соч. стр. 274, однако, его мнение, в сущности, ни на чем не основано. Hengstenberg справедливо замечает, что Эвальд здесь основывается только на произвольном толковании псалма 2-го. Указ. соч. стр. 133. Действительно, здесь Эвальд-историк искажает историю в интересе Эвальда-комментатора. 437 Определенное представление о праве наследства царской власти едва ли еще выработалось и теперь, это было первое наследование от отца к сыну. 442 Ewald дает ему 20 лет. Указ. соч. стр. 263. Данные, заключающиеся во ( 2Цар. 12:24 ), как будто противоречат ( 1Пар. 3:5 ), откуда выходит, что Соломон был не второй, а четвертый сын Вирсавии Сн. также ( 1Пар. 14:4 ; 2Цар. 5:14 ). Если Соломон был действительно четвертым сыном Вирсавии, то ему при воцарении не могло быть более 14 лет. Но действительно ли он был четвёртый? Этому противоречит, во-первых, ( 2Цар. 11:27, 12:18, 24 ), откуда довольно ясно видно, что Соломон был вторым сыном Вирсавии. Во-вторых, мы должны бы были признать Соломона четвертым сыном Вирсавии только тогда, когда с уверенностью могли бы сказать, что в ( 1Пар. 3:1–8 ) все сыновья Давида перечисляются по порядку старшинства. Однако, последнее очень сомнительно. Предположение перечня по старшинству ведет к некоторым несообразностям. Действительно, первые 6 сынов перечислены по старшинству: но если мы предположим то же и относительно последних, то выйдет, что у Давида, в первый 7 лет царствования, родилось 6 сыновей, затем, когда, сказано, он взял еще жен в Иерусалиме ( 1Пар. 14:3 ), в течение 19 лет (предполагая, что Соломон был четвертым у Вирсавии и при воцарении имел 14 лет) он имел только 4 сына и, притом, от одной Вирсавии, наконец, после 56 лет возраста в какие-нибудь шесть-семь лет, когда еще могли у него быть дети, он имел 9 сынов. Уже эта несообразность заставляет предположить, что начиная с 5 стиха перечисление по старшинству прекращается. Нет сомнения, что в родословных употреблялись некоторые особенные приемы, в силу которых перечисления не всегда сообразовались со старшинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

1Пар. 4:40 : »... и обретоша пажити премноги (πλεονας – В.А. Альд.) и благи» (и нашли пастбища тучные и хорошие и землю обширную). Слову премноги в еврейском тексте соответствует прилагательное шамен, в Быт. 49:20 ; Чис. 13:21 ; Иез 34:14 , у LXX переводимое πων (слав. тучный или изобильный). Эти примеры могут служить достаточным основанием в 1Пар. 4:40 чтение πλεονας признать только последствием ошибки переписчика, и первоначальное чтение видеть в К. издании – πονα (ед. ч.). В настоящем случае предположение об ошибке переписчика подтверждается также и другими примерами совершенно тождественной ошибки, очевидно, переписчиков же. В Дан. 11:24 читается: «...и в обилие и в тучные (мирные и плодоносные) (ποσι – В., πλοσι=πλεοσι – А.) страны придет». Исх. 17:4 : «... и тучная (τ πονα – В., τ πονα=πλεονα – А.) славы его потрясутся». Пс. 77:31 : «и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая (ν πλεοσιν – С., ν τοις ποσιν – В.) их» (гнев Божий пришел на них, убил тучных их). 1Пар. 6:71 (по-евр. ст. 56). Между городами, города-убежища, назначенные в Заиорданской части удела Манассии, называются по славянскому переводу– Гаваон. Гаваон был довольно известный в древней Палестине город. В нем находилась скиния Моисеева, после того как ковчег Завета поставлен был Давидом в Иерусалиме, во вновь устроенной им скинии ( 2Пар. 1:3 −4). Но этот город находился в Вениаминовом колене ( Нав. 18:25 ). Ни о каком другом Гаваоне нигде в Библии не говорится. Сверх того, те же самые города-убежища перечисляются и в Нав. 21 . Там (ст. 21), в области Манассиина колена за Иорданом, указывается Голан, как один из городов-убежищ. 