Кто же этот брат? Одни разумеют Луку, по причине евангельской истории, им написанной, другие Варнаву, так как (апостол) и устную проповедь называл евангелием. Почему же он не называет их имен, тогда как Тита и по имени называет, и упоминает о содействии его в проповедании Евангелия – он столько был полезен, что в его отсутствие Павел не мог совершить ничего великого и важного: «я не имел покоя духу моему, – говорит он, – потому что не нашел там брата моего Тита» ( 2Кор.2:13 ), и говорит о любви его к ним: «и сердце его весьма расположено к вам» ( 2Кор.7:15 ), и о ревности его в собирании милостыни: «пошел к вам добровольно»; а этих, напротив, не хвалит подобным образом и даже имен их не упоминает? Что сказать на это? Может быть, они неизвестны были (коринфянам), поэтому и не распространяется в похвалах им, так как добродетелей их (коринфяне) еще не изведали, но говорит об них, сколько нужно было, чтобы внушить о них доброе мнение и удалить подозрение. Однако посмотрим, за что он хвалит и этого самого брата. Итак, за что же хвалит? Во-первых, за проповедь и за то, что не только проповедовал, но даже проповедовал как должно и с надлежащим тщанием. Не сказал, что проповедующего и благовествующего, но – «похваляемого за благовествование». И чтобы не подумали, что льстит ему, приводит в свидетели не одного, не двух, не трех человек, но все церкви, говоря: «по всем церквам». Потом обращает ему в честь суд рукоположивших его, – что также немаловажно. Потому-то вслед за словами: «во всех церквах похваляемого за благовествование», присовокупил: «не только же» ( 2Кор.8:18 ). Что значит – «не только же»? Он достоин уважения не только потому, что за проповедь все одобряют его и хвалят, но и потому, что он «избран... от церквей сопутствовать нам» ( «освящен от церквей с нами»). Отсюда догадываюсь, что (апостол) разумеет Варнаву. Далее означает великое достоинство его, указывая, для чего он рукоположен: «сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим» ( «с нами ходити, со благодатию сею служимою нами»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Параллельно поступил в С.-Петербургскую консерваторию, где 2 года занимался у А. К. Глазунова и В. П. Калафати. Написал учебник элементарной теории музыки для средних учебных заведений (изд.: СПб., 1912). После октябрьского переворота 1917 г. в России и провозглашения независимости Финляндии на какое-то время К. остался без работы. После прихода фин. белых войск, летом 1918 г. получил место регента в Ильинской ц. Хор под управлением К. участвовал в концертах и театральных постановках, устраивавшихся русской эмиграцией. В 1927 и 1928 гг. К. дал в Выборге и Хельсинки 2 концерта, где были исполнены его произведения, имевшие большой успех. В 1939 г., после начала второй мировой войны и обострения отношений СССР и Финляндии, семья К. эвакуировалась из Выборга в дер. Муроле к северу от Тампере, при этом весь нотный архив К. был утрачен. С 1950 г. поселился в Хельсинки, управлял хором Никольской ц., восстанавливал по памяти свои утраченные сочинения. Был членом-корреспондентом редколлегии «Нотного сборника православного русского церковного пения» (Лондон, 1962-1972). Похоронен на рус. Никольском кладбище в Хельсинки. Муз. соч. На церковнослав. яз.: Херувимская. СПб., 1904; «Богородице Дево», «Да исправится», «От юности моея»: Валаамского расп., «Тебе поем», «Хвалите имя Господне». СПб., [ок. 1915 г.]; «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа», «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя... Святый Боже», Херувимская песнь, «Милость мира», «Достойно есть», «Господи, Господь наш» (Пс 8): [Концерт]//Нотный сб. правосл. рус. церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 16-17, 18-19, 38, 42-43, 122-123, 173-174, 227-228, 344-348; «Хвалите имя Господне» 1, Великое славословие//Там же. 1972. Т. 2. Ч. 1. С. 72-73, 130-137; Стихира на литии свт. Николаю: [Для смеш. хора]. Берклей, 1966. (Нотная б-ка правосл. христианина; 105); Кондак на Акафисте св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Берклей, 1969. (Там же; 120); Великопостные песнопения. Берклей, 1970. (Там же; 150); Песнопения валаамского напева из всенощной и литургии: [Для смеш.

