Наконец, Самуилом же, по Талмуду, написаны первые 24 главы нашей 1-й книги Царств. Действительно, в самой этой книге Царств говорится, что Самуил после избрания Саула на царство, в Массифаве (евр. Мицпе), записал оправдания царствия (т. е. Царское право, права царя и обязанности подданных) в книгу, и положил пред Господом ( 1Цар. 10:25 ). Обстоятельство, что книга Самуила была положена пред Господом (тоже, что подле ковчега), показывает, что Самуил «оправданиям царствия» хотел усвоить и усвоил такое же значение, какое имел уже давно закон Моисеев, т. е. канонизировал их. Всех книг Царств четыре. Продолжение 1-й и написание 2-й книги Царств приписывается пророкам Нафану и Гаду, как об этом есть свидетельство и в самих священных книгах, именно в 1-й кн. Паралипоменон, где говорится: прочая словеса царя Давида первая и последняя написана суть в словесех Самуила видящего, и в словесех Нафана пророка, и в словесех Гада провидящего ( 1Пар. 29:29 ). Тем не менее 1-я и 2-я книги Царств у раввинов носят вместе имя Самуила, т. е. именуются книгами Самуила. Это потому, что Нафан и Гад принадлежали к пророческим школам, основателем коих был Самуил ( 1Цар. 9:9; 10:5 ): как учитель и отец их, Самуил мог и имел право на то, чтобы его имя дано было писаниям его учеников. После Нафана и Гада священными писателями во времена царей были другие пророки, из которых известны по имени в самых книгах священных: Ахия и (с евр.) Иеддо ( 2Пар. 9:29 ), Самей и Аддо ( 2Пар. 12:15; 13:22 ), Ииуй ( 2Пар. 20:34 ), Исайя ( 2Пар. 26:22; 32:32 ) и Хозай ( 2Пар. 33:19 по евр. подл.). Были ли эти пророки непосредственными участниками в царских летописях, составлявшихся, как можно судить из многих мест 4-й кн. Царств и 2-й книги Паралипоменон ( 2Пар. 32:32 ), руками царских памятописцев, или писали особенные сказания, неизвестно: но то несомненно, что их Богодухновенные повествования вошли в состав последних 2-х книг Царств и, кроме того, 2-х книг Паралипоменон. Между священными писателями времени царей были и сами цари, а именно Давид и Соломон. Царь и пророк Давид оставил нам книгу псалмов, называемую Псалтирью, от имени десятиструнного инструмента, игрою на котором Давид сопровождал пение своих псалмов. Псалтирь, впрочем, состоит не из одних только Давидовых псалмов. В ней, как говорят сами надписи псалмов, есть один ( Пс. 89 ), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов ( Пс. 41–48, 83, 84, 86 ) – левитов, сынов Кореевых, двенадцать ( Пс. 49, 72–82 ) – Асафа пророка, также из колена Левиина, один ( Пс. 87 ) – Емана и один ( Пс. 88 ) – Ефама, современников Давидовых; есть псалмы Соломона, Иеремии пророка и других, имена которых не надписаны. Сын и преемник Давида, Соломон, оставил нам книгу Притчей, Екклесиаст и Песнь песней (притчи – иначе подобия, или краткие изречения; екклесиаст – проповедник; песнь песней – превосходнейшая песнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Но, приняв такое объяснение, сразу сталкиваемся с трудностью: как же тогда объяснить, что в списках сыновей Ноя Хам всегда идет вторым, раньше Иафета, хотя и после Сима (см. 5:32, 6:10, 7:13, 9:18; 10:1; также 1Пар.1:4 )? И здесь толкователи, принимающие точку зрения, что именно Хам назван младшим сыном, распадаются на два лагеря: одни считают, что Хам по рождению был вторым сыном Ноя, но в наказание стал считаться младшим из сыновей; другие говорят, что Хам изначально был младшим сыном Ноя, но в списках сыновей он поставлен автором книги Бытия на второе место. Итак, первое мнение: