Что вы в своем письме упоминаете, что женам не велит св. Златоуст учить, а паче молчать,– сие он говорил, чтобы в церкви им не делать разговоров, да мирским женам в церкви не прилично хотя бы и поучение читать, и не позволяется потому, что они, не имея духовного рассудка, а занятые плотским мудрованием, могут таковых же привесть в соблазн, а в домах своих и женам велено учить благочестию домашних своих. Что же касается до монастырской жизни, там позволяется за святое послушание и молодым монахиням, или послушницам читать, петь и поучения по книге говорить, потому что жизнь монастырская и монашеская должна быть, жизнь ангельская; монахиням Церковь позволяет и в алтарь входить и подметать сор. Ты себя посвятила Богу, должна и ты других желающих приводить к Богу, как св. Давид говорит: научу беззаконныя путем Твоим, и нечествии к Тебе обратятся ( Пс. 50:15 ), однако же не должно никого осуждать, а молиться Господу Богу, чтобы Он своей благодатью просветил сердца, прелестью мира сего омраченные, а себя почитать внутренно хуже всех. Живущей с тобою М. С., ежели она уклоняется от Господа и пренебрегает своим спасением, скажите от меня, что худо ей будет тогда, когда будет Господь по делам нашим судить нас, чтобы не услышать страшного изречения: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:41 ). От худой жизни нечего ожидать хорошего. Св. апостол Павел пишет: многие поступают иначе, о коих я вам часто говорил, а теперь даже со слезами говорю, как о врагах Креста Христова, их конец погибель, их Бог чрево и вся слава в студе их, они мыслят о земном, а наше житие на небесах, откуда и Спасителя ожидаем Господа нашего Иисуса Христа. Он уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:18–21 ). 604 . Итак, ежели живущая с тобой не уцеломудрится и не будет слушать полезного совета твоего, отпустите ее, пусть пойдет путем развращенным, как св. Давид говорит от лица Божья: отпустих их по начинаниям сердец их, и пойдут в начинаниях своих ( Пс.80:13 ); и ежели послушает тебя и не будет отлучаться самовольно, и пребывает в рукоделии с молитвою, то да будет на вас Божье благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Это суть семь глаз, открытых на камне. И это суть семь глаз Господа, которые обозревают всю землю 77 . Также о Христе было сказано и следующее: дан свет всем народам – как сказал пророк Исайя: Я дал Тебя светом всем народам, чтобы было Моё спасение до концов земли 78 . И ещё Давид сказал так: Слово Твоё – свеча ногам моим и свет стезям моим 79 . Слово же, изрекаемое Господом, также есть Христос, как написано в начале Благовестия нашего Жизнодавца: В начале было Слово 80 . И о свете там ещё есть свидетельство: И свет этот во тьме светит, и тьма не объяла [или: попрала] его 81 . Что же есть [значит] свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его, – если не то, что Христос возжёг свет в народе израильском, а народ израильский не объял [т. е. не постиг] свет Христов, потому что не поверил в Него, как написано: К Своим пришёл, и Свои не приняли Его 82 . И также Господь наш Иисус назвал их тьмой, ибо сказал Своим ученикам: То, что Я говорю вам во тьме, поведайте это при свете. В народах да воссияет свет ваш 83 . Потому что они приняли свет Христов, который есть свет народам. И сказал ещё Своим апостолам: Вы свет мира 84 . И ещё сказал им: Да воссияет свет ваш перед людьми, чтобы они видели дела ваши благие и прослави– —45— ли Отца вашего Небесного 85 . И ещё показал о Себе, что Он воистину есть свет, ибо сказал Своим ученикам: Ходите, пока с вами свет, до тех пор, пока не объяст вас тьма 86 . И ещё сказал им: Веруйте в свет, чтобы вы были сынами света 87 . И ещё сказал: Я есмь свет мира 88 . И ещё сказал: Никто, зажёгши свечу, не ставит её под ступу или под постель, или в место скрытое, но ставит её на подсвечник, чтобы все видели свет свечи 89 . А свеча яркая есть не кто иной, как Христос, ибо сказал Давид: Слово Твоё – свеча ногам моим и свет стезям моим 90 . И ещё пророк Осия сказал: Зажгите себе свечу и взыщите Господа 91 . И Господь наш Иисус Христос сказал: Какая женщина, у которой есть десять драхм, потеряв одну из них, не зажжёт свечи и не метёт пол и не ищет драхму, которую потеряла? 