12. «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.» (Пс. 70:17). Великие цели Стоя на Красной площади, не нужно спрашивать, как пройти к Кремлю. Все, прочитанное о море – ничто в сравнении с чувством, охватывающим тебя, когда ты его видишь. Романы, прочитанные в юности, бесполезны в старости. Великие цели остаются великими всю жизнь. 13. «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс. 72:1). Сердце чистое Если в озере нет корма, там нет и рыбы, Если в округе нет леса, не встретишь там и медведей. Если человек скромен, то и друзья у него такие же, Если сердце чистое, то счастье само находит его. 14. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое...» (Пс. 56:8). Сердце и приготовление обеда Когда начинают готовить обед, возникает много шума и вопросов, Когда обед варится, шума и вопросов становится меньше, Когда обед сварился, нет уже ни шума, ни вопросов. Когда сердце готово – к нему приходит истинное знание. 15. «…Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Ин. 3:3). Северное сияние Сын спрашивает у отца: «Папа, на что похоже северное сияние? На солнце?» – «Нет, сынок». – «На луну?» – «Тоже нет». – «На прожектор?» – «Совсем нет, малыш». – «Может быть, на лампочку?» – «Нет, не на лампочку». – «Папа, тогда я не могу себе его даже представить». – «Да, сынок, только, когда ты сам увидишь северное сияние, тогда ты поймешь, какое оно». 16. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.» (Рим. 7:18). Поиски молотка Отец с сыном работают во дворе. Отец говорит: «Сынок, пойди в мастерскую, принеси молоток побольше». Сын уходит и долго не возвращается. Отец кричит ему: «Где же молоток?» – «Не вижу, папа!» – «Переверни там все и найди!» – советует отец. Опять долгое молчание. Наконец отец снова спрашивает: «Когда же ты молоток принесешь?» Сын выходит, весь перепачканный, из мастерской и говорит: «Папа, я там все перевернул, а молотка не нашел». Оба идут в мастерскую: там, действительно, все перевернуто вверх дном. Отец удрученно говорит: «Вот молоток-то, на стене висит. А ты здесь, действительно, все перевернул». – «Но ведь ты так велел».

http://isihazm.ru/1/?id=119

Что же доброго в вашем возрасте, дети? Что вам нужно делать, как себя вести, чтобы в вашем детстве оставалось то, что угодно и любезно Богу, мило и приятно людям и полезно вам самим? Самое лучшее для этого – обратиться к детству Иисуса Христа. Ведь ради Его младенчества, как мы уже сказали, сколько любви оказывается вашему возрасту! Тем более будет приятно ваше детство, если в нем мы найдем что-либо похожее на детство Иисуса Христа. Немногое мы знаем о детских и отроческих годах Его, но что знаем, то, действительно, для вас поучительно. Когда было Ему 12 лет от роду, благочестивые родители взяли Его с собою во храм Господень, а тогда храм этот был только один на всей земле и находился в Иерусалиме. Там отрок Иисус был с другими богомольцами; там увидел Он красоту дома Божия; там испытал Он сладость общественной молитвы; там испытал и узнал, как радостно, как отрадно для чистой души быть во храме и чувствовать присутствие Божие. Когда же родители Его возвращались домой, отрок Иисус стремился детской душой снова в храм Господень, возвратился с дороги, оставался в храме целых три дня, молился, слушал бывших там учителей и спрашивал их и отвечал им так, что привел всех их в изумление. Пречистая Матерь Его и старец Иосиф, наконец, после долгих поисков нашли Его среди учителей, и когда упрекнули Его за то, что Он причинил им беспокойство, то получили кроткий ответ: «Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»... Потом, сказано в евангелии, Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них ( Лк. 2 ). Милые дети! хотите ли вы, чтобы в вас, кроме отроческих лет, и многое другое было похоже на отрочество Иисуса? Учитесь у Него, подражайте Ему. И прежде всего любите и вы храм Божий и общественную в нем молитву, как любил Иисус Христос. Теперь ведь не в Иерусалиме только, как во дни древности, но везде и всегда можно найти храм Божий; он открыт для вас и здесь, в этом молитвенном доме. Приходите же сюда почаще: Бог вашего детства будет Богом -Хранителем вашей юности, мужества и старости, а по смерти – Покровом, радостью и счастьем нескончаемой вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Деян.16:13. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. Деян.16:14. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Деян.16:15. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.    В этом городе так мало было иудеев, что не было синагоги. Поэтому, по принятому у иудеев обычаю, они собирались там вне города на берегу реки Гангеса для молитвы. Это место было, быть может, огорожено, но там не было никакого постоянного здания. В субботний день проповедники направились туда и, севши, разговаривали с собравшимися там женщинами. Вероятно, мужчин там и не было, а только женщины-еврейки, быть может, вышедшие замуж за местных язычников. Поэтому Павел и его спутники и не держали, по обычаю, продолжительной речи, как это бывало в синагогальных многолюдных собраниях, а только вели беседу. Под влиянием этой беседы, обратилась ко Христу и приняла святое крещение со всеми своими домашними некая «Лидия» из г. Фиатир, торговавшая багряницей. Фиатиры были македонской колонией в малоазийской провинции Лидии. Вероятно, Лидия сама была македонянка-прозелитка и имя Лидии, довольно распространенное у древних, получила от своей родной страны. Она, видимо, пользовалась некоторым благосостоянием, так как занималась приготовлением и продажей очень ценившихся пурпуровых тканей. Поэтому она и предложила гостеприимство и помощь святому Павлу с его спутниками. Проповедь здесь шла несомненно успешно и образовалась целая христианская община, которой писал потом святой Павел свое послание к Филиппийцам. Эта община была особенно близка и дорога сердцу Павла, и он, привыкший всегда сам заботиться о своем содержании, несколько раз принимал от этой общины материальную помощь на свои нужды во время своих путешествий, а также во время своих уз в Риме (Фил. 1:5); (Фил.2:12); (Фил.4:14—16). Известны также имена некоторых сотрудников Павла в Филиппах: двух женщин — Еводии и Синтихии и двух мужчин — Климента и Епафродита (Фил. 4:2—3) и (Фил. 2:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Если от Пришедшего тихими стопами спасти в раю первозданного скрылся первый грешник, которому нужно было взывать: Адаме! где еси! – то всякого вероятия достойно, что в день суда праведного будут грешники взывать горам: падите на нас; и холмам: покройте нас от лица Сидящего на престоле. О, какой будет страх тогда, когда грозное лице Господне на творящих злое приведет в движение и силы небесные! В тыя дни, как сказано, взыщут человецы смерти, и не обрящут ея и вожделеют умрети, и убежит от них смерть ( Откр.9:6 ). Знаю я, что последний суд будет таков же, как первый, по которому род человеческий подвергся неизбежному проклятию. Знаю, что грешники понесут там вечное наказание, определенное правдою Божиею, – что там ни свет не помрачится, ни тьма не просветится и на такое кратчайшее время, какое нужно для мгновения ока; не прекратятся там радости праведных, не умолкнут стоны и рыдания грешных. Также известно мне, что на суде том обнаружены будут и самые помышления, осужден будет и самый взгляд очей любострастных, – что за всякое праздное слово потребуется там ответ ( Мф.12:36 ). О, какое горе будет тогда мне, когда воспомянутся все мои прегрешения! И что я буду делать там в свое защищение, когда услышу от Судии: идите от Меня... во огнь вечный ( Мф.25:41 )? О, Владыко Господи! не поставь меня вместе с проклятыми ошую Тебе, не пошли с ними в огнь вечный; ибо Тебя я славословил во дни моих радостей, да не вознесутся вопли мои из пламени геенского. Тебя я призывал среди ночей в печали моей, да не будет от меня во тьме вечной безутешных рыданий. Не посрами меня, Господи, в надежде моей: скажи на суде Твоем: по вере твоей да будет тебе. Ибо Ты через пророка Своего возвестил мне: защищу его, потому что он познал имя Мое; избавлю его, и явлю ему спасение Мое ( Пс.90:14, 16 ). О, Господи! да не предстанет быть истинным сие святое слово Твое. Глас пророка Твоего, Господи, возношу Тебе: я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего ( Пс.118:176 ); вразуми меня, и дай познать Твои откровения. Издавна узнал я, что все откровения Твои – истина непреложная, и вечен всякий суд правды Твоей. Ибо Ты сам сказал, что небо и земля пройдут, – слова же Твои не пройдут; и я все откровения Твои признаю справедливыми. И вот из глаз моих текут потоки слез, потому что не творю я всех повелений Твоих. О, плачьте вы, плачьте, глаза мои, – изливайте потоки слез! Может быть милосердие Божие и пощадит меня; может быть и увижу я конец моим воздыханиям. Но если, – чего не дай Бог ! – если у меня не будет ныне слез, не будет помышлений о лютых будущих муках: то – о, люте мне? – придут на меня дни злые и я уже не увижу бедствию своему конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Покайся, брат, и не приходи в робость! Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеколюбие Христа, сказавшего: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13). Покайся, чтобы не стыдиться на Страшном Суде, где со страхом будут предстоять тысячи тысяч Ангелов и Архангелов, когда тайное сделается явным, и раскроются книги дел, когда отлучены будут одни от других, как овцы от козлищ. Подлинно страшный и ужасный час, потому что укоряет страшный, правдивый Судия. Кто не убоится оного часа? Кто не придет в робость? И Судия силен, и судилище неумолимо, и дела наши стоят перед глазами, и огненная река перед судилищем, и неумолчна песнь праведников и Ангелов, и нестерпимо рыдание, и бесполезны слезы грешников. Тогда открыты будут сокровища, и праведники получат их. И блаженны алкавшие и томившиеся жаждой, потому что там насытятся, но горе насыщенным, потому что там будут алкать и жаждать. Блаженны плакавшие и рыдавшие, потому что там воссмеются и утешатся; но горе смеющимся ныне, потому что там непрестанно будут плакать и рыдать. Блаженны миловавшие, потому что там будут помилованы. Слышали вы, как ублажаются подвизающиеся, и сколь злосчастными признаны нерадивые. Размысли обо всем этом и поспеши спастись. Не смотри на нерадивых и роскошествующих, зане яко трава скоро изсшут (Пс. 36:2). Не возлюби века сего, потому что делает он запинание любящим его, и на час услаждает, в тот же век отпускает обнаженными. Слушай Святые Писания и внимай им, и не впадешь в обман, и не сделает тебе запинания этот суетный и лукавый мир. Послушай, что говорит Иоанн Богослов: Не любите мира, ни яже в мире… яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима, и мирское обольщение… и мир преходит… а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Ин. 2:15–17). Послушай, что говорит Господь: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16:26). Тщательно, со страхом внимайте слову Его, потому что слово, еже глаголах, и имже научи, то судит нам в последний день (Ин. 12:48).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И так как они ее не соблюли, были изгнаны из рая. И проклял Бог человеческий род. После же того как они были изгнаны, Адам познал Еву, и родились у них три сына: 1196С Каин, Авель и Сиф. А как родились они, преумножился род человеческий и стал роптать на Господа. Разгневавшись, Он послал на них потоп, из которого спаслись только Ной, его жена, и трое сыновей его и их жены – всех их было восемь. А после того как они спаслись, вновь преумножился род человеческий и снова стал поклоняться идолам. И призрел тогда Бог на Авраама, халдея из Месопотамии и сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Исх. 12:1 ). И тот ушел, и указал ему Бог на землю Ханаанскую, то есть Палестину, сказав ему: «Потомству твоему отдам 1196D Я землю сию» ( Исх. 12:7 ). И родил в сей земле Авраам Исаака, а Исаак Иакова, у Иакова же было 12 детей, среди коих один был Иуда. Они были двенадцатью патриархами. Патриархами же их именовали, потому что от них называются 12 колен. И именовались они и израильтяне, и евреи, и иудеи. Израильтянами они звались от Иакова, коему Бог сказал: «Отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль» ( Исх. 35:10 ), евреями же от праотца Авраама – Евера. А иудеями в полном смысле слова зовутся не все, но [только] те, что из колена Иуды, в переносном же смысле они зовутся иудеями, потому что из сего колена были их цари, и поэтому это имя возобладало над всеми. 