По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

В 1904 г. И. восстановил Козловское викариатство , вдовствовавшее с 1869 г. более 30 лет, четко обозначив круг полномочий викария: пенсионное обеспечение духовенства, хозяйственные дела духовных уч-щ, ведение церковной документации (контроль за исповедными, метрическими, обыскными, приходо-расходными книгами), следственное производство по брачным делам и проч. За 5-летний период управления И. епархией были построены просторное здание жен. епархиального уч-ща, неск. храмов, в т. ч. тамбовский во имя свт. Николая Чудотворца (1908), монументальный 5-купольный Михаило-Архангельский (1909) в с. Мордове, Покровский в Гавриловке (в имении А. Н. Сатиной), Свято-Троицкий (1908) в с. Вановье, в 1905-1906 гг. перестроен кафедральный Преображенский собор (кон. XVII в.). В Тамбовском ДУ была устроена домовая ц. во имя прп. Серафима Саровского (1904). Ремонтные и реставрационные работы проведены в Старо-Покровской (60-е гг. XVIII в.) и Варваринской (нач. XIX в.) церквах, в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери мужском монастыре (перестроена Крестовая ц., новый иконостас для к-рой И. заказал московскому худож. И. Г. Лебедеву), в тамбовском в честь Вознесения Господня монастыре (в 1906-1908 отреставрирован Вознесенский собор, освящены боковые Никольский и Екатерининский приделы). В 1904-1906 гг. И. тесно сотрудничал с ректором семинарии архим. Феодором (Поздеевским ; впосл. архиепископ Волоколамский), поддерживал и инициировал мн. его духовно-просветительские начинания. С 14 нояб. 1904 г. по благословению И. в семинарии проводились публичные еженедельные воскресные чтения «по вопросам религиозно-философским и литературно-общественным». При поддержке И. архим. Феодор организовал для учеников 5-6 классов семинарии проповеднический кружок. Архиепископ определил для этого 4 приходские церкви (Варваринскую, Покровскую, Старо-Покровскую и Введенскую), где учащиеся «пробовали» себя в проповеднической деятельности на ранних литургиях. «Искренно радуюсь, что дело проповедничества становится живым, увлекающим собою молодых проповедников»,- писал И. в ответ на отчет архим. Феодора о деятельности проповеднического кружка (см. подробнее: ЦВед. 1905. 37. С. 1586-1587; 1906. 50. С. 313). В 1904 г. И. назначил архим. Феодора редактором неофиц. части Тамбовских ЕВ, поощрял инициативу архимандрита предоставлять страницы издания для обсуждения «общих пастырских интересов и вопросов и для обмена мыслей».

http://pravenc.ru/text/389649.html

Одна каменная, построена в 1798 г., с двумя престолами - во имя Свв. Апост. Петра и Павла (освящен в 1819 г.) и во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1799 г.). Другая церковь (кладбищенская) деревянная, построена в 1866 г., с одним престолом в честь Вознесения Господня. Летопись церковная велась с 1873 по 1897 г. Библиотека есть и состоит главным образом из разн. периодических изданий. Церковно-приходская школа одна в с. Рыбинском, одноклассная, женская, помещается в общественном здании при церковной ограде, благоустроенная, в ней обучалось в 1914/5 уч. году 70 девочек; учащая одна, законоучителем в школе состоит местный диакон, учителем пения - псаломщик. В с. Рыбинском открыто 15 октября 1914 г. четырехклассное высшее начальное училище, но штат учащих еще не полный. В 1911 г. в селе открыта сельско-хозяйственная школа, состоящая в ведении Главного Управления землеустройства и земледелия, в ней положено по штату: управляющий, два учителя и законоучитель. В селе имеется еще одноклассное сельское начальное училище с трехгодичным курсом обучения; в нем три учащих и законоучитель. В с. Рыбинском есть мировой участок, становой пристав, вольно-пожарное общество и пожарная дружина. Штатный причт состоит из священника, диакона и псаломщика, с жалованием: 300 руб. свящ., 150 р. диакону и 100 р. псал. От прихожан положена руга: 240 пуд. священнику, 144 пуд. диакону и 84 пуд. псаломщику в год. Дохода за требоисправления получается от 1800 до 2000 руб. в год. Причтовый дом для священника, ветхий и холодный, непригодный для жилья, почему прихожане согласились священнику выдавать 160 руб. в год квартирных. Дом для диакона церковный, ветхий и очень холодный, надворных построек в нем недостаточно. Для псаломщика дома нет, прихожане платят псаломщику по 60 руб. в год квартирных. Земли при церкви: усадебной 400 кв. саж., сенокосной у причта 63 десят. 2292 кв. саж. в расстоянии 10 вер. от церкви, при чем удобной земли 54 дес. 1600 кв. саж. Капиталов церковных: хранится билетами 2732 руб. 82 коп. и за Комитетом по постройке доходного дома 1000 руб. Населения: православных 1711 муж. п. и 1695 жен. п., католиков 63 муж. и 75 жен., магометан 76 муж. и 95 жен. и евреев 274 муж. и 269 жен. Занятия жителей: хлебопашество, скотоводство, торговля хлебом и промышленность. Население села состоит преимущественно из коренных сибиряков и отчасти из переселенцев, в деревне же Татьяновке все переселенцы из губерний Киевской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Орловской и Тамбовской; переселились они сюда в 1896 г. Источник: " Краткое описание приходов Енисейской епархии " , 1916. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51624

