В заключение – пятая молитва разрешительная с возложением рук. Формула при помазании: „помощь наша о имени Господнем“. В целом это последование имеет следующий вид. Первая часть: начало (благословен Бог), канон, ектенья, отпуст, испрошение болящим прощения и троекратное произнесение священниками прощения ему. Вторая часть: начало (благословен Бог), ектенья, тропари, первая совершительная молитва об освящении елея (наша: «Господа милостию и щедротами»), вторая совершительная молитва (также наша: «Безначальне, вечне»), апостол, аллилуйя, каждение, евангелие. Третья часть: первая молитва над больным, читаемая вслух, вторая тайно (наша: Отче святый врачу душ и телес), крестообразное помазание всеми семью священниками чела, органов чувств на лице и рук с произнесением слов: «помощь наша о имени Господнем», великая ектенья, разрушительная молитва с возложением рук и отпуст 55 ). Это описание Симеона Солунского замечательно не только по сличению с барбериновым списком, но и по сравнению с нынешним последованием св. елея. – По первым двум частям оно почти совершенно тождественно с нынешним последованием, за исключением всего у нас предшествующего канону и стихир, оканчивающих у нас канон; обо всем этом у Симеона Солунского не упоминается; если присоединить к этому перестановку чтений из апостола и евангелия из места, занимаемого ими у нас, в другое место (после второй молитвы над елеем), то все это и составит разность между Симеоном Солунским и нынешним последованием св. елея. – За то последняя часть последования у Симеона Солунского совершенно отличается от нашего. Именно у Симеона Солунского: вместо семи наших молитв, сопровождающихся каждый раз произнесением молитвы „Отче святый, врачу душ и телес“, и семи апостолов, и семи евангелий существуют только две молитвы и притом одна, именно „Отче святый произносится тайно. Вместо этой последней молитвы, имеющей у нас значение как бы формулы покаяния, произносятся другие слова. Наконец, хотя есть молитва заключительная, но она отличается от нашей; при чтении её возлагается не евангелие на главу болящего (как у нас), а рука священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В нынешнем «Последовании» положены две молитвы на освящение елея – «Господи, милостию и щедротами…» и «Безначальне, вечне, святе святых…». Молитвы эти впервые становятся известными около IX века из чина Елеосвящения для больных, обнародованного Гоаром. Первая из молитв такая же, как и нынешняя, а вторая по содержанию похожа, но по выражениям отличается от нынешней. Молитвы эти составлены и приняты в употребление для освящения елея гораздо ранее IX века. Вторая из них «Безначальне, вечне…» по своему началу относится к глубокой древности, к первым векам христианства. Полный, состав нынешнего чина освящения елея, изложенный в «Последовании», в существенных своих частях образовался в период времени от IX до XVI века. Чин состоит: а) из ектений об освящении елея, б) молитвы «Господи, милостию и щедротами Твоими», в) тропарей и кондаков, числом одиннадцать, г) чтения Апостола из Соборного Послания апостола Иакова о Елеопомазании, д) Евангелия апостола Луки о милосердном самарянине, е) краткой сугубой ектений о болящем, ж) второй молитвы на освящение елея «Безначальне, вечне, святе святых…». Этой молитвой оканчивается богослужебный акт освящения елея. Затем непосредственно начинается второй акт таинства – елеопомазание больного. Евангелист Марк повествует, что св. апостолы мазали недужных елеем ( Мк. 6:13 ), и св. апостол Иаков заповедует пресвитерам помазывать елеем больного ( Иак. 5:14 ). В Восточной Церкви практика помазания отдельных членов тела первоначально установилась в IX веке. В чине Гоара того времени говорится, что священники, совершавшие таинство, помазывали по порядку чело, уши, руки больного. Из «Канона» Арсения Карфского (IX в.) видно, что тогда помазывались на главах чела (лбы) и чувствия, т.е. органы чувств. Окончательного определения, какие органы помазывать, долго не было. В XV веке по чину блаж. Симеона указано помазывать чело, чувственные органы на лице и руки. Замечательно, что в древних чинах и писаниях Восточной Церкви при исчислении отдельных органов тела ни разу не упоминается о помазании св. елеем ног у больного. На основании же всей предшествующей практики при окончательном установлении формуляра св. елея в «Последовании» нашей Русской Церкви принято помазывать у больного в последовательном порядке: чело, ноздри, ланиты (щеки), уста, перси (грудь) и руки на обеих сторонах.