11 Голан – чтение А. списка, по В. же это имя произносится Γαυλγ, произношение, которое принято и в 1Пар. 6:71 , по А. К. Альд. Мы думаем, что Γαυλγ было первоначальным чтением LXX в Пар. Но мы думаем также, что какой-либо переписчик вместо Γαυλγ, написал Γαβλγ, также как имя Давида, по В. и А. списку, пишущееся Δαυδ, в Альд. издании постоянно печатается (без сомнения, на основании рукописей) Δαβδ. Так как в древности писали прописными буквами, так как Л и А нетрудно смешать одно с другим, особенно, если горизонтальная черта в букве А недовольно ясна, и так как Гаваон гораздо более известный город, чем Гавлон, то с течением времени, не строго внимательный и мало сведущий в священной географии переписчик вместо Γαβλγ написал Γαβαγ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Естественно предполагать, что близки были к этим сонмам пророки Нафан и Гад, описатели царствования Давида ( 1Пар.29:29 ), а также неизвестные по имени составители «книги праведного» ( 2Цар.1:18 ), в коей записана была плачевная песнь Давида над Ионафаном. Вероятно, не чужды же были близкого или отдаленного участия в этих собраниях и многочисленные «писцы» из левитов, приставленные Давидом к делу царскому ( 1Пар.26:29–30 ). Несомненно, очень близок был к этим собраниям сынов пророческих сам Давид ( 1Цар.19:18–20 ) и окружавшие его благочестивые псалмопевцы ( 1Цар.25:1–7 ). Кроме того, были многочисленные чиновники при дворе Давида, занимавшиеся «записью распределения» лиц в их службе при скинии и царе ( 1Пар.23–27 гл.); был особый, может быть высший над ними, придворный «памятописец» ( 2Цар.8:16 ). Было и в войске много грамотных людей, которые в состоянии были, под управлением Иоава, сосчитать и даже «записать в список народной переписи» более миллиона жителей царства Давида ( 1Пар.21:5 ). Естественно предполагать, что для производства такой громадной «записи» требовалось очень много грамотных людей, тем более что запись эта составлена была с хождением по всем городам, селам, домам еврейским и произведена была всего лишь в 9 месяцев ( 2Цар.24:8 ). При Давиде же было избрано из левитов 6 тысяч «писцов» ( 1Цар.23:4 ). – Вообще, несомненно, при Самуиле и Давиде грамотность очень значительно была распространена в еврейском народе. Преемник Самуила и Саула в управлении еврейским народом, царь Давид (1055–1015 гг.), был преемником Самуила и в священном писательстве. По свидетельству надписаний псалмов и предания иудейского и христианского, Давид составил большую часть (не менее 73-х псалмов) Псалтири. Песни во славу Бога, хранителя Израиля, составлялись в народе еврейском и до Давида. Таковы уже выше упомянутые две песни: Мариами – по переходе через Чермное море – и Девворы. Песни при их исполнении сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Давид с юных лет выучился музыке и взят был ко двору Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Слово, которое обозначает создание человеческих рук, – «мелака», значит также послание, которое оставляет своим произведением ремесленник или художник. Тот же корень служит для указания на послание Господа, пророков. Библия различает «баалеи мелака», простых ремесленников, и «хараш», обрабатывающих камень, дерево, металл. К последним относятся кузнецы, «масгер», специализирующиеся в производстве оружия ( 3Цар.24:14 ). Для каждого ремесла есть название: булочник, мясник, прядильщик, ткач, швея, москательщик. Они открывают на библейской улице свои лавочки ( 1Цар.8:13 ; Исх.25:35–36, 28:32 ; 3Цар.23:7 ; 1Пар.4:23 ; Исх.28:6, 28:36, 26:1 ). Производители тканей используют сукновальные станы, средства для окрашивания ткани в пурпур, индиго и другие натуральные цвета. Распространена обработка кожи ( Исх.26:14 ); из нее производят одежду, сиденья для мебели, различные виды облицовок. Следы гончарного производства находят при любых археологических раскопках. На страницах Библии мы встречаем