Во время эпидемии холеры распорядился разослать антихолерные аптечки - по 15 на благочиннический округ. На средства архиерея также были выкуплены и розданы 200 экз. брошюры проф. Н. А. Хржонщевского «Народное чтение о том, как охранять себя от холеры» (К., 1892) и 3 тыс. воскресных листков «Господи, не затвори в смерти души раб Твоих». В «Тамбовских ЕВ» епископ опубликовал своеобразную программу реформ в епархии, к-рая предусматривала создание новых церковноприходских школ, приходских об-в трезвости, ин-та духовно-судебных следователей при благочиннических советах, а также организацию внебогослужебных собеседований (Архипастырское воззвание//Тамбовские ЕВ. 1891. 6. С. 219-222; От Иеронима, еп. Тамбовского и Шацкого//Там же. 1893. 52. С. 749-752). Обязал всех настоятелей добиться к кон. 1891 г. знания прихожанами наизусть Заповедей Божиих, регентам наказал «употреблять древние, освященные временем церковные напевы или переложения их, сделанные современными композиторами» и обучать паству общему пению. В авг. 1890 г. при архиерейском доме была основана певч. школа, к-рая в целях повышения образовательного уровня диаконов и псаломщиков и подготовки квалифицированных специалистов-миссионеров высочайшим указом от 17 июля 1892 г. была преобразована в Тамбовскую миссионерско-псаломщицкую школу. М. И. Экземплярская, дочь И., организовала в городе жен. школу на 200 учениц. В каждом уезде после 1891 г. открылись отд-ния тамбовского Казанского Богородичного миссионерского братства. 26-30 янв. 1892 г. состоялся 1-й съезд епархиальных миссионеров. И. учредил приют для престарелых священно- и церковнослужителей и их вдов в г. Лебедянь и приют с церковью (освящена 7 нояб. 1893) для престарелых и больных инокинь в тамбовском в честь Вознесения Господня жен. монастыре , пожертвовав 1,6 тыс. р. и Иверскую икону Божией Матери (1892); посещал тюрьму. 11 июля 1891 г. начал работу свечной завод, переведенный в 1893 г. в новое здание (архит. Л. Г. Богаевский), что позволило и значительно увеличить доходы епархии.

