Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворение, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос» ( 1Кор.12:7–12 ). То же мы встречаем в других древних памятниках. Так, например, «Учение 12 апостолов» разрешает пророкам во время литургии говорить благодарения «сколько они хотят» (Скабалланович. Указ. соч., стр. 27). Учительствовать в древней церкви могли опятьтаки не одни иерархи. Здесь учительствовать мог по личному усмотрению каждый, кто чувствовал к этому способность и призвание свыше. Наконец, и чтецами Священного писания являлись в древности совсем не представители клира, а чтецы из мирян. Только по прошествии веков вся полнота церковной активности перешла в руки обособившейся от мирян иерархии. Произошло дело печальное, антицерковное, губительное для самого существа Церкви. И в том, что мы допустили эту узурпацию церковной активности, отдав ее из наших рук иерархии, наш исторический грех. Заключительная часть канона – это поминовение от лица Церкви всех и вся, всех живых и мертвых, ближних для Церкви и дальних. Это поминовение отнюдь не равнозначительно тому молитвенному собиранию космоса, которое имело место в первой части канона. Там церковь объединяла космос, чтобы вознесли молитву Богу, там она восходила от мира к Богу, там она благодарила и благословляла Божественное Имя. Здесь она нисходит от Бога к миру и, нисходя, обретает и утверждает в мире живую и неумирающую личность в каждом живом существе. Это поименное поминовение всех есть именно утверждение личности как начала вечного, неумирающего и богоподобного. Здесь церковь не благодарит, но поминает всех, т. е. включает всю полноту верных в живое Тело Христа, благоухающее в потире, для каждого находит там его место.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Так, например, заповедь: «не убивай» не уничтожается заповедью: «не гневайся»; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих. Бросая первые семена Своего нового учения, Христос не навлек на Себя никакого подозрения; но теперь, когда Он начал сравнивать ветхий закон с новым, тем более мог быть подозреваем в противоречии первому, почему предварительно и сказал: «Не нарушить пришел Я, но исполнить». Действительно, заповеди, предлагаемые теперь, уже основывались на прежде сказанном. Так, например, слова: «Блаженны нищие духом» означают то же, что и повеление не гневаться; «Блаженны чистые сердцем» – то же, что и запрещение взирать на жену с вожделением; заповедь – не скрывать себе сокровищ на земле соответствует словам: «Блаженны милостивые». Плакать, претерпевать гонения и поношения значит то же самое, что и входить узкими вратами; алкать и жаждать правды означает не что иное, как требование, выраженное в словах: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф. 7:12 ). Когда Христос ублажает миротворца, то высказывает почти то же самое, что выражено в повелении оставить дар, и поспешить помириться с оскорбленным братом и согласиться с соперником. Различие лишь в том, что там Христос исполняющим заповеди обещает награды, а здесь преступающим их угрожает наказанием. Там говорит, что кроткие наследят землю; а здесь – что тот, кто назовет брата своего безумным, будет повинен геенне огненной. Там говорит, что чистые сердцем узрят Бога; а здесь – что воззревший на жену нечистым оком является уже настоящим прелюбодеем. Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь – немиролюбивых устрашает словами: «Чтобы соперник не отдал тебя судье» ( Мф. 5:25 ). Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, – так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф. 6:24 ), кажется мне, сходны с изречением: «Блаженны милостивые» и: «жаждущие правды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И спасутся в это время люди твои все, найденные записанными в книге. И многие из спящих в земной насыпи поднимутся, одни для жизни вечной, другие на венное поругание и посрамление. И разумные просветятся как светила на тверди, и из праведных многие – как звезды, вовеки (12:1–3). Вот ещё место, весьма сходное с известным евангельским изречением, которое касается воскресения мёртвых тел 962 . Называемые там находящимися в гробах называются здесь спящими в земной насыпи или в земной персти, как перевели другие. Как там говорится: изымут, так здесь: поднимутся. Как там: творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения, так здесь: одни для жизни венной, другие на вечное поругание и посрамление. Что же там сказано: все, находящиеся в гробах, а здесь пророк говорит не все, но многие из спящих в земной насыпи, то это не следует считать за разность. Писание местами употребляет «многие» вместо «все». Аврааму, например, сказано: отцом многий народов поставлю тебя ( Быт. 17:5 ), а между тем в другом месте ему же Бог говорит: в семени твоем благословятся все народы 963 ( Деян. 6:25 ). О таком же воскресении тому же самому Даниилу несколько после говорится: и ты иди и упокойся во дни исполнения совершения 964 , и восстанешь по жребию твоему в конце дней ( Дан. 12:13 ). СУЛЬПИЦИЙ СЕВЕР – ДИАЛОГИ, II (14) Когда его 965 спросили о кончине века, он сказал нам: «Прежде придут Нерон и Антихрист. Нерон, подчинив себе десять царей 966 , будет владычествовать на Западе и учинит там гонение, принуждая поклоняться языческим идолам. Антихрист же сначала захватит власть над Востоком и сделает своим местопребыванием и столицей царства Иерусалим. Он восстановит город и Храм. Гонение его будет [заключаться] в том, что он будет принуждать людей отрекаться от Христа Бога. Он объявит себя Христом и повелит всех обрезывать по [иудейскому] закону. Наконец, и сам Нерон погибнет от Антихриста, и таким образом во власти Антихриста окажутся вся земля и все народы, пока нечестивый не будет уничтожен пришествием Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Итак, мир [сей] есть смерть, а правда есть жизнь 62 . Мир [сей] от правды так же далек, как смерть от жизни. Поэтому, если ходишь в мире, ходишь в смерти и оказываешься вне Бога, согласно Божественному Писанию. Если же ходишь в правде, ходишь в жизни, и смерть не коснется тебя. Ибо для праведных нет смерти, но [есть] преложение, поскольку праведный муж прелагается из этого мира в вечный покой 63 . И подобно тому, как кто-нибудь выходит из темницы, так и святые исходят из этой жалкой жизни в блага, уготованные им, и не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1  Кор 2:9). Грешники же и здесь злострадают, и там огонь [неугасимый] их ожидает. Сугубо должно таковым рыдать, так как и здесь они пребывают в стеснении, и там не обретут простора. Поэтому Божественное Писание изрекло: Коснись нечестивых несчастие — и нет их (Притч 12:7). Ведь тесно ему со всех сторон: и там муки, и здесь скорби. Нет ни одного человека, который бы не утомлялся тяжким трудом в этой жалкой жизни: бедный и богатый, раб и свободный, грешник и праведник — все одинаково утомляются, и в мире этом одна встреча уготована всем — и грешнику, и праведнику. 19. Там же не так, но другой и иной чин [там]. Ведь и в этом мире иной труд праведника и иной — грешника. Ибо праведник, хотя и трудится, но не для того, чтобы наполнить желудок [свой], поскольку он совсем не имеет попечения о плоти и не думает о том, что носит плоть. Но утруждается он день и ночь, взыскуя Бога, часто не вкушая сна, хлебом и водою не насыщая душу, скитаясь по пустыням, смиряя тело многим злостраданием, — [и так до тех пор], пока не получит неувядающий венец, уготованный ему. Грешник же трудится и утомляется не ради правды, но ради окаянной плоти этой, ради постыдной женщины, изнуряя себя то так, то иначе, не довольствуясь имеющимся в наличии, но проводя жизнь в злобе и зависти. Неразумные не ведают об этом, ибо вещество и многие мирские заботы ослепили их, [а потому] блуждают они [во мраке] до тех пор, пока не будет послан на них жестокий ратник 64 , который не смотрит на лицо и не берет даров.

http://pravmir.ru/o-devstve-ili-o-podviz...

