При существовании же отпуста на утрени начинать следующую часть для них было естественно особым начальным возгласом. Неустойчиво занимали свои места и следовавшие за великой ектенией молитвы на освящение елея: «Господи, милостию и щедротами» и «Безначальне, вечне». Обычно, во время чтения первой молитвы пресвитеры совершали влияние елея в сосуд, а вторая молитва прочитывалась уже в самом конце второй части, после пения отпустительных тропарей или антифонов 352 . Но в рукописях Афоно-Дионисиатской библиотеки 353 и Московской Синодальной библиотеки 498 354 обе молитвы непосредственно следовали одна за другой, а в рукописи Синайской библиотеки 988 порядок следования их был обратный 355 . Ближе к современному порядку освящения елея стоят рукописи, в которых на освящение елея прочитывалась только одна молитва «Господи, милостию и щедротами Твоими». И к рукописям с одной освятительной молитвой относится оставшееся большинство рукописей второй группы. Но, с другой стороны, почти во всех них, в отличие от современного способа освящения елея, молитву произносили пресвитеры, по очереди, и каждый вслух, вливая в то же время елей в заготовленный сосуд. Но в рукописях Афоно-Есфигменской библиотеки 208 и Афоно-Ватопедской библиотеки 133 356 лишь первый пресвитер совершал влияние елея в сосуд и читал молитву на освящение его. Оставшиеся части освящения елея – пение тропарей и кондаков, приход больного и испрошение им прощения грехов – были тесно связаны между собою. Именно, пение тропарей с кондаками и испрошение больным прощения грехов, как видели, были вызваны появлением больного в этот момент в храме, или в том месте, где совершалось таинство. Этим же поддерживалось и существование их, ибо появление больного после освящения елея удерживалось в рукописях довольно твердо. Однако, быв вызвано практическими целями и получив широкое распространение, пение тропарей с кондаками устойчиво сохраняло свое место и с исчезновением причины, вызвавшей их появление здесь, т.е. с перенесением прихода больного к началу или освящения елея или всего последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

По рассматриваемой рукописи В обычном употреблении В молитве «Безначальне, вечне» ...Освяти масло сие и сотвори то быти мажущимся рабом Твоим... ...Освяти елей сей и сотвори мажущемуся Твоему рабу. В молитве «Отче Святый» ...Исцели раб Твоих... и оживотвори тех... ...Исцели раба Твоего... оживотвори того… Отпуст совершался с особенностью, усвоенной вообще отпусту на великую субботу. И после отпуста «и тако став, игумен, и прием святое масло, помазует преж священники. Потом же всю братию по чину их, и вси священницы ставше со игуменом, кождо их имуще священное масло, помазуя глаголет: Благословение Господа...» В заключение чина Положено «прощение братии в великую субботу». «Отче Святый и отцы святии, простите мя и благословите грешного, елико согреших во вся дни живота моего, во дни и нощи, и во всей сей святей четыредесятнице словом, и делом, и помышлением, в разуме, и недоведении и всеми чувствы моими» 621 . Вот кратко схема видоизменений чина елеосвящения при совершении его в великую субботу в качестве общего маслоосвящения. Но и при таком несущественном для чина елеосвящения характере эти изменения, видимо, не всегда проводились до конца. Следует отметить характерное явление в этом отношении в том же «чине» по рукописи из собрания Титова Как знаем, в досовременном чине болящий являлся к совершению над ним таинства после пения отпустительных тропарей и кондаков. И по рукописи из собрания Титова 206 тоже после отпустительных тропарей «и тако приходит игумен посред и сотворит на восток поклоны, и един пакы к прочим священником рек сице: Благословите мя, отцы святии...» 622 . Но здесь приход игумена после того, как он уже произносил начальный возглас и участвовал в совершении первых двух частей последования таинства, был прямо-таки странным. Получился он в результате того, что автор чина остался здесь верным чину елеосвящения, как он совершался над больными; он заменил лишь слово «болящий» словом «игумен», опуская из виду происшедшую от этого несообразность, указанную нами выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Рече же ему: право отвеща; сие сотвори, и жив будеши. Он же хотя оправдитися сам, рече ко Иисусу: и кто есть ближний мой? Отвещав же Иисус рече: человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его и язвы возложше отыдоша, оставльше еле жива суща. По случаю же священник некий схождаше путем тем; и видев его, мимоиде. Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто грядый, прииде над него, и видев его, милосердова; и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино; всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу, и прилежа ему. И наутрия изшед, изъем два сребреника, даде гостиннику, и рече ему: прилежи ему, и еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти. Кто убо от тех триех ближний мнит ти ся быти впадшему в разбойники? Он же рече: сотворивый милость с ним. Рече же ему Иисус: иди и ты твори такожде. Ектения сугубая о болящих. Молитва 1-я Безначальне, Вечне, Святе святых, Единороднаго Твоего Сына низпославый, исцеляющаго всякий недуг, и всяку язю душ и телес наших, низпосли Святаго Твоего Духа и освяти елей сей, и сотвори и помазующимся Твоим рабом (имярек) в совершенное избавление грехов их, в наследие Царствия Небеснаго. Ты бо еси Бог велий и дивен, храняй завет Твой и милость Твою любящим Тя, даяй избавление грехов Святым Твоим Отроком Иисусом Христом; паки рождей нас от греха; просвещаяй слепыя, исправляяй низверженныя, любяй праведныя и грешныя милуяй; паки изведый нас от тьмы и сени смертныя, глаголяй сущим во узах: изыдите, и сущим во тьме: открыйтеся. Возсия бо в сердцах наших свет ведения лица Его, отнелиже нас ради на земли явился есть, и с человеки поживе; приемшим Тя дал есть власть чадом Божиим быти, банею пакибытия сыноположение нам даровал есть, и непричастны нас сотворил есть от насильства диаволя; понеже не благоволил еси κρовию очиститися, но елеем святым дал еси образ Креста Его, во еже быти нам Христову стаду, царскому священию, языку святому, и очистивый ны водою, и освятивый Духом Твоим Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Симеона Фессалоникийского, акт освящения елея имеет уже почти тот состав который видим в нынешнем «Последовании». Блаж. Симеон изображает его в следующем виде. Когда первый иерей благословит начало, а) читается ектения (миром Господу помолимся...), упоминающая и о самом совершаемом, священнодействии и испрашивающая мир и милость, б) после возгласа поются некоторые тропари, содержащие в себе умилостивительные моления къ Богу, в) во время пения их, иерей читает молитву о елее: Господи, милостью и щедротами Твоими , г) по окончании тропарей иерей прибавляет вторую молитву: Безначальне, вечне, святе святых , д) после сей молитвы, читаются апостолъские слова брата Божия о предании св. Елея, е) вслед за тем, первый иерей читает евангелие о милосердом самарянине, ж) после сего, произносится сходная с нынешней ектенией молитва об оставлении грехов недужного и ради исцеления души и тела. Этим оканчивается акт освящения елея, и затем следует елеопомазание недужного 430 . В других кратких рукописных чинах того же времени, акт освящения елея изображается подобным же образом, как у блаж. Симеона 431 . Из сего видно, что в XV–XVI вв., чин освящения елея, в сущности, имел уже нынешний состав, только в нашем «Последовании» он получил другой распорядок, тропари к Господ Богу дополнены тропарями к святым, и молитва после Евангелия заменена, на основании других чинов, сугубой ектениею о болящем 432 . Сходство же освящения простирается до таких подробностей, что, напр., в нашем «Последовании» сделано замечание: «во елико же глаголется (первая) молитва от священников, поются тропари», как и в чине блаж. Симеона сказано: «во время пения тропарей, первый из пресвитеров, а за ним и другие произносят молитву о елее».  Окончательную же редакцию, в отношении порядка составных частей, их объема и дословного изложения, нынешний чин освящения елея получил при исправлении и утверждении «Требника» Московским Собором 1666–1667 гг. 54 См. в «Простран. Катихизисе ответ  на вопрос: Откуда ведет начало таинство Елеосвящения? 77 Capolus Kozma de Papi, Liturgica Sacra Catholica et cact, edit.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Когда я вошел, о.