1197А Из этих двенадцати один был Иосиф, которому завидовали другие братья, пока не продали его людям, шедшим в Египет. Прибыв в Египет, он снискал благосклонность царя фараона и тех, кто там [жил]. Когда же случился голод в Палестине, Иаков вместе со своими сыновьями и детьми их, всех их было 75, прибыл в Египет, услышав, что там есть много хлеба. И так как они были признаны Иосифом, то остались там. После же того как Иосиф и Иаков умерли там, Египтяне стали притеснять Израильтян. И тогда вспомнил Бог о том обещании, что дал Аврааму, и вывел их из Египта посредством Моисея пророка, притом, что их было 600 тысяч без детей и жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Бытия, что Иаков плакал и умолял Бога (Ангела). Дополнение это, если оно не есть истолковательное изъяснение пророком слов бытописателя: Иаков сказал: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня», показывает, что в распоряжении пророка было гораздо более богатое предание об Иакове, чем то, которое записано в 32 гл. кн. Бытия. Заключительные же слова 4 ст: «в Вефиле он нашел его, и там он говорил с ним» 23 , будем ли понимать их в том смысле, что Бог нашел в Вефиле Иакова и там говорил с ним, или в смысле: Иаков нашел Бога и там беседовал с Ним, все равно должны быть или удалены из текста, как неподлинные 24 , или понятны только, как воспоминание беседы Господа с Иаковом, описанной в кн. Быт.35:9–12 (=Р. C.). Ho выделение этого изречения, как неподлинного, ничем не может быть обосновано и сверх того, резко нарушало бы стройный распорядок мыслей иносказания, лишая его самой главной заключительной подробности, без которой вся целиком ссылка пророка на историю Иакова потеряла бы всякий смысл. Получение Иаковом милости от Бога в награду за его смиренную мольбу, по связи речи, должно, как упрек и обличение соответствовать упорному пребыванию Израиля во грехе, за которым последует для грешного народа справедливое наказание. Ho раз данное изречение вполне на своем месте, тогда мы имеем в нем непререкаемое свидетельство, что так наз. P. С. в своей исторической части известен был уже в 8 стол. He строго в исторической последовательности, но вполне последовательно в смысле религиозно-учительном, прор. Осия упоминает еще один эпизод из жизни патриарха Иакова, – именно его удаление в Месопотамию и служение там за жену в положении пастуха ( Ос.12:12 : «убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену и за жену стерег овец») Ход мыслей здесь такой: современный пророку Израиль забыл уроки истории и стал грехами своими раздражать Господа (ст. 14). Народ, ведущий свое начало от патриарха Иакова, забыл, какую бедственную жизнь вел некогда его родоначальник и как Господь за его верность Себе и отвращение к браку с иноплеменницей (Бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

„И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться... И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь“( Иер. 31:12–14 ). Но пресыщение этими благами не ведет к добру и порицается в Священном Писании . „Кто любит веселье,–обеднеет, а кто любит вино и тук–не разбогатеет (Пр. 21: 17).“ „Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток“. „Горе тебе, земля, когда царь твой отрок и когда князья твои едят рано. Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода и князья твои едят во время, для подкрепления, а не для пресыщения“.( Еккл. 10:16–17 ). Сделав общий очерк того, что и как ели и пили древние евреи, дополним его сообщениями путешественников о том, как питаются палестинские жители в настоящее время. „Какое кушанье подают там на первую смену? Наших щей, нашего вкусного борща, пишет о. протоиерей Фоменко, там не знают. А кашу кушают. Там это очень распространенное кушанье, как и у нас. Что же подают вместо щей? На тех обедах, на которых мне приходилось угощаться, первое блюдо состояло из порезанных на круглые части помидоров (а как они превосходно дозревают на Востоке, и как они вкусны там!); к этим помидорам добавлялись маслины, сладкий лук, изредка чеснок; (лук и чеснок в Палестине и Египте очень вкусные и любимые приправы к столу) капорцы и оливковое масло. Все эти принадлежности первого кушанья перемешивались вместе в одном блюде, подавались в сыром виде и их брали из блюда руками. Греки называет это блюдо: салатикон. Оно общеупотребительное кушанье во всей Палестине и Сирии. Другое общеупотребительное кушанье там, как и у нас – это каша. Наименьше мне приходилось встречать кашу в виде разваренного риса. Чаще мне приходилось угощаться кашей из мелких пшеничных и ячменных круп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Ис.34:11 . и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон по­селят­ся в ней; и про­тянут по ней вервь разо­ре­ния и отвес уничтоже­ния. Изображая будущее запустение Идумеи, пророк воспользовался теми сведениями, какие в то время иудеи имели об этой стране. Именно из кн. Бытия они знали о судьбе, некогда