92 И что же в действительности есть эта женщина, как не синагога дома Израилева, которой даны были десять заповедей, а они [иудеи] потеряли заповедь первую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(2, 2) Эта перепись была первая. Дотоле ее не бывало. (2, 2) в правление Квириния Сириею. Он сообщает о Квиринии, указывая этим, что тот совершал перепись Сирии, в подчинении которой была Палестина. (2, 3) И пошли все записываться, каждый в свой город. В главный город своего колена, чтобы стала известной численность каждого колена. (2, 4–5) Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою. Давид, украсив Вифлеем 73 , наименовал этот город своим. А Христа переписали вместе с другими, чтобы тех, которые записаны в рабство мироправителя мира Кесаря, освободить от рабства мироправителя диавола 74 . (2, 5) Которая была беременна. От Духа Святого, конечно же, как было сказано прежде. (2, 6–7) Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца. О значении слова «Первенец» 75 мы рассуждали в конце предисловия к Евангелию от Матфея, где находится место: «и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца» 76 . (2, 7) И спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Гостиницей называется приют, в котором, ввиду того, что не было места из-за тесноты, его уложили в ясли бессловесных животных. Ибо Он, будучи Словом, собирался напитать нас словом Евангелия и освободить нас от скотоподобия. Ищи также в первой главе Евангелия от Матфея толкование места: «И, войдя в дом, увидели Младенца» 77 . † Ясли – это мир, а бессловесные животные – это мы. Поэтому дабы освободить нас от неразумия (бессловесия), он и изволил быть положенным в яслях 78 . Глава 2. О бывших в поле пастухах (2, 8) В той стране были на поле (γραυλοντες) 79 пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Глагол γραυλεν одни толкуют как «в поле играть на флейте» (ν γρ αλεν), иными словами, пользоваться пастушьей свирелью, а другие как «в поле располагаться под открытым небом» (ν γρ αλζεσθαι), то есть, проводить ночь 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

78 Иначе такая похвала была бы слишком маловажною и недостойною его проповеди , если бы и мы могли провождать жизнь, свободную от всякого греха. Еще Апостол говорит: «мы имеем не такого первосвященника, который не мог бы сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». 79 Итак, если бы и мы, земные, смиренные могли иметь ту общность с божественным Первосвященником, чтобы и мы были искушаемы без всякого греха, то для чего бы Апостол, усматривая в Нем это, как нечто единственное, особенное, заслугу Его обозначил с таким различием от человеков? Следовательно, этою одною исключительною чертою отличается от всех нас Тот, Кто, как известно, был искушаем без греха, а мы не без греха… Итак, кто осмелится считать себя без греха, тот виновен будет в пороке хулы и гордости, – тот будет присвоять себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу Христу. Ибо будет следовать, что такой человек имеет подобие плоти греховной, а не действительный грех. 80 Итак, слово Божие учит, что нет на земле ни одного святого, безгрешного человека. Все мы со грехом. А если так, то, значит, и церковь Христова не есть общество святых, а таких же грешных и порочных, как и все мы. «Kak?... Значит, по христианскому учению, у грешников есть место в церкви? – с возмущением и с негодованием спрашивают нас сектанты. Ведь это противно Писанию. Там прямо сказано, что « Церковь свята и непорочна» ( Еф.5:27 ). Следовательно, в недрах ее не должно быть грешных и порочных людей, а должны быть исключительно одни святые. Мы уже сказали, что святых в полном смысле сего слова нет, что все мы повинны пред Господом Богом. Теперь же скажем в ответ на выше приведенное возражение сектантов следующее. Существование в церкви Христовой грешников не только не противоречит св. Писанию, в частности, учению Спасителя, как об этом думают и говорят сектанты, но даже оправдывается им, находит в нем неопровержимые в свою пользу доказательства. Возьмем сперва, например, притчу о десяти девах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

