Мф.27:30 .  и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. (Ср. Мк.15:19 ; Ин.19:3 .) Иоанн говорит только, что воины били Христа по щекам, умалчивая об остальных оскорблениях. Марк, употребляя прошедшие несовершенные времена глаголов ( τυπτον и νπτυον – били и плевали), указывает, что одно и то же поругание повторялось несколько раз. У Матфея несколько иначе: заплевав Его, взяли палку и били (подразумевается несколько раз) Его по голове. Мф.27:31 .  И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (Ср. Мк.15:20 ; Лк.23:26 ; Ин.19:17 .) Иоанн вставляет здесь довольно длинный рассказ, которого нет у синоптиков, о том, как Пилат вывел измученного Христа к иудеям, и о новом допросе Пилата ( Ин.19:4–16 ). Повидимому, уже после этого воины сняли с Него хламиду или багряницу и надели на Него опять Его собственные одежды, а затем повели Его на распятие. Мф.27:32 .  Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. (Ср. Мк.15:21 ; Лк.23:26 .) Кирена или Киренаика находилась в Египте. Там было много иудеев, и о них встречается достаточно известий в Новом Завете. Они были на празднике Пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян.2:10 ), имели там свою синагогу ( Деян.6:9, 11:20, 13:1 ). Если судить по имени – Симон, то упоминаемый здесь киринеянин был евреем. Но сыновья его (Александр и Руф – Мк.15:21 ) назывались один – греческим, а другой – латинским именем. Предполагали, что Симон происходил из рабов и был одним из последователей Христа и христианином. Личность его представляется загадочной. Говоря о возложении на него Креста, Бенгель замечает, что nec judaeus, nec romanus ullus erat qui vellet tollere crucis onus (ни иудей, ни римлянин не захотели бы нести тяжести Креста). Если Симон был последователем Христа, то дело объясняется просто. Симон шел «с поля» (Марк и Лука). Это считается решительным доказательством, что в это время, как выражаются Хвольсон и другие, был «будень», потому что в праздники не дозволялось работать. Но, как замечено выше, из выражений Марка и Луки во всяком случае нельзя сделать точного заключения, что Симон шел именно с полевой работы. Выражения эти могут просто означать, что он шел только по направлению с поля ( π´ γρο). Он, по всей вероятности, отнесся с участием к страждущему Христу, и, заметив это, воины захватили его и предложили (но едва ли принудили) помочь Христу нести Его Крест и этим ускорить само шествие. Симон охотно согласился и понес Крест вместе с Самим Спасителем. Этот Крест был сделан самими воинами из бревен, может быть, грубо сколочен, так что его углом можно было положить на плечо, а так как он был выше роста человека, который осужден был на распятие, то нижний конец его волочился по земле во время шествия. Об γγαρεω см. комментарии к Мф.5:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что может быть сего тягчае, что обиднее?» (3лат., ср. Феофил.). Мф.27:31 . И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Мф.27:32 . Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. «Выходя»: или из претории, в которой Господь претерпел столько поруганий, или, вероятнее, – уже из города, когда Господь столько изнемог, что далее не мог уже нести креста Своего. – «Киринеянина»: Киринея или Кирена – город в Ливии (в Африке) на запад от Египта, населенный тогда во множестве евреями, издавна переселившимися в Египет и далее. Этот Симон, быть может, пришел, по обычаю его соотечественников, в Иерусалим только на праздник Пасхи; а быть может, был переселен в Иерусалим из Кирены, почему и прозывался Киринеянином. Он был отец известных после в первенствующей церкви Александра и Руфа ( Мк.15:21 ; Рим.16:13 ). – «Заставили нести крест»: распинаемые обыкновенно сами несли крест до места распятия, и Господь первоначально Сам нес крест Свой; но потом, измученный бичеванием и ударами солдат в претории, Он, вероятно, до того ослабел, что не мог донести до места креста Своего, и уже Киринеянин Симон донес этот крест за Него. Мф.27:33–34 . И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. «Голгофа, что значит – лобное место»: небольшой холм, находившийся тогда вне городских стен к северо-западу. Неизвестно