упоминания о цирюльнике, парфюмере, производителе благовоний, ювелире, писце или делопроизводителе ( 1Пар.4:23 ; Неем.3:8 ; 1Цар.2:13 ; Иез.5:1 ; Суд.17:4 ; 1Пар.9:30 ). Эти ремесла были исключительно семейными и имели изначально частный характер, лишь позднее они приобрели социальное значение. О ремеслах, не упомянутых в Библии, можно судить по археологическим раскопкам, как о производстве сыра в VII веке, открытом в Тель-Гат (В Иерусалиме существовал рынок сыров Тиропеон). Ремесленники, вероятно, объединялись в цеха по принадлежности к клану или роду, как, например, производители покровов из козьей шерсти. Представители одного ремесла располагали свои лавочки на рынке рядом (В Иерусалиме улица булочников. Иер.37:21 ; район сукновалов, Ис.7:3 ). Домашнее хозяйство Семья – это основа общества, микрокосм, который отражает в миниатюре его состояние. Самый распространенный вид домашних работ – это помол зерна. Каждая семья печет хлеб из своего зерна. Огромное количество открытых при раскопках жерновов, из которых один оставался неподвижным, а другой двигался, свидетельствуют о том, что этот инструмент имела каждая семья, даже самая бедная. Закон запрещает брать этот жернов из камней в залог у несостоятельного должника: это означает отнять у него ежедневное пропитание ( Втор.24:6 ; Чис.11:8 ; Ис.47:2 . Жернов не изменялся от эпохи неолита до эпохи эллинизма: только вместо того, чтобы пользоваться верхним камнем как пестиком, его закрепили на устойчивой оси; Втор.24:6 ; Суд.9:53 ; 2Цар.11:21 ). Женщины (или у богатых рабы) каждый день мелят муку на каменных или деревянных жерновах ( Притч.27:22 ; Чис.11:8 ; Плч.5:13 ). Возможно, в более позднюю эпоху в городах возникли муниципальные мельницы, как это было в Месопотамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

384 Означает дом, как жилище человека, а также и дом Божий, будет ли это скиния ( Исх.23:19 , 1Цар.1:7 , 2Цар.12:20 ) или постоянный храм ( 2Цар.7:5,13 , 3Цар.3:1– 3, 5:3–5 ; или даже только место посвященное Богу или ознаменование особенным Его явлением ( Быт.28:17 , 1Пар.22:1 ). На этом основании под , в отношении к царствованию Давида, можно разуметь освящение или построенного им дворца ( 2Цар.5:11, 7:2 ) или же Сионской скинии (6:17 ст. и д.), или наконец места для будущего храма ( 1Пар.22:1 ); но ни в первом, ни во втором случае история не представляет нам никаких обстоятельств, которые бы соответствовали благодарственно-молитвенному настроения псалма с исповеданием минутного ослепления псалмопевца своим счастьем (ст. 7–8), следовавшего затем наказания Божия, грозившего его смертью, но, по его усердной молитве, скоро сменившегося Божественным помилованием (ст. 4–6, 10–12), которое и вызвало этот псалом (ст. 13). Такие обстоятельства мы находим только при третьем из указанных случаев; так как освящению места для храма предшествовало дарованное по молитве Давида избавление от ужасной моровой язвы, ниспосланной Богом в наказание за высокомерное Давидово желание исчислить народ свой (ср. 2Цар.24 , 1Пар.21–22:1 ). Вот почему этот именно случай мы разумеем под названным в надписании псалма обновлением дома (Так – Tholuck Hengstenberg, Delitzsch и др). 387 Первое полустишие 23 гл.: «вот последние слова Давида», конечно принадлежит историку Давида, писателю 2 кн. Царств; но следующие затем слова: «изречение Давида», – или, как лучше бы было перевести выражение в соотв. Чис.24:3–4 и 15–16: Пс.110:1 , 1Цар.2:30 ; Ис.1:24 и др.: «говорит Давид». Хотя и признаются некоторыми за распространение первого полустишия, принадлежащее тому же писателю кн. Ц. (см. прим. к ним в Истор. кн. ВЗ в пер. Гуднева), очевидно составляют вступление в пророческой песни, точно также как и следующие за ними слова 2-го и 1-й полов 3-го ст., или как цитированные нами из кн. Числ., совершенно параллельны