2 «Жизнь и труды М. П. Погодина» соч. Н. Барсукова, т. XIV, стр. 11, 12, 15, 27, 30, 34, 43, 46, 48, 50, 51, 203, 211, 214, 345, 455. «Дневник» графа П. А. Валуева, 20 октября и 17 ноября 1855 года; «Русская Старина», май 1891 года, стр. 340 и 341. См. обвинение в беспорядках и злоупотреблениях разных военачальников в «Московских Ведомостях» от 6 марта 1856 года, 28 (офиц. отдел). См. также об этом в письмах преосв. Иннокентия, епископа камчатского, собр. Барсукова, письмо от 25 апреля 1856 года, кн. II, стр. 172. О следственной комиссии по злоупотреблениям в интендантстве см. «Жизнь и труды М. П. Погодина», т. XIV, стр. 307. См. также письмо Погодина, помещенное в журнале «Мир Божий», июнь 1900, библиографический отдел, стр. 96. 4 См. собственноручную надпись императора Александра II на отчет министра внутренних дел за первый год царствования: «читал с большим любопытством Благодарю в особенности за откровенное изложение всех недостатков, которые, с Божьей помощью и при общем усердии, с каждым годом будут исправляться». «Рус. биограф. Словарь», т. I, биография Александра II, стр. 522 (также стр. 536, 538). 5 «Жизнь и труды М. П, Погодина», т. XIV, стр. 299, а также 49, 50, 204, 214, «Дневник» гр. Валуева, «Русская Старина», май 1891 г., стр. 343 и 346 (записки Мордвинова), июнь, стр. 618 и 614 (записка Беклемишева). См. о записках по крестьянскому делу (в особенности: Кавелина, Самарина, Кошелева) в «Русском биографич. словаре», т. I, биография императора Александра II, стр. 525; (также записка С. Ланского, стр. 523). См. там же сведения об адресе Государю Императору нескольких депутатов крестьянских комиссий, стр. 552. 7 «Русская старина» 1896 г., т. 86, стр. 688 – 642: «о современной политической и внутренней жизни России». См. также письмо Дмитриева: «Жизнь и труды М. П, Погодина», стр. 29 (т. ΧΙV). 9 «Русская старина», 1891 года, май, стр. 359 – 360 и 1896 года февраль. См. сведения в «Жизнь и труды Погодина», т. XIV, стр. 115, 117, 118, 285, 315. «Записки и дневник А. В. Никитенко», т. II, стр. 26, Приказ и циркуляр были напечатаны в «Морском Сборнике» и перепечатаны в «Русском Архиве» 1883 г., 5, стр. 201. См. также «Дневник» гр. Валуева, 9 – 10 декабря 1855 г., «Русская Старина», май, 1891 г., стр. 344 – 345. См. мнение того же великого князя о необходимости гласности «Письма к митр. Филарету митр. Григория», изд. Львова, 1900 г., стр. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

593 Решение «саборског одбора» о постройке патриаршеской резиденции последовало 23 янв. 1892 г. (Српски Сион, 1892, 5, стр. 78). 595 Биографические сведения и об административной деятельности патр. Германа Ангелича – в Церк. Ведом. 1889. 21, стр. 595–601. 597 Српски Сион, 1894, 14, стр. 209–210 – благодарность Народного Училищного Совета за основание «фонда св. Савы». 598 Церк. Вестн. 1890, 20, стр. 345. – Сведения о содержании патриарха, епископов и приходских священников – в Церк. Вед. 1888, 35, стр. 955–958. Законопроект о размерах содержания высшего и низшего духовенства в Карловицкой митрополии напечатан в Срп. Сионе, 1892 г. 2 и 3. 599 Српски Сион, 1892, 14, стр. 213–214. Некролог и о погребении – там же, 16, стр. 266–268. См. еще Весник српске цркве, 1892, апр. стр. 408–410. 