Хам действительно был вторым сыном Ноя, но после этого проступка он потерял свое место в иерархии сыновей Ноя и в наказание «разжалован» отцом, получив статус самого меньшего из сыновей. Таким образом, в этой версии место Хама в списках сыновей Ноя считается первичным, тогда как именование его младшим сыном – вторичным. В «классическом» виде это мнение представлено в комментарии свт. Иоанна Златоуста : «Хам, конечно, не был самым младшим; он был второй и старше Иафета. Но, если он и был старше его по возрасту, зато по душе оказался моложе, и дерзость поставила его ниже [младшего брата]. Так как он не хотел остаться в своих пределах, то и потерял честь, предоставленную ему природою, и как он злой своей волей потерял то, что имел от природы, так Иафет, чего не имел от природы, то приобрел доброй волей» [ Иоанн Златоуст , 1898, 306]. Несколько иной вариант этой точки зрения предлагает Раши, который слово принимает в его втором значении – «незначительный, презренный», и говорит: «Меньший сын его – порочный и презренный. Подобно сказанному: „…Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми“ ( Иер.49:15 )» [Классические комментарии, 2010, 141]. Представители другой группы исходят из противоположной аксиомы: первичным источником информации о возрасте Хама относительно других сыновей считается Быт.9:24 , тогда как списки сыновей Ноя считаются вторичными. Почему же автор младшего сына Ноя поместил на второе место во всех родословиях? Вот три варианта ответа на этот вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Учение Православной Церкви о почитании ангелов и святых, угодников Божиих не есть измышление человеческое, как ложно утверждают молокане и другие сектанты, а имеет для себя основание в Св. Писании и Св. Предании. «Лот увидел (двух Ангелов), встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» ( Быт. 19:1 ). Открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня..., и преклонился, и пал на лице свое» ( Чис. 22:31 ). Об Иисусе Навине также повествуется, что, увидев Ангела Божия, он пал лицем своим на землю и поклонился ему ( Нав. 5:13–15 ). Маной и жена его пали лицем на землю пред Ангелом ( Суд. 13:20 ). Давид со старейшинами поклонился Ангелу ( 1Пар. 21:16 ). Ангелу поклонялись Товит и Товия ( Тов. 12:16 ), пророк Даниил ( Дан. 10:9, 15 ). С другой стороны, было оказываемо поклонение и угодникам Божиим. Так, пророк Илия принял поклонение Авдия ( 3Цар. 18:7 ). Пророку Илии поклонились до земли иерихонские сыны пророков ( 4Цар. 2:15 ). Благодарная за воскрешение сына, сонамитянка «подошла и упала (Елисею) в ноги и поклонилась до земли» ( 4Цар. 4:37 ). Пресв. Дева Мария в присутствии архангела Гавриила, провидя духом будущее, сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). Ап. Павел принял поклонение от темничного стража ( Деян. 10:29 ). Авраама Сам Бог назвал Своим «другом» ( Иак. 2:23 ). Спаситель назвал Апостолов Своими «друзьями» ( Ин. 15:14 ). По учению слова Божия, Сам Бог прославляется во святых Своих ( 2Фес. 1:10–12 ). Уже этого достаточно, чтобы усмотреть основание для почитания ангелов и святых угодников Божиих. Но, кроме того, мы чтим их, как наших благодетелей и молитвенников, предстательство которых благоугодно Господу. «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, – говорил Патриарх Иаков ( Быт. 48:16 ), да благословит отроков сих» (детей Иосифа). Ангел Рафаил говорит Товиту: «Я возносил память молитвы нашей пред Святого... Я, Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:12, 15 ). Срав. так же Откр. 8:3–4 ; Иов. 33:23–24 ; Пс. 33:8; 90:11–12 ; Быт. 19 ; Дан. 6:22; 14:34–39 ; гл.3; Зах. 1:12–13 ; Лк. 1:26–38; 16:22 ; Мф. 28:1–8 ; Деян. 7:53; 8:26–40; 10:1–6; 12:1–61 ; Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