им выражения в пророчествам Валаама и потому без всякого сомнения должны быть принимаемы за слова самого Давида, как и принимают их все наиболее компетентные знатоки ветхо-заветных писаний (см Biblischer Comment v Keil на это место; Ewald s die Dichter des A. B. Thl I. S. 143 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Под Думою же нужно разуметь Думат-ель-Джепдель, лежащий в северной части Неджда или аравийской возвышенности, в 50–60 географ. милях на юго-восток от Акабы. Масса так близко лежала к Думе, что иудейские пророки и ее называли именем Думы. Когда пророк Исаия ( Ис.21:11 ) пишет приговор Думе, то это имя он употребляет вместо Массы для благозвучия, чтобы не писать . Точнее под Массою нужно разуметь Тельмас (холм Мас), отстоящий в трех днях пути от Хаибара и упоминаемый Беньямином Тудельским. Это царство Массы, по мнении Гитцига, принадлежало тем 500 симеонитянам, которые по 1Пар.4 быв приведены сюда четырьмя сынами Иши, изгнали живших здесь Амаликитян и поселились на их месте. Таким образом, и притчи 30-й и 31-й глав принадлежат симеонитянам или одному из симеонитских царей, царствовавших в Массе. Кстати, в надписании Притч. 31:1 стоит имя Лемуила. Оно очень созвучно с именем первородного сына Симеонова Емуил ( Быт. 49:10 ) или Немуил ( Числ. 26:12 , 1Пар. 4:24 ), которое было собственным именем всего колена Симеонова (встречающееся еще в перечне Рувимлян имя Немуил( Числ. 26:9 ), написано ошибочно вместо Иоел, как видно из 1Пар. 5:4 ) 37 . Но так как колено Симеона первоначально жило на севере, в области израильского царства, и только в царствование Езекии перешло в Иудею и заняло участки указанные ему ( Нав. 19:1–9 ), и отсюда, теснимое коленом Иуды, эмигрировало еще далее на юг, в Аравию, то написанные среди симеонитян притчи 30–31 имеют оттенки языка, свойственные северному израильскому царству, и в этом отношении притчи Агура и Лемуила приближаются к притчам издания Езекии, собранным также в израильском царстве (!!). Так как эмигрировавшие в Аравию симеониты поселились на месте Амаликитян, то в рассматриваемых притчах не случайно встречается характеристика этого племени, именно Притч. 30:17 , где говорится о глазах насмехающихся или нахальных, каковое выражение употреблено здесь метанимически вместо Амалик, так как слово Амалик с арабского значит: глазное яблоко и смотреть большими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

6 из Ваала Иудина. См. ком. к 1Цар. 6,21 . ковчег Божий. См. ком. к 1Цар. 3,3 . имя. См. ком. к 1Цар. 17,45 , а также Втор. 12,5.11.21 . Господа Саваофа. См. ком. к 1Цар. 1,3 . 6 на новую колесницу. Израильтяне погрузили ковчег на колесницу, т.е. поступили так же, как в свое время филистимляне ( 1Цар. 6,7 ), и тем самым нарушили строгие предписания, гласящие, что ковчег нужно переносить на руках, но ни в коем случае не перевозить (напр., Чис. 4,15.19; 7,9 ; Втор. 10,8 ; Нав. 3,8 ). из дома Аминодава. См. 1Цар. 7,1 . Оза и Ахио. Хотя и имели место попытки отождествить одного или другого из братьев с упоминаемым в 1Цар. 7,1 Елеазаром, правильнее было бы считать, что Елеазар был третьим сыном Аминадава, т.е. братом Озы и Ахио, или даже предположить, что эти двое приходились Аминадаву внуками. Это последнее предположение вполне оправданно, поскольку в древнееврейском языке понятия «сын» и «потомок» передавались часто одним и тем же словом. 6 поразил его Бог ... за дерзновение. Древнееврейский язык данной цитаты представляет определенную сложность для понимания. Возможно, эту фразу следовало бы переводить так, как она переведена в 1Пар. 13,10 :»... за то, что он простер руку свою к ковчегу». Однако при любом из двух прочтений важным моментом остается то, что Оза был поражен не только за свою вполне естественную попытку удержать ковчег от падения, но и за общую вину за то, что святыню перемещали на новое место неподобающим образом (см. ком. к ст. 3; ср. 1Пар. 15,13–15 ). 