Что святой Павел был в ту пору еще в Коринфе, это видно из того, что в надписании послания сего он вместе с собою ставит и спутников своих — Силу и Тимофея, а они оба вместе были при нем только в Коринфе. После же отбытия святого Павла из сего города, святого Тимофея встречаем при нем в Ефесе (Деян-19, 22); но о святом Силе нигде уже потом не поминается как о спутнике святого Павла. Поэтому нельзя относить написание второго послания к Солунянам к какому-либо времени после пребывания святого Павла в Коринфе и к какому-либо другому месту, кроме Коринфа. Что оно писано к концу пребывания святого Павла в Коринфе, можно наводить из того, что в нем (3, 2) Апостол просит молиться об избавлении его от злых и лукавых человеков, чем намекает он, вероятно, на восстание против него в Коринфе (Деян. 18, 12–17); а оно случилось пред концом его там пребывания (Деян. 18, 18). Таким образом, если первое послание написано в 54 году, то нет основания относить к позднейшему этого года времени написание и второго. 3. РАЗДЕЛЕНИЕ Из содержания сего послания уже видно, какой состав его и какие в нем части. После обычных надписания и приветствия — 1. 1–2 святой Павел сначала хвалит доброе в солунянах и воодушевляет их на терпение — 1, 3 -12; потом рассеивает их неправые мысли о втором пришествии Христовом с нравственными из того уроками — глава 2; наконец обличает бесчинно ходящих и убеждает их исправиться, вставляя это обличение в заключительную речь — глава 3. Означим эти части так: часть первая — воодушевительный очерк светлой стороны солунян; вторая — вероисправительная; третья — нравоисправительная. Более подробное развитие мыслей каждой части будет помещаемо в самом Толковании. ПРЕДИСЛОВИЕ а) Надпись и приветствие (1, 1–2) Глава 1, стихи 1 и 2. Павел и Силуан и Тимофей Церкви Солунстей о Бозе Отце нашем и Господе Иисусе Христе. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Эта надпись и приветствие слово в слово сходны с надписью и приветствием первого послания к Солунянам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru ). 2 Ср.: Типикон, 1 августа, 3-е «зри»: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир. 3 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1-й: «Ты Бога человеком соединила еси...», в этом случае поется перед «Слава, и ныне». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 5 Там же. С. 65–67. 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86. 9 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. 11 Там же. С. 65–67. 12 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 14 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-13/

А если люди, живущие там, восстают против строительства храма, они могут получить проклятье вместо благословения, ожидаемого от построения храма. Смотрите, что сказано в Первой книге Царей (2:25): «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу. Если же человек согрешит против Господа (а согрешающий против храма, согрешает против Господа) , то кто будет ходатаем о нем?». Поклонение поясу Божией Матери или кресту, и другим неодушевленным предметам, и молитвенное обращение к ним, что это может означать? И есть ли какие-то библейские прецеденты по этому вопросу? - Я бы назвал три прецедента. Во-первых, апостол Павел говорит: «Крестом Твоим похваляемся», т.е. он считал, что единственное, чем мы можем хвалиться, это крестом Господним. Это мы находим в Писании. По поводу неодушевленных предметов, пояса или чего-то подобного, мы можем в книге Деяний найти текст – это 19 глава книги Деяний святых апостолов, 11-12 стих: «Бог же творил немало чудес руками Павла так, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них». Вот здесь мы видим, как совершенно неодушевленные предметы – платки и опоясания возлагались на людей в отсутствие Павла, и больные получали исцеление, и даже злые духи выходили из этих людей. Но есть очень интересный текст в Ветхом Завете – это Книга Чисел, 21 глава, 16-17-18 стих: «Отсюда отправились к Беэр (что значит «колодец», место это было названо так, потому что Бог чудесным образом устроил там колодезь для них). Тогда воспел Израиль песнь свою: «Наполняйся колодезь, пойте ему!». Колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа, законодатели жезлами своими, из пустыни отправились в Матану». Т.е. это была какая-то стоянка, и при помощи Моисея-законодателя, и все князья колен израильского народа своими жезлами выкопали, и вот это песнопение – «наполняйся, колодезь, пойте ему». Конечно, нельзя сказать, что это вот именно такая молитва, обращенная к колодцу. Или, например, что почитание креста, оно как-то отдельно от почитания страдающего Христа. Или почитание пояса Божией Матери, оно как бы отдельно от самой Божией Матери. Как платки и опоясания Павла не были просто платками и просто опоясаниями, иначе каждый имеющий платок мог бы им исцелять. А книга Деяний говорит, что это апостола Павла платки и опоясания. Как они оказались в руках других людей? Наверное, зная о чудесных свойствах этого Божьего угодника, люди предлагали ему платки, подносили опоясания, люди понимали, что предметы, которые соприкасались с ним, они источали благодать. А что удивляться? Если в книге Деяний апостолов сказано, что тень проходящих апостолов исцеляла людей! Больных выносили на улицу и их клали по предположительному маршруту, где пройдут апостолы и где будет их тень. Люди даже этим довольствовались и получали реальные исцеления, реальные чудеса!