постигшей страну, соседнюю с Идумеей ( Быт.19 ), о погибели Содома, Гоморры и др. городов долины, расположенной к югу от Мертвого моря. Иудеи знали, что Идумея – также богата загасшими вулканами, и пророк здесь вполне понятно говорит своим соотечественникам, что эти вулканы со временем снова откроются и лавою своею затопят всю страну, причем эта лава, с серным запахом, будет проникать по руслам рек идумейских. Понятно, что в такой удушливой атмосфере никто не захочет и жить, и разве только некоторые пустынные птицы, да ежи будут находить там убежище. «Пеликан» – собственно птица водяная; поэтому здесь лучше понимать слово kaat как выражение означающее сову. 44 «Еж» – обычный обитатель пустынь; «Филины и вороны» – так же. «Вервь разорения». Желая показать, что Идумее ни за что не избежать своей печальной судьбы, пророк говорит, что по ней будет протянута веревка или бечевка, какою строители обыкновенно пользовались при постройке новых зданий и при разрушении целого ряда домов в городах. Ничто, следов., в Идумее не спасется от разрушения и истребления. Господь точно обозначит все пределы страны, на которую должно простереться опустошение. Ис.34:12 . Никого не останет­ся там из знатных ее, кого можно было бы при­з­вать на цар­с­т­во­, и все князья ее будут ничто. Ис.34:13 . И зарастут дворцы ее колючими расте­ниями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, при­станищем страусов. Ис.34:14 . И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут пере­кликаться один с другим; там будет отдыхать ночное при­виде­ние и находить себе по­кой. Ис.34:15 . Там угнездит­ся летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Так вот что будет в конце без конца, ибо какой другой еще может быть для нас конец, кроме как достигнуть Царства, которое никогда не будет иметь конца?» [ 1287 ] В том Царстве бесчисленная, новая и вечная община «избавленных» будет представлять собой целое, члены которого будут связаны нерушимыми узами между собой и с Господом, Которому «избавленные» будут воссылать небесные мелодии и песнь новую, вечную, сладкую, радостнейшую. Там Бог отрет всякую слезу с наших очей, там больше не будет смерти, там «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Любовь там будет чистой и непрерывно возрастающей, она будет беспечальна и бесконечна. Все будет спокойно, безмятежно, непорочно, свято. Ибо там поистине будет нерукотворная скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 1–4). Что еще можем мы добавить? Абсолютно ничего! Таинство пребудет неизреченным. Даже Священное Писание, чтобы выразить это неизреченное таинство вечности, использует только два слова: веки веков!.. Возлюбленный мой читатель, теперь, когда с помощью Пресвятой Единосущной и Животворящей Троицы мы подошли к концу, вдумайся в то, о чем пишет мудрый Соломон в богодухновенной Книге Екклесиаста, подводя итоги своих размышлений, разочарований и надежд. После горького заключения об этом мире: «Суета сует, […] всё — суета!», он говорит каждому из нас: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека»; таково предназначение человека на земле. Помысли также, что всякое дело Бог приведет на суд. Все дела наши Бог будет судить на Своем Всемирном Судилище. Каждый тайный и явный наш поступок, все содеянное в ведении и неведении, хорошо ли оно, или худо, Бог откроет и воздаст нам по справедливости (Еккл. 12, 13–14). Поразмысли же, брат мой или сестра, обо всем этом, как подобает христианину. Каждый удар часов толкает нас медленно, но верно к славному, великому, страшному дню Второго Пришествия Господня. Все светлые дни, будто белые реки, и все темные ночи, будто черные реки, преодолевая ущелья и пропасти бытия, ведут нас к этому дню. «Мириады дней» устремляются к этому сияющему и славному Дню Господню. Как годы, так и столетия сменяют друг друга; через перемены и преобразования нынешнего века мир и люди — все и вся держит путь только в одном направлении: к этому дню. Так часы, дни, годы, века, тысячелетия бегут, проносятся, препровождая нас к «векам веков», к несказанной вечности, которая никогда не пройдет, ибо не имеет конца! Поэтому богомудрые отцы советуют каждому из нас: «Если у тебя есть время, не жди счастливого случая!» Впрочем, как можно забыть об этом? Старики идут к смерти, а смерть приходит к… молодым!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010