600 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287–289. Вся речь приведена в дословном русском переводе в Церк. Вед. 1892, 28, стр. 1010–1012. 601 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287; Весник срп. цркве, 1893, 2, стр. 158. Нужно заметить, что Будимская епархия, при обширной территории (она раскинута от Пресбурга до Фюнфкирхена) весьма бедна по населенности (всего насчитывается в ней не более 17000 душ), вследствие чего и храмы, и приходы, и школы в этой бедной епархии находятся в большом небрежении и запустении. Церк. Вед. 1896, 8, стр. 311. 604 О сем преосвященном, как и о епископе Пакрацком нам не удалось собрать биографических сведений. 606 В 1893 г. в Бачкской епархии насчитывалось всего 130,383 души. Српски Сион, 1893, 17, стр. 265, из «Првог uзbeшmaja enapxuje бачке». 609 Весник Српске цркве, 1894, май, стр. 483. Речь его при первом вступлении на архиерейскую кафедру в Новом Саде напечатана в Српск. Сионе, 1894, 21, стр. 322–324. 612 Церк. Вед. 1891, 44, стр. 1567–1569 и 1892, 20, стр. 748–749. Здесь сообщаются и подробности об избрании, наречении и посвящении сего епископа и почти единовременно с ним посвященного во епископы Горно-Карловицкой епархии Михаила Груича. В чине наречения корреспондентом, достопочтенным о. прот. Ф. К-ичем отмечена особенность, нами выше указанная, т. е. что во время провозглашения многолетий митрополит и присутствовавшие епископы за столом посреди храма вкушали вместе с новонареченным от раздробленной просфоры, «чокаясь» запивали вином и поздравляли друг друга (Ц. Вед. 1892, 20, стр. 748). – Речь еп. Никанора– при посвящении – напечатана в Срп. Сионе, 1892, 3, стр. 36–38.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем и не читай более; з) лучшее время для чтения слова Божия – утро, житий – после обеда, св. отцов – незадолго перед сном. Можно, следовательно, касаться всего понемногу каждый день. Ср. Сборник аскетических писаний, стр. 34 (Избранные из Св. отцов духовные маргариты). 275 Собран. писем, вып. V, стр. 40; ср. Начертание, стр. 128. Вообще о порядке стяжания добродетелей и какие расположения требуются в стяжании их, можно найти в переведенной преосвящ. Феофаном с греческого книге «Невидимая брань». Так напр. в первой части её – главы: 36, 37, 38, 39, 40, 41 и 42, стр. 156 и д. 290 Понятие христианской любви в Св. Писании и в патристических произведениях обозначается термином γπη. Этот термин специфически-христианский и обозначает свободную и сознательную любовь, соединенную всегда с самопожертвованием и самоотречением (Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению, т. стр. 370). 298 Там же, стр. 425 и д. Преосвяш. Феофан, объясняя слова ап. Павла: «братолюбием друг ко другу любезни», говорит: «любезни указываем собственно на родственную любовь; а братолюбие из круга родственной любви выбирает братскую» (Толков. IX–XVI гл. посл. Римл.) Рим.12:10 , стр. 212; ср. Толков. перв. 8 гл. посл. Римл. ( Рим.1:31 , ст. 125). 313 Путь ко спасению, стр. 239–240; О значении общественной и церковной молитвы см. Начертание, стр. 408 и «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении», стр. 38–39 (Наставления св. Иоанна Златоуста ); ср. Письма о духовной жизни, стр. 67, 136–137. 314 Там же, стр. 240. Вообще о молитве и в частности о молитве Иисусовой в деле невидимой брани говорится довольно подробно в книге «Невидимая брань» – см. первую часть этой книги – главы с 46 по 53 включительно; стр. 186–214. 