(18) См.: ГА РТ. Ф. 977. Оп. «Совет». Д. 4730. Л.л. 18 об – 19. (19) Протокол заседания Общества врачей г. Казани 19 Мая 1870 г. 5//Протоколы Общества врачей г. Казани. 1870. – Казань: Типография Императорского Казанского Университета («в университетской типографии»), 1870. – С. 53. (20) См.: ГА РТ. Ф. 977. Оп. «Совет». Д. 4730. Л. 1. (21) См.: Там же. Л.л. 4, 9 – 10. (22) См.: Там же. Л.л. 18 об – 19. (23) [Высоцкий Н.Ф.] Отчёт по хирургической факультетской клинике за 1864 – 65 акад. год//Известия Казанского Университета. – Казань: Типография Императорского Казанского Университета («В университетской типографии»),1865. – Т. I. – С. (483) – (529). (24) См.: Протокол заседания Общества врачей г. Казани 19 Мая 1870 г. 5. – С. 51 – 52. (25) См.: Высоцкий Н.Ф. Из воспоминаний врача о холере 1866 года//Памяти «Русалки», броненосца русского флота, погибшего в сентябре 1893 года. Сборник статей профессоров Императорского Казанского Университета. Под редакцией заслуженного профессора Н.Ф. Высоцкого. – Казань: Типография Товарищества Печёнкина и Кº, 1894. – С. 11. (26) Там же. – С. 9. (27) Там же. – С. 12. (28) Там же. – С. 25. (29) См.: Там же. – С. 15. (30) Там же. – С. 14 – 15. (31) Там же. – С. 29 – 30. (32) Там же. – С. 28. (33) Там же. – С. 42. (34) См.: Алексеев И.Е. Предпосылки и основные этапы создания Бактериологического института при Императорском Казанском университете //Развитие регионоведческих исследований в Российской Федерации: особенности и основные направления: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 7 декабря 2018 г.)/Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ/Отв. ред.: Р.В. Шайдуллин, Л.М. Айнутдинова. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2018. – С. 213 – 237.; Алексеев И. «Первее всего и с чувством безграничной благодарности должны мы указать, что идея эта удостоилась Всемилостивейшего одобрения Возлюбленного Монарха нашего Государя Императора Николая Александровича...» (Предпосылки и основные этапы создания Бактериологического института при Императорском Казанском университете...)//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (5 февраля 2019 г.) [Электрон. ресурс].

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/26/...

Никандр (Покровский Николай Иванович ), архп . Тульский и Белевский Родился 17 мая 1816 года в семье священника с.Двулучьи Валуйского уезда Воронежской епархии. Первоначальное образование получил в Воронежском духовном училище. Затем начал обучаться в Воронежской духовной семинарии, а окончил в Киевской. В 1839 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 27 сент. того же года назначен учителем гражданской истории и греческого языка в Орловскую духовную семинарию. 26 сент.1841 года пострижен в монашество, 27 сент. рукоположен во иеродиакона, а I окт. – во иеромонаха. 28 сент. 1842 г. – учитель Киевской духовной семинарии. 2 авг.1844 г. – инспектор Екатеринославской духовной семинарии. 20 окт.1848 г. – ректор той же семинарии. 21 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. I мая 1850 г. – ректор Тульской семинарии и настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря. 17 мая 1859 г. – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. 22 окт. 1860г. хиротонисан во епископа Тульского. 8 апр.1873 года возведен в сан архиепископа. В 1886 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. Почетный член Киевской духовной академии. Скончался 27 июня 1893 года в Туле и там же погребен. Вот что рассказывает о кончине архиепископа проф. А.Иванов : “Я был свидетелем блаженной кончины архиепископа Тульского Никандра. Это была кончина в полном смысле слова мирная; ничем, по-видимому, не отличалась она от обычной дремоты спокойного усыпления. Преосвященный сидел в кресле, по временам как бы дремал и опять скоро возвращался к бодрственному состоянию. Мы двое, которых он нередко называл своими друзьями, я и протоиерей А.И.Романов, сидели тоже в креслах, против него. Он старался поддерживать разговор с нами, но мы могли только отвечать на его вопросы. Посвоему обычаю, он старался иной раз говорить шутливо, как бы желая ободрить нас, как ему казалось, приунывших· “Вы, говорил он, сидите около меня, точно друзья Иова. Только, что же мало говорите?“, Повременам дремота видимо одолевала его. Но- очнется, и опять что-нибудь заговорит. В последние минуты эту дрему, часто прерывающуюся, он стал считать прямо приступами смерти, Задремет и опять проснется, за несколько минут до смерти, во время пробуждения после короткой дремоты, он, по обычаю, шутливо говорит: “видно душе не хочется сразу расставаться с телом. Совсем было рассталась, нет, опять воротилась»...