http://pravenc.ru/text/2458959.html

На панихиде канон октоиха гласа и праздника на 6 (как на Успение, но там 2-й на 4; на Рождество Богородицы оба канона праздничные); по 3 песни седален гласа умилительный (на Рождество Богородицы – праздника), по 6 песни кондак «Предстательство христиан». На утрени по рядовых кафизмах седальны праздника, первый – певец, второй – народ, Слава и ныне тот же; пред полиелеем кафизма 6 «Господи, да не яростию твоею обличиши мя» (как на Рождество Б-цы); чтение: слово кир-Георгия на даяния два, которого начало: «Прекрасныя для нас основания»; прокимен «Приведутся Царю»; стих «Слыши дщи»; стихов по 50 пс. нет; каноны гл. 1 «Песнь победную» с ирмосом на 8, оставляются троичные тропари, и гл. 4 «Отверзу» на 8 (на Р.Б. и Успение 2-й канон на 6); катавасия «Отверзу»; по 3 песни нынешний 2-й седален дважды; по 6 песни чтение 2 малых слов Прокла и Германа; «ексапостиларий «Свят Господь», если же праздник имеет (ексапостиларий), говорим его»; на хвалитех стихиры на 6 нынешние 4–6 с Господи воззвах, Слава и ныне такая же из нынешних стиховных. На литургии на блаженных песнь 3-я 4 гл. с ирмосом; входное: «Приведутся царю»; причастен «Приведутся». Отдание 23 ноября 1011 . По Студийскому уставу употреблявшейся в России редакции его (патр. Констант. Алексия) служба Введения отличалась от нынешней: на вечерне на Господи воззвах стихиры на 6 – сначала нынешние 4–6 гл. 4, затем нынешние стиховны гл. 5. Слава и ныне первая из второй группы; паремии общие Богородичные; на стиховне (литии не было) нынешние с Господи воззвах 1–3 гл. 1. На утрени по кафизме ипакои гл. 4 «Днесь боговместимый храм» (ныне по 50 пс.); чтение из слов Георгия; прокимен «Величит»; каноны на 12, в первом (гл. 4) «стихи по 2»; светилен «Свят Господь»; на хвалитех Слава и ныне «едину от тех»; на стиховне гл. 2 подобен «Доме Евфрафов», «Слава и ныне от тех едину». На литургии причастен; «Приведутся цареви» 1012 . По древним памятникам Иерусалимского устава (греч. и славянск. рукописям и печатному греч. изданию): на стиховне 2-й стих: «Искренния ея приведутся тебе» (печатное издание); кафизмы 3 (древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Конечно самохваление не пользует душе человека, ибо оно есть плод гордости. Но когда не пользует, то почему Павел хвалился, описуя подвиги, видения и откровения свои; хваление сие бывает неодинаково, как и молитва , милостыня и пост. Ежели я молюсь, или подаю милостыню, или пощусь по любви к Богу, то молитва, милостыня и пост пользуют душе моей. Ежели же сии дела творю для того, чтобы прославиться мне от человек, то никакой от оных не получаю пользы. Сему явственно научил единородный Сын Божий, когда говорил о милостыне, молитве и посте, То же самое прилично сказать и о хвалении оном ( Мф.6:2:5, 16 ). Кто хвалится чем-либо для того, чтобы прославиться от человек, тому хваление не пользует, ибо таковое хваление есть славолюбие и гордость. О сем-то хвалении говорил Павел: « похвалитися же не пользует ми ». Но кто хвалится, да пользу принесет ближнему своему, тому хваление пользует, ибо оно не иное что есть, как любовь к ближнему. Таковое хваление было Павлово, любовь то есть было оно к ближнему. Лжеапостолы тмочисленные соплетая на Павла обвинения, тем уменьшали силу Евангельской истины, проповедуемой им. Почему он, повествуя о подвигах, видениях и откровениях своих, уничтожал клеветы на него соплетаемые, приумножал уважение к Евангельской проповеди, и врачуя заблуждение растленных лжеапостолами, утверждал в сердцах их слово истины. Но как тогда, так и ныне, и даже до скончания века пользу будут получать все благочестивые, слушая великие деяния и Божественные дарования