http://azbyka.ru/chto-nuzhno-znat-o-tain...

По поводу же первой части этой молитвы, блаж. Симеон Фессалоникийский, показывая ее знаменательное содержание, делает следующее объяснение. «Безначальне, Вечне, Святе святых , – дивное начало! Ты от начала и всегда милостив и не имеешь преемства, потому что Ты с Сыном Своим и Духом всегда – Отец неизменный; Ты – Святый святых, т. е., един Святый и освящение освящаемых, а мы – грешники и полны всякой нечистоты, так как мы получили начало и изменяемся. Итак, Ты, по милости, Единороднаго Сына ниспославый , исцеляющего всякие болезни и страсти наши, ниспосли Святаго Твоего Духа и освяти елей сей..., и сотвори и (его) помазующемуся Твоему рабу в совершенное избавление грехов его : дар, по истине, величайший! В освящение души и тела : вот и вторая величайшая благодать! 626 . В наследие царства небеснаго : вот и последний дар – наше спасение и наследие царства и славы Божией! Откуда же нам такое благодеяние? Яко Бог милости и человеколюбия еси , говорит (иерей), и возгласно славословит Отца с Сыном и Духом» 627 . С окончанием сей молитвы, вполне оканчивается освящение елея. Ибо в ней испрашивается у Господа Бога болящему второе обетование таинства: совершенное избавление грехов, в наследие царствия небеснаго. Две означенные молитвы чина: Господи, милостию и щедротами... и: Безначалъне, Вечне..., называются совершителъными , ибо прочтение их необходимо для освящения елея, так как в них призывается благодать Божия для его освящения. Блаж. Симеон, приведши в своем чине обе молитвы, делает, после второй, следующее заключение: «таким образом, елей уже освящен и обладает божественной силой, и все (просимое) в молитве дарует тем, которые помазуются им с верою: ибо действительны все слова молитвы, когда они произносятся иереем, имеющим благодать Божию по силе рукоположения 628 . Дополнительные объяснения к чину освящения елея Изъясненный чин освящения елея необходимо дополнить здесь пояснением двух предметов: а) о причине существования в чине двух молитв, а не одной, или трех, и б) о различии освящения елея в таинстве от образа освящения его в обрядовых установлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Первая из молитв такая же, как и нынешняя, а вторая по содержанию похожа, но по выражениям отличается от нынешней. Молитвы эти составлены и приняты в употребление для освящения елея гораздо ранее IX века. Вторая из них " Безначальне, вечне... " по своему началу относится к глубокой древности, к первым векам христианства. Полный, состав нынешнего чина освящения елея, изложенный в " Последовании " , в существенных своих частях образовался в период времени от IX до XVI века. Чин состоит: а) из ектений об освящении елея, б) молитвы " Господи, милостию и щедротами Твоими " , в) тропарей и кондаков, числом одиннадцать, г) чтения Апостола из Соборного Лослания апостола Иакова о Елеопомазании, д) Евангелия апостола Луки о милосердном самарянине, е) краткой сугубой ектений о болящем, ж) второй молитвы на освящение елея " Безначальне, вечне, святе святых... " . Этой молитвой оканчивается богослужебный акт освящения елея. Затем непосредственно начинается второй акт таинства - елеопомазание больного. Евангелист Марк повествует, что св. апостолы мазали недужных елеем (Мк. VI, 13), и св. апостол Иаков заповедует пресвитерам помазывать елеем больного (Иак. V, 14). В Восточной Церкви практика помазания отдельных членов тела первоначально установилась в IX веке. В чине Гоара того времени говорится, что священники, совершавшие таинство, помазывали по порядку чело, уши, руки больного. Из " Канона " Арсения Карф-ского (IX в.) видно, что тогда помазывались на главах чела (лбы) и чувствия, т.е. органы чувств. Окончательного определения, какие органы помазывать, долго не было. В XV веке по чину блаж. Симеона указано помазывать чело, чувственные органы на лице и руки. Замечательно, что в древних чинах и писаниях Восточной Церкви при исчислении отдельных органов тела ни разу не упоминается о помазании св. елеем ног у больного. На основании же всей предшествующей практики при окончательном установлении формуляра св. елея в " Последовании " нашей Русской Церкви принято помазывать у больного в последовательном порядке: чело, ноздри, ланиты (щеки), уста, перси (грудь) и руки на обеих сторонах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

