Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. С. 408. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 130. Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии…, сс. 30–33. Поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 561). Психология: словарь/Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990. С. 21. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С.60. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С.58. То есть, относительно заповедей 5 – 10, Архимандрит Платон (Игумнов). Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Сс. 32, 38.   Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Коротков. – М. Центр, 2002.  Сс. 194–195 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 35. Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 78. Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С.80. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет. 3:9 ) и «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Матф. 5:25-27 ). Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии… С. 24 и далее. Там же., с. 47. То есть, различные народы. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Издательство «Совершенство», 1988. С. 122

http://azbyka.ru/deti/pedagogicheskoe-do...

Мои повзрослевшие дочери всё чаще спрашивают меня: «Мама, когда ты встретила папу, что ты почувствовала? Говорят, должна пробежать какая-то искра?» Я всегда смущаюсь. Потому, что это была не искра, это было чувство родства. Сейчас я уже привыкла к тому, что в моей жизни стали появляться люди, которые при первой же встрече кажутся мне родными. Я думаю, многие знакомы с этим чувством. Но тогда это было так неожиданно! И ещё: в квартире Павла, на книжной полке я увидела небольшую икону – образ Казанской Божьей Матери. Первый раз я видела икону так близко. В музеях я их как-то не замечала, а в храмах не бывала. Образ мне очень понравился, в нем было что-то сокровенное, притягательное. Так вот, мы познакомились, несколько раз встречались, куда-то ездили. А когда наши гастроли подошли к концу, мы договорились вместе пойти в поход к Акемскому озеру, к таинственной горе с двумя вершинами. Места там поразительной красоты. Проходишь через все природные зоны: тайга, лесотундра, снежные вершины, ледники. Я уехала домой, погрузилась в привычный круговорот дел. И тут начались неожиданные события. Сначала появился крестик. Старый, медный, стёртый по краям. Друг Павла работал вместе со мной, его удивляло, почему я некрещеная. И он подарил мне этот крестик. Я его почему-то сразу надела, не думая о том, что сначала надо принять Таинство… Потом я увидела Библию, которая до сих пор стоит у меня перед глазами: большая красная книга с золотыми буквами, выпущенная к юбилею Крещения Руси. Это сейчас духовные книги продаются на каждом шагу, а тогда, в 80-е годы это была большая редкость. Я стала её листать и открыла сразу Послание апостола Павла к Коринфянам. То, что я прочитала, поразило меня. Я никогда не встречала мысли такой силы, глубины и огня. «И если я раздам имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего. Не раздражается, не мыслит зла…»

