АД Ад есть вечные мучения За грех уготована геенна, огнь неугасающий, червь неусыпающий, мука никогда непрестающая (1:97). Нисходи умом твоим в ад, рассуди, как-то осужденники мучатся и во веки будут мучиться, которые, ежели бы можно было, желали бы зде хотя до скончания мира во огне гореть, только бы от вечного свободиться мучения, но не дается им (2:299) (также 3:194, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 344). И святые страшились геенны огненной Ад зияющ, грешников хотящий пожрети, – и тотчас пожерл бы, аще бы милосердие Божие, Божия благость, покаяния грешника ожидающая, не удерживала его. Страшна сия пропасть и мужам святым... Но святые Божии, которые все житие в таком покаянии провождали, так Богу работали, что и малейшей заповеди Его преступать боялись, пропасти той трепетали: а нам ли грешникам бесстрашными быть? Изрядно Златоуст святый таковых сравнивает малым детям, которые личин или маскарадов боятся, а не боятся огня, за который, когда емлются руками, обжигаются: тако и люди, младенческий ум имеющии, боятся временного несчастья, временных бед, уз, темницы, нищеты, которые все от Бога посылаются, по большей части для исправления, а не трепещут геенны, которой и сами бесы ужасаются, как святое Евангелие научает (1:75). Грех, даже самый малый, погружает на дно адово (3:53, см. ГРЕХ , 231) (4:87, см. ГРЕХ, 261, 262). Жизнь греховная приводит к геенне (3:55, см. ЖИЗНЬ ГРЕХОВНАЯ , 363) (2:27, см. НЕРАДЕНИЕ , 611). Тяжкого бремени греха не только воздух, но и земля не может держать, но во дно адово погружает (3:45, см. ХРИСТОС , 1135). Плотскому человеку, т.е. идущему по широкому пути, предстоит сойти в ад (1:47, см. СМЕРТЬ , 932) (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ , 47) (2:57, см. НЕРАДЕНИЕ, 611). Память геенны не дает упасть в нее Снисходи ныне умом во ад, да не потом душею и телом снидеши. Память геенны не допустит впасть в геенну (4:416) (см. также 5:48, РАЗМЫШЛЕНИЕ , 790). Вечные мучения подвигают человека к покаянию Вечная смерть или адское мучение сильно есть подвигнуть человека к обращению. Тогда престанет все милосердие, но правда Божия вступит в свое дело; тогда раскаяние бесполезно; плач и слезы суетны тогда. Тамо услышится ответ: «Чадо! помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» ( Лк. 16, 25 ). Ныне несносен тебе жар, в движении крови учинившийся: како стерпишь тот пламень, которого и демоны трепещут, который мучит, а не снедает (2:221).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

12 . Исповедующим единого Бога триипостасного, всесильного, нетварного не только по сущности и ипостасям, но и по энергии, и утверждающим, что Божественная энергия происходит из Божественной сущности, происходит же нераздельно, и через «происхождение» устанавливающим неизреченное различие, а через «нераздельно» показующим преестественное единение, как установил и Шестой святой и Вселенский Собор, [сим Отцам] – вечная память, вечная память, вечная память. 13 . Исповедующим, что Бог как по сущности несоздан и безначален, так, следовательно, и по энергии (причем безначальный берется явно не по времени) и что Бог совершенно неучаствуем и недомыслим по Божественной сущности, участвуем же Он для достойных по Божественной и боготворной энергии, как говорят церковные богословы, [сим Отцам] – вечная память, вечная память, вечная память. 