В лат. традиции к Е. прилагаются такие названия, как oleum (масло), unctio (помазание), oleum unctionis (масло помазания), unctio olei sacrati (помазание освященным маслом), unctio infirmorum (помазание больных). Начиная с XIII в. широко распространены такие названия, как extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium, sacramentum moribundorum, unctio egredientium (таинство/помазание умирающих). Православные богословы отвергают эти поздние наименования, поскольку они отражают представление о Е. как об исключительно предсмертном таинстве, что противоречит его первоначальному смыслу. Установление таинства Основанием для совершения Е. служат слова из Евангелия от Марка о том, что ученики Христа «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6. 13), и слова из Послания ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5. 14-15). Правосл. богословы, рассуждая о Е., опираются гл. обр. на Послание ап. Иакова как на ясное и определенное свидетельство об этом таинстве, содержащее указания на его вещество, на его видимую и невидимую стороны и на установление его Самим Господом («во имя Господне»). Евангелие от Марка В синоптических Евангелиях рассказывается, что Христос отправлял Своих учеников на проповедь (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9), причем во время исполнения Его наказа апостолы исцеляли больных, помазывая их елеем (Мк 6. 13). Возможно, исцеление было непосредственно связано с изгнанием бесов (Мк 6. 13; 9. 17-29; ср.: Лк 10. 17). Впрочем, богословы сомневаются в том, что упоминаемые в Евангелии от Марка помазания могли быть таинством Е., поскольку они совершались до Страстей Христовых, когда апостолы еще не имели дара Св. Духа. Речь может идти либо о временном даре (ср.: 1 Кор 12. 9), либо о прообразе таинства (ср.: Ин 3. 22; 4. 1-2). Т. о., основным свидетельством установления таинства Е. является Послание ап. Иакова. Именно по этой причине протестант. богословы не считают Е. таинством, ссылаясь на то, что оно основано только на церковной традиции, а не на прямом указании Господа (что в классическом католич. богословии, с к-рым полемизировал протестантизм, должно было быть одним из обязательных признаков любого таинства). Послание ап. Иакова

http://pravenc.ru/text/189773.html

( Ис. 14:16, 26 ), и обещание это иснолнено в день 50-цы ( Деян. 2:1–4 ). Таинств этих семь (см. Притч. 9: 1–6 ): крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение; все они установлены Богом, но в каждом из них подается верующим особенный, определенный дар благодати, и потому в истинной Церкви должны быть все семь таинств. Инрархия в крестной Христовой Церкви ведет свое начало от Самого Христа, Который поставил в ней «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ) и имеют тесную, неразрывную связь с посланничеством Своего Основателя, полученную Им от Бога Отца. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, –сказал Спаситель апосголам, по воскресению Своему... Примите Духа Святого» ( Ин. 20: 21, 22 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их соблюдать все, что Я послал вам; и се, Я с вами во все дни до стончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Апостолы, следуя примеру своего Учителя и Господа, также избирали и посылали на дело служения Церкви достойнейших из своих учеников, сообщая им чрез рукоположение благодатные дары Св. Духа, необходимые–одним для служения епископского, другим–для священнического и третьим о – для диаконского, причем предоставили епископам право рукополагать других, учить и совершать таинства( 2Тим. 1:6; 2:2 ; 1Тим. 3:2; 5:22; 4:14 ; Деян. 20:28 и др.; Еф. 4:11–12 и др.). Поэтому, где нет законно рукоположенной, преемственной от апостолов, иерархии, там нет истинных учителей, совершителей таинств Божиих ( 1Кор. 4:1 ) и руководителей, нет благодати Св. Духа, а с нею спасения, нет и Церкви Христовой. А так как Православная Церковь имеет и законнорукоположенную, преемственную иарархию, полноту таинств и истинное течение веры, то она есть истинная Церковь Христова, в которой только и можно спастись. Вопреки такому учению, сектанты утверждают, что можно спастись и вне православной Церкви, причем в доказательство этого ссылаются на следующие места Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ложь этого учении сектантов об Елеосвящении для всех очевидна: ап. Иаков не учит, что бы над больным пресвитеры Церкви только молились, не помазывая его елеем, или чтобы от больного зависело совершать над ним помазание елеем или нет, а учит вот как: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Как произнесение слов: «Приимите, ядите» и т. д. без хлеба и вина не составят таинства Причащения, а одни слова «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» без погружения в воду не составят таинства св. Крещения, так и одна молитва пресвитеров Церкви над больным без помазания его елеем не составит таинства Елеосвящения, спасительного для тела и души больного. Это прекрасно понимают и сами сектанты, почему часто и спорят о необходимости Елеосвящения с помазанием больного маслом; но им теперь стыдно завести у себя подобие того таинства, которое они, вопреки ясному учению слова Божия, до сих пор отвергали. Если, наконец, сектанты считают слова ап. Иакова об Елеопомазании за совет, то почему же они не следуют хотя бы и совету апостола Христова? Очевидно, потому, что считают в тот совет для себя лишним, ставят свое мнение выше учения св. Апостола. Не слушая слов ап. Иакова об Елеосвящении, сектанты напрасно называют себя «евангельскими христианами» и последователями Христа, ибо, повторяем, Спаситель Сам сказал св. Апостолам: «Слушающий вас Меня слушает; и отвергающиеся вас Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ). II. Ответы и вопросы православного 1) Кем и когда установлено таинство св. Елеосвящения? 