http://pravoslavie.ru/36559.html

На основании всех таких данных нужно признать, что на стороне библейского учения о монотеизме, как о начальной религии, не только авторитет, но и самая наука. Мало того: оно объясняет нам даже и то, как случилось, что почитание Единого Истинного Бога заменилось у язычников почитанием богов многих. Вот что читаем в Послании Апостола Павла к Римлянам: Поскольку они (язычники), познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся: потому и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сами сквернили свои тела. Рим.1:21–24 . §29. Классификация естественных религий Вопрос о классификации религий, которым так усердно занимаются многие из западных ученых, особенно принадлежащих школе пантеистической 79 , для нас не имеет существенного значения. Не разделяя воззрения о постепенности развития религиозного сознания, мы не имеем нужды искусственно подбирать и нанизывать по известной мерке, согласно с предвзятой идеей, различные, часто совершенно противоположные формы религиозного сознания. Для нас важно выделить только некоторые, более выдающиеся группы. Таких главных групп, как известно, две: религии востока с их обожанием видимой природы вообще и религии запада с их обожанием человека и его свойств психических. И эти две группы нам нет нужды исследовать во всей их целостности. Для нас важно рассмотреть только те религии, которые или в настоящее время имеют значение, или же важны для нас в некотором отношении. К числу таких религий мы относим: религию Китая, религию Индии, религию Персии, религию Египта, религию греко-римскую и, наконец, религию славян. §30. Религия Китая 80 Говоря о религии Китая, мы должны прежде всего заметить, что будем иметь в виду только господствующую или государственную религию, а не те секты, которых там очень много.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Никто не спасся, живя в покое и без искушений. Стало быть, если мы терпим искушения, то должны радоваться, потому что таким путем шли те, кто спасся. Если и мы желаем спастись, то другого пути, кроме скорбей, не существует! Скорби приходят для того, чтобы приблизить нас к Богу. Потому что скорби огорчают, утесняют сердце, после чего оно смягчается и смиряется. Когда же оно смирится, Бог обращает на него Свой взор: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 80 . Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим 81 . Скорби освобождают того человека, который терпит их с радостью и сознанием того, что они даны ему как епитимия за его грехи. У такого человека вырабатывается духовный характер, он становится милостивым, смиренным, кротким. Не имеющий истинного знания об искушениях огорчается и страдает, в то время как должно радоваться тому, что он шествует путем священной Голгофы и святых. Благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая 82 , да поможет всем нам сохранять терпение во всем, дабы сподобиться Царствия Божия. Аминь. 8 Многими скорбями мы спасемся 83 , чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством. Когда приходит к тебе скорбь, утешайся тем, что к тебе вернутся радость и тишина. Непрестанно вспоминай о смерти. Эта память придаст тебе много мужества в скорбях этого мира и наполнит твою душу утешением. Мучения этой жизни, чадо мое, закончатся в один день, потому что проходит мир сей 84 . Только то, что сотворит каждый человек для своей бедной души, вечно останется с ним либо к ее возвышению, либо к падению в бездну и к погибели. 9 Разве ты не знаешь, чадо мое, что Бог спасает человека даром? Конечно, труды показывают произволение человека, но сами по себе они не могут освободить его от страстей. И, чтобы мы научились уповать не на свои труды, а только на Бога, Он попускает нам после сотворенных трудов искушаться от зла. Потому в трудах своих будем говорить, что если Бог не сохранит человека, то дела его напрасны и подобны дуновению ветра 85 . 10