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Римский папа «дал новое понимание» 27-й главы Евангелия от Матфея Что отвечают Святые отцы? 15.03.2011 1976 Время на чтение 4 минуты Многие СМИ сообщили, что папа римский подготовил к выпуску свою книгу под названием «Иисус из Назарета: От въезда в Иерусалим до Вознесения». Текста ее еще никто не видел, цитаты не приводятся, но уже сообщено, что папа в этом труде снял с еврейского народа «коллективную вину в гибели Христа»?! И что для этого он «дал новое понимание 27-й главы Евангелия от Матфея» (?!). Трудно комментировать текст, который не видишь перед глазами, но можно попробовать оценить само информационное сообщение. Здесь очень важно отделить политику от метафизики. Если речь идет о недопустимости социальных проявлений религиозного антисемитизма, то есть политических преследований еврейского народа по религиозным мотивам, естественно, с этим, думаю, согласны все здравомыслящие люди. По крайне мере, хочется в это верить. Хотя период массового религиозного антисемитизма, кажется, остался позади, там, в истории средневековой Европы (о России особый разговор). Уже гитлеровский антисемитизм носил, скорее, расовый характер. Если же речь идет о Священной истории христианской Церкви и самом учении Церкви, то вопросов возникает очень много. Отрицает ли папа саму вину соучастников обвинения Христа? Если это так, значит ли это то, что он не согласен со святым Апостолом Матфеем и самими иудеями, взявшими вину за казнь Христа и ее последствия на себя и потомство: «кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27: 25)? Но, может быть, папа полагает, что наказание Божье в отношении потомков тех, кто 20 веков назад взял вину за казнь Христа на себя и детей, завершилось в какой-то период времени, например, после окончания рассеяния и образования государства Израиль? Если так, непонятно, на чем такое убеждение основано? На каких авторитетных источниках? Святые отцы и учители еще единой вселенской Христианской Церкви связывали преодоление вины не принявшими Христа евреями (1) с окончательным возвращением Израиля ко Христу, (2) в «последние времена», т.е. перед самым Вторым Пришествием Спасителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/15/ri...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.8 из  5) Глава XXIV. Москва 27 июля 1837 года памятно мне: это было новое рождение мое, второе крещение. Два пункта равной силы отметились в моей жизни и оба врезались в память глубоко, неизгладимо. 27 июля 1837 года я въехал в Москву, 15 августа 1844 года — в Сергиеву лавру. То и другое совершилось при одинаковых обстоятельствах. Вечер; там и здесь монастырь; там и здесь всенощная; там и здесь преддверие новой жизни, перестройка духовного существа; там и здесь… но не стану перебивать себя. Еще год, и я окончу курс в училище, с тем чтобы перейти в семинарию. Старший брат писал родителю, что полезно воспользоваться предстоящими каникулами и прислать меня в Москву, где можно в вакационные недели отчасти подготовить меня к семинарскому курсу. Младшая сестра уже гостила у брата. Каникулы начались 15 июля. Целые десять дней было промедлено, потому что, вероятно, подготовляли меня к Москве с другой стороны: нужно было меня обшить, заготовить белье, может быть, и сюртучок новый сделать: нельзя же пустить в столицу совершенным провинциалом. Лишь долее 28-го медлить нельзя: 28 июля — день Прохора и Никанора, или Смоленской Божией Матери, храмовый праздник в Новодевичьем монастыре, где служит брат; да мало того, что праздник: крестный ход, гулянье, торжественное служение. Поспеть к этому дню нужно непременно; со сборами только что поспели. Сообщение с Москвой производилось на вольных ямских тройках, независимо от почтовой гоньбы. Пока жил в Коломне и даже далее, в лета юности, о езде на почтовых имел я понятие единственно из повестей; в редкой не описывалось досады ожидания лошадей и споров со станционным смотрителем. Между Коломной и Москвой, как потом между Москвой и Троицей, ежедневно ездило по нескольку троек. Из Коломны выезжали они (из Москвы в Коломну также) большею частию вечером и вечером на другой день прибывали к месту. Исключения бывали, когда кто-нибудь один лично для себя наймет тройку: тогда в его воле будет назначить и час выезда.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