http://pravenc.ru/text/293716.html

также были возрождены нижегородские в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-ри, Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы, арзамасский во имя свт. Николая Чудотворца, Абабковский во имя свт. Николая Чудотворца, выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ри. В 1993 г. было открыто Нижегородское ДУ, преобразованное через 2 года в ДС. С 1995 г. действует Нижегородское жен. епархиальное уч-ще, с 1996 г.- Выксунское ДУ. За время архиерейского служения Н. на Нижегородской кафедре в епархии многократно увеличилось количество храмов. Если в 1977 г. в Горьковской обл. насчитывалось всего 43 прихода, то к 2001 г. в Нижегородской обл. их было уже 376. Появилось 20 правосл. периодических изданий, в т. ч. возрожденные «Нижегородские епархиальные ведомости». Н. был награжден орденами РПЦ: св. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й (1986) степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1981); удостоен гос. наград СССР: медали «За боевые заслуги» (1945), ордена Отечественной войны 2-й степени (1985) и ордена Трудового Красного Знамени (1988). Скончался после инфаркта миокарда. Отпевание 23 июня 2001 г. возглавил С.-Петербургский митр. Владимир (Котляров) в сослужении архиепископов Тамбовского Евгения (Ждана) , Ульяновского Прокла (Хазова ; впосл. митрополит), Истринского Арсения (Епифанова ; ныне митрополит), а также священников и диаконов Нижегородской и др. епархий. Н. был похоронен близ нижегородского Спасского кафедрального собора. В 2002 г. над его могилой была устроена часовня. Соч.: На торжествах Грузинской Правосл. Церкви//ЖМП. 1972. 9. С. 47-51; Митр. Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский). Н. Новг., 2009. Лит.: Наречение и хиротония архим. Николая (Кутепова): (Некрол.)//ЖМП. 1961. 11. С. 41-45; Памяти митр. Нижегородского и Арзамасского Николая//Там же. 2002. 9. С. 68-69; Букова О. В. Святитель земли Нижегородской. Митр. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Н. Новг., 2009; Дьяконов А. Первая кафедра митр.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОВА Александра Даниловна (1-я треть XIX в.- 27.07.1905, Тамбов), подвижница благочестия. Род. в семье священника, рано потеряла отца, в 16 лет вышла замуж за семинариста, вскоре рукоположенного во священника к приходу ее отца. В 38 лет овдовела, оставшись с сыном и двумя дочерьми. После устройства сына в ДУ, а дочерей - в епархиальное жен. уч-ще А. раздала имущество нищим и начала странствовать по святым местам. На время каникул к ней присоединялся сын, поступивший в семинарию, по окончании к-рой он удалился на Афон, где принял монашество и схиму. После смерти дочерей А. поселилась в тамбовском в честь Вознесения Господня жен. мон-ре и всецело посвятила себя служению Богу. Подвижница ежедневно ходила к ранней литургии в Вознесенский мон-рь, затем к поздней в кафедральный собор или в тамбовский в честь Казанской иконы Божией Матери муж. мон-рь . После богослужения посещала болящих, семьи, где случилось горе, стремилась всем оказать вовремя поддержку и утешение, многих спасла от пьянства и курения. А. нанималась на различные работы и весь заработок, а также средства, получаемые от почитателей, раздавала нуждающимся. Ее простая, задушевная беседа возвращала в Православие многих колеблющихся и маловерующих. Для миссионерской работы со склада Богородичного братства ей выдавали ежемесячно иконы, брошюры, картинки с изображением священных событий. Еп. Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский) , узнав о деятельности А., благословил ее труды и подарил образ Спасителя и Евангелие. А. была усердной молитвенницей, есть свидетельства об исцелении больных по ее молитвам; особо молилась о скоропостижно скончавшихся и самоубийцах. А. сподобилась дара прозорливости, в частности предвидела революционные события 1905 г. в Москве, свою кончину. Современники так описывали облик А.: красивое, доброе лицо, почти без морщин, с румянцем, волосы темные, немного с проседью, улыбка на устах, взор быстрый, проницательный, одевалась во все черное, но не по-монашески; речь отрывистая, нередко загадочная, но всегда с оттенком задушевности, часто говорила в рифму: «Житейское море - у всех свое горе», «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду терпеть и я», «Бранят - в рай гонят, а хвалят - в ад пихают», «Кто гордится, тот никуда не годится», «Некогда лежать, надобно бежать, в гробе полежу, тогда и отдохну».