1) Еще первый раз посылая на проповедь св. Апостолов, Христос дал им повеление больных исцелять, мертвых воскрешать, прокаженных очищать и бесов изгонять, и Апостолы, сказано в Евангелии, «пошли и проповедывали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Лк. 6:12–13 ). Установил же Христос Елеосвящение, как таинство, очевидно, уже после славного воскресения Своего, когда устроял Церковь Свою, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Опять же, не для всех это, а кто имеет способности к этому, предрасположение, голос сердца. Но здесь не нужно мерить: кто выше, кто ниже, – просто люди все разные: один склонен к тому, другой к другому. И Церковь, имеющая все обильно и разнообразно для спасения и духовной жизни, содержит монашество как чин жизни, не как Таинство, я думаю, в т. числе и потому, чтобы люди, имеющие к нему склонность, нашли благодатную помощь для ее развития; но не имели повода превозноситься над браком. Мы – единая Церковь, с единой духовной жизнью во Христе; но для каждого человека свой путь, свое место в ней, в зависимости от склонностей, способностей души, меры, степени разумения и проч., поэтому и брак, и монашество одинаково важны и ценны для Церкви. Хочу напомнить вам замечательные слова прп. Силуана Афонского : все мы на земле проходим свое послушание от Бога, свое служение Церкви: кто – в семье, кто – в монашестве; кто – царь, кто – патриарх, кто – уборщица, и т.д.; но в Царстве Божием выше будет тот, кто больше любит Бога, – совершенно независимо от чинов, положений, сана, состояния брачного или безбрачного, и всего прочего. И вот об этом нам всем нужно думать и заботиться; а брак, как и монашество, есть не что иное, как именно школа этой любви. О Таинстве Соборования Подходят к концу наши беседы. Осталось нам, прежде чем подвести итоги, коснуться еще одного, последнего Таинства Церкви – Елеосвящения, или Соборования. Вот его определение: «Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на верующего благодать Божия. исцеляющая болезни душевные и телесные». Соборованием это Таинство называется потому, что церковное чинопоследование указывает совершать его собором священников, хотя при нужде оно может быть совершено и одним иереем. Установление этого Таинства восходит к Евангелию. Посылая Апостолов на проповедь, Господь дал им власть над нечистыми духами;., они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6, 7, 12 /13). Уже в Апостольское время сложился и чин совершения этого Таинства. Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Ин.5, 14 /15). И до сих пор Церковь содержит все три указанных Апостолом элемента этого Таинства: соборная молитва, помазание елеем и отпущение грехов.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Откровением вечности во времени нашей земной жизни суть святые Таинства Церкви. Всего святых Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак и Священство. «Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число таинств сверх седьми выдумано неразумными еретиками. Седмеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании» (Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о православной вере, 15. СПб., 1838). Действительно, все святые Таинства Церкви есть проявление в её жизни Апостольской веры, продолжение домостроительства нашего спасения. В Таинстве Крещения человек духовно рождается для новой святой жизни. Святыми апостолами оно совершалось по заповеди Божественного Наставника: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Сомнений в необходимости этого Святого Таинства не было, ибо знали и помнили слова Христа Спасителя: Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк.16:16 ). Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Родившийся духовно нуждается в дарах, которые бы помогали ему возрастать в духовной жизни. Такие дары подаются в Таинстве Миропомазания. О Божественном установлении его и благодатных дарах его святые апостолы говорят так: Вы имеете помазание от Святого и знаете все... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2,20,27 ). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ). Из этих слов видно, что «помазание от Святого», помазавший нас есть Бог, что подаваемые дары сообщают знание («знаете все»), «учат всему». Всё это не от человеческих измышлений. Но и после святого Миропомазания человек может грешить. Для оживления его в нравственной жизни, для прощения грехов в Церкви со времен апостольских есть Таинство Покаяния. Святые апостолы совершали это Таинство по прямому повелению Господа: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ), Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда ли, что после таинства Соборования человек вскоре умирает? 3 мин., 18.03.2022 Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли  (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему  (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло . Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде. Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан.