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Он же сказал им: «Зачем вам было искать меня? Или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. А Матерь Его сохраняла все слова Его в сердце своем. 10. Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь ( Ин. 1:1–34 ; Мф. 3:1–12 ; Мк. 1:1–8 ; Лк. 3:1–20 ) Когда, после ухода волхвов, Ирод приказал избить младенцев, то Иисус Христос, как известно, был отправлен старцем Иосифом в Египет, а младенец Иоанн, будущий Креститель Его, скрывался в пустынных местах. Там он возрастал и укреплялся духом до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Но вот наступило время и Иоанн вышел из своего уединения. «Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии в пустыне», говорит Евангелист Лука, «Иоанн проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Это было в 779 году от основания Рима, когда уже пятнадцатый год правил император Тиверий , а Палестина (Иудея), потеряв свою независимость, превратилась в Римскую провинцию. В центре этой провинции, в Иерусалиме, был в это время правителем римский чиновник прокуратор Понтий Пилат , а в окрестных областях правили: Ирод Антипа в Галилее (где находились тогда Христос и Иоанн Креститель), Филипп , брат его, в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – в Авилинии ( Лк. 3:1 ). Ирод и Филипп были сыновьями Ирода Великого, который избил вифлеемских младенцев. Оба брата, хотя и были наследниками своего отца, но большого политического значения не имели и всецело зависели от римской власти. Первосвященниками в этот период были Анна и Каиафа , которые впоследствии в Синедрионе судили Христа. Внешний вид Иоанна Крестителя привлекал всеобщее внимание. Он был высокого роста, крепкого сложения, закаленный суровой жизнью пустынника. Всегда постился, никогда не пил вина (хотя вино было во всеобщем употреблении), скудно питался акридами и диким медом, носил грубую из верблюжьей шерсти одежду, подпоясывался простым кожаным ремнем. Лицо его было бледно и обрамлено небольшой темной бородой и усами; густые черные волосы опускались на плечи. Так передает его внешность Священное Предание и отчасти Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После отчаянной мольбы Елисаветы к Господу «гора раскрылась и впустила ее». В данной мифологической сцене, видимо, присутствует символ божественного содействия служительнице Божией, проявляющегося через природу, подчиненную Богу. За указанной символической подробностью мог стоять библейский образ Бога как скалы и как места прибежища и спасения . Рассказ оканчивается словами: «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их». В литургических традициях ряда Восточнохристианских Церквей добавляются подробности бегства Елисаветы с сыном. В греческих синаксарных повествованиях говорится, что они бежали в пустыню «за Иордан» и что через 40 дней Елисавета скончалась в пещере, а ее сына питал и растил ангел до дня его призвания на служение. В синаксаре Коптской Церкви сказано, что Елисавета убежала с Иоанном в Синайскую пустыню и скончалась там через 7. Приведенные подробности, видимо, представляют собой ряд попыток интерпретации слов из Лк 1:80: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю», - увязанных с мотивом смертельной опасности, присутствующей в рассказе Евангелия от Матфея о детстве Спасителя. В заключении следует отметить, что через посредство апокрифических сказаний (прежде всего в версии «Протоевангелия Иакова», передававшегося среди аравийских христиан, вероятно, по большей части в устной форме) элементы истории Захарии (Захарийа) и его жены вошли в Коран. В нем упоминается о его молитве к Богу даровать ему потомство, об обетовании Бога, о неверии Захарии, о трехдневной немоте и о рождении у него сына по имени Иоанн (Йахйа), о детских годах самого будущего пророка Иоанна. В послекоранических преданиях Захария представлен как опекун Девы Марии (Марйам) . См. Быт 32:24-30 (особенно стих 25: «…И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним…»). Согласно разным житийным версиям повествования о святом он сподоблялся таких состояний многократно уже на раннем этапе своего подвижничества..