Павловы. Виждь при сем, что рекши « прииду бо в видения и откровения Господня », тем он показал, что не одно только оное видение и откровение видел, о котором писал, но и другие многие, как то подтвердил он и сам словом: « и за премногая откровения » ( 2Кор.12:7 ; Феофил. там же). Откровение же есть большее нечто, нежели видение. В видении видят святые представляющееся только им: или, например, ветхаго денми на престоле седящаго, как видел пророк Даниил ( Дан.7:9 ), или « небеса отверзста, и сына человеча одесную стояща Бога » ( Деян.7:56 ), как видел первомученик Стефан, и другое сим подобное: а в откровении не только видят представляющееся, но и познают неведомое. Таковое было откровение, которое видел Исаия « в лето, в неже умре Озиа царь » ( Ис.6:1 ). Ибо чрез оное познал Пророк таинство Божиего воплощения, и оставление грехов, которое мы получаем чрез причащение Божественной Евхаристии. Таково и откровение, которое видел Евангелист Иоанн « в день недельный, чрез которое познал предбудущее » ( Апок.1:10 ). Откровение посему и то, что повествуется Павлом, поелику он чрез то « слыша неизреченныя глаголы, ихже не лет есть человеку глаголати » ( 2Кор.12:4 ). Начинает же он о сем откровении своем повествовать таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Стиль духовной музыки П. рассмотрен во мн. работах прот. М. Лисицына, одной из первых была «Церковь и музыка» (1902), а самой значительной - «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909), где это направление было обосновано как синтез всех предыдущих этапов развития рус. богослужебного пения. Сочинения П. представляли самый радикальный вид синтеза: церковных распевов и «вагнеризма», под к-рым понимались расширение возможностей мажорно-минорной системы, свобода модулирования в отдаленные тональности. В большинстве случаев подобное сочетание неубедительно, приводит к эклектичности композиции. Но прот. М. Лисицын находил такой синтез органическим и прочным, напр., в Херувимской (Ор. 24), где «при первом взгляде трудно сказать, где кончается руссицизм и где начинается вагнерианство» (О новом направлении. С. 20), хотя отмечал, что «Яко да царя» написано в рус. стиле, а все предыдущие разделы, в особенности «и Животворящей»,- в совр. зап. стиле «с большой дозой вагнеризма». Во мн. сочинениях П. встречаются разделы, основанные на длительном тональном «блуждании», эллиптических последованиях (напр., в «Великом славословии» (Ор. 25)), применяются резкие гармонические и стилистические модуляции (напр., в «Хвалите имя Господне» из ор. 45). Сам П. также высказывал идеи включения в «систему европейского мышления» формы «русской манеры выражения», к-рая пока еще далека от «системы абсолютных формул, с помощью которых возможно было бы выразить всякую общечеловеческую мысль, идею, общечеловеческое представление, настроение» (Предисл.//Op. 26-27: Литургия св. Иоанна Златоуста. М., 1912. С. 2-3). Опора на синтез рус. и зап. стилей сближает музыку П. с творчеством композиторов рус. зарубежья Н. Н. Черепнина , А. Г. Чеснокова . Не все современники разделяли идеи подобного синтеза, не раз появлялись заметки с осуждением «резких гармоний, странного и угловатого соединения аккордов» в Панихиде (Ор. 47) (ХРД. 1909. 1. С. 31), Пении на венчании (Ор. 68) (Там же. 1914. 3. С. 30). Не нашел отклика и др. тип синтеза, связанный с введением в церковное пение цитат из народных песен, намеренно противоречащих смыслу текста, напр. «Эй, ухнем» (начальный мотив в Херувимской, почти весь напев в «Хвалите имя Господне» в Литургии (Ор. 21), хотя свящ. М. Лисицын использовал в характеристике этого опуса выражения «чрезвычайно ново», «небывало оригинально» и т. п.).