14 . Исповедующим, что свет, неизреченно воссиявший на горе преображения Господня, есть свет неприступный, свет неизмеримый; недомысленное излияние Божественной светлости, неизреченная слава, пресовершенная слава Божества, предсовершительная и безвременная слава Сына и Царство Божие; красота истинная и любезная о Божественном и блаженном естестве; естественная слава Божия и Божество Отца и Духа, в единородном Сыне возблиставшее, как сказали Божественные и богоносные Отцы наши, Афанасий и Василий Великие , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , еще же и Иоанн из Дамаска; и потому прославившим сей Божественнейший свет как несозданный – вечная память, вечная память, вечная память. 15 . Славящим свет преображения Господня, с одной стороны, как несозданный, по причине вышесказанного, с другой, однако же, не говорящим, что он есть пресущественная сущность Божия (поскольку она пребывает совершенно невидимой и неучаствуемой, ибо, по учению богословов, Бога никто не видел нигде, в том смысле, конечно, какого он естества); скорее же утверждающим, что он естественная слава пресущественной сущности, нераздельно от нее происходящая и являющаяся по человеколюбию Божию очищенной в отношении ума, с каковой славой Господь наш и Бог приидет во втором и страшном Его пришествии судить живых и мертвых, как говорят церковные богословы, [сим Отцам] – вечная память, вечная память, вечная память. Правило Великого собора 1583 г. о пасхалии и о новом календаре

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

11. Всем о православии сподвижникам приснопамятного и блаженного сего царя и также его последователям и благородно предстательствовавшим Церкви Христовой словами, беседами, писаниями, научениями и всяким словом и делом; уличившим в Церкви и вместе отвергнувшим лукавые и многовидные ереси Варлаама и Акиндина и единомысленных с ними; ясно же проповедовавшим апостольские и отеческие учения благочестия и злослывшим от злославных, и сооклеветаемым, и содосаждаемым с священными богословами и богоносными отцами и учителями нашими - вечная память, вечная память, вечная память. 12. Исповедающим единого Бога триипостасного, всесильного, нетварного не только по сущности и ипостасям, но и по энергии, и утверждающим, что божественная энергия происходит из божественной сущности, происходит же нераздельно, и через " происхождение " устанавливающим неизреченное различие, а через " нераздельно " показующим преестественное единение, как установил и VI святой и вселенский Собор, [сим отцам] - вечная память, вечная память, вечная память. 13. Исповедающим, что Бог как по сущности несоздан и безначален, так, следовательно, и по энергии (причем безначальный берется явно не по времени) и что Бог совершенно неучаствуем и недомыслим по божественной сущности, участвуем же Он для достойных по божественной и боготворной энергии, как говорят церковные богословы, [сим отцам] - вечная память, вечная память, вечная память. 14. Исповедающим, что: Свет, неизреченно воссиявший на горе преображения Господня, есть свет неприступный, свет неизмеримый; недомысленное излияние божественной светлости, неизреченная слава, пресовершенная слава Божества, предсовершительная и безвременная слава Сына и царство Божие; красота истинная и любезная о божественном и блаженном естестве; естественная слава Божия и Божество Отца и Духа, в единородном Сыне возблиставшее, как сказали божественные и богоносные отцы наши, Афанасий и Василий Великие, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, еще же и Иоанн из Дамаска; и потому прославившим сей божественнейший Свет как несозданный - вечная память, вечная память, вечная память.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/13/f...