http://foma.ru/pravda-li-chto-posle-tain...

Сущность таинства.Таинство елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего Божия благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные (Прав. Катехизис). Оно именуется также соборованием, так как совершается собором пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем. Божественное установление таинства. – Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка 6:13 : многих больных мазали маслом и исцеляли. Наиболее ясное свидетельство о таинстве елеосвящения находится у апостола Иакова (5:14–15): Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи – простятся ему. Апостол говорит здесь не об особом «даре» исцелений; он предписывает определенную форму священнодействия, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание ап. Иакова на помазание елеем, как на обычное (хотя бы для того времени) врачебное средство, так как елей, при своем благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святой. Они называли себя не установителями таин Божиих, а только строителями таин и слугами Христовыми. Следовательно, и елеосвящение, заповедуемое св. апостолом Иаковом, имеет Божественное установление. В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о таинстве елеосвящения у св. Иринея Лионского и у Оригена . Позднее более ясные свидетельства о нем есть у свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста , от которых остались молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чин елеосвящения, – а также у св. Кирилла Александрийского . В пятом веке папа Иннокентий 1-й отвечает на ряд вопросов касающихся этого таинства. Он указывает, что совершать его следует над верующими больными и совершать его может и епископ, так как в словах апостола: да призовет пресвитеры – нельзя видеть запрещения епископу участвовать е священнодействии; только проходящим церковное покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть «таинство»; а кому запрещены прочие таинства, нельзя дозволить и это одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Церковь является той духовной Каной Галилейской, где Господом благословляется бракосочетание. Брак – это таинство; в браке любовью скрепленный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещаясь быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. В этом таинстве Богом освящается семейная жизнь, а также рождение и воспитание детей. Рождение ребенка есть новая ступень в преодолении эгоизма. Здесь двое жертвуют собой для третьего, и в этом они испытывают большую радость. Господь говорит: ...что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). Любовь предусмотрела все, в чем нуждается человек. Господь, посылая апостолов на проповедь, наказал им исцелять больных ( Мф.10:1 ); при наличии у больного сильной веры апостолы мазали их освященным маслом и больные получали исцеление. Апостол Иаков говорит об этом в следующих словах: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Так было установлено таинство Елеосвящения. Таким образом, Елеосвящение есть таинство, в котором епископ или иерей при помазании больного освященным елеем испрашивает для него благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи. Некоторые отцы и учители Церкви говорят, что в таинстве Елеосвящения Господь прощает больному забытые грехи. Церковь знает неисчислимое множество случаев исцеления больных силой этого таинства. Это таинство должны принимать все православные христиане, потому что у всех нас есть забытые грехи и никто не может считать себя лишенным духовного или физического недуга. Говоря о таинствах Церкви, о том глубоком и таинственном преображении, которое совершается в душе христианина, нельзя несколькими словами не коснуться совершителей этих таинств – священства. Рукоположение в духовный сан – это одно из семи таинств. Епископы, священники и диаконы составляют церковную иерархию, которой поручена проповедь Святого Евангелия, совершение таинств, а также управление делами Церкви. Святой Игнатий Богоносец учит, что епископ в Церкви – это образ Господа Иисуса Христа. В таинстве священства избранный благочестивый христианин через возложение на него рук епископа и произнесенную молитву получает особую благодать Святого Духа для учительства и совершения святых таинств. Пастырь – это человек, который ежедневно, ежечасно «полагает душу свою за овцы» (ср.: Ин.10:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