315 Начертание христианск. нравоучения, стр. 393; ср. Иноков Каллиста и Игнатия наставление для безмолствуюших, Доброт олюбие, т. V, стр. 340, § 10. 316 Там же, стр. 399; ср. Святоотеческ. наставления о молитве и трезвении, стр. 50–51; стр. 52 – «Молитва есть глава всех добродетелей, корень и основание спасительной жизни» (Наставл. Св. Иоанна Златоуста ); стр. 55 – «Молитвы суть нервы души» (Наставл. его-же). 319 Путь ко спасению, стр. 240; ср. Святоотеч. настав. о молитве и трезвении, стр. 75 («Если, говорит св. И. Златоуст, разговаривая с добродетельным человеком, получаем не малую пользу; то с Богом беседовать сподобившийся, каких не получит благ? Ибо молитва есть беседа с Богом»)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Германа Ангелича – в Церк. Ведом. 1889. 21, стр. 595–601. 202 Српски Сион, 1894, 14, стр. 209–210 – благодарность Народного Училищного Совета за основание «фонда св. Савы». 203 Церк. Вестн. 1890, 20, стр. 345. – Сведения о содержании патриарха, епископов и приходских священников – в Церк. Вед. 1888, 35, стр. 955–958. Законопроект о размерах содержания высшего и низшего духовенства в Карловицкой митрополии напечатан в Срп. Сионе, 1892 г. 2 и 3. 204 Српски Сион, 1892, 14, стр. 213–214. Некролог и о погребении – там же, 16, стр. 266–268. См. еще Весник српске цркве, 1892, апр. стр. 408–410. 205 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287–289. Вся речь приведена в дословном русском переводе в Церк. Вед. 1892, 28, стр. 1010–1012. 206 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287; Весник срп. цркве, 1893, 2, стр. 158. Нужно заметить, что Будимская епархия, при обширной территории (она раскинута от Пресбурга до Фюнфкирхена) весьма бедна по населенности (всего насчитывается в ней не более 17000 душ), вследствие чего и храмы, и приходы, и школы в этой бедной епархии находятся в большом небрежении и запустении. Церк. Вед. 1896, 8, стр. 311. 209 О сем преосвященном, как и о епископе Пакрацком нам не удалось собрать биографических сведений. 211 В 1893 г. в Бачкской епархии насчитывалось всего 130,383 души. Српски Сион, 1893, 17, стр. 265, из «Првог uзbeшmaja enapxuje бачке». 214 Весник Српске цркве, 1894, май, стр. 483. Речь его при первом вступлении на архиерейскую кафедру в Новом Саде напечатана в Српск. Сионе, 1894, 21, стр. 322–324. 217 Церк. Вед. 1891, 44, стр. 1567–1569 и 1892, 20, стр. 748–749. Здесь сообщаются и подробности об избрании, наречении и посвящении сего епископа и почти единовременно с ним посвященного во епископы Горно-Карловицкой епархии Михаила Груича. В чине наречения корреспондентом, достопочтенным о. прот. Ф. К-ичем отмечена особенность, нами выше указанная, т. е. что во время провозглашения многолетий митрополит и присутствовавшие епископы за столом посреди храма вкушали вместе с новонареченным от раздробленной просфоры, «чокаясь» запивали вином и поздравляли друг друга (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Благоверный же царь и митрополит Макарий и весь соборъ зело похвалиша ю. Бог же, не терпя хулы на Преподобного, посылает Кассиану жезл наказания»... 209 Одно напеч. в Др. Р. Вивл. т. XVI, стр. 240, другое Ркп. Имп. П. Б. по кат. Ркп. Гр. Толстова, II отд. 68, стр. 202. Ркп. Н. С. Б. 1489. 