Во граде Казани убиенным и всячески нужно скончавшимся, Леонтию Елизарову, Лучанину Епишеву, Ивану Васильеву Санчурскому, Третьяку Солодовцову, Нехорошему Ачкасову, Первому Кашкарову, Ташлыку Смагину сыну, Деглину, Никите Амниеву, Федше Толмачу, Палецкому, вечная память. Атаманам Казацким: Ивану Тукачевскому, Северге Баскакову, Андрею Кобцеву, вечная память. Борису Ивановичу Салтыкову, пострадавшему от безбожных Казанцов, вечная память. Иакову Евстафьеву сыну, Андрееву, Феодору Чуркину , Феодору Баклановскому, Селиванову Васильеву сыну, Тетерину, поборовшим вечная память. Ha той же брани избиенным; Феодору Димитрию и Василию Константиновым, детям Садыкова, вечная память. Михаилу Кузминскому, убиенному на ощитке, вечная память. Василью Феодорову сыну, Ларионору, Ивану Мохневу, убиенным в Алатехе от Черемис вечная память. Благоверному Князю Ивану Амашуку Черкаскому, убитому от безбожных Турок за православную веру, вечная память. Избиенным от нечестивых Татар ради Христовы веры: Ивану, Стефану и Петру вечная память. И всем Православным Христианам, на тех бранех пострадавшим всячески нужно скончавшимся, вечная память. И всем Православным Христианам представившимся, вечная память» 3 . § 8. Копия с своеручного письма Государя Царя Иоанна Васильевича к Гурию, Архиепископу Казанскому «Преблагого, единосущного, в Троице славимаго Бога, первому освященному и Благолюбивому Владыке, Архиепископу Царства Казанского, Гурию, челобитье от нас и от всех наших низкий поклон. Господь Бог да сохранит пути твоя и продолжит ти лета, и спасет тя от всякого зла душевнаго же и тленнаго. Писал еси ты ко мне: в данной тебе от Бога и от нас пастве, во граде Казани устрояши Монастырь Зилантов, еже аз начах, и другий хочеши строити; се дело добро содеваеши: помози тебе Бог за тое. А чтоб старцы не нужны были руками работати и землю орати, семена снедаемы сеяти, и во житницы гниющия собирати, да орют сердца, сеют словеса Божия, словеса чиста, и собирают души в жилищ вечное учением, да наследят Царство Небесное и благае вечная: и на тое просите, да быхом дали есмы отчины в Арской и Нагайской четвертях, елико пригоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

730 См.: Новые мероприятия в области борьбы с нищенством в Санкт-Петербурге; Благотворительное общество для помощи приходским бедным при Владимирской церкви//Санкт-Петербургский духовный вестник. 1897. 24. С. 459–465. 732 См., например, переписку между Павлом Ильяновым и его отцом, в: ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 20. Д. 344, св. 334. Л. 26–31 об. 733 Например, Ал. Ив. Бряузова (5 сентября 1907 г., в: ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 20. Д. 344, св. 344. Л. 34). 734 Циркуляр в: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 37. Л. 28; Русский паломник. 1907. 33. С. 526; ГАРФ. Ф. 102, 4 делопр., 1907. Д. 154. Л. 2–3, 58, письмо от 29 сентября 1907 г. из Управления канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника в 3-й Спасский и 4-й Петербургский округа. 735 См., например: Санитары в иоаннитских общежитиях/трущобах. ГАРФ. Ф. 102, 4 делопр. Д. 154. Л. 162–163. В то время как в статье утверждалось, что было примерно «девяносто маленьких девочек», согласно данным полицейского расследования, насчитывалось тринадцать девочек в возрасте от 4 до 13 лет и семьдесят один человек всего. 741 Амфитеатров использовал слово «сретение », чтобы провести параллель с праздником Сретения Господнего. 743 См., например: Борьба с иоаннитами//Современное слово. 15 октября 1909 г. С. 3; Иоаннитская агитация//Биржевые ведомости. 10113 (22 сентября 1907 г.). С. 1. 744 Полицейский отчет от 18 октября 1907 г., в: ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 20. Д. 344, св. 344. Л. 92–93. 746 Отчет от 8 ноября 1907 г. градоначальнику от пристава 2-го участка Петербургской части, в: ЦГИА СПб. Там же. Л. 168–169. 748 Отчет от 11 августа 1907 г. Пермской духовной консистории от священника Александра Меркурова, в: ЦГИА СПб. Там же. Л. 178–179. 