О, аще бы дал Господь за вашими молитвами моей грешней души отраду, должен бы был возопити за вы ко Владыце; должен бы за сладчайшыя моя други возмолити: „Призри, призри, пресладкий Владыко, на твоя люди, бедствуемыя выну, призри на твой виноград, егоже насади десница призри в тяжких мира сего волнах на обуреваемыя твоя рабы, отжени 273 лукаваго диавола от них злобу, защити от бесовских злоковарств, волны утиши, напасти отжени, ратующыя утоли 274 , в мире мирно сия церковная чада сохрани и Небесному твоему Царствию причастники учини. О, аще бы умилосердился всесладкий наш Владыка и дал бы нам места светла в прекрасных кровех своих и совокупил с вами в вышнем прекраснем Иерусалиме; о, да дал бы с вами вечне нам возрадоватися, вечне в вечности небесней возвеселитися, о, колико бы тогда возрадовалися, колико бы возликовствовали, колико неизреченно возторжествовали бы, иже на земли в воюющей Церкви единодушно его света, в Троицы славимаго Бога, славословихом, да даст нам и в небесней ликующей Церкви благодарно и утешително славити его во вся веки. Аминь. Темже, духовная моя братия, и друзи любезнии, и спостници, и знаемии, не забудите мене, егда молитеся. Но видяще мой гроб, поминайте мою любовь и молитеся Христу, да учинит дух мой со праведными». Сия убо и такова и вящше сих раб Божий Петр, в жизни сей жив, изобразил словесы же и делы образ полезен нам попечения души. Сицевыя умиленныя гласы и вещи 275 , словесы же и писанми во исходе души своея и ныне нам возглашаше и возглашает. Сицевыми любовными пламы 276 вся боголюбивыя души объемлет, сицевым нестерпимым вечный рачителством 277 сердца наши убодает. Тем, боголюбное пустынное сочленение, христолюбнии отцы и благоверная дружино и вся усердная чада церковная, воспомним любовь любовнаго благочестия рачителя; воспомним, люди церковнии, церковнаго усерднаго красителя; воспомним, любители благоверия, о благоверной житии всетщателно попекшагося; воспомним, вси благочестивии, всем нам многаго утешения духовнаго и ползы виновнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При сем, напоминаю тебе и то, что говорит божественное Писание: болит ли кто в вас... отпустятся ему 409 . В «Требнике» папы Геласия (492–396 гг.) имеется целое последование св. Елеопомазания, взятое им из какой-либо Церкви, где оно издавна существовало по апостольскому преданию, и в нем положена молитва на освящение елея: «да будет елей сей, с благословения Божия, ограждением души и тела, во отгнание всяких болезней и исцеление немощей, душевных и телесных» 410 . В VI-м u nocлeдyющux веках, также, существовали в св. Церкви чины и молитвы на освящение елея для больных. В Римской Церкви его освящали епископы в храмах и освященный давали пресвитерам для помазания больных. В чинопоследовании св. Григория Великого говорится, что, при освящении, елей благословляли сперва епископ, а за ним и пресвитеры 411 , Феодор Кантербурийский, VII в., свидетельствует, что «у греков пресвитеру позволяется святить елей для больных (sacere infirmis chrisma)» 412 , след, в VII в., в Восточной Церкви существовал чин освящения елея для помазания им болящих. В нынешнем «Последовании» положены две молитвы на освящение елея: а) Господи, милостию и щедротами...  и б) Безначальне, вечне, святе святых»... Молитвы эти, впервые, становятся известными около IX в. из чина Елеосвящения для больных, обнародованного Гоаром. Первая из сих молитв такая же, как и нынешняя, а вторая – по содержанию сходствует, но в выражении отличается от нынешней 413 . Но молитвы сии составлены и приняты в употребление для освящения елея гораздо ранее IX в. Из них, вторая молитва: Безначальне, вечне... по своему началу, относится к глубокой древности, к первым векам христианства. Доказательством сему служат следующие признаки, в ней содержащиеся.  1) Изложение сей молитвы, особенно второй наибольшей части ее, отличается такою простотою и безискуственностью, которые были характеристическою чертой молитв первых веков св. Церкви и в ее произведениях последующего времени уже не имели места. 