—79— в благословении, преподанном Израилю, упоминает о том, что не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрёк через раба Своего Моисея ( 3Цар.8:51,53,56 ). „Печь железная“ – выражение, употреблённое в книге Второзакония 3390 ; благие слова, изречённые Моисеем – это его благословения, содержащиеся также во Второзаконии; равным образом, идея отделения Израиля в удел из всех народов земли чаще и яснее выражается опять же во Второзаконии. Следовательно, молитва Соломона, в связи с завещанием Давида, даёт прямое доказательство того, что 1) Второзаконие существовало до Давида, 2) что его происхождение приписывалось Моисею. При Соломоне ещё хранились скрижали завета, которые положил туда Моисей на Хориве ( 3Цар.8:9 ; сн. Втор.10:5 ). В 4-й книге Царств ( 4Цар.14:5–6 ) встречаем формальную цитацию из книги закона Моисеева. Амасия умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так-как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью. Приводится с буквальной точностью 16 стих 24 главы Второзакония (ср. 2Пар.25:3–4 ). В царствование Иосии, в 18 год, первосвященник Хелкия нашёл в храме книгу закона и через Шафана писца передал её Иосии; когда Шафан прочитал её пред царём, то последний разорвал одежды свои и отправил нарочитых мужей к пророчице Олдаме вопросить Господа о словах найденной книги. Пророчица Олдама сказала им: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь Иудейский 3391 . Впечатление, произведённое на царя чтением книги, и содержание её, вкратце переданное в словах пророчицы, – ясно показывают, что это опять-таки было Второзаконие, что явствует и из нижеследующих распоряжений царя: Иосия повелел народу совершить —80— пасху, как написано в книге завета, потом истребил. вызывателей мёртвых, и волшебников, и терафимов, w идолов.., чтоб исполнит слова закона, написанные в книге, которую нашёл Хелкия священник 3392 . Предписание о пасхе есть во Второзаконии – гл. 16; постановление против вызывателей мёртвых, волшебников и пр. находится там же в 18 главе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В иконографии святая Анна изображается в окружении служанок и гостей, подносящими дары. При византийском дворе был принят обычай подносить царской роженице подарки, что и перешло в распространенный иконописный сюжет. Ритуал позднее утвердился и на Руси, одаривая рожениц царской семьи сосудами из драгоценных металлов и кубками с деньгами. Только три года Дева Мария прожила в родительском доме. Выполняя обет, в трехлетием возрасте родители отвели Ее для воспитания в Иерусалимский храм. Здесь Она была встречена первосвященником Захарией, который, согласно полученному им божественному откровению, посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, а затем ввел в Святая Святых, куда даже первосвященники имели право входить только раз в году. Пресвятая Дева Мария была воспитана жрецами храма в беззаветной любви к Богу и приняла на себя обет безбрачия. Но по особому промыслу Божьему в 12-летнем возрасте Она была обручена священниками с праведным старцем – 80-летним Иосифом из рода Давидова, колена Иудина. Святой Иосиф происходил из царского рода Давидова, хотя по занятиям своим был простым плотником. Всю жизнь он прожил как добродетельный труженик и имел в супружестве Саломию, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей (Иаков, Иосия, Симон, Иуда, Мария, Саломия). По кончине супруги он многие годы жил вдовцом, пока не удостоился чести быть служителем Великой тайны. Кана Галилейская. Монастырь Святого Георгия Победоносца В евангельские времена Кана была достаточно крупным поселком, стоящим на перепутье важных дорог. Галилейской она звалась потому, чтобы отличать ее от второй Каны, располагавшейся значительно южнее. Именно здесь, по Евангелию от Иоанна, Иисус совершил свое первое чудо. Сюда, по церковному преданию, на брак своего брата Симона, сына праведного Иосифа, пришел Господь с Матерью и учениками. Здесь Он претворил простую воду в великолепное вино. «На третий день был брак в Кане Галилейской и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей, что Мне и Гебе, Жено? – ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. Иисус творит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель пира отведал воды, сделавшейся вином – а он не знал, откуда но вино, знали только служители почерпавшие воду, – тогда распорядитель ювёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в 11его ученики Его» ( Ин. 2:1-11 ).