Герасима, благодаря его маленькому росту, не было видно за народом. Я слышал только лишь его голос; он с особенным настроением читал чудные, полные поэзии, слова первого Евангелия, в котором повествуется трогательное милосердие «некоего самарянина», увидавшего поверженного во прах несчастного человека. В трогательной передаче доброго старца особенно глубоко падали в душу слова: «И приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино, всадив же его на свой скот, приведе его в гостиницу, и прилежа ему». Келейник Василий провел нас в хвост шеренги соборующихся, дал нам в руки по зажженной свечке, затем по кусочку ваты, назначение которой состояло в том, чтобы, после помазания, ею отирать стекающий елей. В это время старец читал уже прекрасные слова первой молитвы таинства елеосвящения: «Безначальне, Вечне, Святе, святых, Единородного Твоего Сына ниспосли, Исцеляющего всякий недуг, и всяку язю душ и телес наших, ниспосли Святого Твоего Духа, и освяти елей сей, и сотвори помазующимся рабам Твоим в совершенное исцеление грехов их, в наследие царствия небесного»... После этого от стола поднялся старец Герасим, и, держа в одной руке, так называемый, «стручец», – обыкновенную тоненькую палочку, на одном конце которой быль намотан толстый кусочек ваты, а в другой – небольшой стаканчик, наполовину наполненный маслом, смешанным с вином, подходил к каждому, и со словами: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына, Господа Нашего Иисуса Христа, всякий недуг Исцеляющего, и от смерти Избавляющего, исцели и раба Твоего...» помазал крестообразно каждого стоящего перед ним на челе, на ноздрях, на щеках, на губах, на открытой груди, на ладонной и на тыльной стороне обеих рук, а все присутствующие пели: «Услыши ны, Боже; услыши ны, Владыко; услыши ны, Святый». Такое помазание повторялось после перерывов, в которые читалось Евангелие, семь раз. Необычность обстановки, приподнятое настроение, какая-то непостигаемая человеческим разумом красота и возвышенность этого таинства, не говоря уже о своеобразном общем пении, о некоторой таинственности, об этих висящих кругом старинных образах, портретах старцев, иноков, сурово, степенно смотрящих на всех этих, пришедших сюда за исцелением души и тела, – все это куда-то настолько далеко относило от жизни, от ее обычных тревог и забот и давало такое настроение, что казалось, если бы в этот момент кто-либо сказал, что «вот-де сейчас вас всех перережут, расстреляют, сожгут», – никто бы не обратил на это внимания, а все продолжали бы так стоять с полуоткрытой грудью, с горящими свечами и медленно, монотонно петь: «Услыши ны, Боже; услыши ны, Владыко; услыши ны, Святый».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Первая из семи молитв (inc.: ναρχε, διδοχε (Безначальне, вечне)) в действительности представляет собой контаминацию трех различных молитв: первая (составляющая в современном тексте молитвы ее краткую начальную часть, конец которой отмечен даже в современных изданиях) некогда была самостоятельной молитвой на освящение елея для болящих, две другие – молитвами на освящение елея во время таинства Крещения (и поэтому в них говорится об очищении водою и Духом и о «пакирождении», что соотносится с богословским аспектом таинства Крещения, а не Елеосвящения). Вторая молитва из семи (inc.: Θες μγας κα ψιστος (Боже великий и вышний)) также составлена из двух различных молитв, контрастных по своему содержанию: первая часть связана с приношением елея, в ней призываются «дар исцеления и оставление грехов», а вторая часть полностью посвящена покаянию. Составными являются и третья и четвертая из семи молитв чина Елеосвящения согласно принятой ныне редакции (эти молитвы, наряду с молитвами на освящение елея и при помазании, являются наиболее древними в чине Елеосвящения и известны уже в рукописях X века, тогда как прочие пять молитв седмеричного цикла засвидетельствованы только в более поздних памятниках). Третья молитва (inc.: Δσποτα παντοκρτορ, γιε βασιλε (Владыко Вседержителю, святый Царю)) имеет вставную центральную часть, которая в древнейших рукописях бытовала в качестве отдельной молитвы на освящение елея; остальной текст молитвы с древности и до сих пор является самой распространенной молитвой, читаемой над болящими, и в современных изданиях входит также в состав последования молебного пения о недужных. Четвертая молитва (inc.: γαθ κα φιλνθρωπε (Блаже и человеколюбче)) представляет собой пример наиболее искусного соединения двух молитв (одна из которых изначально предназначалась для чтения над болящим, а другая – над елеем) в одну. Остальные три молитвы из седмеричного цикла (inc.: Κριε Θες μν, παιδεων κα πλιν μενος (Господи Боже наш, наказуяй и паки исцеляяй), Εχαριστομν σοι, Κριε Θες μν (Благодарим Тя, Господи Боже наш) и Δσποτα Κριε Θες μν, ατρ ψυχν (Владыко Господи Боже наш, Врачу душ)) являются цельными текстами и посвящены, в первую очередь, покаянию, причем моление о болящих содержится лишь в первой из них (т. е. пятой молитве седмеричного цикла), тогда как в двух других эта тема лишь кратко упомянута, и по содержанию они обе являются разрешительными молитвами над кающимися.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