Где взять светлую одежду спасения Одежду спасения подает Спаситель наш Господь Иисус Христос . Поэтому в Великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему, «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (Там же). Господь дарует одежду спасения в Таинстве Крещения Господь Милосердный даровал нам одежду спасения в Таинстве Крещения, «дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1,22 ), чтобы быть нам «чадами Божиими» ( Ин.1,12 ), ибо все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3,27 ). Крещение сняло с нас первородный грех , сделало нас чистыми и невин­ными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем «по обычаю мира сего, по воле духа, действующего в сынах противления» ( Еф.2,2 ) (Там же). Средство вновь облечься в одежду спасения И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это – покаяние и причащение Святых Христовых Тайн. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну с души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа, ибо Он сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пре­бывает, и Аз в нем» ( Ин.6,56 ) (Там же). Какая одежда необходима, чтобы войти в Чертог Спасов Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе – вот одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов (Там же). Всемогущество Божие Там, где бессильна бывает помощь человеческая, проявляется всемогущая сила Божия Спаситель мира, Который пришел освободить человека от смерти и ада и даровать ему утешение и блаженство, всегда готов помочь бедствую­щим и страждущим (21, с.29). Слова Спасителя «Не плачь» относятся ко всем людям всех времен Как повествуется в слове Божием, Господь, увидев плачущую мать, «сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И подойдя, прикоснулся к одру, несшие остано­вились; и Он сказал: «Юноша! тебе говорю, встань». Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (ср. Лк.7,13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Ему ведомо все. Это – тайна Боговоплощения во Христе. Но если даже Он, Сын Человеческий, не знает, кто из нас дерзнет знать? Не ваше дело… Это очень важно! Начиная вычислять времена и сроков, мы непременно сразу же скатываемся в лжедуховность, а там и до демонов. Что же тогда является нашим делом? Наше дело – ожидать. Каков будет Христос в том, Небесном Иерусалиме? Об этом свидетельствуют последние главы Апокалипсиса. Чего не увидел там апостол Иоанн Богослов, чего там нет? Там нет солнца и нет луны. Но ведь написано в Библии: И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды ( Быт.1:16 ). Почему же Небесный Иерусалим «обделен»? Потому, что светильник там, как сказано, Агнец, то есть Христос. Нужно ли было солнце на горе Фавор, если одежды Христа были светлее света? Даже одежды, а не Он Сам… Так же как ярким, солнечным днем мы не пользуемся искусственным освещением, потому что от него все равно светлее не станет, так и в Царствии Небесном, сколько бы солнц ни зажечь – светить будет Сам Христос. Это – свет не физический, это – свет благодати, свет нетварный, свет Фаворский, о котором говорил Григорий Палам 134 и все афонские исихаст 135 . И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца ( Откр.22:1 ). Чистаярека воды жизни –  это Дух Святый, Который светел, как кристалл, исходит от престола Бога, ибо Дух Святой от Отца исходит, и от Агнца, потому что Христос – Крестящий Духом Святым. Апостол Павел пишет: Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). Знаменательное слово «напоены». Подобно тому, как губка насквозь пропитывается водой, так и христианин весь напоен Духом Святым. И город будет орошаем этой рекой, светлой и чистой, как кристалл… Христос сел одесную Бога Отца, который, по слову апостола, покорил Ему все ( 1Кор.15:20 ). Отец все покорил Сыну. Все, кроме Себя Самого. Поразительно: все мироздание, вся вселенная, весь бесконечный космос покоряется Христу, абсолютно все будет пронизано Им. И при этом Сам Сын покоряется Отцу. Слово возвращается к Устам, Его изрекшим, ведь Христос – это Слово Отца. Вот Оно воплотилось и теперь вновь вернулось в Отчее лоно.