749 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Ед. хр. 206. Л. 1 (О закрытии приютов, открытых иоаннитами в СПб., и о возвращении взятых в приюты детей их родителям или родственникам). Поступая таким образом, они выразили пожелание, чтобы решение стало законным для всей империи. 751 ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 334. Д. 20. Л. 230, 376; ГАРФ. Ф. 102, 3 делопр. Д. 3069. Л. 108. О письмах к Столыпину см. в; ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 334. Д. 20. Л. 272–273, 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Си вера апостольска, си вера отечьска, си вера православных, си вера вселенную утверди. О сих благочестья проповедники братьски же и отцежелателне в славу и честь благочестья, о нем же подвизашася, вспроповедуемь и глаголем Герману, Тарасью, Никифору и Мефодью, иже яко во истину святителем божиим и православья поборником и учителем, вечная память. Игнатью, Фотию, Стефану, Антонию и Николаю, святейшим и православным патриархом, вечная память. Вся яже на святые патриархи Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия, Игнатия, Фотия, Стефана, Антония и Николая писанная ил реченная, да будут прокляты. Вся яже паче церковного преданья и ученья и уставленья святых и приснопамятных отец развращеная или по семь здеяная, анафема. Евфимию, Феофилу и Емильяну приснопамятным исповедником и архиепископом, вечная память. Феофилакту, Петру, Михаилу, Иосифу, блаженным митрополитом, вечная память. Иоанну, Николаю и Еоргию требогатым исповедником и архиепископом и всем едино-мудрьствовавшим им епископом, вечная память. Феодору всепреподобному игумену Студийскому, вечная память. Исаакию чудотворцу и Иоанникию пророку, вечная память. Симеону преподобному Столпнику, вечная память 2 . Илариону преподобному архимандриту и игумену Далматскому, вечная память. Феоану преподобному игумену Великия ограды, вечная память. Сия яко благословенья отечьская к нам сыновом ревнующим тех благочестье преходят, такожде же и клятвы отцедосадителем и владычних заповедей презирателя постизают, его же ради обще вси елико благочестья исполненье тако тем клятву, юже сами себе взложиша, взлагаем. Иже словом убо плотьское смотренье Божья слова приемлющим, зрети же тое на иконе не хотящих, и сего ради глаголы убо приимати воображающеся, делом же спасенья отрицающеся, анафема. Иже глагол неописаннаго зле прозябающих и сего ради не хотящих иконнописати еже приближне нам плоти и крови причащьшася Христа истиннаго Бога нашего, и от сего мечетники показующеся, анафема. Иже убо пророчьская виденья аще и не хотяще приемлют, явльшаяже ся им образописанья, о чудо, и прежде воплощенья слова не приемлющих, но самое непостижимое и невидимое сущьство видено быти видевшим празднословят, или образы убо тая истине и воображенья и назнаменанья явитися видевьшим сприлагаются, образописати же вчеловечьшагося слова и яже о нас того страданья не приемлющих, анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Божественное причащение, как мы уже сказали, называется и Божественной евхаристией 55 . По словам святого Максима Исповедника , верующие собираются вместе, чтобы воздать благодарение Богу за все, что Он совершил для их спасения. И сама Церковь называется Евхаристическим Собранием или Евхаристической Общиной. Братья, как мы уже рассуждали в предыдущих главах, чтобы между человеком и Богом возникла священная Любовь, человеку надлежит прежде встретиться с Иисусом, узнать Его, сблизиться с Ним, привязаться к Нему, часто собеседовать с Ним, стать Его ближайшим другом и братом и открыть Ему сокровенные глубины своей души. После всего этого безумная любовь человека к Богу источит, как говорит старец Паисий, Божественный эрос, который является даром Божьим человеку. Тогда придет и томительное желание, о котором говорит песнопевец, написавший «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением» 56 . И тогда, о тогда!.. Тело Иисуса соединится неповторимым и вышеестественным образом с человеком. И от этого единения родится новая жизнь, жизнь вечная! Мы слышим эту истину всякий раз из уст священника, когда подходим к Чаше: «Причащается раб Божий такой-то Честного и