрез гóру Сиир дáже до Кáдисварни в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни «Мест сих пять, – замечает св. Ефрем Сирин, – и сим, – по его мнению, – указывается тайна пятого века, под которым приточно разумеется время пришествия Его, Господа нашего, подобно тому, как по сказанному в притче исходил Он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в 3, 6, 9 и 11 час ( Мф.20, 1–6 )» (тв. ч. 6, стр. 571). «Второй закон изречён и изъяснён после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир. В сем скрывается тайна, что в единонадесятый час исшёл Еммануил взыскать заблуждшиеся народы» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху «Возьмите овча по домам и принесите в жертву, как повелел Законоположник», – перефразирует так этот стих св. Иоанн Златоуст , и, сопоставляя прообраз с Первообразом, продолжает, – «но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а Сам становится, как овча, принося Отцу Себя Самого в жертву и приношение» («Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 166). Гл. 12, 22 возмите же кисть иссóпа, и омочивше в крóвь, яже близ двéрий, помáжите прáги, и на обою подвóю, от крóве, яже éсть близ двéрий: вы же да не изыдете кийждо из двéрий дóму своегó до заýтрия и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра «С иссопом соединяется кровь. Этот образ, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – косвенно показывает нам, что честная кровь Христова избавляет нас не только от гибели, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри нас» (тв. ч. 3, стр. 250–251). Гл. 12, 23 и мимо прóйдет Госпóдь избити Египтяны, и ýзрит крóвь на прáзе и на обою подвóю, и минéт Госпóдь двéри, и не попýстит погубляющему внити в дóмы вáша убивáти И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения «Если агнец при Моисее удалял погублявшего ангела, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободить от грехов? ( Ин.1, 29 )» («Огласительные поучения» XIII, 3; стр. 240). «Иудеи заклали агнца из стада овец и кровью его избавились от ангела-истребителя; а мы, – рассуждает св. Иаков Низибийский , – кровью Агнца, избранного Сына, исхищены от дел греха, совершённых нами» («Слово о Пасхе» стр. 35). Уясняя прообразовательный смысл пасхального агнца, и св. Григорий Нисский говорит в том же духе: «Назначается пищей для нас соделаться тому телу, из которого излита кровь, и показуемая на дверях удаляет от нас губителя египтян» (тв. ч. 1, стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

По мнению св. Кирилла Иерусалимского , не иному кому-либо, как Самому Христу Моисей говорит „Яви ми Тебе Самого”, ибо «пророки видели тогда Христа, сколько каждый мог вместить» («Огласительное поучение» X, 7; стр. 170). Гл. 33, 23 и отимý рýку Мою, и тогдá ýзриши зáдняя Моя: лицé же Моé не явится тебе и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо [тебе] „Узриши задняя Моя”. По мнению св. Ефрема Сирина , «здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божеству Своему невидим» (тв. ч. 6, стр. 506). По толкованию св. Иринея Лионского , в частности «здесь указывается, что по премудрости Божией человек в последние времена, т. е. по пришествии Его как человека, увидит Его на высоте скалы. Это древнее обещание Бог исполнил», – замечает св. Отец, – когда Иисус Христос во время преображения «лицом к лицу беседовал с Моисеем на высоте горы в присутствии Илии, как повествует Евангелие ( Мф.17, 3 )» («Против ересей» кн. IV, гл. XX, 9; стр. 480) 93 . Эта мысль содержится и в каноне на праздник Преображения. «Яко каменем телом покрывся обоженным невидимого зря, Моисей боговидец взываше...» Т. е. «Боговидец Моисей, созерцая Невидимого под прикрытием обоженной Его плоти в образе камня, восклицал...» (2 кан. Преобр. п. 1, т. 2). «Осеняющая слава в сени первее, и Моисееви беседующи Твоему угоднику, образ бысть облиставшого неизреченно на Фаворе, Владыко, Твоего преображения», т. е. «Слава, осенявшая в начале скинию и сообщавшаяся рабу Твоему Моисею, была прообразом неизреченно воссиявшего на Фаворе преображения Твоего, Владыка» (ibid. п. 3, т. 1). Гл. 34, 4 И истесá две скрижáли кáменны, якоже и пéрвыя: и ýтренневав Моисéй заýтра, взыде на гóру Синáйскую, якоже завещá емý Госпóдь: и взя Моисéй с собóю две скрижáли кáменныя И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные То, что Христос по плоти не имел отца, это, по мнению св. Григория Нисского , Моисей предызобразил тем, что во второй раз по повелению Божьему сам „истеса две скрижали каменны” «из вещества дольного», как и «Истинный Законоположник, прообразом Которого он был, снова из земли нашей истесал Себе скрижали нашего естества, ибо, – поясняет свою мысль и своё сравнение св. Отец, – не брак соорудил Ему Божественную плоть, но Сам Он делается каменосечцем собственной Своей плоти, исписуемой Божественным перстом» ( Лк.1, 35 ) (тв. ч. 1, стр. 339).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Пророк Моисей Гл. 2, 1 Бяше же некто от плéмене Левиина, иже поя от дщéрей Левииных, и имяше ю Некто из племени Левиина пошёл и взял себе жену из того же племени По мнению св. Кирилла Александрийского , здесь «с намерением умолчано об отце Моисея. Следовало бы, – говорит он, – сказать: «Такой-то „поя от дщерей Левииных”, – а там сказано: „Бяше некто”, – так как через это косвенно указывается на то, что Христос по плоти не имел отца, и Иосиф, сыном которого Он считался, был только вместо отца» (тв. ч. 5, стр. 15). Гл. 2, 2 и зачá во чрéве и роди мýжеский пóл. Видевше же егó лепа, крыша егó три мéсяцы Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца «Дитя (Моисей) было „лепо”, сказано, – замечает тот же св. Отец. И Христос наименован и есть „красен добротою паче еси сынов человеческих” ( Пс.41, 3 ). Но никто не может сомневаться в том, что под красотой должно разуметь красоту в славе, говорю, и в естестве превышающего все Божества, потому что не плотские же красы приписывать станет кто-либо Самому Христу и вменять их Ему в славу, да не будет» (ibid.). Гл. 2, 12 Обозревся же семо и овáмо, ни когóже виде: и поразив Египтянина, скры егó в песце Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке «Сокрытие умершего вместо убитого египтянина в песке, полагаю, – говорит тот же св. Отец, – означает то, что, убив некоторым образом восхотевшего обижать людей, Иисус Христос скрыл его (дьявола) в землю, т. е. поместил в преисподних частях её, заключив в ад» (ibid, стр. 22, 25). Гл. 2, 14 Он же речé: ктó тя постáви князя и судию над нáми? едá убити мя ты хóщеши, имже образом убил еси вчерá Египтянина? Убояся же Моисéй и речé: áще сице явлéн бысть глагóл сéй А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёй над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле По мнению св. Ефрема Сирина , здесь Моисей является прообразом Иисуса Христа, не признанного и гонимого иудеями. Ибо как Моисей, убивший египтянина и склонявший ссорившихся евреев к миру, подвергся укоризнам, услышав от них: „Кто тя постави князя и судию над нами”, – так и Иисус Христос, примиритель и сокрушитель власти дьявола, не похвалу и удивление заслужил от иудеев, но возбудил в них ненависть и гонение против Себя, ибо они говорили: „Кто даде Ему власть сию? Не хощем сему, да царствует над нами” ( Лк.19, 14 )» (тв. ч. 5, стр. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010