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

«Имя ему — Иоанн». И все изумились; 64. но в тот же миг разрешились уста Захарии и язык его, и он заговорил, благословляя Бога. 65. И нашел страх на всех, кто обитал по округе, и молва об этом прошла по всему нагорному краю Иудеи. 66. И все слышавшие весть в сердце своем, спрашивая: «Чем же будет это дитя?» Ибо рука Господня была на нем. 67. И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал такими словами: 68. «Благословен Господь, Бог Израиля, ибо посетил Он народ Свой и сотворил ему избавление, 69. и воздвиг нам силу спасения в роду Давида, слуги Своего, 70. как обещал Он устами святых, от века бывших пророков Своих, — 71. спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, 72. дабы сотворить милость ради отцов наших и вспомнить о Завете Своем святом, 73. о клятве, которою Он клялся ко Аврааму, отцу нашему, что Он даст нам 74. без страха, избавясь от рук врагов наших, 75. служить Ему в святости и праведности пред лицом Его, во все дни жизни нашей. 76. И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь зваться, ты пойдешь пред лицом Господа, уготовляя пути Ему, 77. подавая спасительное знание народу Его о прощении грехов их; 78. по любвеобильной милости Бога нашего, в которой посетит нас Заря свыше — 79. просветить скорбящих во мраке и тени смерти, и направить стопы наши на путь мира». 80. А отрок подрастал, и дух его укреплялся; и был он в местах пустынных, пока не пришел ему день явить себя Израилю. 2 И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. 2. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. 3. Все шли на перепись, каждый в свой город. 4. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида; 5. он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. 6. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, 7. и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«Кто подобен зверю сему? Хвала ему, он сводит нам огонь с небеси!» — Цитата составлена из двух стихов тринадцатой главы Апокалипсиса, в которой рассказывается о чудовищах, явившихся из моря и земли. Увидев первое чудовище, люди «поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 13, ст. 4). Второе чудовище «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми» (там же, ст. 13). 78 И загнило бы человечество; люди покрылись бы язвами и стали кусать языки свои в муках…— Образ, заимствованный из Апокалипсиса: «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева божия на землю. Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания» (Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 16, ст. 1–2, 10). 79 …«камни, обращенные в хлебы»…— Образ, заимствованный из евангельского предания об искушении Христа дьяволом в пустыне: «И приступил к нему искуситель, и сказал: если ты сын божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст божиих“ (Второзаконие, 8, 3)». (Евангелие от Матфея, гл. 4, ст. 3–4; ср. Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 3–4). В письме к своему корреспонденту В. А. Алексееву от 7 июня 1876 г. Достоевский пояснил, что «камни, обращенные в хлебы», символизируют «теперешний социальный вопрос, среду», а слова дьявола означают требование дать людям «такое социальное устройство, чтоб хлеб и порядок у них был всегда». Это учение, пояснял Достоевский, проповедуется социалистами и «хлопочет прежде всего о хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих, одно — нищета, борьба за существование, „среда заела“». Ему он противопоставлял «аксиому о духовном происхождении человека», истолковывая в этом смысле ответ Христа дьяволу и разграничивая «человека-скота», которому подходит «дьяволова идея», и человека, имеющего «идеал красоты», духовную жизнь. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Моисей: я сильнее всех тварей; я обрезан от чрева матери моей; я в тот же день, как увидел свет, говорил с отцом и матерью; на третьем году я уже пророчествовал; чрез меня Бог дал израильтянам закон... на 80-м году сотворил многие знамения и чудеса, 60 тем (600,000) вывел из Египта... разделил море на 12-ть частей, горькие воды превратил в сладкие, вытесал каменные скрижали, восходил на небеса, получил заповеди закона и научил им народ... кто из людей может сравняться со мною? Непотребный! удались от лица моего!» – Испуганный Самаэль убежал и просил Бога не посылать его к Моисею. Беззаконный (scelerate), сказал ему Господь; ты создан из геенны и в огонь геенны возвратишься; ты пошел от меня с великою радостью, но, увидев славу Моисея, возвратился со стыдом. Иди и только душу его, отлучив от тела, представь сюда. Ни мало не медля, Самаэль, вынув меч из ножен, устремился на Моисея. Моисей рассердился и ударил его жезлом Божиим, на котором было написано невыразимое имя (Божие), и прогоняя его, ослепил глаза его светом своей славы. «Господи, сказал Моисей, вспомни, что Ты являлся мне в купине, что по твоей воле я восходил на небеса, 40 дней и столько же ночей я пробыл там без пищи и пития: не предавай меня ангелу смерти»! Принял Господь молитву молящегося и сказал: «Я сам сойду и похороню тебя». Итак Моисей, подобно Серафиму славы, приготовился и ожидал Господа с небес, и как только увидел Его, пал на землю: «Господи, сказал он, Ты по милосердию и святости сотворил мир и управляешь им; будь и со мною милосерд, прошу Тебя»! «Правда твоя, сказал Господь, предъидет пред лицом твоим». С Богом сошли с неба три ангела Михаил, Гавриил и Зинггиэль. Гавриил приготовил одр для Моисея, Михаил порфиру, Зинггиэль – одежду; Михаил стал около головы Моисея с одной стороны, а Гавриил в ногах – с другой. Бог повелел Моисею сложить руки на груди и закрыть глаза, и когда Моисей исполнил это, сказал его душе: «дочь моя, сто двадцать лет я назначил тебе жить в теле праведного, выйди теперь немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010