в точности, почему он назывался так. Предполагают – или потому, что он имел вид черепа (Кирилл Иерусал.), или потому, что на нем было много черепов и костей казненных там (Иерон.). По преданию же церкви, на этом самом месте был погребен Адам (Афанасий, Епифаний, Феофилакт, Августин: «вознесен был на древо врач там, где лежал больной»). У иудеев казни не производились в городе, но всегда за городом (ср. Чис.15:36 ; 3Цар.21:13 ), точно также и у римлян. Но Господь благоволил пострадать вне стен, по высшему усмотрению, как проясняет сие святой Апостол Павел ( Евр.13:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Контраст между Божественной и человеческой логикой подчеркивается словами, которыми домовладыка завершает разговор с возроптавшим на него работником. В буквальном переводе они звучат так: «Или глаз твой зол (πονηρς – «лукав») оттого, что я добр (γαθς – «благ»)?» Здесь злу, источником и главным выразителем которого в мире является лукавый (диавол), противопоставляется добро, источником которого является Бог . Человек, как и во многих других притчах, оказывается на распутье между двумя полюсами. Иисус приглашает слушателей размышлять о благости Бога и, вдохновляясь этими мыслями, подражать Богу в Его милосердии и любви. От тех же проявлений человеческой зависти, источником которых является диавол, Он настойчиво предостерегает слушателей. Необходимо также отметить, что непосредственно за притчей о работниках в винограднике в Евангелии от Матфея следует предсказание Иисуса о Своей смерти и воскресении ( Мф. 20:17–19 ), а затем рассказ о том, как мать сыновей Зеведеевых попросила у Него за своих сыновей – чтобы в Своем Царстве Он посадил одного из них по правую, а другую по левую руку. Услышав это, прочие ученики вознегодовали на двух братьев. Но Иисус сказал им: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф. 20:20–27 ). Созвучие между этим эпизодом и притчей о работниках в винограднике достаточно очевидно. И там и здесь описана человеческая зависть: там работники возроптали на господина за его щедрость, здесь ученики вознегодовали на братьев за их дерзость. И там и здесь Иисус говорит о первых: там последние становятся первыми, а здесь первым становится тот, кто для всех будет рабом. Мы видим, как сказанное в притче почти сразу же проецируется на реальную ситуацию, в которой находятся ученики Иисуса. Урок, полученный ими, завершается словами о том, что Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ). Эти слова становятся смысловой скрепой между четырьмя рассказами, следующими один за другим: диалогом с Петром, притчей о работниках в винограднике, предсказанием Иисуса о Своей смерти и рассказом о просьбе матери сыновей Зеведеевых ( Мф. 19:27–20:28 ). В первом рассказе Иисус обещает ученикам, что, когда Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей, они воссядут на двенадцати престолах; в последнем – два брата хотят гарантировать себе два ближайших к Иисусу места в этом двенадцатиместном «президиуме». Ответом на просьбу служат слова Иисуса о чаше, которую Ему предстоит испить, и крещении, которым Он будет креститься. Очевидно, что Иисус и Его ученики все еще говорят на разных языках: они думают о первенстве, славе, чести – Он видит перед Своими глазами чашу страдания и грядущую смерть для искупления многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

22 Там, где заканчивается граница мысли, начинается этот мир. 23 Там, где возникают мысли, начинается сознание. 24 Там, где прекращаются мысли, начинается Неизреченное. 25 Мысли – это периферия сознания. 26 Мир – это периферия мыслей. 27 Правда всегда выяснится, и неправда – тоже. Поэтому, держась Правды, нет повода расстраиваться от клеветы и неправды. 28 Когда мы поймем, что ТАМ лучше, чем ЗДЕСЬ, мы поймем, что ТАМ – это и есть ЗДЕСЬ. 29 Есть на свете одна огромная Река. Она не имеет начала, не имеет конца. И названия у Нее нет. Левый берег у этой Реки – Смерть, правый берег – Жизнь. А Сама Река – ни жизнь, ни смерть, но ведает жизнью и смертью. Из Нее рождаются в жизнь, и из Нее переходят в смерть. А тот, кто плывет по этой Реке, забывает о жизни и забывает о смерти. 