в утверждение прощения получаемого в покаянии... и иереи трижды изрекают ему прощение. Потом, когда первый иерей снова благословит, читается ектенья: «миром Господу помолимся», которая провозглашается при всяком священнодействия... После возгласа и славословия Милостивого, во время пения некоторых тропарей, содержащих в себе умилостивительные моления к Богу, первый из пресвитеров, а за ним и другие по порядку возносят молитву о елее, и елей вливается в лампаду или в другой какой-нибудь сосуд. Над ним возжигается семь светильников по числу иереев и во образ даров Духа... Иерей читает следующую молитву: «Господи милостию и щедротами твоими исцеляяй язвы наши», потому что (это таинство) напоминает нам исцеление того избитого человека, которого Иисус... взяв от Самарии исцелил вином и елеем, милостью и щедротами. Поэтому некоторые в сосуд прежде елея вливают вина, и читается молитва... (содержание этой молитвы, по изложению Сим. Сол., сходно с содержанием нашей молитвы, печатающейся после второй молитвы). По окончании тропарей, и когда все (иереи) произнесут молитву, опять встает первый иерей и прибавляет вторую молитву совершительную... Первый иерей читает вторую молитву с тем, чтобы запечатлеть елей, a вместе с ним запечатлевают его и все иереи. Молитва читается так: «Безначальне, вечне, святе святых».... Таким образом, елей уже освящен и обладает божественной силою.... После же молитвы (у нас прежде) тотчас читаются апостольские слова брата Божия... Потом поется аллилуйя... приносится фимиам. В след затем первый иерей читает евангелие... После евангелия читается молитва прощения об оставлении грехов его и ради исцеления тела и души; это первая молитва и произносится вслух; в это время молятся и прочие иереи; а после неё по образцу, объясненному выше, тайно читается другая молитва... В ней призывается «Св. Отец врач душ и телес»... исцелить раба своего... предстательством Богоматери и «всех святых своих (следов. без перечисления по именам некоторых святых; сравн. Гоара р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В нынешнем " Последовании " положены две молитвы на освящение елея — " Господи, милостию и щедротами... " и " Безначальне, вечне, святе святых... " . Молитвы эти впервые становятся известными около IX века из чина Елеосвящения для больных, обнародованного Гоаром. Первая из молитв такая же, как и нынешняя, а вторая по содержанию похожа, но по выражениям отличается от нынешней. Молитвы эти составлены и приняты в употребление для освящения елея гораздо ранее IX века. Вторая из них " Безначальне, вечне... " по своему началу относится к глубокой древности, к первым векам христианства. Полный, состав нынешнего чина освящения елея, изложенный в " Последовании " , в существенных своих частях образовался в период времени от IX до XVI века. Чин состоит: а) из ектений об освящении елея, б) молитвы " Господи, милостию и щедротами Твоими " , в) тропарей и кондаков, числом одиннадцать, г) чтения Апостола из Соборного Лослания апостола Иакова о Елеопомазании, д) Евангелия апостола Луки о милосердном самарянине, е) краткой сугубой ектений о болящем, ж) второй молитвы на освящение елея " Безначальне, вечне, святе святых... " . Этой молитвой оканчивается богослужебный акт освящения елея. Затем непосредственно начинается второй акт таинства — елеопомазание больного. Евангелист Марк повествует, что св. апостолы мазали недужных елеем (Мк. VI, 13), и св. апостол Иаков заповедует пресвитерам помазывать елеем больного (Иак. V, 14). В Восточной Церкви практика помазания отдельных членов тела первоначально установилась в IX веке. В чине Гоара того времени говорится, что священники, совершавшие таинство, помазывали по порядку чело, уши, руки больного. Из " Канона " Арсения Карф-ского (IX в.) видно, что тогда помазывались на главах чела (лбы) и чувствия, т.е. органы чувств. Окончательного определения, какие органы помазывать, долго не было. В XV веке по чину блаж. Симеона указано помазывать чело, чувственные органы на лице и руки. Замечательно, что в древних чинах и писаниях Восточной Церкви при исчислении отдельных органов тела ни разу не упоминается о помазании св. елеем ног у больного. На основании же всей предшествующей практики при окончательном установлении формуляра св. елея в " Последовании " нашей Русской Церкви принято помазывать у больного в последовательном порядке: чело, ноздри, ланиты (щеки), уста, перси (грудь) и руки на обеих сторонах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