http://pravenc.ru/text/2578903.html

тропарей ( Дмитриевский. 1884. С. 69-70); такое последование, предваряющее не только литургию, но и прочитываемые в храме входные молитвы, было принадлежностью как древнерус. архиерейского, так и иерейского чинов литургии (Там же. С. 57-67). Но в отличие от священника архиерея, шествовавшего в храм, сопровождали сослужащие свещеносцы с возжженными светильниками. По праздникам и особым дням архиерея сопровождали также клирики, а патриарха - и гос. сановники. В эти дни сопровождавшие архиерея предварительно собирались у него в крестовой палате, а на улице ждали певчие. Выйдя на парадное крыльцо, святитель благословлял певчих со словами: «Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне», а те отвечали: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс 112. 1-2) - и начинали петь праздничный тропарь или стихиру (как правило, славник - поэтому торжественное шествие архиерея в храм в отличие от обычного называли шествием «со славою» или «в славе»); в храме епископа встречали диаконы с кадилами. Войдя в храм, святитель, встав перед св. вратами, читал входные молитвы, состоявшие из обычного начала и мн. тропарей, во время к-рых епископ прикладывался к иконам, а затем - молитву        , с к-рой архиерей входил в алтарь. В алтаре, совершив поклонение, архиерей целовал крест и Евангелие и благословлял крестом сослужащих, а также читал молитвы от осквернения и «за входящия в церковь» (эти молитвы были в составе входных и при иерейском служении). Наконец, архиерей облачался или торжественно посреди храма, или в алтаре у горнего места (при совершении богослужения с меньшей торжественностью или в том случае, когда литургию предварял крестный ход или иная служба) ( Голубцов. С. 152-163). Согласно совр. рус. практике (ср.: Руководство для священно-церковнослужителей, Чиновник [Т. 3: Прил.]. С. 28-53), торжественное шествие архиерея в храм обычно не совершается. Епископа встречают колокольным звоном; у входа в храм он отдает посох иподиакону и облачается в мантию, к-рую износит др.

http://pravenc.ru/text/155576.html

Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божестве Спасителя. Они являются собеседниками Христа о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями. И поэтому преображение Христа «провоз­вещало и славное Креста ради спасительное Воскресение» и избавление мира от преступления (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии). На Фаворской горе Господь Христос, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)» (там же, 4-я стиховная стихира), славу Своего Божества (там же, 1-я стихира на литии), «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно». С одной стороны, твердо уверяя, удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не со зраком и еже жити погубят, но яко же можаху вмещати, телесныма очима стерпяще» (там же, 3-я стихира на литии). Поэтому-то «Божества Своего (только) малый зрак обнажил» Спаситель (там же, стихира по 50-м псалме), скрывая под плотию «сокро­венную молнию Своего Существа и Божественнаго благолепия» (там же, седален по 2-й кафизме). «Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком» (там же, 2-й канон, песнь 5, русский перевод). В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей. В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие, имже спасти еси мир, грехом погибающий» (Преоб­ражение, утреня, 2-я хвалитная стихира). В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображался, облистати паки сотворил, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость» (Великая вечерня, 2-я стиховная стихира). В ряде стихир праздника Преображения указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа, – Его слушать («Того послушайте»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

После богородична стихословятся непорочны , т. е. 17-я кафизма, «за мертвыя»,- под этим подразумевается пение кафизмы с разделением на 2 части (вместо обычных 3) с заупокойной ектенией между ними (Там же. С. 403-404). Соединяются 2 заупокойных канона - 6-го гласа из Октоиха и 8-го гласа из Триоди. После 9-й песни канона все переходят в усыпальницу, там поют светилен, хвалитные псалмы и прочее последование утрени. Отпустительный тропарь на утрене заменяется заупокойным песнопением (      ,     или        ), к заключительной ектении утрени прибавляется заупокойное прошение с пением 40-кратного «Господи, помилуй». На литургии - изобразительны, на блаженнах - тропари 4-й песни канона прп. Феодора Студита; чтения те же, что и в Типиконе Великой ц., но прокимен взят из Пс 24, причастен - Пс 64. 5a и 111. 6b. Служба в Троицкую субботу совершается так же, как в субботу мясопустную. В афонской и южно-итал. редакциях Студийского устава (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 273, 302; Arranz. Typicon. P. 187-188, 276 и др.) устав службы В. с. излагается в целом сходно; неск. варьируется объем используемых за богослужением песнопений Октоиха; есть и др. небольшие отличия. Согласно малоазийской редакции Студийского устава, представленной в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 503-504, 592-593), устав службы также в основном соответствует Студийско-Алексиевскому Типикону. Тропарь на вечерне, в начале и конце утрени - Ο βθει σοφας (    ). После вечерни совершается панихида в усыпальнице с пением канона об усопших настоящего гласа из Октоиха. На утрене в мясопустную субботу стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, в Троицкую - только 17-я; поются 2 канона - святого дня из Минеи и заупокойный канон Триоди. После 6-й песни параекклесиарх идет в усыпальницу, зажигает все светильники и воскуривает фимиам; после 9-й песни в усыпальницу идут все братия, и служба допевается там. В Типиконе выписаны указания о совершении службы в соединении с последованием великого святого: в этом случае в усыпальнице совершается «пролитургия» (последование изобразительных) с песнопениями и чтениями В.