30 Не делай свой ум клетью для сговора бесов на зло, а сделай клетью для покаянной молитвы во спасение. 31 Когда человек убегает от сердечной боли, которую ему причиняют люди, он приходит к еще более тяжкой боли – боли Богооставленности. 32 Невозможно отречься от мира, прилепившись к нему сердцем. 33 Оторви сердце от мира, и миру не за что будет держаться: «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8: 10). 34 Если иногда кажется, что ничего не получается, не переживай, – получается! Только не там, где ты ждешь. 35 Если ты закрываешь сердце от людей, то закрываешь его и от Бога. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). 36 Только смирившись, человек может уверовать в Бога. 37 Чем ближе к людям, тем дальше от Бога. Чем ближе к Богу, тем ближе к людям. 38 Мысли – это не жизнь. Жизнь – это чистое сердце. 39 Не стыдись признаваться, что ничего не знаешь, тем более, что это так и есть. 40 Только глупость полагается на саму себя. 41 Чистое сердце не может быть недобрым. 42 Мир – это мир смерти, в котором тебя не ждет ничего, кроме гибели. 43 Бог – это мир безсмертия, в котором нет ничего, кроме Вечной Жизни. 44 Оставь смерть, выбери Жизнь – Христа. 45

http://isihazm.ru/1/?id=197

Быт. 18 :22. И обратившись оттуда, мужи 258 пошли в Содом, а Авраам еще стоял пред Господом. Быт. 18 :23. И приблизившись Авраам сказал: погубишь-ли праведного с нечестивыми и будет-ли праведник 259 тоже, что и нечестивый? Быт. 18 :24. Если будет в городе пятдесят праведников, погубишь-ли их? не пощадишь ли всего 260 места ради пятидесяти праведников, если они будут в нем? Быт. 18 :25. Никак не поступишь Ты по слову сему, чтобы погубить праведника с нечестивым и был бы праведник тоже, что нечестивый, никак! Судящий всю землю, уже-ли не совершишь (праведнаго) суда? Быт. 18 :26. И сказал Господь: если будут 261 в городе Содоме пятьдесят праведников, оставлю весь город 262 и все место ради их. Быт. 18 :27. И сказал Авраам в ответ: ныне я начал говорить Господу моему, я — земля и пепел, Быт. 18 :28. Если умалятся пятьдесят праведников на сорок пять 263 , погубишь-ли 264 ради сорока пяти 265 весь город? И сказал: не погублю, если найду там сорок пять. Быт. 18 :29. И продолжал (Авраам) 266 еще говорить Ему и сказал: а если найдутся там сорок? И сказал Он: не погублю ради сорока. Быт. 18 :30. И сказал: что 267 , Господи, если буду говорить (еще)? Если там найдутся тридцать? И сказал Он: не погублю ради тридцати. Быт. 18 :31. И сказал: так как я решаюсь 268 говорить Господу 269 : если там найдутся двадцать? И сказал Он: не погублю, если там найдутся двадцать. Быт. 18 :32. И сказал: что, Господи, если еще однажды скажу: если найдутся там десять? И сказал Он: не погублю ради десяти. Быт. 18 :33. И отошел Господь 270 , как только перестал говорить с Авраамом, а Авраам возвратился в свое место. Глава 19 Быт. 19 :1. И пришли два Ангела в Содом вечером, а Лот сидел пред воротами Содома. Увидев, Лот встал на встречу им и поклонился лицем до земли Быт. 19 :2. И сказал: почтенные мужи! 271 зайдите в дом раба вашего, и отдохните, и омойте ноги ваши, а поутру пойдете в путь свой. Они же сказали: нет, мы ночуем на улице. Быт. 19 :3. Но он насильно упросил их, и они пошли к нему, и вошли в дом его, и сделал им угощение, и испек им пресных лепешек, и они ели.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Господи! Ты испытал меня и узнал. Ты узнал, когда я сажусь и встаю; Ты издали уразумел помышления мои. Стезю мою и путь мой ты исследовал и все пути мои Ты предвидел» (Пс.138:1—3).    