– Число семь в ветхозаветном культе Семь, означая Божественную полноту, многократно встречается в ветхозаветном культе – как в устройстве скинии и храма, так и в жертвоприношениях. Вот только некоторые примеры. Золотой семисвечник во Святой скинии ( Исх. 37:17–24 ). Золотой семисвечник в видении св. пророка Захарии Серповидца ( Зах. 4:2 ). И, наконец, семь светильников Апокалипсиса ( Откр. 1:20 ). Семь ступеней храма в видении св. пророка Иезекииля ( Иез. 40:22 ), а также дверь в семь локтей ( Иез. 41:4 ). Семикратное кропление крови священником перед завесою святилища ( Лев. 4:6 ). Семикратное кропление елея священником при очищении исцелившегося от проказы ( Лев. 14:16 ). Семикратное кропление крови и живой воды священником при очищении дома от язвы, проказы ( Лев. 14:49–53 ). Семь непорочных однолетних агнцев во всесожжение Господу в день Пятидесятницы ( Лев. 23:18 ). Семь жертвенников, семь тельцов и семь овнов в жертве Валаама ( Чис. 23:1 ). По разным случаям евреи зачастую должны были приводить именно семь животных для жертвоприношения ( Чис. 29:2,32 ; 1Пар. 15:26 ; 2Пар. 29:20–21 ). – Семь изречений Спасителя на Кресте На Кресте было совершено Христом спасение мира. При этом Им было сказано семь великих изречений, в которых выражено фактически все домостроительство нашего спасения: – «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). – «Жено! се, сын твой». «Се, Матерь твоя!» ( Ин. 19:26–27 ). – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). – «Жажду» ( Ин. 19:28 ). – «Или, Или! лама савахфани?.. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). – «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). – Число семь в Церкви Семь – явление Троицы твари. Семь – это Бог в мире, это – Церковь . Полнота Духа Святого представляется в Апокалипсисе как семь духов Божиих перед престолом ( Откр. 1:4; 4:5 ). Благодать Божия проявляется в семи дарах Духа Святого. Дух Господень – дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и «страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Примеры такого употребления в дальнейшем смысле нередки в Священном Писании . Так в Быт. 14:16 Лот называется братом Авраама, хотя он, как это видно из Быт. 11:27 , был не брат, а племянник его. 1Пар. 3:20–24 . О списке, содержащемся в 1Пар. 3:20–24 , мы говорили уже в отделе о времени происхождения наших книг. 1Пар. 4:1–23 . К спискам 2 и 3 глав здесь добавляются ещё некоторые генеалогические отрывки потомков и племён, происшедших от Иуды. 1Пар. 4:1–2 . Включают в себя имена пяти известных уже из прежних списков потомков Иуды, служат введением в эти отрывки. Перечень начинается с потомком Шовала, сына Хурова ( 1Пар. 2:50 ), которые не встречаются в других книгах Священного Писания. 1Пар. 4:3–4 . Дают замечания о потомках Хура, сына Халева ( 1Пар. 2:19 ), из которых некоторые были основателями или, по крайней мере, заселителями городов. 1Пар. 4:5–7 . Сыновья Ашхура, меньшего сына Эсромова ( 1Пар. 2:24 ) от двух его жён. 1Пар. 4:8–10 . Потомки Коца с замечанием о его сыне или брате Иависе 187 . 1Пар. 4:11–12 . Генеалогия жителей Рехи. 1Пар. 4:13–15 . Потомки Кеназа, потомка Эсрома, сына Фареса ( 1Пар. 4:15 = Чис. 32:12 и Нав. 14:6 ). 1Пар. 4:16–20 . Потомки различных мужей, генеалогическая связь которых с сыновьями и внуками Иуды не показана. 