2) В молитве сей существуют многие такие слова, наименования и речения целые, которые употреблялись только в молитвах и писаниях самой глубокой древности христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Радуйся Марие, хвало Израилева. Радуйся Марие, утверждение Иова праведного. Радуйся Марие, каменю избранный. Радуйся Марие, Мати возлюбленного. Радуйся Марие, дщере Давида царя. Радуйся Марие, возлюбленная Соломона. Радуйся Марие, возносящая праведных. Радуйся Марие, спасение Исаино. Радуйся Марие, исцеление Иеремиино. Радуйся Марие, видение Иезекиилево. Радуйся Марие, благодать Даниила. Радуйся Марие, сило Илии. Радуйся Марие, благодать Елисея. Радуйся Марие Богородице. Радуйся Марие, Мати Иисуса Христа. Радуйся Марие, добрая голубице. Радуйся Марие, Мати Сына Божия. Радуйся Марие, о ней же свидетельствоваша вси пророцы, иже реша: се Бог Слово приемлет от плоти Твоея в не проточном, единении, сый вознесен на верси жезла Ааронова. Кий жезл? аще не Мария, понеже, ему подобно девство Ея. Без семене заченшее самого Сына и Слово Бога. Ея же молитвами и ходатайством Боже отверзи нам дверь церковную. Моли за ны Богородице, да отверзет нам верным врата райская. Молися ко из Тебе родшемуся и возлюбленному Сыну Твоему, да оставит грехи наша. Молитва глаголемая в полунощнице Молимтися, молимтися, молимтися, Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, вечне, иже обитаеши на небесех прежде всех век, Свете от Света: озари и просвети ум наш, сердца и помышления наша, во еже уразумети животворящии словеса Твоя, и воззвати ны Господи от сонныя ленности из мрака греха, умерщвляющего тело, душу и дух, и сподоби ны быти готовы на всяко благое дело даже до дне пришествия Твоего второго и страшного, в он же имаши судити мир, да услышим с неизреченною радостию и веселием и утешением и услаждением из Божественных Твоих уст оный глас глаголющий: приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Благо же! благо! Господи Боже наш сподоби ны в сей день же и час стати без страха и трепета, без опасения и боязни, непреклонно и непреткновенно, и не возгнушайся нас множества ради грехов и скверных дел. Прости нам Боже преступления, прегрешения, долги и вины, и избави нас и весь мир от губительства, глада, язвы, чумы, переселения, огня, потопа, противления злых людей, от молнии и труса, от обиды прелюбодеев; утеснений правителей, и нашествия супостатов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Апостол говорит еще о том, что мы должны принять в свое сердце образ страданий и долготерпения, должны помнить, как сказали пророки, должны вспомнить кончину Господню (это все в том же послании говорится), о том, что Господь пришел пострадать и потерпеть, поэтому мы к своим скорбям должны относиться не как к беде или несчастью, а как к кресту, который нужно нести для того, чтобы быть со Христом. Если мы имеем такое устроение, то мы можем просить Христа о помощи, и мы просим Господа быть с нами, просим нам помочь быть с Ним. Если мы будем так относиться к своим скорбям, тогда мы будем с Богом, и молитва наша будет иметь совершенно другой смысл, — высокий христианский смысл. Есть особенная проблема христианского отношения к болезни. Ко всякому злу, и в частности к болезни, и к исцелению. Не всякое исцеление хорошо, и это очень важно для современного человека, потому что люди сейчас готовы любыми средствами получить исцеление от болезни. Они готовы получить его откуда угодно, даже из рук сатаны. Церковь же говорит, что это не так, что исцеление хорошо только в том случае, если оно происходит по воле Божией. Не от Бога исцеление не нужно, потому что оно не по воле Божией и не принесет пользы. У Господа же не требуют, а просят. После этого апостольского чтения читается Евангелие от Луки о человеке, впадшем в разбойники. Там тоже есть назидание Господне о том, кто такой есть ближний твой: ближний, — это то, кого мы любим. И мы будем ближними тому человеку, которого мы любим. Для того чтобы быть ближним, нужно быть милостивым и любящим, тогда мы сами будем ближними и любимых людей сделаем ближними себе. Потом читается эта замечательная молитва первая: «Безначальне, вечне, свете святых, Единороднаго Твоего Сына низпославый, исцеляющего всякий недуг…». Она удивительно глубока и трогательна, как и другие молитвы, — их всего семь. Второе чтение начинается с Послания ап. Павла к Римлянам: «Братие, должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созданию». Здесь опять говорится, что мы должны искать не своего, не своей воли, а должны стараться угодить ближнему своему.