12. Откуда ведет свое начало обычай возлагать на брачующихся венцы? «Радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). Что брак должно признавать за таинство, об этом свидетельствуют также и древнейшие церковные писатели – св. отцы и учители Церкви. Св. Игнатий Богоносец писал: «Подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению» 44 . Тертуллиан: «Счастливый брак совершается Церковью, утверждается приношением молитв и запечатлевается благословением, свидетельством ангелов, утверждением Отца» 45 . Собор Карфагенский I (398): «Жених и невеста, когда имеют быть благословляемы от священника, да приводятся родителями своими или споручниками»... Св. Иоанн Златоуст , поясняя слова ап. Павла о браке «Тайна сия велика есть», говорит: «Поистине это великое таинство, заключающее в себе сокровенную мудрость. Поэтому брачься с целомудрием только в Церкви» 46 . 6. Таинство Елеосвящения 1. Совершали ли Апостолы таинство Елеосвящения еще при жизни Христа Спасителя на земле и, значит, по Его повелению? «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). 2. Какое ясное и прямое повеление есть в слове Божием о совершении над больными таинства Елеосвящения? «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и, если он сделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Не может быть никакого сомнения в том, что таинство Елеосвящения совершалось в Церкви от времен апостольских, ибо Церковь не могла забыть, а тем более нарушить заповедь, так ясно преподанную Апостолами и столь спасительную для верующих. Но сохранились и некоторые свидетельства о нем у древнейших отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Имеется ли таинство брака у сектантов? Нет, потому что сектанты не имеют у себя Богопоставленных пастырей, которые одни только могут совершать таинства. Как называется сожительство мужчины с женщиной, не освященное молитвами пастыря Церкви? Такое сожительство называется блудом; блуд же есть страшный грех пред Богом, Который заповедал человеку: «не прелюбодействуй» (Исх., 20, 14). VIII. Таинство елеосвящения. Как учит Слово Божие о таинстве елеосвящения? Святой Апостол Иаков заповедует: «Волен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему» ( Ин. 5, 14–15 ). Есть ли таинство елеосвящения у сектантов? Нет, потому что у сектантов не имеется Богопоставленных пресвитеров Церкви, которые одни только, как заповедует ап. Иаков, имеют власть совершать таинство елеосвящения. Есть ли у них помазание больных елеем с молитвой, что заповедано в Слове Божием? Нет вовсе. IX. Какой же вывод по отношению к сектантам должно сделать из всего сказанного? Вывод должно сделать тот, что сектанты, как не имеющие в своем обществе Богопоставленных пастырей и святых таинств, не имеют на себе благодатных даров св. Духа и не принадлежат к Церкви – великому Телу Христову. Кто же не составляет единого Тела с Христом, тот, по слову Спасителя «не может делать ничего» почему «извергается вон, как ветвь, и засохнет: а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин. 15, 5–6 ). Часть вторая. X. О вере и добродетели. Чем еще отличается современное сектантство от Православия? Учением о вере и добродетели. Справедливо ли утверждают сектанты, что они, как рожденные от Бога, не могут грешить, по слову св. ап. Иоанна, который сказал: «Всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин. 3, 9 )? Нет, не справедливо, так как сектанты не могут считать себя рожденными от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80). Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы таинства святого елея. В древности это таинство совершалось несколькими пресвитерами, и не было строго установлено их число. Дозволялось делать это и одному пресвитеру. В конце VIII или в начале IX века в Восточной Церкви было принято, что елеосвящение должны совершать семь священников. Число это в Священном Писании символизирует совершенную полноту. В наших современных Требниках говорится о «седми священниках». Это предписание часто бывает трудно исполнить. Поэтому «христианской древностью было допускаемо совершение таинства и одним пресвитером, когда этого требовали обстоятельства. А последние нередко делали и единственно возможным совершение елеосвящения одним пресвитером» ( Венедикт (Алентов) ,епископ. К истории православного богослужения. С. 33). Содержащееся в Требнике чинопоследование таинства святого елея формировалось постепенно и в основном сложилось к XIII веку. Сколько раз нужно собороваться больному? Во время одной и той же болезни елеосвящение должно быть совершено только однажды. Люди, которые, страдая определенным недугом, многократно приступают к соборованию, проявляют маловерие. У некоторых верующих неправильное отношение к таинству святого елея проявляется в том, что они ожидают немедленного исцеления. Если этого не произошло, то они нередко впадают в уныние. Всеблагой Господь знает кому дать исцеление, а кого вести ко спасению путем болезней. Однако в любом случае все, кто с верою приступают к соборованию, получают духовную пользу. Таинство святого елея может совершаться в храме, если больной в состоянии передвигаться, а также дома или в больнице. Елеосвящение может быть совершено в любое