2 Ответы и вопросы православного 1) Кем и когда установлено таинство св. Елеосвящения? 1) Еще первый раз, посылая на проповедь св. Апостолов, Христос дал им повеление больных исцелять, мертвых воскрешать, прокаженных очищать и бесов изгонять, и Апостолы, сказано в Евангелии, «пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мр. 6:12–13 ). Установил же Христос Елеосвящение, как таинство, очевидно, уже после славного воскресения Своего, когда устроил Церковь Свою, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем» ( Деян. 1:3 ). Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). 2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного? 2) Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви», которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем, больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов. 3) Для чего установлено таинство Елеосвящения? 3) Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящего; и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему». 4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение? 4) Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутствующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол «если кто умирает из вас» и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас» и т. д.; и затем учит, что «молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В наши дни стало популярным лечиться нетрадиционными методами: у экстрасенсов, в магических салонах или применяя различные восточные методики. Ассортимент предлагаемых услуг огромен. Церковь же часто обвиняют в том, что она якобы совершенно не интересуется физической стороной жизни, не имеет никаких практик для оздоровления организма, как, например, религии Китая и Японии. Действительно, в христианстве нет разных дыхательных упражнений, гимнастик, йоги. В христианстве ставятся иные цели и задачи. Но это вовсе не значит, что физическая сторона подностью обделена вниманием. Сам Христос совершил огромное количество исцелений, среди которых встречаются и такие, которые просто не укдадываются в рамки человеческого понимания. Как пример можно привести исцеление слепых, парализованных, прокаженных и даже воскрешение умерших. Апостолы, посланные и наученные Христом, тоже исцеляли больных. Церковь и в дальнейшем продолжала заботиться о людях, не только облегчая их душевное состояние, но и физическое. 0б этом говорит апостол Иаков в своем послании: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников – прим. ред.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Так совершалось у первых христиан Таинство Елеосвящения, или Соборования 45 , и с самого начала оно понималось как Таинство исцеления тела и души (прощение грехов). Постепенно чин Елеосвящения развивался. В первые века христианства оно совершалось преимущественно у постели тяжелобольных. Позже, когда возникла практика строить при храмах больницы (еще один пример заботы о физическом здоровье), совершение Таинства Елеосвящения переместилось в Церковь . Сейчас в храмах Соборование совершается преимущественно Великим постом, который является временем сугубого покаяния. В этом Таинстве прощаются также забытые грехи. Поэтому на Соборование приходят не только больные люди, чтобы получить исцеление от болезней, но и здоровые – для очищения своей души от всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Возлагая всю свою надежду на Господа Бога, особенно в тяжких болезнях, мы должны пользоваться и теми средствами, какие даровал Он нам для врачевания от этих болезней. В Церкви новозаветной нет «овчей купели», но есть особое таинство, которое не только раз в году, а постоянно, во всякое время может врачевать нас от болезней телесных и духовных, — это таинство елеосвящения. Пользоваться им со всей определенностью повелевает святой апостол, когда говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Так, в 9 году девушка из города Струнино Владимирской области, Лидия Муравьева, находилась уже при смерти — у нее был рак левой груди. К врачам обратилась уже поздно, и после операции в больнице имени Боткина рана не заживала и улучшения не наступало. Ее привезли домой уже безнадежной, но она молилась Господу, и когда после соборования в Михеевском храме Троице-Сергиевой Лавры, которое проходило со слезными молитвами и верой самой Лидии и ее родственников, она три раза причастилась (в течение нескольких дней), то совершенно выздоровела: рана закрылась, осталось только белое пятно на левой груди как напоминание о бывшей болезни. Когда лечащие врачи, профессора увидели ее здоровой, то очень удивились, они думали, что ее уже нет в живых. Такова благодатная сила «новозаветной купели» — святых таинств елеосвящения и евхаристии, такова милость Божия к нам, грешным, и такова сила веры и молитвы! «Чего ни попросите в молитве с верою, — сказал Господь, — дано будет вам». К сожалению, мы очень редко, по укоренившемуся предрассудку, обращаемся к этому спасительному врачевству, как правило, перед самой смертью, когда душа расстается с телом. Между тем, по заповеди апостола, таинство елеосвящения предназначено для всех больных, изнемогающих от недугов, а не только для тех, кто приблизился уже к могиле. И, может быть, многие из наших скончавшихся собратий были бы еще живы, если бы своевременно воспользовались этой благодатной помощью.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго в восставит его Господь; в если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). 2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного? 2) Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви», которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов. 3) Для чего установлено таинство св. Елеосвящения? 3) Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему». 4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение? 4) Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутствующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол: «если кто умирает из вас» и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас» и т. д.; и далее учит, что «молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение. 5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение? 5) Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви чрез преемственно идущее от Апостолов рукоположение ( Еф. 4:11–13 ). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делаюсь вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5: 14–15 ). 2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного? Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви“, которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“. Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов. 3) Для чего установлено таинство св. Елеосвящения? Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и возставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему“. 4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение? Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутсвующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол: «если кто умирает из вас“ и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас“ и т. д.; и затем учит, что «молитва веры исцелит болящого и возставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение. 5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение? Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители таин Божиих» ( 1Кор. 4: 1 ), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви чрез преемственно идущее от Апостолов рукоположение ( Еф.4: 11–13 ). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делают вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 418 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет ап. Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения, и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 419 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак. 1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 420 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 421 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 422 . Но главное в словах ап. Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом новизна и существенное отличие новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы – Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15). Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог. Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

http://pravmir.ru/soborovanie-kak-gde-ko...