Бывает, что человек человеку, по некоторым причинам, говорит: «Никуда я от тебя уйти не могу». Слышим это слово у людей, но оно, если рассудить, всякому человеку, какой бы он ни был, неправильно приписывается. Так как не только от простого человека, но и от самих царей, хотя они и длинные руки имеют, возможно уйти и скрыться, что и видим. Потому слова эти: «Никуда я от тебя уйти не могу», — одному Богу приличествует говорить. От Него мы уйти никуда не можем, куда ни побежим, и нигде скрыться не можем, где ни вздумаем скрываться. Везде Он нас предваряет, куда бы ни хотели бежать, и там присутствует, где бы ни хотели скрыться. В доме своем находишься? Тут Бог. В пути? Не оставляет тебя Бог. На квартиру пришел? Тут Бог. В городе или селе пребываешь? Там присутствует Бог. В пустыню или на край земли побежишь? Там прежде тебя Бог. В земле или на глубине морской хочешь скрыться? И там Он с тобой. Думаешь: «Не скроюсь ли во тьме и ночи от Него?» Нет, ненадежно это убежище! У нас — день и ночь, свет и тьма, но у Бога нет тьмы, нет ночи, а все свет и день. Очи Божии несравненно «светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир 23:27—28). Узнал псаломник, что от Бога никуда ни уйти, ни скрыться невозможно, и воззвал к Нему: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли во ад — и там Ты. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. И сказал я: «Может быть, тьма скроет меня». Но и ночь есть свет во услаждении моем, ибо ночь не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма ее, таков и свет ее» (Пс.138:7—12). Некогда бежал было от лица Господа пророк Иона. Но десницею Божией удержан, и увидел себя во чреве кита, и оттуда той же десницей Божиею извлечен на землю (Ион.1:3, 2:1—11). Никуда от Бога ни уйти, ни скрыться невозможно. О, бедный грешник! Куда ты убежишь от Того, Который есть везде? И где ты скроешься от Того, Который все видит? Знаешь ли, куда бежать? От правды Его к благости Его и от суда Его к милости Его беги. «Каково величество Его, такова и милость Его» (Сир 2:18). И скрывайся верой в пресвятых язвах Христовых. Вот убежище, к которому христиане прибегают и где безопасно скрываются от гнева Божиего! О, Иисус! «Сыны человеческие под кровом крыл Твоих будут благонадежны» (Пс.35:8). Как птенцы под крыльями птицы, так и грешники под кровом благости и человеколюбия Твоего скрываются. «Господи! Ты нам был прибежищем в род и род» (Пс.89:2). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Изменение воли Божией, явно засвидетельствованное в исцелении болящих, происходит либо вследствие покаянной веры самого больного во Христа Спасителя, либо вследствие веры ближних, движимых любовью к болящему и ходатайствующих пред Богом об исцелении больного (см. Мф.8:8, 15:28 ; Мк.2:3, 5 ). Надлежит, однако, вспомнить, что много «было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» ( Лк.4:27 ). Сам Спаситель, посетив город Назарет, «дивился неверию» его жителей, «и не мог совершить там никакого чуда» ( Мк.6:5, 6 ). 144 Нам неведомо, кого именно и когда воля Божия определяет на перенесение неисцельной болезни и последующую смерть. Христиане веруют во всемогущество Бога, Спасителя нашего. «Невозможное человекам возможно Богу» ( Лк.18:27 ). И тогда – то есть при наличии веры в Бога – мое сострадательное участие в положении больного (а значит и моя любовь к больному), делает действенной мою молитву о нем пред Богом. Но молитва без поста тяжела бывает и приземиста. Пост ослабляет узы, коими плоть покоряет и прикрепляет к себе дух; посему во время поста духу удобнее возвышаться горе в молитве. Молитва без поста – удел совершенных 145 , всецело покоривших своему духу плоть свою, то есть – распявших «плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Нам же, грешным, чтобы возносить дух горе, чтобы молиться духом, надлежит усилием воли обуздывать притязания плоти, смирять свою плоть постом и подвигами телесными (коленопреклонениями на молитве, бодрствованиями, посещениями больных, трудами для ближних, паломничеством и т.п.), дабы она не чинила препятствий нашей молитве и благочестивым занятиям. Нет такой крепости, которая не сокрушилась бы от молитвы и поста верующего христианина: «все возможно верующему» ( Мк.9:23 ). В Евангелии мы имеем ряд указаний, в которых прямо раскрывается связь недугов телесных и духовных с действием сатаны (напр., «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана» – Лк.13:16 ; «Вошел же сатана в Иуду» – Лк.22:3 ; Ин.13:27 ; «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» – Деян.5:3 ) (48, 173). Можно допустить, что бесы очеловечиваются человеческими страстями и похотями, которые они сами же разжигают, и таким образом получается известное взаимное развращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Любяй душу свою погубит ю;... щадящий ее во время мученичества, угождающий душе своей больше, чем должно, любящий злые ее похоти, любящий душу больше, чем Бога, погубит ее в будущей жизни, т.