1Пар. 4:21–23 . Потомки Силома, третьего сына Иуды ( 1Пар. 2:3 ) – Большая часть имён, перечисленных во всех этих отрывках, в других книгах не встречается нигде. Но что списки эти извлечены из древнейших источников, за это говорит не только фрагментарное качество их, так как некоторые из них стоят вне связи с другими ( 1Пар. 4:3, 8, 11 и др.), но также и прибавления в них некоторых специальных замечаний, например, – что у Ашхура ( 1Пар. 4:5 ) было две жены, которые называются по именам и сыновья которых точно различаются (ср. также 1Пар. 4:18, 19 ), далее замечание 1Пар. 4:9, 10 о Иависе и 1Пар. 4:14 о потомках Ифава. Важное также замечание, относящееся к древнейшей истории израильтян, доставляет нам отрывок 1Пар. 4:21–23 , из которого видно, что одни из потомков Шелы были ткачами, другие господствовали когда-то над Моавом и что они были горшечниками, причём определённо замечается, что «это – дела древние». Из представленного сравнительного обзора генеалогий колена Иудова видно, что они не были извлечены из книг Ветхого Завета. Родовые списки колен Симеона, Рувима, Гада и Манассии (1Пар. 4:24–5:20)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Время жизни и личность писателя довольно ясно определяются. Так, писатель несомненно жил долго спустя после возвращения Евреев из вавилонского плена. Он излагает не только указ о построении храма ( 2Пар.36:22–23 ), упоминает о Зоровавеле, но перечисляет и потомство последнего 120 ( 1Пар.3:19–24 ). Иудейское предание (Baba Batra 15a) утверждало: Ездра написал свою книгу и генеалогии Хроник «до себя», т.е. до своего времени (Marx. Traditio rabb. Veterrima 55p. Cornely. 1. с. 2, 329 p.). Здесь естественно разумеет все книги Паралипоменон, начинаемые генеалогиями ( 1Пар.1 –9гл.). С этим пониманием согласны многие христианские ученые: Исидор Испалийский, Гуго, Лира, Сикст Сиенский, Серарий, Кейль, Вигуру, Корнели и дp.(Cornely. 1. C. 2, 330 p.). Указанная эпоха, обнимаемая книгами Паралипоменон, соответствует времени Ездры, так как последний жил около 80 лет спустя после первого возвращения евреев из плена и мог упомянуть не только о Зоровавеле, но и потомстве его. Содержание книг Ездры и Паралипоменон тесно взаимно соединено: указ Кира о возвращении Евреев наполовину помещен во второй книге Паралипоменон (36:22–23), он же цельностью помещается в начале первой книги Ездры (1:1–4). Это дает повод думать, что первая книга Ездры есть непосредственное продолжение книг Паралипоменон и принадлежит одному с последними писателю, а таковым был Ездра. Еще более близкое подтверждение мысли о происхождении кн. Паралипоменон от Ездры заключается в сходстве языка первой книги Ездры и Паралипоменон. Так, в этих двух книгах употребляется язык полуарамейский с немалой примесью персидских слов. Это вполне соответствует эпохе Ездры. Здесь употребляется название современной монеты: «дарик» adarcon ( 1Пар.29:7 = 1Ездр.8:27 ). Здесь употребляются характерные для персидской эпохи слова: замок, крепость ( 1Пар.29:19 = Ездр.1:25;2:3;3:15 ; Неем.1:4;2:8;7:2 ; Дан.8:2 ; 1Ездр.6:2 ); родословная таблица и записи в нее ( 1Пар.5:1;7;9:1 = Неем.7:5 ); чреда левитов ( 2Пар.35:5 = 1Ездр.6:18 ); священный дар ( 1Пар.29:5,9,14 = 1Ездр.1:6;3:5 ); слава ( 1Пар.16:27 = 1Ездр.6:6 ; Неем.8:10 ) и др. (ср. Clair. 