Святого Тела и Крове Господа и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную». То есть он причащается Тела и Крови Христовой и соединяется со Христом, Который дарует ему оставление грехов и дает новую жизнь, жизнь вечную. Однако чем является эта вечная жизнь? На этот вопрос нам отвечает возлюбленный ученик Иисуса, Иоанн, такими словами: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» 57 ; «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» 58 . Истинный Бог есть Отец, истинный Бог есть Сын, истинный Бог есть и Дух Святой. Вечная жизнь есть Отец, вечная жизнь есть Сын, вечная жизнь есть и Дух Святой. Следовательно, вечная жизнь есть Сам единый в Троице Бог наш. Значит, Царствие Божие, о котором говорит Писание и в которое мы чаем войти, когда покинем эту временную жизнь, или рай, как его называют простые люди, или Царствие Небесное и вечная жизнь, как его именует Священное Писание , есть в сущности не что иное, как наше причащение божественности Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«По Воскресении и Вознесении Христовом на Небо, по сошествии Всесвятого Духа и после разнообразных чудес, учиненных призыванием всечестного Христова имени, все верные познали, что Христос – это Бог и Единородный Сын Божий». Животворящий Дух Святой умерщвляет в членах Церкви Христовой всё смертное, греховное, злое, демоническое, всё тяготеющее к диаволу, всё диаволо-центричное. И они живут по Духу ( Рим.8:1 ): Дух Святой пронизывает всё их существо, всю их богоподобную данность и бесконечность, всю их ежедневную жизнь. Дух жизни во Христе Иисусе, в Теле Его Церкви, освобождает нас от греха и смерти, от закона греха и смерти – и они больше не имеют над нами власти ( Рим.8:2 ). В Богочеловеческом Теле Церкви человек Духом Святым облекается во Христа, Духом Святым живет Христом и во Христе. Только Духом Святым. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). Что мы пребываем в Нем (во Христе) и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего ( 1Ин.4:13 ). И об этом мы свидетельствуем своей безгрешной жизнью. Ибо если Христос в нас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности ( Рим.8:10 ). Всё Христово, всё Богочеловеческое в Теле Церкви Духом Святым становится нашим: и Вечная Жизнь, и Вечная Истина, и Вечная Правда, и Вечная Любовь , и вся жизнь Спасителя, и всё Его Евангелие, и Крещение, и Воскресение, и Вознесение, и небо, и земля, и весь людской род. Когда мы со Христом в Церкви, в Его Богочеловеческом Теле, тогда всё Его – наше, наше на всю вечность ( Рим.8:11–13 ). Святой Златоуст благовествует: «Без Святого Духа мы не можем принадлежать Христу как должно, носить Его в себе. Если же имеем мы Духа Святого, то принадлежим Христу, носим в себе Самого Христа, соревнуемся с Ангелами, обладаем всеми благами. Это и значит – умертвить плоть, то есть жить вечной жизнью, еще здесь на земле иметь залог воскресения и легко шествовать по пути добродетели... Жизнь Духом Святым не покоряется смерти, но погубляет и истребляет смерть и сохраняет бессмертным то, что получила... Живущий Духом выше всех страстей, опасностей и бед». Неизреченное человеколюбие Господа Иисуса Христа достигает вершины в том, что Своей Церкви дал Он Духа Святого, Который в то же время есть Дух усыновления ( Рим.8:15 ). Дух Святой через Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, усыновляет нас Богу Отцу, и мы делаемся детьми Божиими ( Рим.8:16 ), Божиими сынами, а тем самым – и наследниками Божиими и со-наследниками Христу ( Рим.8:17 ). А это значит, что нашими становятся все Божественные и все Богочеловеческие богатства Спасителя: и Вечная Жизнь, и Вечная Истина, и Вечная Правда, и Вечная Любовь , и Вечная Радость, и Вечное Блаженство, и всё, чего ни ум человеческий не может себе представить, ни сердце предощутить (см. 1Кор.2:9 ). Великое достоинство – быть Божиим творением; но несравнимо величайшее и, несомненно, самое превосходное – быть Божиим сыном. Троичный Господь – не только наш Творец, но и нечто неизреченно более высокое: наш Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010