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

13. Разботеют красная пустыни, и радостно холми препояшутся. 13. Утучнеют прекрасные места пустынные, и радостию холмы препояшутся. 14. Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют! 14. Оденутся овны у овец, и долины в изобилии умножат пшеницу. Воззовут (к Богу), ибо воспоют! Примечания к Псалму XLIV-мy По объяснению арх. Иринея, „приписывается псалом сей Иеремии и Иезекиилю того ради, что оба сии пророка были предвозвестниками о возвращении народа Израильского из Вавилона во Иерусалим. Ст. 2–3. Сия похвала должна воздаваема быть там, где хвалимое благо ведомо есть. Бог же не в Вавилоне ведом есть, но во Иерусалиме: сего ради там и хвалим Он быть должен. И паки: там прилично воздавать Тебе молитвы и благодаренья, в том городе, где ведомы суть благодеянья Твои, где есть храм и олтарь, посвященный имени Твоему, а не в Вавилоне, где и благодеяния Твои неизвестны, и храмов нет, ни олтарей, и где почитаются одни токмо идоли и беси; ибо „вси боги язык бесове суть ( Пс. 95:3 ). Ст. 3. Аки бы сказал: аще мене услышиши, то не я один, но и все человеки приидут хвалить Тебя, и молитвы воздавать... Ст. 4. Аки бы рекли: злыя дела отцев наших обременили нас, сынов их, и подвергли тяжчайшему пленения игу; но Ты, премилосердый Отче, очисти нечестия наши, которые наследовали мы от родителей наших, и которые сами еще, последуя примеру их, приумножили. А что „словеса положены здесь вместо дел, тому никто не подивится, кто только упражнялся в чтении Священного Писания (см. напр. Лк. 2:15 . Пс. 21:2 . Пс. 104:27 . 2Цар. 1:4 ). Ст. 5–6. Псалмопевец здесь плод выше реченного блаженства показывает, говоря: „исполнимся (в евр. „насытимся) во благих дому Твоего. Сие разуметь должно о единых только верных. Ибо и лицемеры ходят в дом Господень, но возвращаются в дом свой тщи и бездельны, сиречь без насыщения благами духовными... Впрочем, хотя стих сей изрядно приличествует земному Иерусалиму, или Церкви воинствующей, но лучше приличен он небесному нашему отечеству, где мы по вере надеемся насытиться от благих дому Господня, так что не будем уже иметь нужды искать вне каких-либо благ...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   Так по всему видно, что второе послание к Солунянам написано не прежде, а после первого, как всегда принималось и принимается всеми. Когда же именно? — Немного спустя после первого, в тот же год, когда святой Павел находился еще в Коринфе и, вероятно, пред концом его там пребывания. Что святой Павел был в ту пору еще в Коринфе, это видно из того, что в надписании послания сего он вместе с собою ставит и спутников своих — Силу и Тимофея, а они оба вместе были при нем только в Коринфе. После же отбытия святого Павла из сего города, святого Тимофея встречаем при нем в Ефесе (Деян. 19:22); но о святом Силе нигде уже потом не поминается как о спутнике святого Павла. Поэтому нельзя относить написание второго послания к Солунянам к какому-либо времени после пребывания святого Павла в Коринфе и к какому-либо другому месту, кроме Коринфа. Что оно писано к концу пребывания святого Павла в Коринфе, можно наводить из того, что в нем (2Сол. 3:2) Апостол просит молиться об избавлении его от злых и лукавых человеков, чем намекает он, вероятно, на восстание против него в Коринфе (Деян. 18:12—17); а оно случилось пред концом его там пребывания (Деян. 18:18). Таким образом, если первое послание написано в 54 году, то нет основания относить к позднейшему этого года времени написание и второго. 3. Разделение    Из содержания сего послания уже видно, какой состав его и какие в нем части.    После обычных надписания и приветствия — (2Сол. 1:1, 2) святой Павел сначала хвалит доброе в солунянах и воодушевляет их на терпение — (2Сол. 1:3—12); потом рассеивает их неправые мысли о втором пришествии Христовом с нравственными из того уроками — глава 2; наконец обличает бесчинно ходящих и убеждает их исправиться, вставляя это обличение в заключительную речь — глава 3. Означим эти части так: часть первая — воодушевительный очерк светлой стороны солунян; вторая — вероисправительная; третья — нравоисправительная.    Более подробное развитие мыслей каждой части будет помещаемо в самом Толковании. Предисловие

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010