В 1860 г. для продолжения обучения Анастасий отправился в К-поль, хотя у него не было средств, т. к. к тому времени его отец ослеп и не мог работать (Там же. С. 21). Согласно преданию, капитан судна не хотел пускать на борт пассажира без билета, однако был вынужден это сделать, поскольку корабль никак не мог сдвинуться с места (Там же. С. 21). По другим сведениям, во время проверки билетов за Анастасия заплатил племянник известного предпринимателя Яниса (Иоанна) Хоремиса ( Димитракопулос. 2012. С. 25). В К-поле юноша неск. лет проработал на табачном складе. Пребывая в крайней бедности, он однажды написал письмо Иисусу Христу с просьбой послать ему необходимые вещи. Это послание случайно увидел и прочел богатый торговец, живший неподалеку от Анастасия. Он отправил юноше крупную сумму денег, и тот смог купить одежду и обувь. Однако хозяин Анастасия решил, что он украл вещи, и выгнал его с работы. Торговец объяснил хозяину в чем дело, после чего с юноши были сняты обвинения ( Амвросий (Фонтрие). 1998. С. 23-25). Анастасий собрал множество изречений из Свящ. Писания, творений отцов Церкви и философов, переписывал их на табачной бумаге и т. о. распространял среди покупателей. Впосл. эти выписки вошли в книгу «Сокровищница духовных и любомудрых речений» (др. перевод: «Кладезь священных мыслей»; изд. в 1895-1896). Однажды на Рождество Христово он отправился на корабле в Силиврию, на море начался шторм, но по молитве Анастасия корабль невредимым вошел в порт (Там же. С. 25-27). По сведениям С. Димитракопулоса, чудо произошло, когда Анастасий находился на рыбачьей лодке вместе с отцом и одним из братьев. Он трижды перекрестился и привязал парус своим поясом, чем и спас всех. Вернувшись домой, отец Анастасия сказал супруге, что их сын станет святым ( Димитракопулос. 2012. С. 26-27). Согласно М. Мелиносу, это событие произошло накануне Рождества 1866 г., во время плавания из К-поля в Силиврию ( Мелинос. 1995. С. 18), но в таком случае отец и брат вряд ли могли быть в лодке с Анастасием.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

Bibliographia patrum apostolicorum (специальная библиография). Структура библиографии (постранично). История Церкви времени мужей Апостольских Избранные работы 1634 Общие труды по истории раннего христианства Чельцов И.В. Первый век христианства в писаниях Мужей Апостольских. – ХЧ 1868, ч. 1, 493–517, 769–790. Шуази. Апостольское предание. – ТКДА 1879, т. 3, 12, 495–527. Карсавин Л. Римская Церковь и папство до половины II в. – ЖМНП, нов. сер. ч. ХХХ, 1910, 11, 73–97. (1 Клим.: 75–77, 80–81; Ерма: 82–92, 96–97; Игн.: 95–96. О «папстве до папства» – идее, основанной прежде всего на сознании единства Церкви). Achelis H. Das Christentum in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1925 2 (Aalen, 1975 r ). Blanchtière F. Le christianisme asiate aux II и me et III и me siècles. Lille, 1981. Fusco V. Le prime communità cristiane. Tradizioni e tendenze nel cristianesimo delle origini. Bologna, 1997 (La Bibbia nella storia 8). The Early Church in Its Context. Essays in Honour of Everett Ferguson/Edd. A.J. Malherbe , F.W. Norris , J.W. Thompson. London, 1998 (Novum Testamentum, Supplements 90). 362 p. Gnilka J. I primi cristiani. Origini e inizio della Chiesa. Brescia, 2000. (Изд. оригинала: Freib. i. B., 1999). Собрания текстов (антологии) Traditio Christiana (Texte und Kommentare zur patristischen Theologie)/Traditio Christiana. Thèmes et documents patristiques/Publiés sous la responsabilité de F.Bolgiani [et al.]. En collaboration avec J.Fontaine [et al.] Bern, Berlin, Frank./М., N.Y., Paris, Wien. Антологии патриотических текстов на языке оригиналов с параллельными переводами, предисловием и комментариями, книги выходят одновременно в двух вариантах – на франц. и нем. языках, затем переводятся на итал. язык (в серии с тем же названием, но с иной нумерацией). Специальные патрологические труды по мужам Апостольским [Аноним.] Чтения о святых Отцах – Учителях Церкви и Церковных Писателях, или Патрология. Св. апостол Варнава . – Воскресное Чтение, год XIII (1849/50), 9, 90–96; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 12, 122–136; Святый Эрма. – Там же, 13, 138–151; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 14, 155–166; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 26, 283–288; Церковные писатели периода мужей Апостольских. – Там же, 295–297 (Папий, Квадрат, Аристид, Агриппа); Общее обозрение учения, содержащегося в писаниях мужей Апостольских. – Там же, 27, 297–300.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Самая радостная Пасхальная ночь! Отклик на статью Г.Дорофеева «Самая странная Пасхальная ночь» 27.04.2020 923 Время на чтение 4 минуты В тот храм я ходил 28 лет. Там меня крестил иеромонах Александр (Фаут). Там мои друзья. Там чудесный знаменный распев. Там громче всех я орал Символ Веры. Там громче всех я орал: «Воистину Воскресе!» Там всё мое и всё такое родное! Но постепенно я чувствовал, что та благодать, которой был наполнен храм во времена моего крестителя, постепенно убывает и заменяется иными, уже мipckuмu чертами – то удаляют самых строгих и любимых священников, то начинают продавать еду прямо в свечной лавке и Великим Постом, утверждая,что вся еда постная, хотя в ней добавлено очень много масла. То тем же Великим Постом зазывают купить итальянский сыр, но уже в лавке книжной… И все время призывают к снисхождению, к снисхождению, к снисхождению… Но когда же будет восхождение? И будет ли оно? Ведь так можно снизойти и до самого тартара! ...А потом вышел батюшка с Чашей и сказал, что надо соблюдать гигиену и после каждого причастника лжица будет промываться и протираться. Мгновенно подумалось, что если слово «гигиена» написать под титлом, то напишется «гиена» – очень созвучно с геенной, с геенной огненной! Не её ли нас теперь призывают соблюдать? И я пошел в другой храм, в храм, в котором мне тоже всегда было радостно, в храм в котором священники не работают, но служат Богу, в храм, в который я и раньше хотел ходить, но боялся, что это будет выглядеть, как предательство моего родного иеромонаха Александра (Фаута). Вербное воскресенье! Полный храм! Все без этих дурацких масок! Все причащаются! Все прикладываются к Чаше! Батюшки благословляют крестом и все прикладываются ко кресту! Во время проповеди батюшка предупреждает, что на Пасху храм может быть закрыт властями и просит прихожан помогать храму материально. Многие записывают реквизиты. Я решаю, что пора и мне преодолеть свое поганое сребролюбие и обязательно приносить в этот храм десятину!