1. c.21–22). Некоторые слова с особенным техническим значением употребляются в книгах Паралипоменон и Ездры; напр. – языческие страны ( 1Пар.29:30 ; 2Пар.12:8;13:9;17:10 = 1Ездр.5:6;9:1;11 ); – место, порядок (слав. «чин» – 2Пар.30:16;35:10 = Неем.8:7;9:3,13 – речь Ездры). Употребительно также слово (букв. «как закон») в значении: как предписано законом Моисеевым ( 1Пар.23:31 ; 2Пар.30:16;35:13 = 1Ездр.3:4 ; Неем.8:18 ). Употребление предл. для означения дополнения инфинитивной формы (лат.Герундий) долженствования ( 1Пар.9:25;13:4;15:2 = 1Ездр.4:3;10:12 ) 121 . Некоторые выражения богослужебного характера, напр. «Хвалите Господа, яко благ, яко в век милость Его» ( 1Пар.16:34,41 ; 2Пар.7:6 = 1Ездр.3:11 ), употребляются в книгах Ездры и Паралипоменон 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Время жизни и личность писателя довольно ясно определяются. Так, писатель несомненно жил долго спустя после возвращения евреев из вавилонского плена. Он излагает не только указ о построении храма ( 2Пар.36:22–23 ), упоминает о Зоровавеле, но перечисляет и потомство последнего ( 1Пар.3:19–24 ). Иудейское предание (Baba Batra. 15а) утверждало: Ездра написал свою книгу и генеалогии Хроник «до себя», т. е. до своего времени (Магх. Traditio rabb. veterrima 55 р. Cornely. l. с. 2, 329 р.). Здесь естественно разуметь все книги Паралипоменон, начинаемые генеалогиями ( 1Пар.1–9 глл.). С этим пониманием согласны многие христианские ученые: Исидор Испалийский, Гуго, Лира, Сикст Сиенский, Серарий, Кейль, Вигуру, Корнели и др. (Cornely. l. с. 1, 330 р.). Указанная эпоха, обнимаемая книгами Паралипоменон, соответствует времени Ездры, так как последний жил около 80 лет спустя после первого возвращения евреев из плена и мог упомянуть не только о Зоровавеле, но и о потомстве его. Содержание книг Ездры и Паралипоменон тесно взаимно соединено: указ Кира о возвращении евреев наполовину помещен во второй книге Паралипоменон (36:22–23), он же полностью помещается в начале первой книги Ездры (1:1–4). Это дает повод думать, что первая книга Ездры есть непосредственное продолжение книг Паралипоменон и принадлежит одному с последними писателю, а таковым был Ездра. Еще более близкое подтверждение мысли о происхождении кн. Паралипоменон от Ездры заключается в сходстве языка первой книги Ездры и Паралипоменон. Так, в этих двух книгах употребляется язык полуарамейский с немалой примесью персидских слов. Это вполне соответствует эпохе Ездры. Здесь употребляется название современной монеты: «дарик» – adarkon ( 1Пар.29 ­­ 1Езд.8:27 ). Здесь употребляются характерные для персидской эпохи слова: – замок, крепость ( 1Пар.29 ­­ Есф.1:25; 2:3; 3:15 ; Неем.1:4; 2:8; 7:2 ; Дан.8:2 ; 1Езд.6:2 ); – родословная таблица и записи в нее ( 1Пар.5:1, 7; 9 ­­ Неем.7:5 ); – чреда левитов ( 2Пар.35 ­­ 1Езд.6:18 ); – священный дар ( 1Пар.29:5, 9, 14 ­­ 1Езд.1:6; 3:5 ); – слава ( 1Пар.16 ­­ 1Езд.6:6 ; Неем.8:10 ) и др. (ср. Clair. 1. с. 21–22 рр.). Некоторые слова с особенным техническим значением употребляются в книгах Паралипоменон и Ездры; например, – языческие страны ( 1Пар.29:30 ; 2Пар.12:8; 13:9; 17 ­­ 1Езд.5:6; 9:1, 11 ); – место, порядок (слав, «чин» – 2Пар.30:16; 35 ­­ Неем.8:7; 9:3, 13 – речь Ездры). Употребительно также слово (букв, «как закон») в значении: как предписано законом Моисеевым ( 1Пар.23:31 ; 2Пар.30:16; 35:13 ­ 1Езд.3:4 ; Неем.8:18 ). Употребление предлога для означения дополнения инфинитивной формы (лат. герундий) долженствования ( 1Пар.9:25; 13:4; 15 ­­ 1Езд.4:3; 10:12 …). Некоторые выражения богослужебного характера, например, «Хвалите Господа, яко благ, яко в век милость Его» ( 1Пар.16:34, 41 ; 2Пар.7 ­­ 1Езд.3:11 ), употребляются в книгах