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Но на самом деле и тогда никто не был брошен или отвержен Богом. От Апостола Петра узнаем, что Христос, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом», «сойдя, проповедовал» «находящимся в темнице духам», «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению»! В частности, «во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды». Значит, Господь сходил и в место страданий, называемое «темницей», или «адом». Не забыл он, не выбросил из памяти, не уничтожил души тех, чьи тела погубил водами потопа! А значит, кто-то и услышал Его, кто-то и вышел за Ним. Конечно же, среди первых и Самуил, и – Ной. И – еще многие и многие, о ком мы ничего пока не знаем. От первого и до второго пришествия Христова и умирают, и будут умирать и грешные, и праведные. Одни – в наказание и в пример остальным, чтобы одумались. А другим, не менее страдающим, и тоже лютой смертью отходящим, Господь говорит: «вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь». «Пострадав за грехи наши», Он, «восшед на небо, пребывает одесную Бога». И в то же время Псалмопевец свидетельствует: «Куда пойду от духа Твоего? И от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там». И – с такой же определенностью продолжает: «сойду ли в преисподнюю, и там Ты» ( Пс.138:7–8 )! Все пронизано Божеством, пред всеми – Он. Но – и здесь, и там – «очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло». И кто упорно не хочет ни там, ни здесь, видеть очей, исполненных любви и милости, перед тем, и там, и здесь, – бездушная маска – грозное, немилосердное лице без очей. И еще Апостол говорит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Но – как нам вложить в простые человеческие слова всю ту надежду, которая открывается из слов Божественного Писания! Среда. О страдающих плотию Мк.12:28–37 1Пет.4:1–11 «Итак, как Христос пострадал за вас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью», – пишет Апостол Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Или в сравнении с множеством неверующих. Или из-за добровольного смирения этого стада; далее Он прилагает и причину того, чтобы не бояться: (12, 32) Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Если же Он дает столь великое и превосходное наслаждение, то непременно даст и необходимое для поддержания жизни. (12, 33) Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Эта заповедь относится к тем, кто владеет (богатством). (12, 33) Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. Влагалище означает сокровище, а не ветшающее – неоскудевающее, так что второе выражение – поясняющее. Прочти же и в пятой главе Евангелия от Матфея толкование места: «Не собирайте себе сокровищ на земле» и т. д., где ты найдешь и объяснение и прочего 487 . (12, 34) Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Там же следом и об этом сказано 488 . (12, 35) Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. Повелением препоясаться Он предлагает деятельную добродетель, а приказанием возжечь светильник – созерцательную. Ведь трудящиеся обычно препоясывают чресла, а те, которые бодрствует – жечь светильники, первые – чтобы трудиться в подходящем для работы одеянии, а вторые – дабы продолжать видеть. И иначе, препоясывание чресл предписывает связывание вожделения, ведь вожделение располагается в чреслах, а горение светильника, то есть, его возжжение и воспламенение, постановляет сияние как внутреннего, так и высказанного слова. Ведь нужно, чтобы эти слова всегда светили и просвещали, первое – нас самих, а второе – тех, которые у нас учатся. (12, 36) И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака. Этой притчей Он выражает, чтобы готовились к Его возвращению, поскольку Ему надлежит снова прийти с неба. Ведь поэтому Он наименовал возвращением Свое сошествие после временного восхождения, а браком – вышнюю радость и ликование. (12, 36) Дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. То есть, чтобы почувствовать Его пришествие, встретить Его с готовностью и радостью, ничего дурного за собой не сознавая. Ведь не нужно искать чего-то сверх этого в этой притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