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/27/sa...

По близости от Овчей купели там находится круглый свод, в нем двор и лестница со ступенями, ведущая наверх, и кто хочет видеть, поднимается наверх. Там находится дом, высокий, очень красивый, искусно сделанный, прекрасный. По дороге находится искусно выведенный, знаменитый свод, очень высокий, и наверху построен дом… Там осудили Господа Бога моего, Зиждителя и Создателя, Свет очей моих… (с) от Темницы до Порога Судных врат В преддверии Страстей Христовых src=»/uploads/SvZemlya/image001.jpg» width=460 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image002.jpg» width=460 border=0> По близости от Овчей купели там находится круглый свод, в нем двор и лестница со ступенями, ведущая наверх, и кто хочет видеть, поднимается наверх. Там находится дом, высокий, очень красивый, искусно сделанный, прекрасный. По дороге находится искусно выведенный, знаменитый свод, очень высокий, и наверху построен дом… Там осудили Господа Бога моего, Зиждителя и Создателя, Свет очей моих… (с) border=0> И двор Пилатов тут по близости, Претория римских прокураторов… border=0> До наших дней сохранились остатки фундамента этой крепости. border=0> Претория была местом суда, именно сюда, согласно Евангелию, был приведен Христос. src=»/uploads/SvZemlya/image006.jpg» width=460 border=0> Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. (Мф. 27:1-2) border=0> Здесь Он содержался в темнице (вместе с Вараввой и другими разбойниками) перед тем, как предстать на суд Понтия Пилата. src=»/uploads/SvZemlya/image008.jpg» width=460 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image009.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image010.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image011.jpg» width=460 border=0> Здесь находится часовня Темницы Христовой, принадлежащая Греческой Православной Церкви. border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image013.jpg» width=374 border=0> src=»/uploads/SvZemlya/image014.jpg» width=460 border=0>

http://pravmir.ru/ot-temnicy-do-poroga-s...