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и преподобного, глас 7й: «Честна пред Господем…». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1й: «Вознесох избранного…»; и преподобного, глас 6й: «Блажен муж, бояйся Господа…». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и преподобного: «В память вечную…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4го гласа: «Еже от века…». 6 118й псалом (17я кафизма) поется на 5й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1й, во второй день 2й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен Предтечи, глас 7-й: «Возвеселится праведник о Господе...» (со стихом). Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Предтечи. По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Причастен: «Вкусите и видите...», и Предтечи: «В память вечную...». На отпусте иерей поминает в качестве дневных святых сначала св. Иоанна Предтечу, потом святого следующего дня – свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Примечание. Канон рядового святого (25 февраля, свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри». Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава). 1 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас. 2 В Служебнике: «Давидови». 3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551. 4 Там же. 5 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет. 6 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас. 7 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339. 9 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...». 10 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 552. 11 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-09/

Богородицы из совр. Минеи и канон на память св. праведных Богоотец Иоакима и Анны), известный по рукописям (см.: Ταμεον. Σ. 40), 2-го гласа, с акростихом: Η τν χαρν τξουσα, τκτεται κρη (Радость родившая, рождается девица), авторства Георгия (имя автора указано в богородичнах), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Η το κσμου σμερον χαρ (Мира днесь радость) (этот канон есть только в греч. Минее); канон с алфавитным акростихом, 1-го гласа, ирмос:     нач.:       (этот канон содержится только в слав. Минее); 3 цикла стихир-подобнов (стихиры на хвалитех в греч. и слав. Минее разные); 3 самогласна; седальны (в греч. Минее - 5, в слав.- 4 (3 седальна совпадают); один из седальнов по кафизмам употребляется в качестве отпустительного тропаря праздника в Студийско-Алексиевском Типиконе); седален по полиелее (только в греч. Минее; употребление этого седальна весьма странно, т. к. др. элементы полиелейной службы (напр., стихиры по Пс 50) не указаны); светильны разные (в греч. Минее помещены 2 светильна); литургические чтения совпадают с указанными 9 сент. В Минее (МП) 9 дек. излагается бденная служба в честь З. А. Б., которая содержит дополнительные циклы стихир для малой вечерни, паремии Богородице, стихиры на литии, седален по полиелее (совпадает с седальном по 1-й кафизме на Рождество Пресв. Богородицы), величание, в к-ром прославляется Богородица и ее родители, Евангелие утрени - Лк 1. 39-49. 56 (читается на все Богородичные праздники), стихира по Пс 50. По рукописям известны песнопения З. А. Б., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, нач.:        (Минея ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 36), дополнительные кондаки: 4-го гласа Τς πρς ννος το θεο προθυμας (К Анне Божиего благоволения) и плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ως πλατυτρα ορανν (Яко ширшая небес) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 81); дополнительные икосы (Там же. С. 171, 55, 91 (отд. паг.)). Кроме того, в 1890 г. в Афинах была издана служба предпразднства З.