455. Откуда нам известно, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства? О том, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства, мы знаем относительно некоторых Таинств из Его собственных слов, приведенных в Священном Писании. Относительно же остальных нам известно потому, что они совершаются в Церкви, согласно Священному устному Преданию, с самого начала, а это не могло бы происходить, если бы Господь Иисус Христос их не установил. 456. Сколько Святых Таинств? Святых Таинств семь. 457. Как называются эти Таинства? 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Причащение; 4) Покаяние; 5) Священство; 6) Брак; 7) Елеосвящение. 458. Кто может совершать Таинства? Таинства могут совершать только епископ и священник. 459. Какие Таинства может совершать только епископ? Святое Таинство Священства может совершать только епископ. 460. Как мы должны принимать Святые Таинства? Святые Таинства мы должны принимать в изобилии и достойно, а именно: 1) мы должны к их принятию приготовляться с благоговением; 2) мы должны к ним приступать с верою и истинным стремлением к Богу и к Его благодати. 461. Какие Таинства могут быть совершаемы только один раз в жизни человека? Только один раз в жизни человека могут быть совершаемы: Крещение, Миропомазание и Священство. Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых 462. Как читается одиннадцатый член Символа веры ? Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю воскресения мертвых». 463. Что мы исповедуем одиннадцатым членом Символа веры ? Одиннадцатым членом Символа веры мы исповедуем, что Бог в последний день воскресит наше тело, хотя бы оно и было совсем распавшимся или уничтоженным, и что после воскресения оно будет прославлено и бессмертно ( Ин.5:28–29, 6:44 ; 1Кор.15:44, 53 ). Пояснения: I. Господь Иисус Христос сказал, что настанет время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», и что Он воскресит своих учеников в последний день ( Ин.5:28–29, 6:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

    454. Кто установил Святые Таинства?    Святые Таинства установил Господь Иисус Христос.     455. Откуда нам известно, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства?    О том, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства, мы знаем относительно некоторых Таинств из Его собственных слов, приведенных в Священном Писании. Относительно же остальных нам известно потому, что они совершаются в Церкви, согласно Священному устному Преданию, с самого начала, а это не могло бы происходить, если бы Господь Иисус Христос их не установил.     456. Сколько Святых Таинств?    Святых Таинств семь.     457. Как называются эти Таинства?    1) Крещение;    2) Миропомазание;    3) Причащение;    4) Покаяние;    5) Священство;    6) Брак;    7) Елеосвящение.     458. Кто может совершать Таинства?    Таинства могут совершать только епископ и священник.     459. Какие Таинства может совершать только епископ?    Святое Таинство Священства может совершать только епископ.     460. Как мы должны принимать Святые Таинства?    Святые Таинства мы должны принимать в изобилии и достойно, а именно:    1) мы должны к их принятию приготовляться с благоговением;    2) мы должны к ним приступать с верою и истинным стремлением к Богу и к Его благодати.     461. Какие Таинства могут быть совершаемы только один раз в жизни человека?    Только один раз в жизни человека могут быть совершаемы: Крещение, Миропомазание и Священство. Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых     462. Как читается одиннадцатый член Символа веры?    Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю воскресения мертвых».     463. Что мы исповедуем одиннадцатым членом Символа веры?    Одиннадцатым членом Символа веры мы исповедуем, что Бог в последний день воскресит наше тело, хотя бы оно и было совсем распавшимся или уничтоженным, и что после воскресения оно будет прославлено и бессмертно (Ин.5:28—29, 6:44; 1Кор.15:44, 53).     Пояснения:    I. Господь Иисус Христос сказал, что настанет время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», и что Он воскресит своих учеников в последний день (Ин.5:28—29, 6:44).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010