время церковного года, а также в любой час дня и ночи, если этого требует состояние больного. После завершения таинства у болящего и присутствующих близких должно быть чувство радости и благодарения Богу за поданную милость. Совершение над болящим таинства елеосвящения, как средства духовного врачевания, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. И после соборования о болящем необходимо иметь заботу – приглашать врачей, давать лекарства, принимать другие меры к облегчению его страданий и выздоровлению. Премудрый сын Сирахов поучает: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» ( Сир. 38: 9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6) В словах ап. Иакова о помазании елеем больного и молитве над ним пресвитеров нужно разуметь, мудрствуют сектанты, совет, а не заповедь. Кто из больных хочет, тех пусть пресвитеры мажут елеем, а для нежелающих этого достаточно и одной молитвы. 6) Такое двусмысленное постановление об Елеосвящении сделали штундобаптисты на конференции (съезде), бывшей в немецкой колонии Рикенау, Таврической губернии, в 1882 году. В протоколе этой конференции сказано: «конференция предоставляет каждой общине поступать так, как будет желательно больному, – с елеопомазанием и молитвой призывать Господа, или только с одной молитвой без елеопомазания» 13 . Ложь этого учения сектантов об Елеосвящении для всех очевидна: ап. Иаков не учит, чтобы над больным пресвитеры Церкви только молились, не помазывая его елеем, или чтобы от больного зависело совершать над ним помазание елеем или нет, а учит вот как: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Как произнесение слов: «Приимите, ядите» и т. д. без хлеба и вина не составят таинства Причащения, а одни слова «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» без погружения в воду не составят таинства св. Крещения, так и одна молитва пресвитеров Церкви над больным без помазания его елеем не составит таинства Елеосвящения, спасительного для тела и души больного. Это прекрасно понимают и сами сектанты, почему часто и спорят между собой о необходимости Елеосвящения с помазанием больного маслом; но им теперь стыдно завести у себя подобие того таинства, которое они, вопреки ясному учению слова Божия, до сих пор отвергали. Если, наконец, сектанты считают слова ап. Иакова об Елеопомазании за совет, то почему же они не следуют хотя бы и совету апостола Христова? Очевидно, потому, что считают этот совет для себя лишним, ставят свое мнение выше учения св. Апостола. Не слушая слов ап. Иакова об Елеосвящении, сектанты напрасно называют себя «евангельскими христианами» и последователями Христа, ибо, повторяем, Спаситель Сам сказал св. Апостолам: «Слушающий вас, Меня слушает; и отвергающийся вас – Меня отвергается» ( Лук.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Тем не менее, все-таки мы подвергаем некоторому историческому анализу разные исторические наслоения в этом чине, как и в других чинах, выделяя здесь католическое влияние. Но все-таки мы должны помнить, что здесь есть влияние евангельского слова. Господь в Евангелии говорит: кому простите, тому простятся, кому оставите, тому оставятся. Видно, что католическое понимание таинства восходит именно к той установительной форме, которая дается в Евангелии, а оттуда как бы продолжает силу этого таинства. Конечно, сейчас мы ничего не можем тут менять, не можем ничего подвергать сомнению, но должны помнить, что православное понимание таинства состоит не в магическом употреблении власти, а в молитве и любви, в вере. Не так важно нам помнить, что «я властью Его мне данною, прощаю и разрешаю»; тут упор делается на преемство апостольской власти. Гораздо ближе нам православное понимание таинства, когда священник читал молитву, но в основном он именно молился; ему была дана эта власть, и он ее использовал, молясь. Но в наше время это таинство подвергается вновь очень сильной деформации, и понимание его очень сильно меняется под влиянием разных трудностей времени. Мы часто оказываемся лицом к лицу с тяжелой проблемой: что же будет дальше, если так пойдет, и что можно исправить. И надо сказать, что исправить что-либо очень трудно, потому что время такое сейчас скорбное, духовно трудное, когда покаяние как бы теряется человечеством. Люди перестают понимать, что значит каяться. Соответственно этому как бы уходит постепенно и таинство покаяния из жизни христианской.  04.05.94. Лекция 22. Таинство Елеосвящения Сегодня мы переходим к следующему таинству,таинству елеосвящения. Вы помните, что таинство созидает жизнь человека: крещение, в котором человек рождается для новой жизни; миропомазание, таинство брака, в котором созидается семья; таинство покаяния, где отпавший от Церкви человек вновь возвращается в нее. И вот, — таинство елеосвящения. Оно имеет некий сходный смысл с таинством покаяния. Об этом лучше всего говорится в Послании ап. Иакова, где апостол заповедует нам совершать это таинство: «Болен ли кто из вас, путь призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит Его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Таинство Елеосвящения (Соборование) Соборование (или Елеосвящение)таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) .