http://pravenc.ru/text/75988.html

Кадом. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская (Заречная) церковь, каменная, теплая, построена на средства прихожан в 1735 году. Престолов три: главный - во имя Преображении Господня и придельные – Вознесения Господня и Казанской иконы Божией Матери. Дворов 338, душ муж. пола 1135, жен. пола 1092, великороссы, чернорабочие. Река Мокша, лес. Школ две, церковно-приходская и земская, одноклассные, смешанные, законоучителю в последней 120 руб. в год. Есть богадельня, имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1807 года. Библиотека в 28 томов. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. Братский годовой доход 3500 руб., причтовый капитал 700 руб., дома для священников церковные. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Кадомский уезд, стр. 725. Храм Преображения Господня является самым древним известным храмом в Кадоме. Расположен он на одноимённом холме в заречной части Кадома. Сооружен он был в 1735 году на средства прихожан, заменив старый деревянный храм. За 18-19 века храм перестраивался дважды. Первоначально он был двухпрестольным. Приделы были выстроены по благословенной грамоте и плану, выданным рязанским архиепископом Симоном. Правый придел был освящён в честь Преображения Господня, а левый – во имя Казанской иконы Божией Матери. В самом конце 18 века храм перестраивался. Есть интересное свидетельство этой перестройки: «Описание городу Кадому, учинённое Кадомскою городовою ратушею, по сообщению г-на землемера Земскаго, от 14 сентября 1799 года». Звали этого землемера П. И. Пискарёв. В описании сказано про Преображенский храм: «…церковь каменная ж приходская – Преображения Господня, с двумя приделами: первый – Казанския Богоматери, другой – новостроющийся, а в чьё имя, ещё не назначено». Значит, к началу 19 века храм стал трёхпрестольным: главный престол – в честь Преображения Господня, левый – в честь Казанской иконы Божией Матери, а третий был ещё только устроен, но не освящён.

http://sobory.ru/article/?object=20175

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА Прп. Марфа (Апарина) Тамбовская. Икона. 2005 г. (ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского мон-ря в Тамбове) Прп. Марфа (Апарина) Тамбовская. Икона. 2005 г. (ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского мон-ря в Тамбове) (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740, г. Саранск Пензенской пров. Казанской губ.- 1.09.1800, Тамбов), прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), схим., основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря . Немногочисленные сведения о жизни М. собрал и в 1861 г. опубликовал прот. И. М. Сладкопевцев, преподаватель Тамбовской ДС. М. родилась в дворянской семье. В 1780 г., после смерти отца, вместе с матерью М. Г. Апариной, братьями Иваном и Сергеем и сестрой Пелагеей переехала в г. Кирсанов, Сергей позднее жил в г. Тамбове. По свидетельству И. Апарина, М., старшая из сестер, с раннего возраста стремилась к подвижнической жизни, не вкушала скоромную пищу, даже рыбу, молилась по ночам втайне от матери и родных, исполняла обязанности слуг. В юности М. безуспешно уговаривала мать благословить ее на монашеский постриг. После смерти матери ок. 1783 г. М. устроила при своем доме общину для девиц и вдов, поручив хозяйственное руководство младшей сестре Пелагее Петровне Апариной († 20 авг. 1819). Духовниками М. и сестер были свящ. Гавриил, служивший в Михаило-Архангельской ц. Тамбова, и старец Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни иером. Исаия I (Зубков) . Подвижница часто ездила по св. местам, в т. ч. в Тихвин к чудотворной иконе Божией Матери, в Саровскую пуст. Игум. Назарий (Кондратьев) , впосл. настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря , вспоминал сияющее лицо М., «казалось, что от нее исходила какая-то неведомая сила». По преданию, в Киеве М. тайно приняла постриг в схиму с именем Маргарита. Ок. 1800 г., перед кончиной, М. благословила Татьяну Пахомову, происходившую из государственных крестьян пригородной слободы Кирсанова, возглавить общину. Однако административно-хозяйственными делами обители продолжала заведовать сестра подвижницы П. Апарина, «строгая до чрезмерности». М. завещала насельницам соблюдать устав общежительной Саровской пуст., что было крайне важно, поскольку единственный в епархии жен. тамбовский в честь Вознесения Господня монастырь был особножительный.