Ездры и Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Уже по сооружении священной палатки для ковчега завета на Сионе, Давид поручил Асафу и его певцам и музыкантам исполнение в ней псалмов, а Говед-эдому, сыну Идуфуна и Хосу – стражу ее, между тем как Эман и Идуфун с их музыкальным хором поставлены под управлением священника Цадока для священного пения и музыки, а сыновья Идуфуна привратниками при скинии в Гаваоне ( 1Пар.16:37–42 ). Позже, при переходе царства к Соломону, левиты были перечислены ( 1Пар.23 ), и из 38,000 мужей 30 лет и выше, входивших в это число, 319 24,000 назначено было для отправления дел в доме Иеговы, т. е., для смотрения за всеми святилищными сосудами под руками священников ( 1Пар.23:4,28 g.), 6000 – в писцы и судьи, 4000 – в стражи ворот и 4000 для священной музыки ( 1Пар.23:4,5 ). Далее, 24000 левитов назначенных для служения святилищу Давид разделил по жребию на 24 класса, описанных 1Пар.23:6–24 ср. 24:20–31, в отношениях их частью к начальникам (raschej haaboth), частью к семействам both – aboth. Также певцы и музыканты, из коих 288 занимались пением под управлением Асафа, Ефана или Идуфума и Емана, разделены были на 24 класса и чреды их определены были по жребию ( 1Пар.25 ). Равным образом привратники, надзиратели над сокровищами и те, кои назначены были в судьи, разделены были на классы, и их служба и занятия определены по жребию ( 1Пар.26 ). – Эти классы различались по своим должностным делам указанным образом до царя Агриппы II, который ввел в них некоторые перемены (Ioseph. Ant. XX, 9, 6). В царствование этого государя левиты – музыканты достигли того, что могли одеваться в священнические одежды (Ioseph. 1 с.), между тем как при освящении Соломонова храма они являются только в кафтанах из виссона ( 2Пар.5:12 ) и вообще в древнее время не имели никакого форменного платья. В более трудных, черных работах, левитам, с течением времени, помогали рабы, принадлежавшие храму. Уже Иисус Навин поставил гаваонитян дровосеками и водоносами святилища ( Нав.9:21 ). Позже Давид и другие цари подарили святилищу для подобных работ особенных людей ( 1Ездр.8:20 ), вероятно пленников, сделавшихся прозелитами, которые в сочинениях писанных после плана называются нетенимами (nethenim donati, Deo dati 1Пар.9:2 ; 1Ездр.2:43, 7:7 ; Неем.7:46 ), у Иосифа ιερδουλοι; жили они частью в Иерусалиме ( Неем.3:26,31, 11:21 ), частью в левитских городах ( 1Ездр.2:70 ; Неем.7:73 ) и в книге Ездр.2:58 и в книге Неем.7:60, 11:3 сопоставляются со слугами Соломона, служившими при храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Преддверие» соединяет начало истории человечества («Адам» 1Пар.1:1 ) с божественным избранием Давида ( 1Пар.10:14 ), и в этом соединении Израиль описывается с точки зрения генеалогии, но также и географии (ср. данные о местах обитания) и истории (ср. рассеянные по тексту исторические вставки). «Израиль» подчеркивается как особая величина также в начальной и конечной точке последующей истории ( 1Пар.1:1 : «Весь Израиль собрался...»; 2Пар.36:23 : «Кто из вас принадлежит ко всему Его народу…»). Если граница проходит после 1Пар.10 , то эту первую часть книги можно разделить по-новому. Как правило, 1Пар.2:3–9 :1а считается связным куском, так как в нем идет речь о разделении Израиля на 12 колен; главы 9 и 10 в таком случае считаются дополнениями. Но обращает на себя внимание то, что колена изображаются с различной степенью подробности. В 1Пар.1–10 автор («хронист») расставляет определенные акценты: гл. 2–4 