http://pravoslavie.ru/108661.html

Разделы портала «Азбука веры» В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Соборование (или Елеосвящение)таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк.2:3, 5 ). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение 1  для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) 2 .

http://azbyka.ru/obshhee-soborovanie-ist...

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Молитва за больных и Таинство Елеосвящения (Соборование) 14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 14-16). В этих строках православная догматика видит главное основание для Таинства Елеосвящения как соборной (в лице собора, т. е. нескольких пресвитер ов, ст. 14) молитвы за тяжелобольного. Помазание елеем (маслом), которое рекомендует Иаков, имеет и врачебный (масло с древних времен было целебным средством), но в большей степени символический смысл — как знак милостивого исцеления от Господа. Следует обратить внимание на то, что сами пресвитеры приходят к больному, так как он по причине болезни лишен возможности прийти в церковь (т. е. в собрание). Сейчас в церковной практике слова Писания относительно Елеосвящения толкуются более широко: как бы представляя собор, пресвитер нередко бывает один, да и больные часто вполне способны сами прийти в церковь. Исповедь и молитва друг за друга В разбираемом пассаже (ст. 16) содержатся еще два момента, имеющих значение для внутреннего и внешнего строя церковного бытия: 1) Признавайтесь друг пред другом в проступках. По-славянски: И#сповёдайте и4бо другъ другу corpэшe1hiz. Здесь можно видеть истоки развития такой церковной дисциплины, как Исповедь. Имеется в виду исповедание своих грехов не только как нарушений заповедей нравственного Закона, но и как прегрешений против чистоты и правды общественной, церковной жизни христиан: ведь христианский путь — это путь непременно в Церкви, т. е. в собрании верующих. Такое исповедание (Исповедь) предполагает испрашивание прощения за грехи у Церкви («друг перед другом»), и лишь в силу этого — перед Богом. Поэтому в заключительной молитве Таинства Покаяния до сих пор есть слова, обращенные к Богу о кающемся человеке: Примири2 и3 соедини2 е3го2 ст7е1й твое1й цр7кви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

– Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина. 29.7. Кто может собороваться?  – Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют. Существует неправильное понимание сути таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. 29.8. Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? – Участие во всех таинствах должно быть сознательным и добровольным. В случае если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником. 29.9. Можно ли соборовать младенцев? – Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов. 29.10. Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?  – Надо пригласить священника на дом. 29.11. Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?  – Соборование не отменяет и не заменяет таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Но и эта причина нимало не извиняет незаконного и неправильного действия, тем более что она дает повод врагам нашей Церкви (напр., графу Л. Толстому) обвинять последнюю в том, что она содержит нелепое и грубое колдовство. Следуя ясной заповеди св. апостола, Церковь не дала полномочий священнику совершать елеосвящение единолично, а предоставила право совершения этого таинства только собору иереев. Поэтому всякий священник, намеренно и сознательно решающийся совершать елеосвящение без участия других священников, есть ослушник Церкви, расторгающий вместе с тем и тот священный союз любви, которым связывается, подобно апостолам, собор пресвитеров. Такому иерею можно дать тот же совет, который преподан был Самуилом царю Саулу, поторопившемуся принести Богу жертву: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность есть такой же грех , как волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» ( 1Цар.15:22–23 ). Есть и такие священники, которые приступают к единоличному совершению сего таинства во имя любви к болящему, уступая его просьбам и не решаясь отказать ему в совершении над ним тайны елеосвящения. Но и такая любовь не должна побуждать священника к незаконным и неправильным действиям. Он должен прежде всего пояснить своим прихожанам, что единолично он не может совершить это таинство христианской любви и церковного общения, что необходимо присутствие еще нескольких пресвитеров, по меньшей мере, двух, чтобы был собор. Он должен расположить и самого болящего и его родственников, пригласить соседних священников. Если же невозможно таковых пригласить, то ни в каком случае не должно самонадеянно приписывать себе той силы и того духовного влияния, какое принадлежит только собору. Ибо если таковой священник, действительно, усердный молитвенник, если в его сердце есть, действительно, искра священной, сострадательной любви, то он должен быть вместе с тем и христиански смиренным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010