http://pravenc.ru/text/2562490.html

В начале Великой Отечественной войны была частично разрушена и вскоре разобрана колокольня Тихвинской ц. В Тихвинской ц. устроили сначала торфяной склад, затем гаражи, позже - мастерские и гаражи с сельскохозяйственной техникой аграрного техникума. По свидетельству очевидцев, в нач. 50-х гг. XX в. на апсиде монастырского храма появилось изображение Покрова Пресв. Богородицы. Местонахождение чудотворной Тихвинской иконы неизвестно. В сер.- 2-й пол. 40-х гг. XX в. в Кирсанове служили священники Алексий Швыряев, Тимофей Скопинцев, Георгий Шашурин, а также Алексий Ветринский, совершавший богослужения по домам и духовно окормлявший сестер бывш. мон-ря. В 1988 г. к юбилею 1000-летия Крещения Руси по ходатайству еп. Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана) в Собор Тамбовских святых была включена основательница К. м. прп. Марфа (Апарина), прославленная как местночтимая подвижница Тамбовского края. В 2002 г. над местом ее захоронения на Воздвиженском кладбище Тамбова была устроена часовня. Мощи преподобной, обретенные по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , пребывают в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость» тамбовского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря . К нач. XXI в. от построек К. м. сохранились лишь Тихвинская ц., трапезный и 2 келейных корпуса. 24 апр. 2009 г. состоялась церемония передачи храма Тамбовской епархии. 14 авг., в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, еп. Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев) совершил его малое освящение и отслужил первую Божественную литургию. Архиерей передал церкви и «в благословение обители, градоначальникам, городу и горожанам» икону прп. Марфы с частицей ее мощей. 9 июля 2011 г. в Тихвинском храме еп. Тамбовский Феодосий совершил литургию с молебном перед подаренными приходу Тихвинской иконой и образом прп. Марфы. К июню 2012 г. закончились работы по восстановлению Скорбященского придела Тихвинского храма, к 2014 г. возведен центральный и установлены 4 малых барабана. 9 июля 2013 г.

http://pravenc.ru/text/1841119.html

В 1918 г. с. Высочиновка было переименовано в с. Пролетарское. Мон-рь был разорен, икона считается утраченной. В низинном месте луга сохранился колодец, образовавшийся на месте явления иконы, у к-рого совершаются богослужения, служатся водосвятные молебны. В Свято-Троицком храме г. Змиёва находится список иконы XIX в. Ист.: ЦДАВО. Ф. 3. Д. 1064; Архив музея Свято-Успенской Святогорской лавры. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1857. Отд. 4; Спасение потопавших при молитвенном возгласе к Божией Матери//ДЧ. 1867. Ч. 3. 9. Изв. и заметки. С. 47-54; Сказание о чудотворной иконе Пресв. Богородицы Казанско-Высочиновской и сведения об учрежденном в Ее честь Высочиновском Казанском муж. общежит. мон-ре и обретающихся в нем святынях. К., 1888; Зверинский. Т. 1. С. 160; Денисов. С. 890; Бухарев И. Иконы. 1901, 20022. С. 372-374; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 435-436; Высочиновский Казанский мон-рь в Змиевском уезде Харьковской губ.//Православные русские обители. С. 507-508. Е. К. Плыгун Казанская Вышенская икона Божией Матери (К. В. и.), получила название по месту пребывания в Вышенской Успенской муж. пуст. Шацкого у. Тамбовской губ. (ныне Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Скопинской и Шацкой епархии Рязанской митрополии). Наиболее ранние сведения о К. В. и. восходят к 1812 г. Во время разорения Москвы французами среди людей, бегущих из горящего города, была послушница московского Зачатьевского мон-ря Мария Ивановна Аденкова (в нек-рых источниках - Данкова). Она покидала Москву с намерением отправиться в Тамбов, чтобы стать насельницей тамбовского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря . Торопясь с выездом, Мария, будучи состоятельной вдовой дворянского происхождения, почти все имущество оставила в московской обители. Не рассталась она лишь со своей святыней - Казанской иконой Божией Матери, которой ее благословили родители. Помолившись перед иконой, Мария вышла из кельи, держа образ в руках, и села на подводу.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010