6 опечалился Давид. Не сказано, что именно стало причиной печали Давида: гнев Господа, дерзкий поступок Озы или же осознание им своей собственной вины. 6 в дом Аведдара Гефянина. Как явствует из имени этого человека, ковчег был оставлен в Гефе. Уже второй раз святыня оказывалась в Гефе ( 1Цар. 5,8 ). Но повторное ее пребывание в этом городе имело последствия, весьма отличные оттого, что произошло в результате перенесения ковчега в Геф филистимлянами (ср. ст. 11 и 1Цар. 5,9 ). Тем временем не вполне ясно, имеется ли здесь в виду филистимский город Геф (см. ком. к 1Цар. 4,1; 5,8 ) или Гаф-Риммон (согласно Нав. 21,23–25 , город левитов во владениях Дана или Манассии). Аведдар, чье имя переводится как «слуга Едома», неоднократно упоминается в книгах Паралипоменон в качестве левита (напр., 1Пар. 15,17–25; 16,5.38; 26,4.5.8.15 ; 2Пар. 25,24 ; в русском переводе книг Паралипоменон он фигурирует под именем Овед-Едом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Более ясное историческое указание о расположении ворот дворов находим 1Пар.9 , где изображается порядок распределения храмовых стражей. «Привратники были на всех четырех странах храма, восточной, западной, северной и южной,... вокруг дома Божия проводившие ночь» (ст. 24:27). Что здесь идет дело о воротах внешнего двора, видно из того, что при них поставляются левиты, между тем как во внутреннем дворе стражу держали священники. Кроме того, здесь исчисляются ворота на всех четырех сторонах четыреугольника ограды, между тем как внутренний двор не мог иметь ворот с задней западной стороны. В частности, в восточной стене внешнего двора были одни ворота, охранявшиеся, по важности своего положения, шестью стражами-левитами ( 1Пар.26:17 ). В северной стене также были одни ворота, охранявшиеся четырьмя левитами. В южной стене, иначе называвшейся стеною Офела ( 2Пар.27:3 ), было две отдельных стражи и, следовательно, двое ворот; одна, названная просто южною стражею или южными воротами, имела шесть левитов; другая, названная стражею asupim, состояла из двух левитов (ст. 15:17). Многие толкователи слово asupim переводят кладовые и стражею asupim считают стражу у кладовых, а не у ворот; но это – невероятное объяснение. О стражах при кладовых и сокровищницах говорится отдельно и притом в других выражениях, без определения количества сторожей (ст. 20–26). Место же 1Пар.26 , от ст. 12 до 19-го, как это ясно видно из вступительных и заключительных слов, касается только привратников или стражей у ворот храма. И LXX толковников термин asupim или, по их чтению, Есефим считают собственным именем ворот. В кн. Неем.12:15 выражение asupim опять тесно связано с воротами, хотя в такой конструкции (воротные asupim), которая несвойственна настоящему собственному имени. Надлежащее объяснение рассматриваемому термину находим в талмудическом лексиконе, по которому означает бесприютное, покинутое дитя (Kidd. 4, 1; Baba mezia 87, а). Таким образом ворота asupim или иначе ворота сирот получили свое имя от бывшего при них, в южной ограде храма, богоугодного заведения для бесприютных детей (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

За это он получил чрез пророка Нафана божественное обещание, что Иегова утвердит царское достоинство за ним и его семенем после него, которое произойдет из чресл его, т. е. за его потомством, и оснует престол его царства навеки ( 2Цар.7:12 и пр.). Чрез это обещание, равно как чрез сооружение храма исполненное не самим Давидом, но сообразно с божественным повелением, только его сыном Соломоном, земное царское достоинство стало видимым представлением господства Иеговы в Израиле. Сион или Иерусалим стал средоточным пунктом не только земного царства, но вместе основавшегося