В нынешнем «Последовании» положены две молитвы на освящение елея – «Господи, милостию и щедротами…» и «Безначальне, вечне, святе святых…». Молитвы эти впервые становятся известными около IX века из чина Елеосвящения для больных, обнародованного Гоаром. Первая из молитв такая же, как и нынешняя, а вторая по содержанию похожа, но по выражениям отличается от нынешней. Молитвы эти составлены и приняты в употребление для освящения елея гораздо ранее IX века. Вторая из них «Безначальне, вечне…» по своему началу относится к глубокой древности, к первым векам христианства. Полный, состав нынешнего чина освящения елея, изложенный в «Последовании», в существенных своих частях образовался в период времени от IX до XVI века. Чин состоит: а) из ектений об освящении елея, б) молитвы «Господи, милостию и щедротами Твоими», в) тропарей и кондаков, числом одиннадцать, г) чтения Апостола из Соборного Послания апостола Иакова о Елеопомазании, д) Евангелия апостола Луки о милосердном самарянине, е) краткой сугубой ектений о болящем, ж) второй молитвы на освящение елея «Безначальне, вечне, святе святых…». Этой молитвой оканчивается богослужебный акт освящения елея. Затем непосредственно начинается второй акт таинства – елеопомазание больного. Евангелист Марк повествует, что св. апостолы мазали недужных елеем ( Мк. 6:13 ), и св. апостол Иаков заповедует пресвитерам помазывать елеем больного ( Иак. 5:14 ). В Восточной Церкви практика помазания отдельных членов тела первоначально установилась в IX веке. В чине Гоара того времени говорится, что священники, совершавшие таинство, помазывали по порядку чело, уши, руки больного. Из «Канона» Арсения Карфского (IX в.) видно, что тогда помазывались на главах чела (лбы) и чувствия, т.е. органы чувств. Окончательного определения, какие органы помазывать, долго не было. В XV веке по чину блаж. Симеона указано помазывать чело, чувственные органы на лице и руки. Замечательно, что в древних чинах и писаниях Восточной Церкви при исчислении отдельных органов тела ни разу не упоминается о помазании св. елеем ног у больного. На основании же всей предшествующей практики при окончательном установлении формуляра св. елея в «Последовании» нашей Русской Церкви принято помазывать у больного в последовательном порядке: чело, ноздри, ланиты (щеки), уста, перси (грудь) и руки на обеих сторонах.

http://azbyka.ru/chto-nuzhno-znat-o-tain...

При сем, напоминаю тебе и то, что говорит божественное Писание: болит ли кто в вас... отпустятся ему 409 . В «Требнике» папы Геласия (492–396 гг.) имеется целое последование св. Елеопомазания, взятое им из какой-либо Церкви, где оно издавна существовало по апостольскому преданию, и в нем положена молитва на освящение елея: «да будет елей сей, с благословения Божия, ограждением души и тела, во отгнание всяких болезней и исцеление немощей, душевных и телесных» 410 . В VI-м u nocлeдyющux веках, также, существовали в св. Церкви чины и молитвы на освящение елея для больных. В Римской Церкви его освящали епископы в храмах и освященный давали пресвитерам для помазания больных. В чинопоследовании св. Григория Великого говорится, что, при освящении, елей благословляли сперва епископ, а за ним и пресвитеры 411 , Феодор Кантербурийский, VII в., свидетельствует, что «у греков пресвитеру позволяется святить елей для больных (sacere infirmis chrisma)» 412 , след, в VII в., в Восточной Церкви существовал чин освящения елея для помазания им болящих. В нынешнем «Последовании» положены две молитвы на освящение елея: а) Господи, милостию и щедротами...  и б) Безначальне, вечне, святе святых»... Молитвы эти, впервые, становятся известными около IX в. из чина Елеосвящения для больных, обнародованного Гоаром. Первая из сих молитв такая же, как и нынешняя, а вторая – по содержанию сходствует, но в выражении отличается от нынешней 413 . Но молитвы сии составлены и приняты в употребление для освящения елея гораздо ранее IX в. Из них, вторая молитва: Безначальне, вечне... по своему началу, относится к глубокой древности, к первым векам христианства. Доказательством сему служат следующие признаки, в ней содержащиеся.  1) Изложение сей молитвы, особенно второй наибольшей части ее, отличается такою простотою и безискуственностью, которые были характеристическою чертой молитв первых веков св. Церкви и в ее произведениях последующего времени уже не имели места. 2) В молитве сей существуют многие такие слова, наименования и речения целые, которые употреблялись только в молитвах и писаниях самой глубокой древности христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010