214 Одно нах. в Ркп. Имп. П. Б. по кат. Гр. Толстова, II отд. 68, стр. 275, другое 341, стр. 45. 216 Доп. к Акт. Ист. т. I, 211. Ркп. Гр. Толстова II отд. стр. 277. Здесь послание надписывается: «некоему о Христе брату, еже сохранити сия заповеди царствия ради небесного». 222 Ркп. Иосифа Волок. монастыря в 8 д. 22, в Пуб. Биб. ркп. Гр. Толстова II отд. 68, стр. 202. 224 Ркп. Гр. Толстова II отд. 12, стр. 539 и 341, стр. 77 (здесь по ошибке надписано «Ив. Ив. Челяднину») и 68, стр. 222. 228 Чтобы лучше видеть постепенность развития убеждений Пр. Отца и чтобы показать важность побуждений к написанию того или другого послания, мы считаем себя вправе повторить, у места, некоторые события из его биографии. 229 Этот Вассиан был рукоположен из Спасского архимандрита в епископа Ростовского в 1469 г. (Соф. вр. стр. 96). Ум. 28 марта 1481 г. (Там же, стр. 222). 230 Нифонт из архимандритов Симонова монастыря сделан епископомъ Суздальским, 9 декабр. 1485 г. (Карамз. п. пр. 629). Первые годы иночества провел он в Боровском монастыре, вместе с Иосифом. Будучи епископом, Нифонт принимал деятельное участие в борьбе с еретиками, получил, от Геннадия архиепископа Новгородского, грамоту, касательно открытой в Новгороде ереси (ркп. Гр. Толстова, II отд. 341, стр. 296), присутствовал на первом соборе против еретиков; (Просв. стр. 55; Соф. вр. II, 237. Кар. IV; стр. 324), участвовал в постановлении митрополита Симона (Кар. стр. 326): был на соборе 1503 г. (Акт. Археогр. т. I, 382) и умер 8 марта 1508 г. (Кар. VII, стр. 383). 232 Изложенное в этом месте мнение Иосифа буквально повторяется в посдедних словах «Просветителя». 233 Митрофан пользовался особенной доверенностью Василия Ивановича. В 1506 г. он вместе с другими исходатайствовал у князя помилование Константину Острожскому (Кар. VII. пр. 60), в 1507 г. сделан еп. Коломенским (там же, пр. 383 в 1509 г.); принимал участие в оправдании Иосифа в борьбе последнего с Серапионом (Акт. Ист. т. I, стр. 530) Вас. Иоанн. брал его с собой во время путешествия, в 1509 г., в Новгород и Псков, где Митрофан, за отбытием местного епископа, пробыл целый год, этот епископ оставил кафедру в 1518 г. (Соф. вр. 310).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

485 Лет. о мят., стр. 214. По сообщению Бэра, Гермоген был заключен на Кириллово подворье – Сказ. соврем. о Дим. сам., т. I, стр. 209; V, 87. 492 А. Э. II, 188. стр. 322. Автор летописи о мятежах говорит, что архиепископ Сергий был в розни с Шеиным, потому что хотел сдаться королю. По свидетельству-же Кобержицкого, Шеин, с совета архиепископа Сергия, не хотел ни слушать, ни толковать предложений о сдаче. Костомаров, Смут. время, т. III, стр. 352; См. о том же – ист. рус. цер. Пр. Мак., т. X, стр. 205. 499 Карамзин, т. XII, прим. 793. – Платонов, Очерки по ист. смуты, стр. 502. – Костомаров, См. вр., т. III, стр. 171–174. 527 Там же. – Нов. лет., стр. 146. – А. Э. II. 202. – Сказ. совр. о Дим. Самозв., т. V, стр. 87. В Рукописи Фил. (Сб. Мух., стр. 319) сказано: генваря в 17 день святейший Гермоген патриарх мученически за веру Христову скончась, от зноя затхошася... По польским известиям, Гермоген удавлен был (Ист. р. ц. Пр. М., т. X, стр. 156, прим. 107). 