Таинство брака совершается только в церкви. Елеосвящение (соборование) Апостолы многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ) Таинство елеосвящения совершается над тяжело больным человеком, который всю надежду возложил на Господа – «Врача душ и телес». В этом таинстве и подается благодать Божия, врачующая недуги телесные и душевные (грехи), как о том пишет св. ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). По правилам церкви елеосвящение совершается семью священниками – собором, потому и елеосвящение часто называется «соборованием». По нужде таинство это нередко совершается одним священником, но в таком случае он должен читать все семь молитв от лица собора пресвитеров и вычитать все семь евангелий. Предварительно в пшеницу на отдельно поставленном столике ставят семь горящих свечей, означающих семь даров Св. Духа, а в особый сосуд наливаются чистый елей (масло) и вино в воспоминание евангельского милосердного самарянина ( Лк.10:34 ). Этой освященной смесью (соединением вина и елея) помазует священник чело, ноздри, щеки, уста, руки и грудь больного, чтобы освятить все его тело, все чувства и силы. Таинство елеосвящения, как врачевство духовное, или воздвигает по вере болящего от одра смерти, или служит средством «для безболезненной, непостыдной, мирной кончины» нашей, т.е. самого дорогого венца жизни христианской, о чем благочестивый христианин молится всю жизнь и что ублажает Сам Господь Бог: «блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей! говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» ( Откр.14:13 ). Как врачевство духовное, соборование может быть совершено несколько раз над одним и тем же человеком в случае повторения тяжелой болезни. Некоторые неразумные люди боятся приступать к соборованию, так как думают, что в случае выздоровления они должны будут вести жизнь монашескую, не есть мяса, не сообщаться с женой, ходить босиком… Но это выдумка людская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

XXXVI. О таинстве Елеосвящения Православное учение об елеосвящении как святом таинстве имеет для себя твёрдые основания и в Священном Писании и в данных истории. Предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Косвенно на это таинство указывает притча о милосердном самарянине ( Лк.10:30–37 ). Установление сего таинства, сделанное, конечно, по Божию повелению, видим в словах святого апостола Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Слова «во имя Господне» указывают на особое повеление и власть, данную апостолам и их преемникам, к совершению таинства. Впрочем, связь этого стиха с последующими, прямой смысл и тон речи свидетельствуют, что апостол только напоминает исполнять то, что было уже всем известно, что он не устанавливает нового таинства, на что он, как служитель только и строитель тайн Христовых, и не имеет права; но напоминает христианам долг пользоваться спасительным источником благодати Христовой, который был им известен. Да апостолы и не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), а учили только тому, что заповедал им Христос ( Мф.28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); значит, и елеосвящение установлено Самим Господом. В таинстве елеосвящения, при помазании тела освящённым елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Напоминая христианам об этом таинстве в вышеприведённых словах, апостол Иаков ( Иак.5:14–15 ) ясно говорит: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что посредством этого действия не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов, и 2) что совершать это таинство могут только пастыри-пресвитеры Церкви, чрез таинственное рукоположение уполномоченные на совершение таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

г) Елеосвящение (Соборование). Согласно определению, содержащемуся в «Пространном Православном Катехизисе», Таинство Соборования прямо нацелено на врачевание души и тела: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Елеосвящении). Таинство восходит к описанию действий апостолов: многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк. 6:13 ), а также к призыву апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14-15 ). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует собороваться всем, кто подвержен болезни. Соборным маслом можно помазываться и добавлять его в пищу: «Непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинство Соборования). Существует ошибочное мнение — во многом под влиянием католической сакраментологии, — будто Соборование совершается в качестве «последнего помазания» над умирающим человеком. Святитель Афанасий (Сахаров) на основе исторических данных опровергает это заблуждение, сообщая, что Таинство Елеосвящения совершалось над всеми верующими — как больными, так и здоровыми — с первых веков существования христианства. Молитва болящего На необходимость и действенность молитвы об исцелении указывает Священное Писание: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя ( Сир. 38:9 ). Содержанием молитвы должно быть в первую очередь благодарение Богу за болезнь с сознанием себя достойным болезни по своим грехам и с убежденностью в том, что болезнь послана для спасения души. Такая молитва, повторенная «десятки, сотни раз… убежденно, от всего сердца», приносит «облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение — признаки посещения благодатью Божией».

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010