1Ездр.6:11 .  Мною же дается повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины. Чтобы побудить к исполнению своего повеления, Дарий определяет строгое наказание за «изменение» или нарушение его. «Если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины». Указанный здесь род смертной казни был употребителен у ассириян (Диодор Сицил., II, 1), у древних персов и многих других народов. У персов практиковлось и настоящее распятие (ср. Дан 2.5 ). 1Ездр.6:12 .  И Бог , Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо». Выражение «Бог, которого имя там обитает» (ср. Втор 12:11, 14:23 ; Иер 7.12 , Неем 1.9 ), может быть, заимствовано не из указа, а принадлежит самому автору. Но целая мысль, высказанная в ст. 12, вполне в духе персидских царей. В конце персидской Бегисгунской надписи также призывается кара Агуры-Мазды на того, кто решится уничтожить изображение и надпись. Указ Дария в части, излагающейся в ст. 7–12, считается некоторыми учеными измышленным, а повеления, в нем содержащиеся, недостоверными. Основанием для такого мнения выставляется: 1) юдаистическая окраска речи в ст. 8–12 в выражениях «дом Божий», «Бог небесный», «Бог, Которого имя там обитает»; 2) и невероятность столь милостивого отношения к иудеям со стороны Дария. Эти основания, однако же, не могут быть признаны твердыми. Указанные выше выражения, явившиеся, может быть, благодаря влиянию иудейских воззрений на персидские, не противоречат, как уже замечено, политеизму персидских царей. Что касается милостивого отношения Дария к иудеям, то оно вполне понятно, если принять во внимание тяжелые обстоятельства, в которых находился Дарий в первые годы своего управления, – именно сильные волнения в провинциях, которые могли побудить Дария расположить к себе иудеев. Кроме того, милостивое отношение Дария к иудейскому культу не является чем-либо исключительным. Подобным же образом Дарий относился и к культам других подчиненных народов. Напр., в найденной в 1889 г. около Магнезии надписи Гадаты Дарий говорит: «За то, что ты не принимаешь во внимание моего отношения к богам, за это, если ты не будешь поступать иначе, заставлю тебя когда-нибудь почувствовать гнев, на который ты меня вызвал, так как ты привлек к оброку и обработке простой земли священных садовников Аполлона, не признавая чувств моих предков по отношению к богу, который сказал персам» (Bertholet, s. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 6. «Галилея языческая» Что произошло после крещения Иисуса? С чего началось Его общественное служение? В Евангелии от Иоанна, как мы видели, после второго посещения Иоанна Крестителя Иисус восхотел идти в Галилею ( Ин. 1:43 ). На третий день Он уже присутствовал на браке в Кане Галилейской, где положил начало чудесам Своим ( Ин. 2:1–12 ). Из Каны Он вместе с Матерью, братьями и учениками пришел в Капернаум, где они пробыли немного дней ( Ин. 2:12 ). Затем Иисус приходит на пасху в Иерусалим и изгоняет из храма торгующих ( Ин. 2:13–15 ). В Иерусалиме же, надо полагать, Он беседовал с Никодимом ( Ин. 3:1–21 ). После этого пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил ( Ин. 3:22 ). Сколько это продолжалось, евангелист не уточняет. В Галилею Иисус возвратился после того, как узнал о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн ( Ин. 4:1–3 ). По дороге в Галилею Он посещает Самарию: этот визит занимает два дня ( Ин. 4:4–43 ). Из Самарии Иисус приходит в Кану Галилейскую, где совершает второе чудо: исцеляет сына капернаумского царедворца ( Ин. 4:46–54 ). Все эти события, происходившие в то время, пока Иоанн Креститель еще находился на свободе, у синоптиков отсутствуют. В Евангелии от Матфея служение Иисуса начинается с того, что Он оставляет Свой родной город Назарет и поселяется в Капернауме ( Мф.4:13 ). Именно в Капернауме, согласно Матфею, Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). Там же Он призвал Петра и Андрея, а затем Иакова и Иоанна Зеведеевых ( Мф. 3:18–22 ). В Евангелии от Марка местом, где разворачивается начало общественного служения Иисуса, тоже оказывается Капернаум. Первое чудо, описанное Марком, – изгнание беса из одержимого – происходит в капернаумской синагоге ( Мк. 1:21–28 ). О том, что в Капернауме была синагога, свидетельствуют археологические раскопки, благодаря которым были найдены развалины синагоги IV-V веков по Р. X., построенной, по-видимому, на месте той самой синагоги, где неоднократно бывал Иисус. Исцеление Иисусом тещи Петра тоже произошло в Капернауме, так как там находился дом Петра. Там же, вероятно, произошло и исцеление прокаженного ( Мф. 1:40–44 ), после которого Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных, куда к Нему приходили отовсюду ( Мк. 1:45 ). Через несколько дней мы видим Иисуса вновь в Капернауме, где Он исцеляет расслабленного ( Мк. 2:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010