528 Прав, соб., 1866, июнь. Мощи свящеиномученника Гермогена при перенесении их в Успенский собор были найдены нетленными. В 1812 г. враги – грабители извлекли их из ящика, думая, что там скрыты сокровища. По изгнании Наполеона из Москвы мощи Гермогена найдены нетленными на полу. Толстой, расск. из ист. рус. цер., стр. 432, пр. 31 – по изд. 5-му. 535 Эпитеты эти мы заимствуем из так называемой Новой повести о Московском государстве. Взгляды на события, говорит об этом произведении исследователь их Платонов (Древ. рус. сказ. о смут. врем., стр. 102), отзывы о лицах, тон, которым говорит автор о том или другом современном явлении, драгоцены для историка потому, что помогают ему уловить и воссоздать первые проблески того общественного настроения, которое быстро окрепло, сплотило народную массу одним национальным чувством и повело к возвращению государственного порядка и национальной самостоятельности. 551 Говоря о точной посылке грамоты в Казань в июле, он замечает, что она составлена по прежписанному (сказ., стр. 253). Выражением по прежписанному, по мнению Скворцова, предполагается, что и раньше этого из монастыря посылались грамоты (Скворцов, Пр. Дионисий, стр. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

153 Тертуллиан . О терпении, X. Твор. Ч. 2-я, стр. 77–78 и св. Киприан Карфагенский . О благе терпения. «Ты ведь знаешь, знаешь ясно, – пишет св. Златоуст ученице своей св. Олимпиаде, – что нет ничего равного терпению, что оно в особенности царица добродетелей, основание совершенства, безмятежная пристань, мир во время войны, тишина во время бури, безопасность среди злоумышлений, знаешь, что оно делает обладающего им крепче адаманта, что ему не в силах повредить ни выдвигаемые оружия, ни построенные в боевом порядке войска, ни подводимые (стенобитные) машины, ни стрелы, ни пускаемые копья, ни самое полчище демонов, ни страшные полки сопротивных сил, ни сам диавол, выступающий в бой со своим войском и хитростью» (Письмо 7-е к Олимпиаде – Твор. III, стр. 631). 155 Сравн.: Филарет, митр. Московский. Слово в день памяти прп. Сергия. Слова и речи. Ч. III. М., 1851 г., стр. 93–94. 168 Его же. Там же, § 214, § 1. Твор. II, стр. 242. Твор. I, стр. 175. См.: «Изречения египетских старцев», § 73. Отечник, стр. 359. 170 Антоний, архиеп. Воронежский – см. книгу о нем: «Преосвящ. Антоний, архиеп. Воронежский и Задонский (1773–1846 гг.)». Воронеж, 1890 г., стр. 55. 174 Филарет, митр. Московский. Слово в день обрет. мощей прп. Сергия во время губит. болезни. Слова и речи. Ч. III. М., 1861 г., стр. 77. 183 Повести из жизни египетских подвижников. Отечник, § 14, стр. 401–403; см. также Пролог 15 февраля. 194 Филарет, митр. Московский. Слово в день обрет. мощей прп. Сергия. Слова и речи. Ч. III. М., 1861 г., стр. 78. 198 Еп. Игнатий Брянчанинов . Соч. Т. I, изд. 1-е, стр. 257–274; прп. Варсанофий Вел. говорит: «Все, что ни случается с человеком, случается к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем себя укорял как недостойного». (Отв. 690.) 206 Свт. Тихон Задонский . Твор. II, § 214, п. 20, стр. 276. Пример терпения: во время жизни св. Иоанна Златоуста (IV в.) много лет в глубокой пустыне подвизался преподобный Иеракс. Однажды бесы явились к нему видимым образом и сказали: «Старец! Ты проживешь еще полсотни лет; возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!»