http://bogoslov.ru/article/1091850

Пресвятая Дева, видя, что Елисавета, по наставлению от Бога, повторяет пред нею радостную весть Архангела, высказала вслух глубокую благодарность Господу: «Величит душа моя Господа», сказала Она, «и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Пресвятая Дева пробыла у Елисаветы три месяца и потом снова возвратилась в дом Иосифа. Господь открыл и Иосифу, что Мария будет Матерью Мессии. Ему явился во сне Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же она Сына и наречешь ему имя: Иисус (Спаситель); Он спасет людей от грехов их». 6. Рождество Иоанна Предтечи ( Лк.1:57–80 ) Предсказание Архангела Захарии исполнилось: у Елисаветы родился сын. Много радости доставил он своим родителям, вместе с ними радовались соседи и родственники их. Захария все еще был нем. На восьмой день, по обычаю иудейскому, младенец был обрезан и вместе с тем ему нужно было дать имя. На этот праздник в дом Захарии собрались родственники и друзья его. Они хотели назвать младенца по имени отца, тем более, что имя Захария значит: Господь вспомнил. Но Елисавета настаивала, чтобы младенца назвали Иоанном. Родственники обратились к Захарии. Захария взял дощечку и написал на ней: «Иоаннъ имя ему». Родственники удивились этому. Но еще сильнее стало их изумление, когда Захария, не говоривший почти год, вдруг исполнился Духа Святого, стал громко прославлять Господа и пророчествовать о судьбе младенца: «Ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, потому что предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему». Теперь стало понятно присутствовавшим, почему родители младенца настаивали на имени: Иоанн – благодать. Все спрашивали друг друга: «Что будет из этого младенца?» Иоанн рос и укреплялся духом. С юных лет он потерял своих родителей и поселился в пустыне. Там он вел строгую уединенную жизнь до тех пор, пока не настало время проповеди его народу иудейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея ( Мф.25:14–30 ) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу. Лк.19:12 .  Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27). Лк.19:13 .  призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Человек призвал десять своих собственных ( αυτο) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф.25:14 ). «Мин». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23 . Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24 . Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25 . В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство. «Употребляйте их в оборот», т.е. заведите на них торговлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим.16:22 .  Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. «Тертий» был писцом у Ап. Павла в то время, как Павел писал послание к Римлянам. Он сам от себя вставляет приветствие римским христианам. Рим.16:23 .  Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. «Гаий» – это, вероятно, тот житель Коринфа, о котором Апостол упоминает в 1Кор.1:14 . – «Брат Кварт» – так назван Кварт по тогдашнему обычаю: Апостол, вероятно, не нашел никакого другого подходящего эпитета этому своему сотруднику и обозначил его просто, как брата, т. е. христианина. Рим.16:24 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Примечание. Начиная с 80-х годов 19-го столетия некоторые толкователи послания к Римлянам стали высказывать мнение, что XVI-я глава посл. к Римлянам есть отдельное письмо Апостола Павла к Ефесянам, случайно присоединенное к нашему посланию. В пользу этого мнения говорят, будто бы, некоторые места этой главы, а именно: а) ст. 5-й, где Епенет назван первым христианином из язычников Асии – а Ефес был главным городом провинции Асии; б) ст. 3–4, где упомянуты Акила и Прискилла, жившие именно в Ефесе ( 1Кор.16:19 и 2Тим 4:19 ). Главное же – Ап. Павел, говорят, не мог знать так хорошо столько лиц из римской общины и давать о них одобрительные отзывы, потому что он еще в Риме не был. – Полагаем, что эти соображения вовсе не таковы, чтобы на их основания строить гипотезу об отдельном послании к Ефесянам, случайно присоединенном к посланию к Римлянам. Самое важное противопоказание в этом отношении состоит в следующем. В те времена христиане, по разным обстоятельствам (для проповедания Евангелия, для избежания гонений и, наконец, по делам торговым) постоянно меняли места жительства и вместе с Ап. Павлом могли сказать о себе: «не имея здесь постоянного града» ( Евр 13:14 ). Вследствие этого в Риме легко могли очутиться многие христиане, известные Апостолу Павлу по их деятельности еще на Востоке. Что касается, в частности, Акилы и Прискиллы, то известно, что они сначала жили в Риме, а потом удалились оттуда вследствие воздвигнутого против иудеев гонения. Когда гонение затихло, они могли спокойно вернуться в Рим, чтобы там подготовлять почву для деятельности Ап. Павлу. Притом, что это было бы за послание, которое почти сплошь состояло бы из одних приветствий!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Творение мира Богом не необходимо. Тогда что же это – случайный каприз? Но это лишь кажущаяся дилемма – мол, Бог или создал мир по необходимости или случайно, по капризу. На самом деле и то и другое есть нечто слепо-несвободное, безотчетное. Необходимости противостоит не каприз, а свободный и сознательный, ничем не вынужденный дар. У истоков космоса стоит не скрупулезно высчитывающая нужда, а бескорыстно–щедрая… игра. В библейской книге " Притчей Соломоновых " творение мира связано с образами художественной игры и радости: " Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны... Когда Он уготовлял небеса, я была там, тогда я была пред Ним художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время и веселясь на земном кругу Его, и радость моя была вместе с сынами человеческими " (Притч. 8, 22-31). Климент Александрийский предложил такое толкование известной библейской истории: “Исаак означает смех. Любопытный царь увидел его играющим со своей женой и помощницей, Ревеккой (Быт. 26,7). Царь, - его звали Авимелех, - мне думается, означает небесную мудрость, снисходящую на таинственную игру детей. Ревекка по истолкованию значит “терпение”. Вот поистине разумная игра детей: смех поддерживается терпением! И царь смотрит на эту игру как дух чад Христовых, проводящих жизнь в терпении, радуется. Подобным образом Гераклит представляет и своего Зевса занимающимся играми. Ибо для совершенного мудреца что приличнее как не играть и при терпении и добром образе жизни оставаться радостным, своей жизнью как бы торжество праздничное справляя вместо с Богом (и подобно Ему)?” Эти слова напоминают о той параллели библейской космогонии с языческими мифами, которую теософы (обычно любящие набеги в область «сравнительного религиоведения»), не заметили. Общим у Библии с некоторыми из мифов оказывается использование образа сакральной игры. «Манвантары, создания и разрушения [мира], бесчисленны: Высочайшее Существо (Пармаштин), как бы играя, создает их каждый раз» (Законы Ману, 1,80). Танцующий Шива в своем танце также управляет судьбами космоса… В " Переландре " Клайва Льюиса создание мира – это «Великий Танец».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010