http://pravenc.ru/text/182729.html

23 ноября/6 декабря 1900. Четверг. Перевод Нового Завета совсем кончен; ныне последнее чтение, и проверка закончена. Остается напечатанье, к чему уже приступили. Петр Исикава начал печатать свою «Историю Православной Церкви в Японии». Будет два тома пока, в семьсот экземпляров, с двадцатью или более снимками церковных зданий и людей. Все издание будет стоить ен 500. Нечего делать! Пусть сохранятся следы Промысла Божия в самых зародышах Церквей. Для истории собственно – весьма рано; для подбирания первых крупиц благодати, пекущейся о спасении языческого народа, самое время – живы еще по Церквам первые христиане, от которых можно узнать, как зародилась Церковь ; но уже начинают они отходить в вечность, оставляя место второму поколению, для которого начало скрывается вдали. Сегодня же Исикава говорил: «Хорошо, что я посетил те и те Церкви; то и дело, что приходят известия о смерти стариков, от которых я собирал сведения, которых теперь уже нельзя было бы добыть». 24 ноября/7 декабря 1900. Пятница. Приступили мы с Накаем к исправлению Псалтири, напечатанной пятнадцать лет тому назад. Оказывается, однако, что поправок придется сделать не очень много. О. Павел Косуги описывает свою поездку по Церквам. Хвалит город Ивамацу, где будто бы много слушателей у Фомы Маки; крестил там одного. И, конечно, как во всяком письме своем, просит о. Косуги денег – ныне на лечение жены своей Агафьи. Павел Сибанай, катехизатор в Саннохе, пишет, что дочь его, имеющая право на поступление в Женскую школу, больна; просит вместо нее принять дочь одного христианина с взносом 2 1/2 ены в месяц. Боюсь, что обманет: когда выздоровеет дочь, станет просить принять и ее. Впрочем, послал я письмо его в Женскую школу – пусть сделают, как хотят. Хорошо бы, конечно, раскрыть дверь в школу шире; сегодня же и еще один христианин приходил просить принять сироту-девочку, дочь недавно умершего усердного христианина, в школу. Но что же делать, коли школа тесна? До последней возможности набита она ныне, а девочек двадцать пять состоят кандидатками на поступление и ждут своей очереди. Построить бы больше здание? Места нет. Купить бы больше места? Денег нет, да и места под рукою нет, а вдали неудобно. Вот если бы в Семинарию просилось столько, то можно бы перескочить чрез все эти препятствия. Но увы! Сыновей своих христиане метят в приобретателей денежных служб, и потому посылают в мирские школы. В Семинарию перепадает самая малость, и то или бедняки, или больные. Исключение составляет только Корнилий Асано, в Янайбара, выражающийся, что служба по духовной части ныне самая необходимая в Японии, и потому шлющий в Семинарию своих здоровых сыновей, которых ныне двое здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради... яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф.6:11–12 ). Итак, кто печалится по Боге, тот получает от этого великую пользу. Если же претерпевающее побои блаженнее тех, которые наносят их; если наши 19 страдальцы блаженнее язычников, живущих в покое, и скорбящие – веселящихся: какой же еще будет у нас повод к скорби? Поэтому никого не должно называть блаженным, кроме живущего только по Боге; этих одних ублажает и Писание. «Блажен, – говорит, – муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). «Блажен... егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его» ( Пс.93:12 ). «Блажени непорочнии в путь» ( Пс.118:1 ). «Блажени вси надеющиися Нань» ( Пс.2:12 ). «Блажен язык, емуже... Господь Бог его» ( Пс.32:12 ). Блажен, кого не осудила душа его. Блажен муж, бояйся Господа» ( Пс.111:1 ). И Христос опять говорит так: «Блажени плачущии... блажени нищии... блажени кротцыи... блажени миротворцы... блажени изгнани правды ради» ( Мф.5:3–11 ). Видишь, как Божественные законы везде ублажают, ни кого-либо из богатых, ни из знатных родом, ни из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел или страданий был страх Божий; и если ты преднасадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль по Богу принесет нам великую радость. Кто только часто молился со скорбью и проливал слезы, те знают, какую получили они радость, как очищали совесть, как восставали с благой надеждой. Это потому что, как я всегда говорю, не свойство вещей, а мысль наша обыкновенно печалит и радует нас. Итак, если мы настроим ее, каковой ей быть должно, то будем иметь залог всякого благодушия. Как телу вредит и пользует не столько свойство воздуха и внешние удары, сколько собственное устройство, так и с душою, и тем еще более, что там необходимость природы, а здесь все зависит от свободной воли. Поэтому Павел, претерпев бесчисленные бедствия: кораблекрушения, брани, насилия, наветы, нападения разбойников, и все, чего и исчислить словом невозможно, и умирая каждый день, не только не скорбел и не роптал, но и хвалился, и радовался, и говорил: «Ныне радуюся во страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей» ( Кол.1:24 ). И опять: «Не точию же, но и хвалимся в скорбех» ( Рим.5:3 ). А хвалиться значит радоваться в высшей степени. Аминь». (Извлечение из 17-й беседы св. Иоанна Златоустог о к Антиохийскому народу. «Беседы к Антиох. народу», т. I, изд. 2-е 1859, стр. 531 и сл.; см. Церк. Ведом., изд. при Св. Син. за 1888 г. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак и икос блаженного, глас 2й; седален блаженного, глас 8й. «Слава» – ин седален блаженного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 5й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11й. «Слава» – светилен блаженного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5й – 4, и блаженного, глас 4й и глас 8й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 11я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь блаженного. Кондаки блаженного и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6 и блаженного, песнь 3я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь блаженного. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь блаженного; кондак воскресный. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь блаженного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и блаженного. Апостол и Евангелие – дня и блаженного. 1 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 88–96). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 286–313) значительно изменен и дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 3 Там же. С. 27, 65–67. 4 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 89–89 об.) указывают тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В немощи человеческой плоти открывается сила Божия, дарующая нашему телу причастие воскресения и бессмертия 1. Весьма ясно Апостол показывает, что человек предан своей немощи, чтобы он, превознесшись некогда, не уклонился от истины, когда во втором (послании) к коринфянам говорит: «и чтоб я не превозносился высокостью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня. И потому я прежде молил Господа, чтобы Тот отстал от меня; но (Господь) сказал мне: довольно тебе благодати Моей; ибо сила совершается в немощи. Итак я, охотнее буду хвалиться немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:7–9 ). Что же? – кто нибудь скажет, – Господь хотел, чтоб Апостол был так удручаем и терпел такую немощь? Точно так, говорит Слово. Ибо сила совершается в немощи, делая лучшим того, кто через свою немощь познает силу Божию. Ибо каким образом человек узнал бы, что он слаб и по природе смертен, Бог же бессмертен и могуществен, если опытом не познал бы то и другое? Познать свою немощь посредством терпения не есть зло, напротив хорошо не заблуждаться относительно своей природы. Но возношение против Бога и преувеличение своей славы, делая человека неблагодарным, причиняет ему много зла, так что человек отдалил от себя и истину и любовь к Создавшему его 134 . Испытание же того и другого дало ему истинное познание о Боге и человеке, и умножало его любовь к Богу. А где умножается» любовь, там большая слава совершается силою Божиею для любящих Его. 2. Итак, они (еретики) отвергают могущество Божие и не обращают внимания на Слово (Божие), смотря только на немощь плоти, но не видя силы Того, Кто воскрешает ее из мертвых. Ибо, если не оживляет смертного и не изводит тленного в нетление, то Бог не могуществен. А что Он могуществен во всем этом, мы должны понять из нашего происхождения, ибо Бог взял персть от земли и создал человека. Но гораздо труднее и невероятнее из несуществующих костей, нерв, жил и прочих составных частей человека привести в бытие и создать одушевленное и разумное существо, человека, нежели сотворенное и потом обратившееся в землю, по вышесказанным причинам, опять восстановить, после того, как оно перешло в то, из чего вначале создан человек, еще не существовавший. Ибо Тот, Кто вначале не существовавшего (человека) привел в бытие, когда хотел, тем более может по Своей воле опять возвратить уже существовавших в жизнь, Им даруемую. А плоть будет способна принять и вместить силу Божию, когда она в начале приняла на себя художество Божие; так одно стало глаз видящий, иное ухо слышащее, другое рука осязающая и действующая, иное нервы повсюду протянутые и соединяющие члены, иное артерия и вены, проводники крови и дыхания, другое – различные внутренние органы, иное кровь, служащая связью между душою и телом. Да что? Нельзя пересказать все устройство человеческих членов, которое произошло не иначе как по великой премудрости Божией. А то, что причастно премудрости Бога, то причастно и силы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010