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

I. Златоуста IX–X в.; 10) Творения Кирилла Александрийского 1466 г. и многие другие рукописи. В своих учёных занятиях на Синае епископ Порфирий пользовался сотрудничеством своих сослуживцев: епископа Феофана (стр. 2, 79, 94, 109, 123, 130, 131, 171, 176, 182), Петра Соловьева (стр. 88) и П. Крылова (стр. 229). О рукописи 2, X–XI в., содержащей в себе Ветхий Завет , еп. Порфирий замечает: «эту рукопись рассматривал помощник мой, иеромонах иерусалимской миссии нашей Феофан. Сам я не заглянул в нее по недостатку времени. Теперь жалею об этом» (стр. 2). О рукописи 3, содержащей в себе Ветхий Завет , такая же заметка: «и эту рукопись отметил оный же Феофан, а я не рассматривал ее» (там же). «Вся эта рукопись, пишет еп. Порфирий о рукописной Псалтири с Новым Заветом 1242 г. 71 (2123), написана так мелко и так сокращенно под титлами, что читать ее весьма трудно. Несколько живописных изображений, помещённых в ней, отподоблены спутником моим Петром Соловьёвым чрез прозрачную бумагу, но по недостатку времени не раскрашены, кроме портретов Михаила и Иоанна Палеолога и кроме глобуса и скипетра византийского орла и руки со скипетром, кои разрисованы красками точь-в-точь» (стр. 88). Рукописи творений пр. Феодора Студита «видел и отметил не я, а состоявший при мне студент Крылов Николай» (стр. 229). На долю епископа Феофана, сопутствовавшего пр. Порфирию Успенскому в его ученой экскурсии на Синай в качестве иеромонаха и члена Духовной Миссии в Иерусалим, выпала обязанность описать кратко или, как выражается епископ Порфирий, отметить следующие рукописи: 3 Ветхий Завет (стр. 2), грузинскую рукопись 66 (стр. 94), четвероевангелие 1067 г. 74 (стр. 94), 95 (стр. 109), семь литургий Златоустого в 4° 138–139 (стр. 123), 5 миней на пергамине и 45 миней, но «на пергамине или бумаге этого не отметил», 165–214 (стр. 130), две триоди на пергамине 221–222 (стр. 131), Параклитик в семи экземплярах (стр. 133), Стихирарь на пергамине «с нотными песнопениями по дням с рисунками святых» М 316 (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

К. 1894. (Визант. Временник, 1894 г., т. I, вып. 1, стр. 207–213). Русские поминки по Цахариэ-фон-Лингенталь (там же, вып. 2, стр. 464–468). —346— Кому принадлежат канонические ответы, автором которых считался Иоанн, еп. китрский? (там же, вып. 3–4, стр. 493–502). О начале Галицкой и Литовской митрополии (Русск. Обозр. 1894 г., май, стр. 214–251). По поводу полемики против сенатского толкования о давности в применении к церковным землям (там же, декабрь, стр. 602–625). О каталоге греческих рукописей Иерусалимской патриархии (Древности, труды Императ. Моск. Археолог. Общ. 1894 г., т. XV, вып. 1, стр. 69–79). Неизданные памятники византийск. права: 1) Синодальное постановление п. Сисиния о невенчании второбрачных (Визант. Врем. 1895 г., 7, 11, вып. 1–2, стр. 152–159). 2) Канонические ответы Никиты, м-та Ираклийского (XI–XII в.) в их первоначальном виде и в позднейшей переработке Матвея Властаря (там же, стр. 160–176). 3) Канонические ответы Никиты, м-та Солунского (там же, т. II, вып. 3, стр. 278–387). 4) Синодальный акт конст. п-ха Михаила Анхиала 1171 г. о приводе архиереев к присяге на верность императору Михаилу Комнину и его новорожденному сыну Алексею, с формою самой присяги (там же, стр. 388–393). 5) Синодальное постановление конст. п-ха Харитона (1177–1178 г.) о третьем браке, редактированное Феодором Вальсамоном (там же, вып. 4, стр. 503–511). 6) Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе (там же, 1896 г., т. III, вып. 1, стр. 18–82). К вопросу о хронологическом отношении между Аристином и Зонарою, как писателями толкований на церковные правила (Ж. М. Н. Пр. 1896, янв., стр. 172–199). Последним ученым трудом Ал. Ст-ча было «новое от начала до конца переработанное» издание его «Номоканона при Б. Требнике» (М. 1897; то же в Учен. Зап. Моск. унив., вып. 14. О научных качествах этого издания и отличиях его от первого издания той же книги см. —347— заметки проф. Н. А. Заозерского – в март. книжке «Богосл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постепенное усиление этого явления было тем естественнее, что с последующими разделами Польши в России оказывалось большее и большее число польских, интеллигентных людей, с которыми труднее и труднее было бороться русским, интеллигентным силам. Это естественное, но в высшей степени несправедливое, по отношению к русскому народу, направление изменено было, благодаря присутствию в русском народе, и восточной и западной России, большой строительной, исторической силы. В то самое время, когда в Белоруссии, по-видимому, так решительно и бесповоротно остановились, в пользу латинства и полонизма, и распространение православия, и православное оживление унии, белорусские униаты сами стали вновь вырываться из рук латинян – поляков и стремиться к сближению с православным, русским народом; возникло вновь и прямое, и постепенное воссоединение униатов и выработалось то великое событие, которое известно под именем воссоединения униатов в 1839 года 8 Зборовский договор (1649 г.). Истор. ун. Бант. Каменск., стр. 100, по изд. 1866 г.; Лит. церк. ун., т. 2, стр. 209–221. 10 Известное столкновение Петра с униатами в Полоцке (1705 г.) и ссылка луцкого униатского епископа Жабокрицкого. Истор. ун. Бант. Каменск., стр. 137–139, 141; Лит. церк. ун., т. 2, стр. 242 и 237. 11 Арх. к. ч. 3, т. 2, CCLXXXVII. Петр вынужден был это сделать на основании прутского договора с Турцией. См. ист. Росс. Солов., т. XVI, стр. 92 и 127–130. 19 Картина этого разорения в Могилевской области, где была опора белорусского православия, хорошо очерчена в записках игумена Ореста. Археогр. Сборн., т. 2, стр. XL–LXVI. 20 Около виленского святодухова монастыря группировались монастыри: кронский, кейданский, сурдекский, друйский, минский-петропавловский, грозовский, вилейский, и женские: виленский-блоговещенский и минский-петропавловский. Около слуцкого троицкого монастыря группировались: слуцкий-преображенский, мороцкий, старчицкий, грозовский, заблудовский и слуцкий женский св. Илии. Арх. св. с. д. 1785 98. 23 Там же, стр. 278. Даже в слуцкой области, в которой православие было в сравнительно лучшем положении, в православных церквах трудно было служить, потому что не было книг и не на что было купить церковного вина. Русск. Арх. за 1864. г., стр. 279–3. 25 Лит. церк. ун., т. 2, стр. 236–237. Новые, богатые документы касательно этого дела, изданы киевскою арх. комиссией. Арх. к. ч. 1, т. 4, стр. 141, 149, 203, 205, 207, 214., 229, 230. 28 Униатский епископ Жабокрицкий был сослан в Россию по приказанию Петра, Кирилл Шумлянский не хотел быть униатом. 36 Арх. киевск., ч. 6, т. 2, см. инвентарь имений до половины XVIII стол. например 21, 27, 37, 39, 40, 42 и друг. 40 Некоторые из свидетельств о рукоположении укр. Священников в Валахии с 1741 по 1764. г., Арх. к., ч. 1, т. 3, стр. 367, 137, 361; т. 2, стр. 57, 100; т. 3, стр. 175; т. 2, стр. 67. 41 Подробное исследование этого можно читать в сочинении А. Ф. Хойнацкого: Западнорусская церковная уния в её богослужении и обрядах. Киев 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010