во Израиле божьего царства; феократический царь сделался представителем Иеговы, сидя на «трон Иеговы» ( 1Пар.29:23 ) или «царского достоинства Иеговы» (28:5), чтобы творить народу суд и правду ( 2Цар.8:15 ) побеждать его врагов; заботиться о сохранении и в случае нужды о восстановлении святилища и законного культа ( 3Цар.6–8 ; 4Цар.12:4 и д.; 22:3 и д.), даже надзирать за священством и определять его служение ( 1Пар.23 и д; 2Пар.29–31 и д.), чтобы, наконец, в качестве главы народа, на вершине его являться во святилище пред Богом и во имя общества приносить молитву и жертву ( 2Цар.6:18 ; 1Пар.29:10 ; 3Цар.8:14 и д.) не захватывая впрочем свойственных священству богослужебных прав и отправлений. 1113 Чрез Давида и Соломона царское достоинство достигло высшей земной пышности и славы. Как помазанники Иеговы цари в глазах народа были священными лицами ( 1Цар.24:7,11; 26:11,16,23 . 2Цар.1:16 ), хотя и не были обоготворяемы – как это было у других восточных народов – и не были неприступными для подданных, напротив они лично возвещали народу суд в высшей инстанции ( 2Цар.15:2 ; 3Цар.3:9,16 и д.) и обыкновенно на войне предводительствовали войсками (1Цам.13:2 и д.; 2Цар.5:6 и др.), равно и в других случаях являлись часто между народом, чтобы делать распоряжения (1 С. 6: 3 Ц. 8). Для непосредственного исполнения своих повелений, а на войне для защиты своей особы, они имели телохранителей – Креты (Crethi) и Плети (Plethi), которые также исполняли данные ими приговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

некоторые из страны Маонитской . Имеется в виду народность, обитавшая в Идумее, в окрестностях горы Сеир (26,7; 1Пар. 4,41 ). 20:3–4 объявил пост... просить помощи у Господа. Узнав о военной угрозе, Иосафат немедленно призвал Иудею к посту и взысканию Господа. 20:5–19 От имени всего собрания иудеев Иосафат вознес молитву Господу (20,5–13); в ответ прозвучало пророчество о том, что стране будет даровано избавление от неприятеля (20,14–17); все члены собрания возблагодарили Бога (20,18.19). 20:9 Иосафат применяет слова Соломоновой молитвы посвящения к ситуации, в которой теперь оказался народ Иудеи. 20 нет в нас силы. Темы человеческого бессилия, смирения и упования на одного только Бога звучат также и в молитве Асы (см. ком. к 14,11). 20 не ваша война, а Божия. Собственные человеческие усилия израильтян ничего не значили по сравнению с силой Божией, проявлявшейся в войнах, которые вел Израиль. Пророк напомнил Иосафату, что исход войны находится в полной зависимости от суверенной воли Божией (20,17). 20:20–30 Ход и развязка этой битвы разительным образом отличаются от первой битвы Иосафата (см. ком. к 18,28). 20 верьте пророкам Его, и будет успех вам. Летописец не раз обращает внимание своих читателей на необходимость верить пророкам и повиноваться им. Те, кто послушен словам пророков, имеют благословение; те, кто отвергает их, подлежат проклятию (см. ком. к 10,1 12,16; 14,2 16,14; 18,1 19,3; 24,19; 25,1–13; 25,15.16; 28,9–15; 36,15; см.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Характерные особенности и темы). Слова, с которыми Иосафат теперь обращается к своему войску, свидетельствуют о том, что царь полностью отошел от той линии поведения, которой следовал прежде, когда отверг предостережение Михея, сына Иемвлая (18,1–32). 20 в благолепии святыни. Или: в великолепии Его святости (см. Пс. 28,2 ). вовек милость Его. См. ком. к 5,13. 20 до сего дня. См. ком. к 1Пар. 4,3 . 20 страх Божий. См. ком. к 17,10. 20 спокойно стало... покой. См. ком. к 1Пар. 22,9 . 20 двадцать пять лет. В 4Цар. 3,1 и 8,16 сообщается, что Иосафат царствовал двадцать два года, летописец же включает в срок его царствования и те три года, когда он являлся соправителем Асы (см. ком. к 17,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010