е. подвергнет ее наказанию за то, что она как бы изменила вере. Ин.12:25 .  ...а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. ...и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю. Поступающий же совершенно противоположным образом, т.е. не щадящий ее и т.д. Подобные же слова Иисуса Христа записаны в конце десятой главы Евангелия от Матфея и в других еще местах. Ин.12:26 .  Кто Мне служит, Мне да последует;... Аще кто Мне служит, Мне да последствует;... пусть последует за Мной путем подражания, т.е. кто хочет быть Моим учеником, тот пусть подражает Мне. Как слуге необходимо следовать за господином, так и ученику за учителем. Ин.12:26 .  ...и где Я, там и слуга Мой будет. ...и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет. Этими словами Иисус Христос или сильнее высказывает ту же самую мысль, что и предыдущими словами, или же сказав прежде о страданиях настоящей жизни, Он указал на будущее блаженство, именно – что последующий за Ним взойдет на небо. Ин.12:26 .  И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой, прославит, как слугу истинного Сына Своего. Это сказал Иисус Христос потому, что думали еще, что Отец больше Его. А чтобы кто-нибудь не сказал, что легко рассуждать о смерти тому, кто стоит выше человеческой слабости, Иисус Христос показывает, что и Он, как человек, носит на Себе слабое человеческое естество. Поэтому Он сначала позволяет Своей человеческой природе испытать то, что ей свойственно, а затем ободряет Себя к терпению тем, что страдание Его необходимо и плодотворно. Смотри, что Он говорит: Ин.12:27 .  Душа Моя теперь возмутилась;... Ныне душа Моя возмутися... Ужаснулась, как душа человека, испугавшись близкой смерти. Ин.12:27 .  ...и что Мне сказать? ...и что реку? Недоумевает Богочеловек от сильного ужаса. Ин.12:27 .  Отче! избавь Меня от часа сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.27:45.   От шестого же часа тма бысть по всей земли до часа девятаго . От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; Случилось это после насыщения дерзкими насмешками, чтобы успокоивши гнев, они могли извлечь какую-нибудь пользу из чуда. Совершить это, вися на Кресте, было большим чудом, чем сойти со Креста. Если бы даже иудеи предполагали, что совершил это чудо не Иисус Христос, а Сам Бог, то и в этом случае они должны были устрашиться и понять, что Бог гневается за Него. Не могли также они сказать, что это было естественное затмение солнца, которое бывает мгновенно и в известной местности, и не бывает в четырнадцатый день месяца. Эта тьма продолжалась часа три, была по всей земле и, притом, в четырнадцатый день месяца, когда по причине полнолуния немыслимо затмение солнца по естественным законам природы. Мф.27:46.   О девятем же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: Или, Или, лама савахфани; еже есть, Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил? а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?: Это изречение Давида. Признес по-еврейски, чтобы оно было понятно одним евреям, знающим писания Давида. Марк написал (15, 34): «Елои, Елои. Или» значит Боже мой, а «Елои» — Бог мой. Измученный страданиями от гвоздей. Иисус Христос, как человек, говорит: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?» т.е. зачем ты ниспослал Меня, чтобы так страдать. Сказал это, уверяя, что как истинно Он вочеловечился, так и был распят истинно, а не призрачно, как говорили многие из еретиков. Он и не возопил бы так, если бы не чувствовал боли. Можно и иначе сказать: умирая уже за людей, Иисус Христос воскликнул это в лице рода человеческого; в Себе Самом, говорит Григорий Богослов, Он изображает то, что свойственно нам, потому что прежде мы были оставлены и отвергнуты, а потом, т.е. теперь, мы опять приняты и спасены страданиями Иисуса Христа. Мф.27:47.   Нецыи же от ту стоящих слышавше глаголаху, яко Илию глашает сей . Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010