Прилуки. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По легенде, название Прилуки (Прилук) происходит от " прилучить " : пришедшие сюда (не позднее середины XVI века) новгородцы по традиции определяли " места силы " , пуская по течению реки лодку или строительный лес. Там, где Онега " прилучила " сплав (по совпадению, при речной луке), решено было ставить церковь, а возникший приход получил название Прилуцкого.  На 1917 год в Прилуках действовало 2 церкви: каменная, с каменной колокольней кладбищенская в честь Феодосия Тотемского, 1828 года, и приходская в честь Рождества Христова, заложенная в 1865 году на месте деревянного тройника, сгоревшего 26 июня 1864 года. В состав тройника на момент пожара входили: Покровская церковь 1647 г.; крытая лемехом колокольня в 28 саженей (7 колоколов от 1 до 47,5 пудов) 1764 г.; и недавно заложенная трехпрестольная Христорождественская церковь (взамен разобранных в 1857 г. за ветхостью Христорождественско-Климентовской конца XVII в. - и выделившейся из нее Климентовской 1700 г. с верхним Троицким храмом 1791 г.). Два других престола планировались к освящению также в честь Климента и Живоначальной Троицы. Однако освятить до пожара успели только главный престол. Новая (1865 года постройки) Христорождественская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, обшита тесом. Венчания крыты железом, основной объем пятиглавый, окна на фасадах стрельчатые. Колокольня - восьмерик на высоком четверике, с куполом и шпилем, притвор с запада под щипцовой восьмискатной кровлей. Вокруг церкви - каменная ограда (не сохранилась). В церкви было 5 престолов: Рождества Христова (освящен 27.01.1869), Покрова Богородицы (28.01.1869), Климента (28.01.1870), Троицы (27.01.1874) и Тихвинской И.Б.М. (28.01.1874). Действовала вплоть до 1965 года. 5 августа 1977 года церковь ... загорелась от молнии. Очаг находился высоко, что позволило местным жителям спасти утварь и другое имущество. Однако прибывшие пожарные бригады (в основном добровольцы) не смогли приступить к тушению, так как в стенах начали рваться снаряды, числом до семи, засевшие там со времен Гражданской войны. Взорвались как минимум два снаряда, церковь же полностью сгорела. Сейчас на ее месте установлен памятный крест.

http://sobory.ru/article/?object=19512

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолуцкий (1619-1626). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Высказывались предположения о возможности идентифицировать Макария - настоятеля Клопского Михайловского во имя Св. Троицы мужского мон-ря в 1602-1608 гг. с будущим митрополитом М. (СбРИО. Т. 62. С. 690; Аннушкин, Буланина. 1993. С. 317), но достаточных оснований для подтверждения этой гипотезы нет. Первые достоверные сведения о духовной карьере М. относятся к 1614-1617 гг., когда он был игуменом тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Согласно имеющимся док-там, М. был активным сторонником власти Романовых в борьбе против швед. интервентов. В первый год игуменства М. обители пришлось выдержать осаду. Сохранилась записка М. белозерскому воеводе П. И. Чихачёву от 1614 г., в к-рой М. просит прислать запас «зелья и свинца», чтобы «было чем государевым воеводам и ратным людем против Немецких и Литовских людей стояти и в осаде безстрашно седети» (ДАИ. Т. 2. 30.2. С. 55-56). М. часто «печаловался» перед властями об экономическом и о хозяйственном возрождении и развитии Тихвинского мон-ря. 20 июля 1614 г. он добился выдачи своей обители подтверждения жалованной тарханно-несудимой и заповедной от постоя и незваных гостей грамоты от 11 февр. 1607 г., выданной ранее Тихвинскому мон-рю царем Василием Иоанновичем Шуйским (Мат-лы по истории Успенского Тихвинского мон-ря/Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. Вып. 1: Акты и мат-лы писцового дела. Ч. 1: 1560-1644. 19. С. 46, 50. (Сер. «Тихвинский архив»)). В 1613/14 г. М. получил от нового царя Михаила Феодоровича жалованную данную грамоту на пустоши Николаевского Мостищского мон-ря в Антониевском Дымском погосте. Как и Тихвинский мон-рь, они находились в Обонежской пятине (Там же. 25. С. 57-58). Между сент. 1614 и 4 дек. 1615 г. последовала указная грамота царя тихвинским воеводам В. Ф. Неплюеву и И. И. Баклановскому, чтобы они отделили «Макарью з братьею» вотчины в Николаевском Шунгском погосте Обонежской пятины «за их многое разорение и за осадное сиденье в вотчину» (Там же. 27. С. 83), что и было исполнено (Там же. 28. С. 83-84; 36. С. 180-181; см. также: Там же. 30. С. 117-127; 37-38. С. 194-198).

http://pravenc.ru/text/2561428.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010