посвящены Иуде; в гл. 5–7 наибольшее место занимает Левий; в гл. 8–10 речь идет преимущественно о Вениамине, о жителях Иерусалима и о царе Сауле, самом известном из потомков Вениаминовых. Таким образом, 1Пар.1–10 можно разделить на введение 1:1–2:2 (от Адама до 12 сыновей Израиля/Иакова; в фокусе Израиль, а не человечество вообще!) и три основных раздела: 2:3–4:43: Иуда и Симеон – и Давид; 5:1–7:40: Левий и другие колена; 8:1–10:14: Вениамин, Саул и Иерусалим. Каждый из этих трех разделов имеет концентрическую композицию: в центре стоят соответственно Давид (3:1–24), Левий (5:27–6:66) и Иерусалим (9:1–34). «Генеалогическое преддверие» 1Пар.1–10 1:1–2:2 От Адама до 12 сыновей Израиля/Иакова (с выделением Авраама) Израиль как народ 12 колен 2:3–4:43 2:3–55 сыновья Иуды центр: 3:1–24 Давид 4:1–33 сыновья Иуды 4:24–43 Симеон (ср. 4:27, 31) 5:1–7:40 5:1–26 Рувим; Гад; восточная часть колена Манассии центр: 5:27–6:66 Левий 5:27–41 Аарониды 6:1–34 Левиты (в особ. певцы) 6:35–38 Аарониды 7:1–40 Иссахар; Вениамин; Неффалим; Манассия; Ефрем; Асир 8:1–10:14 8:1–40 Вениамин (Саул)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Из других колен более подробно исчисляются потомки Левия (6:1–71 и 9:10–22) и Вениамина (7:6–11;8:1–40;9:35–44). Остальные же колена очень кратко исчисляются, все колена в двух с небольшим (4:24–43, 5 и 6) главах. Перечень с историческими замечаниями часто прерывается указаниями на отношение разных лиц и событий к Давиду и его царствованию ( 1Пар.4:31;5:2;6:31–32;7:2 …). Родословия десяти колен израильского царства доводятся лишь до эпохи Давида, а оставшиеся верными Давиду Иудово, Левиино и Вениаминово колена исчисляются до плена ( 1Пар.6:1–81;7:6–12;8:1–40;9:18,35–44 ). Нельзя не видеть во всем этом намеренного выбора имен и лиц, близких к Давиду, выбора из общих несомненно известных священному историку (как видно из 4:41;5:17;7:5,9,40;9:1) генеалогических таблиц всего еврейского народа. Если с этими чертами генеалогии сопоставить дальнейшее с (10 главы) повествование, начинающееся смертью Саула и воцарением Давида и подробно излагающее правление Давида ( 1Пар.12 –29гл.), его сына Соломона ( 2Пар.1 –9гл.) и его царственных потомков на иудейском престоле ( 2Пар.10 –36гл.), с полным пропуском всей истории израильского царства, так же хорошо известной свящ. историку из «книг иудейских и израильских царей» ( 1Пар.9:1 ; 2Пар.13;16:11 ), то легко можно понять единство идеи всех частей Паралипоменон: царствование Давида и его царственный дом с обетованием Господним ( 1Пар.28:4 ) составляют центральный пункт генеалогии и повествований свящ. историка. В повествовании о Давиде и его преемниках ( 1Пар.11 –2Пар.36гл.) свящ. историк также не допускает какой-либо разбросанности и неопределенности. Он сообщает далеко не все факты, известные ему, относительно описываемых лиц и событий, а делает определенный их выбор. Здесь центром его повествования служат: Иерусалим, храм и богослужение. Так, подробно описываемая в книгах Царств борьба Давида с Саулом ( 1Цар.17 –31гл.) опускается писателем Паралипоменон, его царствование описывается с воцарения в Хевроне, причем, преимущественно говорится, как в генеалогиях о жителях Иерусалима ( 1Пар.9:1–34 ), так здесь о завоевании Иерусалима ( 1Пар.11:1–9 ), перенесении туда ковчега (13–17:27), определении по чудесному откровению места для храма (21:1–30), приготовлении материала для последнего (28гл.) и распределении службы левитов в скинии (23–26гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010