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...». Споручница, то есть Поручительница или Посредница между Господом Иисусом Христом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница. На иконе изображена Пресвятая Богородица с Богомладенцем на левой руке; главы Их украшены венцами. Младенец Иисус обеими руками касается простертой к Нему правой руки Богоматери. Над главой Богоматери начертана звезда, от которой полукружием до половины изображения с обеих его сторон начертано по 6 звезд (вероятно, символизирующих двенадцать святых апостолов). По углам иконы изображены свитки с надписью: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну: да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Мене испросят». Образ этот в прошлом столетии находился между другими старинными иконами в обветшавшей часовне у ворот Никольского Одрина монастыря (при реке Одрине), в семи верстах от города Карачева Орловской губернии (ныне одноименный город на территории соседней Брянской области). В 1843 году многим жителям Карачева было открыто в сновидениях, что икона является чудотворной. В 1844 году от иконы последовало чудесное исцеление двухлетнего мальчика, страдавшего не поддающимися лечению припадками. Тогда же икону торжественно перенесли в соборный храм Никольского монастыря. В последующие годы, особенно во время эпидемии холеры в 1847–1848 годах, многие безнадежно больные, с верою притекшие к чудотворной иконе, заступничеством Богоматери получили исцеление и возвратились к жизни. В Никольском монастыре в честь чудотворного образа был сооружен большой трехпрестольный храм. В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула с образа был сделан список, помещенный первоначально в его доме. Этот список оказался чудотворным, источающим целительное миро, и был перенесен в Никольский храм в Хамовниках. В храме устроили отдельный придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», освященный в 1872 году. Этот чудотворный список прославился также исходившим от него светом по ночам и многими другими знамениями. Только с 1844 по 1850 год от иконы «Споручница грешных» последовало не менее 115-ти засвидетельствованных чудесных исцелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грамота новгородского князя Всеволода новгородскому владыке или софийскому собору (К прим. 467) Се аз князь великий Всеволод, нареченный в святом крещении Игафш (Гавриил), правнук Игорев и блаженныя прабабы Ольги, нареченныя во святом крещении Елены (и) бабы Володимеровы, нареченнаго во святом крещении Василия; и тыя Господа(о) прияли святое крещение от греческих царей и от Фотия (Николая) (–) патриарха Цареградскаго взяша первого митрополита Михаила Киеву, иже крести всю Рускую землю. Потом же, летом многим минувшим, моляся Спасу и Пречистей Его Матери, святей Богородице Приснодеве Марии, устроиша церковь святыя Богородицы Десятинную и даша ей десятину во (со) всей Руской земли и со всех княжений в соборную церковь святыя Богородицы, иже (яже) в Киеве, и святей Софеи киевской, и святей Софеи новгородской, и митрополитом Киевским, и архиепископом Новгородским, от всякого(аго) княжа суда десятую векшу, а из торга десятую неделю, а из домов на всякое лето от всякаго стада и от всякаго жита десятое святому Спасу, и Пречистой Его Матери, и Премудрости Божий святей Софеи. А се изобретохом в греческом Номоканоне, что сих судов и тяж не судити князю, ни его детем, ни его наместником, ни его боляром, ни его тиуном, ни десятника не держати, и созвал есми десять сотских и старосту Болеслава, и бирича Мирошку, и старосту иванского Васяту, и погадал есм со владыкою, и с своею княгинею, и с своими боляры, и со десятью сотскими, и с старостами; дал есми суд и мерила, якоже (иже) на торгу святей Богородицы в Киеве митрополиту, тако(а) в Новогороде святей Софии, и епископу, и старосте иванскому, и всему Новуграду мерила торговая, скалвы вощаныя, пуды медовыя, и гривенку рублевую, и локоть иванский, и свой оброк купец 1646 черн(и)цам; а попу иванскому руская пись с борисоглебским на пол(ы); а сторожу иванскому русской порочицы пятно да десять конюхов соли; а не вступатися в тыя оброки моим детям, ни моим наместником, ни моим боляром на дом святей Софеи и святого Ивана (Иоанна); а дом святей Софеи владыкам строити с сотскими; а старостам и торгощам(вцам) докладывая владыки(у), или кто будет нашего роду князей в Новеграде, строити дом святого Ивана (Иоанна). А се приказываю своим наместником и тиуном: суда церковнаго не обидети, ни судити без владычня наместника. А се дах во олтарь святей Софеи и причту церковному вседенник синодик вечне (сенаник венце), что суды церковныя, то святей Софеи; а кто нашего роду пограбит или отьимет, того повелехом владыце собором синодице (сенанице) проклинати.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010